Научная статья на тему 'Использование технологии веб-квест при обучении РКИ на разных этапах обучения'

Использование технологии веб-квест при обучении РКИ на разных этапах обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ / WEB-QUEST / ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ / ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / THROUGHOUT READING / LEARNING READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вавулина А.В., Николенко Е.Ю.

В статье рассматривается методический аспект применения технологии веб-квест при обучении русскому языку иностранных учащихся. Авторы анализируют особенности использования данной технологии в преподавании РКИ на разных уровнях: от Базового до III сертификационного (от А до С 1). На Базовом уровне ее использование возможно при ведущей роли преподавателя. На этом уровне целесообразно обращение к веб-квест технологии для самостоятельного подбора учащимися визуального материала в интернет-ресурсах (фотографии известных людей, продуктов, одежды, ценников, карт и т д.). Наиболее эффективно использование метода веб-квест на Первом сертификационном уровне. На этом уровне ситуации общения связаны прежде всего с социальнобытовой и социально-культурной сферами общения. В данных сферах инофоны могут максимально полно использовать материалы интернет-ресурсов при работе по методике веб-квест. На Втором сертификационном уровне (В 2) использование вышеупомянутой методики обеспечивает повышение оптимизации и эффективности формирования предметной компетенции студентов разных специальностей. На Третьем сертификационном уровне целесообразно обращение к веб-квест проектам, связанным со стилистикой и риторикой, так как учащиеся этого уровня должны владеть клише, экспрессивно-эмоциональными языковыми средствами всех стилевых подсистем. В статье приводятся примеры сценариев образовательных веб-квестов для учащихся, владеющих РКИ в рамках разных уровней обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF WEB TECHNOLOGY IN TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS AT DIFFERENT LEVELS

The article deals with the methodical aspect of applying the web quest technology in teaching Russian to foreign students. The purpose of the article is the analysis of the peculiarities of the work with the mentioned technology in teaching Russian at different levels (from A2 to C1). At level A 2 it can be used under the leading governance of the teacher. It is especially effective to utilize web quest technology in the teaching process with the students of level B 1. At this level the frequently used situations are first of all connected with social, routine and social-cultural spheres of communication. In these spheres foreigners can fully use the materials of different internet resources using the web quest methodology. At level B 2 the application of the above mentioned technology guarantees the rise of efficiency and optimization in forming subject competency of the students of different specialties. At level C 1 it is advisable to apply web quest projects that are connected with the stylistics and rhetoric as the students of this level should master completely set phrases and emotional, expressive means of the language of all the stylistic subsystems. One can find here the examples of the educational web quest scripts.

Текст научной работы на тему «Использование технологии веб-квест при обучении РКИ на разных этапах обучения»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 3 (69). № 4. 2017 г. С. 52-66.

2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 811.161.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ ПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ Вавулина А. В., Николенко Е. Ю.

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия e-mail: avavulina@mail.ru

В статье рассматривается методический аспект применения технологии веб-квест при обучении русскому языку иностранных учащихся. Авторы анализируют особенности использования данной технологии в преподавании РКИ на разных уровнях: от Базового до III сертификационного (от А до С 1). На Базовом уровне ее использование возможно при ведущей роли преподавателя. На этом уровне целесообразно обращение к веб-квест технологии для самостоятельного подбора учащимися визуального материала в интернет-ресурсах (фотографии известных людей, продуктов, одежды, ценников, карт и т д.). Наиболее эффективно использование метода веб-квест на Первом сертификационном уровне. На этом уровне ситуации общения связаны прежде всего с социально-бытовой и социально-культурной сферами общения. В данных сферах инофоны могут максимально полно использовать материалы интернет-ресурсов при работе по методике веб-квест. На Втором сертификационном уровне (В 2) использование вышеупомянутой методики обеспечивает повышение оптимизации и эффективности формирования предметной компетенции студентов разных специальностей. На Третьем сертификационном уровне целесообразно обращение к веб-квест проектам, связанным со стилистикой и риторикой , так как учащиеся этого уровня должны владеть клише, экспрессивно-эмоциональными языковыми средствами всех стилевых подсистем. В статье приводятся примеры сценариев образовательных веб-квестов для учащихся, владеющих РКИ в рамках разных уровней обучения.

Ключевые слова: технология веб-квест, просмотровое чтение, изучающее чтение, метод проектов.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время новые средства коммуникации привели к появлению новых технологий обучения иностранным языкам, например, учебный интернет-блог, технология веб-квест, дистанционное обучение и многое другое. Сознавая современность и востребованность новых технологий в процессе обучения, аутентичность их использования в работе с учащимися XXI века, привыкших «жить» и работать в информационно-коммуникационной сфере, создаваемой интернетом, нельзя забывать о методических целях процесса обучения.

Прежде всего целью обучения иностранных учащихся является усвоение языка, овладение языковым материалом с последующим выходом в устную и письменную

52

Вавулина А. В., Николенко Е. Ю. речь. При этом важнейшую роль играют навыки по работе с текстом. Современные

учащиеся, зачастую «запрограммированы» информационной средой на клиповое

сознание, просмотровое чтение. Это негативно влияет на сохранность навыков

аналитического, изучающего чтения, способность глубокого восприятия

информации. Обучающие технологии являются особым интернет-инструментом,

позволяющим учащимся при направляющей роли преподавателя, закреплять и

совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, овладевать языковым

материалом и корректировать языковые и речевые ошибки. При этом их

использование не лишает их самостоятельности, погруженности в привычную

информационную среду и вносит в занятия игровой элемент.

достоинства и недостатки веб-квест

Среди новых образовательных технологий одной из наиболее продуктивных, по нашему мнению, является технология веб-квест, в которой учебная деятельность студентов представляет собой выполнение некоего совместного проекта, а это предполагает получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления перед учащимися и преподавателем группы [1, с. 146]. По утверждению Е. С. Полат, «метод проектов - суть развивающего обучения. Он может использоваться на любой ступени обучения» [2, с. 3]. Здесь мы не можем согласиться с мнением Е. С. Полат. Мы считаем, что использование технологии веб-квест напрямую зависит от уровня владения языком. Более того, именно уровень владения языком определяет либо невозможность работы с данной технологией, либо максимальную скорректированность ее использования преподавателем, либо, наоборот, максимальную эффективность работы с ней. Нам представляется, что веб-квест технология как один из вариантов метода проектов наиболее эффективно использовать на уровнях В1, В2, возможно и на более высоких уровнях. Что касается уровней А1 и А2, то, несомненно, невозможно использовать эту технологию на уровне А1, а на уровне А2 можно использовать при ведущей роли преподавателя. Более подробно рассмотрим эту проблему далее.

53

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ...

Основой проектной деятельности является развитие когнитивных умений

учащихся, навыков конструирования знаний, использования их на практике, самостоятельного и инициативного решения задач и проблем, поставленных перед ними в том или ином проекте. Использование метода проектов изучалось в работах И. Л. Бим, И. А. Зимней, О. М. Моисеевой, П. И. Образцова, Е. С. Полат, Т. Е. Сахаровой, И. Д. Чечель и др.

Технология веб-квест представляет собой один из вариантов применения метода проектов.

Слово «квест» от англ. quest - поиски, приключение. Квест - эта игра, подразумевающая достижение игроком какой-то определенной цели, а именно выполнить задание или собственно «квест», используя собственные знания и опыт, а также советуясь с участниками квеста.

Под веб-квестом мы понимаем сценарий проектной деятельности студентов по изучаемой теме с использованием ресурсов интернета, который предполагает групповую работу учащихся.

Веб-квест технология как любая современная технология обучения ориентирована не только на приобретение знаний, но и на технологии их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие когнитивных навыков и творческих возможностей учащихся. Кроме того, она развивает навыки самообразования благодаря решению практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. В то же время данная технология предполагает трансформацию схемы взаимодействия в процессе обучения. Как отмечает И. А. Зимняя, «вместо широко распространенной схемы субъект - объектного взаимодействия (преподаватель - учащийся), должна иметь место схема субъект-субъектного равно партнёрского учебного сотрудничества» [4, с. 71]. Веб-квест позволяет моделировать реальное многостороннее общение, подразумевает работу с реальной практической ситуацией, проблемой, требующей исследования либо в индивидуальной, либо в групповой форме. Для обучения РКИ предпочтительнее групповая форма данной технологии. Как было сказано выше, применение веб-квест технологии возможно на всех уровнях, начиная с середины

54

Вавулина А. В., Николенко Е. Ю. базового (А2). Но наибольший эффект данная технология может дать на первом и

втором сертификационных уровнях (В1, В2).

Занятия по проектной методике проходят в комфортной, активизирующей интересы обучаемого атмосфере, что делает студента интерактивным участником учебного процесса. Вследствие этого работа приобретает творческий характер, требующий самостоятельного переноса знаний, умений и навыков в новый контекст их применения. Использование русского языка становится естественным, учащийся обращает внимание, прежде всего, на содержание высказывания, а затем уже на языковую форму. В процессе проектной деятельности студент активен, самостоятелен. А упомянутый выше переход от субъектно-объектной схемы обучения к схеме субъектно-субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества позволяет добиться максимальной эффективности процесса обучения. Именно общегрупповое взаимодействие повышает эффективность усвоения материала более чем на 15%.

Таким образом, информационно-коммуникационная веб-квест технология учитывает потребности, возможности и склонности учащихся, когда они сами становятся активными субъектами учебной деятельности.

Отметим другие преимущества информационно-коммуникативной веб- квест технологии:

• интерес к выполнению веб-квеста со стороны всех его участников является важным условием его качественной реализации и обучающего эффекта. Найти тему проекта, значимую и интересную для всех её участников - важная задача для преподавателя;

• самоорганизация и ответственное отношение участников к выполнению веб-проекта. Отметим, что планирование стратегии проектной реализации проходит в два этапа. Первый этап - совместное планирование (преподаватель и все участники проекта): планирование отдельных этапов работы и последовательности их выполнения, определение количества участников в микрогруппах и заданий для каждой микрогруппы, сроков выполнения. Второй этап - самоорганизация

55

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ... студентами работы в микрогруппе. Чем выше уровень личной ответственности

участников, тем выше качество итогового продукта;

• нацеленность на создание конечного проектного продукта, который отличается от традиционного результата обучения связью с реальной деятельностью и самостоятельностью изготовления;

• меньшая степень регламентации деятельности педагогом: а) на подготовительном этапе преподаватель выполняет регулятивно- организационную функцию: предлагает идеи проекта, распределяет роли участников проекта в зависимости от уровня владения языком и типов личности, б) на этапе реализации проекта педагог исполняет консультационно-координирующую функцию, выступая в роли помощника, консультанта, источника дополнительной информации. Именно преподаватель подбирает основную информацию по квесту в интернете, предлагая учащимся систему основных ссылок по тому или иному вопросу, причём это могут быть как ссылки на тексты, так и на иллюстрации, видеоматериалы и пр. Кроме того, преподаватель помогает учащимся в составлении письменных текстов того или иного жанра. в) на заключительном этапе преподаватель исполняет контрольно-оценочную функцию, подводя итоги работы в качестве независимого эксперта. Он выражает благодарность всем участникам квеста за интересные результаты работы, в то же время проводит анализ ошибок, составляет задания на исправление ошибок.

Остановимся более подробно на том, как максимально эффективно использовать обучающую веб-квест технологию в зависимости от уровня владения языком учащимися.

особенности использования технологии веб-квест на базовом уровне

На Базовом уровне возможно обращение к использованию веб-квеста для подбора учащимися визуального материала: изображений, фотографии продуктов, одежды, известных мест, людей, ценников, карт, схем метро, расписаний транспорта. При промежуточном контроле после максимальной отработки лексического и грамматического материала, а также необходимых для проверяемой темы интенций,

56

Вавулина А. В., Николенко Е. Ю.

найденные в интернете наглядные материалы могут быть использованы в

общегрупповом проекте. В проекте учащиеся подбирают визуальные материалы в зависимости от роли и полученного задания. В частности, в групповом проекте «День в Москве» учащийся, играющий роль туриста ищет схему метро и готовит рассказ, как лучше доехать от гостиницы до зоопарка; учащийся, играющий роль официанта ищет фотографии блюд и составляет меню, учащийся, играющий роль экскурсовода ищет фотографии одной из достопримечательностей (например, спорткомплекса Лужники, парка Музеон) и готовит рассказ-презентацию (слайд-шоу) на основе пройденных материалов, учащиеся, исполняющие роли продавца в магазине одежды и покупателя ищут фотографии товаров с ценниками и готовят диалог. Учащиеся, исполняющие роли «москвича» и «иностранца», ищут карту определенного района или улицы и готовят диалог, как добраться от метро до нужного места, ориентируясь по карте. Стоит отметить, что тема и ситуации, представленные в проекте соответствуют требованиям Базового уровня. При этом важно, что самостоятельная работа учащихся и аутентичность ситуации, в которых они оказываются повышает эффективность закрепления пройденного материала.

При окончательном достижении Базового уровня владения языком расширяется круг ситуаций общения в социокультурной сфере (общение в университете, на работе, в административных службах), расширяется и тематика общения (рассказ о работе, об учебе, месте, где родился, интересах и др.). Это способствует расширению необходимого для решения новых задач лексического минимума. И что особенно важно для возможности использования веб-квеста учащиеся этого уровня могут читать и понимать тексты на русском языке разных жанров: рекламу, вывеску, объявление, записку, короткую информационную заметку в газете, новости, рассказ о событии, интересном человеке, описание события, биография человека, занимательные истории, тексты исторического характера (история города, места, предмета и др.), небольшое интервью. Все это позволяет учащимся читать определенную информацию в интернете. Также учащиеся, владеющие языком в рамках в рамках Базового уровня, могут осуществлять коммуникацию на русском языке в письменной форме: писать письма, записки, объявления, поздравления,

57

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ... общаться в соцсетях и чатах. Однако необходимо отметить важнейшую роль

преподавателя на всех этапах работы с данной технологией на Базовом уровне. Роль

преподавателя не сводима к роли медиатора и консультанта в данном случае, так как

круг аутентичных материалов, с которыми предстоит работать учащимся либо

ограничен, либо требует значительной предтекстовой работы, доречевой тренировки.

Так, на диагностическом этапе следует не только выбрать соответствующую уровню

тему, четко определить роли, функции участников, но и выполнить лексико-

грамматические задания на основе предлагаемого в веб-квесте материала. На

моделирующем этапе, когда учащиеся переходят к работе с интернет-ресурсами,

отобранными преподавателем, полезно будет обращение к послетекстовым заданиям

в тестовой форме, позволяющим проверить понимание главной и дополнительной

информации текстов. Задания, связанные с репродукцией материала, гарантируют

успех учащихся в работе над продукцией, творческим коммуникативным заданием

веб-квеста на проектном этапе где им будет необходимо отбирать и компилировать

нужную информацию самостоятельно. Именно на этом этапе преподаватель в

большей степени выступает как консультант, только направляющий деятельность

учащегося. Стоит отметить, что использование технологии веб-квеста в рамках

данного уровня обучения по-прежнему используется как форма промежуточного или

итогового контроля. Тематика веб-квеста на данном уровне также должна

соответствовать уровню учащихся (например «Экскурсия по Москве»), но

значительно расширяется круг жанров и типов проектов, создаваемых учащимися.

методическая модель обучения письменной речи с помощью технологии веб-квеста для учащихся i уровня

Главная цель первого сертификационного уровня - научить восприятию и продуцированию неадаптированного русского дискурса. Чтобы выразить мысль на чужом языке, недостаточно знания грамматических правил. Необходим лексический запас, умение ориентироваться в функциональных стилях, умение переключаться с одного стиля на другой. Чем сложнее мысли, тем более богатый словарь необходим, чтобы их адекватно выразить. Поэтому ... первоочередной задачей мы считаем

58

Вавулина А. В., Николенко Е. Ю.

расширение словаря. Таким образом, происходит не поступательное, постепенное

движение, медленное расширение словарного запаса, а скачок от построенного текста к оригинальной художественной и публицистической литературе. Это принципиально другой объем словаря, другой уровень языка, выход в реальный дискурс. [3, с. 41-42]

Исходя из теоретических основ была разработана методическая модель обучения письменной речи с помощью технологии веб-квест для учащихся I сертификационного уровня, которая состояля из нескольких блоков: целевого, теоретического, оценочного и результативного.

На данном уровне ситуации общения связаны, прежде всего, с социально-бытовой и социально- культурной сферами общения, а также частично с официально-деловой и профессиональной. Именно в социально-бытовой и социально-культурной сферах общения инофоны могут максимально полно использовать материалы различных интернет-ресурсов (информационные заметки, новости, интервью, сообщения о событиях, занимательные рассказы, тексты исторического и культурологического характера и др.) при работе по методике образовательного веб-квеста.

Тема веб-квеста: «Приключение иностранцев в России».

Цель веб-квеста - выработать навыки письменной речи и реферирования разных жанров (эссе, сочинение, диалог) с последующим выходом в устную речь, аудирование, чтение, узнать как можно больше о русской культуре, составить буклет или видео-презентацию по материалам веб-квеста. Одним из основных заданий веб-квеста являлась разработка группового проекта и его представление. Дополнительные задания - создание списка тематических ссылок, видео- и фотоотчетов и др. Каждому студенту группы предлагалась одна из пяти ролей: экскурсовод, иностранный студент, русский друг, член семьи русского друга, консультант в сувенирном магазине. При распределении ролей учитывался уровень владения языком каждого из учащихся. Учащийся, получивший одну из пяти ролей, представлял её перед остальными членами группы, предварительно составив письменный текст своего выступления. Например: «Экскурсоводы» провели

59

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ... экскурсию для «иностранных студентов» (при этом они составили письменный план

и текст экскурсии; приготовили буклеты и презентацию). «Иностранные студенты»

составили небольшой словарь необходимых слов и фраз, приготовили в письменной

форме вопросы «экскурсоводам», а затем написали эссе об экскурсии, проведенной

их товарищами. «Русские друзья», развенчивая мифы о России, написали

оригинальные сочинения. «Член семьи русского друга» написал мини-книгу

(инструкцию по приготовлению русских блюд, рецепты блюд и этапы их

приготовления). «Консультанты» составили текст и презентацию о сувенирах. И

«консультанты», и «иностранные студенты» написали диалоги, используя типовые

фразы (ситуация «продавец-покупатель). Апробация квеста была проведена в группе

корейских и китайских студентов, уровень владения русским языком которых можно

описать как конец базового уровня - начало первого уровня Проведенная апробация

доказала эффективность применения данной технологии:

1. Квест позволил отработать различные жанры письменных текстов: тезисный план, рассказ по плану (подготовка и текст экскурсии, изложение со слуха - эссе (после прослушанного текста экскурсии учащиеся написали изложения), сочинения на темы развенчания мифов о России, тексты-инструкции, диалоги (продавец -покупатель). Все эти жанры письменной речи необходимы для усвоения как на уровне А2, так и В1 и В2.

2. Кроме того, в процессе работы над квестом развивались различные виды чтения: просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее.

3. Параллельно развивается аудирование в тесной связи с письменной речью, когда студенты сначала слушают экскурсии, которые проводят их товарищи, а затем пишут изложение по прослушанному. Такое направление в обучении при тесной связи аудирования и письменной речи, как известно, даёт очень эффективные результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. И, наконец, развивается говорение, т.к. все письменные тексты, которые учащиеся создали, они затем представили перед своими одногруппниками и преподавателем в виде презентаций-выступлений на I уровне.

60

Вавулина А. В., Николенко Е. Ю.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология веб-квест позволяет

равно эффективно развивать умения во всех видах речевой деятельности при сохранении высокой мотивации.

особенности использования технологии веб-квест в формировании предметной компетенции учащихся продвинутого этапа обучения

Когда учащиеся достигают II уровня владения языком, их знания и умения позволяют преподавателю использовать веб-квест максимально эффектно не только как способ текущего, промежуточного и итогового контроля, но, в первую очередь, как способ самостоятельного обучения учащихся. Именно на этом уровне веб-квест обеспечивает повышение эффективности и оптимизации в формировании предметной компетенции иностранных учащихся гуманитариев, будущих специалистов в области филологии, экономики, юриспруденции, политологии и др. При создании веб-квестов, позволяющих работать с языком специальности, виды проектных заданий могут быть максимально широко представлены. Согласно классификации разработчика веб-квеста как учебного задания Б.Дожда, это могут быть и научное исследование, и журналистское расследование, и убеждение (склонение на свою сторону оппонентов), достижение консенсуса и различные творческие разработки (видеоролик, инфографика и др.). Однако даже при работе с учащимися продвинутого этапа обучения следует уделить внимание языковым и речевым заданиям, максимально снимающим трудности перед работой над коммуникативными творческими заданиями, а также закрепляющим материал, необходимый для овладения языком специальности.

Остановимся более подробно на примере использования веб-квест технологии при работе с иностранными студентами-экономистами. Обращение к веб-квесту оказывается особенно продуктивным для работы с языком специальности, когда аутентичные материалы для темы веб-квеста можно найти в первую очередь в интернет-ресурсах. Это касается таких актуальных для экономистов тем, как «Система налогообложения в РФ» и «Бизнес-планирование». В частности, выполняя

61

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ... задание веб-квеста «Выбрать наиболее выгодную систему налогообложения для предприятия» учащиеся, играющие роли «руководителя предприятия», «ведущего экономиста», «юриста» и «бухгалтера» ищут материалы на ресурсе http//: base. garant.ru. / 5179162 / компании Гарант, на этом сайте постоянно обновляется информация о действующих в России типах налогов, налоговых ставок и акцизов. Он является важнейшим источником информации в работе профессиональных юристов и экономистов, имеющих полный доступ к данному ресурсу.

Поиск материалов для такой новой и аутентичной темы, как «Бизнес-планирование» также требует обращения к интернет-ресурсам. Важно, что и как в предыдущем веб-квесте роли и задачи участников ориентированы на будущую практическую деятельность учащихся. В частности, в данном веб-квесте могут принимать участие «специалист по бизнес-планированию», готовящий выступление-презентацию об ошибках при составлении бизнес-плана, «будущий владелец цветочного магазина», «создатель старт-апа по трудоустройству инвалидов», «директор онлайн магазина детской одежды», представляющие свои бизнес-планы, «юрист» и «инвестор», собирающие информацию о подобного типа бизнесе и объясняющие причины, по которым отказывают или нет в кредитовании проекта.

В качестве предтекстовых языковых заданий для экономистов Иуровня обучения очень полезна работа над управлением глаголов, существительных, частотных для представленных тем, а также с многочисленными аббревиатурами: ОСНО (общая система налогообложения), НДС (налог на добавленную стоимость), ИП (индивидуальный предприниматель), ООО (общество с ограниченной ответственностью). Создание подобных заданий в тестовой форме в Power Point позволяет учащимся оставаться в единой для веб-квеста познавательно-игровой атмосфере. Перед выполнением самостоятельных творческих заданий веб-квеста учащимся необходимо предложить ряд заданий в тестовой форме или в виде таблицы, которую они должны заполнить самостоятельно для проверки профессиональных знаний, необходимых всем участникам. Для веб-квеста «Налоги РФ» могут быть даны задания на знание систем налогообложения в России, для веб-квестов «Бизнес-планирование» задания на структуру и содержание основных пунктов бизнес-плана.

62

Вавулина А. В., Николенко Е. Ю.

Также возможна работа с инфографикой, предполагающая создание короткого

письменного сообщения с опорой на вопросный план (например, «Особенности использования ЕНВД»), которое объединяет материал графически представленной информации о виде налога и прочитанного о нем на занятии. В веб-квесте для экономистов, имеющих характер научного исследования (например, «Типы экономических систем», «Национальные модели смешанной экономики»), возможно обсуждение представленных проектов в форме научной конференции.

Необходимо отметить важность роли веб-квеста в формировании навыков и развитии умений учащихся по участию в полилогах-дискуссиях в разных сферах общения, которые являются ключевыми жанрами устной речи II сертификационного уровня.

Иностранец, владеющий русским языком в рамках третьего уровня может работать журналистом, переводчиком, редактором в русскоязычном коллективе. Подобное знание языка предполагает не только умение анализировать и продуцировать устные и письменные тексты самой разнообразной жанровой принадлежности в диапазоне публицистического, официально-делового и научного стилей, но и полное владение штампами, характерными для названных стилей, различными риторическими приемами, эмоционально-экспрессивными средствами языка.

Для учащихся филологического профиля III уровня владения РКИ и учащихся СНГ очень актуальным является веб-квест по развитию дискурсивной и коммуникативной компетенции на тему «Приемы ораторского искусства. В нем учащиеся могут выступать в роли директора курсов ораторского мастерства; специалиста по технике речи; лингвиста, специалиста в области морфологических норм; психолога, специалиста по невербалике; лингвиста, специалиста по стилистике; культуролога, специалиста по межкультурной коммуникации. Созданные участниками веб-квеста проекты позволяют закрепить и усовершенствовать навыки, необходимые для написания статей публичных выступлений.

63

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТПРИ ОБУЧЕНИИ РКИ...

Выводы

Итак, можно сделать вывод, что технология веб-квест при обучении русскому языку как иностранному позволяет равно эффективно развивать умения во всех видах речевой деятельности при сохранении высокой мотивации. Использование данной технологии на уровне А 2 возможно только при условии, что важнейшую роль на всех этапах работы с данной технологией играет преподаватель. Его роль не сводима к роли медиатора и консультанта, так как круг аутентичных материалов, с которыми предстоит работать учащимся либо ограничен, либо требует значительной предтекстовой работы, доречевой тренировки, а также послетекстовой работы.

На более высоких уровнях владения языком учащимися возможно использовать веб-квест максимально эффективно не только как способ текущего, промежуточного и итогового контроля, но, в первую очередь, как способ самостоятельного обучения. На уровне В2 и С 1веб -квест обеспечивает повышение эффективности и оптимизации в формировании предметной компетенции иностранных учащихся- гуманитариев, будущих специалистов в области филологии, юриспруденции, политологии и др.

Список литературы

1. Казакова, Н. Письменная речь в онлайновую эпоху: зеркало культуры. [Электронный ресурс] / Материалы секционных заседаний и дискуссий VIII Международных Лихачевских научных чтений. - 2008. - Режим доступа: http://www.lyhachev.ru/ рю^йе/й^/ 1ШсЫ;/2008/01 sek_1/16_kazakova.pdf (Дата обращения: 19.04.2017).

2. Лёвина, Г. М. Разница в методических подходах на базовом и первом сертификационном уровнях [Текст] / Г. М. Лёвина, Е. Ю. Николенко // Мир русского слова. - 2004. - 2. - С.41-45.

3. Полат, Е. С. Метод проектов на уровне иностранного языка. [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе - 2000, - № 2. - С.6-12

4. Сысоев, П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы. [Текст] / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 3 -С. 2-9.

64

BaeynuHa A. B., HuK0neHK0 E. K.

THE APPLICATION OF WEB TECHNOLOGY IN TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS AT DIFFERENT LEVELS Vavulina A. V., Nikolenko E. Yu.

Summary. The article deals with the methodical aspect of applying the web quest technology in teaching Russian to foreign students. The purpose of the article is the analysis of the peculiarities of the work with the mentioned technology in teaching Russian at different levels (from A2 to C1). At level A 2 it can be used under the leading governance of the teacher. It is especially effective to utilize web quest technology in the teaching process with the students of level B 1. At this level the frequently used situations are first of all connected with social, routine and social-cultural spheres of communication. In these spheres foreigners can fully use the materials of different internet resources using the web quest methodology. At level B 2 the application of the above mentioned technology guarantees the rise of efficiency and optimization in forming subject competency of the students of different specialties. At level C 1 it is advisable to apply web quest projects that are connected with the stylistics and rhetoric as the students of this level should master completely set phrases and emotional, expressive means of the language of all the stylistic subsystems. One can find here the examples of the educational web quest scripts.

Keywords: web-quest, project method, throughout reading, learning reading.

References

1. Kazakova N. Pismennaya Rech v Onlainovuyu Epokhu: Zerkalo Kultury [Writing in Online Epoch: the Reflection of Culture]. Materialy Sektsionnykh Zasedanii i Diskussii 8th Mezhdunarodnykh Likhachevskikh Nauchnykh Chtenii. 2008. Avaliable at: http://www. .lyhachev.ru/ pic/site/files/ lihcht/2008/01 sek_1/16_kazakova.pdf (accessed 19 April 2017).

2. Leyovina G. M., Nikolenko E.Yu. Raznitsa v Metodicheskikh Podkhodakh na Bazovom i Pervom Sertifikatsionnom Urovnyakh [The Difference in Methodical Approaches at the Basic and First Certificate Levels]. Mir Russkogo Slova, 2004, no 2, pp. 41-45.

3. Polat E. S. Metod Proektov na Uroke Inostrannogo Yazyka [The Method of Projects at Foreign Language Lesson]. Inostrannye Yazyki v Shkole, 2000, no 2, pp. 6-12.

4. Sysoev P. V. Informatizatsiya Yazikovogo Obrazovaniya: Osnovnye Napravleniya i Perspektivy [The Informatization of Language Education: Main Directions and Perspectives]. Inostranniye Yaziky v Shchkole, 2012, no 6, pp. 2-9.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.