УДК 78(571.17)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА
© Анатолий Павлович МОХОНЬКО
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, г. Кемерово, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры эстрадного оркестра и ансамбля, заслуженный работник культуры РФ, e-mail: [email protected]
Воспитание художественного вкуса в любительском музыкальном коллективе рассматривается как процесс, основанный на педагогической деятельности. В педагогическом взаимодействии используется творческий потенциал руководителя и участника, воспитательный потенциал произведений искусства. Различные формы репетиционной работы становятся эффективным средством художественного развития личности, воспитания художественного вкуса. В процессе воспитания художественного вкуса методы собственно художественного воспитания неразрывно переплетаются с методами педагогического воздействия. В педагогическом взаимодействии используется творческий потенциал руководителя и участника, воспитательный потенциал произведений искусства. Руководитель любительского коллектива воспитывает художественный вкус не вообще, не абстрактно, а на конкретном музыкальном материале и исходя из реальных способностей конкретных лиц, с учетом их возраста и индивидуальности. Целостность педагогического процесса по воспитанию художественного вкуса в любительском музыкальном коллективе обусловливается фактором, заложенным в природе самой творческой деятельности.
Ключевые слова: вкус; учебно-воспитательный процесс; музыкант; коллектив; воспитание; концерт; руководитель; репетиция.
Воспитание художественного вкуса в любительском музыкальном коллективе мы рассматриваем как процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, предполагающей стимулирование активности личности обучаемого и овладение социальным опытом (знаниями, умениями, навыками, способами деятельности) воспитательного воздействия в рамках педагогического взаимодействия. Учебно-воспитательный процесс представляется как взаимодействие руководителя с коллективом и отдельными участниками. Это взаимодействие зависит от музыкальной компетентности сторон (участников и руководителей), от уровня педагогической подготовки руководителей, от развитости музыкальных интересов и их сопряженности с социальными интересами нашего общества, от статуса личности в коллективе, а также от стабильности и нравственного здоровья любительского коллектива. В педагогическом взаимодействии используется творческий потенциал руководителя и участника, воспитательный потенциал произведений искусства. Верно замечено, что художественная деятельность «приносит плоды лишь тогда, когда сопровождается художественно-образовательной работой и
активным знакомством с произведениями искусства» [1, с. 57].
В практике любительских музыкальных коллективов сложились разные формы учебно-воспитательного процесса. Мы относим их к числу основных форм репетиции; участие в массовых мероприятиях; концерты; встречи по музыкальным интересам; популяризация произведений отечественного и мирового музыкального искусства; самообразование.
От качественного состояния художественной деятельности участника музыкального коллектива и руководителя на тех или иных занятиях зависит успех всего учебно-воспитательного процесса. В то же время методическое организационное совершенство каждой из форм учебно-воспитательного процесса влияет на содержание художественной деятельности и ее результаты [2].
В процессе воспитания художественного вкуса методы собственно художественного воспитания неразрывно переплетаются с методами педагогического воздействия. От умений руководителя и коллектива соединять эти методы во многом зависит формирование художественного вкуса участников. Художественный интерес к занятиям в любительском музыкальном коллективе необходимо направлять так, чтобы усвоение тех-
ники исполнения сочеталось как можно более естественно и гармонично с широким художественным и музыкальным образованием [3, с. 134].
Основной формой учебно-воспитательного процесса являются репетиции. Они охватывают подготовительную работу по разучиванию музыкального произведения и его непосредственное разучивание, повторение, вплоть до концертного исполнения. По мнению многих специалистов, целью репетиций является подготовка произведения к исполнению и совершенствование исполнительской культуры коллектива. Мы не отрицаем важности такой цели. Она мобилизует, создает психологическое напряжение, заставляет стремиться к творческой самоотдаче, профессиональной выучке, ансамблевому совершенству [4]. Однако руководителю необходимо постоянно обращать внимание на формирование художественного вкуса участников [5].
Рассмотрим основы воспитания художественного вкуса на индивидуальных, групповых и сводных репетициях. Отношение к репетициям зависит от мотивации художественной деятельности. Участники музыкального коллектива видят значимость и привлекательность репетиций в развитии исполнительских навыков и раскрытии своих музыкальных способностей.
Руководитель любительского коллектива воспитывает художественный вкус не вообще, не абстрактно, а на конкретном музыкальном материале и исходя из реальных способностей конкретных лиц, с учетом их возраста и индивидуальности. При проведении репетиций необходимо учитывать уровень специальной подготовки музыкантов, уровень их художественного вкуса, чтобы вся последующая работа была направлена на его дальнейшее повышение и развитие. Специальная подготовка включает в себя владение инструментом в техническом и музыкальном отношении, развитый слух, память, чувство ритма. Кроме того, руководителю необходимо знать уровень художественного и общего развития музыкантов.
Учебная деятельность организуется как творческая. Это значит, что участник, по возможности, должен самостоятельно подходить к учебным задачам. Для этого надо, во-первых, заинтересовать его музыкальным исполнением, что достигается, прежде всего, умелым преподаванием, и, во-вторых, нау-
чить участника самостоятельно заниматься, приобретать художественные знания, расширять свой музыкальный и в целом художественный кругозор, для чего следует сформировать умение работать над музыкальным материалом, анализировать художественные явления, проявлять интерес к другим видам искусства [6].
Что должно интересовать руководителя в процессе подготовки произведения к исполнению? Все разнообразные сведения о данном произведении, в т. ч. исторические, а также тонкости музыкальные и исполнительские. Все это положительно скажется в работе по формированию художественных вкусов участников. Уточним эти сведения: история создания произведения; значение данного произведения в творчестве композитора; жизнь и творчество композитора; знание стиля эпохи, направления композитора; идейно-художественное и образно-эмоциональное содержание произведения (образные сравнения, ассоциации, связанные с исторической эпохой, литературным первоисточником, сюжетом, программой, другими видами искусства, явлениями жизни и природы, личными ощущениями и переживаниями и т. д.); форма, стиль, жанр произведения и их связь с содержанием (стилистические и жанровые особенности произведения); средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темп, тембр, динамика, ритм, фразировка, оркестровая фактура); соотношение выразительных средств музыкальной выразительности; динамический и смысловой ансамбль оркестровых групп; ритмический ансамбль [7].
При тщательном анализе произведения у руководителя складывается слуховое представление о реальном звучании и идейно-художественном содержании произведения, т. е. исполнительский замысел. Здесь определенную роль могут играть традиции исполнения произведения, исполнительские традиции коллектива, темперамент и мастерство музыкантов и руководителя. Однако определяющим в этой работе являются убеждения руководителя, его мировоззрение. В процессе ознакомления с произведением уточняются детали, расставляются все смысловые точки, артикуляция, дыхание, уточняются темпы, штрихи. В дальнейшей работе, при обдумывании исполнительского замысла, определяется уровень динамических и темповых контрастов, степень нагнетаний, кульминационные моменты. Исполнитель-
ский замысел руководителя не должен расходиться с замыслом композитора. А недостаточный исполнительский уровень отдельных музыкантов не должен служить помехой в осуществлении правильной трактовки. Хотя руководитель имеет четкий исполнительский замысел уже на первой репетиции, но в процессе работы над произведением, обмена мнениями с участниками, при преодолении технических и художественных трудностей могут вноситься коррективы в трактовку произведения.
Неоценимую пользу для качественного исполнения и воспитания художественных вкусов участников приносит прослушивание произведений, исполненных другими, родственными коллективами. Это дает возможность критически, но адекватно оценить собственную и прозвучавшую музыку, сравнить трактовки.
На занятиях раскрывается основное содержание произведения, дается характеристика музыкальных образов, их развития, раскрывается форма и специфика фактуры произведений, отмечаются особенности инструментовки, указываются наиболее трудноисполнимые моменты, обращается внимание отдельных музыкантов на сложные сольные и ответственные эпизоды и фрагменты в их партиях, на тональный план, темп и его и изменения, особенности динамики, частные и общие кульминации.
Иногда музыкальное произведение имеет определенную программу или в основе его лежит литературный сюжет. Руководителю необходимо ознакомить участников с первоисточником, программой. Знание общей фабулы первоисточника поможет музыкантам-любителям лучше познать основное идейно-художественное содержание музыкального произведения, более осмысленно приступить к его изучению [8, с. 36].
Чтобы иметь слуховое представление, необходимо почитать пьесу «с листа»; руководитель голосом или на инструменте дает пояснения. Сложные в техническом отношении произведения вначале прослушиваются в записи музыки на пластинках, магнитофонных пленках, в Интернете. Часто в программы любительских музыкальных коллективов включаются переложения классической и современной музыки. Поэтому есть смысл прослушивания произведения в различных исполнениях: симфоническим, народным, духовым оркестрами, хором и т. д. Полезно
объяснить участникам особенности переложения, специфику звучания эпизодов в прослушанных записях. Участники, слушая звучание произведения, следят за музыкальным развитием по своим партиям, отмечают динамику, метро-ритм, фразировку и т. д., что способствует ознакомлению с произведением и более сознательной работе над ним.
Желательно обсуждение прослушанного произведения, его качеств, характеристики тем, гармонии, инструментовки, формы. Участники могут высказать свое мнение о качестве исполнения отдельных партий и произведения в целом. Руководитель нацеливает внимание участников на узловые моменты исполнения, эталонное качество звучания отдельных инструментов и всего музыкального коллектива. Таким образом, уже перед началом исполнения произведения участники имеют звуковое представление о нем, понимают и принимают исполнительский план руководителя.
Подобное ознакомление воспитывает художественный вкус музыкантов-любителей, вовлекает их в творческий процесс. Важно заинтересовать участников своим показом произведения и рассказом, мобилизовать их на сознательное изучение музыкального произведения. Эффективность репетиций, уровень исполнительского мастерства всего любительского коллектива обеспечивается степенью освоения каждым участником своей партии, владением инструментом, наличием развитого художественного вкуса. От индивидуальной подготовки во многом зависит исполнительская форма участников, их отношение к концертным выступлениям. По верному замечанию А.П. Баранцева, «плохая форма» - это состояние подавленности, неуверенности, которому часто способствует слабое знание текста, техническая несостоятельность, страх и тревога перед возможной неудачей [9, с. 101].
Планирование и проведение индивидуальных занятий зависит от возможностей и желания участников. Каждому участнику назначается индивидуальное время для занятий с руководителем. Каждый участник, кроме самостоятельных, имеет в неделю 1 час индивидуальных занятий с руководителем. Индивидуальные занятия в коллективе организуются и планируются руководителем. Он ставит перед участником определенные задачи: технологические, музыкальные, художественные, определяет время занятий, их про-
должительность, наполняемость. Личным показом на инструменте он раскрывает смысл и значение данной партии в партитуре, своим рассказом поясняет задачу участнику, прививает любовь к музыке, что служит стимулом для постоянного совершенствования навыков игры на инструменте.
При индивидуальной работе руководитель использует ассоциации, сравнения и тем самым развивает образное мышление музыканта. Методическая помощь и систематический контроль в индивидуальной работе участника предполагает использование всего комплекса художественно-выразительных средств музыкального инструмента, что требует, в свою очередь, наличия таких знаний и умений у руководителя. Индивидуальные занятия - это возможность изучения личных качеств и способностей участника. Здесь в наибольшей мере может сказаться влияние художественного вкуса руководителя на воспитание участника. В непосредственной оценке исполняемого в определении характера произведения, его музыкального образа в обсуждении средств музыкально-художественного выражения достигается взаимопонимание, единство взглядов и чувств, преодоление отрицательных качеств характера, появляется та невидимая нить, которая связывает участника и наставника на протяжении всего времени занятий в коллективе.
Замечено, что участники любительского коллектива придают значение индивидуальной работе под непосредственным руководством наставника. Индивидуальные занятия предполагают и работу над сложными партиями, исполнение произведений под фортепиано, ансамблевые партии. Все это должно стать постоянной заботой руководителя, т. к. составляет основу совместного музицирования, усиливает интерес к занятиям в любительском коллективе. Очень важна доминирующая художественная и организационно-методическая деятельность руководителя на индивидуальных репетициях. Он стремится направлять художественную деятельность участника в важнейшие, отправные моменты формирования художественного вкуса, добиваясь ответного проявления необходимых способностей участника к восприятию, оценке и исполнению музыкальных произведений. Самостоятельная работа над музыкальным произведением требует от участника физических и волевых усилий, определенной очередности в работе над материалом (лег-
ким, трудным), настойчивости, усидчивости, хорошего физического состояния (в т. ч. хорошего состояния исполнительского аппарата), постоянного контроля за чистотой интонирования и коррекцией строя во время занятий.
На индивидуальных занятиях руководитель должен объяснить значение партии в партитуре, раскрыть художественный образ произведения, конкретно поставить художественную задачу для данной партии. Индивидуальную самостоятельную работу необходимо разнообразить на групповых и сводных репетициях [10].
Трудно переоценить значение групповых репетиций. Они выполняют непосредственно учебные функции: окончательную проверку нотного текста, изучение трудных мест в техническом отношении, тщательную отработку деталей произведения и т. д. На групповых репетициях руководитель также имеет возможность вести работу по совершенствованию исполнительского мастерства участников, воспитанию их художественного вкуса.
Для руководителя самым важным является глубокое, всестороннее восприятие и оценка музыкального произведения участником, развитие и совершенствование его ансамблевых качеств. Участник направляет свои усилия на глубокое и всестороннее восприятие, оценку музыкального образа, средств художественной выразительности, качественное исполнение своей партии в группе, выполнение дирижерских показов. Деятельность руководителя и участника взаимообусловлена. Если участники прочувствуют или поймут логику агогических и динамических изменений в произведении, то руководитель сможет четко выстроить ускорения и замедления, динамику в пьесе.
В процессе занятий в группе у участников вырабатывается навык слушания не только себя, но и рядом сидящего товарища. Тщательная отработка сложных технических мест воспитывает критическое отношение к своей работе, умение правильно и объективно оценивать свою игру и игру товарищей. Работа над отдельными эпизодами формирует у участника ответственность перед коллективом. При повторении партии необходима продуманность и точность аппликатуры, дыхания, нужно осмысленное и рациональное проигрывание. Такая скрупулезная работа сплачивает музыкантов в коллектив, дает возможность ощущать радость совмест-
ного творчества. Только в процессе коллективной художественной деятельности появляются отношения взаимопомощи, взаимоподдержки, сотрудничества и заботы друг о друге.
Коллективизм формируется тогда, когда все участники любительского коллектива объединены ощущением движения мелодической линии произведения к смысловой вершине, к кульминации. Ее должны чувствовать все участники. Это чувство единого движения сплачивает музыкантов, в момент исполнения они живут мыслью и едины чувством. Следует обращать внимание на групповые репетиции для более качественного изучения музыкальных произведений, что имеет немаловажное значение для воспитания вкуса. Может практиковаться педагогический прием как руководство группой со стороны опытных музыкантов. Это влияет на воспитание самостоятельности участников, развивает в них интерес, чувство инициативы. Представляется полезным приглашать на групповые занятия других музыкантов коллектива, которые бы знакомились со звучанием отдельных инструментов, их партий и всей группы, характером и особенностями музыки в данной группе.
После каждой групповой репетиции руководитель анализирует занятия, узнавая мнение на этот счет участников. Внимательно выслушивает замечания, предложения с их стороны, намечает дальнейшие пути реализации своего плана, исполнительского замысла. В зависимости от результатов занятий, качества звучания и особенностей исполнения партий, руководитель корректирует, существенно изменяет трактовку произведения, первоначальный исполнительский замысел. Таким образом, групповые репетиции требуют исполнительской точности, внимания, единства, воли. Кроме того, они развивают гармонический и мелодический слух, ритмический ансамбль, дают возможность лучше узнать произведение, различать стилевые особенности исполняемого произведения, осознать значение данной партии в партитуре. Все перечисленное положительно сказывается на воспитании и совершенствовании художественного вкуса.
Сводная репетиция всегда вызывает положительную реакцию участников. На то имеется несколько причин: общение со всеми участниками коллектива, эстетическое наслаждение от звучания всего музыкально-
го коллектива, возможность услышать целиком исполняемое произведение как результат собственных усилий, показать перед товарищами свои достижения.
На репетиции руководитель напоминает содержание, характер и другие особенности сочинения, ставит конкретную задачу коллективу на всю заключительную стадию работы над музыкальным произведением. В исполнении всегда присутствует импровизация, однако для развитого вкуса важна ее степень. Она может выражаться в собственном установлении динамических градаций, качестве исполнения штрихов, полноте, яркости, выразительности фразировки, агоги-ческих изменениях (хотя групповая игра сужает рамки импровизации в агогике и темпе). Неразвитый или испорченный вкус впадает часто в крайности: или гиперболизует различные моменты исполнения, или не может отойти от штампов, устоявшихся традиций.
Направляя усилия коллектива на изучение и отработку главных эпизодов произведения, руководитель обращает внимание на смысловое значение темы, части, раздела произведения, вызывает у участников образные ассоциации, выстраивает весь тематический материал в стройную систему логического музыкального развития. Немаловажное значение для воспитания вкусов имеет уровень и последовательность исполнительских требований руководителя к коллективу. Они должны быть высокими, но корректными и выполнимыми. Они стимулируют совершенствование мастерства участников, их самовоспитание, расширяют свой музыкальный и художественный кругозор.
Взаимодействие руководителя и участников на сводных репетициях музыкального коллектива заключается в следующем. Руководитель добивается всестороннего восприятия музыкального произведения объяснением особенностей его звучания; шлифовкой исполнительских навыков; анализом исполнения; прослушиванием; работой над цельностью произведения, его характером, музыкальным образом. Он обеспечивает эмоционально глубокое восприятие, адекватное переживаемому, основывая его на знаниях в области искусства (через репертуар, достаточный диапазон упражнений и приемов), развивает образные ассоциации.
Участник стремится глубоко и образно воспринять форму и содержание произведения, идею, выразительность исполнитель-
ских средств, характер музыкального образа, обоснованность трактовки произведения. Он проявляет широкую гамму чувств большой силы от всестороннего, полного и адекватного прочувствования музыкального произведения, художественного образа, идейно-образного содержания; эмоционально ощущает темп, ритм, кульминационные подъемы, агогические изменения.
Руководитель формирует и другой показатель художественного вкуса - всестороннюю общую оценку музыкального произведения (по его основным качествам), навык обоснования оценки в соответствии с истинной ценностью произведения. Соответственно, участник стремится объективно оценить идейно-художественную направленность произведения, средства художественной выразительности, характер, форму, содержание; проявляет понимание специфики жанра произведения; дает адекватную оценку соответствия формы и содержания произведения, средств воплощения, проникновения исполнителей в музыкальный образ, соблюдение стиля композитора, соответствие с его замыслом и трактовкой руководителя, традициями исполнения данного произведения [11].
При исполнении произведения руководитель развивает исполнительские качества участников, чувство меры, ответственности за исполнительское решение и его обоснование. Участник соблюдает нужный (заданный) темп, динамику, штрихи, исполнительский ансамбль, стремится достичь легкости, виртуозности в исполнении, мастерства в различных видах техники, привносит элементы импровизационности, собственное отношение к исполнению. Он стремится реализовать исполнительскую концепцию руководителя, воплотить идейно-образное содержание произведения с учетом особенностей жанра, стиля композитора. При исполнении он четко следует авторским указаниям, дирижерским показам, во взаимодействии с группой и всем коллективом проявляет собственные художественные возможности для выражения музыкального образа.
По мере выполнения поставленных задач, требования руководителя к участнику повышаются. Высокий уровень и последовательность требований руководителя к художественному вкусу участников способствуют повышению культуры музыкального коллектива и являются одной из действенных форм художественного воспитания. Стадии
репетиционного процесса всегда взаимосвязаны, некоторые из них могут сокращаться или опускаться. Так, незнакомое сложное произведение потребует больших усилий и времени на начальных этапах. Более простые произведения требуют обратного процесса -увеличения сводных репетиций.
Познавая, воспринимая музыкальный образ произведения, отрабатывая все его элементы, преодолевая исполнительские трудности, любительский музыкальный коллектив под управлением и с помощью руководителя подводит исполнение произведения к такому моменту, когда качество звучания позволяет сделать его публичным. Мелодия, гармония, темпы, строй, ансамбль, тембр, динамика, т. е. средства музыкальной выразительности, являются в этой работе материалом, который дает возможность создать художественный образ.
Активность участников в творческом процессе и качество конечного результата в значительной степени зависят от интересно поставленной перед коллективом главной исполнительской задачи, вытекающей из идейно-художественного содержания произведения. Музыковед и пианист Л.А. Барен-бойм писал, что «публичное исполнение разученного произведения - необходимая часть воспитания исполнителя» [12].
Кроме участия в различных общественных мероприятиях, любительский музыкальный коллектив выступает в т. н. «сборных» концертах с двумя-тремя пьесами. Участие в концерте, смотре, конкурсе ставит перед музыкантами задачу показать художественные достижения и, в первую очередь, - уровень исполнительского мастерства. Отчетный концерт дает возможность музыкальному коллективу всесторонне продемонстрировать свои достижения, музыкальную и художественную подготовку участников, их вкус, понимание стиля композитора и т. д. Концертная деятельность всегда занимает важное место в жизни любительского коллектива. Хорошо подготовленные и проведенные на высоком качественном уровне выступления при сознательной дисциплине и дисциплинированности способствуют удовлетворению художественно-эстетических запросов участников, расширению их музыкального кругозора [13].
Важно и полезно обсуждение концертных выступлений. Руководитель, выслушав мнение участников о качестве выступления
всего коллектива, их собственного и товарищей, подытоживает положительные и отрицательные моменты, устанавливает причины замеченных недостатков. На концертных выступлениях участники испытывают творческое волнение, которое должно быть в рациональных рамках, иначе «захлестнут» эмоции, наступит перевозбуждение, что отрицательно скажется на выступлении.
Выступление перед публикой - всегда творческий акт. И регламентирующее музыкальное исполнение, нотный текст, штрихи, нюансы, трактовка руководителем произведения не должны быть помехой для выявления собственных ощущений музыки, ее понимания участником. На участников стимулирующе действует выступление в качестве солистов с коллективом своих товарищей. Полезно аккомпанировать опытному солисту-профессионалу. Выступление коллектива с даровитым музыкантом дает возможность приблизить музыкантов-любителей к пониманию стилевых особенностей музыки. В каждой концертной программе должны быть одно-два произведения для солиста с музыкальным коллективом.
Испытывая дефицит партитур подобных произведений, руководитель инструментует аккомпанементы к наиболее популярным пьесам. При отсутствии профессионала солистами обычно могут выступать руководитель коллектива, наиболее подготовленные участники. «Выступать с оркестром могут и должны не только старшие ученики. Сколько счастья и незабываемых впечатлений испытывает ученик начальных классов, если ему доверяется сыграть пьесу с оркестром «больших» [14].
Но руководителю необходимо помнить и о другой стороне концертирования коллектива. Иногда потребность участников в глубоком творческом постижении искусства, развитии художественных вкусов подменяется концертно-исполнительской деятельностью, слишком частыми показательными выступлениями на смотрах, конкурсах, концертах или же лишь участием коллектива в различных мероприятиях.
К числу основных индивидуально-личностных проявлений художественного вкуса мы относим: познавательную активность, оригинальность художественного мышления, соблюдение меры в восприятии и воспроизведении музыки, верные суждения вкуса, интерес к различным видам искусств; инте-
рес к классической музыке (тяготение к высокохудожественным образцам). Совместные усилия руководителя и участников соотнесены с воспитательными и художественными целями и направлены на самое существенное в художественном вкусе.
Для расширения кругозора, привития интереса к исполняемым произведениям в коллективе, практикуются встречи с авторами исполняемых сочинений, репетиционная работа и концертные выступления с ними. На такие встречи приглашаются известные музыканты, дирижеры, проводятся беседы об их творчестве. Благотворно влияют на воспитание вкуса творческие встречи с другими любительскими коллективами. Участники знакомятся с исполнительской манерой коллектива, их репертуаром, оценивают качество игры, обсуждают убедительность трактовки пьес. Важно, чтобы после встреч, прослушиваний концертных программ, в коллективе состоялось обсуждение этого выступления, была дана его оценка.
Исключительное значение для воспитания художественного вкуса участников имеет посещение коллективом симфонических и хоровых концертов, оперных и драматических спектаклей, камерных концертов, концертов духовой музыки. Этим предоставляется возможность коллективного общения с искусством, произведениями различных его видов (театр, кино, музеи, выставки и т. д.) вне репетиций. В каникулярное время по инициативе самих участников или руководителя организуются выезды в летние и туристические базы отдыха, походы, поездки по местам боевой и трудовой славы отцов [15].
Учебно-воспитательный процесс в любительском музыкальном коллективе имеет прямой выход в широкую художественную практику. Очень полезными могут быть совместные выступления любительского коллектива с академическим хором, солистами и вокальным ансамблем, хореографическим коллективом, клубом авторской песни, оркестром народных инструментов, фольклорным коллективом, агитбригадой, ансамблем песни и пляски. Такая совместная работа принесет неоценимую пользу в воспитании художественного вкуса участников. А педагогически правильно организованный учебно-воспитательный процесс будет воспитывать у участников музыкального коллектива высокий художественный вкус.
Целостность педагогического процесса по воспитанию художественного вкуса в любительском музыкальном коллективе обусловливается фактором, заложенным в природе самой творческой деятельности. Эти закономерности выражаются в том, что организационные и технологические требования художественного воспитания одновременно становятся социальными, определяя содержание репетиций, организационно-деятельную и организационно-ценностную функции отношений между руководителем коллектива и участником. Закономерности воспитания вкуса воздействуют на сознание личности участников, формируя мотив-интерес творческой деятельности. Действенность педагогических основ по воспитанию вкуса обеспечиваются при условии точного определения задания по качеству и количеству изучаемого музыкального материала, подготовке обучающихся к выполнению и умению выполнить его, оказании участникам коллектива необходимой помощи при выполнении ими творческих заданий, открытом учете результативности с перспективой самоутверждения каждого участника. Такой подход приводит к повышению активности музыкантов-любителей в художественной деятельности, обеспечивает эффективное воспитание их художественного вкуса.
ческой конференции. Челябинск, 2005. С. 6568.
7. Игнатьев И.А. Художественные ценности как педагогическая проблема // Вопросы современного музыкознания: сборник научных трудов. Челябинск, 2005. Вып. 2. С. 164-172.
8. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.
9. Баранцев А.П. «Сценическая лихорадка» и проблемы ее преодоления у исполнителей на духовых инструментах // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы. Петрозаводск, 1985.
10. Корноухов М.Д. Интерпретационная культура учащегося в современном музыкально-педагогическом образовании // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. В. Новгород, 2010. Вып. 12. С. 8388.
11. Корноухов М.Д. Учить невозможному... // Преподаватель. М., 2001. № 6. С. 40-41.
12. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М., 2007.
13. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. М., 2005.
14. Сондецкис С. Из опыта работы со школьным оркестром // Музыкальное воспитание в СССР. М., 1985. Вып. 2. С. 158-159.
15. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. М., 2002.
1. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986.
2. Дуранов М.Е. и др. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск, 2001.
3. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., 1972.
4. Кузьмичев Л.А. Музыкальное воспитание в учреждениях дополнительного образования // Тезисы Межрегиональной научно-практической конференции Уральского педагогического университета. Екатеринбург, 2001. С. 117-119.
5. Мохонько А. Развитие художественного вкуса как средство воспитания джазового музыканта (на примере учебного эстрадного оркестра) // Джаз в контексте современной культуры: сборник научных трудов по материалам 5 Международной научно-практической конференции (заочной) / отв. ред. И.А. Хвостова. Тамбов, 2010. С. 35-48.
6. Игнатьев И.А. Модельно-прогностический принцип развития художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива // Материалы 26 научно-практи-
1. Fokht-Babushkin Yu.U. Khudozhestvennaya kul'tura: problemy izucheniya i upravleniya. M., 1986.
2. Duranov M.E. i dr. Pedagogika vospitaniya i razvitiya lichnosti uchashchegosya. Magnitogorsk, 2001.
3. LikhachevB.T. Estetika vospitaniya. M., 1972.
4. Kuz'michev L.A. Muzykal'noe vospitanie v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya // Tezisy Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii Ural'skogo pedagogicheskogo universiteta. Ekaterinburg, 2001. S. 117-119.
5. Mokhon'ko A. Razvitie khudozhestvennogo vkusa kak sredstvo vospitaniya dzhazovogo muzykanta (na primere uchebnogo estradnogo orkestra) // Dzhaz v kontekste sovremennoy kul'tury: sbornik nauchnykh trudov po materialam 5 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (zaochnoy) / otv. red. I.A. Khvostova. Tambov, 2010. S. 35-48.
6. Ignat'ev I.A. Model'no-prognosticheskiy printsip razvitiya khudozhestvennoy samodeyatel'nosti v usloviyakh proizvodstvennogo kollektiva //
Materialy 26 nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chelyabinsk, 2005. S. 65-68.
7. Ignat'ev I.A. Khudozhestvennye tsennosti kak pedagogicheskaya problema // Voprosy sovremennogo muzykoznaniya: sbornik nauchnykh trudov. Chelyabinsk, 2005. Vyp. 2. S. 164-172.
8. Mazel' L., Tsukkerman V. Analiz muzykal'nykh proizvedeniy. M., 1967.
9. Barantsev A.P. "Stsenicheskaya likhoradka" i problemy ee preodoleniya u ispolniteley na dukhovykh instrumentakh // Khudozhestvennaya deyatel'nost': esteticheskie, psikhologicheskie i metodicheskie problemy. Petrozavodsk, 1985.
10. Kornoukhov M.D. Interpretatsionnaya kul'tura uchashchegosya v sovremennom muzykal'no-pedagogicheskom obrazovanii // Uchenye zapiski instituta nepreryvnogo
pedagogicheskogo obrazovaniya. V. Novgorod, 2010. Vyp. 12. S. 83-88.
11. Kornoukhov M.D. Uchit' nevozmozhnomu... // Prepodavatel'. M., 2001. № 6. S. 40-41.
12. Barenboym L.A. Fortepiannaya pedagogika. M., 2007.
13. Kondratyuk N.N. Muzyka v shkole. Igry, konkursy, sovremennye metody. M., 2005.
14. Sondetskis S. Iz opyta raboty so shkol'nym orkestrom // Muzykal'noe vospitanie v SSSR. M., 1985. Vyp. 2. S. 158-159.
15. Medved' E.I. Esteticheskoe vospitanie shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. M., 2002.
Поступила в редакцию 10.05.2014 г.
UDC 78(571.17)
TEACHING THE FUNDAMENTALS OF EDUCATION OF ARTISTIC TASTE
Anatoliy Pavlovich MOKHONKO, Kemerovo State University of Culture and Arts, Kemerovo, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Professor of Variety Orchestra and Ensemble Department, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Education of art taste in amateur musical collective is considered as the process based on pedagogical activity. In pedagogical interaction the creative potential of the head and the participant, educational potential of works of art is used. Various forms of rehearsal work become an effective remedy of art development of the personality, education of art taste. In the course of education of art taste methods of actually art education indissolubly intertwine with methods of pedagogical influence. In pedagogical interaction the creative potential of the head and the participant, educational potential of works of art is used. The head of amateur collective cultivates art taste not in general, not abstractly, and on a concrete musical material and proceeding from real abilities of particular persons, taking into account their age and identity. Integrity of pedagogical process on education of art taste in amateur musical collective is caused by the factor put in the nature of the most creative activity.
Key words: taste; teaching and educational process; musician; band; concert; Manager; rehearsal.