Научная статья на тему 'ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / МОТИВАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Наталия Валерьевна, Нечаева Ольга Алексеевна

В статье рассматривается веб-квест как средство повышения учебной мотивации студентов, которые изучают дисциплину «Педагогика», ее модуль «Теория воспитания». Исследование проведено со студентами третьих курсов, направления подготовки «Педагогическое образование» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. В нем приняли участие 120 студентов дневного отделения. Данные экспериментальной работы привели к выводу о том, что использование одной из технологий проблемного обучения - веб-квестов способствует повышению эффективности образовательного процесса и формирует учебную мотивацию, развивает коммуникативные способности, творческое мышление студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко Наталия Валерьевна, Нечаева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-QUEST AS A MEANS OF INCREASING EDUCATIONAL MOTIVATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses a web quest as a means of increasing the educational motivation of students who study the discipline "Pedagogy", its module "Theory of education". The study was carried out with third-year students, the direction of training "Pedagogical education" of the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky. It was attended by 120 full-time students. The data of the experimental work led to the conclusion that the use of one of the technologies of problem-based learning - web quests - contributes to an increase in the efficiency of the educational process and forms educational motivation, develops communication skills, creative thinking of students.

Текст научной работы на тему «ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

В рамках нашего исследования обоснована необходимость педагогических условий: единство обучения и воспитания, информационно-методические условия, профессионально-прогностические условия, гуманистическая составляющая вузовской подготовки.

Значительная роль личностно-деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов вуза отдается созданию приоритетных и эффективных направлений организации профессионально-продуктивной деятельности обучающихся и постоянного мониторинга развития индивидуально-личностных особенностей будущих специалистов.

Данный принцип предполагает сочетание педагогического мастерства и профессионального управления педагога, инициативу и самостоятельность студентов. Возможность вариативности деятельности, стимулирование активности личности студента вуза создает мотивацию для успешной профессиональной подготовки студентов к будущей трудовой деятельности.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Проблема единства обучения и воспитания // Профессиональное образование. Столица. 2017. №10. - С. 2-7.

2. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2013. №7. - С. 17.

3. Лапчик, М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие: [16+] / М.П. Лапчик. - 3-е изд., электрон. - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 185 с.: ил. -(Педагогическое образование). URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445808.

4. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. №2(2). - С. 15.

5. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Григорян Н.М. Основные тенденции развития содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4. -С. 124-127.

6. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020. № 2. Том 8. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-1.

7. Маркова, С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. № 1. Том 7. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2.

8. Солнцева, Н.В. Управление в педагогической деятельности: учебное пособие / Н.В. Солнцева. - 3-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2017. - 116 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Нечаева Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается веб-квест как средство повышения учебной мотивации студентов, которые изучают дисциплину «Педагогика», ее модуль «Теория воспитания». Исследование проведено со студентами третьих курсов, направления подготовки «Педагогическое образование» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. В нем приняли участие 120 студентов дневного отделения. Данные экспериментальной работы привели к выводу о том, что использование одной из технологий проблемного обучения - веб-квестов способствует повышению эффективности образовательного процесса и формирует учебную мотивацию, развивает коммуникативные способности, творческое мышление студентов.

Ключевые слова: веб-квест, мотивация, технология, обучение, студент, вуз.

Annotation. The article discusses a web quest as a means of increasing the educational motivation of students who study the discipline "Pedagogy", its module "Theory of education". The study was carried out with third-year students, the direction of training "Pedagogical education" of the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky. It was attended by 120 full-time students. The data of the experimental work led to the conclusion that the use of one of the technologies of problem-based learning - web quests - contributes to an increase in the efficiency of the educational process and forms educational motivation, develops communication skills, creative thinking of students.

Keywords: web quest, motivation, technology, training, student, university.

Введение. Формирование компетенций обучающихся в современных реалиях происходит, главным образом, посредством того, что педагог в учебном процессе использует инновационный подход. Признаками инновационного подхода в воспитательно-образовательном процессе и также признаками инновационной лекции является, прежде всего то, что педагог использует различные методы обучения и умело сочетает технологии, в том числе и технологии проектной работы, а также технологии применения сетевых электронных средств обучения, технологии развития критического мышления, технологии развивающего обучения. Бесспорно, наличие практического опыта деятельности без частичного или полного использования инновационных технологий в обучении невозможно.

Необходимо постоянно мотивировать студентов на активную познавательную деятельность, как один из компонентов профессиональной компетентности будущего специалиста [4].

При этом сама проблемность материала создает важные предпосылки для развития исследовательских способностей студентов. Разноуровневые задания также помогают учитывать подготовку учащихся, что

способствует адекватной оценке собственной самостоятельной деятельности. А благодаря тому, что на занятиях реализуются инновационные технологии, происходит достижение результата обучения и, как следствие, формирование компетенций обучающихся.

В условиях внедрения ФГОС ВО актуализируются различные инновационные технологии, такие как технология развития критического мышления, модульная кейс-технология, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная. На сегодняшний день актуален вопрос о реализации методов проектов, поскольку использование проектной работы в образовательном учреждении не только ограничивается разработкой самих проектов. При этом важен долгосрочный результат. Можно увидеть результат, полученный также при разработке мини-проектов. Так, например, формирование общих и профессиональных компетенций происходит поэтапно в мини-проектах, которые рассчитаны на одно занятие. На начальном уровне дается представление о самой методике исследовательской работы, особенно это актуально для студентов 1 курса. Основная инновационная идея, которую реализует в данном случае проект, это возможность увидеть и спроектировать условия, которые будут формировать самостоятельность учащихся, развивать их критическое мышление и помогать приобретению навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и преподавателем. При этом учитываются тип мышления студентов, а также возрастные особенности. Технология проблемного обучения подразумевает собой некую учебную проблему, её постановку, а затем переход на следующий уровень обучения. Цель всестороннего развития и воспитания будущих педагогов достигается посредством реализации технологии индивидуального и дифференцированного обучения. При этом сами формы реализации информационно-коммуникативных технологий разделяются на несколько блоков. Прежде всего это мультимедийные элементы учебных занятий и также это проверка самостоятельной работы, с использованием электронных и сетевых ресурсов. Отдельным блоком мы выделяем непосредственную подготовку к олимпиадам, конференциям, которые происходят онлайн. Технология критического мышления, при ее реализации, дифференцируется на несколько элементов: - это эссе, составление синквейнов, мозговой штурм, ролевые проекты и также, например, чтение с остановками и ряд других. Эта технология реализуется на всех этапах обучения и создает инновационную познавательную среду, в данном случае для успешности обучения создаются условия, в которых используются технологии критического мышления. К данным условиям относятся поддерживающая интерес к решению проблемы достаточная мотивация и знание получаемой информации, а также пассивность выполнения того или иного задания. Очень важно в данном процессе реализовывать доброжелательное общение педагога с учащимися и положительное взаимодействие между ними, а также поддержку идей и гипотез, которые высказывают учащиеся, решая ту или иную проблемную ситуацию. Также стоит отметить применение здоровьесберегающих технологий, которые позволяют предупредить переутомления и улучшить психологический климат в образовательном учреждении и в отдельном коллективе. Среди новых, мало используемых технологий, выделяется технологии веб-квеста.

Изложение основного материала статьи. До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Можно предположить, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизаций и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест -это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена.

Революция в этом вопросе произошла благодаря компьютерным технологиям. В педагогику квест-технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века. Компьютерная компания «Sierra» в 90-е годы прошлого века выпустила серию игр King's Quest, Space Quest, Police Quest и т.п., которые пришлись по вкусу геймерам [6].

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен в 1995 году Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) [5, с. 16]. Он разработал приложения, которые внедрялись в образовательный процесс. Т. Марч продолжит изучение технологии квеста и опираясь на труды Л.С. Выготского описал ее более подробно. По его мнению квест -это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы. Опора - это помощь учащемуся работать вне зоны их реальных умений. Это такие виды деятельности учителя, которые помогают учащимся строить план исследования и направлять внимание учащегося на самые значимые компоненты изучения [7].

В России изучением данной проблематики занимаются Андреева М.В., Быховский Я.С., Кузнецова Т.А., Катержина С.Ф. и др. Катержина С.Ф. описывает эту технологию как навигацию по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы, которые в свою очередь являются основой для организации различных форма дистанционного образования. Быховский Я.С. считает, что веб-квест это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся выполняя учебную задачу [1, 2, 3].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что все исследователи при определении сущности квеста выделяют его следующие существенные признаки, такие как наличие проблемного задания c элементами ролевой игры, использование информационных ресурсов Интернета, работа с информацией индивидуально или в группе [8].

Веб-квесты разрабатываются для максимальной интеграции информационных технологий в различные дисциплины. Особенностью образовательных веб - квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб - сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов.

Остановимся на этом более подробнее и расскажем, как данная технология реализуются в нашем учебном заведении на занятиях по дисциплине «Педагогика». Хочется отметить, что прежде всего, решение проблемной ситуации в игре является главной задачей по реализации веб-квеста. Игра становится продуктом взаимодействия между преподавателем и обучающимся и представляет собой определенный сайт, на котором размещено задание, ссылки и источники, которые расположены в сети Интернет. Результаты прохождения веб-квеста это публикации в виде веб-страниц, веб-сайтов, а также непосредственно публикация студенческих работ, размещенная в сети Интернет.

Действительно, сегодня применение возможностей сети Интернет в обучении является неотъемлемой частью реализации ФГОС ВО. Веб-квест в данном случае выступает одним из видов проблемного обучения и представляет собой новейшие технологии и их средства, которые ориентированы на эффективность процесса обучения. Для того чтобы разработать веб-квест необходимо направить пользователей, то есть студентов, на

сайт в сети Интернет. Если в рекомендациях для студентов давать им ссылки на сам веб-квест, то удалённая работа превращается в увлекательную деятельность в едином пространстве Интернета. Суть реализации веб-квестов заключается в том, что обучающие должны собрать по выбранной проблеме в сети Интернет необходимые материалы, тогда как преподаватель заранее готовит ссылки на источники, однако часть ссылок студенты ищут также и самостоятельно. После того как закончилась работа над темой студенты должны представить результат работы в виде собственно сделанной веб-страницы. Это может быть сделано в электронном, печатном или устном виде.

Явными достоинствами внедрения в образовательный процесс веб-квеста является то, что для его проведения не требуется специального технического знания и работать над квестом можно как в малых группах, так и индивидуально. Если говорить о работе в группах, то здесь повышаются компетенции обучающихся, а именно коммуникативная компетенция. Именно здесь налаживается процесс обмена информацией между участниками квеста, развивается критическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, анализировать информацию. Также в квесте реализуется наглядность и мультимедийность обучения, что также является стимулом к развитию мотивации студентов, которые используют современные коммуникативные средства, а также литературу для того, чтобы узнать больше нужной информации. При использовании видеороликов и презентаций повышается наглядность веб-квеста, также этому способствует показ графических материалов. Одним из свойств современных образовательных технологий является их интерактивность и она очень ярко проявляется в том что виртуальные объекты воздействуют через информационную среду и средства мультимедиа, через презентации, видеоролики, что позволяет реализовать также и личностно-ориентированное обучение.

Если говорить о формировании мотивации студентов к процессу обучения, то её реализация происходит при различных видах информации, в том числе и при высокой наглядности ситуативных задач и ситуаций успеха. Если рассматривать структуру квеста, то она имеет свои определенные условия реализации. Прежде всего это наличие представления, то есть визитки с информацией. Также это четкий сценарий квеста, где разграничена роль каждого его участника, здесь же описаны и индивидуальные задания для каждого участника, в соответствии с той ролью, которую он выбрал и тем конечным результатом самостоятельной работы, которую запланирован. Сюда же входит и перечень информационных источников для выполнения квеста и сам алгоритм действий и разработанные критерии для оценки веб-квеста, а также шаблоны для разработки квестов, представленные на сайтах. Это Google сайты, они бесплатные, но также есть сайты, которые являются англоязычными. А для тех, кто не знает языка, можно воспользоваться встроенным переводчиком, то есть здесь предусмотрена возможность перевести всё на русский язык.

Для реализации экспериментальной работы, в ходе изучения дисциплины «Педагогика», модуль «Теория воспитания», студентам третьих курсов был предложен веб-квест. Согласно рабочей программе дисциплины целью нашей исследовательской работы являлось более углубленное изучение тем практических занятий через реализацию технологии веб-квеста. Работа над веб-квестом продолжалась несколько недель. Предложенный веб-квест был создан при помощи сервера Google Sites.

В работе студентам понравилась форма реализации данного квеста, а именно путешествие «Планета счастья». Это означало, что они онлайн размещали свои фото и знакомились с друг другом, что способствовало сплочению коллектива и развитию доброжелательных отношений в группе. Далее, после знакомства друг с другом и с заданием веб-квеста, студенты распределяли роли, затем происходила регистрация на странице веб-квеста, что позволяло преподавателю увидеть какие студенты и в какой срок выполняли задания. Если требовалась, педагог давал необходимые консультации и оказывал помощь, а также студенты осуществляли взаимоконтроль и самоконтроль деятельности, для того чтобы улучшить результат своей коллективной работы. Была заметна мотивированность студентов на выполнение заданий и дифференцированный характер прохождения самого квеста, который позволял изучать материал как в группах, так и самостоятельно. Для того чтобы найти нужную информацию у студентов были предварительно подготовленные преподавателям ссылки. Использование этих ссылок в поисковых системах помогало при выполнении заданий. Согласно роли, первые задания были направлены на изучение исторических основ вопроса. Для этого студенты пользовались интернет-ресурсами онлайн библиотек и учебными пособиями, словарями, справочниками. Они изучали информацию и готовили по этой теме презентацию. Первое задание позволило перейти к следующему этапу веб-квеста. Вторым шагом являлось выполнение задания, связанного с разработкой консультации для педагогов. Для этого студенты знакомились с методическими материалами и выступали в роли педагогов, которые ведут методический совет, чтобы дать рекомендации педагогам, родителями по вопросам воспитания. Также они выступали видеомонтажёрами, которые могут оформить мультипликационный фильм для работников системы образования на разных ее уровнях. Все студенты осуществляли самооценку выполненных работ и также могли познакомиться с работами своих одногруппников, по завершению срока, отведенного для выполнения работы, они могли оценить ее согласно разработанным критериям. Такая деятельность очень хорошо развивает коммуникативные навыки, критическое мышление, помогает организовать самостоятельную работу студентов и развивает аналитическое, творческое мышление. Также студенты учатся не только у одногруппников, но также и учат друг друга, оказывая помощь. За время путешествия студенты выполняли веб-квест и могли обратиться через электронную почту к преподавателю, для того чтобы получить консультационную помощь. Также работая над квестом, студент мог выбрать для себя удобное время и темп выполнения задания. По завершению каждый представлял разработанную веб-страницу или творческие работы. После чего студенты могли осуществлять устную защиту своей работы.

Для оценки уровня сформированности коммуникативных способностей, творческого мышления и уровня учебной мотивации был использован следующий методический инструментарий: методика изучения мотивов обучения студентов (Т.И. Ильиной), методика «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко), опросник креативности Джонсона (адаптация Е.Е. Туник).

Таблица 1

Уровень сформированности коммуникативных способностей, творческого мышления и уровня

учебной мотивации студентов

Группа Мотивы обучения студентов Направленность личности в общении Креативность

ПЗ ОП ПД Д Ав М К Ал В С Н

ЭГ 47% 35% 18 % 58% 15% 15% 12% - 60% 30% 10%

КГ 25% 15% 60% 15% 40% 35% 10% - 40% 28% 32%

Выводы. Если изначально контрольная и экспериментальная группа практически не отличались при диагностике уровня сформированности коммуникативных способностей, творческого мышления и уровня учебной мотивации, то после включения в образовательный процесс веб-квеста, преобладание мотивов по первым двум шкалам в экспериментальной группе по показателям «Овладение знаниями» и «Овладение профессией» свидетельствует о доминировании интереса к получаемым знаниям в выбранной студентами профессиональной деятельности. Доминирование диалогической направленности в экспериментальной группе свидетельствует об ориентации на равноправное общение, взаимное развитие, творчество в межличностном общении. Творческую направленность деятельности подтверждает и методика Джонсона, 60% респондентов имеют высокий уровень креативности. Напротив, в контрольной группе студентов, смещен акцент на авторитарную направленность в процессе коммуникации, что свидетельствует об ориентации на подавление партнера, использование штампов и стереотипов в речи и низкий уровень проявления креативной направленности личности.

В целом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что использование образовательных веб-квестов в процессе обучения способствуют формированию значимых личностных характеристик будущих педагогов. Именно участие в квесте позволяет расширить свое представление о совместной работе в сети Интернет, приобрести коллективные навыки работы и также сплотить коллектив. Данный проект позволил нам узнать у студентов насколько им понравилось участие в таком виде работы и 92% опрошенных студентов положительно относятся к веб-квестам и также считают, что они эффективно влияют на развитие мотивационной сферы учащихся.

Литература:

1. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999 (дата обращения: 12.02.2021)

3. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php (дата обращения: 27.01.2021)

4. Гущина Н.А. Ценностное самоопределение студентов магистратуры в аксиосфере интернета/ В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Психолого-педагогические науки" 2019. - С. 32-36

5. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - СПб, Питер, 2002

6. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://iktylka.blogspot.eom/2009/02/5.html (дата обращения: 24.12.2020)

7. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. -http://vio.fio.ru/vio_07 (дата обращения: 23.02.2021)

8. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся https://urok.1sept.ru/articles/513088/ (дата обращения: 27.01.2021)

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Леонова Елена Николаевна

Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА КРИЗИСА СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА

Аннотация. Третий курс является кризисным для большинства студентов. Именно на 3-м курсе больше всего уходов из вуза, академических отпусков, никак не связанных со здоровьем, а хорошие, казалось бы, студенты вдруг перестают посещать занятия и готовиться к ним. Экзистенциальный кризис, который не был выявлен на первом курсе, является мощным фундаментом для затяжных депрессивных состояний, которые молодые люди переживают на средних курсах. Чувство тревоги несовместимо с чувством свободы, а свобода есть основа творческого преобразования внешнего мира. В этой связи приходится столкнуться с противоречием между необходимостью стать свободной творческой личностью и экзистенциальными страхами, тормозящими этот процесс. Угнетенное состояние молодых людей вызвано экзистенциальным вакуумом, который они испытывают, находясь в состоянии хаоса многовекторности и смыслов перед переходом на новый виток личностного развития. Неумение разобраться в своих переживаниях самостоятельно толкает молодых людей на поиск помощи взрослых. Именно на третьем курсе больше всего обращений к университетским психологам. Проблема заключается в том, что большинство переживаний молодыми людьми не осознанны, а, следовательно, они не могут донести свою проблему до психолога, человека абсолютно чужого, который видит студентов в первый раз, в отличие от преподавателя, который общается с ними ежедневно и обладает необходимыми фоновыми знаниями, касающимися личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.