УДК - 7.01
РЕПЕРТУАР В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА
А.В. Огородова1), Ю.Н. Биляр2), А.А. Яговдик3), А.Ф. Кисилёв4),
Белгородский государственный институт искусств и культуры
1)e-mail: [email protected]
2)e-mail :j [email protected]
3)e-mail: [email protected] 4)Музыкальный колледж им. С. А. Дегтярёва БГИИК e-mail: [email protected]
Статья посвящена влиянию репертуара в классе специального инструмента на формирование эстетических воззрений молодёжи в современных условиях. Авторы рассматривают основные разделы педагогического художественного репертуара (классическая музыка, фольклор, современная академическая музыка, джаз) и анализируют степень их влияния на процесс становления исполнительского мастерства и воспитания эстетического чувства.
Ключевые слова: художественный вкус, фортепиано, репертуар, современная культура, классика, джаз, фольклор.
Многие деятели культуры и искусства, рассуждая о современном состоянии культуры, приходят к печальному выводу, что сегодня наша культура разрушается планомерно и стремительно. Мы живём в ситуации эстетической катастрофы. И она ничуть не менее опасна, нежели катастрофа экономическая или экологическая. Музыку сегодня разучились слушать, так как в нашей стране целенаправленно насаждается клиповое сознание. Музыка в жизни общества приобрела преимущественно фоновую, обслуживающую функцию, её назначение -удовлетворять запросы публики, потребности человека в досуге, развлечении. Лёгкий жанр стал своеобразным оформлением жизненных ситуаций, необходимым звуковым фоном, на котором и происходит стихийное, неконтролируемое формирование музыкального опыта, восприятия и вкуса детей, молодёжи.
Современный уровень развития общества, его экономики, культуры предъявляет новые требования к организации процесса музыкального образования. На данном этапе научить разбираться в музыке и отличать высокое подлинное искусство от дешёвой подделки - актуальная для педагогики задача.
В нынешних условиях содержательность и направленность педагогического материала (репертуара) приобретает огромнейшее значение. Современный репертуар при обучении игре на музыкальном инструменте поистине необозрим. Он включает в себя разнообразную музыку от добаховских времен до наших дней. Сохраняя как незыблемую основу свой классический фонд от Баха до Прокофьева, педагогический репертуар постоянно обновляется. Основные источники его пополнения - это, с одной стороны, сочинения современных композиторов; с другой - новые публикации произведений старинных мастеров. Известно, что, к примеру, индивидуальный план
ученика детской музыкальной школы, складывается из произведений различных эпох и систем, именно такая установка способствует наиболее интенсивному и техническому развитию начинающего музыканта. Достаточно широкий диапазон репертуара призван наиболее действенно и многосторонне развивать художественный вкус, способствовать накоплению эстетических впечатлений. Так как, по мнению М. Пиотровского, «за то, чтобы у людей формировался хороший вкус, надо бороться всеми доступными средствами»1. Президент РФ В. Путин также неоднократно призвал «воспитывать высокий художественный вкус и стандарты поведения»2.
Традиционно художественный репертуар в классе специального инструмента включает в себя 1) произведения классического наследия; 2) народную музыку в различных обработках и аранжировках; 3) произведения современной академической музыки. Сегодня к этому незыблемому списку преподаватели всё охотней и уверенней добавляют джазовые и эстрадные пьесы. Мы полагаем, что сочетание всех этих направлений при составлении репертуара способствует наиболее полному раскрытию потенциала обучающегося и формирует у юного музыканта стойкий интерес к лучшим образцам музыкальной культуры прошлого и современности, то есть прививает и развивает эстетическое чутьё и художественно-развитый вкус. Рассмотрим все составляющие художественного репертуара.
Классическое наследие. Проблема влияния классической музыки на развитие музыкального восприятия учащейся молодежи достаточно актуальна на современном этапе. Как показывает практика, современная молодежь увлекается в основном поп -и рок-музыкой, просмотром музыкальных развлекательных телепрограмм. А между тем, именно классическая музыка способна в большей степени побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира, к активному мышлению. Классическая музыка способна воспитывать внутреннее благородство, восприимчивость к краскам жизни3. Американский пианист Ван Клиберн говорил о классической музыке: «В её звучании заложены не только чисто музыкальные смыслы, но и общечеловеческие ценности, которые понятны всем людям независимо от того, когда они жили и в какой стране. Те, кто глубоко погружён в это искусство и его изучает, приходят к осознанию того, что в нём заключается весь духовный опыт человечества. Когда ты приобщаешься к этому, то начинаешь понимать, какое это огромное явление и насколько оно больше тебя самого. В этом общении с великим искусством начинаешь постигать эволюцию человеческого мира, и это чувство можно назвать откровением. <...> Музыкальная наука способствует воспитанию многих качеств в человеке - концентрации, способностей к архитектуре, арифметике, математике. Она учит видеть какие-то самые характерные человеческие черты, особенности. Я думаю, что классическая музыка обеспечивает в нашем сознании взаимосвязь между всеми элементами мира,
4
тем самым создавая гармонию и красоту» .
Классической музыкой называют выдающиеся произведения музыкального искусства, отображающие действительность в звуковых образах, а также прошедшие
1 Исмаилова А. Михаил Пиотровский: к экскурсии в Эрмитаж даже президенты готовятся // Антенна. 2006. № 8. С. 14.
2 Осипов В. Интерактивные молчальники // ЛГ. 2007. № 40. С. 2.
3 Сивухина Е.А. Формирование художественного вкуса учащегося на музыкальных занятиях (на материале учебно-воспитательной работы в фортепиано-исполнительском классе / Диссертация на соискание учёной степени доктора наук. МГПУ, 2007. С. 25.
4 Клиберн В. «Ваш друг до конца жизни» //ЛГ. 2008. № 11. С. 6.
апробацию временем и признанные во всем мире как высокохудожественные5. На произведениях классиков воспитывается высокая культура, шлифуется чувство стиля. Неоценимую пользу приносят изучение музыкальных гениев Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена для развития исполнительского мастерства. Работа над классической музыкой приучает преодолевать психологические трудности, связанные с многоплановостью полифонического изображения. Труд, потраченный на эту сложную, интересную работу с лихвой окупается: в дальнейшем обучающийся может свободно обращаться с любым музыкальным материалом, имеющим сложные звуковые линии (Прокофьев, Шуман и др.).
Кроме полифонических произведений и крупной формы (сонат и вариаций), значительную часть педагогического репертуара составляют пьесы малой формы. На вооружении преподавателей фортепианных классов много замечательных сборников композиторов-классиков для молодых музыкантов, ставших хрестоматийным материалом. Начинающие исполнители любого возраста и любой степени продвинутости с большим удовольствием работают над пьесами малой формы. Причины вполне объяснимы:
- удобный формат (малая форма);
- разнообразие характеров и образов, что позволяет педагогу выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства юного музыканта и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;
- богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить обучающегося с разными музыкальными стилями;
- возможность использовать такие произведения для участия в концертах.
Для педагога работа над пьесами - это закрепление навыков, приобретенных при работе над гаммами, упражнениями, этюдами и классической частью репертуара, гораздо менее любимой учениками.
Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения -достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.
В педагогическом плане работа над классическими музыкальными произведениями - это высшая школа подготовки начинающего музыканта, которая позволяет воспитать у него художественный музыкальный и общеэстетический вкус, сформировать высокий уровень исполнительской культуры игры на инструменте, эффективно развить как общие, так и специальные музыкальные способности6.
Необходимо добавить, что в эстрадно-джазовом образовании классической музыке обводится важная роль. В каждом учебном заведении этот вопрос решается по-своему. По мнению Б. Мочалина, «нам импонируют традиции ростовских школ, где классический репертуар на первых годах обучения превалирует над эстрадным (в соотношении, приблизительно, 70% на 30%»7.
Народная музыка. Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор
5 Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. М.: Педагогика, 1985. С. 235.
6 Рихтер С. Несколько мыслей о советской музыке // Советская музыка. 1956. № 1. С. 86-125.
7 Мочалин Б.В., Биляр Ю.Н. Эстрадно-джазовое направление подготовки музыкальных работников Белгородской области: проблемы и перспективы // Т еория и практика эстрадно-джазового музыкального образования. Сборник научных трудов. Вып. 1. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. С.9.
духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения8.
Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у юных исполнителей высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь учащихся с самого раннего возраста, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Так, композитор Бела Барток в своё время сумел сделать, казалось бы, непосильное отдельному человеку: он собрал в странах балканского и смежных с ним регионов более десяти тысяч народных мелодий, систематизировал, обработал и создал на этой основе замечательный детский педагогический репертуар, вводящий ребёнка и в мир народной песенности, и в логику современного музыкального языка .
Основу учебно-педагогического и концертного в классе специального инструмента на ранних этапах обучения должна составлять именно народная музыка. Это положение подтверждают современные тенденции развития исполнительского искусства, которые выражаются: а) в широком и повсеместном обращении педагогов и концертирующих исполнителей к народной музыке, в её популяризации среди профессионалов и начинающих музыкантов; б) в поиске композиторами новых выразительных возможностей (в настоящее время этот процесс носит разносторонний и разнонаправленный характер: это фольклорные и стилизованные обработки народных мелодий, их аутентичное и авангардное звучание, эстрадные и джазовые транскрипции); в) в выходе народной музыки на широкую концертную сцену; г) в введении в обязательные программы исполнительских конкурсов произведений современных авторов на народные темы.
Объективная необходимость изучения произведений народной музыки в классе специального инструмента обуславливается необходимостью владения навыками интерпретации специфического народного стиля инструментального музицирования. Как известно, этот стиль отличается оригинальными исполнительскими приёмами игры и звукоизвлечения на инструменте и даже некоторой манерностью, которую следует понимать как отражение творческой индивидуальности музыканта или демонстрацию его самобытной региональной принадлежности; яркой образностью, характерностью музыкального языка. В фольклоре многих исполнителей привлекает новизна и простота, разнообразие
8 Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программы и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. М.: Мнемозина, 1998. С. 23.
9 Середа В. Чему не учат в школе? Мифы и реальность музыкального образования в России // Культура. 2008. № 32. С. 3
выразительных средств, смелость их варьирования, раскрепощённость и свобода музицирования, основанная на импровизации10.
Современное исполнительство позволяет с особой выразительностью довольно натурально показать колорит русской народной музыки, продемонстрировать ее богатство ее тембровой и звуковой палитры, разнообразие метроритмической организации, задушевность и тонкий лиризм мелодики11.
Современная академическая музыка. Художественно-эстетическая ценность современных произведений композиторов не вызывает сомнений. Их восприятие и исполнение представляет для начинающих музыкантов определённую трудность, которая обусловлена, прежде всего, новаторством музыкального содержания, необычностью музыкального языка и особой спецификой восприятия. Вместе с тем, современная музыка, отражающая действительность, выражающая настроения, чувства и мысли наших современников представляет собой качественно новый стилевой этап в развитии музыкального искусства, её восприятие и осознание расширяет музыкальный опыт учащегося, способствует развитию музыкального кругозора и вкуса, всестороннему становлению профессионального музыканта. Поэтому развитие интереса юных музыкантов к серьёзной современной музыке особенно важно, так как именно в этом возрасте закладывается основы эстетического чувства и ценностей, музыкальных представлений и вкуса будущего музыканта. Как пробудить интерес к лучшим образцам современной музыки, каким образом научить слушать и понимать новый музыкальный язык, каким путём должно пойти музыкальное обучение, развивая массовый музыкальный вкус? - все эти вопросы актуальны в современном музыкальном обучении.
Если говорить о приобщении к современной музыке в ДМШ, то следует учитывать, что слуховой опыт и «интонационный» словарь начинающего исполнителя минимален. Поэтому следует развивать восприятие ребёнка в том направлении, на котором слух его, пусть не сразу, после нескольких прослушиваний, постепенно будет улавливать свойства и связи непривычных, новых музыкальных языковых систем, присущих данному стилю (или данному типу композиторской техники, композитору, произведению). Благодаря этому начинающий свой исполнительский путь музыкант сможет ориентироваться в различных языковых системах, понимать разные «музыкальные стили», а в дальнейшем и широко пропагандировать сочинения современных композиторов, исполняя их на различных концертных сценах.
Музыканты-исследователи считают: «Необходимо, чтобы буквально с самого начала ребёнок учился воспринимать каждый компонент музыкального языка не как нечто незыблемое, а как динамический, естественно развивающийся элемент - без этого невозможно органичное понимание современной музыки»12. Современная музыка со всеми её особенностями должна полноправно входить в репертуар. Задача педагога заключается в том, чтобы буквально с первых занятий приобщить ученика к произведениям, написанным в различных стилях. Современная музыка, если она по-настоящему образна и талантлива, воспринимается не хуже, чем классика, несмотря
10 Рихтер С. Несколько мыслей о советской музыке // Советская музыка. 1956. № 1. С. 34.
11 Сивухина Е.А. Формирование художественного вкуса учащегося на музыкальных занятиях (на материале учебно-воспитательной работы в фортепиано-исполнительском классе / Диссертация на соискание учёной степени доктора наук. МГПУ, 2007. С.128 - 134.
12 Копчевский Н. Как приобщать детей к современной музыке (на примерах из произведений современных композиторов) / Ребёнок за роялем: педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике. // Ред-сост. Ян Достал. М.: Музыка, 1981. С.46.
на необычный, а подчас и довольно сложный музыкальный язык. Сегодня репертуар нельзя ограничивать лишь классической музыкой, в нём должны гармонично сосуществовать самые различные стили и направления, начиная от музыки барокко до современного авангарда. Современный музыкант, воспитываясь на традициях, классической, романтической и современной музыки, приобретает широкие исполнительские навыки, учится владеть различными видами исполнительской сочинений, которые интонационно близки слуховому восприятию ученика и способствуют более осознанному восприятию других более сложных для их слухового опыта. Так, С. Рихтер особое внимание уделял музыке советских композиторов. Он, несомненно, является одним из самых ревностных исполнителей советской музыки, ее настойчивым, вдохновенным пропагандистом. Вот что пишет сам Рихтер по поводу своего репертуара: «Богатство нашей музыки велико, и это обязывает относиться к нему с должным уважением и энтузиазмом. [...] мы подчас проявляем равнодушие и забывчивость по отношению к тому, что имеем. И, как это ни странно, не используем богатств, которыми уже давно обладаем. [...] Не слишком ли односторонне, с расчетом на легкое восприятие строится наш концертный репертуар? [...] чем я руководствуюсь, составляя свои программы, почему играю то или другое сочинение? К сожалению, не в человеческих возможностях сыграть все хорошее, что написано для фортепьяно. Тут отбор происходит по иным принципам, тут многое решает индивидуальный вкус исполнителя»13.
Джазовая музыка. Джаз, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, является по происхождению фольклорным творчеством, который поднялся до уровня профессионального искусства, и занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой. Благодаря этой своей особенности джаз может быть эффективно использован в процессе музыкального воспитания, выступая в качестве обновляющего материала и связующего звена между уже сформировавшимися интересами учащихся и теми интересами, которые желательно воспитать в подрастающем поколении.
Введение джазовой музыки в обучение направленно на расширение музыкального кругозора обучающихся, на развитие осознанного восприятия музыки академического стиля, на формирование способности адекватной оценки музыкальных явлений прошлого и современности. Джазовая музыка развивает гармонический, мелодический, тембровый слух, чувства метроритма, а занятия импровизацией - творческие способности.
Пьесы эстрадно-джазового направления давно стали активно появляться в репертуаре по специальному инструменту. Сегодня издаются специальные сборники
- хрестоматии, содержащие как чисто джазовые произведения, так и доступные переложения популярной эстрадной музыки, музыки из кинофильмов и мультфильмов.
Необходимость включения в репертуар таких пьес решает педагог, потому что их исполнение имеет целый ряд отличий от привычного академического исполнения. Прежде всего, это относится к джазовым пьесам. Изменения касаются звукоизвлечения, ритмической пульсации, штрихов, построения фразы, педализации, технических приёмов - практически каждого элемента исполнительского искусства. Чтобы работать над репертуаром подобного плана, педагог должен сам обладать определенным набором специальных знаний и навыков. Издания последних лет
13 Рихтер С. Несколько мыслей о советской музыке // Советская музыка. 1956. № 1. С. 35.
позволяют педагогу сделать подборку репертуара, готовящего учеников к работе с пьесами джазового стиля, начиная с этюдов, простейших пьес, постепенно переходя к более серьезному репертуару - произведениям Д. Эллингтона, Ч. Паркера, Д. Гиллеспи, К. Брауна, Ф. Хаббарда, С. Роллинза, Д. Гордона, Питерсона О., Э. Гарнера, Ч. Кориа, М. Камило, Х. Уехара и многих других великих исполнителей фортепианного джаза.
Ученики и педагоги также с удовольствием включают в работу пьесы современных авторов, написанные в стиле эстрадной музыки с использованием нетрадиционных гармоний, мелодических оборотов и т.п. Такие произведения, как правило, вызывают сильный эмоциональный отклик обучающихся, так как обладают красивой мелодикой и оригинальным гармоническим строем (кроме того, эти произведения популярны). Переложения популярных эстрадных произведений необходимо включать в репертуар прежде всего для ознакомления. Это позволит обучающимся выступать на различных творческих встречах перед коллегами, что значительно повысит их статус. Они смогут показать свои навыки дома перед родственниками и гостями. Эти произведения могут послужить моментами для отдыха в качестве музицирования.
Развитие музыкальной культуры подрастающего поколения - проблема, которая требует сегодня от педагогов поиска оптимальных и эффективных путей решения. Именно в музыке, как ни в каком другом виде искусства, наблюдается противоречие между накопленным веками «золотым фондом» мировой музыкальной культуры и отсутствием потребности современной молодёжи общаться с высоким искусством. Таким образом, мы видим, что сегодня проблема репертуара остаётся по-прежнему актуальной. К тому же сегодня он как никогда тесно переплетается с проблемой художественного вкуса, ибо в наше время очевидно всеобщее падение эстетических запросов. Засилье низкопробных образцов индустрии шоу-бизнеса, обилие сомнительных репертуарных и методических сборников в продаже - всё это ставит работу в классе специального инструмента в новые условия. Поэтому особенный подход к репертуару сегодня необходим; по сути, сегодня это уже стратегия. Преподаватель должен бережно вести своих учеников через «бурное мутное море» современной музыки, направляя их в верное русло вечной музыки, ставшей классикой вне зависимости от своей жанровой принадлежности, будь то академическая музыка, обработки фольклора, современная музыка или джаз. От репертуарной политики в классе специального инструмента будет зависеть процесс формирования личности обучающегося, его художественного вкуса и эстетических предпочтений. Воспитание юного музыканта только на высоких образцах классики, независимо от её жанровой принадлежности, - академической и современной музыка, фольклора и джаза, - приведёт к ожидаемому результату: обучающийся начнёт отличать «высокое» от «низменного», будет ощущать потребность в эстетическом наслаждении. Человек, вставший на путь постижения прекрасного, уже не свернёт с него: получив «прививку» высокого искусства, он пойдёт дальше, и когда-то откроет этот прекрасный мир другому человеку.
Список литературы
1. Исмаилова А. Михаил Пиотровский: к экскурсии в Эрмитаж даже президенты готовятся // Антенна. - 2006. - № 8. - С. 14.
2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - Новгород: Просвещение, 1984. - 2-е издание. -240 с.
3. Каган М.С. Вкус как феномен культуры // Искусство кино. - 1981. - № 9. - С. 15-26.
4. Карелин А.Я. Формирование художественной культуры студентов в условиях индивидуального обучения в классе фортепиано. Автореф. дис канд. пед. наук. М 1996. - 25 с.
5. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие: проблема адекватности: Автореф. дис. ...док-ра. психол. наук. - М.: 1997. - 36 с.
6. Клиберн В. «Ваш друг до конца жизни» //ЛГ. - 2008. - № 11. - С. 6.
7. Копчевский Н. Как приобщать детей к современной музыке (на примерах из произведений современных композиторов) / Ребёнок за роялем: педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике. // Ред-сост. Ян Достал. - М.: Музыка, 1981. - 235 с.
8. Куприянова Л. Л. Русский фольклор: Программы и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. - М.: Мнемозина, 1998. - 23 с.
9. Макоев Ф.Х. Педагогические основы формирования музыкально-эстетического вкуса у учащихся музыкальных училищ. Автореф. дис.... канд. пед наук. М.:1995. - 20 с.
10. Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. М.:Владос, 2005. -385 с.
11. Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика XXI, 2002. - 115 с.
12. Мозгот В.Г. Формирование художественного вкуса личности. Ростов-на-Дону: Изд. Рост, унта, 1992. - 159 с.
13. Мочалин Б.В., Биляр Ю.Н. Эстрадно-джазовое направление подготовки музыкальных работников Белгородской области: проблемы и перспективы // Теория и практика эстрадно-джазового музыкального образования. Сборник научных трудов. Вып. 1. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. - 176 с.
14. Огородова А. Проблемы взаимодействия традиционных и инновационных элементов на примере этноджаза // Теория и практика эстрадно-джазового музыкального образования. Сборник научных трудов. Вып. 2. - Белгород. - 138 с.
15. Осипов В. Интерактивные молчальники // ЛГ. - 2007. - № 40. - С. 2.
16. Рихтер С. Несколько мыслей о советской музыке // Советская музыка. - 1956. - № 1. - С. 35.
17. Середа В. Чему не учат в школе? Мифы и реальность музыкального образования в России // Культура. - 2008 - № 32. - С. 3
18. Сивухина Е.А. Формирование художественного вкуса учащегося на музыкальных занятиях (на материале учебно-воспитательной работы в фортепиано-исполнительском классе / Диссертация на соискание учёной степени доктора наук - МГПУ, 2007. - 25 с.
19. Славская А.В. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано, Дис, канд, пед, наук. Краснодар: 2005. - 186 с.
20. Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта процессе обучения игре на фортепиано. М.: МПГУ им. Ленина, 1975. - 106 с.
21. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. -М.: Педагогика, 1985. - 352 с.
REPERTOIRE IN A CLASS OF SPECIAL MUSICAL INSTRUMENT AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF ARTISTIC TASTE
A.V. Ogorodova1), Y.N. Bilyar2), A.A. Yagovdik3), A.F. Kiselev4)
Belgorod state institute of arts and culture 1}e-mail: [email protected]
2)e-mail :j [email protected]
3)e-mail: [email protected]
4) College of music. S.A Degtyaryova BSIAC e-mail: [email protected]
The article is devoted to the influence of the repertoire class special musical instrument on the formation of aesthetic views of youth in modern conditions. The authors examine the main sections of the artistic pedagogical repertoire (classical music, folklore, contemporary academic music, jazz) and analyze their impact on the process of establishing performance skills and education of aesthetic sense.
Keywords: artistic taste, piano repertoire, contemporary culture, classical, jazz, folk music.