Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ENSURING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжова Мария Александровна

В статье исследуются основополагающие начала осуществления ведомственного контроля в системе таможенных органов РФ: раскрываются принципы данного способа обеспечения законности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF DEPARTMENTAL CONTROL OF THE CUSTOMS BODIES ACTIVITY

The article studies the fundamental principles of departmental control in the system of the Russian Customs Service and describes the features of this method of legality ensuring.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

М. А. Рыжова

6. Стандарт ^0/1ЕС 2382-1.

7. Письмо ФТС России от 17.03.2006 № 15-14/8524 «О таможенном оформлении информации, передаваемой по сети Интернет».

8. Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической экономии. М., 1992. С. 201-202.

9. Маркс К. К критике политической экономии (Берлин, 1859) // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 13. С. 13.

М. А. Рыжова

ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В статье исследуются основополагающие начала осуществления ведомственного контроля в системе таможенных органов РФ: раскрываются принципы данного способа обеспечения законности.

Ключевые слова: принципы; контроль; законность; обеспечение; таможенные органы.

Любая деятельность государственных органов организована на основе принципов, определяющих ее характерные черты и границы. Осуществление таможенными органами ведомственного контроля, позволяющего отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные меры в отношении неправомерных действий (бездействия), подчинено ряду принципов, рассмотрению которых и посвящена данная статья.

Рассмотрение принципов ведомственного контроля до настоящего времени не нашло отражения в юридической литературе. Вместе с тем изучение данного вопроса имеет важное значение для понимания самого процесса осуществления ведомственного контроля, а также для его совершенствования. Кроме того, четкое знание должностными лицами таможенных органов основополагающих начал ведомственного контроля, на наш взгляд, должно способствовать повышению уровня законности, улучшению правоприменительной практики, оптимизации процесса его проведения в целом.

Таможенные органы РФ, осуществляя возложенные на них функции, основываются на принципах, заложенных Конституцией РФ [1] и Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ) [2]. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ деятельность таможенных органов основана на принципах: 1) законности; 2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод; 3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства; 4) профессионализма и компетентности

должностных лиц таможенных органов; 5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД), таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле; 6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций; 7) недопущения возложения на участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела; 8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах РФ.

Перечисленные принципы являются основополагающими для всей деятельности таможенных органов и их должностных лиц. Вместе с тем проведение ведомственного контроля, являясь особым способом обеспечения законности в области таможенного дела, имеет свою специфику, поскольку не связано напрямую с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Так как отправные моменты для организации и функционирования всей системы государственного управления, в том числе для формирования государственных органов, осуществления деятельности государственных служащих в рамках задач и функций, возложенных на эти органы, определяют общие принципы административного права в целом, то представляется целесообразным рассмотреть их применительно к процессу осуществления ведомственного контроля.

Наиболее полной, по мнению автора, является классификация принципов административного права, разработанная Ю. Н. Стариловым, где он делит общие принципы на конституционные и организационно-функциональные [3]. К первой группе отнесены принципы законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина; единства системы государственной власти; разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; обеспечения права граждан на участие в государственном управлении; равенства граждан перед законом; гуманизма. Среди организационно-функциональных Ю. Н. Старилов выделяет принципы подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих; единства основных требований, предъявляемых к государственному управлению; профессионализма и компетентности государственных служащих; гласности в осуществлении государственного управления; ответственности государственных органов за принятые административные акты (решения), ответственности государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; обязательного учета научных основ организации государственного управления.

С учетом специфики ведомственного контроля как механизма обеспечения законности в области таможенного дела и основываясь на принципах Конституции РФ, административного права и деятельности таможенных органов, можно выделить следующие принципы проведения ведомственного контроля.

м. А. Рыжова

Принцип законности. Ведомственный контроль, проводимый таможенными органами РФ на основании ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, в первую очередь основывается на принципе законности. Данный принцип является базовым не только для ведомственного контроля, но и для всей деятельности таможенных органов, и заключается в неукоснительном исполнении норм Конституции РФ, международных договоров, федеральных конституционных законов, Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) [4], Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ и иных федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и других нормативных правовых актов.

Соблюдение принципа законности в рамках осуществления ведомственного контроля связано с его конечной целью - обеспечением законности в области таможенного дела. В связи с этим проведение всех мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав в области таможенного дела, служит достижению этой цели.

Принцип равенства перед законом. Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу как физическими, так и юридическими лицами. Помимо непосредственных участников ВЭД, в совершении таможенных операций зачастую участвуют лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, - таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли. Ведомственный контроль решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов проводится в равной степени независимо от того, чьи интересы затронуты данными решениями, действиями (бездействием).

Принцип единства системы таможенных органов и централизованного руководства. При проведении ведомственного контроля данный принцип реализуется посредством наделения вышестоящего таможенного органа правом отменять или изменять не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.

Принцип подконтрольности и подотчетности. Подконтрольность выражается в том, что решения, принятые в порядке ведомственного контроля вышестоящими таможенными органами, обязательны для исполнения нижестоящими таможенными органами. Подотчетность же предполагает представление нижестоящими таможенными органами вышестоящим отчетов о результатах проведенного ведомственного контроля.

Принцип ответственности таможенных органов за принятые в порядке ведомственного контроля решения. В соответствии со ст. 9 ТК ТС, ст. 36, 40 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ решение, вынесенное в порядке ведомственного контроля, может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган; в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ [5] - в арбитражный суд; в соответствии со ст. 254, 255, 256 Гражданского процессуального кодекса РФ [6] - в суд общей юрисдикции.

Принцип профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов. Распоряжением ФТС России от 12.07.2011 № 118-р [7] утверждены Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля решений,

действий (бездействия) в области таможенного дела, в которых содержится перечень функциональных подразделений таможенных органов, наделенных правом проведения ведомственного контроля, с учетом специфики таковых. Полномочия по осуществлению ведомственного контроля между уполномоченными функциональными подразделениями разграничиваются по компетенции курируемых ими вопросов в области таможенного дела, а также с учетом характера поводов для проведения ведомственного контроля.

Принцип гласности. В случае признания решения, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа не соответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле выносится решение об отмене (изменении) неправомерного решения, признании действия (бездействия) неправомерным, о чем уведомляется как нижестоящий таможенный орган, принявший неправомерное решение, так и участник ВЭД или иное лицо, чьи интересы затронуты решением, вынесенным в порядке ведомственного контроля.

Принцип всесторонности. Всесторонность при проведении ведомственного контроля предполагает изучение и анализ полного комплекта документов, имеющих отношение к существу дела. При этом в случае недостаточности документов и сведений должностное лицо, ответственное за проведение ведомственного контроля, подготавливает проект запроса о представлении необходимых документов и сведений в нижестоящий таможенный орган.

Принцип объективности. Должностное лицо, ответственное за проведение ведомственного контроля, должно непредвзято оценивать сведения, содержащиеся в представленных документах.

Таким образом, ведомственный контроль деятельности таможенных органов является способом обеспечения законности в области таможенного дела, основанным на принципах равенства лиц перед законом, единства системы таможенных органов и централизованного руководства, подконтрольности и подотчетности, ответственности, профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов, гласности, всесторонности, а также объективности.

Соблюдение указанных принципов призвано обеспечить проведение всесторонней проверки решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов на предмет их соответствия нормам таможенного законодательства.

Использованные источники

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

3. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002.

4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 27.07.2002 № 95-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

К. Е. Пузынин

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЭ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Распоряжение ФТС России от 12.07.2011 № 118-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

К. Е. Пузынин

Контроль таможенной стоимости товаров в условиях предварительного таможенного декларирования

В статье анализируется порядок осуществления предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Основное внимание уделяется коллизии, обнаруженной в ходе проведения анализа. Выявленное несоответствие ограничивает функции таможенного органа в проведении необходимого таможенного контроля, касающегося таможенной стоимости товаров. Предложен ряд мер по исключению выявленного несоответствия.

Ключевые слова: предварительное таможенное декларирование; таможенный контроль; признаки недостоверности; стоимость товаров; дополнительная проверка.

В связи с вступлением в силу таможенного законодательства Таможенного союза значительные перемены затронули одно из важнейших направлений таможенного дела - таможенное декларирование товаров.

Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 г. предусматривает совершенствование таможенного регулирования, в том числе совершенствование законодательства РФ в области таможенного дела, совершенствование технологий проведения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля, ускорение таможенных операций [1]. Основная цель таких изменений - необходимость выведения таможенного администрирования на качественно новый уровень.

В Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999) предусмотрены необходимость использования предварительной информации и передача ее в электронном виде. Во Всемирной таможенной организация (ВТаО) использование предварительной информации при применении таможенных процедур считается показателем высокого уровня развития таможенной службы государства [2].

Предварительное таможенное декларирование является одной из составляющих новых стандартов, внедренных для существенного сокращения времени на проведение таможенного контроля и, как следствие, сокращение накладных расходов, увеличения товарооборота и содействия торговле в целом. Получение информации о товарах до их представления таможенным органам позволяет заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить ряд возможных «рисков», за счет чего сконцентрировать усилия таможенной службы только на том,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.