Научная статья на тему 'Болонский процесс как способ интеграции высшего образования стран Европы и РФ'

Болонский процесс как способ интеграции высшего образования стран Европы и РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1339
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / Европейский союз / интеграция / глобализация / Болонский процесс / higher education / the European Union / integration / globalization / the Bologna process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чугунов Александр Сергеевич, Ильсова Асия Миргасимовна

Данная статья посвящена исследованию Болонского процесса, как способа интеграции высшего образования в странах Европейского союза и СНГ в контексте глобализа-ции. Раскрывается основное содержание Болонского процесса. Подробно рассмотрены поэтап-ное развитие, достоинства и недостатки процесса и причины, по которым он не подходит для развития на территории Российской Федерации. Рассмотрены цели и задачи Болонского со-глашения, описаны причины модернизации отечественной системы высшего профессиональ-ного образования и выявлены недостатки реализации Болонского соглашения в российской си-стеме ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOLOGNA PROCESS AS A METHOD OF INTEGRATION OF HIGHER EDUCATION IN EUROPE AND THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the study of the Bologna process as a way to integrate higher education in the countries of the European Union and the CIS in the context of globalization. The main content of the Bologna process is revealed. The stage-by-stage development, advantages and disadvantages of the process and the reasons for which it is not suitable for development in the territory of the Russian Federation are considered in details. The goals and objectives of the Bologna Agreement are considered, the reasons for the modernization of the national system of higher profes-sional education are described, and the shortcomings of the implementation of the Bologna Agree-ment in the Russian system of higher education are revealed.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс как способ интеграции высшего образования стран Европы и РФ»

УДК 930

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И РФ

Чугунов А.С., Ильсова А.М.

ilasya@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию Болонского процесса, как способа интеграции высшего образования в странах Европейского союза и СНГ в контексте глобализации. Раскрывается основное содержание Болонского процесса. Подробно рассмотрены поэтапное развитие, достоинства и недостатки процесса и причины, по которым он не подходит для развития на территории Российской Федерации. Рассмотрены цели и задачи Болонского соглашения, описаны причины модернизации отечественной системы высшего профессионального образования и выявлены недостатки реализации Болонского соглашения в российской системе ВПО.

Ключевые слова: высшее образование, Европейский союз, интеграция, глобализация, Болонский процесс.

BOLOGNA PROCESS AS A METHOD OF INTEGRATION OF HIGHER EDUCATION IN EUROPE AND THE RUSSIAN FEDERATION

A. Chugunov, A. Ilyasova

ilasya@mail.ru

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract: This article is devoted to the study of the Bologna process as a way to integrate higher education in the countries of the European Union and the CIS in the context of globalization. The main content of the Bologna process is revealed. The stage-by-stage development, advantages and disadvantages of the process and the reasons for which it is not suitable for development in the territory of the Russian Federation are considered in details. The goals and objectives of the Bologna Agreement are considered, the reasons for the modernization of the national system of higher professional education are described, and the shortcomings of the implementation of the Bologna Agreement in the Russian system of higher education are revealed.

Keywords: higher education, the European Union, integration, globalization, the Bologna process.

Современный мир диктует свои правила и требования. Быть открытым для сотрудничества с остальными странами на мировой арене - одно из них. Глобализация затронула многие страны в мире и стала считаться конечной целью, к которой необходимо постоянно стремиться. Многие процессы проходят незаметно для большинства людей из гражданского населения, но это не значит, что они не влияют на них. Одно из таких нововведений в российской системе образования - ее присоединение к Болонскому процессу.

121

Болонский процесс стал называться таковым после принятия в 1999 году «Болонской декларации», однако зачатки этого явления стали появляться задолго до этого. Инициатива интеграции изначально исходила от Болонско-го университета - одного из старейших университетов Европы, расположенного в итальянском городе Болонья и непрерывно действующего с 1088 года. 1988 год считается знаковым - на него пришлось празднование 900-летия университета. Именно тогда впервые появилось предложение о принятии «Великой хартии университетов» (Magna Charta Universitarum), которая провозглашала повышение значения культурного, научного и технического развития в новом тысячелетии. В четырех пунктах были расписаны основные принципы хартии: автономность университетов, акцент на исследовательской деятельности, гарантия свободы исследований и образования, взаимопроникновение культур. На фоне проведения этих мероприятий происходит переоценка конечного видения системы европейского образования. Появилось мнение, что для получения более эффективных результатов необходим процесс интеграции стран Европы.

Через 4 года состоится не менее знаковое для Европы событие - подписание Маастрихтского договора в Нидерландах, которое положило начало для образования Европейского союза и объединило между собой 12 стран. Начался процесс интеграции регионального типа, который впоследствии привел к подписанию декларации в Сорбонне министрами образования Франции, Великобритании, Германии и Италии «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» (1998). Непривычно звучат термины «гармонизация» и «архитектура» в данном контексте, однако это было сделано с целью избегания оттенка стандартизации: с 1988 года была признана автономность университетов Европы. Было бы недопустимо говорить о всеобщем объединении.

Государства и министры, которые подписали декларацию, стали считаться инициаторами реализации единого европейского образовательного пространства. С 1999 года с принятием и подписанием документа «Зона европейского высшего образования» у явления появилось общепринятое название «Болонский процесс». 29 европейских государств присоединились к нему. С тех пор встречи представителей стран-участниц стали проводится регулярно: 1 раз в 2 года в формате конференций.

Конференция в Праге 19 мая 2001 года стала первой встречей министров образования стран-участниц Болонского процесса за два года его существования, где было заявлено о постановке главной цели - к 2010 году добиться образования единого европейского пространства высшего образования. Последующие встречи проходили каждые два года на площадках различных европейских стран - Германия, Норвегия, Англия, Бельгия, Австрия и Венгрия.

С 2003 года, после Берлинской конференции, начинает развиваться European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS) или система перево-

дов и начисления баллов. В основном, она используется при переходе из одного вуза в другой и способствует мобильности студентов и сотрудников высших учебных заведений. Система построена следующим образом: посещая лекции и семинары, студенты получают баллы (в зависимости от количества часов). За год можно получить 60 баллов (1500-1800 часов). Программа бакалавриата «стоит» 180-240 баллов, магистратура - 120 баллов. Таким образом, данный инструмент направлен на повышение мобильности субъектов системы образования, поскольку облегчает процесс перехода из одного в другой вуз. На территории европейского пространства высшего образования для студента стало возможным поступать в одно учебное заведение, а заканчивать уже другое. Реализация происходит при помощи программ Erasmus Mundus, Socrates-Erasmus, Tempus.

Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) берет свое начало с 12 марта 2010 года, когда на конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса было объявлено о достижении главной задачи. Цель - создание единого пространства - была достигнута за 11 лет. Ее начало было дано с составом в 29 государств, а на время окончания участников стало 48. Кроме стран ЕС, к процессу присоединились страны и за ее пределами (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Молдавия, Турция, Украина). Это считается самым крупным инициативным объединением на территории Европейского союза с 1957 года - даты его создания. Будет неправильным считать Болонский процесс законченным мероприятием, поскольку интегративные процессы продолжаются по сегодняшний день; регулярно членами объединения становятся новые страны-участницы. На конференции 2010 года уже были известны даты последующих встреч: 2012, 2015, 2018 и 2020 годы [7].

На сегодняшний день можно говорить о том, что Европейский союз не собирается ограничиваться интеграцией только в сфере образования. Например, 6 ноября 2018 года президент Франции Эммануэль Макрон публично выдвинул идею о создании единой европейской армии. Эту идею уже поддержал канцлер Германии Ангела Меркель.

Болонская система позиционирует себя как открытую: она открыта для присоединения новых стран-участниц (не обязательно из Европейского союза) [2; 5]. Так, в 2010 году Казахстан стал первой центральноазиатской страной-участницей. Для Российской Федерации история в Болонском процессе началась в сентябре 2003 года, когда Владимир Михайлович Филиппов (министр образования РФ в 1998-2004 гг.), находясь на Берлинской конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса, поставил свою подпись о присоединении РФ к нему [1]. С того момента до сегодняшнего дня до сих пор не утихают споры в научной общественности о том, действительно ли было присоединение РФ к новым обязательствам обдуманным и уместным решением?

Как участник Болонского процесса РФ должна была принять следующие аспекты в целях изменения системы образования:

1. Введение системы сравнимых академических квалификаций

2. Возможность применять международное приложение к диплому

3. Введение трехуровневой системы высшего образования (бакалавр, магистратура, докторантура)

4. Обеспечение мобильности субъектов системы образования, их привлечение к мероприятиям, связанным с реализацией Болонского процесса

Чем руководствовалась РФ при рассмотрении вопроса о присоединении к Болонскому процессу?

1. Возможность выйти из изоляции. В 1991 году распался СССР и пал «железный занавес». Для нового государства открылся непривычный мир с прогрессивными и либеральными идеями. Вступление в Болонский процесс помогло бы стать частью нового объединения и дало бы возможность отслеживать изменения в системе образования и, возможно, влиять на них определенным образом. Это был шанс для внутригосударственного развития информационных технологий, о которых еще мало кто знал [3].

2. Устранение неравенств по национальному, гендерному или половому признаку. В основе Болонского процесса лежит унификация: у всех субъектов системы образования должны быть равные возможности для профессиональной самореализации.

3. Установление более тесных связей между вузами и научно-исследовательскими институтами

4. Увеличение доступа к высшему образованию и повышение его качества

5. Мобильность студентов и преподавателей (возможность ездить в другие страны для обучения и стажировки).

6. Успешное трудоустройство студентов-выпускников

С какими проблемами столкнулась российская система образования в процессе внедрения новых стандартов?

1. Стремление к стандартизации и унификации. В рамках РФ недостаточное внимание к национальным особенностям каждого народа может привести к нежелательным последствиям в виде неподчинения и несогласия с требованиями. На ее территории проживает свыше 190 народов, которые невозможно унифицировать в области образования.

2. Отсутствие кредитной системы ECTS. Ее принятие не является обязательным требованием для стран-участниц Болонского процесса, поэтому она действует не везде [4].

3. Снижение уровня массового образования и его фрагментация. Студент в процессе обучения выбирает исключительно те направления, которые его интересуют. Например, студент по специальности «журналистика» не будет заинтересован в изучении основ концепции современного естествознания. От этого будет возникать отрывочность и фрагментарность знаний; от-

сутствие общего понимания картины мира. За счет отмены специалитета и введения 4-летнего обучения общее количество профильных знаний студентов сократилось на 40% [3].

4. Пассивность студентов и их недостаточное информирование о системе. Согласно соц. опросу студентов и преподавателей Удмуртского государственного университета, проведенного в июне 2007 года, вузы страны не готовы к переменам: по 5-ти балльной шкале студенты оценили готовность вузов на 3 балла, преподаватели на 2,5 бала. 34% преподавателей считает, что российская система лучше европейской и не нуждается в изменениях. Среди студентов на вопрос «слышали ли вы когда-нибудь о Болонском процессе?» 18% респондентов ответили отрицательно.

Нынешний рынок труда выдвигает следующие требования к работнику; это те качества, которыми должен обладать выпускник ВУЗа для успешной адаптации к работе: комплексное решение проблем, креативное мышление, критическое мышление, умение управлять людьми, взаимодействие с людьми, эмоциональный интеллект, умение анализировать, клиент ориентированность, навык ведения переговоров, гибкость мышления. Их можно развить только при систематическом практическом применении навыков в процессе обучения [6].

В отличие от системы образования в США, где выпускник - специалист, умеющий применять полученные знания на практике, на российском рынке труда работодатели до сих пор недоумевают, почему к ним приходят на собеседования не ориентированные на практическую деятельность работники. Среди российской молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях, до сих пор бытует мнение, что с красным дипломом престижного ВУЗа возьмут на работу в любое место. Это одно из самых главных доказательств того, что Болонский процесс на сегодняшний день не приживается на территории России. По сравнению с европейской системой к студентам выдвигаются кардинально разные требования, соответственно возникает необходимость в полной смене основ системы [8]. На территории РФ проживает свыше 190 народов. При национальном плюрализме ограничена возможность полностью стандартизировать российскую систему образования. Еще одной из проблем, согласно соц. опросам является недостаточное информирование студентов о болонском процессе: многие не знают о причастности РФ к нему. Особенностью реализации Болонского процесса на территории РФ состоит в том, что необходимое для системы взаимодействие между вузами происходит частично: только среди наиболее крупных.

Таким образом, на основе анализа структуры Болонского процесса можно сделать вывод о недееспособности системы на практике в странах за пределами Европейского союза. Для принятия всех правил членства в Болон-ском процессе необходимо кардинально сменить весь существующий уклад в системе образования путем абсолютного разрушения старого. Все попытки предпринять это сталкиваются с негативной реакцией населения, связанного с образовательной сферой. Можно высказать предположение о том, что пра-

вила Болонского процесса жизнеспособны только в пределах ЕС. В странах СНГ он не приживется по причине отсутствия экономической интеграции с Европейским союзом. Культурная и образовательная общность строится на базе экономической и политической общности, которая не существует. Например, бухгалтерская программа «1C», на основе которой строится работа в государственных и муниципальных учреждениях в РФ, в европейских странах не применяется.

Литература

1. Камынина Н.Р., Грудзинский А.О. Россия в Болонском процессе : цель - повышение конкурентоспособности высшего образования// Высшее образование в России. 2017. № 8-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-v-bolonskom-protsesse-tsel-povyshenie-konkurento sposobnosti-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 13.11.2018).

2. Макарова М.Н., Соломенников В.С. Болонский процесс: мнения и ожидания // Социологические исследования, № 6, июнь 2007, C.106-109.

3. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/bolonskiy-protsess-rossiya-i-globalizatsiya (дата обращения: 14.11.2018).

4. Плаксий С.И. Болонский процесс в России: плюсы и минусы // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-v-rossii-plyusy-i-minusy (дата обращения: 14.11.2018).

5. Фахрутдинова А.В. Реформирование профессионального образования в Европе как условие повышения его конкурентоспособности // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2012. Т. 210. С. 247-251.

6. Фахрутдинова А.В. Формирование активной гражданской позиции студента в условиях единого образовательного пространства: зарубежный опыт // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1 (79). С. 163-169.

7. Шеховцов А. Н., Шеховцова Н. А. Традиции Болонского университета и современный Болонский процесс // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/traditsii-bolonskogo-universiteta-i-sovremennyy-bolonskiy-protsess (дата обращения: 14.11.2018).

8. Khovanskaya E.S, Fakhrutdinova A.V, Maklakova N.V. University as a social phenomenon. Man in India. 2017. Vol. 97, Is. 9. P. 101-107.

9. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. О феномене фасилитации в высшем образовании // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 45-51.

10. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 9-14.

Сведения об авторах

Чугунов Александр Сергеевич, преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Ильсова Асия Миргасимовна, ст. преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Дата поступления 19.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.