УДК 371
\
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ЗНАКОМСТВА ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Иванова Наталья Валентиновна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет), г. Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
Трояновская Наталья Ивановна,
кандидат педагогических наук, заместитель директора школы, учитель математики МАОУ № 186 «Авторская академическая школа», Нижний Новгород; доцент кафедры математики и математического образования ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет), г. Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
Абашидзе Наталья Евгеньевна,
учитель начальных классов МБОУ «Школа № 169», г. Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАССМОТРЕНИЮ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ВОЗМОЖНЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. АВТОРАМИ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КВЕСТА С ЦЕЛЬЮ ЗАБЛАГОВРЕМЕННОГО ЗНАКОМСТВА УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЁРТЫХ КЛАССОВ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ, ЕЁ СУБЪЕКТАМИ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ. ПО ИТОГАМ АПРОБАЦИИ КВЕСТА НА БАЗЕ ДВУХ ШКОЛ Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА ВЫЯВЛЕНЫ ВЫСОКАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ ПРОВЕДЁННЫМ КВЕСТОМ И ПРИЗНАНИЕ ЕГО ВАЖНОСТИ.
• квест-технология • образовательный квест •
• основная школа • преемственность
Реализация требований ФГОС начального общего образования, обеспечение развития у младших школьников важнейших личностных характеристик, заявленных в «портрё-те выпускника начальной школы», делают необходимым применение учителями начальных классов современных эффективных личностно-развивающих педагогических технологий. В настоящий момент среди достаточно большого разнообразия педагогических технологий, используемых в начальной школе [3], всё чаще упоминается квест-технология. Отметим, что относительно недавнее включение квестов (от англ. quest — вопрос, поиск) в отече-
образовательная среда • начальная школа
ственную образовательную практику и выделение квест-технологии в качестве объекта педагогических и психологических исследований объясняют выраженную вариативность дефиниций квест-технологии, подходов к классификации образовательных квестов, а также выявляют недостаточность методических рекомендаций по применению данной технологии на различных ступенях образования.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что на сегодняшний день образовательные квесты используются преимущественно в вузах, средней
и старшей школе, а в начальном звене школьного образования квест-технология ещё не получила должного признания и распространения. В отдельных публикациях в профильной периодике, материалах научно-практических конференций описан опыт организации в начальной школе монодисциплинарных образовательных квестов, охватывающих проблематику в рамках отдельных учебных предметов: математики [10], литературного чтения [4, 9], окружающего мира [12, 14], иностранного языка [7]. В ряде немногочисленных работ освещены междисциплинарные квесты, интегрирующие знания и умения младших школьников из различных предметов [1, 15]. При этом следует констатировать существенное преобладание описаний организации в начальной школе веб-квестов (webquest), выполняемых в сети Интернет, по сравнению с квестами, проводимыми в реальном режиме (реал-квесты), называемыми некоторыми авторами «живыми» [11]. В целом, опираясь на проведённый анализ, считаем необходимым отметить, что сфера применения и развивающий потенциал квест-техно-логии в начальном звене школьного образования ещё недостаточно изучены и описаны, требуют дальнейшего исследования и дис-семинации.
Целью статьи является раскрытие возможности использования квест-технологии для ознакомления четвероклассников с образовательной средой основной школы, в качестве одного из средств решения проблемы преемственности начального и среднего звеньев школьного образования.
Основываясь на анализе современных публикаций [2, 6, 8, 13], мы рассматриваем квест-технологию (технологию образовательных квестов) в качестве самостоятельной оригинальной педагогической технологии, отвечающей всем необходимым критериям технологичности: концептуально-сти, системности, эффективности, воспроизводимости, управляемости. В своей работе мы придерживаемся определения квест-технологии, предложенного Е.А. Игумновой, И.В. Радецкой, и вслед за авторами под данной технологией понимаем интегрированную технологию, объединяющую «идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающую целенаправлен-
ный поиск при выполнении главного проблемного задания и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету» [6, с. 51-52].
Квест-технология использовалась нами в системе экспериментальной работы, направленной на профилактику затруднений в адаптации школьников к образовательной среде при переходе в пятый класс [5]. Исследование осуществлялось на базе двух школ Нижнего Новгорода — № 169 и 186, являющихся экспериментальными площадками НГПУ им. Козьмы Минина.
Необходимость обеспечения преемственности между начальной и основной школой заявлена в федеральном государственном образовательном стандарте. Однако приходится согласиться со словами Г. А. Цукерман, что «...вечный вопрос о преемственности образовательных ступеней по-прежнему остаётся нерешённым» [17, с. 21]. В психологических исследованиях отечественных авторов (А.К. Бикметовой, Т.Н. Князевой, Н.В. Литвиненко, А.М. Прихожан, О.А. Сизовой, Г.А. Цукерман и других) выделены такие серьёзные и распространённые проблемы, «кризисные явления», испытываемые школьниками при переходе в пятый класс, как:
• снижение учебной мотивации;
• резкое увеличение школьной, самооценочной, межличностной тревожности учащихся;
• повышение конфликтности, эмоциональной возбудимости.
Педагоги дополняют этот перечень снижением академической успешности (успеваемости) пятиклассников. Все названные проблемы, по мнению современных психологов, обусловлены двумя видами причин: внешними, связанными с существенными различиями средней и начальной школы, и внутренними, связанными с психо-воз-растными изменениями, с переходом от младшего школьного к подростковому возрасту. Как отмечает Г.А. Цукерман, при поступлении учащихся в основную школу происходит синхронизация, совпадение двух кризисов: образовательного и возрастного [17]. Если возрастной предподро-стковый кризис естествен и его «надо прожить», то образовательный кризис, вызванный переходом на другую ступень
Внедрение у прпмш
образования, искусствен, «рукотворен» и требует предотвращения.
Считаем, что одной из важнейших составляющих в системе работы по профилактике образовательного кризиса при переходе в пятый класс и связанных с ним психологических проблем является заблаговременное знакомство четвероклассников с пространством и учителями основной школы. Как показал проведённый нами опрос педагогов начальных классов более 50 школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области (опрос выполнен преподавателями кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина), а также анализ публикаций в профильной периодике, данное направление работы реализуется только в единичных школах в форме экскурсий (реальных и виртуальных), дня открытых дверей, встреч с педагогами среднего звена, открытых уроков.
Однако, по нашему убеждению, именно образовательный квест позволяет организовать знакомство четвероклассников с пространством и учителями пятых классов максимально интересно и продуктивно для учащихся, при этом мы считаем наиболее подходящей форму реального («живого») квеста. Наша убеждённость основывается на специфике квест-технологии. С одной стороны, четвероклассников «захватывает» и увлекает игровой сюжет и приключенческий компонент квеста. С другой стороны, образовательный квест предполагает наличие материального продукта, который в дальнейшем можно использовать. Аргументом в пользу реального квеста по сравнению с веб-квестом в нашем случае является то, что четвероклассники смогут не только увидеть будущих педагогов, но и пообщаться с ними в процессе решения увлекательных заданий, задать возникшие вопросы по преподаваемой ими дисциплине, о назначении определённых предметов в кабинете и другие.
Представим основные содержательно-организационные аспекты квеста, целью которого является знакомство учеников параллели четвёртых классов с пространственно-предметным компонентом и субъектами образовательной среды основной школы.
Инициатором или заказчиком проведения квеста выступают педагоги параллели четвёртых классов. Организация квеста может реализовываться разными субъектами образовательной среды в зависимости от имеющихся в конкретной школе возможностей и ресурсов. Так, например, в школе № 186 квест для параллели четвёртых классов был организован коллективом педагогов пятых классов вместе с пятиклассниками, в школе № 169 — учениками 10-го профильного педагогического класса при поддержке педагогов. Отметим, что разработка и проведение квеста для четвероклассников, по своей сути, являются для его организаторов творческим и практико-ориентированным проектом; таким образом, описываемый квест содержит развивающие возможности не только для своих адресатов, но и для разработчиков — старшеклассников, педагогов.
Название квеста в соответствии с игровой составляющей технологии должно быть интересным, оригинальным, достаточно кратким, например: «Школьные лабиринты», «Территория будущего», «Тайны средней школы», «Портал в пятый класс», «Школково». Основными задачами квеста являются:
• нивелирование школьной тревожности учащихся, связанной с переходом на новую образовательную ступень;
• совершенствование коммуникативных универсальных учебных действий четвероклассников;
• развитие познавательной мотивации учащихся;
• формирование познавательных общеучебных универсальных действий;
• преодоление замкнутости образовательной среды начальной школы.
На вступительном (или стартовом) этапе образовательного квеста предусмотрены: знакомство участников с его легендой или сюжетом, формулировка основной проблемы и образовательной задачи. Четвероклассники получают письмо из будущего от самих себя:
«Территория пятых классов полна загадок и тайн, Хранителей удивительных полезных и новых знаний. Там много лабиринтов, переходов, лестниц, тупиков, неизвестных комнат. Познакомиться с этой территорией
можно уже сейчас, пройдя испытания на сообразительность, смекалку, глубину знаний, ловкость, взаимопомощь. Мы знаем, что вы справитесь со всеми трудностями, и когда вы станете пятиклассниками, вы не растеряетесь, будете уверены в себе, ведь все тайны территории пятых классов будут вам уже известны. Чтобы не забыть свои открытия, вам надо составить карту территории пятых классов, а верными помощниками в этом нелёгком деле вам станут самые лучшие пятиклассники школы и путеводитель».
Таким образом, главной задачей для детей и продуктом квеста является составление опорной схемы (карты) с обозначением местонахождения кабинетов, где будут преподаваться дисциплины, изучаемые в пятом классе, и указанием ФИО педагогов-предметников. Мотивацией к качественному выполнению данной задачи выступает тот факт, что опорная схема создаётся для самих себя в скором будущем, и чем точнее и полнее она будет, тем легче, быстрее и удобнее можно ориентироваться в пространстве и педагогах среднего звена, став пятиклассником.
На основном (или деятельностном) этапе образовательного реал-квеста организуется выполнение школьниками предусмотренных заданий. Для участия в квесте четвероклассникам предлагается разделиться на группы (по 8-10 человек), каждую из которых будет сопровождать пятиклассник. Группы могут создаваться в рамках класса или быть смешанными, объединять детей из всей параллели. Пятиклассник в квесте играет роль осведомлённого лица, который прекрасно ориентируется в пространстве и учительском составе средней школы. Навигатором (путеводителем) квеста является маршрутный лист. Он представляет собой стрелочную схему, содержащую номера кабинетов, указание этажа, и регламентирует движение группы учащихся в квесте.
Логика передвижения в рамках квеста следующая:
• дети смотрят на маршрутном листе локацию указанного кабинета (этаж, крыло или рекреация, номер);
• перед тем как найти необходимый кабинет, ученики с помощью специального задания должны определить, какая дисцип-
лина в нём изучается (делается это до входа в кабинет, так как нередко само его пространство «подсказывает» учебную дисциплину); • четвероклассники перемещаются в необходимый кабинет, где знакомятся с «Хранителем новых знаний» (учителем), и так далее, пока не будет пройден весь маршрут.
Среди заданий, предлагаемых учащимся по маршруту движения, отметим такие, как: ребусы, загадки, кроссворды, расшифровки, отыскивание букв и составление из них слова, письмо с секретом (необходимая надпись сделана воском или невидимыми чернилами), зеркальный текст, пазлы и их комбинации. Знакомство с учителями из среднего звена также организуется с использованием различных приёмов: «Поиск лица учителя на его школьном фото», «Угадай, какой я», «Составление портрета учителя», «Пресс-конференция», «Расскажи о себе», «Кто умеет», «Формула моей личности», «Данетка». Приведём примеры некоторых заданий из квеста.
Задание 1. В этой коробке находятся буквы, из которых вам надо составить название учебной дисциплины. Все буквы спрятаны в волшебные сундучки (контейнеры от «кин-дер-сюрприза»), некоторые сундучки пустые, в некоторых — вовсе не буквы. В итоге, найдя все буквы, дети составляют слово «География».
Задание 2. На листе бумаги написана воском подсказка учебного предмета. Чтобы подсказка стала видна, нужно закрасить лист акварельной краской. Надпись на листе: Древний Египет. Дети отгадывают название учебной дисциплины — «История».
Задание 3. Номер следующего кабинета в маршрутном листе не проставлен, значит, нам надо его отгадать, а для этого победить математическую «змею» (детям предлагается пример с большим количеством арифметических действий, ответ на который будет номером кабинета). Но и это ещё не всё, ведь то, что «змея» была математической, вовсе не означает, что это кабинет математики. Название дисциплины зашифровано, вот оно: А2 Б3 В2 Б6 В2 А4 Б3 Д5.
Его можно расшифровать, пользуясь следующим шифром (рис. 1).
Внедрение h нрпмш
1 2 3 4 5 6 7
А А Б В Г Д Е Ё
Б Ж З И Й К Л М
В Н О П Р С Т У
Г Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ
Д Ы Ь Э Ю Я
Рис. 1. Шифр к заданию квеста
Применяя шифр, учащиеся отгадывают название дисциплины — «Биология».
На итоговом (рефлексивно-оценочном) этапе квеста организуется сопоставление достигнутого результата с поставленной образовательной задачей, оценка проделанной работы. После подведения итогов четвероклассникам было предложено оценить степень заинтересованности квестом и его важность (полезность) на отрезках длиной 10 сантиметров, где один конец обозначает нулевую заинтересованность, нужность, а противоположный конец — максимальную их выраженность (принцип построения методики «Самооценка» Т. Дембо-С. Рубинштейн). Полученные результаты позволяют говорить о высокой заинтересованности четвероклассников из обеих школ проведённым квестом (средний балл по всей выборке — 8,6 из 10) и признанием его важности (9,2 балла из 10).
Обобщим основные классификационные характеристики представленного квеста, знакомящего четвероклассников с основной школой:
• по логике прохождения заданий — линейный, поскольку задания выполняются по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так — до того момента, пока не пройдут весь маршрут;
• по сфере актуализации и применения предметных знаний — междисциплинарный (дети получают задания из различных дисциплин);
• по широте и способу коммуникаций — групповой, командный;
• по продолжительности — два урока на все этапы, включая рефлексию.
• Отметим, что описанный нами квест для четвероклассников обладает всеми основными характеристиками образовательного квеста и квест-технологии в це-
лом, выделенными в литературе [6, 16]:
• дискретностью (наличием определённых этапов, стадий, прохождение которых фиксируется и оценивается);
• детерминированностью (основные правила квеста заданы заранее и не могут меняться в процессе);
• результативностью (целью является достижение конкретного, заранее определённого результата);
• игровым сюжетом (наличие сюжета или легенды);
• решением образовательных задач;
• сочетанием активных и интерактивных методов.
Подводя итоги, подчеркнём, что в нашей работе мы остановились только на одной из возможных и не представленной в публикациях сфер применения квест-техноло-гии в начальном звене школьного образования — для решения проблемы преемственности начальной и основной школы. Представляется актуальной популяризация данной педагогической технологии путём знакомства с ней будущих педагогов в вузовском образовании, привлечения студентов к разработке образовательных квестов для использования в начальной школе. В качестве перспективного направления нашей работы рассматриваем дальнейшее проектирование и апробацию квестов, позволяющих расширить коммуникации младших школьников, включить их в разновозрастное сотрудничество, в том числе с педагогами и учениками из средней школы. □
Литература
1. Афанасьева Л.О., Поречная Е.А. Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе // Школьные технологии. — 2012. — № 6. — С. 149-159.
2. Гайсин И.Т., Камалеева А.Р. П ед а го ги ч е-ский процесс и проблема его технологи-зации // Образование и саморазвитие. — 2009. — № 3. — С. 63-68.
3. Деменева Н.Н., Иванова Н.В. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС: учебно-методическое пособие. — М.: Аркти, 2015. — 224 с.
4. Жёсткова Е.А., Казакова В.В. Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 9-4. — С. 723-725. — URL: https:// applied-research. ru/ru/article/view? id=7582 (дата обращения: 20.09.2019).
5. Иванова Н.В. Модель личностно-разви-вающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования: теоретико-концептуальные аспекты: монография. — Н. Новгород: Мининский университет, 2018. — 164 с.
6. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в образовании: учеб. пособие. — Чита: ЗабГУ, 2016. — 164 с.
7. Казачкова М.Б., Дорохова Т.С. Образовательный квест — эффективный способ вовлечения учащихся в процесс обучения // Начальная школа. — 2019. — № 5. — С. 25-28.
8. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р. Анализ образовательного квеста как педагогической технологии // Преподаватель. XXI век. — 2016. — № 4. — С. 253-259.
9. Королёва О.В., Шабельник Е.Б. Литературный квест как пример использования современных технологий в начальном образовании // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. — Н. Новгород: Мининский университет, 2019. — С. 178-182.
10. Костомаркина А.И. Веб-квест по математике как средство развития познавательных УУД у младших школьников // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сб. статей II Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2018.— С. 54-57.
11. Малиновская М.П. Образовательный квест в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического вуза // Символ науки. — 2017. — № 4. — С. 164-170.
12. Малкова Т.В., Ширинкина С.А. Веб-квест как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе // Пермский педагогический журнал. — 2018. — № 9. — С. 142-148.
13. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест — современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-2. — URL: https://www.science-edu-cation.ru/ru/ article/view?id=20247 (дата обращения: 25.05.2019).
14. Полищук В.Н., Туча Т.Б. Экологические квесты как метод экологического образования младших школьников // Казанский педагогический журнал. — 2018. — № 1 (126). — С. 126-129.
15. Сурикова С.В., Одноблюдова Д.В. Использование веб-квестов при обучении младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2019. — Т. 10. — № 1. — С. 59-66.
16. Фаритов А.Т. Некоторые аспекты классификации и применения квест-игр в школе // Школьные технологии. — 2018. — № 4. — С. 90-95.
17. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 19-31.
Literatura
1. Afanas'eva L.O., Porechnaya E.A. Ispol'-zovanie kvest-tekhnologii pri provedenii urokov v nachal'noj shkole // SHkol'nye tekhnologii. — 2012. — № 6. — S. 149159.
2. Gajsin I.T., Kamaleeva A.R. Pedagogiche-skij process i problema ego tekhnologizacii // Obrazovanie i samorazvitie. — 2009. — № 3. — S. 63-68.
3. Demeneva N.N., Ivanova N.V. Lichnostno orientirovannye pedagogiche skie tekhno-logii v nachal'noj shkole, sootvetstvuyu-shchie trebovaniyam FGOS: uchebno-me-todicheskoe posobie. — M.: Arkti, 2015. — 224 s.
Внедрение и прими)
4. Zhyostkova E.A., Kazakova V.V. Tekhno-logiya veb-kvesta na urokah literaturnogo chteniya v nachal'noj shkole // Mezhduna-rodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'-nyh issledovanij. — 2015. — № 9-4. — S. 723-725. — URL: https://applied-re-search.ru/ru/article/view?id=7582 (data obrashcheniya: 20.09.2019).
5. Ivanova N.V. Model' lichnostno-razvivayu-shchej obrazovatel'noj sredy na zaklyuchi-tel'nom etape nachal'nogo obshchego ob-razovaniya: teoretiko-konceptual'nye as-pekty: monografiya. — N. Novgorod: Mi-ninskij universitet, 2018. — 164 s.
6. Igumnova E.A., Radeckaya I.V. Kvest-tekhnologiya v obrazovanii: ucheb. poso-bie. — Chita: ZabGU, 2016. — 164 s.
7. Kazachkova M.B., Dorohova T.S. Obrazo-vatel'nyj kvest — effektivnyj sposob vovle-cheniya uchashchihsya v process obuche-niya // Nachal'naya shkola. — 2019. — № 5. — S. 25-28.
8. Kalugina Yu.V., Mustafina A.R. Analiz ob-razovatel'nogo kvesta kak pedagogicheskoj tekhnologii // Prepodavatel'. HKHI vek. — 2016. — № 4. — S. 253-259.
9. Korolyova O.V, Shabel'nik E.B. Literatur-nyj kvest kak primer ispol'zovaniya sovre-mennyh tekhnologij v nachal'nom obrazovanii // Problemy i perspektivy razvitiya doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya: sb. statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 to-mah. — N. Novgorod: Mininskij universitet, 2019. — S. 178-182.
10. Kostomarkina A.I. Veb-kvest po matemati-ke kak sred stvo razvitiya poznavatel'nyh UUD u mladshih shkol'nikov // Pedagogika i sovremennoe obrazovanie: tradicii, opyt i innovacii: sb. statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — Penza, 2018.— S. 54-57.
11. Malinovskaya M.P. Obrazovatel'nyj kvest v formirovanii professional'nyh kompetencij studentov pedagogicheskogo vuza // Sim-vol nauki. — 2017. — № 4. — S. 164170.
12. Malkova T.V., Shirinkina S.A. Veb-kvest kak sredstvo aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayushchihsya na uro-kah okruzhayushchego mira v nachal'noj shkole // Permskij pedagogicheskij zhurnal. — 2018. — № 9. — S. 142-148.
13. Osyak S.A., Sultanbekova S.S., Zaharo-va T.V., YAkovleva E.N., Lobanova O.B., Plekhanova E.M. Obrazovatel'nyj kvest —
sovremennaya interaktivnaya tekhnologiya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2015. — № 1-2. — URL: https:// www.science-education.ru/ru/ article/ view?id=20247 (data obrashcheniya: 25.05.2019).
14. Polishchuk V.N., Tucha T.B. Ekologiches kie kvesty kak metod ekologicheskogo obrazovaniya mladshih shkol'nikov // Kazan-skij pedagogiche skij zhurnal. — 2018. — № 1 (126). — S. 126-129.
15. Surikova S.V., Odnoblyudova D.V. Ispol'-zovanie veb-kvestov pri obuchenii mlad-shih shkol'nikov // Gercenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. — 2019. — T. 10. — № 1. — S. 59-66.
16. FaritovA.T. Nekotorye aspekty klassifikacii i primeneniya kvest-igr v shkole // SHkol'n-ye tekhnologii. — 2018. — № 4. — S. 90-95.
17. Cukerman G.A. Perekhod iz nachal'noj shkoly v srednyuyu kak psihologicheskaya problema // Voprosy psihologii. — 2001. — № 5. — S. 19-31.