Научная статья на тему 'Ведомственный контроль как один из основных способов обеспечения законности в области таможенного дела'

Ведомственный контроль как один из основных способов обеспечения законности в области таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
824
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ведомственный контроль / способы обеспечения законности / таможенное дело / таможенные органы / особенности. / departmental control / ways of ensuring legality / customs / customs authorities / fea- tures.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. И. Андриенко

Статья посвящена исследованию организационных и правовых основ проведения ведомственного контроля в таможенных органах Российской Федерации и его развитию в рамках изменяющегося таможенного законодательства. Рассмотрены предмет, субъект, объект ведомственного контроля, как способа обеспечения законности в области таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А. И. Андриенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENTAL CONTROL AS ONE OF THE MAIN WAYS OF ENFORCING THE LAW IN THE FIELD OF CUSTOMS

The article is devoted to the study of organizational and legal bases of departmental control in the customs authorities of the Russian Federation and its development in the framework of the changing customs legislation. The subject, subject, object of departmental control as a way of ensuring legality in the field of customs are considered.

Текст научной работы на тему «Ведомственный контроль как один из основных способов обеспечения законности в области таможенного дела»

ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

А.И. Андриенко, магистрант

Научный руководитель: Е.В. Миллеров, канд. юр. наук Ростовский филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10805

Аннотация. Статья посвящена исследованию организационных и правовых основ проведения ведомственного контроля в таможенных органах Российской Федерации и его развитию в рамках изменяющегося таможенного законодательства. Рассмотрены предмет, субъект, объект ведомственного контроля, как способа обеспечения законности в области таможенного дела.

Ключевые слова: ведомственный контроль, способы обеспечения законности, таможенное дело, таможенные органы, особенности.

Соблюдение законности таможенными органами и (или) их должностными лицами является одним из основополагающих принципов при реализации ими задач и функций в области таможенного дела.

Для защиты государственных интересов и интересов участников внешнеэкономической деятельности вышестоящий таможенной орган наделен правом признания решения, действия (бездействия) в области таможенного дела не соответствующими требованиям права Евразийского экономического союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с приказом ФТС России от 01.06.2016 № 1310 «Об утверждении порядка проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела» [1] утвержден Порядок проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (далее - Порядок), согласно которому: «ведомственный контроль представляет собой деятельность таможенных органов, направленную на устранение нарушений требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, совершенных таможенными органами и (или) их должностными лицами при реализации ими задач и функций в области таможенного дела».

Основными задачами при проведении ведомственного контроля являются:

- выявление и устранение нарушений таможенного законодательства, допущенных при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) в области таможенного дела;

- восстановление прав и законных интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности, нарушенных таможенными органами.

Необходимо отметить, что ведомственный контроль проводится таможенными органами исключительно в отношении решений, действий (бездействия) совершенных таможенными органами и (или) должностными лицами таможенных органов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) [2] вопросы ведомственного контроля не регулируются. Общие положения ведомственного контроля, проводимого российскими таможенными органами, сегодня закреплены в ст.263 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные зако-

нодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 289) [3].

Касаемо же вышеуказанных правоотношений, следует сказать, что они раскрываются в ч. 1 ст. 1 ТК ЕЭАС и п. 1 ст. 2 ФЗ №289: «отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также властные отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами».

К объектам ведомственного контроля также относятся решения, принятые по итогу проведения ведомственного контроля, то есть решения, ранее вынесенные таможенными органами в порядке ведомственного контроля. Данный вид решений таможенных органов становится объектом ведомственного контроля в случаях, когда они обжалуются лицами, чьи интересы были затронуты нарушением таможенного законодательства таможенным органом, или при обнаружении новых обстоятельств.

Под новыми обстоятельствами понимаются обстоятельства, не известные на момент принятия решения нижестоящему таможенному органу, которые впоследствии повлекли нарушение условий, определенных в пункте 7 Порядка, но стали известны на момент проведения вышестоящим таможенным органом ведомственного контроля.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с обзором практики проведения ведомственного контроля от 26.12.2018, объектами ведомственного контроля чаще всего являлись:

- решения по классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийско-

го эконмического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) [4];

- решения, связанные с контролем таможенной стоимости;

- решения, связанные с взиманием таможенных платежей.

В свою очередь, решение представляет собой акт волеизъявления таможенного органа, принятый по результатам ведомственного контроля, который отменяет или изменяет решение нижестоящего таможенного органа, или признает неправомерным действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа. Примерный перечень решений в области таможенного дела, которые могут являться объектами ведомственного контроля, приведен в приложении № 1 к Порядку.

Проведение ведомственного контроля осуществляется при появлении повода.

В соответствии с ч. 6 Порядка, поводами для проведения ведомственного контроля являются:

1) исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения (иные документы) судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела;

2) жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в рассмотрении которых таможенным органом отказано в соответствии с таможенным законодательством;

3) обращения граждан и организаций в таможенные органы;

4) обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов и органов прокуратуры, и др.;

5) поводы, возникающие в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов задач и функций в области таможенного дела, в том числе при:

- проведении таможенного контроля и (или) реализации решений в области таможенного дела по результатам таможенных проверок;

- проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;

- производстве по уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

- оказании государственных услуг ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

- мониторинге и анализе баз данных и информационных ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, и др.

В целях всесторонней и объективной проверки в порядке ведомственного контроля Порядком закреплен, в том числе механизм взаимодействия правовых подразделений с функциональными подразделениями при проведении ведомственного контроля. При этом, исходя из положений Порядка, основной задачей взаимодействия является выработка согласованной правовой позиции в отношении рассматриваемого объекта ведомственного контроля.

В соответствии с пунктом 39 Порядка в ходе проведения ведомственного контроля правовое подразделение РТУ, уполномоченное на проведение ведомственного контроля, запрашивает заключение функционального подразделения по являющемуся объектом ведомственного контроля решению, действию (бездействию). Одновременно с запросом направляются документы, поступившие из таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого является объектом ведомственного контроля.

Согласно пункту 40 Порядка заключение по являющемуся объектом ведомственного контроля решению, действию (бездействию) должно быть представлено функциональным подразделением таможенного органа в срок не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем получения запроса правового подразделения, если в запросе не установлен более короткий или более продолжительный срок. Иной срок представления заключения может быть установлен исходя из сроков, определенных руководством таможенного органа, специфики предмета пересмотра, объема документов, необходимых для изучения.

Таким образом, положения Порядка не содержат ограничения относительно количества запросов правового подразделения о предоставлении функциональным подразделением заключений в случае необходимости получения дополнительной позиции функционального подразделения по конкретному вопросу применения таможенного законодательства (в том числе исходя из последствий отмены пересматриваемого объекта ведомственного контроля), а также при установлении в ходе проведения ведомственного контроля ранее неизвестных обстоятельств, в том числе после поступления документов по являющемуся объектом ведомственного контроля решению, действию (бездействию) в области таможенного дела.

Следовательно, в пункте 40 Порядка закреплено императивное требование о соблюдении функциональным подразделением срока представления заключения в правовое подразделение.

Следует также учесть, что в целях проведения всесторонних и полных проверок в порядке ведомственного контроля и реализации задач ведомственного контроля, предусмотренных Порядком, а также с учетом того, что имеют место случаи предоставления таможнями региона документов и сведений, несоответствующих сведениям, содержащимся в информационных ресурсах баз данных таможенных органов, функциональным подразделениям управления при подготовке аргументированных заключений необходимо анализировать как представленные правовой службой управления материалы ведомственного контроля, так и сведения, содержащиеся в имеющихся в распоряжении структурных подразделений управления базах данных ЕАИС (с учетом специфики деятельности подразделений).

При этом, в соответствии с ранее приведенными положениями Порядка в случае невозможности предоставления функциональным подразделением по каким-либо причинам аргументированного заключения в установленный срок, либо если установленный правовым подразделением срок для предоставления заключения является недостаточным для функцио-

нального подразделения, по инициативе функционального подразделения (с сообщением причин, по которым заключение не может быть представлено) правовым подразделением срок предоставления соответствующего аргументированного заключения может быть изменен, но в пределах срока подготовки проекта решения/заключения по результатам ведомственного контроля.

Кроме того, необходимо отметить, что ФТС России при направлении в таможенные органы Российской Федерации обзоров практики проведения ведомственного контроля неоднократно указывает также на выявленные нарушения порядка проведения ведомственного контроля, среди которых непредставление функциональными подразделениями таможенных органов в правовые подразделения в установленный срок мотивированных заключений по решению, действию (бездействию), являющемуся объектом ведомственного контроля, поводом для которого явилось исковое заявление (заявление).

В целях дальнейшего эффективного взаимодействия, при возникновении в ходе проведения ведомственного контроля проблемных (спорных) вопросов, необходимо использовать, в том числе рабочий порядок (как форму взаимодействия), предполагающий обмен информацией, документами в ходе проведения совещаний, рабочих встреч с целью выработки единой правовой позиции и сокращения сроков разрешения возникающих вопросов по материалам ведомственного контроля.

В целях соблюдения функциональными подразделениями положений Порядка, требований регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, необходимо отметить целесообразность использования обзоров практики проведения ведомственного контроля и нарушений порядка организации и осуществления ведомственного контроля, направленные

ФТС России в таможенные органы.

Библиографический список

1. «Приказ ФТС России от 01.06.2016 № 1310 «Об утверждении порядка проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела» // СПС «Консультант Плюс».

2. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант-Плюс».

3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

4. «Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского эконмического союза» // СПС «Консультант Плюс»;

5. Федеральная таможенная служба. Основные итоги деятельности Южного таможенного управления за 2018 год. Ростов-на-Дону, 2018. Режим доступа: http://www.customs.ru/

6. Основные результаты деятельности ФТС России в 2018 году, в том числе в разрезе публичной декларации целей и задач Федеральной таможенной службы на 2018 год/ Режим доступа: http://www.customs.ru/

DEPARTMENTAL CONTROL AS ONE OF THE MAIN WAYS OF ENFORCING THE

LAW IN THE FIELD OF CUSTOMS

A.I. Andrienko, graduate student

Supervisor: E. V. Millerov, candidate of legal sciences, associate professor Rostov branch of the Russian customs Academy (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The article is devoted to the study of organizational and legal bases of departmental control in the customs authorities of the Russian Federation and its development in the framework of the changing customs legislation. The subject, subject, object of departmental control as a way of ensuring legality in the field of customs are considered.

Keywords: departmental control, ways of ensuring legality, customs, customs authorities, features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.