Научная статья на тему 'Художественные ценности музыкального репертуара - основа воспитания художественного вкуса'

Художественные ценности музыкального репертуара - основа воспитания художественного вкуса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5412
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ПЕДАГОГИКА / РЕПЕРТУАР / МУЗЫКАНТ / КОЛЛЕКТИВ / РЕПЕТИЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ARTISTIC TASTE / PEDAGOGY / REPERTOIRE / MUSICIAN / REHEARSAL / STAFF / HEAD REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мохонько Анатолий Павлович

Рассматриваются основополагающие факторы, способствующие формированию художественного вкуса участников любительского музыкального коллектива. Один из важных, основополагающих факторов, который способствует формированию художественного вкуса - репертуар, вбирающий в себя широкий круг музыкально-стилистических направлений различных эпох, жанров, музыкальных форм. Воспитание художественного вкуса музыканта - процесс многогранный и трудоемкий. Одной из составляющих этого процесса является воспитание восприятия и воспроизведения произведения через осознание характера музыки. Репертуар - основа художественной деятельности коллектива. Он выполняет идейно-художественную и учебную функции, неразрывно связанные между собой. На его базе формируются музыкально-теоретические знания, совершенствуются исполнительские навыки, вырабатывается направленность художественно-исполнительской деятельности музыкального коллектива. Это направление деятельности, сущность которой во всестороннем раскрытии идейных, нравственных, эстетических, художественных сторон того или иного произведения. Вдумчиво подобранный репертуар является залогом педагогического успеха в воспитании художественного вкуса музыкантов-любителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC VALUES OF MUSICAL REPERTOIRE - THE BASIS OF EDUCATION ARTISTIC TASTE

The fundamental factors promoting formation of art taste of participants of amateur musical collective are considered. One of important, fundamental factors which promotes formation of art taste is the repertoire incorporating a wide range of the musical and stylistic directions of various eras, genres, musical forms. Education of art taste of the musician is many-sided and labor-consuming process. One of components of this process is education of perception and work reproduction through awareness of character of music. Repertoire is a basis of art activity of collective. It carries out the ideological and art and educational functions which are inseparably linked among themselves. On its base musical and theoretical knowledge is formed, performing skills are improved, the orientation of art and performing activity of musical collective is developed. This activity, which essence in comprehensive disclosure of the ideological, moral, esthetic, art parties of this or that work. Thoughtfully picked up repertoire is guarantee of pedagogical success in education of art taste of amateur musicians.

Текст научной работы на тему «Художественные ценности музыкального репертуара - основа воспитания художественного вкуса»

УДК 78(571.17)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА

© Анатолий Павлович МОХОНЬКО

Кемеровский государственный университет культуры и искусств, г. Кемерово, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры эстрадного оркестра и ансамбля, заслуженный работник культуры РФ, e-mail: [email protected]

Рассматриваются основополагающие факторы, способствующие формированию художественного вкуса участников любительского музыкального коллектива. Один из важных, основополагающих факторов, который способствует формированию художественного вкуса - репертуар, вбирающий в себя широкий круг музыкально-стилистических направлений различных эпох, жанров, музыкальных форм. Воспитание художественного вкуса музыканта - процесс многогранный и трудоемкий. Одной из составляющих этого процесса является воспитание восприятия и воспроизведения произведения через осознание характера музыки. Репертуар - основа художественной деятельности коллектива. Он выполняет идейно-художественную и учебную функции, неразрывно связанные между собой. На его базе формируются музыкально-теоретические знания, совершенствуются исполнительские навыки, вырабатывается направленность художественно-исполнительской деятельности музыкального коллектива. Это направление деятельности, сущность которой во всестороннем раскрытии идейных, нравственных, эстетических, художественных сторон того или иного произведения. Вдумчиво подобранный репертуар является залогом педагогического успеха в воспитании художественного вкуса музыкантов-любителей.

Ключевые слова: художественный вкус; педагогика; репертуар; музыкант; коллектив; репетиция; руководитель; репертуар.

Воспитание художественного вкуса -процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, область эстетического воспитания. Эстетическая развитость личности проявляется, прежде всего, в художественном вкусе, который определяет характер отношений эстетического субъекта с социально-культурной средой, способствует самореализации личности в художественной деятельности. Исследователи подчеркивают относительную самостоятельность, «автономность» личности и взаимообусловленность процессов становления всесторонне развитой личности и формирования индивидуального художественного вкуса [1]. Художественный вкус как сущностная характеристика личности проявляется в отношениях по поводу художественных интересов, художественной деятельности.

Художественный вкус представляет собой эстетическую установку, формирующуюся в эстетическом опыте человека. Хороший художественный вкус - это способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в быту, в искусстве [2].

Характеристикой вкуса считается степень его развитости или неразвитости, широты или узости. Развитость художественного вкуса определяется глубиной постижения эстетических ценностей. Широта или узость художественного вкуса во многом зависит от того, насколько обширна область эстетических ценностей, доступная вкусовой оценке, в какой мере человек способен эмоционально оценить эстетические ценности различных эпох, национальных культур, создаваемых в искусстве. Художественный вкус является особенностью личности, ее уникальностью. Те или иные вкусовые предпочтения зависят от воспитания, привычек, характера, жизненного опыта, общения человека [3].

Одним из важных, основополагающих факторов, который способствует формированию художественного вкуса участников в любительском музыкальном коллективе, -репертуар, вбирающий в себя широкий круг музыкально-стилистических направлений различных эпох, жанров, музыкальных форм. Посредством музыки участники коллектива знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, учатся понимать и исполнять произведения композиторов-классиков и наших современников.

Чтобы наиболее верно определить уровень художественного вкуса участника любительского творческого коллектива и степень его интереса к музыкальным занятиям, руководитель коллектива должен иметь конкретное представление о той «механике» возникновения и развития у человека музыкальных интересов, которая приводит его к практическому изучению музыкального искусства. Воспитание художественного вкуса музыканта - процесс многогранный и трудоемкий.

Одной из составляющих этого процесса является воспитание восприятия и воспроизведения произведения через осознание характера музыки.

Последовательная работа над разными образцами пьес позволяет обнаружить типичные особенности жанра каждого произведения, а привычное представление об их разнообразии обогащается при сопоставлении двух контрастных по характеру произведений.

Вопрос о том, что играть и включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности любого творческого коллектива. Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта происходят через осмысление репертуара, поэтому высокая художественность и духовность того или иного произведения, предназначенного для коллективного исполнения, есть первый и основополагающий принцип в выборе репертуара [4].

От идейной направленности и художественных достоинств репертуара зависит, насколько эффективным будет педагогическое руководство процессами формирования художественного вкуса в творческом коллективе.

Под репертуаром музыкального любительского коллектива мы понимаем организованную совокупность музыкальных произведений, которые cоставляют основу художественной деятельности коллектива, способствуют воспитанию художественного вкуса, развитию творческой активности участников.

Репертуар - основа художественной деятельности коллектива. Он выполняет идейно-художественную и учебную функции, неразрывно связанные между собой. На его базе формируются музыкально-теоретические знания, совершенствуются исполнительские навыки, вырабатывается направленность художественно-исполнительской деятельности

музыкального коллектива. Через репертуар возможно воспитательное воздействие на участников. При подборе репертуара для творческого коллектива необходимо соблюдать известные принципы: художественности, идейности, народности, правдивости.

Репертуар воспитывает художественный вкус музыкантов, расширяет их общеобразовательный и культурный диапазон. Только правильно подобранный репертуар как в художественном, так и в техническом отношении способствует творческому росту коллектива, повышению его исполнительского мастерства. Репертуар должен быть идейно содержательным и ценным в художественном отношении, разнообразен по своему содержанию. Репертуар накапливается и совершенствуется одновременно в зависимости от развития всех участников творческого коллектива [5].

Репертуарная политика должна опираться на методологическое положение о том, что музыкальные произведения, предназначенные для разучивания в любительском музыкальном коллективе, должны положительно влиять на эмоциональную проекцию личности участников, формировать их как личность самостоятельную, одухотворенную и высоконравственную. Вдумчиво подобранный репертуар является залогом педагогического успеха.

Особая ответственность лежит на руководителе любительского коллектива за воспитание художественного вкуса на образах музыки - произведениях русской и современной музыки. Ценность репертуара любительского коллектива заключается в его художественности. Как справедливо отмечается, «художественность - осуществление в искусстве верного, правдивого освоения жизни в художественном образе» [6, с. 23].

Руководитель, выбирая для творческого коллектива музыкальную программу, должен учитывать не только актуальность и музыкальную значимость произведений как необходимость для художественного, технического роста участников коллектива, но и их музыкальный опыт, уровень знаний в области музыкального искусства, исполнительские умения и навыки, полученные в процессе изучения и исполнения предыдущих музыкальных произведений. Доступность обеспечивается также музыкально-образовательной работой и совершенствованием исполнительских навыков.

Художественность и доступность - отличительные качества музыкальных произведений для начального этапа занятий в творческом коллективе. Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания художественного вкуса. Поэтому имеет значение, с какой музыкой надо знакомить участников коллектива, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным почерком композиторов. Участник воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому так важно реалистическое, правдивое отображение действительности.

Принцип отбора репертуара для любительского музыкального коллектива и критерии оценки репертуара, как считают Л.В. Шамина [7] и Т.С. Серебрякова [8], должны включать в себя четыре характеристики: идейность, художественную ценность, разнообразие и доступность исполняемых произведений. Частично используя элементы методик Т.С. Зиновьевой и Ф. Чабанного [9; 10] и на основе экспертных оценок мы установили 4 степени сложности репертуарных произведений, исполняемых любительскими музыкальными коллективами.

К произведениям первой степени сложности мы отнесли наиболее простые сочинения, пьесы в гомофонно-гармоническом изложении. Творческое воплощение таких произведений способствует быстрому пополнению репертуара коллектива, оно вполне доступно для начинающих коллективов и коллективов среднего исполнительского уровня.

Ко второй группе сложности относятся музыкальные произведения малых форм: это, прежде всего, оригинальные пьесы, народные песни, танцы в многоголосном изложении, хорального склада, произведения с элементами полифоническими. Разучивание и концертное исполнение произведений второй группы сложности стабилизирует уже достигнутые музыкально-исполнительские навыки любительского музыкального коллектива.

К произведениям третьей степени сложности мы причисляем сочинения малых форм классической музыки. Сюда же относятся и высокопрофессиональные обработки народных песен (попурри, фантазии, а также концертные пьесы). Фактурно произведения этой группы отличаются достаточно сложными гомофонно-полифоническими приемами изложения, использованием сочетаний отдельных исполнительских групп и т. д. Произведения третьей степени сложности представляют собой тот музыкальный материал, при помощи которого коллектив совершенствуется в творческом отношении и который наиболее эффективно способствует формированию высоких художественных вкусов участников.

Четвертую группу составляют инструментальные произведения высшей сложности и в фактурном, и в художественно-содержательном плане: это произведения классической русской, современной отечественной и зарубежной музыки крупных циклических форм. Их отличает сложная гармоническая и полифоническая фактура, интенсивное использование разнообразных приемов музыкального изложения, включая темброво-колористические приемы. Исполнение крупных произведений классической литературы требует от коллектива высокой исполнительской культуры и предполагает глубокую внутреннюю художественную культуру всех его участников. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов.

Музыка обогащает эмоциональное восприятие, переживание музыки. Смысловое и образное насыщение мелодий, которые используются в пьесах, помогает преодолеть пассивность восприятия, будит фантазию, увлеченность и желание творческих поисков художественных образов.

Установлено, что есть связь между уровнем художественного вкуса участников любительских музыкальных коллективов и качеством репертуара, который они осваивают. Выше уровень художественного вкуса там, где в репертуаре преобладают произведения III и IV степени сложности.

На начальном этапе обучения музыканта в творческом коллективе важно иметь в виду уровень развития художественного вкуса не только как результат этого обучения, но и как его начальную, отправную точку. Правильная оценка художественного вкуса чело-

века в период начала занятий музыкой, учет его развития в процессе овладения исполнительской игрой - одно из условий успешного художественного воспитания человека.

Выбор репертуара - показатель установок и ориентаций членов любительского музыкального коллектива и одновременно средство совершенствования не только их мастерства, но и мировоззрения. В сфере художественно-любительского творчества именно на этом этапе особенно ярко проявляется интерес личности, художественный вкус, направленность ее активности, мотивы. Руководитель использует репертуар в организованной и спланированной им работе по нравственному и художественному воспитанию.

Руководитель должен постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям, ставя перед участниками творческого коллектива все новые художественно-исполнительские и познавательные задачи. Работа над репертуаром предполагает знания стиля, творческой манеры композитора. Как известно, стиль представляет собой общность повторяющихся признаков, свойственных определенному мышлению композитора, стиль находит свое выражение в средствах музыкальной выразительности [11].

Следует заметить, что в творческих коллективах следует обращать внимание на сбалансированность репертуара. Работа над репертуаром складывается из нескольких этапов: выбор репертуара; интерпретация репертуарных произведений; непосредственное исполнение.

Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. В перечне исполняемых пьес должны присутствовать произведения различных эпох и композиторских школ. Это могут быть сочинения старинных мастеров, венских классиков, композиторов-романтиков, представителей современных зарубежных композиторских школ, русских композиторов-классиков. Включение в репертуар музыкальных произведений современных авторов позволит обучающимся овладеть стилем исполнения современной музыки. Отдельной страницей репертуарного списка могут включаться обработки народных песен.

Репертуар любительского музыкального коллектива - это направление деятельности, его воспитывающее воздействие достигается систематической учебно-педагогической работой, сущность которой именно во всесто-

роннем раскрытии идейных, нравственных, эстетических, художественных сторон того или иного произведения. Каждое взятое в репертуар произведение должно удовлетворять ряду художественных и педагогических требований. Однако в процессе его освоения заостряется внимание на отдельных конкретных моментах, учитывается развитие коллектива, особенности отдельных участников, а также объективные условия деятельности коллектива.

Работа над репертуаром дает возможность проникнуть в сущность содержания, осмыслить все проблемы, воплощенные в произведениях. Сложность вопроса подбора репертуара и в том, что участники музыкального коллектива - не только объект воспитания, но и одновременно - его субъект, т. к. концертная форма общения со слушателями превращает коллектив участников в воспитателей. Репертуар является стержнем идейно-художественной и педагогической работы, он оказывает большое воспитательное воздействие на участников, формирует их художественные вкусы.

На развитие музыкальных данных и воспитание хорошего вкуса влияет не только целенаправленная репетиционная работа над репертуаром, но и беседы, прослушивания записей одного и того же произведения в разных исполнениях, анализ прослушанной музыки. В анализе активное участие принимают участники творческого коллектива. Руководитель подводит итог их высказываниям и дает обобщенное представление об услышанном.

Подбор репертуара любительским музыкальным коллективом требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса в целом как системы формирования художественных вкусов. Процесс отбора музыкального материала в педагогическом аспекте не должен быть изолирован от художественно-содержательных качеств исполняемых произведений.

Воспитательную работу руководителя в музыкальном коллективе нельзя рассматривать как дополнение к процессу обучения. Надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим. Воспитание при обучении игре на музыкальном инструменте охватывает все стороны человеческой личности - мировоззрение, умственный кругозор, эстетические чувства. Велика роль музы-

кального обучения и в формировании художественного вкуса [11].

Личность музыканта складывается из взаимосвязанных развивающихся компонентов: художественного вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства. И естественно, чем шире круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности, язык исполненных произведений и, наконец, чем глубже они изучены, тем больше условий для разностороннего развития и воспитания художественного вкуса будущего музыканта.

По репертуару можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, исполнительских возможностях. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь коллектива, повышает его воспитательную функцию.

Любительское музыкальное исполнительство обладает большим нереализованным воспитательным потенциалом. В целом в процессе обучения игре на инструментах происходит погружение личности в процесс творчества, ознакомление с традициями и ценностями русского народа. Репертуар творческого коллектива формирует художественный вкус участников и их понимание музыкальной культуры в целом. На протяжении всего цикла обучения музыканты знакомятся с большим многообразием жанров и стилей отечественной и зарубежной музыки.

Лично участвуя в воспроизведении музыки, они учатся воспринимать, чувствовать и исполнять музыкальные произведения, ориентироваться в различных направлениях, жанрах и стилях классической и современной музыки. Таким образом, эстетическая направленность репертуара творческого коллектива способствует повышению уровня художественного вкуса.

Музыкальное обучение и воспитание художественного вкуса в коллективе может успешно протекать лишь при условии реализации трех тесно взаимосвязанных между собой сторон учебно-воспитательного процесса: формирования практических навыков; овладения знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей; развития восприимчивости и отзывчивости на музыку, воспита-

ния целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности [12].

Задача репертуара - неуклонно развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление участников коллектива, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, общественную «музыкальную память». Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала.

Основным требованием к подбору музыкальных произведений в коллективе является их художественная и эстетическая ценность. Это обусловлено тем, что творческая деятельность вообще и воспитательная функция музыкального исполнительства, в частности, могут быть успешно осуществлены лишь в процессе репродукции высокохудожественных произведений. Подлинно художественные произведения значительно сильнее пробуждают эмоции участников: содержание музыки вызывает интерес, обостряет восприятие, пробуждает творческие способности.

Классическая музыка как образец совершенного высокохудожественного мирового искусства составляет базовую основу концертного репертуара любого творческого коллектива. В педагогическом плане работа над классическими музыкальными произведениями - это высшая школа подготовки коллектива, которая позволяет воспитать у участников музыкальный и художественный вкус. Огромнейшие фонды классической музыки могут стать одним из значительных источников формирования репертуара. Отличаясь глубиной содержания, произведения русской и зарубежной классики значительно обогащают художественный вкус, повышают интерес и потребности обучающихся. Классика - это проверенная временем, лучшая школа воспитания художественных вкусов участников коллектива.

Следует также с большой ответственностью подходить к использованию крупномасштабных и сложных произведений мировой и отечественной классики. При выборе их следует учитывать реальные возможности любительской сцены, ограниченные технические и творческие возможности любительских коллективов.

Критический подход к подбору репертуара - одно из важнейших условий правильности решения о включении в работу классического произведения. Подбор репертуара художественных любительских кол-

лективов требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и задач по воспитанию художественного вкуса.

При выборе репертуара учитывается: возраст, общее развитие участников, круг знаний и представлений об окружающей действительности, уровень навыков восприятия музыки, степень отзывчивости на нее, понимание средств музыкальной выразительности. Однако важно подбирать такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию. То есть художественная форма музыкального произведения (в широком ее понимании) не должна быть сложной.

Не меньшее значение при подборе репертуара имеет постепенность его усложнения в соответствии с музыкальным и техническим развитием участников. Путь от простого к сложному - главный принцип в воспитании художественного вкуса. Сложность разучиваемых произведений наращивается постепенно, последовательно и непрерывно, что, в конечном итоге, приводит к заметному росту уровня художественного вкуса участников исполнительского коллектива. Таким образом, проблема репертуара всегда была основополагающей в художественном творчестве. С репертуаром связана не только художественная направленность искусства, но и сам стиль исполнения.

Репертуар как совокупность произведений, исполняемых тем или иным музыкальным коллективом, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в непрерывной связи с различными формами и этапами работы. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на формирование художественного вкуса. На базе репертуара накапливаются музыкально-теоретические знания, нарабатываются навыки коллективной игры, складывается художественно-исполнительское направление творческого коллектива [13].

При подборе репертуара выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучше-

го, что имеется в художественной сокровищнице современного общества. Высокие требования предъявляются к репертуару любительского коллектива любого жанра - танцевального, хорового, оркестрового (народного, эстрадного, духовного). Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива. Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителей интерес к художественному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовный мир, внутреннюю культуру, художественные вкусы [14].

Огромное воспитательное значение имеют произведения, связанные с историей страны. Они формируют верность традициям нашего прошлого, гражданскую зрелость. Другая группа пьес, вводимая в репертуар любительских коллективов, связана с народной инструментальной музыкой. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные сочинения, созданные на их основе. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения.

В трактовке пьесы многое определяется художественным вкусом, мастерством, вдохновением режиссера, дирижера, хормейстера, балетмейстера. Но при этом должно быть соблюдено требование, исключающее любое искажение содержания произведения [15].

Большое воспитательное значение имеют произведения, в которых звучат высокие мотивы военной тематики, посвященные образам наших современников и вопросам морали. С произведениями в первую очередь связывается задача повышения роли культуры и искусства в формировании мировоззрения, художественных вкусов, более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей людей. Эти требования относятся и к художественным любительским коллективам. Такой репертуар воспринимается с интересом, впечатляет своей духовностью и социальной активностью.

На основе изучения музыкальных произведений репертуара творческого коллектива участник овладевает спецификой исполнения музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм, познает особенности интерпретации стиля того или иного композитора, овладевает большим и разнообразным (по стилю, жанрам и форме) музыкаль-

ным материалом, расширяет багаж музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений, овладевает навыками вербальной интерпретации музыки [16-18].

Разнообразие стилей, жанров и форм изучаемой участником музыки является традиционным и педагогически оправданным в том смысле, что его соблюдение позволяет участникам художественного коллектива выработать собственный индивидуальный исполнительский стиль игры, выражающийся как в интерпретации музыки, так и в отношении к ней; расширить музыкальный интеллект; воспитывать художественный вкус, овладеть навыками исполнения самой разнообразной музыки.

В процессе занятий в творческом коллективе над репертуаром прививаются качества: стремление постоянно обогащать свои знания в различных областях искусства; стремление к выработке художественных вкусов; умение видеть красивое в художественных произведениях различных видов искусства; способность полноценно воспринимать прекрасное в любой области жизни; стремление развивать свои художественные способности и совершенствоваться в одном из видов искусства - в данном случае в исполнительстве в творческом коллективе. Состояние работы над репертуаром - одним из наиболее эффективных средств формирования художественных вкусов участников, основой художественно-воспитательного воздействия музыки является репертуар любительского музыкального коллектива.

1. Молчанова А.С. Междисциплинарный характер и категориальный статус понятия «эстетический вкус» // Эстетические категории: формирование и функционирование. Петрозаводск, 1985. С. 40-48.

2. Мохонько А.П. Развитие художественного вкуса как средство воспитания джазового музыканта (на примере учебного эстрадного оркестра) // Джаз в контексте современной культуры: сборник научных трудов по материалам 5 Международной научно-практической конференции (заочной) / отв. ред. И.А. Хвостова. Тамбов, 2010. С. 35-48.

3. Кузьмичев Л.А. Формирование ценностных ориентации школьников в процессе музыкального воспитания // Наши дети: обучение, развитие, воспитание, здоровье. Ярославль, 2004. № 3. С. 19-20.

4. Корноухов М.Д. Интерпретационная культура учащегося в современном музыкально-педа-

гогическом образовании // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. В. Новгород, 2010. Вып. 12. С. 8388.

5. Игнатьев И.А. Художественные ценности как педагогическая проблема // Вопросы современного музыкознания: сборник научных трудов. Челябинск, 2005. Вып. 2. С. 164-172.

6. Гей Н.К. Принцип партийности и проблема анализа современного литературного процесса // Современная литературная критика. М., 1985.

7. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М., 1983.

8. Серебрякова Т.С. Вопросы подбора репертуара в самодеятельном хоровом коллективе // Народное творчество. М., 1976. С. 32-44.

9. Зиновьева Т.С. Методические основы развития музыкально-эстетической культуры личности средствами хоровой самодеятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1986.

10. Чабанный В.Ф. Самодеятельный хоровой коллектив. Организация творческого и воспитательного процесса. Л., 1980.

11. Кузьмичев Л.А. Возможности музыкально-художественного воспитания в развитии творческой личности школьника // Вторые Алмазовские чтения. Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города: материалы региональной научной конференции. Ярославль, 2002. С. 332-335.

12. Корноухов М.Д. Интерпретация как вид художественной деятельности в музыкальном образовании // Художественное образование: творческий и культурный потенциал в прогрессивном развитии современного общества: материалы международной научно-практической конференции. Кострома, 2010. С. 106110.

13. Игнатьев И.А. Организация опытно-экспериментальной работы по созданию хора русской песни в условиях производственного коллектива // Вестник института педагогических исследований. Челябинск, 2005. Вып. 17. № 2. С. 22-32.

14. Корноухов М.Д. Структура методологического изучения нотного текста в инструментальном классе // Ученые записки института непрерывного педагогического образования.

B. Новгород, 2007. Вып. 9. С. 254-264.

15. Denora Tia Music in Everyday Life. Cambridge, 2000.

16. Кузьмичев Л.А. Музыкальное воспитание в учреждениях дополнительного образования // Тезисы межрегиональной научно-практической конференции Уральского педагогического университета. Екатеринбург, 2001.

C. 117-119.

17. Мохонько А.П. Самовоспитание вкуса как важный фактор всестороннего развития твор-

ческой личности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 6 (122). С. 118-125. 18. Мохонько А.П. Сущность художественного вкуса и его генезис // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 5 (121). С. 150-155.

1. Molchanova A.S. Mezhdistsiplinarnyy kharakter i kategorial'nyy status ponyatiya "esteticheskiy vkus" // Esteticheskie kategorii: formirovanie i funktsionirovanie. Petrozavodsk, 1985. S. 40-48.

2. Mokhon'ko A.P. Razvitie khudozhestvennogo vkusa kak sredstvo vospitaniya dzhazovogo muzykanta (na primere uchebnogo estradnogo orkestra) // Dzhaz v kontekste sovremennoy kul'tury: sbornik nauchnykh trudov po materialam 5 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (zaochnoy) / otv. red. I.A. Khvostova. Tambov, 2010. S. 35-48.

3. Kuz'michev L.A. Formirovanie tsennostnykh orientatsii shkol'nikov v protsesse muzykal'nogo vospitaniya // Nashi deti: obuchenie, razvitie, vospitanie, zdorov'e. Yaroslavl', 2004. № 3. S. 19-20.

4. Kornoukhov M.D. Interpretatsionnaya kul'tura uchashchegosya v sovremennom muzykal'no-pedagogicheskom obrazovanii // Uchenye zapiski instituta nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. V. Novgorod, 2010. Vyp. 12. S. 83-88.

5. Ignat'ev I.A. Khudozhestvennye tsennosti kak pedagogicheskaya problema // Voprosy sovremennogo muzykoznaniya: sbornik nauchnykh trudov. Chelyabinsk, 2005. Vyp. 2. S. 164-172.

6. Gey N.K. Printsip partiynosti i problema analiza sovremennogo literaturnogo protsessa // Sovremennaya literaturnaya kritika. M., 1985.

7. Shamina L.V. Rabota s samodeyatel'nym khorovym kollektivom. M., 1983.

8. Serebryakova T.S. Voprosy podbora repertuara v samodeyatel'nom khorovom kollektive // Narod-noe tvorchestvo. M., 1976. S. 32-44.

9. Zinov'eva T.S. Metodicheskie osnovy razvitiya muzykal'no-esteticheskoy kul'tury lichnosti

sredstvami khorovoy samodeyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1986.

10. Chabannyy V.F. Samodeyatel'nyy khorovoy kollektiv. Organizatsiya tvorcheskogo i vospitatel'nogo protsessa. L., 1980.

11. Kuz'michev L.A. Vozmozhnosti muzykal'no-khudozhestvennogo vospitaniya v razvitii tvorcheskoy lichnosti shkol'nika // Vtorye Almazovskie chteniya. Rol' tvorcheskoy lichnosti v razvitii kul'tury provintsial'nogo goroda: ma-terialy regional'noy nauchnoy konferentsii. Yaroslavl', 2002. S. 332-335.

12. Kornoukhov M.D. Interpretatsiya kak vid khudozhestvennoy deyatel'nosti v muzykal'nom obrazovanii // Khudozhestvennoe obrazovanie: tvorcheskiy i kul'turnyy potentsial v progressivnom razvitii sovremennogo obshchestva: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kostroma, 2010. S. 106-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ignat'ev I.A. Organizatsiya opytno-eksperimental'noy raboty po sozdaniyu khora russkoy pesni v usloviyakh proizvodstvennogo kollektiva // Vestnik instituta pedagogicheskikh issledovaniy. Chelyabinsk, 2005. Vyp. 17. № 2. S. 22-32.

14. Kornoukhov M.D. Struktura metodologiches-kogo izucheniya notnogo teksta v instrumen-tal'nom klasse // Uchenye zapiski instituta nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. V. Novgorod, 2007. Vyp. 9. S. 254-264.

15. Denora Tia Music in Everyday Life. Cambridge, 2000.

16. Kuz'michev L.A. Muzykal'noe vospitanie v uch-rezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya // Tezisy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii Ural'skogo pedagogicheskogo universiteta. Ekaterinburg, 2001. S. 117-119.

17. Mokhon'ko A.P. Samovospitanie vkusa kak vazhnyy faktor vsestoronnego razvitiya tvor-cheskoy lichnosti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 6 (122). S. 118-125.

18. Mokhon'ko A.P. Sushchnost' khudozhestvennogo vkusa i ego genezis // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 5 (121). S. 150-155.

Поступила в редакцию 30.04.2014 г.

UDC 78(571.17)

ARTISTIC VALUES OF MUSICAL REPERTOIRE - THE BASIS OF EDUCATION ARTISTIC TASTE Anatoliy Pavlovich MOKHONKO, Kemerovo State University of Culture and Arts, Kemerovo, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Professor of Variety Orchestra and Ensemble Department, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The fundamental factors promoting formation of art taste of participants of amateur musical collective are considered. One of important, fundamental factors which promotes formation of art taste is the repertoire incorporating a wide range of the musical and stylistic directions of various eras, genres, musical forms. Education of art taste of the musician - is many-sided and labor-consuming process. One of components of this process is education of perception and work reproduction through awareness of character of music. Repertoire is a basis of art activity of collective. It carries out the ideological and art

and educational functions which are inseparably linked among themselves. On its base musical and theoretical knowledge is formed, performing skills are improved, the orientation of art and performing activity of musical collective is developed. This activity, which essence in comprehensive disclosure of the ideological, moral, esthetic, art parties of this or that work. Thoughtfully picked up repertoire is guarantee of pedagogical success in education of art taste of amateur musicians. Key words: artistic taste; pedagogy; repertoire; musician; staff ; rehearsal; head repertoire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.