Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА БАЗЕ ДЕТСКОГО САДА'

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА БАЗЕ ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЬИ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТСКИЙ САД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вялова Наталия Вячеславовна, Красильникова Лариса Владимировна

Статья посвящена исследованию проблемы психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях. Авторы обосновывают актуальность темы исследования, анализируя значение семейного воспитания адекватного особым образовательным потребностям детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В статье приведены нормативно-правовые требования к психолого-педагогическому сопровождению семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, сформулированные в Законе РФ «Об образовании в РФ» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Статья содержит анализ проблем, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье приводится обобщение последних исследований как в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, так и в области работы с семьями данных воспитанников детских садов. Авторы приводят описание модели психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на базе детского сада, которая носит интегрированный и междисциплинарный характер и охватывает работу специалистов: воспитателей, педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Статья содержит описание цели, задач и принципов реализации модели психолого-педагогического сопровождения семей. В статье приводится описание этапов и функций психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В содержании статьи включено рассмотрение каждого этапа сопровождения семей: диагностический, информационно-просветительский, практический, аналитический. В статье включено описание содержания работы на каждом этапе психологопедагогического сопровождения семей: цели, исполнители, основные формы работы. Авторы подробно рассматривают основные направления психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: просветительское, диагностическое, консультативное, пропедевтическое, коррекционноразвивающее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вялова Наталия Вячеславовна, Красильникова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES OF PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES ON THE BASIS OF A KINDERGARTEN

Educational organizations. The authors substantiate the relevance of the research topic by analyzing the importance of family education adequate to the special educational needs of preschool children with disabilities. The article presents the regulatory and legal requirements for psychological and pedagogical support of families of pupils with disabilities, formulated in the Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" and the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The article contains an analysis of the problems faced by families raising children with disabilities. The article summarizes the latest research both in the field of psychological and pedagogical support for children with disabilities and disabilities, and in the field of working with the families of these kindergarten students. The authors describe a model of psychological and pedagogical support for families of preschoolers with disabilities on the basis of a kindergarten, which is integrated and interdisciplinary in nature and covers the work of specialists: educators, teacher-psychologist, teacher-defectologist and teacher-speech therapist. The article contains a description of the purpose, objectives and principles of the implementation of the model of psychological and pedagogical support of families. The article describes the stages and functions of psychological and pedagogical support for families of pupils with disabilities. The content of the article includes consideration of each stage of family support: diagnostic, informational, educational, practical, analytical. The article includes a description of the content of work at each stage of psychological and pedagogical support of families: goals, performers, main forms of work. The authors consider in detail the main directions of psychological and pedagogical support for families of pupils with disabilities in kindergarten: educational, diagnostic, advisory, propaedeutic, correctional and developmental.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА БАЗЕ ДЕТСКОГО САДА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/04PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Вялова, Н. В. Модель психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на базе детского сада / Н. В. Вялова, Л. В. Красильникова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN622.pdf

For citation:

Vyalova N.V., Krasilnikova L.V. The model of psychological and pedagogical support for families of preschoolers with disabilities on the basis of a kindergarten. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 04PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Вялова Наталия Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия Старший преподаватель E-mail: nataliya_vyalova@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1437-8253 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile. asp?id=736187 Web of Science: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/J-8607-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57205332981

Красильникова Лариса Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: larvladkr@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0283-8136 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=736182 Web of Science: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/J-1920-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57204976981

Модель психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на базе детского сада

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях. Авторы обосновывают актуальность темы исследования, анализируя значение семейного воспитания адекватного особым образовательным потребностям детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В статье приведены нормативно-правовые требования к психолого-педагогическому сопровождению семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, сформулированные в Законе РФ «Об образовании в РФ» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Статья содержит анализ проблем, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье приводится обобщение последних исследований как в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, так и в области работы с семьями данных воспитанников детских садов. Авторы приводят описание модели психолого-педагогического сопровождения семей

дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на базе детского сада, которая носит интегрированный и междисциплинарный характер и охватывает работу специалистов: воспитателей, педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Статья содержит описание цели, задач и принципов реализации модели психолого-педагогического сопровождения семей. В статье приводится описание этапов и функций психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В содержании статьи включено рассмотрение каждого этапа сопровождения семей: диагностический, информационно-просветительский, практический, аналитический. В статье включено описание содержания работы на каждом этапе психолого-педагогического сопровождения семей: цели, исполнители, основные формы работы. Авторы подробно рассматривают основные направления психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: просветительское, диагностическое, консультативное, пропедевтическое, коррекционно-развивающее.

Ключевые слова: дошкольное образование; ограниченные возможности здоровья; психолого-педагогическое сопровождение; семьи дошкольников; психолого-педагогическое сопровождение семей; дошкольная образовательная организация; детский сад

Введение

Современная система образования в Российской Федерации характеризуется выраженной гуманитарной направленностью, что проявляется в пристальном внимании к решению задач воспитания, обучения, развития и коррекции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ). В Законе РФ «Об образовании в РФ» отмечается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья1.

Указ Президента подтверждает значимость решения задач воспитания и образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обозначая это как одну из стратегических целей нашего государства2.

Особое внимание получению дошкольного образования детьми, имеющими особые образовательные потребности, уделено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где в качестве одной из задач определено обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,

1 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в редакции на 01.09.2015 г. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 192 с. — (Правовая библиотека образования).

2 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)3.

Одной из самых значимых и основополагающих проблем является разработка и внедрение комплексного психолого-педагогического сопровождения семей детей дошкольного возраста с ОВЗ. В настоящее время в рамках педагогики и смежных с ней научных дисциплин (психология, специальная психология, дефектология) особую актуальность приобретает проблема организации единого образовательного пространства по коррекционно-педагогической поддержке детей с инвалидностью и ОВЗ в дошкольных образовательных организациях (далее по тексту ДОО). Данная проблема в педагогической науке возникает не случайно. Она имеет глубинные корни своего существования, однако, её значимость особо возрастает именно в настоящее время. Это объясняется тем, что оказание своевременной психологической и педагогической помощи дошкольникам с ОВЗ оказывает положительное влияние на развитие их личностных особенностей, а также на осознанное принятие себя со своими проблемами физического и психологического плана.

В жизни маленького ребёнка инвалидность или наличие проблем, обусловленных ОВЗ, оказываются отрицательными факторами для его физического и психического развития. Многое в данном аспекте зависит от родителей, оказывающих непосредственное воздействие на ребёнка в семье, а также от воспитателей ДОО, деятельность которых непосредственно направлена на создание необходимых условий, связанных с непосредственным преодолением самим дошкольником своих проблем.

Семья играет основополагающую роль в решении задач коррекционно-развивающей работы, так именно в семье происходит закрепление, каждодневное упражнение ребенка с ОВЗ в применении тех умений и навыков, которые ребенок приобретает в ходе специально организованных занятий в детском саду. Благодаря самому близкому эмоциональному фону, складывающему в семье, развитие ребенка происходит наиболее эффективно. Процессы компенсаторики и реабилитации становятся возможны только в случае единого коррекционно-развивающего воздействия на ребенка как со стороны образовательных организаций, так и семьи.

В тоже время семья, воспитывающая дошкольника с ОВЗ, сталкивается с целом рядом трудностей, которые возможно преодолеть только при условии целенаправленного психолого-педагогического сопровождения со стороны ДОО. К таким трудностям можно отнести:

1. Нарушение отношения родителей к ребенку с ОВЗ от отрицания до открытого отречения.

2. «Инвалидизация» семьи, проявляющаяся в резком ограничении социальных контактов.

3. Отсутствие необходимых знаний и умений по организации быта, воспитания, обучения, коррекции детей.

4. Дезадаптация семьи.

Все это приводит к более серьезным нарушениям в развитии ребенка с ОВЗ, усугублению его психофизического и психоэмоционального состояния.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М.: ТЦ Сфера, 2016. 96 с.

Страница 3 из 13

04РБМЫ622

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в настоящее время особую актуальность в рамках деятельности ДОО приобретает проблема организации коррекционной педагогической поддержки детям с ОВЗ и инвалидностью.

Наблюдается противоречие между высокой значимостью и востребованностью на практике работы в ДОО в организации единого образовательного пространства через психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ и недостаточной степенью разработанности теоретических аспектов проблемы и решения её на практике.

Цель нашего исследования: разработать модель психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ на базе детского сада.

Научно-теоретическую и методологическую основу нашего исследования составили труды ученых по двум основным направлениям:

• исследования в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью: Л.Б. Баряевой [1], Ю.В. Большаковой [2], И.В. Жижиной [3], И.В. Карпенковой [4], Л.В. Красильниковой [5], Н.Н. Малофеева [6], Т.Д. Молодцовой [7], Е.А. Петровой [8], М.М. Семаго [9], Н.М. Черновой [9] и

др.;

• исследования в области работы с семьями детей с ОВЗ и инвалидностью: Ю.А. Белополовой [11], Е.А. Буриной [12], Т.В. Волосовец [13], М.Н. Егизарьянц [14], Е.М. Жимаевой [15], О.В. Кашинской [16], И.Ю. Левченко [17], О.Г. Приходько [18] и др.

Методы исследования

Исследование проходило на базах ДОО города Нижнего Новгорода, в количестве 10 детских садов, в эксперименте принимали участие группы компенсирующей и комбинированной направленности в количестве шести групп.

В ходе проведения исследования нами были использованы теоретические методы, такие как: анализ литературных источников и их сравнение; обобщение полученной информации, сравнение, классификация, структурирование, а также эмпирические методы: научное моделирование, наблюдение, опрос, педагогическая самооценка, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Результаты и их обсуждение

Вначале проведения экспериментального исследования нами была организован и проведен констатирующий эксперимент, с целью изучения исходного состояния психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ на базе детского сада.

С этой целью мы использовали анкетирование и самоанализ, направленный на определение уровня психолого-педагогического сопровождения по основным его направлениям: просветительское, диагностическое, консультативное, пропедевтическое, коррекционно-развивающее. Каждое направление оценивалось по трем уровням: оптимальный, допустимый и критичный.

На рисунке 1 представлены результаты исследования на этапе констатирующего эксперимента.

70%

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

40%

40%

10% 10% 0%

20%

I

0%

оптимальный уровень допустимый уровень критичный уровень

■ Просветительское направление ■ Диагностическое направление

■ Консультативное направление ■ Пропедевтическое направление

■ Коррекционно-развивающее направление

Рисунок 1. Результаты исследования уровня психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ на этапе констатирующего эксперимента (составлен авторами)

Анализ полученных результатов на начало работы показал, что детские сады в основном испытывают трудности в организации работы по таким направлениям психолого-педагогического сопровождения, как: пропедевтическое, были два учреждения с критичным уровнем, шесть с допустимым, и только два с оптимальным: а также консультативное, один сад на критичном уровне, шесть на допустимом и три на оптимальном. В целом результаты исследования показали, что большинство садов находятся на допустимом уровне психолого-педагогического сопровождения, только две ДОО показали оптимальный уровень по всем направлениям.

В ходе исследования нами была разработана и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ на базе детского сада, носящая интегрированный и междисциплинарный характер, охватывающая работу специалистов: воспитателей, педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Представим ее в графическом виде на рисунке 2 и дадим ее содержательное описание.

Этапы психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ

Функции психолого-

педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ

Исполнители психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ

1 этап — диагностический

2 этап — информационно-просветительский

3 этап — практический

4 этап — аналитический

- Диагностическая

- Консультативная

- Просветительская

- Пропедевтическая - Коррекционно-

развивающая

- ПМПк - Воспитатели

- Педагог-психолог

- Учитель-дефектолог

- Учитель-логопед

Рисунок 2. Модель психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ на базе детского сада (составлен авторами)

04PDMN622

Цель реализации модели — создание психолого-педагогических условий для развития равноправного партнерства детского сада и семей дошкольников с ОВЗ в вопросах воспитания, обучения, развития и коррекции, а также нормализации семейного воспитания.

Задачи модели психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с

ОВЗ:

1. Формирование у родителей знаний, умений и навыков в вопросах воспитания, обучения, развития и коррекции детей с ОВЗ.

2. Формирование знаний о необходимых для ребенка с ОВЗ специальных условий семейного воспитания.

3. Развитие эмоционального принятия ребенка с ОВЗ в семье и преодоление психологических стрессов и депрессий у родителей (законных представителей).

4. Развитие у родителей необходимых умений для адекватного взаимодействия с ребенком с ОВЗ и эффективного общения.

5. Активизация воспитательного и реабилитационного потенциала семьи.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ:

1. Принцип комплексности, т. е. изучение особенностей семейного воспитания ребенка-дошкольника с ОВЗ в разных аспектах: эмоциональное принятие, рациональное понимание проблем и адекватные формы воспитания в семье.

2. Принцип личностно-ориентированного подхода, т. е. уважение личностных особенностей и потребностей членов семей ребенка с ОВЗ.

3. Междисциплинарный принцип, т. е. изучение и сопровождение семьи с разных аспектов науки и практики: педагогической, психологической, дефектологической.

4. Принцип интегративного подхода, т. е. сопровождение должно осуществляться всеми педагогами ДОО: воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

5. Принцип конфиденциальности и гуманной этики, т. е. неразглашение особенностей семей, уважение их прав и свобод, бережный подход к семье.

6. Принцип приоритетности микросоциума в образовании ребенка с ОВЗ, т. е. приоритета семейного воспитания.

Рассмотрим комплексный характер психолого-педагогического сопровождения семей в зависимости от этапов сопровождения в таблице.

Таблица

Этапы психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ

Этап сопровождения Цель Специалисты Формы работы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 этап — диагностический Комплексное изучение особенностей семейного воспитания ребенка с ОВЗ: эмоциональное принятие, понимание реальных проблем, адекватность методов семейного воспитания. Педагог-психолог Воспитатели Учитель-дефектолог Учитель-логопед Анкетирование Тестирование Индивидуальные беседы Наблюдения

Этап сопровождения Цель Специалисты Формы работы

2 этап — информационно -просветительский Формирование психолого-педагогических знаний об особенностях и закономерностях развития ребенка с ОВЗ, образовательных и социально-бытовых потребностях ребенка, специальных условиях его воспитания в условиях семьи. Педагог-психолог Воспитатели Учитель-дефектолог Учитель-логопед Групповые просветительские семинары Групповые и индивидуальные консультации Брошюры Размещение информации на сайте ДОО и сайтах педагогов Родительская газета Родительские собрания

3 этап — практический Формирование у родителей конкретных умений и навыков воспитания, обучения, развития и коррекции ребенка с ОВЗ, коррекция нарушений в психоэмоциональном состоянии родителей, коррекция детско-родительских отношений, вовлечение родителей в активное сотрудничество с ДОО. Педагог-психолог Воспитатели Учитель-дефектолог Учитель-логопед Мастер-классы Тренинги Совместные мероприятия ДОО и семьи: открытые занятия, День открытых дверей, праздники, развлечения, соревнования, викторины Групповые и индивидуальные консультации Брошюры Размещение информации на сайте ДОО и сайтах педагогов Родительская газета Родительские собрания

4 этап — аналитический Повторная комплексная диагностика особенностей семейного воспитания ребенка с ОВЗ: эмоциональное принятие, понимание реальных проблем, адекватность методов семейного воспитания, выявление проблем, внесение корректив и планирование следующей работы. Педагог-психолог Воспитатели Учитель-дефектолог Учитель-логопед Анкетирование Тестирование Индивидуальные беседы Наблюдения

Составлена авторами

Каждое из направлений психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ имеет огромное значение.

1. Просветительское направление.

Цель — формирование у родителей системы психолого-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач воспитания, обучения, развития и коррекции своего ребенка.

Ответственные: заведующий, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, старший воспитатель, педиатр, медицинская сестра, педагог-психолог, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Кроме этой цели просветительское направление выполняет важную функцию развития мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада при решении образовательных задач.

Мы выделяем несколько основных направлений в просветительской работе ДОО в работе с семьями.

1. Общая информация о ДОО:

• сведения о ДОО;

• организация образовательного процесса в ДОО по адаптированным образовательным программам;

• знакомство с педагогическим коллективом ДОО: воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

2. Нормативно-правовые сведения:

• права и обязанности родителей;

• льготы и социальные пособия семьям;

• государственная система помощи семьям дошкольников с ОВЗ.

3. Медицинские сведения об особенностях развития ребенка с ОВЗ:

• этиология и профилактика нарушений в состоянии физического и психического здоровья дошкольника;

• здоровый образ жизни в семье;

• физическая культура в семье.

4. Психолого-педагогические сведения об особенностях развития и коррекции ребенка с ОВЗ:

• особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ;

• специальные образовательные условия воспитания ребенка с ОВЗ;

• методы и приемы работы с ребенком дома;

• формирование знаний об особенностях реализации образовательных задач по всем образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие;

• особенности развития речи, речевой и невербальной коммуникации.

5. Психологические сведения об особенностях развития ребенка с ОВЗ и специфике семейного воспитания:

• особенности развития ребенка с ОВЗ;

• специфика семейного воспитания ребенка с ОВЗ;

• адекватные формы взаимодействия с ребенком в семье;

• преодоление психологического стресса и невроза. 2. Диагностическое направление.

Цель — исследование особенностей семейного воспитания дошкольника с ОВЗ: детско-родительские отношения, эмоциональное принятие ребенка, знание реальных потребностей и проблем ребенка, адекватность форм семейного воспитания.

Ответственные: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели.

В диагностике также мы выделили несколько основных направлений:

1. Психологическая диагностика:

• диагностика детско-родительских отношений;

• диагностика особенностей семейного воспитания.

2. Педагогическая диагностика:

• диагностика уровня сформированности представлений, умений и навыков по образовательным областям;

• диагностика уровня воспитанности ребенка и развитие личностных качеств;

• диагностика уровня развития ведущего вида деятельности.

3. Коррекционная диагностика:

• особенности развития познавательной сферы;

• особенности развития речи и речевой коммуникации;

• особенности развития эмоционально-волевой сферы;

• особенности развития моторной сферы.

3. Консультативное направление.

Цель — решение конкретных проблем каждой семьи дошкольника с ОВЗ.

Ответственные: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели.

В нем можно выделить групповое и индивидуальное консультирование. Групповое консультирование используется тогда, когда раскрываемые вопросы касаются всех родителей, а индивидуальное — только конкретной семьи. Можно выделить несколько направлений консультирования:

• психологическое консультирование;

• педагогическое консультирование;

• консультирование педагогами-дефектологами.

4. Пропедевтическое направление.

Цель — профилактика вторичных нарушений в развитии ребенка с ОВЗ. Ответственные: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели. В рамках данного направления осуществляется:

• профилактика вторичных отклонений в физическом развитии ребенка с ОВЗ;

• профилактика вторичных отклонений в психическом развитии ребенка с ОВЗ: познавательная, мотивационно-потребностная, эмоционально-волевая сферы;

• профилактика нарушений социализации ребенка и инвалидизации семьи;

• профилактика нарушений семейного воспитания.

5. Коррекционно-развивающее направление.

Цель — осуществление коррекции нарушений в семейном воспитании дошкольника с

ОВЗ.

Ответственные: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели.

На решение данной цели направлены предыдущие направления, и вся система работы по психолого-педагогическому сопровождению семей дошкольников с ОВЗ.

В конце экспериментального исследования нами была организован и проведен контрольный эксперимент, с целью изучения динамики в изменении состояния психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ на базе детского сада.

С этой целью мы использовали повторное анкетирование и самоанализ, направленный на определение уровня психолого-педагогического сопровождения по основным его направлениям: просветительское, диагностическое, консультативное, пропедевтическое, коррекционно-развивающее.

На рисунке 3 представлены результаты исследования на этапе контрольного эксперимента.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

100%

90% 90% 90% 90%

10% 10% 10% 10%

0%

допустимый уровень

оптимальный уровень

■ Просветительское направление ■ Диагностическое направление

■ Консультативное направление ■ Пропедевтическое направление

■ Коррекционно-развивающее направление

0% 0% 0% 0% 0% критичный уровень

Рисунок 3. Результаты исследования уровня психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ на этапе контрольного эксперимента (составлен авторами)

Анализ полученных результатов по уровню психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ на этапе контрольного эксперимента показал, что девять детских садов по всем основным направлениям сопровождения проявили оптимальный уровень, одна ДОО находится на допустимом уровне. Полученные данные свидетельствуют л положительной динамике в развитии направлений сопровождения.

Таким образом, представленная модель психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ на базе ДОО позволяет учитывать особые образовательные потребности как самих дошкольников с ОВЗ, так и их родителей (законных представителей). В модели учитывается логика построения системы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации, его этапность и многокомпонентность. В нее включены все основные специалисты, работающие в ДОО с группами компенсирующей и комбинированной направленности, что позволяет нам сделать вывод о возможности применения модели в практике работы детских садов.

ЛИТЕРАТУРА

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Т.С. Овчинникова, Н.Н. Яковлева. — СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009 — 415 с.

Большакова, Ю.В. Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве / Ю.В. Большакова. — Москва: Педагогика, 2017. — 349 с.

Жижина, И.В. Организация работы тьютора в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования.

— 2014. — № 6; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16987 (дата обращения: 07.11.2022).

Карпенкова, И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Курс лекций / И.В. Карпенкова. — М.: СФК-офис, 2017 г. — 116 с.

Красильникова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста по речевому развитию в детском саду / Л.В. Красильникова, А.И. Прокопьева // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Нижний Новгород, 2021.

— С. 198-202.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малофеев, Н.Н. Социокультурные контексты становления практики помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Н.Н. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 41. — С. 1-23. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-41/socio-cultural-contexts-of-the-formation-of-practices-of-care-for-children-with-severe-and-multiple-disabilities (дата обращения: 07.11.2022).

Молодцова, Т.Д. Практика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада. / Т.Д. Молодцова, И.Н. Боровик // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-detskogo-sada (дата обращения: 07.11.2022).

Петрова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. / Е.А. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-doshkolnikov-s-ovz-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.11.2022).

Семаго, М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель. / М.М. Семаго // Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. — С. 24.

Чернова, Н.М. Модель психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду / Н.М. Чернова // Методист. — 2016. — № 1. — С. 61-63.

04PDMN622

11. 12.

13.

14.

15.

16.

Белополова, Ю.А. Основные направления психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами. / Ю.А. Белополова // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 296-299.

Бурина, Е.А. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства / Е.А. Бурина, А.Е. Кудинова // Вестник Мининского университета Том 8, № 1 (2020). URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-6 (дата обращения: 07.11.2022).

Волосовец, Т.В. Актуальные проблемные зоны реализации ФГОС ДО в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет / Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, Е.Н. Кутепова, А.А. Буянов // Язык и актуальные проблемы образования. Материалы V Международной научно-практической конференции. Москва, 2020. — С. 3-8.

Егизарьянц, М.Н. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья / М.Н. Егизарьянц, А.А. Мягеньких // Проблемы педагогики. 2019. № 4(43). URL: https ://cyberl eninka .ru/ arti cle/n/rol -semi-v-vospitanii-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 07.11.2022).

Жимаева, Е.М. Социально-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях дошкольной образовательной организации. / Е.М. Жимаева // ИСОМ. 2019. № 6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-roditeley-vospityvayuschih-detey-s-ovz-v-usloviyah-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 07.11.2022).

Кашинская, О.В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации // Вестник науки и образования. 2017. № 5(29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-soprovozhdenie-semey-vospityvayuschih-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-invalidnostyu-v-usloviyah (дата обращения: 07.11.2022).

Левченко, И.Ю. Подготовка специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшего образования / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2021. № 3(89). — С. 6-10.

04PDMN622

Vyalova Natalia Vyacheslavovna

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: larvladkr@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0283-8136 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=736182 Web of Science: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/J-1920-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57204976981

Krasilnikova Larisa Vladimirovna

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: larvladkr@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0283-8136 RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=736182 Web of Science: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/J-1920-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57204976981

The model of psychological and pedagogical support for families of preschoolers with disabilities on the basis of a kindergarten

Abstract. The article is devoted to the study of the problem of psychological and pedagogical support of families of preschool children with disabilities in preschool educational organizations. The authors substantiate the relevance of the research topic by analyzing the importance of family education adequate to the special educational needs of preschool children with disabilities. The article presents the regulatory and legal requirements for psychological and pedagogical support of families of pupils with disabilities, formulated in the Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" and the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The article contains an analysis of the problems faced by families raising children with disabilities. The article summarizes the latest research both in the field of psychological and pedagogical support for children with disabilities and disabilities, and in the field of working with the families of these kindergarten students. The authors describe a model of psychological and pedagogical support for families of preschoolers with disabilities on the basis of a kindergarten, which is integrated and interdisciplinary in nature and covers the work of specialists: educators, teacher-psychologist, teacher-defectologist and teacher-speech therapist. The article contains a description of the purpose, objectives and principles of the implementation of the model of psychological and pedagogical support of families. The article describes the stages and functions of psychological and pedagogical support for families of pupils with disabilities. The content of the article includes consideration of each stage of family support: diagnostic, informational, educational, practical, analytical. The article includes a description of the content of work at each stage of psychological and pedagogical support of families: goals, performers, main forms of work. The authors consider in detail the main directions of psychological and pedagogical support for families of pupils with disabilities in kindergarten: educational, diagnostic, advisory, propaedeutic, correctional and developmental.

Keywords: preschool education; limited health opportunities; psychological and pedagogical support; families of preschoolers; psychological and pedagogical support of families; preschool educational organization; kindergarten

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.