Научная статья на тему 'Особенности формирования ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей в вузе'

Особенности формирования ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ASSOCIATIVE AND FIGURATIVE THINKING / ARTISTIC AND GRAPHIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыннова Валентина Васильевна

Рассматриваются особенности ассоциативнообразного мышления студентов художественнографических специальностей в ходе их профессиональной подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the peculiarities of associative and figurative thinking of students specializing in arts and graphics in the course of professional training at a higher school.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей в вузе»

В.В. ЦЫННОВА (Волгоград)

особенности формирования ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей в вузе

Рассматриваются особенности ассоциативнообразного мышления студентов художественнографических специальностей в ходе их профессиональной подготовки в вузе.

Ключевые слова: ассоциативно-образное мышление, художественно-графическая деятельность.

В сложившейся в России системе образования, в том числе профессионального художественного образования, сегодня продолжают уделять большее внимание развитию рационально-логического мышления обучающихся, отводя ассоциативно-образному мышлению второстепенную роль в учебно-воспитательном процессе вуза. Однако усложнившиеся в современном обществе требования к созданию качества продуктов художественной деятельности, модернизация системы высшего художественного образования нацелены на повышение качества профессиональной подготовки студентов художественно-творческих специальностей, реализацию новых образовательных стандартов ФГОС ВПО (2010) и актуализируют новое понимание профессиональной подготовки художников-графиков специальности «Графика» и бакалавров профиля «Графический дизайн» как субъектов профессиональной деятельности, обладающих ассоциативно-образным мышлением.

Проводимая автором в Институте художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета (2007 - 2012 гг.) опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей формирования ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей в ходе их профессиональной подготовки в вузе показала следующее. Большинство (57%) респондентов -студентов художественно-графического профиля, проходивших производственную практику в качестве художников-графиков и графиков-дизайнеров в соответствующих организациях (издательства, информационно-

ресурсные центры, музеи и др.), организующих художественно-графическую деятельность, -испытывали затруднения в выборе творческих ассоциаций, прогнозирующих эстетические предпочтения различных категорий потребителей по отношению к художественным продуктам будущей профессиональной деятельности студентов. При этом 26% респондентов затрудняются в создании визуальных образов средствами графики, 17% не овладели в процессе обучения в вузе достаточными навыками воплощения многогранных ассоциаций в творческой деятельности, создания художественных продуктов, соответствующих интересам современных заказчиков. Анализ мнений студентов художественно-графических специальностей, а также их учебных программ в вузе свидетельствует о том, что целенаправленному формированию ассоциативнообразного мышления уделяется недостаточно внимания из-за отсутствия теоретической обоснованности данного процесса.

Будущих специалистов художественнографического профиля важно обучать пониманию возможных ограничений, исходных ожиданий и требований, которые будут предъявлять потребители к визуальным образам проектируемых художественных продуктов. Художник-график, иллюстрирующий книгу, или дизайнер-график, разрабатывающий визуальные сообщения различной сложности в рекламе, издательской деятельности, кино, телевидении, компьютерной и электронной технике, сфере «паблик рилейшнз» и других областях массовой информации, творчески ограничены в отличие от художников иных специальностей (живописцев, скульпторов, художников декоративного искусства, станковистов), обладающих в искусстве полным правом на самовыражение, профессиональную свободу, содержание художественных образов, определяемых индивидуальным своеобразием внутреннего мира автора. Первичной основой образов, создаваемых дизайнером-графиком, в частности художником-графиком, иллюстратором книг, является в первую очередь информационное сообщение, которое предлагается и определяется заказчиком. Из-за этого образ как продукт художественно-проектной деятельности фактически представляет собой визуальную интерпретацию информационного сообщения, переведенного специалистом художественно-графического профиля на об-

© Цыннова В.В., 2012

щепонятный язык, часто ориентированный на конкретную группу потребителей.

Активизация научного поиска о возможностях интегративных разновидностей мышления - художественно-творческого, художественно-образного, ассоциативно-образного (И.Г. Дымова, И.А. Лескова, О.И. Олон-цев и др.), дополняющих друг друга, образующих качественно новый тип мышления, обусловлена также новыми социокультурными и экономическими условиями, требующими решения новых профессиональных задач, успешного создания современных художественных продуктов, обладающих эстетической ценностью и отвечающих запросам современных заказчиков и потребителей.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о том, что выдающиеся художники-педагоги, представители русской реалистической школы П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, П.Я. Павлинов, В.А. Фаворский размышляли над проблемой подготовки творца и ремесленника в искусстве; эмоционального воздействия цвета, ассоциативной и смысловой нагрузки на формирование целостности образа; о взаимосвязи авторского замысла, ассоциаций художника и поставленной цели, задач создания художественного продукта. Так были созданы теоретические предпосылки для современного понимания особенностей формирования ассоциативно-образного мышления будущих специалистов художественно-графических специальностей.

Вопросам вузовской художественной педагогики посвящены работы таких исследователей, как Г.В. Беда, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, В.К. Лебедко, Н.Я. Маслов и др., которые большое внимание уделяют изучению языка графики, но смещают акцент на грамматическо-прагматическую сторону творческой композиции - идейный замысел, обусловленный мировоззренческой позицией художника, видение пространственной характеристики образа. При этом недостаточно внимания уделяется вопросам ассоциативности выбора изображения, структурности образа и композиции, наблюдательности, проблеме целостности художественно-графической деятельности, формированию ассоциативнообразного мышления студентов в системе высшего художественного образования.

В исследованиях по искусствознанию, эстетике, в психолого-педагогической литературе достаточно глубоко изучены типы мышления, важные для создания продукта художе-

ственной деятельности: художественное, образное, ассоциативное мышление (Е.Я. Басин, Г.Л. Головинский, Л.С. Коршунова, Н.А. Ку-шаев, В.Д. Остролинский, В.И. Петрушин, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, П.М. Якобсон и др.). Ученые отмечают, что процесс интеграции двух типов мышления предполагает сочетание их исходных характеристик и определение основы их соединения. Интеграция двух типов мышления осуществляется с учетом специфики сферы профессиональной деятельности, для которой они соединяются. И.Г. Дымова, рассматривая ассоциативно-образное мышление в контексте профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ, определяет его как «генетически обусловленный, универсальный механизм целостного восприятия и отражения объектов познания посредством художественных образов, связанных между собой по принципу ассоциирования (соотнесения, сопоставления, уподобления и пр.) и несущих определенную смысловую нагрузку в художественной системе произведения» [3, с. 10].

В контексте профессиональной подготовки специалистов художественно-графического профиля мы, базируясь на анализе научной литературы и результатах проведенной экспериментальной работы, сформулировали собственное определение ассоциат ивно-образного мышления как динамического профессионально-личностного образования, включающего способность к ассоциациям, переработке информации утилитарного значения в эстетически и художественно значимую информацию, выражающую в соответствии с логикой образа их структурную взаимосвязь. Взаимодополняющие ассоциативный и образный компоненты исследуемого типа мышления личности будущего специалиста определяют наличие эмоционально-окрашенной семантики в проектируемом образе, инициирующей возникновение у зрителя личностного отношения к визуальному образу, выражающему исходное информационное сообщение. Благодаря ассоциативности эта семантика не ограничена конкретностью смысловых значений образа, а допускает многозначность истолкования и позволяет визуальному образу инкорпорироваться в различные смысложизненные контексты зрителя. Интегративный компонент, синтезирующий два типа мышления и реализуемый в художественно-проектной деятельности специалиста художественно-графического профиля, позволяет создавать художественный продукт через художественный образ,

обретающий коммерческую успешность, обладающий ассоциативной связью со смысложизненным контекстом и художественноэстетическими интересами представителей различных социальных групп - как заказчиков, так и потребителей.

Как доказывают в своих работах по методологии научно-педагогического исследования Н.М. Борытко, О.С. Гребенюк, В.В. Кра-евский, Н.Е. Щуркова и др., педагогическое исследование не выполнит своего назначения, если не будет получено нормативное знание о требуемом характере педагогической деятельности, осуществляемое при помощи принципов. Формирование ассоциативно-образного мышления целесообразно на основе следующих п р и н ц и п о в профессиональной подготовки в вузе: проблемности, гармоничности, ал-горитмичности и эвристичности.

Принцип проблемности подразумевает открытие новых знаний и основан на продуктивном мышлении, «предполагает активную конструктивную деятельность по пере-структурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение» [2, с. 137]. Главное предназначение профессиональной подготовки в вузе состоит в том, чтобы помочь будущим специалистам художественно-графического профиля научиться осмысливать в качестве исходных данных определенное заказчиком информационное сообщение, которое должно с помощью будущего художника-графика, графика-дизайнера обрести общепонятную образную форму выражения. Это требует анализа составляющих его элементов (расчленение), наделения их дополнительными чувственносмысловыми характеристиками (дополнение) и интеграции предзаданных и вновь привнесенных элементов в единство образа (синтезирование). В процессе поисков решения проблемы студентами нередко возникают противоречия между уже имеющимися художественноэстетическими знаниями и требованиями задачи, выдвигаемой заказчиком, что помогает выявить новые элементы знаний, способы оперирования им, овладеть способами познания, расширяя возможности будущих специалистов художественно-графического профиля в решении еще более сложных художественноэстетических и утилитарно-прагматических задач. Эта активная самостоятельная деятельность студентов приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и тем самым - к микросдвигу в умственном развитии, что является основ-

ным путем к открытию нового способа решения проблем (анализ через синтез).

Принцип целостности отражает в профессиональной подготовке студентов художественно-графических специальностей целостное формирование способности к ассоциативности и образности. Ассоциативность является мощным катализатором поиска новых идей, образов, проявляется в умении найти корреляты чувственного и интеллектуального компонентов познания. Это дает возможность определить адекватное соотношение компонентов информационного сообщения, являющегося исходной основой профессиональной деятельности дизайнера-графика и художника-графика, с объектами реальной действительности, эстетическими предпочтениями и ожиданиями потребителя. Образность мышления позволяет достичь единства разнородных компонентов в целостности визуальной формы, которую обретает конечный продукт художественно-графической деятельности специалиста этого профиля. Ассоциативный компонент посредством случайных связей-ассоциаций выступает механизмом «сборки» образной формы выражения информационного сообщения, тогда как его образный компонент способствует достижению того уровня обобщения всех составляющих компонентов, на котором возникает качество целостности.

Принцип алгоритмичности и эв-ристичности в профессиональной подготовке будущих специалистов художественнографического профиля направлен на овладение алгоритмическими приемами развития умственной деятельности, содержащими общие, ориентирующие указания для поиска эффективных путей решения проблем и эвристическими приемами, не обеспечивающими безошибочности решения, но позволяющими действовать в условиях неопределенности, когда студент еще не знает существенных признаков, опора на которые приведет к успешному решению проблемы, преодолению разрыва между предопределенностью условий поставленной информационной задачи и интуитивно-эмоциональным, непредсказуемым творческим процессом.

Ассоциативно-образное мышление будущих специалистов художественно-графи ческих специальностей проявляется через ассоциативно-образный характер их будущей профессиональной деятельности, возникновение и развитие замысла. Студент переносит в рисунок то, что запомнил: у него возни-

кают переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого в воображении студента создается ассоциативный образ, который он выражает с помощью алгоритмических и эвристических изобразительных средств. Очень важно, чтобы задание было интересным для студента, волновало его, чтобы у него возникало естественное желание фантазировать, придумывать, воображать, создавать нечто неповторимое и индивидуальное. Неустанная работа воображения, наблюдения - важнейший путь познания и освоения студентом окружающей действительности, способ выйти за пределы личного практического опыта, являющийся важнейшей предпосылкой формирования ассоциативнообразного мышления как профессиональноличностного качества. Для людей творческих профессий это вопрос профессиональной пригодности.

Важнейшей особенностью формирования ассоциативно-образного мышления в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов художественно-графического профиля является необходимость интеграции того, что ранее считалось несовместимым: устойчивой предсказуемости содержания и спонтанности поиска формы его выражения, создания художественного продукта, обладающего эстетической ценностью и одновременно отвеча-

ющего утилитарно-прагматическим задачам потребителей, как результата художественнопроектной деятельности художника-графика и дизайнера-графика.

литература

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1982. С. 6 - 361.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1986.

3. Дымова В.В. Развитие ассоциативно-образного мышления студентов музыкальных училищ в процессе музыкальной подготовки: авто-реф. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2003.

4. Чистяков П.П. Теоретик и педагог. М. : Изд-во Акад. художников СССР, 1953.

Peculiarities of formation of associative and figurative thinking of students specializing in arts and graphics at a higher school

There are considered the peculiarities of associative and figurative thinking of students specializing in arts and graphics in the course of professional training at a higher school.

Key words: associative and figurative thinking, artistic and graphic work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.