Научная статья на тему 'КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Варламова Лариса Федоровна, Шахурдин Василий Дмитриевич

В настоящее время высшее образование России находится на пороге грядущих преобразований, связанных с отказом нашей страны от принципов Болонской декларации. В статье приведен анализ высшего образования России в части основных определений, уровней, стандартизации, компетентностного подхода и оценочных процедур, информатизации образования, современных образовательных технологий, новой роли преподавателя вуза и интеграционных процессов, влияющих на качество образования. После массового перехода в 2011 г. на уровневую систему высшего образования российскими вузами накоплен значительный опыт в части подготовки бакалавров и магистров на основе компетентностного подхода. Однако российская система высшего образования, база которой была сформирована в советский период, не смогла адаптироваться полностью под европейскую систему высшего образования. Сложность внедрения принципов Болонской декларации в российских вузах была связана с тем, что уровневая система высшего образования внедрялась без учета специфики и традиций высшей школы России. На основе проведенного анализа основных направлений функционирования отечественной высшей школы даны практические рекомендации по возможным путям модернизации системы высшего образования Российской Федерации с учетом основных тенденций ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO EQUIP HIGHER EDUCATION

Currently, higher education in Russia is on the threshold of future transformations associated with the rejection of our country from the principles of the Bologna Declaration. The article presents a comparative analysis of higher education in Russia in terms of basic definitions, Levels, standardization, the competency-based approach and assessment procedures, informatization of education, modern educational technologies, the new role of a Lecturer and integration processes affecting the quality of education. After the mass transition to a level-based system of higher education in 2011, Russian universities have accumulated considerable experience in training bachelors and masters on the basis of the competency-based approach. However, the Russian system of higher education, the basis of which was formed during the Soviet period, could not fully adapt to the European system of higher education. The difficulty of implementing the principles of the Bologna Declaration in Russian universities was due to the fact that the tier system of higher education was introduced without taking into account the specifics and traditions of higher education in Russia. Based on the analysis of the main directions of the functioning of the national higher school, practical recommendations are given on possible ways to modernize the higher education system of the Russian Federation taking into account the main trends in its development.

Текст научной работы на тему «КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-150-163

ББК 74.484.4

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

HOW TO EQUIP HIGHER EDUCATION

Игнатьев Владимир Петрович

Профессор кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, доктор педагогических наук, доцент E-mail: vpi_50@mail.ru

Ignatiev Vladimir P.

Professor at the Department of Examination, Management and Cadaster of real Estate, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, ScD in Education, Associate Professor

E-mail: vpi_50@mail.ru

Варламова Лариса Федоровна

Доцент кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, кандидат педагогических наук E-mail: vlf-itf@mail.ru

Varlamova Larisa F.

Assistant Professor at the Department of Examination, Management and Cadaster of real Estate, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, PhD in Education E-mail: vlf-itf@mail.ru

Шахурдин Василий Дмитриевич

Доцент кафедры экспертизы, управления и кадастра недвижимости Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, кандидат педагогических наук E-mail: shahvas@mail.ru

Shakhurdin Vasily D.

Assistant Professor at the Department of Examination, Management and Cadaster of real Estate, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, PhD in Education E-mail: shahvas@mail.ru

Аннотация. В настоящее время высшее образование России находится на пороге грядущих преобразований, связанных с отказом нашей страны от принципов Болонской декларации. В статье приведен анализ высшего образования России в части основных

Abstract. Currently, higher education in Russia is on the threshold of future transformations associated with the rejection of our country from the principles of the Bologna Declaration. The article presents a comparative analysis of

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф., Шахурдин В. Д., 2022

определений, уровней, стандартизации, компетентностного подхода и оценочных процедур, информатизации образования, современных образовательных технологий, новой роли преподавателя вуза и интеграционных процессов, влияющих на качество образования. После массового перехода в 2011 г. на уровневую систему высшего образования российскими вузами накоплен значительный опыт в части подготовки бакалавров и магистров на основе компетентностного подхода. Однако российская система высшего образования, база которой была сформирована в советский период, не смогла адаптироваться полностью под европейскую систему высшего образования. Сложность внедрения принципов Болонской декларации в российских вузах была связана с тем, что уровневая система высшего образования внедрялась без учета специфики и традиций высшей школы России. На основе проведенного анализа основных направлений функционирования отечественной высшей школы даны практические рекомендации по возможным путям модернизации системы высшего образования Российской Федерации с учетом основных тенденций ее развития.

Ключевые слова: высшее образование, стандартизация высшего образования, компетентностный подход, информатизация образования, преподаватель вуза, интеграционные процессы вузов.

Для цитирования: Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф., Шахурдин В. Д. Как нам обустроить высшее образование // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 150-163. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-150-163.

higher education in Russia in terms of basic definitions, Levels, standardization, the competency-based approach and assessment procedures, informatization of education, modern educational technologies, the new role of a Lecturer and integration processes affecting the quality of education. After the mass transition to a level-based system of higher education in 2011, Russian universities have accumulated considerable experience in training bachelors and masters on the basis of the competency-based approach. However, the Russian system of higher education, the basis of which was formed during the Soviet period, could not fully adapt to the European system of higher education. The difficulty of implementing the principles of the Bologna Declaration in Russian universities was due to the fact that the tier system of higher education was introduced without taking into account the specifics and traditions of higher education in Russia. Based on the analysis of the main directions of the functioning of the national higher school, practical recommendations are given on possible ways to modernize the higher education system of the Russian Federation taking into account the main trends in its development.

Keywords: higher education, standardization of higher education, the competency-based approach, informatization of education, lecturer, integration processes of universities.

Cite as: Ignatiev V. P., Varlamova L. F., Shakhurdin V. D. How to equip higher education. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 6, pp. 150-163. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-150-163.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях отказа Российской Федерации от принципов Болонской декларации возникла настоятельная необходимость в модернизации отечественной системы высшего образования с учетом основных тенденций и трендов диверсификации российской экономики.

Вопросы модернизации системы высшего образования России возникают по мере того, как меняются основные подходы к ее функционированию. Последняя крупная модернизация была связана с вхождением Российской Федерации в болонский процесс с целью интеграции в европейское образовательное пространство. Однако реальной интеграции до сих пор так и не произошло. Основные цели, которые при этом ставились, так и не были достигнуты.

Существуют различные мнения по поводу того, каким образом должен быть организован процесс обучения студентов в условиях уровневой системы высшего образования, что должно ставиться во главу угла, на что в первую очередь необходимо обратить внимание, какие нюансы необходимо при этом учитывать. Авторами сделана попытка структурировать и систематизировать обозначенную проблему путем выделения ключевых компонентов функционирования высшей школы России и научно обосновать необходимость принятия конкретных мер, направленных на диверсификацию отечественного высшего образования.

Все-таки высшее образование или высшее профессиональное образование?

Первый вопрос, с которого хотелось бы начать, - почему из высшего образования исчезло прилагательное «профессиональное»? С чем это связано и на что это влияет?

Согласно статье 69 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации» высшее образование пишется без прилагательного «профессиональное», что, соответственно, и отражается во всех законодательных и нормативных актах, касающихся системы высшего образования. При этом обращает на себя внимание то, что данная статья входит в главу 8 под общим названием «Профессиональное образование» [1].

Еще более непонятно исключение прилагательного «профессиональное» из уровня высшего образования, исходя из того, что согласно определению, данному в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», под профессиональным образованием понимается «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [1].

Прилагательное «профессиональное» осталось только на уровне среднего профессионального образования. Посмотрим, чем же среднее профессиональное образование отличается, согласно данному закону, от высшего образования.

В соответствии с формулировками, приведенными в статье 68, основная разница состоит в том, что на уровне СПО готовятся квалифицированные рабочие или служащие и специалисты среднего звена, в то время как на уровне высшего образования обеспечивается подготовка высококвалифицированных кадров. Здесь попутно мы усматриваем дискуссионный момент - кого понимать под высококвалифицированными кадрами?

Согласно действующему в настоящее время Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-2014 «...определенный уровень квалификации может быть достигнут не только путем образования, полученного в организациях высшего и среднего профессионального образования, но достаточно часто его достигают опытом практической работы» [2]. Кроме этого, есть суждение, что «.для работодателя наличие третичного образования и опыта работы не свидетельствуют о высоком уровне квалификации работника. Для него более важной характеристикой является профессионализм сотрудника, который означает высокую степень овладения какой-либо профессией, характеризуемую мастерством и высокой компетентностью» [3, с. 39-40]. Понятно, что для того, чтобы стать высококвалифицированным работником, мало иметь высшее образование, стаж работы, нужно стать еще и высококлассным специалистом в своей профессии.

Новый федеральный закон, регулирующий отношения в области образования, вобрал в себя все уровни образования, начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским. В то же время на уровне Российской Федерации объединенное министерство, курирующее сферу образования, было разделено на два самостоятельных министерства - просвещения и науки и высшего образования.

То, что в названии министерства, курирующего область профессионального образования, появилось слово «наука», тем более стоящее на первом месте, является свидетельством того, что во главу угла при подготовке профессиональных кадров с высшим образованием ставится научный компонент. При этом 1) подготовка будущих специалистов должна осуществляться на серьезной научной основе в виде хорошо продуманной методологии обучения; 2) образование и наука должны быть едины в процессе подготовки кадров с высшим образованием; 3) технологический прорыв экономики России невозможен без серьезной научной основы, базис которой и должен быть заложен в стенах вузов.

Таким образом, высшее образование, потеряв прилагательное «профессиональное», не перестало быть таковым в части касающейся специалитета и дополнительного послевузовского образования.

Далее попробуем разобраться с уровнями высшего образования. Может быть, ответ на первый вопрос кроется там.

Уровни высшего образования, что с ними не так?

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в настоящее время существует несколько уровней высшего образования: бакалавриат, спе-циалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации. Начнем со специа-литета, который остался по ряду технических и медицинских специальностей. Здесь

опять же возникает резонный вопрос: на каком основании делался выбор в пользу той или иной технической специальности, оставлять ее на 5-летнем специалитете или перевести в 4-летний бакалавриат? Существует устойчивое мнение, «что за четыре года невозможно подготовить специалиста, способного не только управлять производством, но и находить принципиально новые инженерные решения» [4, с. 116]. Мы согласны с этим утверждением.

Большой вопрос остается к бакалавриату. Казалось бы, цель изначально была благая и вполне оправданная. Она сводилась к тому, что в условиях диверсификации российской экономики необходима гибкая подготовка специалистов в сжатые сроки, чтобы успеть своевременно реагировать на меняющиеся запросы реального сектора экономики.

Однако в итоге новоиспеченные бакалавры оказались неспособными решать профессиональные задачи непосредственно после окончания бакалавриата, то есть были профнепригодны. Как оказалось, основная проблема здесь - «отрыв образования от практической деятельности» [5, с. 170].

Причина такой ситуации связана, скорее всего, с тем, что наша страна не переняла опыт европейских стран, которые очень серьезное внимание на уровне бакалавриата уделяют практической составляющей, в частности, производственной практике на реальном производстве. Кроме этого, например, в Германии получает развитие целевая подготовка бакалавров, когда «предприятие направляет своих лучших рабочих в вуз для приобретения высшего профессионального образования без отрыва от производства. Собирается группа, занятия с которой проводятся в вечернее время, по выходным с тем, чтобы рабочий, не прерывая роста своих профессиональных навыков, смог получить свидетельство бакалавра и перейти в разряд инженерно-технических работников» [6, с. 258].

В странах Евросоюза получило развитие «обучение на рабочем месте (Work-Based Learning (WBL)) - это приобретение знаний, умений и компетенций посредством практического или рефлексивного обучения в профессиональном контексте» [7, с. 26]. Нам представляется, что прилагательное «профессиональное» из словосочетания «высшее образование» было изъято как раз таки из-за уровня бакалавриата, на который планировалось перевести львиную долю специалитета.

Следующий вопрос касается уровня магистратуры. Отметим несколько существенных аспектов данного уровня.

1. В магистратуру идут, как правило, те, кто после бакалавриата оказался невостребованным потенциальным работодателем, а таковых, к сожалению, довольно-таки много - до 50% [8, с. 58].

2. До недавнего времени выпускник бакалавриата имел возможность поступить на любое направление подготовки уровня магистратуры. Данная ситуация была чревата тем, что новоиспеченным бакалаврам, не имеющим базовой подготовки по образовательной программе магистратуры, преподаватель вынужден был объяснять прописные истины уровня бакалавриата.

3. Зачастую студенты не чувствовали разницы между магистерской и бакалаврской программами обучения, так как на уровне магистратуры вместо углубленной

подготовки, основанной на глубоко продуманной научной основе, шло простое расширение бакалаврской программы.

4. Работодатель, плохо воспринимающий выпускника вуза уровня бакалавриата, с таким же предубеждением относится и к выпускникам магистратуры.

Не меньше вопросов возникало до недавнего времени и к следующему уровню образования (надеемся, пока уровню образования) - аспирантуре. Превращение согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» аспирантуры в очередной уровень профессионального образования поставило под угрозу всю систему подготовки кадров высшей квалификации. Многие исследователи отмечают резкое сокращение количества защит кандидатских диссертаций, так как основной задачей вузов стало обучение аспирантов с выдачей дипломов об окончании аспирантуры. При этом подготовка собственно кандидатских диссертаций отошла на второй план, что не могло не отразиться на их качестве и, как следствие, количестве защит, доля которых в 2021 г. составила 10,47% от общего количества выпускников аспирантуры [9].

Надежда на исправление данной довольно сложной ситуации появилась после вступления в силу с 1 сентября 2021 г. федерального закона № 517-ФЗ, который изменил порядок и условия обучения в аспирантуре и выпуска из нее [10]. Возвращение федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (ФГТ) вместо ФГОС с обязательным выхо -дом обучающихся на защиту после окончания аспирантуры, надеемся, повысит качество и количество защит кандидатских диссертаций в обозримом будущем.

Стандартизация высшего образования ФГОС

Особенностью советской высшей школы была жесткая регламентация, которая предполагала единый для всех вузов учебный план, программы дисциплин и одинаковые требования к минимуму содержания подготовки будущего специалиста. В связи с этим основной упор делался на образовательную деятельность. В этом есть, конечно же, положительные моменты, но и застой, случившийся в экономике СССР, не в малой степени связан с тем, что не было локомотива, который данную экономику мог бы продвигать вперед. И этим локомотивом вполне могла быть высшая школа в случае, если бы она была более инновационной и активной в плане разработки и продвижения передовых технологий.

Но то, что случилось с высшей школой России после перехода на уровневую систему образования, - это другая крайность, через которую все отечественные вузы вынуждены были пройти за последние годы. На сегодняшний день имеем уже пятое поколение образовательных стандартов - ФГОС 3++, на подходе ФГОС 4. И все это время преподаватели вузов огромное количество своего времени тратили на составление всевозможных бумаг, превратившись из преподавателей в методистов.

Особенную сложность преподаватели испытали при переходе на ФГОС 3++, так как данный стандарт предполагал увязку основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) с профессиональными стандартами (ПС) и с примерными основными

образовательными программами (ОПОП). Причем часть ПС и ОПОП после утверждения нового поколения ФГОС еще не была разработана и утверждена.

Следующий резонный вопрос - что вузам ждать от ФГОС 4? Согласно разработанной Концепции ФГОС 4, основные изменения, в частности, по инженерным направлениям подготовки коснутся того, что студенты будут иметь возможность выбора направления подготовки после окончания 2-го курса. Это нововведение получило условное название «Система 2+» [11].

Особенность данного нововведения заключается в том, что студенты будут поступать на 1-й курс по единым требованиям на укрупненную группу направлений подготовки, специальностей (УГНС). Далее в течение двух лет они будут обучаться по единым образовательным программам, и только после окончания 2-го курса студенты смогут на конкурсной основе выбрать направление и профиль для своего последующего обучения.

В таком подходе нам видится ряд положительных моментов. Первое: существенно уменьшится количество профилей направлений подготовки. Второе: выбор профиля подготовки будет более осознанным. Третье: наконец-то появится возможность усилить фундаментальную подготовку будущих бакалавров, выведя все фундаментальные дисциплины на младшие курсы. И наконец четвертый положительный момент связан с тем, что практический компонент и тесная кооперация с потенциальными работодателями могут быть целенаправленно обеспечены на старших курсах бакалавриата.

Компетентностный подход и оценка уровня сформированности компетенций

Одной из особенностей уровневой системы высшего образования стал компетент-ностный подход, предполагающий овладение выпускниками вузов определенными компетенциями. Наиболее сложным вопросом здесь является оценка уровня сформи-рованности данных компетенций. В ряде российских вузов существуют авторские оценочные процедуры, призванные более-менее качественно оценить реальный достигнутый уровень компетенций обучающихся.

Так, например, во Владимирском государственном университете имени А. Г. и Н. Г. Столетовых с целью оценки уровня сформированности профессиональных компетенций выпускников проводится независимая оценка их квалификации в форме лайт-вер-сии профессионального экзамена «Вход в профессию», который содержит как теоретическую, так и практическую части [12, с. 257].

В Сибирском федеральном университете разработана методика оценки сформиро-ванности профессиональных компетенций с применением адаптивных электронных обучающих курсов (АЭОК) и средств оценивания трудовых функций: знаний, умений и трудовых действий [13].

В Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина разрабатывают технологическую карту результатов обучения, которая «позволяет оценить соответствие предлагаемых модулей через прописанные результаты обучения уровня модуля достижению результатов обучения уровня программы» [14, с. 21].

В Казанском национальном исследовательском технологическом университете для проведения оценочных процедур используются индивидуальные диагностические карты, в которых «отражаются все этапы формирования составных компонентов компетенции от курса к курсу, от дисциплины к дисциплине, что позволяет получить динамическую модель компетенции» [15, с. 49]. Этот довольно малый перечень используемых отечественными вузами средств оценки уровня сформированности компетенций свидетельствует о том, что в стране имеются наработки в этой части. Но, конечно же, этот вопрос требует очень серьезного подхода и кардинального решения. Иначе вся суть компетентностного подхода в высшем образовании теряет всяческий смысл.

Информатизация высшего образования и изменение роли преподавателя

Цифровизация всех сторон жизнедеятельности российского общества сегодня является объективной реальностью и накладывает свой отпечаток и на сфере образования. Многие российские вузы разработали и внедрили у себя Единую информационную образовательную среду, которая позволяет обучающимся иметь свободный доступ к информации, необходимой им для эффективного обучения. Сегодня каждый студент имеет возможность обучаться дополнительно на открытых онлайн-курсах (так называемых МООК-курсах) по практически любой дисциплине учебного плана и сверх образовательной программы.

В условиях активного внедрения цифровизации в сферу образования меняются и используемые образовательные технологии. Благодаря этому преподаватель перестает быть единственным источником учебной информации. Следовательно, время, отводимое на проведение учебных аудиторных занятий, должно использоваться по-другому. В последние годы в российских вузах получают распространение такие образовательные технологии, как геймификация - образовательная технология, использующая игровые методики; технология case-study - метод изучения конкретных деловых ситуаций; тренинг - запланированный процесс, осуществление набора процедур с целью изменить отношение, знания и поведение участников с помощью обучающего опыта и развить навыки выполнения той или иной деятельности; смешанное (гибридное) обучение, blended learning, сочетает обучение за компьютером и очное обучение [16, с. 232-233].

Смешанное обучение имеет различные модели, такие как перевернутый класс, модель ротации станций, модель лабораторий и гибкая модель [17, с. 10-11]. Помимо этого, получают развитие такие технологии, как «форсайты, мировое кафе, дискуссии, дебаты, стратегические сессии, аквариумы, ТРИЗ-технология, проектная деятельность, хакатоны» [18, с. 295].

Задача современного преподавателя состоит в том, чтобы «обеспечить обучающихся всеми возможными методами, технологиями и инструментами для того, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно продолжить свой образовательный путь, без чьей-либо помощи со стороны» [19, с. 77]. Для этого сам преподаватель должен в совершенстве овладеть всеми этими методами, технологиями и инструментами. Конечно,

как и прежде, во главу угла ставятся профессиональные знания и навыки, а также любовь к своей работе и к преподаваемой дисциплине. Кроме этого, успешный преподаватель должен использовать примеры из жизни, показывать практическое значение преподаваемой теории, при этом обладая высокой культурой и нравственностью [20]. Роль преподавателя в современных условиях очень сильно возрастает, так как качество образования сейчас во многом зависит от того, насколько ему удалось заинтересовать студентов своим предметом.

Усиление интеграционных процессов вузов

Сложившаяся ситуация требует привлечения к вопросам подготовки кадров с высшим образованием всех заинтересованных стейкхолдеров, среди которых должны быть образовательные организации разных уровней, научные и производственные структуры.

Лозунг «образование через всю жизнь», сегодня актуален как никогда. При этом надо иметь ввиду всю образовательную цепочку, начиная от уровня дошкольного образования и заканчивая послевузовским, которое сопровождает работника с высшим образованием на протяжении всей его трудовой деятельности. Сегодня уповать на одно ЕГЭ и ждать, когда в твой вуз придет выпускник с высокими баллами ЕГЭ, - не лучший путь заполнения контрольных цифр приема. Требуется постоянная плановая профориентационная работа. Например, в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммо-сова профориентационной работой занимается факультет довузовского образования и профориентации, который проводит и координирует работу по многим направлениям.

В 2010 г. создана Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ», в которую входит в настоящее время 118 образовательных организаций не только Республики Саха (Якутия), но и Чукотского автономного округа, Магаданской области, Камчатского края, Сахалинской области. Созданы малые академии, университетские классы, профессорская школа, педагогическая академия для родителей.

При СВФУ функционирует Университетский лицей, осуществляющий подготовку учащихся в профильных классах. Успехом у детей пользуется также Дом научной коллаборации Н. Г. Соломонова, созданный в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Северо-Восточная олимпиада школьников проводится по 17 дисциплинам школьной программы, часть из которых включены в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Минобрнауки России. В данной олимпиаде ежегодно участвуют школьники свыше 60 регионов РФ и около 5-7 зарубежных стран.

Качественная подготовка специалистов с высшим образованием невозможна без интеграции вузовской и академической науки. СВФУ в плане усиления научного компо -нента имеет определенные достижения, главным из которых является создание совместно с научными и производственными структурами Научно-образовательного центра мирового уровня «Север: территория устойчивого развития», в реализации которого принимают участие Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край и Чукотский автономный округ. СВФУ располагает 40 лабораториями, которые являются частью инфраструктуры центров коллективного пользования НОЦ, двумя испытательными

полигонами, центром интеллектуальной собственности, Центром технологического предпринимательства, инжиниринговым центром. За 2021 г. в рамках реализации программы учеными, включенными в НОЦ, проведены 470 тематических исследований, опубликованы 479 научных статей в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science.

В 2021 г. ученые СВФУ создали микропредприятие ООО «Фрипласт», которое стало резидентом Сколково в целях продвижения резинотехнических изделий и разработок лаборатории полимерных нанокомпозитов СВФУ. Разработана и апробирована на лабораторных животных технология получения эквивалента кожи для регенерации после термических и трофических повреждений. Переданы в производство рецептуры и технологии изготовления износостойкой резины, выдерживающей экстремально низкие температуры до -65°С [21].

Интеграция вузов с производственными структурами, как правило, происходит в рамках согласования работодателями ОПОП, привлечения производственников к участию в образовательном процессе, организации и проведении производственных практик, в оценке выпускных квалификационных работ. В СВФУ вопросами организации плановой работы с потенциальными партнерами из числа производственных структур призваны заниматься такие структуры как Пространство коллективной работы «Точка кипения» СВФУ, Международный центр развития перспективных компетенций «Future Skills:NEFU», Центр развития квалификаций (проектный офис), Центр оценки и развития компетенций. Все эти структуры ориентированы на современные тенденции развития не только российской, но и мировой экономики и работают на перспективу, привнося инновационные идеи с последующим внедрением их в образовательный процесс.

Заключение

В современный переломный период, когда предстоит выбор пути, по которому отечественной высшей школе идти дальше, необходима консолидация, в первую очередь, вузовской общественности, чтобы не ошибиться в выборе и найти тот единственно верный путь, который вернет былую славу отечественному высшему образованию.

Проведенный анализ основных аспектов функционирования системы высшего образования России позволил нам сделать ряд предложений, которые, с нашей точки зрения, позволят улучшить качество подготовки специалистов с высшим образованием.

1. Высшему образованию на уровне специалитета необходимо вернуть прилагательное «профессиональное», усилив его научный, фундаментальный и практический компонент. Научная составляющая должна пронизывать весь процесс подготовки специалиста. Фундаментальность образования может быть обеспечена посредством реализации «Системы 2+», путем существенного усиления фундаментальной подготовки на первых двух курсах. Практический компонент также должен быть очень тщательно продуман, чтобы выпускник вуза мог эффективно выполнять свои профессиональные обязанности непосредственно после окончания вуза.

2. С целью повышения качества подготовки инженерных кадров необходимо вернуть 5-летний специалитет по всем техническим специальностям.

3. Современное высшее образование должно иметь инновационный опережающий характер и нацеленность на будущее. Вузы должны стать генераторами новых идей для экономики региона, в них должны рождаться современные технологии, создаваться материалы нового поколения и разрабатываться уникальные конструктивные решения.

4. Высшее образование должно обеспечить доступность и гибкость на основе широкого применения информационных технологий с ориентацией на развитие и совершенствование различных форм самообразования и саморазвития обучающихся. Вузы должны стать центрами притяжения для думающей перспективной части молодежи страны.

5. Должны получить развитие современные образовательные технологии, основанные на активном применении ИКТ с развитой формой эффективных коммуникаций между всеми участниками образовательного процесса.

6. Необходимо разработать единую систему оценки уровня сформированности компетенций, внимательно изучив опыт отечественных и зарубежных вузов по данному вопросу.

7. Профориентационная работа должна проводиться на регулярной основе. Каждый вуз должен готовить для себя абитуриентов, которые к окончанию школы имеют ясные перспективы своего будущего профессионального обучения и последующего трудоустройства.

8. Необходимо разработать эффективную систему взаимодействия триады «вуз-наука-производство», заложив в нее лучшие виды интеграции из имеющегося опыта отечественных вузов.

9. Нужно повысить статус преподавателя, одновременно усилив требования к его профессиональным качествам и квалификации. В вузах должны работать лучшие их выпускники, обладающие не только высоким уровнем профессиональных компетенций, но и владеющих современными образовательными технологиями и методиками обучения студентов.

10. Надо обеспечить приоритетное финансирование всех статей функционирование вузов особенно в части развития их материально-технической базы.

Понятно, что это не все меры, которые необходимо предпринять для развития отечественного высшего образования. Но главное, всем необходимо осознать, что без качественного эффективного высшего образования невозможно поступательное устойчивое развитие страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 12.07.2022).

2. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ-08)». URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200121893 (дата обращения: 12.07.2022).

3. Кузнецова Н. В., Шерстянкина Н. П. Критерии оценки и динамика численности высококвалифицированных кадров в России // Управленец. 2016. № 1/59. С. 37-43.

4. Ерошенко А. В., Трофимова Л. Н. Проблемы современного инженерного образования // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: резервы отечественной высшей школы в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2020.

5. Корякин К. В., Макаренкова Е. М. Проблемы реализации Болонского процесса в контексте российской системы высшего образования // Учен. Зап. Забайкальского гос. ун-та. 2017. Т. 12, № 6. С. 167-173.

6. Петрова М. А., Цивунина И. В. Опыт реализации Болонского процесса в Германии: подготовка бакалавров // Вестн. Казанского технол. ун-та. 2012. Т. 15, № 5. С. 257-258.

7. Шмурыгина О. В., Дремина М. А. Базовая модель обучения на рабочем месте в профессиональном образовании европейских стран // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. 2020. № 1 (1). С. 25-32.

8. Соловов А. А. Подготовка бакалавров: проблема востребованности выпускников на рынке труда // Вестн. Самарского ун-та. История, педагогика, филология. 2016. № 3-1. С. 58-64.

9. Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и подготовка научных кадров в докторантуре // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 14.07.2022).

10. Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012300052 (дата обращения: 14.07.2022).

11. Рудской А. И. О концепции ФГОС ВО четвертого поколения для области образования // Инженерное дело, технологии и технические науки. 31 марта 2021 г. URL: https://25fumo.mai.ru/meetings/Materialy_KS_31.03.2021.pdf (дата обращения: 15.07.2022).

12. Хорошева Е. Р., Забавнов В. А. Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся по результатам независимой оценки квалификаций // Век качества. 2022. № 1. С. 253-265.

13. Вайнштейн Ю. В., Есин Р. В. Оценка сформированности профессиональных компетенций в цифровой среде вуза // Информатика и образование. 2020. № 6 (315). С. 52-60.

14. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ УрФУ. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20121229180040.pdf (дата обращения: 16.07.2022).

15. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 43-52.

16. Козлова Д. Д., Усова А. В. К вопросу о развитии и применении новых технологий в образовательной среде // Covido ergo zoom: трансформация и цифровизация общества в современных реалиях: материалы межвуз. студенч. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 229-235.

17. КотковаД. И. Возможности и проблемы дистанционного обучения в системе высшего образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 7-17.

18. Розанова Я. В. Новые образовательные технологии как механизм интеграции новой роли преподавателя // Язык и культура: сб. ст. XXXI Междунар. науч. конф. Томск, 2021. С. 292-296.

19. Сафонова В. С. Роль преподавателя высшего учебного заведения в современном образовательном процессе // Вестник науки. 2022. Т. 1, № 6 (51). С. 72-78.

20. Гофман А. А., Колочихин К. С. Роль преподавателя в современном образовательном процессе студентов вуза // Евразийский юридический журнал. 2022. № 4 (167). С. 497-498.

21. СВФУ руководит двумя и участвует в восьми технологических проектах в рамках НОЦ «Север». URL: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=177784 (дата обращения: 22.07.2022).

References

1. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ (red. ot 11.06.2022) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 12.07.2022).

2. Prikaz Federalnogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 12.12.2014 No. 2020-st "O prinyatii i vvedenii v deystvie Obshcherossiyskogo klassifikatora zanyatiy (OKZ) OK 010-2014 (MSKZ-08)". Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200121893 (accessed: 12.07.2022).

3. Kuznetsova N. V., Sherstyankina N. P. Kriterii otsenki i dinamika chislennosti vysokokvalifitsirovannykh kadrov v Rossii. Upravlenets. 2016, No. 1/59, pp. 37-43.

4. Eroshenko A. V., Trofimova L. N. Problemy sovremennogo inzhenernogo obrazovaniya. In: Aktualnye problemy modernizatsii vysshey shkoly: rezervy otechestvennoy vysshey shkoly v sovershenstvovanii professionalnoy podgotovki spetsialistov. Novosibirsk: Izd-vo SGUPS, 2020.

5. Koryakin K. V., Makarenkova E. M. Problemy realizatsii Bolonskogo protsessa v kontekste rossiyskoy sistemy vysshego obrazovaniya. Uchen. Zap. Zabaykalskogo gos. un-ta. 2017, Vol. 12, No. 6, pp. 167-173.

6. Petrova M. A., Tsivunina I. V. Opyt realizatsii Bolonskogo protsessa v Germanii: podgotovka bakalavrov. Vestn. Kazanskogo tekhnol. un-ta. 2012, Vol. 15, No. 5, pp. 257-258.

7. Shmurygina O. V., Dremina M. A. Bazovaya model obucheniya na rabochem meste v professionalnom obrazovanii evropeyskikh stran. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatelskaya traektoriya. 2020, No. 1 (1), pp. 25-32.

8. Solovov A. A. Podgotovka bakalavrov: problema vostrebovannosti vypusknikov na rynke truda. Vestn. Samarskogo un-ta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2016, No. 3-1, pp. 58-64.

9. Programmy podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v aspiranture i podgotovka nauchnykh kadrov v doktoranture. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (accessed: 14.07.2022).

10. Federalnyy zakon ot 30.12.2020 No. 517-FZ "O vnesenii izmeneniy v Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii i otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii".

Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300052 (accessed: 14.07.2022).

11. Rudskoy A. I. O kontseptsii FGOS VO chetvertogo pokoleniya dlya oblasti obrazovaniya. Inzhenernoe delo, tekhnologii i tekhnicheskie nauki. 31 Mar. 2021. URL: https://25fumo.mai. ru/meetings/Materialy_KS_31.03.2021.pdf (accessed: 15.07.2022).

12. Khorosheva E. R., Zabavnov V. A. Otsenka urovnya sformirovannosti professionalnykh kompetentsiy obuchayushchikhsya po rezultatam nezavisimoy otsenki kvalifikatsiy. Vek kachestva. 2022, No. 1, pp. 253-265.

13. Vaynshteyn Yu. V., Esin R. V. Otsenka sformirovannosti professionalnykh kompetentsiy v tsifrovoy srede vuza. Informatika i obrazovanie. 2020, No. 6 (315), pp. 52-60.

14. Ispolzovanie rezultatov obucheniya pri proektirovanii obrazovatelnykh programm UrFU. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20121229180040.pdf (accessed: 16.07.2022).

15. Ibragimov G. I., Ibragimova E. M. Otsenivanie kompetentsiy: problemy i resheniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016, No. 1, pp. 43-52.

16. Kozlova D. D., Usova A. V. K voprosu o razvitii i primenenii novykh tekhnologiy v obrazovatelnoy srede. In: Covido ergo zoom: transformatsiya i tsifrovizatsiya obshchestva v sovremennykh realiyakh. Proceedings of interuniversity student scientific-practical conference. Moscow, 2021. Pp. 229-235.

17. Kotkova D. I. Vozmozhnosti i problemy distantsionnogo obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya. 2022. № 10. S. 7-17.

18. Rozanova Ya. V. Novye obrazovatelnye tekhnologii kak mekhanizm integratsii novoy roli prepodavatelya. In: Yazyk i kultura. Proceedings of the XXXI International scientific conference. Tomsk, 2021. Pp. 292-296.

19. Safonova V. S. Rol prepodavatelya vysshego uchebnogo zavedeniya v sovremennom obrazovatelnom protsesse. Vestnik nauki. 2022, Vol. 1, No. 6 (51), pp. 72-78.

20. Gofman A. A., Kolochikhin K. S. Rol prepodavatelya v sovremennom obrazovatelnom protsesse studentov vuza. Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. 2022, No. 4 (167), pp. 497-498.

21. SVFU rukovodit dvumya i uchastvuet v vosmi tekhnologicheskikh proektakh v ramkakh NOTs "Sever". Available at: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=177784 (accessed: 22.07.2022).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 6

Статья поступила в редакцию 28.07.2022 The article was received on 28.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.