DOI: 10.12731/2658-4034-2020-3-15-19
ВЕБ-КВЕСТ КАК ТЕХНОлОГиЯ фОРМиРОВАНиЯ
комуникативных универсальных учебных действий при изучении математики
Журавлёва Л.В.
МАОУ «Лицей № 7 города Черняховска», г. Черняховск, Калининградская область, Российская Федерация
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), а именно главы «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», можно сделать вывод, что одной из важнейших задач современного образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, развивающих компетенцию самообразования.
Ключевые слова: веб-квест; школьник; образование; технология; цифровые технологии; универсальные учебные действия.
web quest as a technology for creating communicative universal educational actions in the study of mathematics
Zhuravleva L.V.
School № 7 of the city of Chemyakhovsk, Chernyakhovsk, Kaliningrad region, Russian Federation
In accordance with the Federal state educational standard (FSES), namely the Chapter "Requirements for the results of the main educational program of basic General education", it can be concluded that one of the most important tasks of modern education is the formation
of a set of universal educational actions that develop the competence of self-education.
Keywords: web quest; schoolchild; education; technology; digital technology; universal educational activities.
Введение
Современная реалия характеризуется все усиливающимся противоречием между социальным «заказом» общеобразовательной школы в формирование личности, готовой к работе с окружающей ее информацией и неэффективным выполнением этих потребностей школой. Настоящее исследование показывает, что разрешение данного проблемы возможно путем формирования у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Развитие цифровых технологий с каждым годом набирает все более быстрые темпы, поэтому наш научный интерес направлен на выявление возможностей веб-квест технологии в образовательном процессе.
В наше время педагог должен практично и экономично расходовать время, отведенное на урок. Применение веб-квестов в учебном процессе имеют ряд преимуществ над традиционным проведением уроков, при этом касающихся не только области коммуникаций:
- осуществление совместной коллективной проектной деятельности: преподаватель выступает в роли помощника, а не в роли авторитарного организатора процесса;
- овладение методами и технологиями самостоятельного поиска информации;
- ученик самостоятельно осуществляет выбор проблемного задания и способов его выполнения;
- выполнение индивидуальных творческих заданий.
Таким образом, веб-квест технология обретает всё большую популярность. Для того чтобы способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся, нами был разработан веб-квест. Особенность этих заданий в том, что они должны соответствовать теме "Рациональные числа". Готовые задания мы распределили по ролям, которые развивают коммуника-
тивные универсальные учебные действия [1].
В самом начале учащиеся рассматривают роли по выбранной нами теме веб-квеста. Потом они распределяются на несколько команд. При возникновении каких-либо вопросов, связанных с веб-квестом, в том числе и по техническим задачам, все участники команды должны оказывать помощь друг другу и решать вопросы коллективно. Участие в веб-квесте дает возможность обучающимся найти ответы в увлекательной форме, создать модель, обыграть обстановку, что в скором времени может появиться в самостоятельной жизни, приготовиться к ней [2]. Кроме того, участники веб-квеста приобретут неплохой навык в поиске и переработке данных из интернет-ресурсов, научаться правильно, демонстрировать результат своего труда и далее публично защищать.
Веб-квест с заданиями, направленными на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребенку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности.
Список литературы
1. Алексеева Е.Е. К определению понятия компетентность в цифро-визации образования //Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2019. № 3 (49). С. 78-79.
2. Алексеева Е.Е. Авторская идея концепции формирования математической компетентности будущих учителей математики и информатики // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2019. № 2 (48). С. 154-155.
3. Алехина Н.В., Ларина Е.Н. Опыт разработки и внедрения виртуальных образовательных квестов как средства формирования способности к самоорганизации и самообразованию // Бизнес. Образование. Право. 2018. №. 2. С. 354-360.
4. Арюткина С.В., Напалков С.В. О способе реализации требований ФГОС по математике посредством использования тематических
образовательных Web-квестов // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов. 2014. С. 80-85.
5. Булганина С.В., Тюмина Н.С., Погодина Т.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Наука, техника и образование. 2015. №. 9 (15).
6. Виштак Н.М., Ходакова Н.П. Использование Web-технологий в развитии коммуникативных действий обучающихся детской компьютерной школы // Современные образовательные Web-технологии в системе школьной и профессиональной подготовки. 2017. С. 29-32.
7. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования.
8. Макарова Л.А. Веб-квест как средство формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов. 2018. С. 66.
9. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №. 3 (22).
10. Христова Н.А. Образовательный веб-квест как метод интерактивного обучения //Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 2-2.
References
1. Alekseeva E.E. K opredeleniyu ponyatiya kompetentnost' v tsifrovizat-sii obrazovaniya // Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii ry-bopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2019. № 3 (49). S. 78-79.
2. Alekseeva E.E. Avtorskaya ideya kontseptsii formirovaniya matematich-eskoy kompetentnosti budushchikh uchiteley matematiki i informatiki // Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2019. № 2 (48). S. 154-155.
3. Alekhina N.V., Larina E.N. Opyt razrabotki i vnedreniya virtual'nykh obrazovatel'nykh kvestov kak sredstva formirovaniya sposobnosti k sa-moorganizatsii i samoobrazovaniyu // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2018. №. 2. S. 354-360.
4. Aryutkina S.V., Napalkov S.V. O sposobe realizatsii trebovaniy FGOS po matematike posredstvom ispol'zovaniya tematicheskikh obrazovatel'nykh Web-kvestov // Informatsionnye tekhnologii v obespechenii federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov. 2014. S. 80-85.
5. Bulganina S.V., Tyumina N.S., Pogodina T.V. Osobennosti formirovaniya kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy uchashchikhsya // Nauka, tekhnika i obrazovanie. 2015. №. 9 (15).
6. Vishtak N.M., Khodakova N. P. Ispol'zovanie Web-tekhnologiy v razvitii kommunikativnykh deystviy obuchayushchikhsya detskoy komp'yuter-noy shkoly //Sovremennye obrazovatel'nye Web-tekhnologii v sisteme shkol'noy i professional'noy podgotovki. 2017. S. 29-32.
7. Igumnova E.A., Radetskaya I.V. Kvest-tekhnologiya v kontekste trebo-va-niy FGOS obshchego obrazovaniya //Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia.
8. Makarova L.A. Veb-kvest kak sredstvo formirovaniya poznavatel'nykh universal'nykh uchebnykh deystviy v protsesse obucheniya inostran-nomu yazyku // Razvitie nauki i tekhniki: mekhanizm vybora i realizatsii prioritetov. 2018. S. 66.
9. Tyurikova S.A. Kommunikativnye universal'nye uchebnye deystviya: sushchnost' i pokazateli sformirovannosti //Internet-zhurnal Naukove-denie. 2014. №. 3 (22).
10. Khristova N.A. Obrazovatel'nyy veb-kvest kak metod interaktivnogo obucheniya // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014. № 2-2.