студентов к темам из области отечественного прикладного искусства. Такие дипломные работы, как «Серия подносов с НижнеТагильской традиционной росписью», «Марийский головной убор», «Хантыйская традиционная игрушка», были выполнены студентами, имеющими соответствующие этнические корни. В работе они использовали личный (семейный) материал, а в ходе защит показали искреннюю заинтересованность, эмоциональность, убедительность. Все это подтверждает мысль о том, что глубокое, осмысленное изучение этнического искусства и создание условий для самостоятельного воспроизводства этого искусства в рамках современной художественной культуры способствуют формированию у студентов важных нравственных качеств, таких как патриотичность, коллективизм, влияют на формирование культурной самоидентификации и оптимистичной жизненной позиции.
Литература
1. Бабочкин П.И. Проблемы становления специалистов в высшей школе. М., 1997.
2. Воронов С.В. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972.
3. Ляпустин Б.С. Культурно-исторические типы в современном российском обществе. М., 2000.
4. Новиков А.М. Национальная идея России. М., 2000.
5. Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество, как мир целостности. М. : Сов. Россия, 1983.
6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. М. : Академия, 2002.
Influence of ethnodesign on students’ moral qualities development
There is covered the issue of increase of educational process effectiveness at a higher school. There is revealed the potential of the discipline "Ethnodesign " in the process of students ’ moral qualities and worldview development; considered the sources of educational potential of ethnic arts, which are in the nature of the given arts.
Key words: ethnic arts, ethnodesign, education, moral qualities of a personality.
КЛ. БАДРАК (Санкт-Петербург)
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО
воспитания молодых
СПОРТСМЕНОВ
Поднимается вопрос нравственности и ее роли в воспитании и развитии человека, а также построении общественных норм и законов, формируемых в социуме. Как одна из глобальных проблем современного спорта рассматривается проблема допинга, а именно: актуальность в спортивной среде набора ценностей, основанных на морали, которые важны не менее, чем самые высокие достижения.
Ключевые слова: спорт, допинг, мораль, нравственность, воспитание, ценностные ориентации, молодежь.
Глобальные изменения современного мира не могли не привести общество к размышлениям о нравственности и морали, которые в XXI в. трансформировались и приобрели новые очертания. Вывод, ставший наиболее очевидным сегодня: невозможно построить культурное общество, если это общество не опирается на истоки той исторической и нравственной памяти, которая накоплена многими поколениями наших предшественников.
Человек - это целый мир. Он несет в своем сознании образ всего мира, в том числе отражение самого себя. Поэтому не случайно на первый план выходят вопросы нравственности, ее роли в воспитании и развитии человека, а также построения общественных норм и законов. На протяжении веков складывались различные точки зрения на мотивы формирования личностных характеристик человека, образующих его нравственное начало. Одна точка зрения предполагает биологический подход. В данном случае все зависит от наследственности. Так называемое здоровое начало либо заложено на генном уровне, либо отсутствует полностью. В какой-то мере эта точка зрения перекликается с библейской темой о «грехах отцов», которые достаются детям, и с научными данными из набора ДНК. Согласно другой позиции, нравственность определяется качеством воспитания и обучения. И, наконец, третья точка зрения заключается в следующем: нравственные качества являются интегративным образованием, представляющим собой сплав врожденных психофизиологиче-
© Бадрак К.А., 2012
ских и морфологических особенностей с приобретенным в процессе жизни и тренировки опытом [7].
Не выбирая между этими тремя направлениями, тем не менее, будем отталкиваться от идеи, что любое общество выполняет функцию воспитания граждан в соответствии со своими принципами и потребностями, а цели и содержания воспитания гражданина обусловлены социально-экономическим и политическим строем общества.
Переходя от философии к спорту, следует отметить, что испокон веков олимпийское золото подразумевало честную победу. Изменения в мире, попытка возврата к человеческим ценностям сделали вопрос о чистоте спорта наиболее важным сегодня. Новый техногенный мир и мир современных достижений, в том числе в области спорта, особо выделяет вопрос морали, поскольку именно с нравственной основы начинается формирование человеческой личности. Для спорта набор ценностей, основанных на морали, не менее важен, чем самые высокие его достижения. Традиции и выживание спорта зависят во многом от пути, по которому пойдут спортсмены. Не стоит замалчивать современную ситуацию, допускающую отрицание морали, попытку ориентироваться на другие ценности, в частности допинг. Многие ученые размышляют над вопросом: что будет наполнять профессиональную этику спортсмена в XXI веке?
Современная статистика приводит все новые данные, наводящие на грустные мысли. Постепенно спортивный мир может совершить революцию в сознании, осуществив подмену ценностей. Это приведет к тому, что цениться будет не трудность пути к победе, а наоборот, легкость и обходные маневры. Произойдет ли это на самом деле? На эту тему можно долго вести философские беседы, но, возможно, чтобы выявить современные тенденции нравственности и морали, следует исследовать их сущность.
С возрастанием роли нравственных начал в обществе сама жизнь требует от каждого молодого человека прежде всего воспитания собственной нравственности, поскольку вести человечество к нравственному идеалу следует путем не внешнего принуждения, а свободы [5]. Одной из самых важных задач в среде молодых людей является развитие личности и определение жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единству слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности [7]. Способно
ли современное общество найти философский смысл этики в спорте? Безусловно, эта задача должна решаться и педагогическими, и психологическими средствами. Необходимо формировать у молодежи адекватные представления о себе, своих познавательных возможностях и эмоционально-личностных особенностях, а также окружающих людях.
Следует отметить, что на рубеже XX -XXI вв. в спорте высших достижений, в том числе олимпийском и даже в паралимпийском спорте, все чаще стали выявляться случаи применения спортсменами стимулирующих средств. К процессу подготовки спортсменов подключились не только тренеры, психологи, ученые спортивной науки, но и фармакологи и даже генетики. В практику большого спорта вошли стимулирующие средства -относительно небольшое количество разрешенных и огромное количество запрещенных препаратов [9]. Однако использование в спорте различных допинговых средств и методов ставит под угрозу не только принципы честной спортивной борьбы, но и самое главное -здоровье самих спортсменов. Это касается не только спорта высших достижений, но и соревнований юниоров. Основная проблема кроется в том, что большинство спортсменов не считают применение допинга аморальным. Особенно молодые атлеты, которые готовы на все ради победы на соревнованиях или даже желания иметь фигуру с обложек культу-ристических журналов. В связи с этим довольно негативная ситуация сложилась среди российской спортивной молодежи. характерным показателем являются форумы на некоторых интернет-сайтах, занимающихся незаконным распространением запрещенных препаратов и пропагандирующих применение допинга [1].
Социологическое исследование, проведенное автором в 2008 - 2010 гг., в спортивных школьных учреждениях Санкт-Петербурга выявило неутешительные факты: 26,2% спортсменов среднего, 50,4 старшего школьного возраста и 50% тренеров ответили, что вполне приемлемо использовать запрещенные средства для улучшения спортивного результата. В анкетировании приняли участие спортсмены от 11 до 18 лет из 10 спортивных школ, 4 спортивных секций и 1 училища олимпийского резерва Санкт-Петербурга, специализирующиеся на таких видах спорта, как тяжелая атлетика, борьба, легкая атлетика, футбол, плавание. Также в опросе приняли участие тренеры. Следует отметить, что положительное отношение к допингу у молодых спортсменов зачастую совпадало с позицией их тренеров по
данному вопросу. О каком нравственном начале можно говорить, если наставники молодого поколения сами удалены от морали и не спешат развивать у молодых спортсменов здоровое начало? Состояние современной молодежной среды также не способствует формированию понятия о долге и ответственности. В ходе анкетирования от 25 до 66% молодых спортсменов (в зависимости от спортивной специализации) старшего школьного возраста ответили, что у них есть друзья, употребляющие запрещенные препараты для ускоренного достижения более высоких спортивных результатов [2]. У спортсменов появляется искаженное отражение общественных ценностей, когда есть своя мораль, оправдывающая успех любой ценой.
Итак, молодое поколение выбирает запрещенные методы для достижения цели любой ценой. Но почему вопрос допинга так актуален сегодня? Причина заключается в коммерциализации всей спортивной отрасли [9]. Искусство стало ремеслом. Философская идея блага для человека, спортсмена обрела вполне объяснимые очертания. Победы на крупнейших международных соревнованиях стали приносить дивиденды не только спортсмену, но и его клубу, федерации, стране. Старый макиавеллевский способ «цель оправдывает средства» заменил морально-этическую сторону проблемы. Вопрос ответственности стоит очень остро. Кто несет бремя вины за нечестную игру? Кого следует призывать к ответу - спортсмена или его тренера, сборную или страну? А если речь идет о детях, имеющих смутное представление о нравственности, но уже готовых заплатить высокую цену за выигрыш? Не станет ли подобное поведение нормой общественных отношений? Достаточно интересны размышления по этому поводу немецкого профессора философии Университета Карлсруэ и олимпийского чемпиона 1960 г. Ханса Ленка: «Допинг, официально осуждаемый, а втайне поощряемый; “тактический фол”, требуемый публикой и даже прессой, тайно преподаваемый тренерами, но публично лицемерно отрицаемый, и использование фола как “стоп-крана” в футболе и гандболе ставят действующего индивида перед дилеммой. Обречен ли он на этическую и моральную голодную смерть, как буриданов осел между двумя охапками сена?» [6].
Ежегодно список запрещенных к применению в спорте препаратов увеличивается, однако параллельно ведется и поиск новых стимулирующих средств, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов. Речь
идет не только о нелегитимной фармакологии, используемой спортсменами уже на протяжении нескольких десятилетий. Изначально практически все эти медикаменты разрабатывалась для медицинских целей, но постепенно самые «эффективные» перекочевали в спорт высших достижений. Во многих странах мира ученые ведут разработки в области генетики. Изначально имеющие весьма благородную цель - спасение жизней смертельно больных людей - данные технологии при использовании в спорте могут поставить под угрозу его существование как одной из сфер деятельности человека. Соревнования, в которых будут участвовать уже не люди, а «мутанты» с изменениями в геноме, позволяющими показать нечеловеческие спортивные достижения, потеряют всякий смысл [11].
Безусловно, допинг наносит вред и спортивному движению, ставя спортсменов в неравные условия борьбы, порождая многочисленные скандалы на уровне национальных сборных, спортивных федераций и т.п. Но следует отметить, что проблемы честного участия в спортивных соревнованиях уже нельзя возлагать только на самих спортсменов. Зачастую они становятся заложниками ситуации, смоделированной в обществе. Так, советские спортсмены боролись за высокие идеи, современные спортсмены сражаются за финансовые высоты... и почти никто - за чистоту победы. Поэтому можно столкнуться с дилеммой: заведомо зная, что честно легко проиграть, не проще ли перешагнуть черту и достигнуть желаемого, руководствуясь лозунгом «не пойман -не вор». Традиции общества очень легко переходят к демагогии «победителей не судят», не создавая норм для серьезного наказания нарушителей. Целью же спортсмена помимо победы становится желание обойти существующий список запрещенных средств и методов. Иногда ситуация доходит до абсурда. К примеру, по словам заместителя министра спорта и туризма Беларуси А. Григорова, парадоксами Олимпийских игр в Солт-Лейк- Сити стало участие в играх 28 астматиков, которые устанавливают олимпийские рекорды [8]. В своем докладе по результатам Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити Всемирное антидопинговое агентство отметило, что в медицинскую комиссию Международного Олимпийского комитета (МОК) с просьбой разрешить им во время Олимпийских игр пользоваться сильнодействующими антиастматиками (содержащими запрещенные субстанции) поступило 163 обращения. Было удовлетворено 130 обращений. Статистика показала весь-
ма любопытные факты. Оказалось, что сборные Швеции, Норвегии, США, Голландии и Канады переполнены астматиками [4]. Однако это не помешало «больным» спортсменам завоевать 28 медалей в индивидуальных и 25 -в командных видах спорта. Следует отметить, что из остальных обратившихся в МОК, но не получивших разрешение пользоваться ингаляторами, только двое смогли подняться на пьедестал почета. Более впечатляющую статистику демонстрировали на Олимпийских играх в Сиднее в 2000 г. Спортсменов-астматиков, получивших разрешение МОК, в том году оказалось 607 чел. [3]. Это говорит о том, что спортивное общество невольно принимает правила двойных стандартов или просто не в состоянии справиться с проблемой.
В связи с предстоящими Олимпийскими и Паралимпийскими играми в Сочи в 2014 г. для Российской Федерации наиболее остро встает вопрос проведения игр в соответствии со всеми международными стандартами и нормами. В том числе это касается и противодействия допингу [11]. Таким образом, все снова возвращается к вопросам воспитания молодого поколения спортсменов, которым, возможно, предстоит защищать честь страны на крупнейших соревнованиях. Ведь достойные представители современного спорта, завоевывающие в упорной борьбе медали высшей пробы, не способны запятнать ни олимпийский флаг, ни флаг своей страны допинговыми скандалами. Именно такие спортсмены и являются настоящими героями, достойными всемирной славы и уважения, поэтому и необходимо вырабатывать морально-этические нормы у молодежи, учитывая факторы, влияющие на формирование отношения к проблеме допинга в спорте. Это и отсутствие специальных знаний, и авторитет тренера, и влияние мнения друзей и сверстников молодых спортсменов, и как самый главный фактор - искажение моральных ориентиров - стремление к высоким спортивным результатам любой ценой, отсутствие понятий честной спортивной игры, переориентация с духовного начала на материальную составляющую вопроса (которую и приносит победа на соревнованиях высокого уровня), т.е. морально-нравственная деградация. И без педагогической и просветительской работы с молодыми спортсменами, направленной на коррекцию моральных ориентиров, могут появиться очередные прецеденты со спортсменами-астматиками и диабетиками.
Необходимо не только исследовать проблему допинга, но и развивать целое антидопинговое направление в педагогике, полно-
стью изжив «химическое наследие». Понятно, что ничего нельзя сделать без философской мысли, которая позволит правильно преподнести вопросы этики следующему поколению спортсменов. Одним из путей решения данной проблемы могут стать образовательные программы, которые будут нацелены на воспитание достойного поколения спортсменов. Международная практика уже имеет положительные примеры педагогической деятельности. В ином случае в спортивном мире разовьется динамика саморазрушения системы. При этом на поверхности сохранится видимость соблюдения норм, зато в глубине будет царить закон джунглей и максимизации успеха или абсолютная анархия правил. Возможно ли избежать этой дилеммы в условиях развития двойной морали, когда официально провозглашаются этика и мораль, а тайно культивируется успех? По всей видимости, да, если мы вспомним уроки философии и обратимся к воспеванию культа человека и стремлению к наивысшему благу, в основе которого будет лежать нравственное начало.
литература
1. Бадрак К.А. Допинг в спорте как проблема нравственности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. №1. С. 70 - 72.
2. Бадрак К.А. Влияние экспериментальной антидопинговой образовательной программы на отношение молодежи к допингу, с учетом социальнопедагогических факторов // Адаптивная физическая культура. 2011. №2. С. 8 - 11.
3. Жуков Б. Горечь сладких побед // Вокруг Света. 2006. №2. С. 198 - 204.
4. Доспехов А. Спорт мутантов. Рекорды халатности // Коммерсантъ. 2007. №227.
5. Катенина Н.В. Закон нравственный и закон юридический в философско-правовом // Вопр. философии. 2011. №2. С. 139 - 150.
6. Ленк Х. Этика спорта как культура честной игры // Неприкосновенный запас. 2004. №3 (35). С. 88 - 94.
7. Матушкин С.Е. Социальное и природное в нравственности. Челябинск, 2005.
8. Ситуация на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити: комментарии зарубежных СМИ. URL: М1р://%'%г«г. news.central.kz/archive/sport.news.olympic/200202/ 23010536.tex!
9. Степанова М.А. Психологическая наука и философия в сфере образования: современное состояние и основные задачи // Вопр. философии. 2010. №6. С. 67 - 79.
10. Таймазов В.А. Спортивная наука и спортивная педагогика в XXI веке // Теория и практика физической культуры. 2006. № 10. С. 2 - 5.
11. Шелков О.М., Бадрак К.А. Направления деятельности в системе предотвращения допинга в спорте // Адаптивная физическая культура. 2010. №3. С. 51 - 53.
12. Miah A. Genetically modified athletes: Biomedical Ethics, Gene Doping and Sport (Ethics & Sport). N. Y., 2004.
Issue of moral education of young sportsmen
There is considered the issue of morality and its role in education and development of a person, as well as establishment of social standards and laws formed in the society. As one of the global issues of the modern sports, there is considered the issue of doping. In sports circles it concerns the urgency of the set of values based on morality, which are important not less than its highest achievements.
Key words: sports, doping, morality, education, value orientation, young people.
О.М. КАШИРИНА (Волгоград)
педагогическая модель формирования художественноэстетического вкуса будущих специалистов дизайна костюма в вузе
Рассматривается художественно-эстетический вкус как базовая предпосылка профессиональной успешности специалистов в области дизайна костюма и предлагается педагогическая модель его формирования в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: художественно-эстетический вкус, педагогическая модель, художественнопроектная деятельность, дискурсивно-концептуальная позиция, художественно-эстетическая коммуникация, чувственное суждение, культурноинформационное значение вещи.
В сфере художественного образования, сочетающего сегодня художественноэстетические и утилитарно-прагматические аспекты, профессиональные требования возрастают не только к узкоспециальным технологическим умениям и навыкам, но и к
индивидуально-личностным свойствам специалистов, обусловливающим эффективность профессиональной деятельности. Формирование художественно-эстетического вкуса как базовой компетенции, являющейся предпосылкой профессиональной успешности будущих специалистов дизайна костюма, требует активной разработки современных моделей, педагогическое знание о которых недостаточно, хотя и востребовано практикой художественного образования.
На современном этапе развития образования моделирование в педагогике применяется широко. Наиболее распространенные виды моделирования учебного материала используются с целью его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме с использованием образных ассоциаций. Моделирование процесса обучения может включать педагогическую технику, систему методов и организационных форм обучения, составляющих дидактическую основу модели. Мы обращаемся к моделированию целостного процесса обучения в сфере художественного образования, обеспечивающего формирование художественно-эстетического вкуса будущих специалистов дизайна костюма в ходе их учебно-профессиональной подготовки в вузе. Под моделью вслед за В.А. Штофом мы понимаем «мысленно представляемую и реализуемую систему, отражающую или воспроизводящую объект исследования, способную замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [6, с. 28]. Разрабатываемая нами модель целостного процесса формирования художественноэстетического вкуса позволяет будущим специалистам дизайна костюма овладевать изучаемым профессионально-личностным качеством как динамическим профессионально-личностным новообразованием, позволяющим создавать художественно-эстетические продукты (костюмы), отвечающие запросам потребителя, а также коммерчески успешные, конкурентоспособные художественные проекты в ходе учебно-профессиональной деятельности в вузе.
Различные исследователи в философии, эстетике, искусстве, психологии, педагогике (Л.Л. Алексеева, А.В. Бакушинский, А.И. Буров, Л.Н. Коган, В.П. Костомаров, А.Ф. Лосев, Б.Т. Лихачев, А.С. Молчанова, Г.А. Недоши-вин, Е.М. Сафронова, П.А. Флоренский), изу-
© Каширина О.М., 2012