Научная статья на тему 'О практическом использовании тематических образовательных Web-квестов в школьном обучении математике'

О практическом использовании тематических образовательных Web-квестов в школьном обучении математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1918
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМАТИЧЕСКИЙ WEB-КВЕСТ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / THEMATIC WEB QUEST / MODERN TECHNOLOGIES OF TRAINING IN MATHEMATICS / MATHEMATICAL EDUCATION OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Напалков Сергей Васильевич

В статье раскрывается значение современной образовательной технологии Web-квест для совершенствования процесса обучения математике школьников; раскрывается структура тематического Web-квеста, его содержательное наполнение и особенности использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Напалков Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About practical use of thematic educational Web quests in school training in mathematics

There is a value of the modern educational Web quest technology for improvement of process of training in mathematics of school students reveals in the article; the structure of a thematic Web quest, its substantial filling and features of use reveals.

Текст научной работы на тему «О практическом использовании тематических образовательных Web-квестов в школьном обучении математике»

materialy 4-j Vseros. konf. - Humanization of education in the context of a systematic approach: Proceedings of the 4th All-Russia conf. Bijsk. 2007. Pp. 266-269.

УДК 510 (075.5)

С. В. Напалков

О практическом использовании тематических образовательных Web-квестов в школьном обучении математике

В статье раскрывается значение современной образовательной технологии Web-квест для совершенствования процесса обучения математике школьников; раскрывается структура тематического Web-квеста, его содержательное наполнение и особенности использования.

There is a value of the modern educational Web quest technology for improvement of process of training in mathematics of school students reveals in the article; the structure of a thematic Web quest, its substantial filling and features of use reveals.

Ключевые слова: тематический Web-квест, современные технологии обучения математике, математическое образование школьников.

Keywords: thematic Web quest, modern technologies of training in mathematics, mathematical education of pupils.

Современное состояние науки и производства ставит перед математическим образованием школьников задачи, требующие поиска и разработки эффективных педагогических технологий освоения фундаментальных знаний, оптимизации методик обучения, обеспечивающих высокое качество математической подготовки школьников, задействующих широкие возможности электронных образовательных ресурсов [1].

Электронные образовательные ресурсы по математике могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной деятельности учащихся. Особое значение при специальной организации они могут приобрести на уроках обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме, поскольку использование их возможностей позволяет более эффективно реализовать функцию систематизации, сводящуюся к установлению структурно-логических связей между отдельными единицами знаний данной темы, а также их связей с предыдущими темами, разделами курса и даже другими учебными предметами; и функцию обобщения, заключающуюся в выделении главного в содержании темы, а именно ведущих понятий, положений, методов, способов их получения и применения. В этом и заключаются, по мнению Т. А. Ивановой, основные учебные задачи урока систематизации и обобщения знаний учащихся:

- осмысление идей, приведших к изучению новой темы;

- выделение ведущих понятий темы, установление связей между ними, а также связей с родственными понятиями других тем курса математики или других учебных предметов;

- выделение общих методов познания (логических и эвристических), с помощью которых были получены новые знания, и частных методов, характерных для данной темы;

- выделение ключевых задач темы и способов их решения; установление связей с ключевыми задачами других тем, схожими или по условиям, или по требованиям, или способу решения;

- осознание общего способа изучения всей темы и исследование возможностей другого её построения [2].

Решение выделенных учебных задач при использовании электронных образовательных ресурсов, способствующих обобщению и систематизации учебного материала темы, фактически позволяет охватить все компоненты её содержания: информационный, методологический, смысловой и ценностный. А поэтому способствует правильному формированию

© Напалков С. В., 2014

у учащихся представлений о предмете математики, о математическом моделировании, а также развитию познавательной самостоятельности школьников.

Кроме того, необходимо учитывать, что электронные образовательные ресурсы по математике достаточно «гибкие» и вариативные сами по себе. Поэтому работа с ними позволяет учитывать специфику состава класса, наличие в нём тех или иных типологических групп учащихся, а следовательно, осуществлять дифференцированный или индивидуальный подход к учащимся, использовать групповые формы обучения. Обобщающе-систематизирующая работа, построенная с использованием электронных образовательных ресурсов по математике, может послужить основой деятельности по уточнению и упрочению знаний одними учащимися класса, по упрочению знаний и расширению области их применения - другими, по углублению знаний - третьими [3].

Одним из инновационных средств обучения математике, позволяющих эффективно использовать электронные образовательные ресурсы с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме, является тематический образовательный Web-квест.

Как известно, использование Web-квестов в обучении изначально предполагало такой способ организации поисковой деятельности учащихся, при котором вся информация, предоставляемая обучающимся, или ее часть поступают из интернет-источников, дополняясь видеоконференцией (Б. Додж) [4].

В настоящее время в связи с расширением сферы применения Web-квест технологий данная трактовка уточняется, появляются различные типологии Web-квестов, рассматриваются их структуры и функциональные возможности.

Так, в работах С. Ф. Катержиной под Web-технологией понимается технология навигации по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы, а те, в свою очередь, могут являться основой для организации различных форм дистанционного образования [5].

Е. И. Багузина Web-квест трактует как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [6].

Г. А. Воробьёвым Web-квест рассматривается как Web-проект, при этом часть или вся информация, с которой работает учащийся, может находиться на различных Web-сайтах [7].

ШеЬ-квесты сегодня находят применение и в сфере математического образования школьников [8]. При достаточно простом способе включения в учебный процесс, не требующем особых технических знаний, они могут способствовать развитию критического и абстрактного мышления, умений сравнивать, анализировать, классифицировать; навыков самостоятельного планирования, целеполагания, активного познания изучаемого математического материала (учебного курса, учебной темы, учебного вопроса) по самостоятельно построенной образовательной траектории. Они способствуют также выбору образовательной стратегии в зависимости от сферы интересов и имеющихся способностей, в частности возможности планирования результатов в теоретической, прикладной, исследовательской, исторической или коррекционно-аналитической деятельности, а также повышению позна-вательности активности учащихся и мотивации к изучению математики у школьников [9].

Многофункциональность образовательных Web-квестов по математике приобретает особое значение на этапах обобщения и систематизации знаний, поскольку их использование с целью организации обобщающего повторения способствует обобщению, систематизации знаний, приведению их в целостную систему. Поэтому следует говорить о необходимости использования тематических образовательных Web-квестов по математике, которые позволяют решать и ещё одну важную задачу совершенствования математического образования школьников - задачу развития их познавательной самостоятельности.

Под тематическим образовательным ШеЬ-квестом будем понимать такой Web-квест, который имеет информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами обобщающе-систематизирующего этапа её изучения и предполагает выполнение заданий, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Информационный контент тематического образовательного Web-квеста по математике может быть постоянным, а может и регулярно пополняться (например, контент новостных сайтов, блоги учителей-предметников). Содержание контента или сайта может быть разным, поскольку они могут быть ориентированы на школьника, который увлекается ма-

тематикой, или учителя математики, стремящегося к самообразованию и совершенствованию своих профессиональных навыков.

Тематические образовательные ШеЬ-квесты по математике, ориентированные, прежде всего, на развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе обобщения и систематизации знаний по изученной теме, имеют особую структуру, образованную взаимосвязью пяти основных компонентов: теоретическим, прикладным, исследовательским, историческим и коррекционно-аналитическим.

В соответствии с выделенными компонентами тематического образовательного ШеЬ-квеста по математике при его конструировании целесообразно выбирать следующие составляющие его наполнения: <Архивы>, <Теория>, <Проблемы>, <Приложения>, <Ошибки>. Каждая из них может быть соотнесена с той или иной областью ролевого самоопределения ученика (сферой его познавательных интересов, приоритетностью видов его деятельности): «Историк», «Теоретик», «Практик», «Исследователь», «Ошибковед» (см. рисунок).

Составляющие информационного контента

Направления поиска

Логика освоения учеником электронной образовательной \ оболочки тематического \¥еЬ-квеста

Деятельность ученика /

Модельное представление тематического образовательного ШеЬ-квеста по математике

При создании тематического образовательного ШеЬ-квеста по математике необходимо исходить, прежде всего, из особенностей его структуры и определить последовательность действий, номенклатуру ролей и ресурсов, необходимых для выполнения заданий (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные

материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т. п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над квестом.

Следует иметь в виду, что наиболее важной частью тематического образовательного Web-квеста по математике являются познавательные задания, обеспечивающие достижение целей обобщающе-систематизирующей работы и развитие познавательной самостоятельности школьников. Хорошо подобранные задания должны быть выполнимыми и увлекательными, побуждать учащихся мыслить и самосовершенствоваться.

Содержание тематического образовательного Web-квеста может быть представлено в

виде:

• печатной продукции - учебного пособия с электронным приложением, учебно-методического пособия, книжки-раскладушки и т. п.;

• электронного образовательного ресурса удалённого доступа, распространяемого на USB-носителях, компакт-дисках, через файлообменники и электронную почту в Интернете;

• специализированного сайта.

Наиболее практичный из перечисленных способов представления образовательных Web-квестов сопряжен с созданием собственного информационного контента: специализированного сайта. Этот подход может быть применен почти для всех учебных тем школьного курса математики: общим при этом будет сайт, структура Web-квеста и этапы его использования, а вариативным будет содержательное наполнение: задания, вопросы, формы отчетности учеников (пример такого наполнения тематического образовательного Web-квеста по теме «Квадратные уравнения» более подробно см. matematikum.ucoz.ru).

Следует заметить, что использование тематических образовательных Web-квестов по математике позволяет учитывать познавательные запросы различных групп учащихся, рассматривать изученный материал в том аспекте, который наиболее тесно связан со сферой интересов отдельных школьников, или же в нескольких аспектах, что существенно расширит их представление о значении данной темы для различных научных областей; а кроме того, будет способствовать развитию их познавательной самостоятельности.

Как показывает опыт, работа с тематическими образовательными Web-квестами по математике вносит разнообразие в учебный процесс, делает его живым и интересным; она может быть организована и на уроке, и во внеурочной деятельности. Применение тематических образовательных Web-квестов при обучении математике расширяет информационную составляющую процесса обучения школьников, предоставляет возможность ученикам самостоятельно добывать новые знания. Они с равным успехом могут быть использованы учащимися не только на уроках, но и в домашних условиях как дополнительный электронный образовательный ресурс.

Примечания

1. Напалков С. В. Электронные образовательные тренажёры по математике как эффективное средство развития познавательной активности сельских школьников / / Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1(32). С. 98-101.

2. Иванова Т. А., Перевощикова Е. Н., Кузнецова Л. И., Григорьева Т. П. Теория и технология обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студ. матем. спец. пед. вузов / под ред. Т. А. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. Н. Новгород: НГПУ, 2009. 355 с.

3. Технология обучения в классах с малой наполняемостью сельских школ: из опыта работы учителей Нижегородской области: (сб. метод. ст.) / сост. и науч. ред. М. И. Зайкин. Арзамас; Н. Новгород, 1995. 85 с.

4. Dodge B. (1995). Some thoughts about WebQuests. Available: http://edweb.sdsu.edu/courses/ edtec596/about_webquests.html.

5. Катержина С. Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Web-технологий: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2010. 174 с.

6. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 238 с.

7. Воробьёв Г. А. Веб-квесты в развитии социокультурной компетенции: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2007. 168 с.

8. Напалков С. В. О гуманитарном значении Web-квест технологии в обучении математике // Гуманитарные традиции математического образования в России: сб. ст. участников Всерос. науч. конф. с междунар. участием / под общ. ред. М. И. Зайкина; АГПИ. Арзамас: АГПИ, 2012. С. 416-421.

9. Зайкин М. И. Виртуальный класс в дополнительном образовании сельских школьников: учеб.-метод. пособие / М. И. Зайкин, С. В. Арюткина, С. В. Менькова, А. А. Статуев, М. И. Фокеев. Арзамас, 2008. 120 с.

Notes

1. Napalkov S.V. EHlektronnye obrazovatel'nye trenazhyory po matematike kak ehffektivnoe sredstvo razvitiya poznavatel'noj aktivnosti sel'skikh shkol'nikov [Electronic educational simulators for mathematics as an effective means of cognitive activity of rural students] / / Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - World of science, culture and education, 2012, № 1 (32), pp. 98-101.

2. Ivanova T.A. Perevoshchikova E.N., Kuznetsova L.I., Grigorieva T.P. Teoriya i tekhnologiya obucheniya matematike v srednej shkole: ucheb. posobie dlya stud. matem. spets. ped. vuzov [Theory and technology of teaching mathematics in secondary schools: tutorial for stud. of Mat. specials. of ped. universities] / ed. T.A. Ivanova. 2nd ed., rev. and ext. Nizhny Novgorod: NGPU. 2009. 355 p.

3. Tekhnologiya obucheniya v klassakh s maloj napolnyaemost'yu sel'skikh shkol: iz opyta raboty uchitelej Nizhegorodskoj oblasti: (sb. metod. st.) [Technology of training classes with small pupils in rural schools: the experience of teachers of Nizhny Novgorod region (coll. of method. art.) / Ed. and scientific. ed. M.I. Zaykin. Arzamas; Nizhny Novgorod. 1995. 85 p.

4. Dodge B. (1995). Some thoughts about WebQuests. Available at: http://edweb.sdsu.edu/courses/ edtec596/about_webquests.html.

5. Katerzhina S.F. Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov tekhnicheskogo vuza pri obuchenii matematike s ispol'zovaniem Web-tekhnologij: dis. kand. ped. nauk. [Development of cognitive independence of students of a technical college for teaching mathematics using Web-based technologies: dis. Candidate ped. sci]. Yaroslavl. 2010. 174 p.

6. Baguzina E.I. Veb-kvest tekhnologiya kak didakticheskoe sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti: na primere studentov neyazykovogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. [WebQuest technology as a didactic means of formation of foreign language communicative competence: the case of language high school students: Thesis. Candidate ped. sci]. Moscow. 2011. 238 p.

7. Vorobyov G.A. Veb-kvesty v razvitii sotsiokul'turnoj kompetentsii: monografiya. [Web quests in the development of social competence: monograph]. Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University. 2007. 168 p.

8. Napalkov S.V. O gumanitarnom znachenii Web-kvest tekhnologii v obuchenii matematike [Humanitarian value of Web-quest of technology in teaching mathematics] // Gumanitarnye traditsii matematicheskogo obrazovaniya v Rossii: sb. st. uchastnikov Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem -Humanitarian tradition of mathematics education in Russia: col. of art. of participants of All-Russia scientific. conf. with intern. participation / under gen. ed. M.I. Zaykin; ACRI. Arzamas: ACRI. 2012. Pp. 416-421.

9. Zaykin M.I. Virtual'nyj klass v dopolnitel'nom obrazovanii sel'skikh shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie [Virtual Classroom in additional education of rural students: tutorial] / M.I. Zaykin, S.V. Aryutkina, S.V. Menkova, A.A. Statuev, M.I. Fokeev. Arzamas. 2008. 120 p.

УДК 37.016:811.1

Е. Н. Владимирова

Учебная деятельность как инструмент овладения школьниками аудированием на иностранном языке

В статье рассматривается учебная деятельность с точки зрения её способности выступать эффективным инструментом при овладении аудированием как видом речевой деятельности на иностранном языке. Автор характеризует учебно-речевые действия, необходимые ученикам при решении разных типов учебно-речевых задач в процессе восприятия и понимания иноязычного речевого сообщения.

The article proves that learning activities is as an effective instrument of students' acquisition of listening comprehension in a foreign language. The author describes students' communicative actions in solving different types of communicative tasks in the process of listening to a foreign language message.

Ключевые слова: учебная деятельность, фазы учебной деятельности, учебно-речевая задача, учебно-речевые действия, иноязычное аудирование.

© Владимирова Е. Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.