Научная статья на тему 'ВЕБ-САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ВЕБ-САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Воробьева Алина Вячеславовна

Статья посвящена актуальному вопросу внедрения информационно-коммуникативных технологий в работу современной системы образования. Рассматривается проблема использования веб-сайта образовательного учреждения в контексте психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются исследования, посвященные данной проблематике. Выделяются основополагающие научные работы, определяющие организационно-методические принципы использования веб-сайта в образовательном учреждении. Выявляется степень изученности проблемы использования веб-сайта образовательного учреждения как инструмента повышения психолого-педагогической культуры родителей. Представляются цель и задачи предстоящего исследования специфики работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей средствами веб-сайта дошкольного образовательного учреждения. Определяются ближайшие перспективы исследовательской работы в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Воробьева Алина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WEBSITE OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION AS A TOOL FOR WORKING WITH PARENTS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

The article is devoted to the topical issue of the introduction of information and communication technologies in the work of the modern education system. The problem of using the educational institution's website in the context of psychological and pedagogical support of parents raising preschoolers with disabilities is considered. The research devoted to this problem is analyzed. The fundamental scientific works defining organizational and methodological principles of using the website in an educational institution are highlighted. The degree of study of the problem of using the educational institution's website as a tool for improving the psychological and pedagogical culture of parents is revealed. The purpose and objectives of the upcoming study of the specifics of the work on improving the psychological and pedagogical culture of parents by means of the website of a preschool educational institution are presented. The immediate prospects of research work in this direction are determined.

Текст научной работы на тему «ВЕБ-САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

котируется во всех государствах-участниках, что значительно повышало шансы молодого специалиста на трудоустройство в Европе. Возникла новая образовательная система в 1998 году, когда министры образования четырёх стран-основательниц Европейского союза - Германии, Италии, Франции и Англии - разработали и подписали Болонскую конвенцию. Но начало самого процесса относят к середине 70-х годов, когда принимались первые соглашения о сотрудничестве между европейскими университетами. Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году, но процесс внедрения образовательной системы растянулся на годы.

В настоящее время все чаще поднимаются вопросы о недостатках данной системы и потребностью, изменить существующие подходы к высшему образованию. На конференциях и форумах транслируются такие точки зрения, что бакалавр воспринимается как недоучившийся специалист; вузы предоставляют малое количество бюджетных мест в магистратуре; система тестирования не позволяет точно оценить уровень знаний; часто у студентов не формируется чёткой картины мира и системного подхода; студенты могут получать не комплексные знания, а отрывочные; возникают сложности с внедрением образовательной системы в России. Все эти составляющие стали вызовом и жизненной необходимостью для масштабного пересмотра всей системы высшего образования в целом.

Ключевые слова: инженерная подготовка, система высшего образования, Болонский процесс, системный подход, бакалавриат, специалитет, магистратура, проектная деятельность, профессиональные компетенции.

Annotation. The catalyst that triggered the transition of the Russian Federation to the positions of the Bologna process was a number of opportunities for students: firstly, the opportunity to study not only at their university, but also to go on internships to other European universities, while not only gaining new experience, but also education that is recognized and quoted in all member states, participants, which significantly increased the chances of a young specialist for employment in Europe. A new educational system emerged in 1998, when the Ministers of Education of the four founding countries of the European Union - Germany, Italy, France and England - developed and signed the Bologna Convention. But the beginning of the process itself is attributed to the mid-70s, when the first cooperation agreements between European universities were adopted. Russia signed the Bologna Declaration in 2003, but the process of implementing the educational system stretched for years.

Currently, questions are increasingly being raised about the shortcomings of this system and the need to change existing approaches to higher education. At conferences and forums, such points of view are broadcast that the bachelor is perceived as an undergraduate specialist; universities provide a small number of budget places in the magistracy; the testing system does not allow to accurately assess the level of knowledge; often students do not form a clear picture of the world and a systematic approach; students may receive fragmentary knowledge rather than complex; difficulties arise with the implementation the educational system in Russia. All these components have become a challenge and a vital necessity for a large-scale revision of the entire higher education system as a whole.

Key words: engineering training, higher education system, Bologna process, system approach, bachelor's degree, specialty, master's degree, project activity, professional competencies.

Литература:

1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новый вектор развития высшего образования в России: проблемы и перспективы на современном этапе». - http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2022/10/programma-konferencii-_25_oktjabrja-_2022-goda.pdf

2. Коробцов, А.С. Качество инженерного образования: лозунги и реальность / А.С. Коробцов // Инженерное образование. - 2020. - № 27. - С. 27-36

3. Николаев, А.А. О проблеме формирования продуктивного диалога в диаде «преподаватель-студент»: педагогический аспект / А.А. Николаев, В.В. Молчанов, М.Г. Гуйдалаев // В сборнике: Новая наука: новые вызовы. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. - Краснодар. -2021. - С. 119-124

4. Пиралова, О.Ф. Современное инженерное образование: проблемы и перспективы / О.Ф. Пиралова // Высшее образование сегодня. - 2016. - №10. - С. 2-5

5. Пиралова, О.Ф. Реверсный компонент формирования и развития профессиональной компетентности преподавателей инженерно-технических вузов / О.Ф. Пиралова, В.М. Филиппов, Е.А. Белоглазова // Высшее образование сегодня. - 2017. - №4. - С. 113-114

6. Похолков, Ю.П. Инженерное образование России: проблемы и решения. Концепция развития инженерного образования в современных условиях / Ю.П. Похолков // Инженерное образование. - 2021. - №30. - С. 96-107

7. Пирогланов, Ш.Ш. Проблемы цифрового обучения в современном вузе / Ш.Ш. Пирогланов, И.С. Анцупов, Д.А. Ертулов // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.С. Поповой, Е.А. Янпольской. - Краснодар, 2021. - С. 27-31

8. Пирогланов, Ш.Ш. Цифровые технологии в образовательном процессе как новые возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий / Ш.Ш. Пирогланов, В.П. Скляров, И.С. Анцупов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 180-182

9. Скляров, В.П. Проблемы мотивации преподавателя в цифровом формате работы / В.П. Скляров, М.Г. Гуйдалаев, В.В. Молчанов // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.С. Поповой, Е.А. Янпольской. - Краснодар. - 2021. - С. 32-37

УДК 373.2

ВЕБ-САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

студент Воробьева Алина Вячеславовна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В исследованиях Н.В. Гарькуши [2], Н.Г. Миносянц [7], Б.П. Сайкова [11], И.Н. Смирновой [13], А.В. Хуторского [14] и других авторов подчеркивается важность использования информационно-образовательных технологий в образовательных учреждениях, а также необходимость создания новых условий и возможностей их использования в вопросах обучения и воспитания. В этой связи важно упомянуть о том, что в России активно ведется реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [10]. Его основной целью является развитие и регулирование цифровой образовательной среды (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные

ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий и т.д.) на разных ступенях отечественной образовательной системы.

Изложение основного материала исследования. Одним из действенных цифровых инструментов психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении является веб-сайт. В работах Н.В. Гарькуши [2], Г.М. Киселева, Р.В. Бочковой [3], Б.П. Сайкова [11] Н.И. Смирновой [13], А.Г. Хуторского [14] и некоторых других авторов описываются основные методологические и организационно-методические подходы к разработке веб-сайтов образовательных учреждений. Так, Г.М. Киселев и Р.В. Бочкова подчеркивают, что веб-сайт образовательного учреждения представляет собой важный компонент цифровой образовательной среды и может оказывать помощь в решении целого ряда задач психолого-педагогического сопровождения. Например, предоставление информации обучающимся и родителям, обогащение образовательного контента за счет размещения авторских материалов членов педагогического коллектива образовательного учреждения, взаимодействие с адресной целевой группой веб-сайта на базе коммуникационных сервисов (чаты, блоги, форумы и т.п.).

В работе Б.П. Сайкова обозначаются основные принципы, которым должна соответствовать информация, размещаемая на сайте образовательного учреждения: достоверность, оперативность, доступность, объективность и увлекательность. И.Н. Смирнова подчеркивает, что веб-сайт образовательного учреждения должен стать единым информационным пространством для всех участников образовательного процесса. Эффективное функционирование веб-сайта предоставляет широкие информационные возможности, в частности, в области психолого-педагогического просвещения и профилактики, позволяет поддерживать обратную связь как с родителями, так и с обучающимися.

Особое значение сайт образовательного учреждения имеет в психолого-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает необходимость взаимодействия образовательного учреждения с семьей, содействие повышению психолого-педагогической культуры родителей. Готовность детского сада сотрудничать с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является необходимым условием полноценного развития и коррекции такого воспитанника [1, 4]. Большую помощь в этом отношении может оказать виртуальная информационная среда, в частности, веб-сайт детского сада.

Т.С. Комарова [6] пишет, что веб-сайты дошкольных учреждений условно можно разделить на следующие группы в зависимости от того, кем и с какой целью веб-сайт создавался:

1. веб-сайт создавался по требованию вышестоящего органа системы образования. Как правило, такой веб-сайт представляет собой сайт-представительство и носит формальный характер;

2. веб-сайт создавался по инициативе коллектива детского сада для распространения передового опыта, новых педагогических технологий и т.п. Такой веб-сайт детского сада выполняет функцию методической площадки для других образовательных учреждений;

3. веб-сайт создавался по заявке родителей для решения вопросов психолого-педагогического сопровождения, таких как консультирование, просвещение, профилактика и т.д. В этом случае, веб-сайт будет являться инструментом взаимодействия педагогического коллектива и родителями.

К сожалению, создание веб-сайта по заявке родителей осуществляется чрезвычайно редко. В научно-практической литературе нами был найдены работы крайне небольшое количество работ, которые затрагивают данную тему. Например, это работы Н.В. Микляевой [8, 9], которая предлагает такие инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями как создание специальной странички на сайте детского сада, включающей в себя видеожурналы для родителей, звуковые письма для детей, опросы и т.п., а также организация для родителей интернет-клуба в контексте сайта образовательного учреждения.

Также интересный опыт представлен в публикации Н.Г. Миносянц [7], где автор описывает реализацию международного инновационного проекта повышения родительской компетентности родителей младших школьников средствами веб-сайта «Образование для родителей». На веб-сайте представлены такие раздела как «Медиатека», «Родительские собрания», «Портфолио для родителей», «Конкурсы», «Проекты» и др. Значимой формой работы являются и родительские клубы, которые позволяют повысить психолого-педагогическую компетентность не только родителям, но и бабушкам и дедушкам. Тематика таких клубов разнообразна: «Профориентация», «Клуб отцов», «Взгляд ученого» и др. Также следует отметить и наличие на веб-сайте дистанционных модульных курсов для родителей, которые посвящены наиболее актуальным вопросам воспитания и обучения детей, а также проблемам эффективного родительства.

Важным моментом работы веб-сайта является, на наш взгляд, возможность получения педагогами и психологами обратной связи от адресной группы пользователей. Это достигается с помощью организации онлайн тренингов, онлайн семинаров, онлайн конференций, онлайн консультаций, работа с электронным портфолио. Н.Г. Миносянц подчеркивает, что внедрение практики работы с родителями средствами веб-сайта позволяет сделать взаимодействие педагога и психолога с родителями более оперативным и современным, обеспечивает творческую активность всех субъектов образовательного процесса.

Исследование О.В. Селезневой и М.В. Петуховой [12] направлено на выявление особенностей организации веб-сайта группы детского сада. Авторы выявили готовность родителей к использованию веб-сайта для взаимодействия с педагогами и сформировали его разделы в соответствии с их запросами. Так, веб-сайт группы содержал в себе следующие разделы: «Ваше мнение», «Круглый стол», «Новостная лента» и др. Веб-сайт также предусматривал возможность как офлайн, так и онлайн консультаций специалистов детского сада для родителей. Отслеживая работу веб-сайта в течении года, О.В. Селезнева и М.В. Петухова пришли к выводу, что постепенно заинтересованность родителей материалами данного ресурса увеличивалась, они стали ощущать себя равноправными участниками образовательного процесса.

Все выше сказанное позволяет констатировать, что проблема использования веб-сайта в работе с родителями, воспитывающими дошкольников с ОВЗ мало изучена. В связи с этим мы считаем актуальным проведение исследования, направленного на выявление организационно-методических условий развития психолого-педагогической культуры семьи дошкольников с ОВЗ, средствами веб-сайта дошкольного учреждения.

Для успешного достижения поставленной цели нами был определён круг задач:

1. проанализировать современное состояние проблемы психолого-педагогической культуры родителей в аспекте формирования педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;

2. разработать критерии и показатели сформированности психолого-педагогического культуры родителей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ;

3. разработать и апробировать содержание и организационно-методические аспекты повышения психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ, средствами веб-сайта образовательного учреждения;

4. создать единое для всех участников образовательного процесса цифровое пространство детского сада, направленное на повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Выводы. Перспектива нашего исследования заключается в создании организационно-методической модели веб-сайта детского сада, которая позволяет эффективно повышать психолого-педагогическую культуру родителей. Данная модель должна быть ориентирована на постоянное расширение форм работы с семьей, использование инновационных методов психолого-педагогического просвещения родителей средствами информационной и консультативной работы с ними.

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу внедрения информационно-коммуникативных технологий в работу современной системы образования. Рассматривается проблема использования веб-сайта образовательного учреждения в контексте психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются исследования, посвященные данной проблематике. Выделяются основополагающие научные работы, определяющие организационно-методические принципы использования веб-сайта в образовательном учреждении. Выявляется степень изученности проблемы использования веб-сайта образовательного учреждения как инструмента повышения психолого-педагогической культуры родителей. Представляются цель и задачи предстоящего исследования специфики работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей средствами веб-сайта дошкольного образовательного учреждения. Определяются ближайшие перспективы исследовательской работы в данном направлении.

Ключевые слова: веб-сайт, цифровая образовательная среда, дошкольное образовательное учреждение, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, семья.

Annotation. The article is devoted to the topical issue of the introduction of information and communication technologies in the work of the modern education system. The problem of using the educational institution's website in the context of psychological and pedagogical support of parents raising preschoolers with disabilities is considered. The research devoted to this problem is analyzed. The fundamental scientific works defining organizational and methodological principles of using the website in an educational institution are highlighted. The degree of study of the problem of using the educational institution's website as a tool for improving the psychological and pedagogical culture of parents is revealed. The purpose and objectives of the upcoming study of the specifics of the work on improving the psychological and pedagogical culture of parents by means of the website of a preschool educational institution are presented. The immediate prospects of research work in this direction are determined.

Key words: website, digital educational environment, preschool educational institution, preschoolers with disabilities, family.

Литература:

1. Бывшева, М.В. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве / М.В. Бывшева, Т.Г. Ханова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/249 (дата обращения: 31.10.2022).

2. Гарькуша, Н.В. Особенности организации образовательного сайта / Н.В. Гарькуша, Н.И. Буторина // Наука и перспективы. - 2016. - №4. - С. 32-39

3. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании/ Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Дашков и К1, 2021. - 304 с.

4. Кисова, В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16. - № 2-2. - С. 348-352

5. Коваленко, А.А. Сайт дошкольного образовательного учреждения как современная форма патриотического воспитания / А.А. Коваленко, С.Г. Молчанов // Международный научный журнал «Научные вести». - 2019. - № 1(6). -С. 69-77

6. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании/ Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 128 с.

7. Миносянц, Н.Г. Виртуальная информационная среда как современный ресурс повышения родительской компетентности / Н.Г. Миносянц // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 1-9

8. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2017. - 411 с.

9. Микляева, Н.В. Педагогическое взаимодействие в детском саду / Н.В. Микляева, А.Д. Барская, Н.А. Виноградова; под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Сфера, 2013. - 128 с.

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 г. № 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2019 № 56962) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (дата обращения: 31.10.2022).

11. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практ. руководство / Б.П. Сайков. - М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2005. - 406 с.

12. Селезнева, О.В. Использование сайта группы во взаимодействии педагога группы с родителями воспитанников / О.В. Селезнева, М.Г. Петухова // Вестник науки и образования. - 2018. - № 11(47). - С. 69-71

13. Смирнова, И.Н. Веб-сайт образовательного учреждения / И.Н. Смирнова // Нижегородское образование. - 2009. -№ 4. - С. 109-112

14. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. - М.: Издательство УНЦ ДО, 2009. - 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.