Научная статья на тему 'Проблемы формирования европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса'

Проблемы формирования европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1569
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BOLOGNA PROCESS / CONFERENCES OF MINISTERS RESPONSIBLE FOR HIGHER EDUCATION / FORMATION OF EUROPEAN SPACE OF HIGHER EDUCATION / MOBILITY OF STUDENTS AND PROFESSORS / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КОНФЕРЕНЦИИ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ МИНИСТРОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Виктор Иванович

Анализируются проблемы формирования европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса. Делается вывод о том, что квалификационные уровни высшего образования соответствуют болонской модели в 37 странах из 48. Отмечается, что только в 10 странах принципы Болонского процесса прописаны на законодательном уровне. Дается указание на определенные обстоятельства, которые в ходе реализации Болон ского процесса могут оказать прямое отрицательное воздействие на систему российского высшего образования. Предлагается идея формирования альтернативной евроазиатской образовательной системы стран СНГ и Балтии и сотрудничества в области высшего образования со странами Азии и Тихоокеанского региона в формате БРИКС и в формате АТЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING EUROPEAN SPACE OF HIGHER EDUCATION WITHIN THE BOUNDS OF BOLOGNA PROCESS

The article deals with the problems of forming European space of higher education within the limits of Bologna process. The author comes to the conclusion that qualification levels of higher education conform to Bologna model in 37 oui of 48 countries. It is noted that only in 10 countries the basic principles of Bologna process are registered on a legislative level. The author points out definite circumstances which in the course of realizing Bologna process can exert direct negative influence on Russian higher education system. It is proposed to form an alternative Euro-Asian educational system of CIS and Baltic countries and to cooperate in the sphere of higher education with countries in Asia and the Pacific region in the BRICS and Asia-Pacific Economic Cooperation formats.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса»

УДК 378

В. И. Степанов

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Анализируются проблемы формирования европейского пространства высшего образования в рамках Бо-лонского процесса. Делается вывод о том, что квалификационные уровни высшего образования соответствуют болонской модели в 37 странах из 48. Отмечается, что только в 10 странах принципы Болонского процесса прописаны на законодательном уровне. Дается указание на определенные обстоятельства, которые в ходе реализации Болонского процесса могут оказать прямое отрицательное воздействие на систему российского высшего образования. Предлагается идея формирования альтернативной евроазиатской образовательной системы стран СНГ и Балтии и сотрудничества в области высшего образования со странами Азии и Тихоокеанского региона в формате БРИКС и в формате АТЭС.

Ключевые слова: Болонский процесс, конференции ответственных за высшее образование министров, формирование европейского пространства высшего образования, мобильность студентов и преподавателей.

Мировая система высшего образования еще не сложилась. Глобализация противоречива, прокладывает себе дорогу через интеграцию локальных экономических и политических объединений, следовательно, и в сфере образования пока преобладают региональные интеграционные процессы.

Одним из них является Болонский процесс, названный в честь города, в котором в 1999 г. была подписана Болонская декларация (десятилетием раньше, в 1988 г., там же была подписана Великая хартия университетов - Magna СЬайа Universitatum). Его инициировали администрации европейских университетов, а затем министры образования в интересах дипломированных специалистов, выезжающих на работу в соседние страны. Потребовалось согласование программ обучения, выработка единых подходов к оценке качества образования, определение четких единиц измерения доверия, названных «кредитами». Болонский процесс активно развивается, а его промежуточные результаты постоянно отслеживаются и фиксируются в международных документах (Болонья (1999), Прага (2001), Берлин (2003), Берген (2005), Лондон (2007), Лёвен/Лувен-ля-Нёв (2009), Будапешт/Вена (2010), Бухарест (2012), Ереван (2015)).

Главной целью Болонского процесса является обеспечение прозрачности национальных систем образования на основе принимаемых рекомендаций и процедур путем максимального предоставления согласованной информации при сохранении особенностей каждой из систем образования стран-участниц.

Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего образования Российской Федерации при сохранении и развитии ее достижений и традиций - важнейший принцип государственной политики. Государственная программа развития образования предусматривает существенное расширение экспорта российского образования,

в том числе создание сетей межвузовских представительств и филиалов в странах ближнего и дальнего зарубежья, привлечение иностранных граждан на обучение в российских вузах. Решение этой задачи возможно лишь на пути повышения конкурентоспособности отечественного высшего образования на международном рынке образовательных услуг и предоставления возможности российским студентам и выпускникам образовательных учреждений массового участия в системе международного непрерывного образования.

Как правильно отмечают Г. Ф. Ткач и В. С. Се-нашенко, «среди целей Болонского процесса выделяются общерегиональные и институциональные» [1].

На проводившихся после подписания Болонской декларации на общеевропейских образовательных форумах ее целевые установки получили дальнейшее развитие. Так, в 2001 г. в Саламанке (Испания) представители более 300 европейских высших учебных заведений создали Европейскую ассоциацию университетов, призванную разрабатывать консолидированную позицию университетов Европы относительно их участия в работе по созданию европейского пространства высшего образования.

В заявлении участников Второй конференции, состоявшейся в Праге (Чехия), есть призыв облегчить академическое и профессиональное признание отдельных курсов, степеней и других академических достижений, чтобы дать возможность гражданам эффективно применять свои квалификации, знания и навыки во всех европейских университетах, используя возможности национального законодательства и международных правовых механизмов.

На Берлинской конференции министров, отвечающих на высшее образование стран - участниц Болонского процесса, были подчеркнуты значимость непрерывного образования, расширение

участия студентов в жизни вузов, а также интеграции науки и обучения, участия.

На конференции было принято коммюнике, названное «Создание общеевропейского пространства высшего образования», в котором закрепились следующие принципы:

- отношение к образованию как к общественному благу и общественной ответственности;

- придание приоритетного значения академическим ценностям при осуществлении международного академического сотрудничества в программах обменов;

- обеспечение более тесных связей между собственно высшим образованием и научно-исследовательскими структурами в каждой из стран-участниц;

- сохранение европейского культурного богатства и языкового разнообразия;

- признание роли вузов и студенческих организаций в развитии пространства высшего образования;

- обеспечение доступности высшего образования для всех благодаря использованию всех возможностей и соответствующих средств;

- оптимизация усилий с целью развития эффективных систем гарантии качества высшего образования.

В Бергенском коммюнике (Норвегия) были подведены промежуточные итоги Болонского процесса по вопросу обеспечения гарантии качества высшего образования в Европе:

1. Созданы условия для введения системы гарантии качества в соответствии с Берлинским коммюнике.

2. Повысился уровень международного сотрудничества между национально признанными аккре-дитационными агентствами.

3. Активизировалась работа сетей аккредитаци-онных агентств.

4. Разработаны европейские стандарты для внешней и внутренней оценки качества и значительного успеха, особенно в части внешней гарантии качества.

5. С 2005 г. усилился процесс вовлечения студентов на всех уровнях оценки качества, но дальнейшая работа необходима.

6. Основная ответственность за гарантию качества лежит на вузах, они должны развивать вну-тривузовские системы гарантии качества.

7. Достигнуты успехи по вопросам взаимного признания аккредитационных решений.

8. Развивается международное сотрудничество между агентствами гарантии качества.

В коммюнике министры отметили, что реестр европейских агентств гарантии качества будет сопровождаться E4 Group на основе добровольности,

самофинансирования, независимости и открытости. Заявитель должен пройти внешнюю экспертизу на соответствие ЕБО. Включение агентства в реестр будет свидетельствовать о признании системы гарантии качества и аккредитационных решений. Был оценен прогресс в присуждении и признании совместных степеней, включая уровень докторантуры, создании возможностей для гибких маршрутов обучения в высшем образовании, включая процедуры признания предшествующего обучения.

В ходе конференции в Бергене была отмечена необходимость участия организаций, представляющих бизнес, и социальных партнеров.

Вызывала озабоченность проблемами трудоустройства выпускников со степенью бакалавра, поэтому в Бергенском коммюнике была сформулирована рекомендация о налаживании широкого диалога на уровне правительства, вузов и рынка труда.

Рекомендовано создать в 2010 г. национальные структуры (рамки) квалификаций, совместимые единой структурой (рамкой) квалификаций для европейского пространства высшего образования.

На конференции 17-18 мая 2007 г. в Лондоне (Великобритания) было принято коммюнике «На пути к европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализованного мира». В нем:

- подведены предварительные итоги Болонско-го процесса за период 1999-2007 гг. («Прогресс в формировании европейского пространства высшего образования» - 20 пунктов);

- намечены приоритетные направления на предстоящий двухлетний период («Приоритеты на 2009 год» - 7 пунктов);

- сформированы в общей форме основные цели развития высшего образования в Европе («Размышляя о 2010 годе и последующем периоде» - 6 пунктов).

В коммюнике, принятом по результатам встречи министров образования стран Европы в мае 2007 г., подчеркивается ведущая роль высших учебных заведений как центров «образования, науки, творчества и трансфера знаний» [2].

Также было отмечено, что в результате преобразований, осуществляемых в ходе Болонского процесса, созданы предпосылки для того, чтобы начать переход от высшего образования, «в центре которого находится преподаватель», к высшему образованию, «ориентированному на студента».

В коммюнике Конференции министров образования европейских стран (28-29 апреля 2009 г., Бельгия, г. Лёвен/Лувен-ля-Нёв) было отмечено: «Мы признаем ключевую роль высшего образования для успешного решения стоящих перед нами

проблем и для дальнейшего социально-культурного развития наших обществ. Поэтому мы считаем, что государственные инвестиции в высшее образование имеют первостепенное значение» [3].

Большое внимание было уделено «обучению в течение всей жизни».

Следующая конференция министров состоялось в марте 2010 г. в Будапеште/Вене (Венгрия/ Австрия), которая была юбилейной - десятилетие Болонского процесса. В честь юбилея состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена. Кроме того, начиная с этой конференции, европейское пространство высшего образования было расширено до 47 стран.

В ходе конференции министры пришли к выводу, что академическая свобода, а также автономия и подотчетность высших учебных заведений являются принципами европейского пространства высшего образования и акцентировали важнейшую роль высших учебных заведений в развитии мирного демократического общества и укреплении социальной сплоченности. На этой встрече была принята Декларация о европейском пространстве высшего образования, провозгласившая ЕПВО «открытым».

Вместе с тем в принятом коммюнике было отмечено, «что ряд действий по формированию ЕПВО, таких как реформа учебного плана, признание дипломов, мобильность и социальное измерение, реализованы в разной степени».

26-27 апреля 2012 г. в Бухаресте (Румыния) состоялась Конференция министров, ответственных за высшее образование, и в рамках конференции прошел третий Болонский форум «Beyond the Bologna process: Creating and connecting national, regional and global higher education spaces».

Организатором события выступило Министерство образования, исследований, молодежи и спорта Румынии. В конференции приняли участие представители делегаций 47 стран - участниц Бо-лонского процесса, Европейской комиссии, Болон-ской рабочей группы и различных международных организаций. В ходе конференции принято Бухарестское коммюнике.

Основными темами Болонского форума являлись:

- академическая мобильность: цели и препятствия;

- глобальный и региональный подходы к повышению качества высшего образования;

- вклад реформ в области высшего образования в систему трудоустройства выпускников.

В коммюнике министры отметили, что высшее образование должно быть главной целью усилий

участников Болонского процесса по преодолению кризиса - теперь более чем когда-либо.

Они будут преследовать следующие цели: обеспечить качество высшего образования для всех в целях увеличения трудоустраиваемости выпускников и укрепление мобильности как способа для улучшения обучения.

Действия участников Болонского процесса по достижению этих целей будут подкреплены постоянной работой по гармонизации национальных практик с целями и политикой европейского пространства высшего образования, в то же время реагируя на те области, где необходима дальнейшая работа. За 2012-2015 гг. они особенно сосредоточатся на полной поддержке своих вузов и заинтересованных лиц в их усилиях по внесению значимых изменений и продвижению полной реализации всех направлений Болонского процесса.

Министры считают, что обеспечение качества имеет большое значение для установления доверия к европейскому пространству высшего образования и для усиления привлекательности предложений ЕПВО, включая трансграничное образование. Они готовы как поддерживать социальную ответственность за обеспечение качества, так и активно привлекать широкий круг заинтересованных сторон в этом процессе. Участники Болонского процесса признательны ENQA, ESU, EUA и EURASHE (группа E4) за доклад о ходе реализации и применении «европейских стандартов и руководящих принципов по обеспечению качества» (ESG). Они решили пересмотреть ESG для совершенствования понимания, применимости и полезности, включая их сферу деятельности. Пересмотр будет основан на первоначальном предложении, подготовленном Е4, в сотрудничестве с Education International, BUSINESSEUROPE и Европейским реестром по обеспечению качества высшего образования (EQAR), который будет сдан Рабочей группе Бо-лонского процесса.

Участники Болонского процесса приветствуют внешнюю оценку EQAR и поддерживают агентства по обеспечению качества в подаче заявок на регистрацию. Они позволят зарегистрированным в EQAR учреждениям осуществлять свою деятельность во всем европейском пространстве высшего образования в соответствии с национальными требованиями. В частности, участники Болонского процесса будут стремиться к признанию решений по гарантии качества зарегистрированных в EQAR агентств о совместных программах и двойных дипломах.

Министры установили приоритеты на 20122015 гг.

На национальном уровне, вместе с соответствующими заинтересованными сторонами, и особенно

с высшими учебными заведениями, участники Бо-лонского процесса обязуются:

- обдумать выводы Отчета о реализации принципов Болонского процесса 2012 г. и учесть его рекомендации и заключения;

- усилить политику расширения доступа к образованию и повышать конкуренцию, в том числе меры по увеличению участия малопредстав-ленных групп к 2015 г.;

- создать условия, способствующие развитию личностно ориентированного, инновационного методов обучения и вдохновляющей рабочей и учебной среды, продолжая привлекать студентов и ППС в структуры управления на всех уровнях;

- разрешить зарегистрированным в EQAR агентствам по обеспечению качества осуществлять свою деятельность через европейское пространство высшего образования в соответствии с национальными требованиями;

- работать над увеличением трудоустройства, непрерывного образования, предпринимательских способностей через развитие сотрудничества с работодателями, особенно в области разработки образовательных программ;

- обеспечить внедрение квалификационных рамок, ECTS и Приложения к диплому, основанных на результатах обучения;

- пригласить страны, которые не могут завершить национальные рамки квалификаций, совместимых с QF-EHEA, к концу 2012 г. удвоить их усилия и представить пересмотренный план для решения этой задачи;

- внести рекомендации к стратегии «Мобильность для лучшего обучения» и работать по направлению полной портативности национальных грантов и займов по ЕПВО;

- пересмотреть национальное законодательство для полного соответствия с Лиссабонской конвенцией по признанию, способствовать использованию руководства EAR для продвижения практик признания;

- поддерживать альянсы, основанные на знаниях, в ЕПВО и нацеленные на исследования и технологии.

С Бухарестской конференции началась новая фаза Болонского процесса.

14-15 мая 2015 г. в Ереване (Армения) прошла очередная конференция министров образования стран - участниц Болонского процесса и четвертый политический форум ее секретариата. По десяти направлениям проходила дискуссия. На встречу прибыли не только 47 европейских министров образования, но и 50 их коллег из других крупнейших стран мира. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона перестраивают свою образовательную политику, ориентируясь на Болонские принципы.

Армения стала первой страной Содружества Независимых Государств, которой доверено проведение очередной конференции министров образования государств - участников Болонского процесса. Она удостоена чести стать «столицей» ЕПВО, так как ей удалось осуществить предложенные реформы, в то же время во многих государствах они не доведены до конца. Республика Армения участвовала во всех мероприятиях Болонского процесса и хорошо зарекомендовала себя в роли его сопредседателя.

В первый же день форума была удовлетворена заявка Белоруссии о вступлении в ряды стран, подписавших Болонскую декларацию. Заявки в болон-ские ряды представляли также Косово и Нагорный Карабах, но рассмотрение их было отложено в связи с разногласиями по поводу статуса этих территорий.

Было отмечено, что европейское пространство высшего образования добилось большого прогресса. Вузы не только обучают навыкам и передают знания. Они также генерируют знания с тем, чтобы создавать общество, которое на них основывается. Высшее образование создает экономику, ее отрасли, помогает формировать общество, к которому мы стремимся, помогает закреплять демократические традиции и взаимоуважение, Европа планирует строить университеты будущего и находиться в авангарде инновационного процесса.

В отчете отмечено, что ситуация с рабочими местами для выпускников вузов стала хуже: трое из десяти студентов не оканчивают учебу, есть проблемы с обеспечением качества, сложность мигрантам при поступлении в вуз, только в 10 странах принципы Болонского процесса прописаны в законодательствах, только 37 стран находятся в «зеленой» зоне, то есть они соответствуют нормам Болонского процесса. В целом нет единой образовательной модели, часто приходится иметь дело с различными образовательными системами, которые все больше отдаляются друг от друга. По-прежнему актуальными являются проблемы качества и доступа, особенно для мигрантов.

Участники форума признали, что есть много проблем с признанием кредитных единиц - в разных странах нормативы различаются, особенно когда речь идет о сокращенной версии учебной программы и диплом должен быть представлен в другой стране, возникла необходимость решения вопроса о включении таких программ в квалификационную систему, во многих странах студенты не привлечены к управлению высшим образованием.

Только диверсификация, автономность, мобильность смогут содействовать странам преодолению кризиса на рынке труда.

Министр образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливанов в своем докладе не стал обсуждать демографические и экономические проблемы

Европы, а рассказал, как Россия использует Болон-ский процесс, что российские процедуры признания результатов обучения и использование системы зачетных единиц унифицированы с европейскими процедурами. Это позволяет обеспечивать выпускников российских вузов знаниями, умениями и компетенциями как для продолжения учебы, так и для выхода на европейский рынок труда. Программа конкурентоспособности вузов России «5-100» способствует повышению качества высшего образования в Российской Федерации, а программа «Глобальное образование» усиливает мобильность и дает возможность талантливым студентам получить образование в лучших мировых вузах при условии, что они потом будут постоянно работать в России.

В Ереванском коммюнике поставлена задача до 2020 г. сформировать Европейское пространство высшего образования, где всеобщие цели применяются во всех странах-членах... где автоматическое признание квалификаций является действительностью, обеспечивая свободную мобильность студентов и выпускников.

В Ереванском коммюнике впервые закреплено право учащихся и преподавателей из зон конфликтов участвовать в образовательных программах Бо-лонского процесса.

В Приложении к Ереванскому коммюнике отмечено, что страны - участницы Болонского процесса обязуются:

- включить краткосрочные квалификации во всеобщую структуру квалификаций ЕПВО (QF-EHEA);

- пересмотреть национальные структуры квалификаций в целях обеспечения соответствия с предшествующим образованием;

- содействовать реализации социального измерения высшего образования в ЕПВО;

- подготовить обзор о соответствии национальных законодательств положениям Лиссабонской конвенции признания квалификаций на основе национальных отчетов Комитета конвенции;

- устранить препятствия на пути признания профессиональных достижений и предшествующего обучения целям установления уровня квалификации и доступа к программам более высокого уровня;

- содействовать мобильности студентов, персонала, грантов и кредитов;

- разрешить вузам для внешней оценки качества использовать агентства, зарегистрированные в EQAR, при соблюдении национального регламента принятия решения о результатах оценки.

Следующий саммит министров образования стран - участниц Болонского процесса пройдет во Франции в 2018 г.

В России, которая Болонскую декларацию подписала в сентябре 2003 г., научной и университетской общественностью наиболее активно обсуждаются цели и принципы анализируемого процесса, например, содержание и язык Приложения к диплому. Участниками Болонского процесса решено выдавать Приложение каждому выпускнику бесплатно на одном из широко распространенных в Европе языков, соблюдать Лиссабонскую конвенцию по признанию документов о высшем образовании 1997 г. Россия ратифицировала Лиссабонскую конвенцию, однако у нас пока нет четкого различения понятий академической квалификации и профессиональной квалификации [4].

В октябре 2007 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

17 ноября 2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Для подготовки материалов для Национального доклада 2015 г. было проведено специальное исследование, в котором период 2010-2014 гг. рассматривается в целом как важный этап интеграции системы высшего образования России в Европейское пространство высшего образования, однако выявлен и ряд проблем.

27 февраля 2015 г. при Минобрнауки России была создана Рабочая группа по Болонскому процессу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Академическая общественность и руководство Минобрнауки России ищут наиболее эффективные пути дальнейшего развития российской высшей школы, оптимальных условий и возможностей ее интеграции в европейское образовательное пространство. Большое внимание этим проблемам уделялось работниками Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС».

Ни в академической среде, ни в аппарате Министерства образования и науки Российской Федерации в настоящее время нет единого понимания механизмов реализации болонских принципов в отечественной системе образования с сохранением ее специфики. Хотя многими ведущими университетами страны уже сделаны успешные шаги на пути перевода системы образования на рельсы Болонского процесса, нельзя исключать из поля зрения то обстоятельство, что подавляющее большинство российских вузов, особенно региональных, вообще не только не приступили к сколько-нибудь активным шагам по внедрению болонских требований в образовательную практику, но даже

не включились в обсуждение этой проблематики

[5].

Двухступенчатая система высшего образования. Правильнее говорить о трехступенчатой системе, которая помимо бакалавриата и магистратуры в качестве третьей ступени включает аспирантуру (или тождественную ей в Европе докторантуру). Главным признается не количество лет обучения на той или иной ступени, а уровень компетенции. При этом каждая ступень должна готовить не только к выходу на рынок труда, но и к продолжению обучения на следующей ступени. В отличие от России, где бакалавры испытывают значительные трудности с устройством на работу, в США и Европе они востребованы рынком труда. Отечественные стандарты высшего образования магистров и дипломированных специалистов ориентированы как раз на второй уровень квалификации. Поэтому, согласно Болонской декларации, если международная экспертиза установит компетенции выпускников соответствующими второй ступени, то не будет иметь значения, получено это образование по традиционной российской программе вузовского образования (диплом специалиста) или по двум последовательным ступеням.

Система зачетных единиц создавалась в Европе как средство обеспечения студенческой мобильности (European Credit Transfer System - ECTS) с гарантией трансформации из переводной в накопительную. Это правило в целом соответствует традициям российской высшей школы фиксировать в приложении к диплому не только академическую успеваемость по каждой дисциплине, но и продолжительность ее изучения. Чтобы привести российское приложение к диплому в соответствие с требованиями к Diploma Supplement, в котором используется ECTS, надо определить параметры академической квалификации и обеспечить точность перевода с русского языка всех наименований дисциплин, других видов учебной работы.

Качество образования в Европе стало лозунгом последних 20 лет и следствием широкомасштабных реформ национальных систем образования.

В 1991 г. Комиссия Европейского сообщества опубликовала Меморандум о высшем образовании, в котором были сформулированы приоритеты развития и преобразований высшей школы европейских стран, созвучные положениям Сорбонской и Болонской деклараций [6].

В Болонской декларации эта проблематика описывается как «содействие европейскому сотрудничеству в области оценки качества посредством разработки сопоставимых критериев и методологий»

[7].

Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования обеспечивает-

ся прежде всего путем разработки необходимых критериев. Здесь выделяются три уровня: вуз, страна, Европа в целом. Каждая страна - участник процесса оценивает программы вузов на основе системы аккредитации и сопоставимых процедур, публикует результаты оценки качества образования специалистов, участвует в международном сотрудничестве и создании сети агентств, специализирующихся на определении качества высшего образования. В последние 7 лет некоторые страны приступили к формированию систем гарантии качества под влиянием Болонского процесса. Важным и нереализованным пока в России критерием является участие студентов в оценке качества обучения в вузе, публикация результатов этой оценки.

На европейском уровне в соответствии с требованиями Болонской декларации создаются не только согласованные стандарты и процедуры оценки качества образования, но и согласуются методы аккредитации самих агентств, занимающихся определением качества образования.

В 2005 г. на очередной конференции министров в Бергене ЕНКВА представила доклад на тему «Стандарты и руководство по обеспечению качества в европейском пространстве высшего образования».

Доклад был подготовлен ЕНКВА совместно с Европейской ассоциацией университетов (ЕАУ), Национальными союзами студентов в Европе (ЕСИБ) и Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE) после обсуждения с различными профильными сетями. Разумеется, доклад впитал в себя исследования и разработки, сделанные СЕПЕС ЮНЕСКО.

Главные рекомендации доклада:

- разработать европейские стандарты по внутреннему и внешнему обеспечению качества, а также стандарты для агентств по внешнему обеспечению качества;

- проводить каждые пять лет циклическую оценку европейских агентств по обеспечению качества;

- сделать акцент на субсидиарности, при этом по возможности проводить оценку внутри страны;

- составить Европейский реестр агентств по обеспечению качества;

- создать Европейский консультативный форум по обеспечению качества высшего образования [8].

Вместе с тем на юбилейной встрече министров, ответственных за высшее образование, европейских стран - участниц Болонского процесса 11 марта 2010 г. в Будапеште (Венгрия) новый Президент ENQA Аким Хопбах (Германия) еще раз озвучил основные принципы развития систем гарантии качества образования:

- высшие учебные заведения несут основную ответственность за качество высшего образования;

- все формы и процедуры гарантии качества должны быть ориентированы на дальнейшее совершенствование качества образования;

- многообразие подходов приветствуется, если применяются единые для всех принципы оценки и гарантии качества;

- все участники образовательного процесса, и особенно студенты, участвуют в процедурах и работе органов гарантии качества;

- агентства гарантии качества являются независимыми.

26-27 апреля 2012 г. в Бухаресте состоялась Конференция министров, ответственных за высшее образование, в рамках конференции прошел третий Болонский форум "Beyond the Bologna process: Creating and connecting national, regional and global higher education spaces".

Участники Болонского процесса считают, что обеспечение качества имеет большое значение для установления доверия к европейскому пространству высшего образования и для усиления привлекательности предложений ЕПВО, включая трансграничное образование. Они готовы как поддерживать социальную ответственность за обеспечение качества, так и активно привлекать широкий круг заинтересованных сторон в этом процессе. Участники Болонского процесса признательны ENQA, ESU, EUA и EURASHE (группа E4) за доклад о ходе реализации и применении "Европейских стандартов и руководящих принципов по обеспечению качества" (ESG). Они решили пересмотреть ESG для совершенствования понимания, применимости и полезности, включая их сферу деятельности. Пересмотр будет основан на первоначальном предложении, подготовленном Е4, в сотрудничестве с Education International, BUSINES SEUROPE и Европейским реестром по обеспечению качества высшего образования (EQAR), который будет сдан Рабочей группе Болонского процесса.

Министры приветствовали внешнюю оценку EQAR и поддержали агентства по обеспечению качества в подаче заявок на регистрацию. Они позволят зарегистрированным в EQAR учреждениям осуществлять свою деятельность во всем европейском пространстве высшего образования в соответствии с национальными требованиями. В частности, участники Болонского процесса будут стремиться к признанию решений по гарантии качества зарегистрированных в EQAR агентств о совместных программах и двойных дипломах.

В соответствии с нормативными документами Болонского процесса оценку качества образования и аккредитацию вузов должны проводить негосударственные аккредитационные агентства, призна-

ваемые государственными органами, осуществляющими политику в области образования.

В России сложилась государственная система оценки качества образования и программа аккредитации, от чего в Европе предлагают отказаться. Судьбу высших учебных заведений Российской Федерации решает проводимый государством мониторинг со спорными критериями оценки деятельности вузов, учета их специфики. Можно поддержать предложение Л. Н. Сахьянова о проведении внутреннего мониторинга [9]. С точки зрения европейских критериев пока уязвимым местом российской системы ВПО остается контроль качества на промежуточных рубежах обучения.

Еще одна серьезная проблема - признание качества европейских, американских, азиатских дипломов в России. Очевидно, что вступление РФ в ВТО спровоцирует продвижение иностранных университетов и их выпускников в нашу страну.

Содействие европейским воззрениям в высшем образовании (в духе концепции европеизма), по мнению специалистов, весьма далеко от актуальных проблем российской высшей школы, поскольку образование призвано давать более широкий взгляд на мир. Развивающая идеи Болонского процесса Декларация в Глазго (EAU, 2005) называется «Сильные университеты для сильной Европы». Про Россию в Декларации ничего не сказано.

Содействие мобильности студентов, преподавателей, исследователей, административного персонала вузов представляет наиболее сложную задачу для России.

Переход к унифицированной общеевропейской системе подготовки квалифицированных кадров обусловлен процессами экономической глобализации, требует совместимости образовательных программ. Российский рынок труда вполне обеспечивает традиционный специалист. Даже вступление в ВТО при сегодняшней экспортно-сырьевой ориентации российской экономики не является гарантией скорой глобализации нашего рынка труда.

Приходится учитывать также борьбу глобальных, региональных и национальных интересов на рынке образовательных услуг. Высшее образование из элитарного превратилось в массовое, стало глобальной высокодоходной индустрией с оборотом в 27 млрд дол. Отсюда интерес правительств многих стран к общенациональным программам привлечения иностранных студентов. Они есть во Франции, Великобритании, Нидерландах, Японии, США. По прогнозам экспертов, численность студентов, обучающихся за границей, к 2020 г. может достигнуть 2,8-3,0 млн. Соединенные Штаты получают за обучение иностранных студентов от 10 до 12 млрд долларов в год. В России на начало 2013/2014 учебного года обучалось 205 615

иностранных студентов [10, с. 160-161], причем 15 000 из них учились за счет государственного бюджета Российской Федерации.

Присоединение России к ВТО означает взятие на себя обязательств предоставить членам ВТО режима наибольшего благоприятствования в торговле образовательными услугами. Вероятность проникновения западноевропейских провайдеров на российский рынок образования невелика, что связано с низкой платежеспособностью большинства населения. А вот отток в Европу и США состоятельных российских абитуриентов и студентов - вполне реальное явление. Главными достоинствами российской модели образования остаются фундаментальность, научность и практическая направленность. Система кредитов и модульно-фрагментарные способы усвоения учебного материала, предусмотренные Болонскими соглашениями, вступают в противоречие с курсовой системой обучения. Практика реализации Болонского соглашения показывает трудности процесса образовательной глобализации. В ряде стран ЕС переход на единый образовательный стандарт идет медленными темпами, в то время как некоторые университеты (например, Оксфордский или Кембриджский) вообще провозглашают неучастие в Болонском соглашении [11].

Главным в Болонском процессе считается сочетаемость учебных программ, обеспечивающая академическую мобильность студентов и сравнимость качества подготовки специалистов. Насколько эта проблема актуальна для наших студентов? Представляется, что для России проблема академической мобильности пока является умозрительной. Она и в западноевропейских вузах сегодня не вполне решена. Например, в Италии вообще нет бакалавров, а в Великобритании немецкий бакалавриат считается недостаточным для поступления в английскую магистратуру.

Кроме этого, отмечаются определенные обстоятельства, которые в ходе реализации Болонского процесса могут оказать прямое отрицательное воздействие на систему российского образования. В качестве главного из них указывают на отсутствие в России существенного государственного финансирования Болонского процесса, в то время как по опыту других стран-участниц на финансирование этих реформ в переходный период, как правило, расходуется до 60 % бюджета национальных министерств образования и отдельных вузов.

Конечно, нельзя сводить все реформы образования только к Болонскому процессу, тем более в российских традициях кампанейщины. Необходимо ориентироваться на мировые тенденции и в то же время учитывать внутренние потребности и российскую ментальность.

Пауза в интенсивности международного образовательного сотрудничества России со странами Европы дает возможность более отстраненно рассматривать различные аспекты Болонского процесса и его влияние на направленность преобразований, проводившихся в последние десять лет в высшей школе Российской Федерации.

В контексте интересов национальной безопасности нашей страны, с учетом проблем глобализации и последних изменений международной обстановки можно предложить Министерству образования и науки Российской Федерации идею формирования альтернативной евроазиатской образовательной системы стран СНГ и Балтии, базирующейся на русском языке, что позволит вернуть ему былое величие и могущество, а России - укрепить на международной арене свои позиции связующего звена между Востоком и Западом, а также развивать сотрудничество в области высшего образования со странами Азии и Тихоокеанского региона в формате БРИКС и в формате АТЭС.

Список литературы

1. Ткач Г. Ф., Сенашенко В. С. Болонский процесс: обзор эволюции приоритетов и промежуточные итоги // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 120.

2. Грудзинский А. О., Бедный А. Б. Университетский трансфер знаний для устойчивого роста // Alma mater. 2010. № 9. С. 26.

3. The Bologna Process - 2020 -The European Higher Education Area in the new decade: Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. Leuven and Louvain-la-Neuye, 28-29 April 2009 // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 156-162.

4. Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 6.

5. Чарная И. В. Российские реалии гуманитарной университетской науки в контексте Болонского процесса // Юридическое образование и наука. 2007. № 4. С. 18-24.

6. Memorandum of Higher Education in the European Community // Commission of the European Communities. Brussels. 1991. 23 р.

7. The European Higher Education Area. Joint Declaration of the Ministers of Education. Bologna. 1999. 19 June. P. 2.

8. Иванов С. С., Волкова И. Е. Качество по европейской шкале // Платное образование. 2005. № 11. С. 15.

9. Сахьянов Л. Н. Управление качеством образовательного процесса как педагогическая проблема // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 1. С. 144-148.

10. Россия в цифрах. 2014: крат. стат. сб. / Росстат М., 2014. 558 с.

11. Желтов В. Болонская декларация и российское образование // Педагогика. 2007. № 9. С. 111--112.

Степанов В. И., кандидат педагогических наук, ректор. Алтайский экономико-юридический институт. Пр. Красноармейский, 108, Барнаул, Россия, 656015, E-mail: rector@aeli.altai.ru

Материал поступил в редакцию 26.10.2015.

V I. Stepanov

PROBLEMS OF FORMING EUROPEAN SPACE OF HIGHER EDUCATION WITHIN THE BOUNDS OF BOLOGNA PROCESS

The article deals with the problems of forming European space of higher education within the limits of Bologna process. The author comes to the conclusion that qualification levels of higher education conform to Bologna model in 37 oui of 48 countries. It is noted that only in 10 countries the basic principles of Bologna process are registered on a legislative level. The author points out definite circumstances which in the course of realizing Bologna process can exert direct negative influence on Russian higher education system. It is proposed to form an alternative Euro-Asian educational system of CIS and Baltic countries and to cooperate in the sphere of higher education with countries in Asia and the Pacific region in the BRICS and Asia-Pacific Economic Cooperation formats.

Key words: Bologna process, conferences of ministers responsible for higher education, formation of European space of higher education, mobility of students and professors.

References

1. Tkach G. F., Senashenko V. S. Bolonskiy protsess: obzor evolyutsii prioritetov i promezhutochnyye itogi [The Bologna process: the survey of evolution of priorities and interim results]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2015, no. 7, p. 120 (in Russian).

2. Grudzinskiy A. O., Bednyy A. B. Universitetskiy transfer znaniy dlya ustoychivogo rosta [University transfer of knowledge for stable rise]. Alma mater, 2010, no. 9, p. 26 (in Russian).

3. The Bologna Process - 2020 -The European Higher Education Area in the new decade: Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. Leuven and Louvain-la-Neuye, 28-29 April 2009. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2009, no. 7, pp. 156-162.

4. Grebnev L. Rossiya v Bolonskom protsesse: seredina bol'shogo puti [Russia in the Bologna Process: the Middle of the Long Way]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2004, no. 4, p. 6 (in Russian).

5. Charnaya I. V. Rossiyskiye realii gumanitarnoy universitetskoy nauki v kontekste Bolonskogo protsessa [Russian Realia of Humanitarian University Science in the Context of the Bologna Process]. Yuridicheskoye obrazovaniye i nauka - Juridical Education and Science, 2007, no. 4, pp. 18-24 (in Russian).

6. Memorandum of Higher Education in the European Community // Commission of the European Communities. Brussels. 1991. 23 p.

7. The European Higher Education Area. Joint Declaration of the Ministers of Education. Bologna. 1999. 19 June. P. 2.

8. Ivanov S. S., Volkova I. E. Kachestvo po evropeyskoy shkale [Quality due to European Scale]. Platnoye obrazovaniye - Paid Education, 2005, no. 11, p. 15 (in Russian).

9. Sakh'yanov L. N. Upravleniye kachestvom obrazovatel'nogo protsessa kak pedagogicheskaya problema [Quality Control of Educational Prosess as Pedagogical Problem]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 1, pp. 144-148 (in Russian).

10. Rossiya v tsyfrakh. 2014: Kratkiy statisticheskiy sbornik [Russia in Figures. 2014: Brief Statistical Collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2014. 558 p. (in Russian).

11. Zheltov V. Bolonskaya deklaratsiya i rossiyskoye obrazovaniye [The Bologna Declaration and Russian Education]. Pedagogika - Pedagogics, 2007, no. 9, pp. 111-112 (in Russian).

Stepanov V. I.

Altai Economics and Law Institute.

Pr. Krasnoarmeyskiy, 108, Barnaul, Russia, 656015. E-mail: rector@aeli.altai.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.