Научная статья на тему 'Обеспечение соблюдения таможенного законодательства: Актуальные вопросы контроля'

Обеспечение соблюдения таможенного законодательства: Актуальные вопросы контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
666
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / СОБЛЮДЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ОБЖАЛОВАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PUBLIC PROSECUTOR’S SUPERVISION / COMPETENCE / COMPLIANCE WITH CUSTOMS LEGISLATION / SOFTWARE / FORMS OF CONTROL / AUTHORITY CONTROL / APPEAL / LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мильшина И. В.

Соблюдение требований таможенного законодательства при принятии таможенными органами решений, осуществлении ими действий (бездействии) обеспечивается обжалованием, ведомственным контролем деятельности таможенных органов и прокурорским надзором. Контроль рассматривается как организационно-правовое средство обеспечения законности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compliance with the requirements of the customs legislation

Compliance with the requirements of the customs legislation with the customs authorities decision-making, implementation of actions (inaction) of appeal is provided, the control of departmental activities customs authorities and the public prosecutor’s supervision. Control is considered as the organizational-legal means of ensuring the legality of the.

Текст научной работы на тему «Обеспечение соблюдения таможенного законодательства: Актуальные вопросы контроля»

УДК 342.9 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ

И. В. Мильшина

Саратовский государственный социально-экономический университет Поступила в редакцию 30 мая 2012 г.

Аннотация: соблюдение требований таможенного законодательства при принятии таможенными органами решений, осуществлении ими действий (бездействии) обеспечивается обжалованием, ведомственным контролем деятельности таможенных органов и прокурорским надзором. Контроль рассматривается как организационно-правовое средство обеспечения законности.

Ключевые слова: компетенция, соблюдение таможенного законодательства, обеспечение, формы контроля, ведомственный контроль, прокурорский надзор, обжалование, ответственность.

Abstract: compliance with the requirements of the customs legislation with the customs authorities decision-making, implementation of actions (inaction) of appeal is provided, the control of departmental activities customs authorities and the public prosecutor’s supervision. Control is considered as the organizational-legal means of ensuring the legality of the.

Key words: competence, compliance with customs legislation, software, forms of control, authority control, public prosecutor’s supervision, appeal, liability.

Объективные процессы, происходящие в Российской Федерации после вступления в Таможенный союз, создания Единого экономического пространства, продемонстрировали благотворное влияние интеграции на экономику страны и одновременно выявили значительный ряд проблем, практическое решение которых не терпит отлагательства. Одной из таких проблем является необходимость дальнейшего совершенствования механизма государственного контроля за соблюдением таможенного законодательства. Как отмечает Д. Н. Бахрах, закон и юридические нормы, как специфические регуляторы общественных отношений, должны------------

соответствовать существующему в стране уровню экономики, организа- 299 ционной зрелости, культуре, морально-этическим нормам1. Соблюдение закона является необходимым условием демократического режима государственного правления2. Особое значение данное условие приобретает в работе органов исполнительной власти (в частности, таможенных органов) и их взаимодействии с непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности.

1 См.: Административное право : учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский,

Ю. Н. Старилов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2008. С. 755.

2 См.: Дмитриев Ю. А., Евтеева А. А., Петров С. М. Административное право : учебник. М., 2007. С. 304.

© Мильшина И. В., 2012

2012. № 2

300

Вся деятельность таможенных органов направлена на всемерное содействие развитию торговли, пополнению доходов федерального бюджета, повышению качества организации таможенного контроля, установлению партнерских взаимоотношений с бизнесом, обустройству таможенных границ, унификации тарифов и таможенного законодательства на территории Российской Федерации и Таможенного союза.

Однако, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон о таможенном регулировании)3, принятие таможенными органами и их должностными лицами решений в процессе такой деятельности должно осуществляться строго в пределах их компетенции. Под компетенцией таможенных органов понимается совокупность властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы. Например, компетенция Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС России) реализуется в двух направлениях: внутреннем и внешнем.

Первое направление связано с руководством, контролем и обеспечением нормального функционирования всей системы российских таможенных органов. Так, ФТС России создает, преобразует и ликвидирует конкретные нижестоящие таможенные органы; определяет их компетенцию и территориальный масштаб деятельности; назначает и освобождает от должности руководителей; обеспечивает финансирование; развивает таможенную инфраструктуру; определяет планы деятельности подчиненных органов и контрольные задания, например, по сбору платежей в бюджет; осуществляет внутриведомственный контроль; разрабатывает, совершенствует и внедряет методологические приемы работы различных функциональных подразделений и их информационного обеспечения.

Второе направление заключается в разработке стратегии развития внешнеторговой политики страны, таможенного дела и таможенного законодательства. ФТС России разрабатывает научно-аналитические и нормативные документы по вопросам таможенной политики, осуществляет планирование и прогнозирование динамики развития внешней торговли, моделирование результатов воздействия на внешнеэкономическую деятельность тех или иных таможенно-правовых механизмов. Подобная деятельность имеет в виду рассмотрение достаточно глобальных, комплексных вопросов таможенной политики России и Таможенного союза.

Компетенция таможенных органов реализуется в различных правовых формах, таких, как правоустановление, правоприменение и право-охрана.

Для осуществления таможенного дела таможенные органы наделены компетенцией в области валютного контроля. Таможенные органы выступают в качестве агентов валютного контроля и обладают полномочиями в области валютного контроля только за операциями, связанными с

3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 48. Ст. 6252 ; 2011. № 50. Ст. 7351.

перемещениями товаров и транспортных средств через таможенную гра-ницу4. Таможенные органы проверяют: соблюдение сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки; ввоз на таможенную территорию товаров, в отношении которых произведены расчеты с иностранными контрагентами; возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентами за неввезенные товары.

В целях выполнения правоохранительной деятельности таможенные органы наделены компетенцией в области правоохраны. Они являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Таможенные органы, обладая статусом органов дознания, уполномочены возбуждать уголовные дела и в течение десяти суток осуществлять процессуальные полномочия органа предварительного расследования, предусмотренные УПК РФ. Указанными полномочиями таможенные органы обладают только по преступлениям, предусмотренным ст. 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ. В данном случае таможенные органы становятся участниками уголовно-процессуальных отношений.

Таможенные органы наделены компетенцией в области бюджетных отношений. Они выступают участниками различных стадий бюджетного процесса. Например, на стадии исполнения бюджета таможенные органы непосредственно взимают таможенные платежи, а также выступают в качестве получателей бюджетных средств при финансировании из федеральной казны. Также рассматриваемые органы могут быть участниками гражданско-правовых отношений, оказывая услуги по хранению товаров на складах временного хранения.

Все таможенные органы в зависимости от компетенции можно условно разделить на два блока. К первому относятся органы, основной задачей которых является руководство, координация и контроль внутри таможенного ведомства за деятельностью нижестоящих, подчиненных им органов, например ФТС и региональные таможенные управления (далее

— РТУ). Второй блок составляют таможни и таможенные посты, реализующие на месте стоящие перед таможенными органами практические задачи. Это органы, непосредственно взаимодействующие с участниками ВЭД при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Следует отметить, что данное разделение условно, так как ФТС и РТУ могут не только осуществлять руководящие полномочия, но и совершать в установленных случаях такие таможенные формальности, как таможенные операции и контроль, взимать таможенные платежи и др. В то же время таможни обладают определенными руководящими полномочиями в отношении подчиненных им таможенных постов.

Все принимаемые таможенными органами в пределах своей компетенции решения должны соответствовать основной задаче — обеспечению

4 См.: О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон от

10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Ч. 3 ст. 22 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 50. Ст. 4859.

И. В. Мильшина. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства...

301

2012. № 2

302

соблюдения таможенного законодательства. По мнению В. А. Шамахо-ва, любая подмена правовых методов работы мерами административного давления, граничащими с произволом, какими бы целями они ни были продиктованы, недопустима и должна быть исключена из практики работы таможенных органов5.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона о таможенном регулировании, законность в таможенной сфере обеспечивается правом обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов, ведомственным контролем деятельности таможенных органов и прокурорским надзором.

Действующее законодательство предусматривает возможность подконтрольных субъектов обжаловать решения, действия (бездействия) органов власти6. Что касается таможенных органов, то такой порядок закреплен главой 3 Закона о таможенном регулировании, за исключением случаев обжалования постановлений таможенных органов и их должностных лиц по делам об административных правонарушениях (этот порядок регламентирован главой 30 КоАП РФ).

Жалоба представляет собой обращение лица к должностным лицам таможенных органов или в суд по поводу нарушения своих прав, свобод и законных интересов. Подаваемые жалобы рассматриваются как в административном порядке (вышестоящим таможенным органом), так и судебном (судом общей юрисдикции, арбитражным судом). Подача жалобы в таможенный орган не препятствует одновременной или последующей подаче жалобы в судебные органы. Таким образом законодатель обеспечивает большие гарантии соблюдения прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности.

Жалоба на решения, действия или бездействие таможенного органа или его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган в письменной форме с обязательной подписью лица или его представителя. Жалоба должна быть рассмотрена в течение месяца со дня ее поступления. При необходимости срок может быть продлен, но не более чем еще на один месяц.

Законодателем предусмотрен упрощенный порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц таможенных органов, который позволяет облегчить процедуру обжалования. Такой порядок предполагает обращение с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу и безотлагательное ее рассмотрение. Применяется он в случае перемещения товара, стоимость которого не превышает 1,5 млн рублей и (или) одного транспортного средства.

Ведомственный контроль является одним из организационно-правовых средств обеспечения законности в деятельности таможенных органов. В соответствии со ст. 24 Закона о таможенном регулировании вы-

5 См.: Таможенное право Российской Федерации : учебник / под общ. ред. В. А. Шамахова. М., 2007. С. 715.

6 См.: Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан : закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

шестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства решение нижестоящего таможенного органа (должностного лица) в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством меры.

В разработанных ФТС России «Методических рекомендациях по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела»7 раскрывается понятие ведомственного контроля как деятельности таможенных органов, направленной на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) при реализации ими задач и функций в области таможенного дела.

Такое право, предоставленное законодателем вышестоящему таможенному органу, в любое время отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства решение нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, способствует восстановлению прав и законных интересов лиц и государства, которые нарушены в результате принятия такого решения или совершения незаконных действий (бездействия) таможенными органами и их должностными лицами, сокращению числа таких решений и устранению их вредных последствий.

Таможенные органы размещают информацию о результатах проведения ведомственного контроля8. Например, по результатам целевой инспекторской проверки в апреле 2011 г. Шереметьевской таможни были установлены факты нарушений должностными лицами таможенного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, контроля за достоверностью сведений, заявленных в таможенных декларациях, контроля таможенной стоимости, недостоверного декларирования. Установлено также необоснованное применение форм таможенного контроля. Начальнику Шереметьевской таможни поручено обеспечить принятие мер по устранению выявленных комиссией ФТС России нарушений законодательства РФ.

Если в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа (должностного лица) отменены или изменены, требуется принятие нового решения. Такое решение принимается уполно-

7 Утверждены Распоряжением ФТС России от 12 июля 2011 г. № 118-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 См., например: Обзор проверок, проведенных Главным организационно-инспекторским управлением за I — II кв. 2011 г. [Электронный ресурс]. ИКЬ: Ы^р://

www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14694:.......ьп-

-2011--&catid=32:2011-01-24-14-53-08&Itemid=1830&Itemid=2029 (дата обращения: 19. 06. 2012).

И. В. Мильшина. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства...

303

2012. № 2

304

моченным таможенным органом в сроки, установленные таможенным законодательством.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»9 и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 июля 2011 г. № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере»10, законность в таможенной сфере обеспечивается и прокурорским надзором. Так, управление Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере осуществляет:

— надзор за исполнением законов о сохранности федеральной собственности, закрепленной за таможенными органами, а также соблюдением ими бюджетного законодательства;

— организацию надзора за исполнением требований законов при обращении в собственность государства арестованного, конфискованного и иного имущества в связи с правонарушениями, совершенными в таможенной сфере, а также вещественных доказательств по уголовным делам о преступлениях в таможенной сфере;

— организацию надзора за законностью наложения ареста на имущество, применяемого таможенными органами в качестве способа обеспечения исполнения решений о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет имущества плательщика;

— организацию надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной и процессуальной деятельности таможенными органами, в том числе должностных преступлений.

На транспортные прокуратуры возложены полномочия по организации и осуществлению надзора за исполнением законов:

— таможенными органами, участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами и органами, за соблюдением прав юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере;

— о государственной службе и законодательства о противодействии коррупции в таможенных органах;

— при производстве по делам об административных правонарушениях на транспорте, в области таможенного дела, а также по делам об иных административных правонарушениях, возбуждаемых таможенными органами.

Например, в Даурской транспортной прокуратуре 20 октября 2011 г. выявлены грубые нарушения требований таможенного законодательства при оформлении сотрудниками Читинской таможни результатов таможенного контроля товаров физических лиц в пункте пропуска За-байкальск — Маньчжурия11. Несмотря на то, что в результате контроля

9 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.

10 Законность. 2011. № 11.

11 Прокуратура выявила нарушения в работе таможенников на МАПП «Забай-кальск» [Электронный ресурс] : Таможенный портал. ИКЬ: http://www.transportall. org/crime/28533.html (дата обращения: 19.06.2012).

не были выявлены нарушения таможенного законодательства, в актах досмотра такая запись отсутствовала. Кроме того, при таможенном досмотре товаров физических лиц были нарушены установленные сроки.

Таким образом, были нарушены основные принципы деятельности таможенных органов, такие, как принцип ясности, предсказуемости и гласности действий должностных лиц и принцип единообразия правоприменительной практики при проведении контроля и совершении таможенных операций. По фактам выявленных нарушений закона в адрес исполняющего обязанности начальника Читинской таможни было внесено представление об устранении нарушений таможенного законодательства с требованием о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется и со стороны Правительства РФ, которое, исходя из основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга, а также порядок участия в таком мониторинге уполномоченных лиц.

Основные критерии оценки работы таможенных органов закреплены ст. 18 Закона о таможенном регулировании, согласно которой ими являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе или вывозе товаров, сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Критерии оценки позволяют таможенным органам показать свою работу и стимулируют их к активной деятельности в целях достижения определенных установленных параметров в той или иной сфере.

В качестве критериев на первом месте — скорость совершения таможенных операций и сокращение издержек при таможенном оформлении. Первый критерий включает в себя:

— время совершения таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

— долю деклараций на товары, срок выпуска по которым необоснованно составляет более двух суток, за исключением установленных случаев;

— долю деклараций на товары, срок выпуска по которым необоснованно составляет более четырех часов, за исключением установленных случаев.

Вторым критерием выступает своевременность и полнота поступлений таможенных платежей, которые включают:

— уровень выполнения прогнозируемого задания по перечислению в бюджет доходов, администрируемых таможенными органами;

— долю выявленной суммы задолженности по уплате таможенных платежей в общей сумме перечисленных платежей в федеральный бюджет;

— долю задолженности по уплате таможенных платежей, образовавшейся в результате корректировки таможенной стоимости в общей сумме перечисленных платежей в федеральный бюджет;

20. Заказ 1089

И. В. Мильшина. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства...

305

2012. № 2

306

— долю дополнительных перечислений в федеральный бюджет (доначисленные таможенные платежи, проценты, пени, штрафы).

Третьим критерием является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям. К ним относятся:

— доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

— доля дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о назначении наказания и не прекращено производство в связи с обжалованием или опротестованием, в общем количестве принятых решений по делам об административных правонарушениях;

— доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов, в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами РФ в отношении должностных лиц таможенных органов12.

В случае, если рассмотренные ранее меры не увенчались успехом, законодатель установил ответственность таможенных органов и их должностных лиц. Так, согласно ст. 25 Закона о таможенном регулировании, за неправомерные решения, действия или бездействие должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность является важной составляющей правового статуса таможенных органов и их должностных лиц. Без этого элемента полномочия не имели бы прочной правовой обеспеченности. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц наступает за нарушение законодательства и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Условия наступления каждого вида ответственности закрепляются в соответствующем законодательстве.

Согласно законодательству ответственность должностных лиц таможенных органов наступает при наличии следующих условий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— неправомерности решений, действий или бездействия должностных лиц таможенных органов;

— наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;

— причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием должностного лица таможенного органа и наступившим вредом (убытками).

Невыполнение должностными лицами таможенных органов должностных обязанностей может являться основанием как административной, так и дисциплинарной ответственности. За одно и то же правонаруше-

12 Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» [Электронный ресурс]. иВЬ: http://www.deloros.ru/FILEB/proekt_DR_tamozhnya.pdf (дата обращения: 24. 06. 2012).

ние может применяться административная или дисциплинарная ответственность.

Можно выделить следующие условия, при которых для должностных лиц таможенных органов может наступать административная ответственность:

— совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил;

— издание приказов, которые нарушают или не соответствуют общеобязательным правилам;

— невыполнение обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил;

— если соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в должностных инструкциях13.

Уголовную ответственность должностные лица таможенных органов несут за совершение должностных преступлений, например, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и др. В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, например лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

Основным видом ответственности служащих таможенных органов является дисциплинарная ответственность, поскольку соблюдение служебной дисциплины относится к важнейшим обязанностям служащего. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий начальниками таможенных органов.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»14 за нарушение служебной дисциплины на сотрудника таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии; по результатам аттестации — увольнение из таможенных органов. Содержание этих дисциплинарных взысканий показывает, что большинство из них, за исключением увольнения, носят моральный характер и оказывают воздействие исключительно на лицо, подвергнутое им.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями или бездействием таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном

13 См.: Старилов Ю. Н. Административное право : в 2 ч. Воронеж, 2001. Ч. 2. Книга первая. С. 496.

14 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 30. Ст. 146.

20*

И. В. Мильшина. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства...

307

2012. № 2

308

объеме в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза15.

Такое же правило установлено ст. 35 НК РФ, согласно которой таможенные органы, наравне с налоговыми, несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Под убытками понимаются «расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)» (п. 2 ст. 15 ГК РФ). «Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования» (ст. 1069 ГК РФ).

Согласно ст. 1071 ГК РФ «в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если только эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина». Однако, если вред или убытки причинены работником таможенного органа во внерабочее время, таможенный орган ответственности не несет.

Споры о возмещении ущерба (вреда или убытков), причиненного неправомерными решениями, действиями или бездействием таможенных органов а также их работников, разрешаются в суде или в арбитражном суде. Такие споры рассматриваются в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным или арбитражнопроцессуальным законодательством.

При рассмотрении спора ответчиком по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) таможенных органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности — ФТС России16. Должником же в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, является

15 См.: Статья 104 Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 17 // Таможенный вестник. 2010. № 2.

16 См.: Совместное Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов17.

Законодатель закрепляет порядок, согласно которому не существует правовой обязанности таможенного органа по возмещению ущерба (вреда или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно. К таким случаям относятся: пресечение должностными лицами таможни правонарушения в сфере таможенного дела, причинение вреда в состоянии необходимой обороны (ст. 1066 ГК РФ), причинение вреда при пресечении террористического акта здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»18) и др.

Следовательно, перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность всегда несут те таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или бездействиями должностных лиц которых причинен ущерб. А таможенный орган вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредственно виновного в его нанесении должностного лица (материальная ответственность государственных служащих). Она наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти.

Таким образом, создание и функционирование правового государства невозможно без обеспечения соблюдения законодательства, в том числе в таможенной сфере. Любое государство стремится создать правовые и организационные механизмы защиты лиц, повысить их эффективность. Закрепленные законодателем право обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов, ведомственный контроль и прокурорский надзор являются, с одной стороны, важнейшим организационно -правовым средством обеспечения законности в деятельности таможенных органов, с другой стороны, гарантией обеспечения прав и законных интересов участников таможенных правоотношений. Применение в совокупности перечисленных средств помогает выявить соответствие деятельности всех участников таможенных отношений нормам права, укрепить законность и правопорядок, что в целом позволит более полно обеспечить соблюдение таможенного законодательства.

17 См.: О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюд- 309 жетного кодекса Российской Федерации : постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 23 от 22 июня 2006 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.

Саратовский государственный социально-экономический университет Мильшина И. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права

E-mail: milshina_irina@mail.ru Тел.: 8 (917) 206-54-78

Saratov State Social and Economic University

Milshina I. V., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Public Law Department

E-mail: milshina_irina@mail.ru Теl.: 8 (917) 206-54-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.