ВАЖНЫЕ ФАКТОРЫ В ОБУЧЕНИИ ИСПОЛНЕНИЮ НА
ГИДЖАКЕ
Ишанходжаев У.Х. Email: [email protected]
Ишанходжаев Умид Ходжиакбарович- преподаватель, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: каждый музыкант, исполнитель имеет свой стиль, навык исполнения. Со временем, в результате постоянных исследований, появляется и развивается стиль элегантности самого исполнителя. И формирование этого стиля во многом будет зависеть от его наставников. В процессе обучения исполнителя на музыкальном инструменте гиджак очень важно, чтобы учитель обязательно обратил на это внимание. В данной статье дана информация о том, на что в преподавании студентам, изучающим исполнительство на гиджаке, следует обратить внимание в процессе обучения. А также, говорится о навыках и стилях мастеров исполнителей.
Ключевые слова: педагог, наставник, студент, школа исполнительства, гиджак, произведения, исполнитель.
IMPORTANT FACTORS IN LEARNING TO PERFORM ON
GIDJAK Ishankhodjaev U.&
Ishankhodjaev Umid Hodjiakbarovich - Teacher, DEPARTMENT FOLK INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: еvery musician, performer has his own style, skill of performance. Over time, as a result of constant research, the style of elegance of the performer appears and develops. And the formation of this style will largely depend on his mentors. In the process of training a performer on a musical instrument gidjak it is very important that the teacher must pay attention to this. This article provides information about what to teach students studying performance on gidjak, what should be paid attention to in the learning process. And also, it is said about the skills and styles of master performers.
Keywords: teacher, mentor, student, school of performance, gidjak, works, performer.
УДК 787.8
Прежде чем начать преподавать студенту урок исполнительства на гиджаке, необходимо определить, к какой школе он склонен. Например, если учится 4 или 5 студентов, то каждому из них потребуется индивидуальный подход. Исполнение несколько упражнений создаёт небольшую квалификацию. А учащиеся, у которых формирована квалификация, обучаются мелодиям, принадлежащим к разным школам исполнительства, и по выполненным упражнениям определяется, к какой школе исполнительства склонен студент.
Необходимо познакомить студента со стилями музыкантов, имеющих определенную школу, таких как Ганижон Тошматов, Комильджон Джаббаров, Мирза Курбанов, Маматазиз Ниёзов и Салохиддин Тухтасинов. В поступающем студенте, по сути, с самого начала чувствуется предрасположенность к какому-то стилю, преобладание направления школы пределённого музыканта. Им важно более подробно рассказать о своем направлении, происхождении этого стиля и о том, кто был первым представителем данной школы исполнительства. Необходимо сделать так, чтобы учащийся мог услышать запись выступлений, принадлежащих к разным
школам, или же, выполняя живые выступления, рекомендовать ему возможность овладеть тем же школами исполнительства. И учитель должен знать об этих методах. В данной ситуации метод наставничества является очень актуальным. "Наставник и студент" по сути, эти слова соответствуют не только нашему национальному музыкальному исполнительству, но и традициям представителей других сфер. Что касается непосредственно музыкальной сферы, то они с давних времён развивались на основе "наставник и студент", а также были средством обеспечения преемственности поколений. Под традициями "наставник и студент" мы понимаем гармонично развитого студента, который может не только изучать музыкальное искусство от учителя и передавать его следующему поколению, но и воплощать в себе личностные, нравственные качества, все положительные качества наставника [1].
В результате усилий мастеров и их поиска в области исполнения стали развиваться локальные стили. В частности, представители Ферганской-Ташкентской местной школы исполнения - Тухтасин Джалилов из Андижана, Муминжон Жабборов, Собиржон Сиддиков, Маматазиз Ниезов, Ганижон Тошматов, Комилжон Жабборов, Гуломжон Хожикулов, Юнусори Юсупов, Мухиддинходжи Нажмиддинов из Намангана, Рузиматхон Исабоев, Каримжон Мансуров, Зиевуддин Шамсиддинов, Абдугофур Ниезалиев, Абдукахор Мансуров, Мухторжон Муртазоев из Ферганской области, Рафикжон Ахмедов, Абдухошим Исмоилов, Кахраман Умаров, Имомжон Икрамов, Илхом Тураев, Зокиржон Содиков, Ёкуб Бува, Акмалхон Суфихонов, Суннат Самадов, Гуломжон Мирзаев из Ташкента. Образующийся по традиции наставничества, хотя и является исполнительской основой развитого ритмического искусства, отличается оригинальностью и разнообразием интерпретации исполнения [2].
Также необходимо научить студентов анализировать различные стили школ исполнительства. Для этого их нужно научить сравнивать. То есть, слушая того же произведение в разных стилях школ исполнительства. При этом необходимо обращать внимание на каждую ее деталь и определять ее различные и сходные аспекты, а также, насколько это возможно, исполнять эти детали самостоятельно и принимать свои собственные приемлемые. Чтобы определить различия и сходные аспекты произведения в разных стилях школ исполнительства, можно сравнить исполнения музыкантов, например, можно сравнить исполнения произведения «Чапандози Баёт» между Ганижаном Ташматовым и Комилжоном Жаббаровым. В исполнении Ганижона Тошматова доминирует стиль сурная и исполняется крупные трели. А в исполнении камилжан Жабборова преобладает нежность. Исполнение Маматазиз Ниезова сходен Ганижон Тошматовым. В их исполнении преобладает плаксивосить и мунг. Здесь очень важно сформулировать такие навыки сравнительного анализа у студентов. Для этого важно, чтобы учитель вместе со студентом слушал произведения, обменивался мнениями, чтобы направлять студента к правильному анализу. Таким путём у студентов развивается способность к аналитическому мышлению. В результате этого студент мыслит, выбирает и создает личный привлекательный стиль.
Кроме того, преподаватель должен анализировать исполнение студента внимательно слушая их, максимально поддерживать или направлять свои инновации в процессе исполнения. Это побуждает студента стать более духовным и достичь совершенства в исполнении. В соответствии со своим внутренним миром студентов в их исполнении тоже есть чувство нежности, плача и другие подобные аспекты. Обращая внимание на них, преподаватель должен уметь подбирать произведения, которые помогут в дальнейшем совершенствовать навыки студента, преодолевать сложности в процессе исполнения.
В исполнительском стиле ряда ведущих музыкантов заметны общие черты, и в этом плане необходимо провести аналитические работы и научные выводы. Например, стиль исполнения Комилжона Джаббарова широко распространен в исполнении Ферганского-Ташкентского гиджака, традицию продолжают Гуломжон
Ходжикулов, Юнусори Юсупов, Абдухошим Исмоилов, Ульмас Расулов, Ахмаджон Дадаев, Зиевуддин Касимов, Равшан и Улугбек Ходжикулов, а также ряд ведущих музыкантов, таких как Уткир Кадыров. Изучение научно-теоретических основ этого явления, его исследование и, главное, внедрение в образовательный процесс - это очень актуальный вопрос [3].
Список литературы /References
1. Матякубов Ш.Б. «Традиции «наставник и студент» в обучении традиционному исполнительству». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.
2. Мирзаев К.Г. «Роль узбекского национального инструмента гижжака в исполнительском искусстве. / The role of the national instrument of gizhak in the performing arts. «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.
3. Махмудов В.В. «Ферганская школа исполнительства на гиджаке и его представители. / The Fergana school of performance on the gijjak and its representatives. «Проблемы современной науки и образования». № 10 (143), 2019.