УДК [788.6 : 786.2] (470.621)
ББК 85.31 (2Рос.Ады)
В 65
Воитлева Н.А.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Адыгейского государственного университета:e-mail:[email protected]
Фортепианная музыка композиторов Адыгеи в музыкально-образовательном пространстве республики
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматривается фортепианное творчество композиторов Адыгеи, произведения которых условно разделены на группы: учебно-педагогический репертуар, транскрипции, концертный репертуар. Краткий анализ музыкальных произведений дает представление о характерных особенностях стиля каждого автора, чертах общности в использовании выразительных средств в конкретном музыкальном жанре. Изучение данной музыкальной литературы расширяет педагогический репертуар и способствует усвоению многообразных метроритмических фигур и комбинаций, особенной мелодики, гармонии, фактуры и формы. Профессиональная музыка как составляющая культуры традиционно соединяет в себе и элементы фольклора, и общеевропейские закономерности музыкального мышления, и современная адыгейская профессиональная музыка в этом смысле не является исключением.
Ключевые слова:
Композиторы Адыгеи, фортепианные произведения, народная музыка, жанр.
Voitleva N.A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Musical and Performing Disciplines, Adyghe State University, e-mail:[email protected]
Piano music of the composers of Adyghea in musical educational space of the Republic
Abstract:
The paper discusses the piano creativity of composers of Adyghea whose works are conditionally divided into the following groups: educational pedagogical repertoire, transcriptions, and concert repertoire. The short analysis of pieces of music gives an idea of specific features of style of each author, common features in use of means of expression in a specific musical genre. Studying this musical literature expands the pedagogical repertoire and promotes learning diverse metric-rhythmic figures and combinations, special melodies, harmony, texture and a shape. Professional music as a culture component traditionally unites elements of folklore and the European laws of musical thinking, and the Adyghe contemporary professional music in this sense is not an exception.
Keywords:
Composers of Adyghea, piano works, folk music, genre.
Фортепианная музыка композиторов Адыгеи развивается чуть более полувека. Как у многих молодых творческих школ, ведущей становится идея национального самовыражения. Индивидуально преломляя и обновляя фольклорные традиции, осмысливая опыт великих представителей пианистической культуры, авторы обогащают музыкальное искусство новыми образами. Музыка адыгейских композиторов прочно вошла в концертную практику пианистов и обучающихся в классе фортепиано.
Инструментальное творчество адыгейских композиторов многожанрово: это пьесы для фортепиано Умара Тха-бисимова с ярко выраженной песенной основой, танцевальные пьесы Рамазана Сиюхова, пьесы и ансамбли для фортепиано («Кафа», «Зафак» и др.) Капла-на Туко, фортепианные сочинения Аслана Нехая; колоритные фортепианные произведения Гиссы Чича, иллюстрирующие художественно-звуковую специфику освоения различных музыкальных жанров («Песня», «Танец», «Марш», «Поэма» и др.). Глубокое проникновение в сущность народного песенно-танцевального искусства демонстрируют в произведениях для детей и юношества композитор Виталий Бурдеев (фортепианный цикл «8 адыгейских мелодий» и др.) и Чеслав Ан-зароков (циклы фортепианных пьес «Сонный мальчишка» и «Мои внучата») [1]. Эти произведения являются несложным учебным репертуаром, опирающимся на обработки народных мелодий и самобытные выразительные средства. Характерным для произведений является использование остинатных ритмических формул, полиритмии, сочетание мелодии и сопровождения в разных метрах, тяготение к переменным размерам, многочисленные синкопы, чередование пунктирных ритмов и триолей в непрерывном движении и, вместе с тем, разбивающее инертность этой непрерывности. В темах фортепианных пьес часто встречается особенность
адыгейской песни, а именно, развертывание мелодии в небольшом диапазоне, который равен часто квинте или сексте. Композиторам свойственно углубленное проникновение в сущность народного искусства, подлинное увлечение фольклором. Зачастую сложно определить, где имеет место цитирование, а где звучит оригинальная мелодия. Художественность этих произведений заключается в богатстве образной палитры и разнообразии средств музыкальной выразительности, создающих простор для развития фантазии юных музыкантов. Увлекательность этих пьес выражается в воплощении художественных образов: это персонажи из детской жизни, танцевально-песенные картинки, народно-бытовые зарисовки, музыкальные портреты и др. При этом фортепианные сочинения пианистичны по изложению, написаны с учетом технических возможностей, как юных музыкантов, так и более подготовленных исполнителей.
В жанре транскрипции интересны фрагменты из первой адыгейской оперы Аслана Нехая «Раскаты далекого грома» в переложении для фортепиано под названием «Танцевальная сюита». Сюита дает представление о характере древнейших адыгских танцев, содержит народные мелодии таких танцев как «Загатлят», «Удж» и др. Достойно внимания переложение оперных отрывков для двух роялей, в котором материал подается более насыщенно, фактурно наполнено. Фортепианная музыка композиторов Адыгеи также представлена концертными сочинениями - это развернутые пьесы с мастерски выписанными самобытными образами (Умар Тха-бисимов «Фантазия», Аслан Нехай «Рапсодия», Аслан Готов «Свободные вариации на народную тему», Гисса Чич триптих - «Баллада», «Токката», «Новелла» и др.). Основа творческих высказываний авторов - народная. Вместе с тем, появляются новые особенности и своеобразие в содержании, средствах выразительности, методах развертывания музыкального ма-
териала. Умело синтезировал особенности музыкального языка адыгов с композиторскими приемами классических жанров музыки Виталий Бурдеев. Композитор мог уловить те неповторимые стилистические черты национальной музыки, которые делают ее узнаваемой даже в более завуалированном виде в произведениях, названия которых прямо не указывают на адыгскую тематику («Прелюдия», «Рондо», «Соната» и др.).
Выход на обогащение фортепианной фактуры заметен в творческих исканиях Гиссы Чича, Виталия Бурдеева, Аслана Нехая, Мурата Хупова, создавших пьесы, являющиеся разновидностью токкаты. Этот жанр, популярный у композиторов Кавказа, вобрал в себя черты зажигательных черкесских плясок. Пьесы токкат-ного характера отличаются своеобразной организацией музыкальной ткани. В ток-катной музыке формируется определенное соотношение мелодических, гармонических, ритмических и других средств выразительности. Особое место среди них занимает ритм. Он как выразительное средство выступает на первый план.
Богатство внутреннего духовного мира своего народа, его мужественный, суровый характер, образы природы Кавказа нашли отражение в произведениях Мурата Хупова. Его произведениям свойственны непрерывные «сдвиги» метрических структур, которым соответствуют частые и быстрые смены фактуры, регистровые броски, смена тональностей. Использование созвучий с пропущенными терциями, охват большого диапазона на долгой педали создают эффект пространства («Прелюдия-монолог», «Фреска», средняя часть «Токкаты»),
Приемы письма, типичные для романтической пианистической школы, широко использует Аслан Готов. Глубокие педальные басы, мелодии длительного развертывания с чертами задушевной лирики и исповедальности, сочетание отдаленных регистров обращают на себя внимание в
«Романтической прелюдии», «Пейзаже». Высокое мастерство в области аранжировки Аслан Готов демонстрирует в «Свободных вариациях на народную тему». В вариациях обращает на себя внимание активное применение аккордовой, октавной техники, искрометных пассажей, акцентирующих штрихов. Лирические и скерцоз-ные вариации «рассеивают» напряжение фактурно-насыщенных кульминационных эпизодов. Заметно проявляется джазовое начало в обостренных синкопах, сменах размеров в быстрых темпах, терпких гармонических красках нонаккордов, созвучий с задержанными ступенями. Композитор смело сочетает элементы адыгского фольклора с лучшими достижениями электронной и эстрадной музыки.
Очень свежа и чрезвычайно динамична музыка композитора Давлета Ан-зарокова, автора ряда интересных сочинений в различных жанрах. Цикл «10 прелюдий» для фортепиано являет собой калейдоскоп впечатлений позитивно настроенного, современного человека. В этих пьесах, начиная с оптимистичного утверждения (№ 1), ярмарочных зарисовок (№ 2), переплетений песенно-танцевальных жанров различных истоков (№ 3, 8, 10), органично сочетаются народное и личное начала, массовые образы и глубокие индивидуальные высказывания [2]. Музыкальный язык пьес насыщен современными интонациями, проглядывающими сквозь оригинальные ладовые решения, которые являются наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, создающими музыкальные образы близкие и понятные молодым исполнителям.
Композиторами Адыгеи создан богатый фортепианный репертуар, который пользуется популярностью в музыкальных учебных заведениях. Богатство музыкальных традиций Адыгеи воплощается в профессиональном творчестве композиторов, создающих как сочинения крупной формы, так и произведения в жанре миниатюры, многие из ко-
торых написаны для фортепиано. Про- ропейские закономерности музыкально-
фессиональная музыка как составляю- го мышления и современная адыгейская
щая культуры традиционно соединяет в профессиональная музыка в этом смысле
себе и элементы фольклора, и общеев- не является исключением.
Примечания:
1. Воитлева Н.А., Луганская Г.Б., Лысенко А.В. Реализация национально-регионального компонента в музыкально-образовательном пространстве Республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2016. Вып. 2. С. 234-239.
2. Маркитантова М.В. К вопросу преподавания курса «История фортепианного исполнительства» в рамках национально-регионального компонента // Проблемы профессионального становления педагога-музыканта: теория, методика, практика: сб. ст. преподавателей, студентов Института искусств АГУ, педагогов АРКИ им. У Тхабисимова и Детских школ искусств. Майкоп: Изд-во Магарин О. Г., 2014. С. 116-121.
References:
1. VoitlevaN.A., LuganskayaG.B., LysenkoA.V. Implementation ofa national and regional component in musical educational space of the Republic of Adygheya // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2016. Iss. 2. P. 234-239.
2. Markitantova M.V. On the problem of teaching the course of «The history of piano performance» in the framework of the national-regional component // Problems of professional formation of the teacher-musician: theory, methodology, practice: coll. of articles of teachers, students of the ASU Art Institute, teachers of the ARKI of U. Tkhabisimov and Children's Art Schools. Maikop: Publishing house of Magarin O.G., 2014. P. 116-121.