Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВРИАТ / СПЕЦИАЛИТЕТ / МАГИСТРАТУРА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуйдалаев Мами Гамзатович, Молчанов Василий Васильевич, Шерстюк Роман Сергеевич

Катализатором, послужившим толчком к переходу РФ на позиции Болонского процесса, стал ряд возможностей для студентов: во-первых, возможность обучаться не только в своём университете, но и отправляться на стажировки в другие европейские вузы, при этом не только получить новый опыт, но и образование, которое признаётся и котируется во всех государствах-участниках, что значительно повышало шансы молодого специалиста на трудоустройство в Европе. Возникла новая образовательная система в 1998 году, когда министры образования четырёх стран-основательниц Европейского союза - Германии, Италии, Франции и Англии - разработали и подписали Болонскую конвенцию. Но начало самого процесса относят к середине 70-х годов, когда принимались первые соглашения о сотрудничестве между европейскими университетами. Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году, но процесс внедрения образовательной системы растянулся на годы. В настоящее время все чаще поднимаются вопросы о недостатках данной системы и потребностью, изменить существующие подходы к высшему образованию. На конференциях и форумах транслируются такие точки зрения, что бакалавр воспринимается как недоучившийся специалист; вузы предоставляют малое количество бюджетных мест в магистратуре; система тестирования не позволяет точно оценить уровень знаний; часто у студентов не формируется чёткой картины мира и системного подхода; студенты могут получать не комплексные знания, а отрывочные; возникают сложности с внедрением образовательной системы в России. Все эти составляющие стали вызовом и жизненной необходимостью для масштабного пересмотра всей системы высшего образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуйдалаев Мами Гамзатович, Молчанов Василий Васильевич, Шерстюк Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF MODERN ENGINEERING EDUCATION

The catalyst that triggered the transition of the Russian Federation to the positions of the Bologna process was a number of opportunities for students: firstly, the opportunity to study not only at their university, but also to go on internships to other European universities, while not only gaining new experience, but also education that is recognized and quoted in all member states, participants, which significantly increased the chances of a young specialist for employment in Europe. A new educational system emerged in 1998, when the Ministers of Education of the four founding countries of the European Union - Germany, Italy, France and England - developed and signed the Bologna Convention. But the beginning of the process itself is attributed to the mid-70s, when the first cooperation agreements between European universities were adopted. Russia signed the Bologna Declaration in 2003, but the process of implementing the educational system stretched for years. Currently, questions are increasingly being raised about the shortcomings of this system and the need to change existing approaches to higher education. At conferences and forums, such points of view are broadcast that the bachelor is perceived as an undergraduate specialist; universities provide a small number of budget places in the magistracy; the testing system does not allow to accurately assess the level of knowledge; often students do not form a clear picture of the world and a systematic approach; students may receive fragmentary knowledge rather than complex; difficulties arise with the implementation the educational system in Russia. All these components have become a challenge and a vital necessity for a large-scale revision of the entire higher education system as a whole.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

доступ к которым является для них наиболее интересным, повышая тем самым внутреннюю мотивацию и позволяя им наиболее эффективно формировать информационно-коммуникативные умения.

Аннотация. В данной статье обращается внимание на необходимость пересмотра системы подготовки специалистов гуманитарного профиля. Целью статьи является анализ внедрения электронного обучения и формирования электронной культуры специалистов в гуманитарных вузах, изучение способов развития самостоятельности студентов с помощью цифровых технологий, использования компьютерных средств и систем защиты цифровых ресурсов, а также изучение внедрения электронного обучения и формирования электронной культуры специалистов в гуманитарных вузах.

Ключевые слова: гуманитарный вуз, подготовка специалиста, цифровые технологии.

Annotation. This article draws attention to the need to revise the system of training specialists in the humanities. The purpose of the article is to analyze the introduction of e-learning and the formation of an electronic culture of specialists in humanitarian universities, to study ways to develop students' independence using digital technologies, the use of computer tools and digital resource protection systems, as well as to study the introduction of e-learning and the formation of an electronic culture of specialists in humanitarian universities.

Keywords: humanitarian university, specialisttraining, digital technologies.

Литература:

1. Афанасьева, Ж.В. Формы дистанционной внеурочной деятельности в цифровой среде / Ж.В. Афанасьева, А.В. Богданова. - Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2020. - № 9,- С. 83-86

2. Болотов, В.А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: Монография / В.А. Болотов; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград: Перемена, 2001.-290 с.

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». - М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. - 541 с.

4. Дмитриевская, Н.А. Моделирование, системы управления по результатам деятельности смарт-университета в условиях цифровизации экономики и общества / Н.А. Дмитриевская, Г.И. Горемыкина // В сборнике Elearning Stakeholders and Researchers Summit. -M.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - С. 39-46

УДК 378.147

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры физики и электротехники Гуйдалаев Мами Гамзатович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Молчанов Василий Васильевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Шерстюк Роман Сергеевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)

Постановка проблемы. Совсем скоро исполнится двадцать лет со дня внедрения программ Болонской модели образования. Экспертами Российской Академии образования было проведено исследование, посвященное пониманию последствий Болонского процесса, его сущностной характеристики, плюсов и минусов, а также его правовой оценки. Начиная с 2003 года, не было никаких декларативных документов, иллюстрирующих границы этой правовой оценки. Была создана комиссия, регламентирующая этапы внедрения данной системы. Намерения инициаторов, возможно, были благими. Болонский процесс, безусловно, имеет свою историю. Изначально, примерно за десятилетие до принятия Болонского процесса, было торжественное событие, посвященное 200-летию одного из самых древних университетов в Европе в Болонье.

На мероприятии собрались все ректоры, и ровно за 10 лет до принятия этой европейской декларации, разговор шел о Великой хартии университетов. Каждая из европейских стран говорила о том, что необходима национальная система высшего образования, при которой высшее образование является бесплатным для граждан страны. Была транслируема мысль о том, что университет должен стать центром гуманитарным, социально-гуманитарным, экономическим, научно-технологическим, и было продекларировано, что университеты традиционно сторонятся политических проблем и вопросов. Главное - это автономия, наука и особые отношения между преподавателями и студентами.

Чуть позже было принято решение, что общая организация системы образования будет проходить через конференции, которые являлись ежегодными до определенного момента, программы работы этих конференций утверждались научным советом, базировавшимся в Болонье. Многие вещи, которые определили дальнейшее развитие Болонского процесса, были связаны с ВТО и, так называемым, агентством по услугам. В течение 10 лет были предложены и впоследствии реализованы не только система унифицированных для всех обучающихся зачетных единиц, но и подходы к академической мобильности как преподавателей, так и студентов. Забастовки студентов против Болонской декларации в странах Европы, в части платного образования второй ступени, продолжались практически на протяжении пяти лет, с 2003 по 2008 годы [1].

Повсеместно во всей системе высшего образования транслировалась иллюзия, что процесс интеграции в Европейское пространство абсолютно не сложен, получение двойных дипломов - это бонусы, раскрывающие широкий спектр возможностей для трудоустройства выпускников в странах Европы. Но на деле оказалось, что большая часть интеграционных механизмов не сработала. Был потерян уровень подготовки по ряду специальностей, в первую очередь, речь идет об инженерных специальностях, и особенно тех программах подготовки, где требуется большое количество практики.

Если говорить о педагогической специальности, то очевидным является тот факт, что никакой бакалаврской четырехлетней подготовки не хватает для итоговой цели профессиограммы педагога, получившего высшее образование. На заседании Всероссийской научно-практической конференции, инициированной Российской Академией образования, на тему: «Новый вектор развития высшего образования в России: проблемы и перспективы на современном этапе» специалистами Центра развития образования, в частности, в докладе Президента РАО, Васильевой Ольги Юрьевны, были представлены результаты проведенного мониторинга педагогических факультетов, которые входят в систему Министерства высшего образования и науки. Данные мониторинга показали следующее: 95% бакалаврских программ подготовки - это

гуманитарные и соцногуманнтарные направления. Естественно-научное направление либо представлено слабо, либо не представлено совсем, или же транслирует вопиющие диссонансные тенденции. Например, при поступлении на педагогический факультет одного из вузов, который готовит учителей физики, вместо физики сдается обществознание [1].

ЕГЭ по физике сдают примерно 19% от общего числа выпускников. Получается, что подготовка естественно-научного цикла выпадает полностью. По ряду специальностей специалитет сохранился законодательно, и сейчас, приблизительно, насчитывается более 100 специальностей пяти-шестилетнего периода обучения по многоуровневым программам: в основном, это инженерные специальности, медицинские, а также часть специальностей в области искусств. В этой связи серьезные и актуализированные задачи, которые придется решать в ближайшее время в современном высшем образовании, будут связаны с расширением спектра программ специалитета.

Изложение основного материала исследования. Развитие системы высшего образования, конечно, неразрывным образом связано с социально-экономическими условиями и научно-техническим прогрессом, при этом ключевым фактором и вектором реализации образовательного процесса является тесное взаимодействие ВУЗов с рынком труда. На сегодняшний день учет требований работодателей в процессе подготовки кадров с целью повышения эффективности взаимодействия системы образования с рынком труда постоянно совершенствуют руководители всей системы образования в целом, они регулируют нормативно-правовую базу высшего образования, предоставляя сегодня вузам больше автономии, в том числе в разработке гибких образовательных программ в соответствии с кадровыми потребностями субъектов Российской Федерации, в общем, и конкретных работодателей, в частности.

В настоящее время завершена работа по актуализации образовательных стандартов в соответствии с наполнением профессиональных стандартов и пониманием сущностной характеристики трудовых функций. Актуализированные образовательные стандарты сегодня позволяют расширять практическую подготовку студентов с участием предприятий, а также формировать профессиональные компетенции выпускников с учетом потребности рынка труда, отрасли и конкретного субъекта Российской Федерации, при этом они устанавливают требования к привлечению специалистов-практиков к реализации образовательных программ, что, на наш взгляд, является сегодня наиболее важным для выстраивания тесной связи работодателя и ВУЗа [2, С. 29].

Сегодня вузами, под руководством Министерства образования и науки, ведется большая работа над актуализацией перечня направлений подготовки специальностей высшего образования в соответствии с национальными приоритетами в части усиления специалитета по важным и приоритетным областям образования, которые сегодня и в перспективе должны будут обеспечить научно-технологическое развитие страны [3, С. 120].

В ряде декларируемых Министерством образования и науки документах, представлены идеи разрабатываемого законопроекта, который позволит лицам, имеющим высшее образование специалиста, на конкурсной основе, бесплатно, получить высшее образование по родственному профилю подготовки в магистратуре из приоритетных направлений экономики [4, С. 3-4].

Одной из важных задач, озвучиваемых на конференциях и конгрессах руководителями системы образования, сегодня является проведение практической подготовки обучающихся на площадках работодателей. По мнению ряда экспертов профессионального сообщества, такая работа является одним из наиболее эффективных механизмов подготовки квалифицированных кадров на рынке труда, в этой связи совместно с предприятиями промышленного комплекса модернизируются и формируются образовательная и научная инфраструктура, открываются лаборатории для студентов, где будущие специалисты осваивают практические навыки работы с современным технологическим оборудованием, познают это оборудование, изучают новые технологии, что, вне всякого сомнения, позволит им более быстро адаптироваться к своей будущей профессиональной деятельности и конкретному рабочему месту [7; 8; 9].

Среди перспективных направлений работы видится, такое актуальное для технических вузов направление проектной деятельности, как: создание инжиниринговых центров, кампусов, опытных конструкторских бюро, совместных различных научно-исследовательских проектов. Сегодня рынок труда очевидно движется к технологическому развитию, в котором потребуется большое количество кадров инженерной подготовки, поэтому можно утверждать, что он будет на законных основаниях требовать контрольные цифры приема именно по таким направлениям подготовки и специальностям [5; 6].

В своем выступлении на Конгрессе РАО, советский и российский политик и философ, депутат ГД РФ, член фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ, доктор философских наук, академик Российской академии образования, председатель Общероссийского общественного движения «Образование - для всех» О.Н. Смолин озвучил свою точку зрения на данную проблему, говоря о том, что при решении вопросов о будущем отечественного образования нужно исходить из двух принципов: во-первых, нужно ориентироваться не на тех, кто собирается работать за рубежом или в международных компаниях, а на тех, кто собирается работать в своей стране; и, во-вторых, нужно следовать задачам повышения качества образования, а не каким-то стандартам любой ценой..».

Если проанализировать наполнение учебных планов и основных образовательных программ по некоторым техническим специальностям, то очевидно, что в программах специалитета в полтора раза больше фундаментальных, математических и естественно-научных дисциплин, чем в программах бакалавриата. На наш взгляд, весьма ярко эту мысль иллюстрирует цитата О.Н. Смолина: «...Специалиста мы готовили как будущего конструктора, а бакалавра как пользователя конструкциями» [1].

Выводы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сохранение двухступенчатой модели высшего образования может быть обусловлено тремя принципиальными потребностями: во-первых, это желание части молодежи, во-вторых, сохранение возможности продолжить образование тем, кто имеет квалификацию бакалавра, в-третьих, это возможность построения гибких программ и учет потребностей иностранных студентов.

При этом необходимо пересмотреть ряд принципиальных позиций в этом вопросе. При желании, например, бакалавров перейти при необходимости на специалитет, - нужно создать для этого все необходимые условия и продумать четкие алгоритмы реализации, или, желании специалиста при необходимости получить образование магистра, также должно быть беспрепятственно реализовано. Но ключевыми остаются вопросы, связанные с преемственностью образовательных программ, особенно актуализирован этот проблемный ряд вопросов, на наш взгляд, для инженерных специальностей.

По мнению Ю.П. Похолкова решить данную проблему можно с помощью вертикальной диверсификации. В своей статье «Инженерное образование России: проблемы и решения. Концепция развития инженерного образования в современных условиях» автор пишет: «На смену принципу «всех научим всему» должен прийти принцип «научим тому, что необходимо, тех, кто способен научиться». Диверсификация инженерного образования - это некоторое его «дробление» с ориентацией на требования и пожелания конкретных заказчиков, бенефициаров, а также на потенциал вуза и возможности обучаемых, студентов» [6, С. 98-99].

Аннотация. Катализатором, послужившим толчком к переходу РФ на позиции Болонского процесса, стал ряд возможностей для студентов: во-первых, возможность обучаться не только в своём университете, но и отправляться на стажировки в другие европейские вузы, при этом не только получить новый опыт, но и образование, которое признаётся и

котируется во всех государствах-участниках, что значительно повышало шансы молодого специалиста на трудоустройство в Европе. Возникла новая образовательная система в 1998 году, когда министры образования четырёх стран-основательниц Европейского союза - Германии, Италии, Франции и Англии - разработали и подписали Болонскую конвенцию. Но начало самого процесса относят к середине 70-х годов, когда принимались первые соглашения о сотрудничестве между европейскими университетами. Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году, но процесс внедрения образовательной системы растянулся на годы.

В настоящее время все чаще поднимаются вопросы о недостатках данной системы и потребностью, изменить существующие подходы к высшему образованию. На конференциях и форумах транслируются такие точки зрения, что бакалавр воспринимается как недоучившийся специалист; вузы предоставляют малое количество бюджетных мест в магистратуре; система тестирования не позволяет точно оценить уровень знаний; часто у студентов не формируется чёткой картины мира и системного подхода; студенты могут получать не комплексные знания, а отрывочные; возникают сложности с внедрением образовательной системы в России. Все эти составляющие стали вызовом и жизненной необходимостью для масштабного пересмотра всей системы высшего образования в целом.

Ключевые слова: инженерная подготовка, система высшего образования, Болонский процесс, системный подход, бакалавриат, специалитет, магистратура, проектная деятельность, профессиональные компетенции.

Annotation. The catalyst that triggered the transition of the Russian Federation to the positions of the Bologna process was a number of opportunities for students: firstly, the opportunity to study not only at their university, but also to go on internships to other European universities, while not only gaining new experience, but also education that is recognized and quoted in all member states, participants, which significantly increased the chances of a young specialist for employment in Europe. A new educational system emerged in 1998, when the Ministers of Education of the four founding countries of the European Union - Germany, Italy, France and England - developed and signed the Bologna Convention. But the beginning of the process itself is attributed to the mid-703, when the first cooperation agreements between European universities were adopted. Russia signed the Bologna Declaration in 2003, but the process of implementing the educational system stretched for years.

Currently, questions are increasingly being raised about the shortcomings of this system and the need to change existing approaches to higher education. At conferences and forums, such points of view are broadcast that the bachelor is perceived as an undergraduate specialist; universities provide a small number of budget places in the magistracy; the testing system does not allow to accurately assess the level of knowledge; often students do not form a clear picture of the world and a systematic approach; students may receive fragmentary knowledge rather than complex; difficulties arise with the implementation the educational system in Russia. All these components have become a challenge and a vital necessity for a large-scale revision of the entire higher education system as a whole.

Key words: engineering training, higher education system, Bologna process, system approach, bachelor's degree, specialty, master's degree, project activity, professional competencies.

Литература:

1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новый вектор развития высшего образования в России: проблемы и перспективы на современном этапе». - http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2022/10/programma-konferencii-_25_oktjabrja-_2022-goda.pdf

2. Коробцов, А.С. Качество инженерного образования: лозунги и реальность / А.С. Коробцов // Инженерное образование. - 2020. - № 27. - С. 27-36

3. Николаев, А.А. О проблеме формирования продуктивного диалога в диаде «преподаватель-студент»: педагогический аспект / А.А. Николаев, В.В. Молчанов, М.Г. Гуйдалаев // В сборнике: Новая наука: новые вызовы. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. - Краснодар. -2021.-С. 119-124

4. Пиралова, О.Ф. Современное инженерное образование: проблемы и перспективы / О.Ф. Пиралова // Высшее образование сегодня. -2016. - №10. - С. 2-5

5. Пиралова, О.Ф. Реверсный компонент формирования и развития профессиональной компетентности преподавателей инженерно-технических вузов / О.Ф. Пиралова, В.М. Филиппов, Е.А. Белоглазова // Высшее образование сегодня. - 2017. - №4. - С. 113-114

6. Похолков, Ю.П. Инженерное образование России: проблемы и решения. Концепция развития инженерного образования в современных условиях / Ю.П. Похолков // Инженерное образование. - 2021. - №30. - С. 96-107

7. Пирогланов, Ш.Ш. Проблемы цифрового обучения в современном вузе / Ш.Ш. Пирогланов, И.С. Анцупов, Д.А. Ертулов // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.С. Поповой, Е.А. Янпольской. - Краснодар, 2021. - С. 27-31

8. Пирогланов, Ш.Ш. Цифровые технологии в образовательном процессе как новые возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий / Ш.Ш. Пирогланов, В.П. Скляров, И.С. Анцупов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 180-182

9. Скляров, В.П. Проблемы мотивации преподавателя в цифровом формате работы / В.П. Скляров, М.Г. Гуйдалаев, В.В. Молчанов // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.С. Поповой, Е.А. Янпольской. - Краснодар. -2021. - С. 32-37

УДК 373.2

ВЕБ-САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна Нижегородский государственный педагогический университет имени КозьмыМинина (г. Нижний Новгород);

студент Воробьева Алина Вячеславовна Нижегородский государственный педагогический университет имени КозьмыМинина (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В исследованиях Н.В. Гарькуши [2], Н.Г. Миносянц [7], Б.П. Сайкова [11], ИН. Смирновой [13], A.B. Хуторского [14] и других авторов подчеркивается важность использования информационно-образовательных технологий в образовательных учреждениях, а также необходимость создания новых условий и возможностей их использования в вопросах обучения и воспитания. В этой связи важно упомянуть о том, что в России активно ведется реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [10]. Его основной целью является развитие и регулирование цифровой образовательной среды (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.