Построение содержания профессиональной подготовки будущих архитекторов в высшей школе на интегративной основе будет способствовать не только формированию профессиональных навыков студентов, но и влиять на их общее интеллектуальное развитие и уровень профессиональной культуры [9].
Таким образом, интеграция гуманитарных и технических дисциплин в содержании профессиональной подготовки будущих архитекторов позволит ознакомить студентов с современными теоретическими исследованиями и методами научного анализа, с новейшими производственными технология-
Библиографический список
ми, что, в свою очередь, сформирует у них четкое представление о состоянии и перспективах развития науки и техники в сфере их будущей специальности.
Использование приемов интеграции в обучении поможет избежать разноуровневой подготовки и обеспечит условиями для развития технического творчества и научно-исследовательской деятельности в высшей школе, а также приведет к инновационной деятельности в профессиональной подготовке будущих архитекторов.
1. Асеев Ю.С. Профессия - Архитектор. Москва: Строитель, 2016.
2. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.
3. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. Москва: Издательство «Совершенство», 1998.
4. Гилязова О.Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в школе. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Киров, 2000.
5. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов. Высшее образование сегодня. 2008; № 5: 14 - 19.
6. Игнатов С.Б. Отбор и структурирование содержания интегрированных учебных курсов экокультурной направленности. Теория и практика общественного развития. Педагогика. 2011; № 3: 167 - 171.
7. Никонова Е.Р Системный подход в моделировании процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе. Перспективы науки и образования. 2014; № 1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive/
8. Светловская Н.С. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. 1990; № 5: 57 - 60.
9. Степанов А.В., Иванова ГИ., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология: учебное пособие для вузов. Москва: Стройиздат, 1993.
References
1. Aseev Yu.S. Professiya - Arhitektor. Moskva: Stroitel', 2016.
2. Bezrukova V.S. Integracionnye processy v pedagogicheskoj teorii ipraktike. Ekaterinburg, 1994.
3. Berulava M.N. Teoreticheskie osnovy integraciiobrazovaniya. Moskva: Izdatel'stvo «Sovershenstvo», 1998.
4. Gilyazova O.G. Pedagogicheskie usloviya organizacii integrirovannogo obucheniya v shkole. Avtoreferat dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2000.
5. Zimnyaya I.A., Zemcova E.V. Integrativnyj podhod k ocenke edinoj social'no-professional'noj kompetentnosti vypusknikov vuzov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2008; № 5: 14 - 19.
6. Ignatov S.B. Otbor i strukturirovanie soderzhaniya integrirovannyh uchebnyh kursov 'ekokul'turnoj napravlennosti. Teoriya iprakiika obschestvennogorazvitiya. Pedagogika. 2011; № 3: 167 - 171.
7. Nikonova E.R. Sistemnyj podhod v modelirovanii processa podgotovki arhitektorov k professional'noj deyatel'nosti v hode osvoeniya social'nogo proektirovaniya v vuze. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2014; № 1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive/
8. Svetlovskaya N.S. Ob integracii kak metodicheskom yavlenii i ee vozmozhnostyah v nachal'nom obuchenii. Nachal'naya shkola. 1990; № 5: 57 - 60.
9. Stepanov A.V., Ivanova G.I., Nechaev N.N. Arhitektura ipsihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Strojizdat, 1993.
Статья поступила в редакцию 07.12.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10149
Telenskaya D.Yu., senior teacher, Humanities and Education Science Academy, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF FORMATION OF ARTISTIC TASTE OF STUDENTS IN MODERN EDUCATIONAL SPACE. The article is dedicated to a problem of formation of artistic taste of students in the process of their professional training in higher school. The paper defines the contents of the phenomenon of artistic taste by comparative analysis of the concepts of "artistic taste" and "aesthetic taste". The study identifies the structural components of artistic taste, identifies the main features of its formation in modern students in the educational process of the university. The article concludes that the formation of artistic taste involves a clear planning of work, the development of a system of measures on aesthetic education, the implementation of which should be directed efforts of the entire pedagogical team. Artistic taste has an extremely transformative power, because it arises not forcibly, but as a result of free creative imagination, creative generalization and fusion of all human feelings.
Key words: taste, artistic taste, aesthetic taste, aesthetic education, artistic image, art, forms, methods, conditions, formation of aesthetic taste of students, system of professional training of future specialists.
Д.Ю. Теленская, ст. преп., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Статья посвящена проблеме формирования художественного вкуса студентов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе определена сущность феномена художественного вкуса путем сравнительного анализа понятий «художественный вкус» и «эстетический вкус». В исследовании определены структурные компоненты художественного вкуса, обозначены основные особенности его формирования у современных студентов в условиях учебно-воспитательного процесса вуза. В статье делается вывод о том, что формирование художественного вкуса предполагает четкое планирование работы, разработку системы мероприятий по эстетическому воспитанию, на осуществление которых должны быть направлены усилия всего педагогического коллектива. Художественный вкус имеет чрезвычайно преобразующую силу, потому что возникает не принудительно, а как результат свободной творческой фантазии, творческого обобщения и слияния всех человеческих чувств.
Ключевые слова: вкус, художественный вкус, эстетический вкус, эстетическое воспитание, художественный образ, искусство, формы, методы, условия, формирование эстетического вкуса студенческой молодежи, система профессиональной подготовки будущих специалистов.
Представители философско-эстетического и педагогического направлений выражают противоположные позиции относительно понимания сущности понятия «вкус», уточняя смысловые оттенки терминов «художественный вкус» и «эстетический вкус». Между тем в современной педагогике необходимо выделить более чёткие критерии понятия «вкус». Анализ этого понятия предпринимается в данной статье [1 - 8].
Отечественные учёные по-разному трактуют понятие «вкус». Так, В.А. Щербаков дифференцирует терминологию вкуса как «эстетический вкус», понимая его как более широкое понятие, чем «художественный вкус». «Художественный вкус - понятие, связанное со специальной художественной средой во всем ее многообразии», тогда как понятие «художественно-музыкальный вкус» уместно лишь в отношении деятельности средствами и способами музыкального искусства [8].
Своеобразное толкование вкусов подает ученый Б.Т. Лихачев в пособии «Теория эстетического воспитания школьников». Он не разделяет понятия «эстетический вкус» и «художественный вкус», а объединяет в одну категорию «художественно-эстетический вкус» и называет его сложным социально-психологическим произведением, которое возникает в результате сочетания эстетического сознания и эстетического чувства.
Считая художественно-эстетический вкус способностью человека к оценке произведений, предметов и явлений с позиции художественно-эстетического идеала, автор оценивает вкус как отражение художественно-эстетических явлений: «художественно-эстетический вкус тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять в полном объеме объективно прекрасное и уродливое, трагическое и комическое и выразить соответствующее оценочное суждение» [2, с. 20].
Полноценной художественный вкус, считает Б.Т Лихачев, способен сформировать идейно-эстетический идеал личности, ее эстетические представления об идеальной организации личной и общественной жизни, личных и общественных отношений, сущности и направлений развития личности.
В попытке определить сущность художественного вкуса среди ученых возникают разногласия. Ряд исследователей отдает предпочтение эмоциональной стороне эстетического восприятия (Н. Дмитриева, Ю. Шаров, А. Салтыков, Е. Яковлев), другие выделяют в художественном вкусе, прежде всего, рациональную сторону (Е. Громов). Однако большинство ученых сходятся на том, что с точки зрения целостной характеристики предмета или явления художественный вкус имеет интегрирующий характер. Подтверждение мысли о различности подходов к определению термина «вкус» и его смыслового поля находим и в позициях искусствоведения.
Эстетический, художественный, музыкально-художественной, музыкально-эстетический вкусы как понятия обозначают функционально разные явления, однако природа их является общей. По нашему мнению, самым широким по значению является понятие «эстетический вкус», ведь оно касается всех явлений действительности, содержащих в себе элемент прекрасного. Понятие «художественный вкус» свидетельствует об активном отношении личности к прекрасному, участии ее не только в восприятии, оценке, интерпретации, но и в создании прекрасного, независимо от видов или жанров искусства.
Понятие «вкус» употребляется почти во всех случаях выражения индивидуального отношения к эстетическим явлениям и действительности, а также когда в сферу анализа входит момент эстетической оценки. В области эстетики вкус предстает, прежде всего, как оценочная категория, критерий художественных оценок [1], как «тип отношения человека к объективной действительности, преображенной практикой» [4]. В ряде исследований категория вкуса рассматривается с других позиций:
- как отражение эстетического идеала;
- как эстетическое чувство;
- составляющий компонент генерализованной эстетической способности, сочетающей эстетические чувства, взгляды, эстетическое переживание и наслаждение.
Анализ научных подходов позволил сделать вывод о том, что большинство из ученых брали способности за основу вкусов человека; некоторые исследователи утверждают, что вкус является способностью к оценке эстетических явлений действительности, другие - к эстетическому отражению действительности.
На современном этапе развития общества, образования и области культуры отмечается утверждение принципов демократии, гуманистических приоритетов. Это предопределяет глубокие изменения в сфере формирование художественного вкуса личности, что приобретает особую актуальность в наше время.
Вкус как общественная норма прекрасного и отображение системы эстетических ценностей личности выступает как способ ее творческого самовыражения. В художественном вкусе сфокусированы критерии эстетической оценки различных сфер жизнедеятельности [7].
Вкус связан со всем процессом формирования структуры личности. Именно поэтому он служит мерилом художественной культуры человека, так как отражает уровень развития ее индивидуальности. В художественном вкусе раскрываются не только эстетические начала, но и идейные, духовно-нравственные стороны личности, которые проявляются в подходах к оценке произведений искусства и способах их художественного осмысления [6].
Вкус не только отражает современные нормы и идеалы эстетического, но и выполняет прогностическую функцию, то есть закладывает основы для избирательности форм социокультурного поведения, направлений художественно-творческой деятельности, самосовершенствования каждой личности.
Художественный вкус развивается на основе систематического восприятия произведений изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
Педагогическое управление формированием художественного вкуса является одним из главных вопросов проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Основными составляющими формирования художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки являются:
- развитое воображение и художественная память; своеобразие образного мышления;
- художественная образованность (знание видов, жанров, выразительных средств и материалов изобразительного искусства);
- учебные, факультативные и индивидуальные виды занятий изобразительным искусством;
- понимание цели и значения исторического, современного и национального искусства, его своеобразия; общение с природой.
Формы организации работы по формированию художественного вкуса считаем целесообразным разделить на две группы:
- индивидуальные (беседы, работа с научной литературой, написание докладов и рефератов, практика работы за компьютером с использованием музыкально-прикладных программ и др.);
- групповые (практические занятия вокального ансамбля, дискуссии, посещение музыкальных спектаклей и концертов; организация выступлений студентов и др.).
Стоит уточнить, что указанные формы организации, образуя целостное единство, дополняют друг друга. Иными словами, ни одна из представленных форм самостоятельно не решает проблемы формирования художественного вкуса. Из этого сделаем вывод, что процесс формирования художественного вкуса студенческой молодежи в рамках учебно-воспитательного процесса высшей школы должен предусматривать комплексное применение мер, методов и форм.
По нашему мнению, процесс формирования художественного вкуса студентов в процессе их профессионального образования в высшей школе невозможен без учета основных структурных компонентов анализируемого феномена.
Анализ подходов ученых к определению сущности художественного вкуса позволил разработать его структуру, которая включает следующие компоненты:
- эмоционально-эстетическое восприятие;
- художественно-творческие умения;
- художественный интерес и умение оценивать художественное произведение.
При формировании художественного вкуса студенческой молодежи важным условием является создание внутренней и наружной установок на восприятие художественного образа в искусстве с целью активизации положительных эмоций личности, которые, в свою очередь, вызывают зарождение художественного вкуса.
Воспитывая эмоциональное восприятие студентов на основе художественно-творческой деятельности, можно влиять на развитие умения оценивать художественно значимые произведения, формировать устойчивый интерес личности к искусству, а также осуществлять воздействие на художественное чутье, взгляды и представления студентов.
Критерием правильности художественной установки выступает степень настроенности студента на художественность и, прежде всего, эмоционально-образный, личностный резонанс с произведением искусства, ликвидация отчуждения между книгой и читателем, между художественным и реальным миром. Вопрос о критериях художественной установки тесным образом взаимосвязан с художественным восприятием [3].
Художественно-творческая деятельность как управляемый компонент формирования художественного вкуса представляет собой воплощение художественной потребности личности, возникающее на основе художественного интереса. Известно, что художественный интерес проявляется в направленности личности на конкретную форму художественной деятельности. Так, разнообразие проявлений художественно-творческой деятельности оказывает положительное влияние не только на эстетический потенциал будущего специалиста, но и способствует интеллектуальному и творческому развитию его личности [5].
По мнении С.Ш. Умеркаевой, воспитание вкуса представляет собой гибкий педагогический процесс интегрального воздействия на его структуру и содержание, в результате которого повышается уровень художественного сознания личности [6].
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что формирование художественного вкуса предполагает четкое планирование работы, разработку системы мероприятий по эстетическому воспитанию, на осуществление которых должны быть направлены усилия всего педагогического коллектива.
Художественный вкус, сформированный средствами искусства, имеет чрезвычайно преобразующую силу, потому что возникает не принудительно, а как результат свободной творческой фантазии, творческого обобщения и слияния всех человеческих чувств. В этой связи следует отметить, что восприятие произведений искусства представляет собой единство логического и чувственного.
Педагог который осуществляет сознательные установки на восприятие художественного образа в музыкальном искусстве, должен помнить о важнейшем условии - сохранении эмоционального отношения к произведению при возрастающей роли осознанного восприятия.
Библиографический список
1. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Москва: Искусство, 1975.
2. Лихачев Б.Т Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1985.
3. Мухаметзянов А.Ю. Воспитание художественно-эстетического вкуса студентов на уроке литературы. Казанский педагогический журнал. 2003; № 2: 35 - 38.
4. Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе. Москва: Госполитиздат, 1961.
5. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. Отделение педагогики. Москва; Ленинград: Изд-во АПН РСФСР 1947; № 11.
6. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема. Концепт. 2015; № 6: 106 - 110.
7. Шульга РП. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев: Наукова думка, 1989.
8. Щербаков В.А. Проблема формирования музыкально-художественного вкуса подростков. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1973. References
1. Burov A.I. 'Estetika: problemy ispory. Moskva: Iskusstvo, 1975.
2. Lihachev B.T. Teoriya 'esteticheskogo vospitaniya Shkolnikov: uchebnoe posobie po speckursu dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1985.
3. Muhametzyanov A.Yu. Vospitanie hudozhestvenno-'esteticheskogo vkusa studentov na uroke literatury. Kazanskij pedagogicheskijzhurnal. 2003; № 2: 35 - 38.
4. Razumnyj V.A. O horoshem hudozhestvennom vkuse. Moskva: Gospolitizdat, 1961.
5. Teplov B.M. Psihologicheskie voprosy hudozhestvennogo vospitaniya. Izvestiya APN RSFSR. Otdelenie pedagogiki. Moskva; Leningrad: Izd-vo APN RSFSR. 1947; № 11.
6. Umerkaeva S.Sh. Vospitanie hudozhestvennogo vkusa kak muzykal'no-pedagogicheskaya problema. Koncept. 2015; № 6: 106 - 110.
7. Shul'ga R.P. Iskusstvo i cennostnye orientacii lichnosti. Kiev: Naukova dumka, 1989.
8. Scherbakov V.A. Problema formirovaniya muzykal'no-hudozhestvennogo vkusa podrostkov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1973.
Статья поступила в редакцию 07.12.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10150
Turovskiy A.N., postgraduate, Humanities and Education Science Academy, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF STUDENT SPORTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS. The article studies a problem of student sports in the system of higher professional education organizations. Student youth as the gene pool of the nation, cultural, scientific and defense potential of the country is in urgent need of state support for the preservation and promotion of health. The student sports movement is a separate link of sports growth in the world sports movement of youth. The paper analyzes the state of development of student sports in Russian universities at the present stage, identifies the main problems and areas of improvement. The author concludes that the current system of physical education in institutions of higher vocational education is still imperfect, as it does not fully comply with the social order of the state for health, general and students' special professional-applied readiness for full life and proper fulfillment of their professional duties. Contemporary researchers see the problem of revitalization and positive attitude of students to physical education in higher education institutions in sports education.
Key words: sports, students, student sports, student sports movement, system of higher professional education, physical education, physical culture, Universiade.
А.Н. Туровский, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена проблеме студенческого спорта в системе работы организаций высшего профессионального образования. Студенческая молодежь как генофонд нации, культурный, научный и оборонный потенциал страны остро нуждается в поддержке государства по сохранению и укреплению здоровья. Студенческое спортивное движение является отдельным звеном спортивного роста в мировом спортивном движении молодежи. В работе проанализированы состояние развития студенческого спорта в российских вузах на современном этапе, определены основные проблемы и направления совершенствования. Автором делается вывод о том, что действующая система физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования является несовершенной, так как она не выполняет в полной мере социальный заказ государства на обеспечение здоровья, общей и специальной профессионально-прикладной готовности студентов к полноценной жизнедеятельности и к надлежащему выполнению своих профессиональных обязанностей. Решение проблемы активизации и позитивного отношения студентов к занятиям по физическому воспитанию в высших учебных заведениях современные исследователи видят в спортизации физического воспитания.
Ключевые слова: спорт, студенчество, студенческий спорт, студенческое спортивное движение, система высшего профессионального образования, физическое воспитание, физическая культура, универсиада.
В последние годы в периодических научных изданиях отмечается повышенный интерес к феномену студенческого спорта. Сегодня появляются диссертационные исследования и научные статьи, посвященные данному феномену, анализу его проблем и перспектив.
Интерес исследователей к проблеме студенческого спорта в молодежной среде вуза обосновывается пугающей статистикой относительно уровня здоровья будущих специалистов, падением ценности здорового образа жизни у современной молодежи, появлением государственных требований по выполнению социального заказа в подготовке физически развитых и активных специалистах [1 - 7].
Активизацию исследований по студенческому спорту в последние несколько лет можно объяснить также проведением Всемирной зимней универсиады в г. Казань и проектом проведения Универсиады в Красноярске (2019 г). В таких условиях значительная часть научных исследований в разных странах мира была посвящена студенческому спорту, его значению в формировании культуры личности молодого человека, общим проблемам международного студенческого движения [1], [5].
На современном этапе развития студенческого спортивного движения в контексте деятельности учреждений высшего профессионального образования отмечается тенденция появления новых задач физического воспитания студентов. Направленность этих задач заключается не только на развитие физических
качеств обучающихся вузов, но и стимулирование их интереса к занятиям спортом, формирование ценностей здорового образа жизни, реализацию работы по профилактике социально-негативных явлений в студенческой среде [2].
Система физического воспитания и спортивной работы студенческой молодежи в вузах сегодня переживает период модернизации. Но данный процесс еще находится в действенном этапе, так как анализ уровня реализации спортивного студенческого движения и его характеристик говорит о том, что данная система требует дальнейшего реформирования.
Сегодня организация, поддержание и развитие студенческого спорта в молодежной среде высшей школы - не только потребность, вызванная ухудшением физического и психологического здоровья подрастающего поколения, потребности в здоровых и активных специалистах, но и необходимость, продиктованная нормативными документами. Так, «Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года» определяет следующие приоритетные направления развития университетского спорта и физического воспитания студентов и обучающихся:
- создание в учреждениях высшего профессионального образования условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья студентов, профилактику социально-негативных явлений в молодежной среде средствами спорта и физической культуры;