Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования художественноэстетического вкуса будущих специалистов дизайна костюма в вузе'

Педагогическая модель формирования художественноэстетического вкуса будущих специалистов дизайна костюма в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСКУРСИВНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЧУВСТВЕННОЕ СУЖДЕНИЕ / КУЛЬТУРНОИНФОРМАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕЩИ / ARTISTIC AND AESTHETIC TASTE / PEDAGOGIC MODEL / ARTISTIC AND PROJECT WORK / DISCURSIVE AND CONCEPTUAL POSITION / ARTISTIC AND AESTHETIC COMMUNICATION / PERCEPTIONAL JUDGEMENT / CULTURAL AND INFORMATIONAL MEANING OF A THING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каширина Ольга Михайловна

Рассматривается художественно-эстетический вкус как базовая предпосылка профессиональной успешности специалистов в области дизайна костюма и предлагается педагогическая модель его формирования в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the artistic and aesthetic taste as the basic premise of professional success of specialists in the sphere of costume design and suggested the pedagogic model of its formation in the educational process of a higher school.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования художественноэстетического вкуса будущих специалистов дизайна костюма в вузе»

11. Шелков O.M., Бадрак K.A. Направления деятельности в системе предотвращения допинга в спорте // Aдaптивнaя физическая культура. 2010. №3. С. 51 - 53.

12. Miah A. Genetically modified athletes: Biomedical Ethics, Gene Doping and Sport (Ethics & Sport). N. Y., 2004.

Issue of moral education of young sportsmen

There is considered the issue of morality and its role in education and development of a person, as well as establishment of social standards and laws formed in the society. As one of the global issues of the modern sports, there is considered the issue of doping. In sports circles it concerns the urgency of the set of values based on morality, which are important not less than its highest achievements.

Key words: sports, doping, morality, education, value orientation, young people.

о.М. каширина

(Волгоград)

педагогическая модель формирования художественноэстетического вкуса Будущих специалистов дизайна костюма в вузе

Рассматривается художественно-эстетический вкус как базовая предпосылка профессиональной успешности специалистов в области дизайна костюма и предлагается педагогическая модель его формирования в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: художественно-эстетический вкус, педагогическая модель, художественнопроектная деятельность, дискурсивно-концептуальная позиция, художественно-эстетическая коммуникация, чувственное суждение, культурноинформационное значение вещи.

В сфере художественного образования, сочетающего сегодня художественноэстетические и утилитарно-прагматические аспекты, профессиональные требования возрастают не только к узкоспециальным технологическим умениям и навыкам, но и к

индивидуально-личностным свойствам специалистов, обусловливающим эффективность профессиональной деятельности. Формирование художественно-эстетического вкуса как базовой компетенции, являющейся предпосылкой профессиональной успешности будущих специалистов дизайна костюма, требует активной разработки современных моделей, педагогическое знание о которых недостаточно, хотя и востребовано практикой художественного образования.

На современном этапе развития образования моделирование в педагогике применяется широко. Наиболее распространенные виды моделирования учебного материала используются с целью его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме с использованием образных ассоциаций. Моделирование процесса обучения может включать педагогическую технику, систему методов и организационных форм обучения, составляющих дидактическую основу модели. Мы обращаемся к моделированию целостного процесса обучения в сфере художественного образования, обеспечивающего формирование художественно-эстетического вкуса будущих специалистов дизайна костюма в ходе их учебно-профессиональной подготовки в вузе. Под моделью вслед за В.А. Штофом мы понимаем «мысленно представляемую и реализуемую систему, отражающую или воспроизводящую объект исследования, способную замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [6, с. 28]. Разрабатываемая нами модель целостного процесса формирования художественноэстетического вкуса позволяет будущим специалистам дизайна костюма овладевать изучаемым профессионально-личностным качеством как динамическим профессионально-личностным новообразованием, позволяющим создавать художественно-эстетические продукты (костюмы), отвечающие запросам потребителя, а также коммерчески успешные, конкурентоспособные художественные проекты в ходе учебно-профессиональной деятельности в вузе.

Различные исследователи в философии, эстетике, искусстве, психологии, педагогике (Л.Л. Алексеева, А.В. Бакушинский, А.И. Буров, Л.Н. Коган, В.П. Костомаров, А.Ф. Лосев, Б.Т. Лихачев, А.С. Молчанова, Г.А. Недоши-вин, Е.М. Сафронова, П.А. Флоренский), изу-

© Каширина O.M., 2012

ЗІ

чая категорию «вкус» и его модификации «художественный вкус» и «эстетический вкус», рассматривают художественное как высшее проявление, концентрацию эстетического; художественное, по их мнению, включает в себя художественную деятельность, а эстетическое является компонентом, входящим в нее; эстетическое применимо ко всем видам деятельности, а художественное - только к искусству.

Базируясь на вышеизложенном понимании, мы учитываем специфику художественноэстетического вкуса применительно к дизайну, природа которого двойственна, т.к. он представляет собой художественно-техническую и проектно-художественную деятельность. Дизайнер стоит перед необходимостью сочетать прагматично-утилитарное и возвышенное, обыденное и прекрасное. Особенность дизайнерского художественно-эстетического продукта заключается в решении технических и эстетических задач художественной дизайнерской деятельности, обусловленной предназначением проектируемых продуктов, которые создают а) для использования в быту (утилитарное значение); б) для удовлетворения статусно-престижных художественных запросов потребителя (эстетическая ценность). Решение этих двух задач в процессе художественно-технического проектирования не может быть получено простым суммированием. Высокий уровень профессионального мастерства требует от специалиста-ди-зайнера целостности технического и эстетического решения (прагматично-утилитарного и ценностно-смыслового), что и характеризует высокий уровень сформированности художественно-эстетического вкуса будущих специалистов дизайна костюма как результата профессиональной подготовки вузе. Формирование художественно-эстетического вкуса целесообразно на основе следующих принципов: критичности, креативности, целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности студентов в активную художественно-эстетическую деятельность с учетом их индивидуально-личностных качеств, творческого потенциала.

Анализ научной литературы и проведенной экспериментальной работы позволил нам сформулировать собственное определение художественно-эстетического вкуса как динамического профессионально-личностного новообразования будущих специалистов дизайна костюма, характеризующегося способностью к целостному восприятию, пониманию и оцен-

ке художественно-эстетических явлений; развитым чувством художественно-эстетической меры, проявляющимся в художественнопроектной деятельности дизайнера как целостная идея, выраженная в художественном образе, обладающая гармонично-утилитарной формой и эстетической ценностью; готовностью к решению творчески преобразующих художественно-педагогических и утилитарнопрагматических задач при создании продуктов дизайнерской деятельности.

Рассматривая подготовку специалистов в области художественного образования, исследователи (Е.Н. Ковешникова, Т.В. Козлова, Р.Ф. Самарханова) уделяют большое внимание обоснованию путей приобретения и развития узкоспециальных умений, навыков. Однако недостаточно исследован процесс формирования художественно-эстетического вкуса как профессионально-личностного образования, включающего способность к созданию художественно-эстетических конкурентоспособных продуктов (костюмов), отвечающих запросам потребителя.

В работах Н.М. Борытко, В.С. Ильина, В.В. Краевского, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова и др. раскрываются современные подходы к изучению и построению целостного педагогического процесса, результатом которого является восхождение к целостности интегративных новообразований личности. основываясь на положениях целостного педагогического процесса волгоградской научной школы, мы исходили из понимания, что художественноэстетический вкус будущих специалистов дизайна костюма является одним из таких личностных новообразований, на исследование процесса формирования которого и направлено данное исследование.

В течение пяти лет (2006 - 2011 гг.) в Институте художественного образования Волгоградского государственного социальнопедагогического университета (ВГСПУ) проводилась опытно-экспериментальная ра-

бота по формированию художественноэстетического вкуса будущих специалистов дизайна костюма. На начальном этапе экспериментальной работы было обнаружено, что среди студентов, поступивших на первый курс Института художественного образования по специальности «Дизайн костюма», есть окончившие художественную школу (начальное художественное образование) и имеющие среднее специальное образование (без начального художественного образования),

что коррелирует с уровнем сформированности их художественно-эстетического вкуса. Полученные данные потребовали разделения студентов на две группы по уровню сформиро-ванности художественно-эстетического вкуса.

Первая группа студентов - не окончившие художественную школу (69%) - характеризуются низким уровнем сформирован-ности художественно-эстетического вкуса, у них отсутствует необходимая для развитого художественно-эстетического вкуса основа. они оперируют категориями «нравится -не нравится», «красиво - некрасиво»; не способны к целостному восприятию, пониманию и оценке художественно-эстетических явлений, к анализу художественно-эстетических характеристик, выявлению и пониманию причин, нюансов.

Вторая группа студентов - с базовой художественной подготовкой (31%) - характеризовалась средним уровнем сформированности художественно-эстетического вкуса, т.е. они могли в достаточной степени синтезировать и анализировать преподаваемый художественноэстетический материал, обладали ценностными художественно-эстетическими установками в соответствии с мировоззренческой и этической системой ценностей, имели собственные статусно-престижные запросы, но не обладали чувством художественноэстетической меры (гармонично-утилитарной формой и эстетической ценностью), необходимым для художественно-проектной деятельности дизайнера, умением адекватно определять статусно-престижные запросы потребителя. Данное умение необходимо дизайнеру, поскольку позволяет создавать коммерчески успешные, конкурентоспособные художественные проекты, эстетические продукты (костюмы), позволяющие реализовывать создаваемые образы в соответствии с профессионально-техническими возможностями, особенностями социальной среды.

На первом и втором курсах студентов с высоким уровнем сформированности художественно-эстетического вкуса обнаружено не было. Это и явилось основанием для разработки и обоснования модели формирования художественно-эстетического вкуса будущих специалистов дизайна костюма в вузе.

опираясь на положение ученых о том, что развитие художественно-эстетического вкуса как динамического профессиональноличностного образования основывается на смене определенных состояний, связанных

с переходом к новому качеству, мы выделили три этапа модели процесса формирования художественно-эстетического вкуса: профессионально-ориентационный, содержательно-преобразовательный и креативно-технологический.

Первый этап - п р о ф е с с и о н а л ь н о -ориентационный - направлен на формирование способности к целостному восприятию, пониманию и оценке художественноэстетических явлений, актуализацию эмоционально-сенсорной отзывчивости, художественно-эстетических предпочтений, установок, ориентаций и эстетической направленности на профессиональную художественную деятельность. На первом этапе для большинства студентов характерен сензетивный уровень сфор-мированности художественно-эстетического вкуса, поэтому в качестве важных задач выступают: эстетизация восприятия и эмоциональных реакций студента, развитие ощущения недопустимости «всеядности», обыденного чувственного суждения, готовности присваивать общепризнанные эстетические и культурные ценности; направленность на эстетическую самореализацию личности студентов в вузе.

Второй этап - содержательно-преобразовательный - направлен на формирование среднего - ценностно-смыслового -уровня художественно-эстетического вкуса, обеспечение ценностно-смысловой направленности художественной деятельности, дающей студенту возможность овладеть умением наделить утилитарно-полезные свойства вещи дополнительным образно-информационным значением; овладение способностью к адекватному соотношению культурноинформационного значения художественноэстетического продукта (костюма) и ее содержательной полезности; овладение навыками критического осмысления продуктов художественно-проектной деятельности (чувственное и рациональное суждения); направленность на эстетическую самореализацию будущих специалистов дизайна костюма в художественной деятельности.

третий этап - к р е а т и в н о - т е х н о л о -гический - ориентирован на формирование высокого уровня художественно-эстетического вкуса - художественно-проективного, предполагающего развитие умений достигать единства технического и эстетического решений, целостности значения эстетической и потребительской ценности проектируемого продукта; раз-

витие чувства художественно-эстетической меры, проявляющегося в художественнопроектной деятельности дизайнера как целостная идея, выраженная в художественном образе, обладающая гармонично-утилитарной формой и эстетической ценностью; готовность к решению творчески преобразующих, художественно-педагогических и утилитарнопрагматических задач; владение способами проектирования дизайнерской деятельности.

Анализ требований Государственного образовательного стандарта ФГОС ВПО третьего поколения и учебных планов, реализуемых в учебном процессе Института художественного образования ВГСПУ по подготовке специалистов дизайна костюма, позволил определить для эксперимента специальные художественные дисциплины, курс художественного проектирования, общий курс эстетики, курсы по истории костюма, материаловедение, благодаря которым студенты осваивают, осмысляют необходимые художественноэстетические знания, умения и навыки; овладевают необходимыми компетенциями в работе с техническим инструментарием, компьютерными технологиями при создании художественно-эстетических продуктов (костюмов), способствующих целенаправленному процессу формирования художественноэстетического вкуса.

Разрабатываемая нами модель целостного процесса формирования художественноэстетического вкуса позволяет будущим специалистам дизайна костюма овладевать изучаемым профессионально-личностным качеством, обеспечивает поэтапное включение студентов каждого из установленных нами уровней, сопровождается последовательной сменой состояний художественно-эстетического вкуса, связанных с переходом на новый уровень, способствует учебно-профессиональной успешности студентов, нацелена на повышение качества профессиональной подготовки в сфере высшего художественного образования.

литература

1. Ковешникова Е.Н. Теория и методика художественного и профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров) : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

2. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования : учебник для вузов. М. : МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005.

3. Малыгина Е.М. Развитие художественноэстетического вкуса студентов. URL : М1р://%'%г«г. portalus.ru.

4. Штоф В.А. Моделирование и философия. М. - Л. : Наука, 1966.

Pedagogic model of formation of artistic and aesthetic taste of future specialists of costume design at a higher school

There is considered the artistic and aesthetic taste as the basic premise ofprofessional success of specialists in the sphere of costume design and suggested the pedagogic model of its formation in the educational process of a higher school.

Key words: artistic and aesthetic taste, pedagogic model, artistic and project work, discursive and conceptual position, artistic and aesthetic communication, perceptional judgement, cultural and informational meaning of a thing.

н.ю. шлейкова

(ульяновск)

формирование ФАмилистичЕской культуры учителя как социальнопедагогическая проблема

Доказывается, что одним из важнейших условий решения проблемы подготовки молодежи к семейной жизни является формирование фамилистиче-ской культуры педагогов; предлагается к обсуждению анализ сущности данного понятия.

Ключевые слова: педагогическая культура, фами-листическая культура, подготовка к семейной жизни, молодежь.

В настоящее время российская семья претерпевает значительные изменения, которые характеризуются деградацией семейного образа жизни: снижением престижа семьи, падением рождаемости, потребности иметь детей, расшатыванием системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей, распространением асоциальных отношений в семье и др. Кризис-

© Шлейкова Н.Ю., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.