Научная статья на тему 'ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ВЕБ-КВЕСТА «ТАИНСТВЕННЫЙ ТЕКСТ ГЛАВРЕДА»)'

ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ВЕБ-КВЕСТА «ТАИНСТВЕННЫЙ ТЕКСТ ГЛАВРЕДА») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ВЕБ-КВЕСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писарь Надежда Владимировна, Ремболович Жанна Валериевна, Юрасюк Наталья Васильевна

Цель научного исследования - выявление эффективности использования технологии веб-квеста как инструмента повышения мотивации иностранных слушателей продвинутого этапа обучения к изучению русского языка. В статье раскрываются сущность и возможности использования веб-квестов в обучении русскому языку как иностранному, описывается технология создания веб-квеста «Таинственный текст Главреда» для инофонов с уровнем владения русским языком В2-С1, определяется эффективность данной технологии для повышения мотивации обучающихся к изучению русского языка для профессионального общения. Научная новизна исследования состоит в разработке посредством современных цифровых ресурсов эффективной технологии обучения инофонов, основанной на совмещении элементов компьютерной лингводидактики и профессионально ориентированного обучения. В результате устанавливается, что посредством веб-квеста иностранные обучающиеся в игровой форме знакомятся с основами профессиональной деятельности и учатся применять полученные знания по русскому языку как иностранному на практике, мотивация инофонов к изучению русского языка увеличивается, повышается интерес к обучению, в том числе за счет осознания возможности использования русского языка в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-QUEST AS MEANS TO RAISE FOREIGN STUDENTS’ MOTIVATION FOR STUDYING RUSSIAN (BY THE EXAMPLE OF WEB-QUEST “CHIEF EDITOR’S MYSTERIOUS TEXT”)

The paper aims to evaluate efficiency of web-quest technology as a means to raise foreign students’ motivation for studying Russian (advanced-level training). The article reveals a methodological potential of web-quest technology when teaching Russian as a foreign language, describes the technology to create the web-quest “Chief Editor’s Mysterious Text” for foreign students at В2-С1 levels, examines the potential of this technology to raise foreign students’ motivation for studying the professionally-oriented Russian language. Scientific originality of the research involves developing efficient digital methodology for teaching Russian as a foreign language. The proposed methodology combines elements of computer linguo-didactics and professionally oriented teaching. The conducted research allows drawing the following conclusions: solving a web-quest, foreign students master the basic professional competences, learn to apply the acquired Russian-language skills. Web-quest technology helps to improve foreign students’ motivation for studying Russian, to enhance their interest in the discipline. Participating in web-quests, foreign students recognize the role of the Russian language in their professional activity.

Текст научной работы на тему «ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ВЕБ-КВЕСТА «ТАИНСТВЕННЫЙ ТЕКСТ ГЛАВРЕДА»)»

i гра тота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 3. С. 447-454 | 2021. Volume 6. Issue 3. P. 447-454

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

EN

Веб-квест как средство повышения мотивации иностранных слушателей к изучению русского языка (на примере веб-квеста «Таинственный текст Главреда»)

Писарь Н. В., Ремболович Ж. В., Юрасюк Н. В.

Аннотация. Цель научного исследования - выявление эффективности использования технологии веб-квеста как инструмента повышения мотивации иностранных слушателей продвинутого этапа обучения к изучению русского языка. В статье раскрываются сущность и возможности использования веб-квестов в обучении русскому языку как иностранному, описывается технология создания веб-квеста «Таинственный текст Главреда» для инофонов с уровнем владения русским языком В2-С1, определяется эффективность данной технологии для повышения мотивации обучающихся к изучению русского языка для профессионального общения. Научная новизна исследования состоит в разработке посредством современных цифровых ресурсов эффективной технологии обучения инофонов, основанной на совмещении элементов компьютерной лингводидактики и профессионально ориентированного обучения. В результате устанавливается, что посредством веб-квеста иностранные обучающиеся в игровой форме знакомятся с основами профессиональной деятельности и учатся применять полученные знания по русскому языку как иностранному на практике, мотивация инофонов к изучению русского языка увеличивается, повышается интерес к обучению, в том числе за счет осознания возможности использования русского языка в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Web-Quest as Means to Raise

Foreign Students' Motivation for Studying Russian

(by the Example of Web-Quest "Chief Editor's Mysterious Text")

Pisar N. V., Rembolovich J. V., Yurasyuk N. V.

Abstract. The paper aims to evaluate efficiency of web-quest technology as a means to raise foreign students' motivation for studying Russian (advanced-level training). The article reveals a methodological potential of web-quest technology when teaching Russian as a foreign language, describes the technology to create the web-quest "Chief Editor's Mysterious Text" for foreign students at В2-С1 levels, examines the potential of this technology to raise foreign students' motivation for studying the professionally-oriented Russian language. Scientific originality of the research involves developing efficient digital methodology for teaching Russian as a foreign language. The proposed methodology combines elements of computer linguo-didactics and professionally oriented teaching. The conducted research allows drawing the following conclusions: solving a web-quest, foreign students master the basic professional competences, learn to apply the acquired Russian-language skills. Web-quest technology helps to improve foreign students' motivation for studying Russian, to enhance their interest in the discipline. Participating in web-quests, foreign students recognize the role of the Russian language in their professional activity.

Введение

Современная эпоха характеризуется становлением нового типа общества - информационного. Глобальные изменения в социуме, непосредственно связанные с информатизацией всех сфер жизни и деятельности, в свою очередь, приводят к возникновению необходимости трансформации системы образования, его цифровизации и переходу (частично или полностью) к смешанной или дистанционной формам обучения. На сегодняшний день цифровизация образования является одним из приоритетных направлений РФ, на что указывает появление обширной нормативно-законодательной базы в данной сфере и стратегических инициатив по формированию цифровой образовательной среды [9-12]. В связи с этим перед преподавателями ставится задача поиска новых

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210053

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

методов обучения с использованием современных цифровых технологий, которые позволят выстроить систему качественного онлайн-образования.

В сфере преподавания русского языка как иностранного (далее - РКИ) также все более возрастает необходимость в создании информационно-образовательной среды, посредством которой можно осуществлять эффективное онлайн-обучение иностранных слушателей и студентов русскому языку в зависимости от уровня владения ими русским языком, целей его изучения, личных предпочтений инофонов и т.п. [2; 4]. Особенно остро данная необходимость проявляется при обучении иностранных слушателей и студентов гуманитарного профиля, поскольку русский язык для них является главным инструментом не только коммуникации, но и собственно профессиональной деятельности.

В последнее время среди наиболее востребованных информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания РКИ онлайн предпочтение отдается технологии веб-квеста [5; 8; 15], представляющей собой «проблемное задание, которое решается на основе ресурсов и данных Интернета» и «используется при подготовке обсуждений, проектов, во время дистанционного обучения иностранному языку» [2, с. 38]. Поскольку «веб-квест имеет четко обозначенную структуру и направлен на исследование и всестороннее изучение отдельно взятого проблемного вопроса, часто связанного с будущей профессиональной деятельностью иностранных студентов» [14, с. 4], преподаватели используют его для формирования у инофонов профессионально-коммуникативной компетенции [13], в том числе и у иностранных студентов гуманитарного профиля [7]. Однако данные методические разработки немногочисленны, так как для создания веб-квеста преподавателю необходимо помимо учебного материала найти разнообразные цифровые ресурсы и интересную иностранным обучающимся игровую составляющую.

Следовательно, актуальность настоящего исследования обусловлена: 1) потребностью в цифровизации образования; 2) проблемой поиска преподавателем инновационных технологий преподавания РКИ; 3) необходимостью использования новых технологий в обучении РКИ, которые позволят достичь инофонам высоких результатов в овладении русским языком за короткое время при отсутствии перегрузки и утомления, а также повысить интерес обучающихся к изучению русского языка для профессионального общения.

В соответствии с заявленной целью исследования требуется решить следующие задачи:

- установить сущность веб-квест технологии в практике преподавания РКИ;

- описать технологию разработки веб-квеста для инофонов продвинутого этапа обучения, основанную на профессионально ориентированном обучении;

- выявить эффективность использования веб-квеста для формирования у иностранных студентов и слушателей профессионально-коммуникативной компетенции, повышения мотивации к обучению русскому языку.

В качестве методов настоящего исследования можно выделить анализ учебно-методических материалов по компьютерной лингводидактике, методических разработок по обучению РКИ с помощью веб-квестов, опытное обучение, наблюдение, интерпретацию.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды об использовании веб-квестов в преподавании РКИ [8; 13]; работы по внедрению веб-квестов разных видов в процесс обучения РКИ [5; 15]; исследования, посвященные разработке веб-квестов для профессионально ориентированного обучения иностранных студентов и слушателей русскому языку [5; 13], в том числе для обучения РКИ инофонов гуманитарного профиля [7].

Практическая значимость исследования состоит в описании роли веб-квеста в обучении РКИ, демонстрации технологии создания веб-квеста для иностранных слушателей продвинутого этапа обучения, обосновании эффективности использования данной технологии для формирования профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся и повышения мотивации к изучению русского языка.

Сущность веб-квест технологии в практике преподавания русского языка как иностранного

На сегодняшний день ученые, педагоги и методисты все активнее внедряют в процесс обучения РКИ инновационные формы и цифровые технологии, дающие возможность иноязычному образованию стать интерактивным, дистанционным, мультимедийным, развлекательным, геймифицированным, способным формировать индивидуальные траектории обучения. Пристальное внимание уделяется влиянию цифровых технологий на систему обучения РКИ и способам использования данных технологий «для организации учебной деятельности в электронной среде, творческой работе преподавателя и учащихся с использованием интернет-ресурсов и интернет-сервисов» [6, с. 6-7]. Русисты проявляют неподдельный интерес к такой форме организации занятия онлайн, как веб-квест (первая часть данного термина означает принадлежность к сети Интернет, вторая часть определяется как «игра, подразумевающая достижение игроком какой-то определенной цели, а именно выполнить задание или собственно "квест", используя собственные знания и опыт, а также советуясь с участниками квеста» [5, с. 54]). В практике преподавания РКИ термином «веб-квест» часто обозначают «формат занятия, ориентирующий учащихся на познавательную и исследовательскую деятельность» в сети Интернет [3, с. 13]. Веб-квесты могут быть репродуктивными, репродуктивно-когнитивными, когнитивными, когнитивно-креативными и креативными [7, с. 134].

Значимость веб-квеста состоит в том, что он позволяет иностранным обучающимся не только сформировать языковую, речевую, коммуникативную, профессиональную компетенции, но и овладеть цифровыми навыками, развить критическое мышление и креативность. Однако для работы с веб-квестами инофонам необходимо владение русским языком на уровне не ниже базового, поскольку веб-квест строится на использовании

аутентичных интернет-ресурсов. Кроме того, при использовании веб-квеста необходимо соблюдать ряд условий, без которых реализация данной формы обучения РКИ не представляется возможной [5, с. 55-56].

Использование веб-квест технологии в профессионально ориентированном обучении РКИ представляется значимым, поскольку данная технология как один из видов проектных технологий объединяет в себе коммуникативную, информационную, диагностическую, воспитательную, мотивационную, проектную и рефлексирующую функции, развивает soft skills, создает ситуацию для принятия на практике нестандартных решений, в том числе с использованием знаний из других областей, «развивает профессионально-коммуникативную, информационную компетенции, когнитивные умения и навыки, личностный рост и самооценку» [13, с. 14]. Применение данного формата обучения становится особенно важным, если необходимые сведения по специальности в основном находятся в сети Интернет.

Для иностранных обучающихся гуманитарного профиля (филологи, педагоги, журналисты, лингвисты и т.п.) использование веб-квест технологии в обучении РКИ предоставляет возможность также узнать больше о способах использования русского языка в профессиональной деятельности.

Следовательно, применение веб-квест технологии в обучении РКИ имеет большое значение для формирования у инофонов универсальных, профессионально-коммуникативных, цифровых компетенций, а также мягких навыков.

Технология разработки веб-квеста для инофонов продвинутого этапа обучения, основанная на профессионально ориентированном обучении

Веб-квест технология активно используется преподавателями РКИ в образовательном процессе, в том числе и в рамках профессиональной направленности обучения, на что указывает все возрастающее число научных исследований, учебных и учебно-методических пособий по данной тематике. Однако большая часть реализованных методических разработок веб-квестов представляет собой сложные проекты, проблемные задания, обширный комплекс упражнений, на выполнение которых требуется потратить немало времени и сил. Тем самым, на наш взгляд, стирается первоначальная задача веб-квеста - игра, развлечение. В связи с этим нами был разработан веб-квест, который являлся прежде всего игрой (геймификация обучения), для прохождения которой обучающимся не требовалось большой и серьезной подготовки (снятие лексических и грамматических трудностей), временных затрат (квест длится 2 академических часа), и в то же время через веб-квест инофоны могли узнать основы профессиональной деятельности и поговорить о ней.

Занятие с использованием веб-квеста методически тесно связано, с одной стороны, с технологией построения проблемно ориентированного занятия, а с другой - с технологией формирования профессионально-коммуникативной компетенции [1]. Корреляция указанных технологий представлена в Табл. 1.

Таблица 1. Технологическая структура создания веб-квеста для формирования у инофонов профессионально-коммуникативной компетенции

Структура проблемно ориентированного занятия Структура веб-квеста Технологические стадии формирования профессионально-коммуникативной компетенции

Организационный момент

Начало

вступительная беседа, формулировка цели занятия введение в веб-квест: формулировка цели веб-квеста, презентация инструкции по прохождению веб-квеста подготовительная работа (предтекстовая работа); введение профессионально ориентированного лингвистического материала

Основная часть Прохождение веб-квеста Основная стадия формирования профессионально-коммуникативной компетенции

создание/представление проблемной ситуации, определение задач ее решения задание веб-квеста - создание проблемной ситуации и описание ожидаемого от прохождения веб-квеста результата

решение проблемной ситуации выполнение веб-квеста: поисково-исследовательская и практическая деятельность обучающихся, направленная на решение головоломок развитие стратегий чтения профессионально ориентированных материалов; ситуативно-коммуникативная деятельность

рефлексия результат прохождения веб-квеста: рефлексия (участие в дискуссии, анализ полученной в ходе выполнения заданий информации) самостоятельная проектная деятельность

диагностика - тестирование, анкетирование, опрос и т.п. контроль прохождения веб-квеста -сумма баллов за выполненные задания контроль сформированности профессионально-коммуникативной компетенции - оценка проекта, самостоятельного исследования, эссе и т.п.

Подведение итогов

В основу технологии разработки веб-квеста был положен личностно-деятельностный подход, который определил такие условия повышения мотивации иностранных обучающихся, как индивидуализация обучения, самостоятельность решения задач, самоконтроль, проблемный характер обучения, ориентация на профессиональную деятельность и межпредметные связи и др.

В соответствии с данной технологической структурой сценарий занятия с использованием веб-квеста «Таинственный текст Главреда» выглядит следующим образом:

1) введение в веб-квест (подготовительная работа и введение профессионально ориентированного материала) - задание на построение интеллект-карты профессиональной деятельности редактора с учетом имеющихся у инофонов знаний, введение терминов рукопись и правка;

2) задание веб-квеста (представление проблемной ситуации) - описание проблемы и цели ее решения (Перед вами квест - очень странная история одной рукописи, из-за которой погибло так много людей. Однажды эта рукопись попала в руки одному редактору, и теперь его жизнь тоже находится в опасности, но он об этом пока не знает. Ваша цель - помочь редактору разгадать тайну рукописи, чтобы спасти его жизнь. Для этого нужно пройти все этапы и выполнить задания);

3) выполнение веб-квеста (решение проблемной ситуации) - система заданий на формирование профессионально-коммуникативной компетенции:

а) входной ассесмент - контроль уровня владения русским языком (задание на поиск глазных ошибок в тексте уровня В2);

б) система заданий на развитие стратегий чтения профессионально ориентированных материалов и ситуативно-коммуникативную деятельность:

- просмотр видеоролика о профессии редактора и тестовые задания, контролирующие понимание просмотренного (Отметьте функции редактора; редактор при первом прочтении рукописи должен обратить внимание на множество факторов. Определите их последовательность);

- задание на работу редактора с композицией текста (Расположите предложения так, чтобы получился связный текст);

- задание на правку-сокращение текста (Посмотрите предложения. Сократите их. Правильный вариант впишите в форму);

- задание на работу редактора с фактической основой текста (Посмотрите этот документ. Найдите в нем фактические ошибки. Впишите правильные варианты в форму);

- тестовое задание на работу редактора с логической основой текста (Прочитайте предложения. Правильно они написаны или нет?);

в) выходной ассесмент - контроль усвоения полученной в ходе веб-квеста информации, который представлял собой итоговое игровое задание, состоящее из четырех загадок, ответом на каждую загадку являлось одно слово (Необходимо соединить данные слова в одно предложение и получить шифр для спасения Главреда. Данный шифр представляет собой известное выражение, тесно связанное с работой редактора);

4) результат прохождения веб-квеста (рефлексия) - дискуссия, в ходе которой обучающимся для успешной коммуникации необходимо было соединить полученные знания, умения и навыки, активизировать компоненты профессионально-коммуникативной компетенции. Инофонам необходимо было высказать свое мнение о сущности профессии редактора и ответить на следующие вопросы: что нового узнали инофоны о профессии редактора; с какими особенностями работы редактора над рукописью они познакомились; что должен делать редактор на каждом этапе работы над рукописью; какие виды правки бывают; насколько сложной оказывается деятельность редактора. После этого они вносили изменения в интеллект-карту;

5) контроль - перевод итоговой суммы баллов по пройденному веб-квесту в оценки.

Процесс создания веб-квеста «Таинственный текст Главреда» состоял из нескольких этапов.

1. Подготовительный. На данном этапе были сформулированы цели веб-квеста, желаемые результаты для всех участников, проанализированы существующие разработки веб-квестов, цифровые ресурсы для их создания, был произведен отбор наиболее приемлемых инструментов для дальнейшего использования, был подобран соответствующий целям, задачам, предполагаемой аудитории и цифровым ресурсам материал.

Цели веб-квеста. В качестве стратегической цели веб-квеста было поставлено повышение мотивации иностранных слушателей к изучению русского языка как основы определенной профессиональной деятельности (в данном случае - деятельности редактора) через игру и развлечение. Практическая цель состояла в обобщении полученных ранее знаний о грамматике и стилистике современного русского литературного языка и применении этих знаний в профессионально ориентированной коммуникации. Общеобразовательной целью стало расширение знаний о профессиях гуманитарной направленности (на примере профессии редактора), о специфике профессиональной деятельности в области гуманитаристики в стране изучаемого языка. В качестве воспитательной цели определено формирование уважения к русскому языку и культуре речи, понимания значимости изучения русского языка как средства профессиональной коммуникации, а развивающей -повышение уровня профессиональной культуры, мотивации к изучению русского языка.

Веб-квест рассчитан на инофонов, владеющих русским языком на уровне В2-С1, имеющих или получающих специальность в рамках гуманитарного профиля, а также на тех, кому интересна редакторская деятельность.

Методическая составляющая веб-квеста. Для выбора оптимальной структуры веб-квеста была проанализирована научная и методическая литература [5; 7; 8; 13; 15], вебинары по разработке веб-квестов, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет [21-23], сайты, блоги преподавателей других дисциплин, использующих в образовательном процессе веб-квесты [18]. Оптимальным вариантом, отвечающим поставленным

целям, была выбрана разработанная учителем начальных классов Т. А. Громовой структура веб-квеста, которая и была взята в качестве основы построения веб-квеста «Таинственный текст Главреда».

Электронные ресурсы, отобранные для реализации веб-квеста. В связи с тем, что веб-квест создавался посредством сервиса Google Сайты как наиболее простого с точки зрения интерфейса, доступного и удобного в использовании, цифровые ресурсы отбирались по следующим критериям: а) бесплатные, не требующие от участника квеста дополнительной регистрации; б) легкие в использовании; в) доступные; г) дружественные системе Google (их можно внедрить в структуру Google Сайтов); д) быстрые в загрузке; е) дающие большие возможности для реализации креативных заданий.

В результате для веб-квеста были отобраны следующие ресурсы:

- Google Формы. Сервис использовался для автоматической фиксации результатов прохождения участником каждого этапа веб-квеста и автоматизированного выставления баллов за ответы;

- Google Таблицы применялись для автоматической записи ответов на Google Формы, а также для сведения результатов участников в единый документ с автоматической подгрузкой обновляющихся данных;

- сервис Canva [17] использовался для оформления заданий в виде картинки с текстом, в частности, применялись шаблоны визитных карточек, состоящих из 2 страниц. В этом случае загруженный на страницу Google Сайта написанный текст периодически скрывался от участника квеста;

- сервис Thinglink [20], позволяющий накладывать на картинку теги с текстом задания или гиперссылки на другой ресурс;

- образовательный сервис Learnis.ru [19], с помощью которого осуществлялось оформление заданий в виде спрятанных в виртуальной комнате карточек с загадками;

- сервис Wordwall [16], посредством которого создавались игровые задания на соединение нескольких элементов в единый текст.

Контент. В качестве учебной составляющей веб-квеста был выбран аутентичный аудиовизуальный текст, в котором наиболее просто и доступно рассказывается о функциях редактора в издательстве, работе редактора над рукописью, видах правки. Для заданий на каждый из видов деятельности редактора при работе с рукописью были взяты аутентичные тексты и предложения небольшого объема. В связи с тем, что выполнение веб-квеста рассчитано на 2 академических часа, не представлялось возможным взять в качестве материалов тексты большего формата. Сюжетной основой веб-квеста стал авторский детективный текст с мистической составляющей, легкий в понимании и эмоционально удерживающий участника для прохождения испытаний до конца.

2. Создание веб-квеста с помощью сервиса Google Сайты. Разработка начиналась с формирования структуры веб-квеста:

а) начальная страница, на которой располагаются основные кнопки для перехода на приветствие («Введение в квест»), собственно игру («Начало») и сводную таблицу результатов участников («Достижения участников»);

б) приветствие («Введение в квест»), в котором рассказывается основная цель квеста, даются инструкции по прохождению, формулируется общее задание квеста;

в) квест с заданиями, последовательно расположенными в соответствии с сюжетом и логикой. Каждое из этих заданий находится на странице сайта с небольшим текстом, связывающим его с основным детективным сюжетом, и рисунком, иллюстрирующим либо кого-то из героев, либо событие, которое описывается в тексте, а также дополняется формами фиксации результатов (тестовые задания, созданные посредством Google Форм). Значимо, что при распределении заданий уделялось внимание тому, чтобы форма их представления не совпадала в пределах соседних испытаний. Задание сначала создавалось на выбранном цифровом ресурсе, а затем подгружалось на страницу веб-квеста;

г) сводная таблица результатов, созданная на основе Google Таблицы с формулой, позволяющей подгрузить данные из других таблиц, в которые записываются ответы участников на Google Форму.

Технически структура веб-квеста представляет собой набор страниц сайта, в которые внедрены элементы различных цифровых ресурсов, текст и изображение.

3. Внедрение веб-квеста в образовательный процесс. Апробация созданного веб-квеста проходила с 1 по 18 декабря 2020 г. во время Международной онлайн-школы по русскому языку «Русский язык как иностранный в новой реальности», организованной ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» в рамках Сессии 3 «Быть профи». Онлайн-занятие строилось по следующему принципу:

1) представление профессии редактора, дискуссия с иностранными слушателями о том, кто такой редактор, что он делает, что им известно об этой профессии. На данном этапе определялся начальный уровень сформированное™ профессионально-коммуникационной компетенции;

2) построение интеллект-карты. На интерактивной доске Miro совместно с преподавателем строилась интеллект-карта профессии редактора на основе представлений инофонов;

3) презентация веб-квеста. Давалось задание пройти веб-квест, узнать новую информацию о данной профессии и получить кодовую фразу. Веб-квест можно было пройти как индивидуально, так и в команде;

4) дискуссия и подведение итогов. После прохождения веб-квеста вновь была организована дискуссия о сущности профессии редактора, изменена и дополнена интеллект-карта, созданная в начале занятия. На данном этапе осуществлялось наблюдение над тем, насколько повысился уровень владения профессионально-коммуникативной компетенцией и какова степень сформированности мотивации в изучении русского языка.

Таким образом, технология разработки веб-квеста для иностранных обучающихся, основанная на профессионально ориентированном обучении, состояла из нескольких частей: 1) формирование технологической

структуры веб-квеста; 2) написание на основе данной технологической структуры сценария веб-квеста с системой заданий; 3) процесс создания и внедрения веб-квеста в образовательный процесс.

Результаты использования веб-квеста в обучении РКИ

Всего на Сессию 3 «Быть профи» Международной онлайн-школы по русскому языку «Русский язык как иностранный в новой реальности» было записано 137 человек из разных стран мира с уровнем владения русским языком не ниже В1. Участниками данной школы стали иностранные школьники, студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели русского языка, работающие за рубежом. Студенты, выбравшие данную сессию, учатся на филологических и лингвистических факультетах зарубежных вузов по направлениям, связанным с русистикой, изучают межкультурную коммуникацию, русский язык в бизнесе. Непосредственно на онлайн-трансляции занятия по теме «Я редактор» было в среднем 30 иностранных слушателей, остальные участники смотрели ее в записи на видеохостинге Youtube. Совместно веб-квест прошли участники онлайн-трансляции, 6 иностранных обучающихся проходили веб-квест самостоятельно. Максимальное количество баллов, которое мог получить участник, - 30. Наиболее высокие результаты прохождения веб-квеста (20, 22 балла) показали 3 участника. В качестве основных сложностей, которые наблюдались при работе с веб-квестом, можно отметить несовершенство цифровых ресурсов, которые не засчитывали правильные ответы при неправильно поставленных знаках препинания или изменении порядка слов (без нарушения смысла предложения), сложность некоторых заданий, в частности заданий, связанных с сокращением предложений и стилистической правкой.

Анализ выполненных инофонами заданий веб-квеста показал, что обучающиеся могут правильно выстроить композицию текста, найти фактические, логические, глазные ошибки, сократить предложения. Наблюдение за профессионально ориентированной коммуникацией инофонов после прохождения веб-квеста показало, что у обучающихся увеличился запас слов за счет терминов из сферы редактирования, они могут вести диалог о деятельности редактора, способны построить монологическое высказывание с использованием информации, полученной во время прохождения веб-квеста. Соответственно, можно утверждать, что профессионально-коммуникативная компетенция у иностранных обучающихся была сформирована в соответствии с заявленной целью веб-квеста.

Проведенное после окончания Международной онлайн-школы анкетирование показало высокий уровень сформированное™ мотивации у инофонов Сессии 3 «Быть профи» (Рис. 1-2), на которой был представлен веб-квест. В комментариях иностранные обучающиеся писали о том, что узнали немало нового и интересного о профессиях, получили много полезных навыков, связанных с профессиями, которыми могли бы заниматься в будущем, сравнили свой опыт со знаниями, полученными во время сессий, поняли, какие профессии им подходят, а какие нет.

40%

интересные темы связана с моей хочу узнать что-то дополнительная связана с моими другое (будущей) новое практика по увлечениями профессией русскому языку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1. Ответы участников онлайн-школы Сессии 3 «Быть профи» на вопрос «Почему вы выбрали данную Сессию?»

Рисунок 2. Ответы участников онлайн-школы Сессии 3 «Быть профи» на вопрос «Насколько вам понравилась Сессия?»

Следовательно, цель использования веб-квеста в обучении инофонов с уровнем владения русским языком В2-С1 для формирования профессионально-коммуникативной компетенции и повышения интереса к изучению РКИ была достигнута.

Заключение

Внедрение информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в образование является одним из приоритетных направлений государственной политики РФ, поскольку позволит в дальнейшем выстраивать учебный процесс более гибко, без учета внешних факторов и рисков. Использование цифровых технологий в практике преподавания РКИ также становится все более заметным. Преподаватели ищут оптимальные технологии применения электронных ресурсов, сервисов, интернет-контента, которые помогут им сделать онлайн-обучение более разнообразным, современным и интересным. В качестве эффективной технологии обучения РКИ посредством интернет-ресурсов может выступать веб-квест, представляющий собой проблемное задание, направленное на поисковую и творческую деятельность обучающихся, которая заключается в различных видах работы с ресурсами сети Интернет. Веб-квест четко структурирован, все его содержание облечено в игровую форму, результатом прохождения может стать как ответ на вопрос, так и проект, эссе, сообщение и т.п.

Анализ научной и учебно-методической литературы показал, что использовать веб-квест технологию на занятиях по РКИ предпочтительнее с обучающимися, которые владеют русским языком на уровне не ниже А2-В1, осуществлять посредством данной технологии профессионально ориентированное обучение иностранных слушателей и студентов значимо для решения целого комплекса задач.

Практический опыт создания веб-квеста для иностранных слушателей продвинутого этапа обучения с опорой на профессиональную деятельность показал, что для разработки данного учебного интернет-ресурса необходимо создать технологическую структуру веб-квеста, в которой прослеживается связь между организацией традиционного проблемно ориентированного занятия, процессом формирования профессионально-коммуникативной компетенции и схемой веб-квеста, сформировать на основе получившейся технологической структуры сценарий веб-квеста с системой заданий, создать посредством цифровых ресурсов веб-квест и внедрить его в образовательный процесс.

Практика реализации разработанного веб-квеста позволила выявить эффективность использования данной технологии как средства овладения иностранными обучающимися профессионально-коммуникативной компетенцией и повышения мотивации к изучению русского языка.

Использование веб-квеста как инструмента повышения интереса инофонов к русскому языку и средства формирования профессионально-коммуникационной компетенции оказалось эффективным.

Перспективой дальнейшего исследования может стать разработка по предложенной технологии веб-квестов для иностранных обучающихся с разным уровнем владения русским языком, которые получают образование по гуманитарному и по другим профилям подготовки, а также создание онлайн-платформы с профессионально ориентированными веб-квестами по РКИ.

Источники | References

1. Агеева М. Г., Лапекина Ю. Ю. Педагогическая технология формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов-юристов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2. С. 272-278.

2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2019. 496 с.

3. Берарди С. Дистанционное обучение в практике преподавания русского языка в итальянской аудитории (на примере авторских мультимедийных курсов «Краски-А1» и «Краски-А2»): автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2011. 22 с.

4. Богомолов А. Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 2008. 46 с.

5. Вавулина А. В., Николенко Е. Ю. Использование технологии веб-квест при обучении РКИ на разных этапах обучения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Филологические науки». 2017. Т. 3 (69). № 4. С. 52-66.

6. Дунаева Л. А., Левина Г. М., Богомолов А. Н., Васильева Т. В. Цифровизация области преподавания РКИ: первые итоги и перспективы // Русский язык за рубежом. 2020. № 5. С. 4-9.

7. Игнатова И. Б. Использование технологии веб-квестов при обучении русскому языку иностранных студентов-филологов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2010. № 4. С. 132-134.

8. Итинсон К. С., Рубцова Е. В. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранных студентов филологическим дисциплинам в вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (25). С. 5666-5669.

9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 14.03.2021).

10. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 14.03.2021).

11. Паспорт национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам № 7 от 04.06.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/72296050/ (дата обращения: 14.03.2021).

12. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам № 9 от 25.10.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/projects/selection/643/ (дата обращения: 14.03.2021).

13. Толмачева Е. В. Инновационное обучение РКИ (сфера «Строительный менеджмент») на основе информационно-коммуникативной веб-квест технологии: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2015. 25 с.

14. Шульгина Е. М. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест (профиль «Рекреационная география и туризм», английский язык): автореф. дисс. ... к. пед. н. Тамбов, 2014. 22 с.

15. Щербакова Н. С. Регионоведческий образовательный веб-квест при обучении устно-речевому иноязычному общению в языковом вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 1 (43). С. 244-248.

16. https://wordwall.net/ (дата обращения: 25.11.2020).

17. https://www.canva.com/ru_ru/ (дата обращения: 25.11.2020).

18. https://www.googliki.ru/metodicheskie-posobiya (дата обращения: 25.11.2020).

19. https://www.learnis.ru/ (дата обращения: 25.11.2020).

20. https://www.thinglink.com/ (дата обращения: 25.11.2020).

21. https://youtu.be/3ig_bnts64o (дата обращения: 25.11.2020).

22. https://youtu.be/IoARBKicChY (дата обращения: 25.11.2020).

23. https://youtu.be/uo5aZZWMjnE (дата обращения: 25.11.2020).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Писарь Надежда Владимировна1, к. филол. н. Ремболович Жанна Валериевна2, к. пед. н. Юрасюк Наталья Васильевна3, к. пед. н.

1 Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград 2' 3 Калининградский государственный технический университет

Pisar Nadezhda Vladimirovna1, PhD Rembolovich Janna Valerievna2, PhD Yurasyuk Natalia Vasilievna3, PhD 1 Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad 2' 3 Kaliningrad State Technical University

1 npisar@kantiana.ru, 2 rembol-j@yandex.ru, 3 natalya.yurasyuk@klgtu.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 27.04.2021; опубликовано (published): 30.06.2021.

Ключевые слова (keywords): мотивация; русский язык как иностранный; технология создания веб-квеста; профессиональное общение; компьютерная лингводидактика; профессионально ориентированное обучение; motivation; Russian as a foreign language; technology to create web-quest; professional communication; computer linguo-didactics; professionally oriented teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.