СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ И ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
Аннотация. Специфика художественно-образного мышления дизайнера заключается в умении фиксировать возникающие в сознании образы в графических изображениях проектируемых объектов, а также в необходимости в их эстетическом осмыслении. В процессе профессиональной подготовки дизайнеров средствами специальных дисциплин необходимо использовать различные приемы для его развития.
Ключевые слова: художественно-образное мышление, дизайнеры, абстрактно-образное мышление.
Zarima Hubieva SPECIFIC FEATURES OF ARTISTIC AND CREATIVE
THINKING OF THE DESIGNERS AND THE WAYS OF ITS FORMATION
Annotation. The specificity of artistic and creative thinking of the designer lies in the ability to capture emerging in the consciousness of the images in the graphic images of designed objects, as well as the need in their aesthetic understanding. In the process of professional training of designers by means of special disciplines is necessary to use different techniques for its development.
Keywords: artistic creative thinking, design, abstract and creative thinking.
Дизайн - достаточно новое направление, на современном этапе превратившийся в глобальное явление, охватывающее все новые и новые области проектной деятельности, связанные с визуальным восприятием. Следует отметить, что процесс дизайнерской деятельности - сложное явление, фундаментом для которого являются социально-экономические процессы, происходящие в обществе, степень развития научно-технического прогресса, эстетико-эмоциональные установки личности, способы восприятия и переработки информации, характер протекания мыслительной и практической деятельности,творчества и т.д.
В связи с тем, что в современное социокультурное пространство ориентировано на различные компоненты материальной и духовной культуры, дизайнер своей деятельностью оказывает влияние на эстетическую, духовную и художественную сферы жизнедеятельности человека, потребителя продукта деятельности дизайнера, формируя, таким образом, художественный вкус потребителя. Поэтому так актуальны проблемы профессиональной подготовки дизайнеров, способных удовлетворять потребности общества в гармонизации и эстетизации окружающей среды [1]. Дизайнеру для успешного решения творческих задач необходимо иметь сформированное в процессе специальной подготовки пространственное, прежде всего, визуальное художественно-образное мышление. Наиболее близким по характеру деятельности к мышлению дизайнера является мышление архитекторов и художников.
Определяя специфику художественно-образного мышления дизайнеров, ученые исходили из профессиональной деятельности дизайнера:
- специфическим качеством художественно-образного мышления дизайнеров является визуальный характер образов дизайнерского творчества;
- в отличие от образного мышления художников, работающих в живописи, графике и скульптуре, художественное творчество в дизайне не является изобразительным;
- образное мышление дизайнеров является не только художественным, поскольку в про-
УДК 378 З.Ю. Хубиева
© Хубиева З.Ю., 2015
ектной деятельности дизайнеру приходится решать художественные задачи в комплексе с техническими и утилитарными задачами [2, с. 372-378].
Образное мышление занимает важное место в творчестве дизайнера, так как дизайнер ставит в качестве цели своей деятельности создание новой реальности, отвечающей его представлениям об идеальном мире вещей и среды, в которой эти вещи находят свое место и одухотворяют мир, в котором живет человек. Благодаря образному мышлению дизайнер создает сначала в своем воображении, а затем на макете проект новых вещей. При этом спецификой профессионального образного мышления дизайнеров является включение в содержание этого мышления эстетической оценки проектируемых объектов. Тем самым в модель дизайнера необходимо включать развитое профессиональное художественное мышление, обладающее качествами как конкретно-образного, так и абстрактно-образного мышления.
Дизайнер, работающий в сфере графического дизайна, обычно мыслит образами изобразительного искусства или включает в свои проекты художественную фотографию. В жанрах рекламного или других видов плаката можно встретиться с образами, построенными на основе ассоциативного мышления. Исходя из особенностей творческой деятельности дизайнера следует также отметить необходимость развития наглядно-технического мышления, так как поиск художественного образа в дизайне происходит в комплексе с нахождением наиболее оптимальных технических решений. Конструкторское мышление дизайнера развивается, в том числе, на основе изучения природных форм растительного и животного мира.
Абстрагированные образы в дизайне могут передавать следующие общие свойства предметного мира: полет, стремительное движение, устойчивость, статику и т.д. Дизайнер, создающий абстрактную композицию, манипулирует в своем воображении линиями, цветовыми пятнами, выстраивает их в определенной ритмической последовательности; использует выразительные приемы создания ощущений динамики, остановившегося течения времени, симметрии или асимметрии, гармонии пропорций и т.д. При этом развитие абстрактно-образного мышления не препятствует развитию конкретно-образного мышления. Умение организовать абстрактные образы в определенные композиционные схемы дает представление об общих законах создания композиции. Эти законы имеют общий характер, при этом студент сможет применить их и в рекламном плакате, включающем, например, фотографии с конкретными персонажами, и в шрифтовом плакате, заполненном абстрактными буквенными знаками, и в графическом изображении костюма, и в любых проектах других дизайнерских специализаций.
Кроме абстрактно-образного, будущему дизайнеру понадобится и развитое образно-логическое мышление, которое чаще всего проявляется как техническое мышление. Образно-логическое мышление необходимо также и при исполнении графического изображения проектируемого объекта, сопровождаемого чертежами в различных проекциях. Дизайнерам необходимо развивать такой вид абстрактно-образного мышления, поскольку в своем творчестве они, как правило, не изображают объекты окружающей действительности, а создают новую реальность, спроектированную по законам гармонии и красоты: вещи, среду, печатную продукцию и т.д.
Наглядно-образное мышление может быть репродуктивным и продуктивным. Репродуктивный вид мышления дает возможность субъекту осмысливать и запоминать форму, цвет, фактуру, пропорции, конструкцию и месторасположение видимых объектов в пространстве. Художественно-образное мышление является частью наглядно- образного мышления. Но мышление художника, архитектора или дизайнера не ограничивается наглядными образами и включает в себя другие виды мышления, такие, как теоретическое или абстрактно-логическое, абстрактно-образное, наглядно-
образное и наглядно-действенное. В отличие от математического наглядно-образного мышления, ставящего перед собой гносеологические задачи, художественное мышление познает объект своего исследования с эстетической позиции и вносит личностную оценку в восприятие объекта.
Образное мышление дизайнера и архитектора отличается от образного мышления представителей других творческих профессий, прежде всего, визуальным характером. Мышление дизайнера, чаще всего, сосредоточено на представлении новых объектов, которые он проектирует и создает в своем воображении. Дизайнеру приходится мысленно манипулировать формой и положением в пространстве объектов, создаваемых по законам гармонии, красоты, динамики или статики, контраста или нюансов. Решая эти творческие задачи, специалист воплощает свои мысленные представления в наглядных графических образах [4].
Художественно-образное мышление дизайнеров можно определить как способность представлять в своем воображении объемную форму, конструкцию, фактуру и другие визуально воспринимаемые характеристики проектируемых объектов, а также манипулировать в своем сознании указанными характеристиками проектируемых объектов. Специфика мышления дизайнера, по мнению О. И. Олонцева [3], заключается в умениях фиксировать возникающие в сознании образы в графических изображениях проектируемых объектов, а также в необходимости в их эстетическом осмыслении.
Формы подачи дизайнерских проектов представляют очень широкий диапазон графических техник. Осваивая эти техники, будучи студентом, дизайнер расширяет свою художественную визуальную эрудицию. Он изучает свойства различных графических материалов и техник, осваивая их на занятиях по общепрофессиональпым дисциплинам: рисунку, живописи, скульптуре и моделированию, истории искусств. На этих занятиях студент вырабатывает свою графическую технику, выбирает излюбленные материалы графики: акварель, гуашь, пастель, перо, тушь, офорт, ксилографию, компьютерную графику и т.д. На лекциях и семинарских занятиях по истории искусств будущий дизайнер изучает произведения графики. В процессе освоения всех перечисленных выше дисциплин у студентов формируются представления о результатах, которые он может достичь, применяя тот или иной графический материал и используя ту или иную технику графики. Таким образом, в долговременной памяти студентов накапливается визуальная информация, фиксирующая множество художественных образов, которые служат отправным исходным материалом для творческой переработки и трансформации в новые оригинальные дизайнерские решения.
Художественно-образное мышление дизайнеров имеет свои особенности, продиктованные содержанием творческих поисков. Поэтому при аналитическом подходе к исследованию проблем образного мышления необходимо выявить такие особенности. Кроме того, необходимо обосновать подходы к развитию художественно-образного мышления студентов исходя из индивидуальных различий мышления обучающихся.
Таким образом, формирование и развитие художественно-образного мышления дизайнеров является одной из важнейших задач высшей профессиональной школы, для решения которой необходимы разработки новых педагогических технологий, опирающихся на наиболее значимые достижения комплекса наук: педагогики, психологии, философии. Тем самым мышление дизайнера носит синтетический, целостный и многогранный характер. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что профессиональное художественно-образное мышление дизайнера обладает целым рядом определенных свойств, необходимых для решения художественно-производственных проектных задач. Для эффективного формирования и развития художественно-образного мышления дизайнера необходим комплексный подход.
Библиографический список
1. Андреева, О. П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. П. Андреева. - Йошкар-Ола, 2011. - 25 с.
2. Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. - М., 1972. - 150 с.
3. Олонцев, О. И. Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки : автореф. дис. ... канд. п. наук / О. И. Олонцев. - М., 2010. - 23 с.
4. Хубиева, З. Ю. Развитие художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством : автореф. дис. ... канд. п. наук / З. Ю. Хубиева. - Карачаевск, 2009. -24 с.