Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЦЕПЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЦЕПЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕПЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунов В. С., Горбунова В. Ю., Воробьёва Е. В.

Предметом для написания статьи стало изучение, анализ и обобщение результатов вхождения образовательной системы Российской Федерации в зону Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), которое ассоциируется с Болонским процессом. Проблемы, связанные с ним, волновали и волнуют не только представителей образования, но практически всё население страны, так как вопросы качества образования и получения специальности не перестают быть актуальными и в современных условиях. Эти проблемы актуализировались в связи с решением властных структур о выходе России из Болонского соглашения. Авторы рассматривают позитивные и негативные последствия присоединения РФ к Болонскому процессу в ситуации глобализации, политизации и внедрения технологий манипулирования общественным сознанием при жестком противостоянии стран и мировых элит. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Одной из ключевых причин этого, по мнению авторов, было стремление руководства страны к усилению участия России в глобальных процессах, к открытию границ и сближению с зарубежными странами. Другим важным обстоятельством выступало то, что советская система образования требовала существенной реформы и модернизации с целью усиления компетенций, востребованных в мире. Результаты. Уход из Болонской системы был связан с целым рядом объективных и субъективных причин. Но опыт частичного внедрения положений Болонского процесса следует считать важным и поучительным. Используя его в дальнейшей модернизации образования в России и её регионах, есть все основания надеяться, что будет создана оптимальная модель образовательной системы, основанная на принципах подготовки специалистов с возможным сохранением многоуровневой системы, где это целесообразно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL RECEPTIONS OF THE BOLOGNA PROCESS

The subject of the article was the study, analysis and generalization of the results of the entry of the educational system of the Russian Federation into the European Higher Education Area (EHEA), which is associated with the Bologna process. The problems associated with it have worried and are still worrying not only representatives of education, but almost the entire population of the country, since the issues of the quality of education and obtaining a specialty do not cease to be relevant in modern life. These problems have come to the fore in connection with the decision of the authorities to withdraw Russia from the Bologna Agreement. The article considers positive and negative consequences of joining the Bologna Process in the context of globalization, politicization and the introduction of technologies for manipulating public consciousness in the context of the development of the modern world order and the fierce confrontation of countries and world elites. Russia joined the Bologna Process in 2003. One of the key reasons, in our opinion, was the desire of the country's leadership to strengthen Russia's participation in global processes, the opening of borders and rapprochement with other countries. Another important circumstance was that the Soviet education system required substantial reform and modernization in order to strengthen the competencies in demand in the world. Results. Leaving the Bologna system was associated with a number of objective and subjective circumstances (reasons). The experience of partial implementation of the provisions of the Bologna Process should be considered very important and instructive. Using it in the further modernization of education in Russia and its regions, there is every reason to hope that an optimal model of the educational system will be created, in which the principle of training specialists will be adopted as a basis with the possible preservation of a multi-level system, where appropriate.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЦЕПЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ THEORYANDPRACTICEOFVOCATIONALEDUCATION

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 1. С. 39-46. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (1): 39-46.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.014

DOI: 10.21510/18173292_2023_99_1_ 39_46

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЦЕПЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Владимир Степанович Горбунов1, Валентина Юрьевна Горбунова2, Елена Владимировна Воробьёва3

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия,

GVS1946@yandex.ru, ORCID 0000-0003-0118-9936

2 Башкирский государственный медицинский университет, Уфа, Россия, valentina2075034@mail.ru, ORCID 0000-0002-8154-6851

3 Институт развития образования Министерства образования и науки РБ, Уфа, Россия, vorobyeva_elena@myrambler.ru, ORCID 0000-0002-8911-552X

Аннотация. Предметом для написания статьи стало изучение, анализ и обобщение результатов вхождения образовательной системы Российской Федерации в зону Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), которое ассоциируется с Болонским процессом. Проблемы, связанные с ним, волновали и волнуют не только представителей образования, но практически всё население страны, так как вопросы качества образования и получения специальности не перестают быть актуальными и в современных условиях. Эти проблемы актуализировались в связи с решением властных структур о выходе России из Болонского соглашения. Авторы рассматривают позитивные и негативные последствия присоединения РФ к Болонскому процессу в ситуации глобализации, политизации и внедрения технологий манипулирования общественным сознанием при жестком противостоянии стран и мировых элит. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Одной из ключевых причин этого, по мнению авторов, было стремление руководства страны к усилению участия России в глобальных процессах, к открытию границ и сближению с зарубежными странами. Другим важным обстоятельством выступало то, что советская система образования требовала существенной реформы и модернизации с целью усиления компетенций, востребованных в мире.

Результаты. Уход из Болонской системы был связан с целым рядом объективных и субъективных причин. Но опыт частичного внедрения положений Болонского процесса следует считать важным и поучительным. Используя его в дальнейшей модернизации образования в России и её регионах, есть все основания надеяться, что будет создана оптимальная модель образовательной системы, основанная на принципах подготовки специалистов с возможным сохранением многоуровневой системы, где это целесообразно.

Ключевые слова: рецепция, модернизация образования, Болонский процесс, европейская интеграция, качество образования, критерии качества, Европейское пространство высшего образования © Горбунов В.С., Горбунова В.Ю., Воробьёва Е.В., 2023

Для цитирования: Горбунов В.С., Горбунова В.Ю., Воробьёва Е.В. Региональные рецепции Болонского процесса // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №1(99). С. 39-46.

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article.

REGIONAL RECEPTIONS OF THE BOLOGNA PROCESS

1 2 3

Vladimir S. Gorbunov , Valentina Yu. Gorbunova , Elena V. Vorobyeva

1 Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia, GVS1946@yandex.ru, ORCID 0000-0003-0118-9936

2 Bashkir State Medical University, Ufa, Russia, valentina2075034@mail.ru, ORCID 0000-00028154-6851

Institute of Education Development of the Ministry of Education and Science of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia, vorobyeva_elena@myrambler.ru, ORCID 0000-0002-8911-552X

Abstract. The subject of the article was the study, analysis and generalization of the results of the entry of the educational system of the Russian Federation into the European Higher Education Area (EHEA), which is associated with the Bologna process. The problems associated with it have worried and are still worrying not only representatives of education, but almost the entire population of the country, since the issues of the quality of education and obtaining a specialty do not cease to be relevant in modern life. These problems have come to the fore in connection with the decision of the authorities to withdraw Russia from the Bologna Agreement. The article considers positive and negative consequences of joining the Bologna Process in the context of globalization, politicization and the introduction of technologies for manipulating public consciousness in the context of the development of the modern world order and the fierce confrontation of countries and world elites. Russia joined the Bologna Process in 2003. One of the key reasons, in our opinion, was the desire of the country's leadership to strengthen Russia's participation in global processes, the opening of borders and rapprochement with other countries. Another important circumstance was that the Soviet education system required substantial reform and modernization in order to strengthen the competencies in demand in the world.

Results. Leaving the Bologna system was associated with a number of objective and subjective circumstances (reasons). The experience of partial implementation of the provisions of the Bologna Process should be considered very important and instructive. Using it in the further modernization of education in Russia and its regions, there is every reason to hope that an optimal model of the educational system will be created, in which the principle of training specialists will be adopted as a basis with the possible preservation of a multi-level system, where appropriate. Key words: reception, modernization of education, Bologna process, European integration, quality of education, quality criteria, European Higher Education Space

For citation: Gorbunov V.S., Gorbunova V.Yu., Vorobyeva E.V. Regional receptions of the Bologna process. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 99(1): 39-46.

Введение. История вхождения России в систему Болонского процесса в научной литературе и публицистике получила широкое освещение [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10]. Как известно, в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу и тем самым взяла на себя обязательства по интеграции в единое европейское пространство образования. Следует отметить, что уже в

2004 году в Башкирском государственном педагогическом университете, по инициативе ректората был проведен семинар на тему: «Болонский процесс и проблемы современного гуманитарного и педагогического образования». Он явился оперативным откликом на рекомендации международного семинара «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы». Материалы семинара были опубликованы [4], они включали совместное заявление европейских министров образования от 19 июня 1999 года [5], рекомендации названного международного семинара и Коммюнике о создании общеевропейского пространства высшего образования конференции министров, ответственных за высшее образование, прошедшей в Берлине 19 октября 2003 года.

Болонский процесс протекает на трех уровнях - в рамках Европейского союза, в пространстве Российской Федерации и в регионах страны. Поэтому его восприятие могло существенно отличаться в зависимости от компетентности и информированности субъекта оценки по данной проблеме. Это, однако, не снимает многие вопросы, связанные с резким и радикальным изменением отношения к Болонскому процессу в 2022 году. Поэтому нами сделана попытка в общем виде проанализировать восприятие (рецепцию) Болонского процесса преподавателями вузов в рамках такого региона, как Башкортостан.

Примером рецепции Болонского процесса может служить обзор О.М. Карпенко и М.Д. Бершадской, в котором дана краткая историческая справка по Болонскому процессу в России, последовательно проведен анализ его параметров, системы кредитов и результатов реализации в нашей стране [1]. Целью написания данной статьи является изучение региональных процессов, связанных с многообразием факторов, которые привели к радикальному изменению вектора образовательной политики в Российской Федерации.

Методология исследования. Методологической основой исследования является системный подход к познанию педагогических явлений и педагогической практики.

Материалы и методы исследования. В работе использованы все виды документов, регламентирующих процесс интеграции России в систему европейского образовательного пространства. Методами исследования являются: анализ имеющейся научной литературы и документов, обобщение результатов и прогнозирование путей развития образовательной системы РФ после выхода из Болонского соглашения.

Результаты эмпирического исследования. Сразу после вхождения в Болонский процесс, в стране началось внедрение новых принципов организации и содержания высшего образования. В первую очередь это касалось подготовки к переходу на двухуровневую систему. Процесс разрушения традиционного специалитета с пятилетним сроком обучения и получением диплома о присвоении квалификации протекал весьма сложно. Требовалось в корне изменить устоявшуюся и весьма результативную систему на нечто не вполне понятное, при всей привлекательности некоторых аспектов

41

Болонской системы, которые выглядели весьма ново и перспективно. В первую очередь это касалось академической мобильности, открывавшей перед российскими студентами возможности обучения в европейских вузах.

В начале 2000 годов Башгоспедуниверситет совместно с Башкирским государственным аграрным университетом провел своеобразный эксперимент-мониторинг преимуществ бакавлаврской подготовки на примере сотрудничества с голландским университетом STOAS. Параллельное обучение в отечественных вузах и в Голландии, с выдачей дипломов бакалавров голландского вуза, показало неясный статус бакалаврского образования для трудоустройства в нашей стране. Результаты этого эксперимента не только не впечатлили общественность республики, но и не послужили примером внедрения их в практику иных вузов.

Существует распространенная в мировой практике схема, на основании которой все, что делается на верхнем эшелоне власти, подлежит реализации внизу. В реальности, в силу существенных разнообразий регионов такой огромной страны, как Россия, результаты могут отличаться в деталях. Мы, как члены части педагогического сообщества Башкортостана, опираемся на свои личные наблюдения и ассоциации, которые носят субъективный характер. Все новации Болонской системы и их внедрение в практику педагогического университета в Уфе напрямую касались трех уровней: властных структур региона, преподавательского корпуса вуза, студентов и их родителей. Не затрагивая компетенции руководства республики и его профильных министерств, рассмотрим преподавателей и студентов как участников Болонского процесса.

Известно, что любое радикальное нововведение сопровождается психологическим шоком и стрессом для той категории исполнителей, которых оно касается. От преподавателей реализация новаций потребовала, в первую очередь, существенного переосмысления всей концепции и стратегии обучения. На практике это подразумевало разработку новых учебных программ, учебно-методических комплексов, освоение пласта научной, методической и иллюстративной информации. Помимо этого, необходимы были поиски методических и оценочных средств, которые в системе Болонского процесса должны отвечать критериям и гарантиям европейского качества профессионального образования.

Следует отметить, что уже в начале постсоветского периода со стороны министерств наблюдалась известная бюрократизация образовательного процесса. Она отчетливо проявлялась в нескончаемой череде инструкций, ежегодной корректировке учебных планов, программ, требований к УМК, внесений изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты и др. Такая нестабильность вряд ли приносила ощутимую пользу, но как повседневная задача практически не оставляла времени и сил на совершенствование научно-методической деятельности педагога.

Еще одной проблемой, рожденной в самом начале постсоветского периода, стало массовое открытие коммерческих вузов, преимущественно гуманитарного профиля, что негативно сказалось на уровне, качестве и статусе высшего образования. Подобную лояльность властных структур страны можно объяснить тем, что в то непростое время эти вузы, в известной степени, способствовали снятию социальной напряженности в молодежной среде. В таких условиях шел процесс подготовки к серьезной реконструкции системы отечественного образования. И этот процесс не был отдельным и изолированным, а являлся частью всей системы модернизации в условиях перехода к рыночным отношениям и при стремлении встроиться в европейскую и мировую экономическую и политическую систему.

В БГПУ им. М. Акмуллы переход на двухуровневую систему обучения практически полностью завершился к 2016 году. Уже первые выпуски показали существенную разницу в уровне знаний и профессиональной подготовки бакалавров и специалистов. По сути, бакалавр - это уровень незаконченного высшего образования. Свидетельством этому является невозможность поступления в аспирантуру с дипломом бакалавра. Для этого необходим диплом специалиста или магистра.

Но самым негативным в двухуровневой подготовке является то, что в дипломах не предусмотрена запись о квалификации выпускника, что существенно затрудняет трудоустройство как бакалавров, так и магистров. Чаще всего, проблемы трудоустройства были связаны именно с отсутствием присвоенной квалификации. Работодатели не вполне понимают запись в дипломе: квалификация - «Бакалавр». Более того, профессиональные стандарты учитывают только квалификацию «педагог» (01-001, Приказ №43326 от 23 августа 2016).

Неудача внедрения Болонской системы в Российской Федерации, на наш взгляд состоит, в первую очередь, в том, что частичное заимствование и копирование некоторых положений концепции европейской системы образования не стало основой для построения самостоятельной системы, учитывающей национальные традиции и условия нашей страны. Вследствие этого была разрушена национальная система профессионального образования -специалитет.

Из международных аспектов негативную роль сыграли политическая и экономическая дискредитация России в Евросоюзе и США. Двойные стандарты по отношению ко всем областям и сферам жизнедеятельности Российской Федерации создали массу ограничений по реализации академической мобильности студентов в странах ЕС [9]. К этому следует добавить многочисленные сложности в признании российских дипломов в странах Запада. Самым же большим препятствием нашего вхождения в европейское образовательное пространство явились процедуры регламентации (лицензии, государственная аккредитация, государственный контроль качества, государственный надзор за исполнением законодательства), которые существуют только в России. Европейский подход к гарантии качества образования основан на наличии в стране независимых аккредитационных

43

агентств, которые один раз в пять лет проходят процедуру признания в Европейской ассоциации агентства гарантии качества высшего образования ENQA и процедуру регистрации в Европейском реестре гарантии качества ЕQAR [9, 11,12].

Но и в России было допущено много ошибок самого разного характера. В первую очередь это недостаточная активность министерства образования и науки РФ в работе Конференций министров образования на форумах Европейского пространства высшего образования, что повлекло за собой многие недопонимания в процессах интеграции. Особенности отечественного исторического наследия и национального менталитета были причиной лишь частичной готовности российского общества к заимствованию всех аспектов Болонской системы [7]. Нельзя сбрасывать со счетов также недостаточный уровень владения студентами иностранными языками.

Заметим, что наибольший урон двухуровневая система образования нанесла науке, поскольку, за время обучения у выпускников не сформировались компетенции «владения» навыками ни постановки эксперимента, ни его проведения и анализа полученных результатов. Не случайно только 10% из числа лиц, поступивших на программы апирантуры, доучиваются до их завершения, и только 5% из них защищают затем кандидатскую диссертацию.

Заключение. Несмотря на критические высказывания выше, опыт использования положений Болонского процесса следует считать важным и поучительным. Используя его в дальнейшей модернизации образования в российских регионах, можно создать оптимальную модель образовательной системы, в основу которой будет заложен принцип подготовки специалистов с возможным сохранением многоуровневой системы там, где это целесообразно, особенно при формировании взаимовыгодных отношений, установленных при создании партнерских научно-образовательных центров.

24 мая 2022 года в одном из интервью министр Минобрнауки РФ Валерий Фальков заявил, что Болонская система - «прожитый этап». В то же время федеральное министерство и все связанные с ней структуры показывают на сайтах интернета образцы оперативности, заинтересованности и ответственности. Уже к концу текущего года планируется публикация и обсуждение базовых документов по совершенствованию системы образования в стране. Концептуальные подходы современной методологии педагогики высшей школы также разрабатываются [13]. Но безусловно то, что двухуровневая подготовка в вузах России останется еще как минимум на четыре года, пока студенты набора 2022/2023 учебного года не завершат образование в бакалавриате. Хочется надеяться, что опыт, полученный в ходе знакомства с Европейским пространством высшего образования и путями его реализации в России, поможет найти те оптимальные решения [14,15,16], которые в полной мере будут соответствовать всем фундаментальным интересам нашей страны.

Список источников

1. Анализ современного этапа развития Болонского процесса в России: сайт НФПК. -URL: http://portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308 (дата обращения: 11.11.2022).

2. Байденко В.И. Болонский процесс: современный этап // Высшее образование в России. - 2015. - №10. - С. 52-60.

S. Байденко, В.И., Селезнева H.A. Нынешний раунд Болонского процесса: сохранение оптимизма // Высшее образование в России. - 2017. - №. 10. - С. 94-108.

4. Болонский процесс и проблемы современного гуманитарного и педагогического образования: материалы семинара, 5-6 февраля 2004 г. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - 85 с.

5. Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года // Болонский процесс и проблемы современного гуманитарного и педагогического образования: материалы семинара, 56 февраля 2004 г. -Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - С. 65-68.

6. Рекомендации международного семинара «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы» // Болонский процесс и проблемы современного гуманитарного и педагогического образования. Материалы семинара, 5-6 февраля 2004 г. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - С. 78-80.

7. Махлин В.Л. Что такое рецепция (к истории понятия) // Вестник культурологии. -2016. - № 1 (76). - С. 208-232.

8. Мотова Г.Н. Болонский процесс: 15 лет спустя / Высшее образование в России. -2015. - № 11. - С. 53-65.

9. Мотова Г.Н. Эволюция системы аккредитации в сфере высшего образования России // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. - С. 13-25.

10. Создание общеевропейского пространства высшего образования: коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование, Берлин, 19 октября 2003 года // Болонский процесс и проблемы современного гуманитарного и педагогического образования: материалы семинара, 5-6 февраля 2004 г. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - С. 68-77.

11. Мотова Г.Н. Двойные стандарты гарантии качества образования: Россия в Болонском процессе // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27, № 11. - С. 9-21.

12.Ткач, Г.Ф., Семашко H.A. Болонский процесс: обзор эволюции приоритетов и промежуточные итоги // Высшее образование в России. - 2015. - № 7. - С. 119-130.

13. Гейжан Н.Ф.,Никитина С.С. О методологии педагогики высшей школы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 1(77). - С. 154-161.

14. Об осуществлении мониторинга системы образования: постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. , № 662. - URL https :// base . garant . ru /70429494/(дата обращения: 11.11.2022).

15.Национальная доктрина образования в Российской Федерации. -URL:http://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya doktrina obrazovaniya v RF do 2025 goda. (дата обращения: 11.11.2022).

16. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/6683. (дата обращения: 11.11.2022).

References

1. Analysis of the current stage of the development of the Bologna Process in Russia, National Training Foundation website. - URL : http://portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308. (accessed: 11.11.2022) (In Russian)

2. Baidenko V.I. Bologna process: modern stage. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2015; (10): 52-60. (In Russian).

3. Baidenko V.I., Selezneva N.A. The current round of the Bologna process: maintaining optimism Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2017; (10): 94-108. (In Russian)

4. Bologna process and the problems of modern humanitarian and pedagogical education: seminar materials February 5-6, 2004.- Ufa: Publishing House of the BSPU, 2004. - 85 p. (In Russian)

5. European Higher Education Area. Joint Statement of the European Ministers of Education of Bologna, June 19, 1999. In: Bologna process and problems of modern humanitarian and pedagogical education: seminar materials February 5-6, 2004. Ufa: Publishing House of the BSPU, 2004. Pp. 65-68. ) (In Russian)

6. Makhlin V.L. What is a reception (to the history of the concept). Vestnik kul'turologii = Bulletin of Cultural Studies. 2016; 76(1): 208-232. (In Russian).

7. Motova G.N. Bologna process: 15 years later. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2015; (11): 53-65. (In Russian)

8. Motova G.N. Evolution of Accreditation System in Higher Education of Russia. Vysshee obrazovanie vRossii = Higher Education in Russia. 2017; (10): 13-25. (In Russian).

9. Motova G.N. Double standards of education quality assurance: Russia in the Bologna process. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2018; 27(11): 9-21. (In Russian).

10. Recommendations of the International Seminar "Integration of Russian Higher Education in the European Higher Education System: Problems and Prospects" .In: Bologna Process and Problems of Modern Humanitarian and Pedagogical Education: seminar Materials, February 5-6, 2004. Ufa : Publishing House of the BSPU, 2004. Pp. 78-80. (In Russian)

11. Creating a Common European Higher Education Area. Communiqué of the Conference of Ministers Responsible for Higher Education. Berlin, October 19, 2003. In: Bologna process and problems of modern humanitarian and pedagogical education: materials of the seminar on February 5-6, 2004. Ufa: Publishing House of the BSPU, 2004. Pp. 68-77. (In Russian).

12. Tkach G.F., SenashenkoN.A. Bologna Process: Review of Evolution of Priorities and Intermediate Results. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2015; (7): 119130. (In Russian).

13. Geizhan N.A., Nikitina S.A. On the methodology of pedagogy of higher school. Vestnik universiteta MVD Rossii = Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018; 77(1): 154-161. (In Russian).

14. Russian Federation Government decree № 662 05.08.2013. «On the implementation of the monitoring of the education system». - URL : https://base.garant.ru.70429494. ) (In Russian)

15. National Doctrine of Education in the Russian Federation. - URL : http://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_2025_goda.

) (In Russian)

16. National Educational Initiative «Our New School». - URL : ttp://kremlin.ru/events/president/news/6683. ) (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

The authors contributed equally to the preparation of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 13.10.2022; одобрена после рецензирования 18.11.2022; принята к публикации 07.03.2023.

The article was submitted 13.10.2022; approved after reviewing 18.11.2022; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.