Научная статья на тему 'ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
493
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / DEPARTMENTAL CONTROL / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / МЕХАНИЗМ / MECHANISM / LEGALITY ENSURING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжова Мария Александровна

В статье исследуются правовые и организационные основы ведомственного контро- ля в системе таможенных органов РФ, анализируется процесс развития нормативно- правового регулирования данного механизма; рассмотрены предмет, объект и субъект ведомственного контроля как способа обеспечения законности в области таможенно- го дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENTAL CONTROL OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE ACTIVITY AS A WAY TO ENSURE CUSTOMS LEGALITY

The article studies the legal and organizational grounds of a departmental control in the system of the Federal Customs Service of Russia and describes the process of legal regulation of this mechanism. Subject-matter, object and subject of the departmental control as a method of legality ensuring are also considered.

Текст научной работы на тему «ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

национального производства России в соответствии с взятыми перед ВТО обязательствами.

Использованные источники

1. Дюмулен И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник. 2-е изд. М.: ВАВТ, 2009.

2. Новиков В. Е., Ревин В. Н, Цветинский М. П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

3. Таможенный тариф СшА по состоянию на 1 июля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://hts.usitc.gov/.

4. Таможенный тариф Японии по состоянию на 1 апреля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.go.jp/english/tariff/2013_4/index.htm.

5. Таможенный тариф Европейского союза по состоянию на 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu.

6. Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: учебное пособие / под общ. ред. С. Ю. Глазьева и Т. А. Мансурова. М.: Проспект, 2011.

7. Таможенный тариф Канады по состоянию на 1 января 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://cbsa-asfc.gc.ca/trade-commerce/tariff-tarif/2013/html/tblmod-03-eng.html.

8. Единый таможенный тариф Таможенного союза по состоянию на 19 августа 2010 г.

9. Единый таможенный тариф Таможенного союза по состоянию на 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/.

10. Единый таможенный тариф Таможенного союза по состоянию на 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/.

М. а. Рыжова

ведомственный контроль деятельности таможенных органов как способ обеспечения

законности в области таможенного дела

В статье исследуются правовые и организационные основы ведомственного контроля в системе таможенных органов РФ, анализируется процесс развития нормативно-правового регулирования данного механизма; рассмотрены предмет, объект и субъект ведомственного контроля как способа обеспечения законности в области таможенного дела.

Ключевые слова: ведомственный контроль; обеспечение законности; таможенные органы; нормативно-правовое регулирование; механизм.

В деятельности таможенных органов, как и любых органов исполнительной власти, важное место занимает соблюдение законности со стороны таможенных органов и их должностных лиц при осуществлении ими властных полномочий, так как полное и неуклонное соблюдение предписаний закона является залогом успешного выполнения возложенных на них государством и обществом функций.

В целях защиты прав и законных интересов государства, участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, таможенные органы РФ наделены правом отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле, а также принять любые предусмотренные меры в отношении неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела.

В распоряжении ФТС России от 12.07.2011 № 118-р [1] утверждены Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (Методические рекомендации), согласно которым ведомственный контроль представляет собой деятельность таможенных органов, направленную на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле при принятии таможенными органами решений и совершении ими или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) при реализации задач и функций в области таможенного дела.

К основным целям ведомственного контроля относятся: реализация государственной политики в области таможенного дела в части, касающейся соблюдения таможенного законодательства; защита прав и законных интересов государства, участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; изучение и обобщение практики деятельности таможенных органов в части соблюдения прав участников ВЭД; сокращение количества решений, действий (бездействия), принятых и совершенных в нарушение требований таможенного законодательства, а также устранение их вредных последствий; сокращение количества судебных решений, принятых не в пользу таможенных органов.

Указанные цели предопределяют решение основных задач ведомственного контроля, к которым отнесены: обеспечение соблюдения требований таможенного законодательства; выявление и устранение нарушений таможенного законодательства; восстановление нарушенных прав и законных интересов; выявление причин и условий, способствующих нарушению таможенного законодательства; выработка мер, направленных на исключение фактов принятия повторных незаконных решений, совершения неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела.

Стоит особо подчеркнуть, что ведомственный контроль в таможенных органах проводится в отношении решений, действий (бездействия) именно в области таможенного дела. Исходя из положений п. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) [2], ст. 4 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», к правоотношениям в области таможенного дела относятся правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также отношений между таможенными

органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами, регулируемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом от 23.06.2005 МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134, на таможенные органы возложена функция по выдаче паспорта транспортного средства [3]. Таможенные органы успешно ее реализуют, однако решения таможенных органов о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль не относятся к решениям, принимаемым в области таможенного дела, поскольку выходят за рамки правоотношений, указанных в п. 1 ст. 1 ТК ТС, ст. 4 указанного Федерального закона.

Вместе с тем, исходя из подп. б) п. 2 Методических рекомендаций, к объектам ведомственного контроля также относятся решения, вынесенные по результатам ведомственного контроля, т. е. те решения, которые были ранее приняты таможенными органами в порядке ведомственного контроля. Указанные решения в большинстве случаев становятся объектами ведомственного контроля при их обжаловании лицом, чьи интересы в них затронуты, при обнаружении вышестоящим таможенным органом нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства РФ о таможенном деле, допущенных при их принятии, а также в случае обнаружения новых обстоятельств.

Под новыми обстоятельствами для целей ведомственного контроля понимаются существенные обстоятельства, которые не были и не могли быть известны и учтены таможенным органом при принятии решения в области таможенного дела. В ходе проведения ведомственного контроля такие обстоятельства становятся основаниями для отмены (изменения) решения, признания действия (бездействия) неправомерным. Однако наиболее частым основанием является нарушение требований таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства РФ о таможенном деле.

В свою очередь, решение представляет собой акт волеизъявления таможенного органа, носящий индивидуальный характер, направленный непосредственно на возникновение (изменение, прекращение) правоотношений в области таможенного дела и влекущий определенные правовые последствия.

В большинстве случаев предметом ведомственного контроля становятся решения таможенных органов в области таможенного дела. Примерный перечень решений таможенных органов в области таможенного дела, которые могут являться предметом ведомственного контроля, определен распоряжением ФТС России от 30.03.2011 № 53-р «О внесении изменений в распоряжение ФТС России от 04.02.2008 № 24-р». Данный перечень является открытым.

В основном решения, вынесенные в результате проведенного ведомственного контроля, отменяют решения, связанные с контролем таможенной стоимости (решения о принятии заявленной таможенной стоимости товара, решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товара, решения о самостоятельном определении таможенным органом таможенной стоимости товара) и классификацией товаров (решения о подтверждении заявленных декларантом сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД, решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД).

Действия и бездействие таможенных органов и их должностных лиц пересматриваются в порядке ведомственного контроля, но гораздо реже.

Понятие действия следует раскрыть следующим образом: это юридический факт, возникающий путем активного проявления деятельности в области таможенного дела, выполнения чего-либо в соответствии с волеизъявлением таможенного органа или его должностного лица. Например, действия, связанные с проведением таможенного досмотра товаров.

Бездействием признается несовершение таможенным органом либо должностным лицом таможенного органа действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, непринятие решений в области таможенного дела. Бездействие может выразиться, к примеру, в непринятии в установленный срок решений по таможенной стоимости товара. В таком случае одновременно с признанием бездействия не соответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле таможенному органу, допустившему бездействие, дается поручение совершить определенные действия, принять соответствующие решения.

Осуществлению ведомственного контроля предшествует возникновение повода для проведения ведомственного контроля - обстоятельства, свидетельствующего о необходимости проведения уполномоченным функциональным подразделением проверки решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, решений, вынесенных на основании ст. 24 упомянутого Федерального закона, на предмет их соответствия требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

Проведение ведомственного контроля может осуществляться таможенными органами в связи с наличием поводов, которые по источнику их возникновения можно разграничить на внешние и внутренние.

Внешние поводы возникают из внешних источников информации, к которым относятся:

а) заявления граждан и организаций, поданные в арбитражные суды, определения (иные документы) судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела;

б) обращения граждан и организаций в таможенные органы;

в) жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в рассмотрении которых таможенным органом отказано в соответствии с п. 1, 2, 5 ч. 1 ст. 44 Федерального закона;

г) обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов и органов прокуратуры, и т. д.

Внутренние поводы возникают в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов задач и функций в области таможенного дела, в том числе при:

а) проведении таможенного контроля;

б) проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;

в) производстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и т. д.

Кроме того, важно разграничивать понятия «ведомственный контроль» и «таможенный контроль». Исходя из определения, данного в подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС, таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

Несмотря на то, что данные виды контроля могут проводиться таможенными органами и их должностными лицами одновременно, необходимо учитывать, что объектом таможенного контроля являются товары и транспортные средства, а также лица, пересекающие таможенную границу. Объектом же ведомственного контроля являются решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или должностных лиц таможенных органов, принятые и совершенные в области таможенного дела, а также решения, вынесенные по результатам ведомственного контроля.

В случае, если в ходе таможенного или ведомственного контроля обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о незаконности принятого нижестоящим таможенным органом решения или совершении неправомерного действия (бездействия), подтвердить такие данные необходимо в порядке и формах, определенных гл. 16 ТК ТС и гл. 20 указанного Федерального закона. Однако недопустимо после вынесения таможенным органом решения на основании ст. 24 того же закона проводить таможенный контроль для установления факта незаконности принятого решения, неправомерности совершенного действия (бездействия) в области таможенного дела.

Учитывая тот факт, что наряду с ведомственным контролем существует ряд других способов обеспечения законности в государственном управлении, к которым отнесены различные виды контроля (президентский, парламентский, общественный), а также административный надзор, представляется необходимым разграничить ведомственный контроль и надзор.

Административный надзор определяют как особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности [4].

Ведомственный контроль проводится таможенными органами исключительно в отношении деятельности подчиненных таможенных органов и их должностных лиц и в достаточно узкой сфере правоотношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Кроме того, субъекты ведомственного контроля при его проведении не наделены правом использования мер административного принуждения и привлечения к административной ответственности.

С учетом изложенного административный надзор и ведомственный контроль представляют собой самостоятельные способы обеспечения законности в государственном управлении.

Таможенный орган на момент вынесения решения по результатам ведомственного контроля должен располагать документами и сведениями, подтверждающими, что принятое нижестоящим таможенным органом решение, совершенное нижестоящим таможенным органом или нижестоящим должностным лицом таможенного органа действие (бездействие) не соответствует требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

В соответствии с системой таможенных органов, определенной ст. 10 указанного Федерального закона, компетенцией на проведение ведомственного контроля обладают уполномоченные функциональные подразделения:

1) в ФТС России: Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля; Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования; Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля; Управление товарной номенклатуры; Правовое управление;

2) в региональных таможенных управлениях (РТУ): служба организации таможенного оформления и таможенного контроля; служба федеральных таможенных доходов; служба таможенного контроля после выпуска товаров; правовая служба;

3) в таможнях: подразделение таможенных процедур и таможенного контроля; подразделение контроля за таможенным транзитом; подразделение таможенных режимов; подразделение таможенных платежей; подразделение контроля таможенной стоимости; подразделение товарной номенклатуры и происхождения товаров; подразделение торговых ограничений и экспортного контроля; подразделение защиты прав интеллектуальной собственности; подразделение таможенного контроля после выпуска товаров; правовое подразделение.

Полномочия по осуществлению ведомственного контроля между уполномоченными функциональными подразделениями разграничиваются по компетенции курируемых ими вопросов в области таможенного дела, а также с учетом характера поводов.

Субъектами ведомственного контроля в таможенных органах могут являться: начальник таможенного органа, заместители начальника таможенного органа, курирующие уполномоченные функциональные подразделения, а также иные должностные лица, наделенные указанными полномочиями в установленном порядке.

Субъектами ведомственного контроля в ФТС России являются: руководитель ФТС России, первый заместитель руководителя ФТС России, заместители руководителя ФТС России, начальники функциональных подразделений ФТС России, поименованные в подп. 1 п. 9 Методических рекомендаций, а также иные должностные лица ФТС России, наделенные указанными полномочиями в установленном порядке.

Субъектами ведомственного контроля в РТУ являются начальник РТУ, заместители начальника РТУ, курирующие функциональные подразделения РТУ, поименованные в подп. 2 п. 9 Методических рекомендаций, а также иные должностные лица РТУ, наделенные указанными полномочиями в установленном порядке.

Субъектами ведомственного контроля в таможне являются начальник таможни, заместители начальника таможни, курирующие функциональные подразделения таможни, поименованные в подп. 3 п. 9 Методических рекомендаций, и иные должностные лица таможни, наделенные указанными полномочиями в установленном порядке.

На таможенном посту ведомственный контроль принятых (совершенных) решений, действий (бездействия) осуществляет начальник таможенного поста, заместители начальника таможенного поста, должностное лицо по правовой работе. Субъектами ведомственного контроля на таможенном посту являются начальник таможенного поста или лицо, его замещающее. Однако следует заметить, что принятие решений в порядке ведомственного контроля субъектами ведомственного контроля на таможенном посту происходит крайне редко. В большинстве случаев такие решения принимаются на уровне таможен и РТУ.

Поскольку проведение ведомственного контроля предполагает наличие у надлежащего субъекта соответствующих правомочий, функции по реализации ведомственного контроля и полномочия по принятию по его результатам решений подлежат закреплению за уполномоченными функциональными подразделениями и субъектами ведомственного контроля в положениях о таможенных органах, положениях о функциональных подразделениях таможенных органов, должностных инструкциях и должностных регламентах должностных лиц таможенных органов. При проведении комплексных, функциональных проверок нижестоящих таможенных органов вышестоящие таможенные органы проверяют наличие указанных полномочий в перечисленных документах.

Таким образом, ведомственный контроль, исходя из его целей и задач, можно отнести к способам обеспечения законности при осуществлении таможенными органами возложенных на них функций и задач.

Использованные источники

1. Распоряжение ФТС России от 12.07.2011 № 118-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела» (в ред. распоряжений ФТС России от 23.04.2012 № 83-р, от 12.09.2012 № 223-р) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

3. Приказ от 23.06.2005 МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

4. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.