Научная статья на тему 'Ферганская школа исполнительства на гиджаке и его представители'

Ферганская школа исполнительства на гиджаке и его представители Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
220
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДЖАК / ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА / ФЕРГАНСКАЯ ДОЛИНА / НАСТАВНИЧЕСТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬ / GIJJAK / SCHOOL OF PERFORMANCE / FERGANA VALLEY / MENTORING / PERFORMER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махмудов Восиджон Валижонович

Гиджак является одним из любимых инструментов узбекского народа, более тысячи лет служит духовным наследием для людей. Его происхождение восходит к X XI векам. В Ферганской долине, в полной мере воспользовавшись возможностями гиджака, умелые мастера продемонстрировали свой талант народу и показали свой стиль. Их своеобразный способ исполнения, мастерство, опыт остаются сегодня школой мастерства для молодежи. Изучение и передача этой исполнительской школы будущему поколению является одним из актуальных вопросов сегодняшнего дня. В данной статье говорится об исполнительской школе Ферганской долины. А также приводятся примеры из жизни ярких представителей данной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FERGANA SCHOOL OF PERFORMANCE ON THE GIJJAK AND ITS REPRESENTATIVES

Gijjak is one of the favorite instruments of the uzbek people, for more than a thousand years it serves as a spiritual heritage for people. Its origin dates back to the X-XI centuries. In the Fergana valley, taking full advantage of the opportunities of gijjak, skilled craftsmen demonstrated their talent to the people and showed their style. Their peculiar way of execution, skill, experience remain today school of skill for youth. The study and transfer of this performing school to the future generation is one of the topical issues of today. This article is about the performing school of Fergana valley. And also provides examples from the life of the brightest representatives of the school.

Текст научной работы на тему «Ферганская школа исполнительства на гиджаке и его представители»

2. Абдугаппоров А.А. Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий. «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

3. Абдуазимов Р.А. Наследия, исполняемые на узбекском музыкальном инструменте. «Проблемы современной науки и образования». № 11 (131), 2018.

ФЕРГАНСКАЯ ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ГИДЖАКЕ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ Махмудов В.В. Email: Makhmudov17143@scientifictext.ru

Махмудов Восиджон Валижонович — заместитель декана, факультет искусства узбекского макома, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: гиджак является одним из любимых инструментов узбекского народа, более тысячи лет служит духовным наследием для людей. Его происхождение восходит к X - XI векам. В Ферганской долине, в полной мере воспользовавшись возможностями гиджака, умелые мастера продемонстрировали свой талант народу и показали свой стиль. Их своеобразный способ исполнения, мастерство, опыт остаются сегодня школой мастерства для молодежи. Изучение и передача этой исполнительской школы будущему поколению является одним из актуальных вопросов сегодняшнего дня. В данной статье говорится об исполнительской школе Ферганской долины. А также приводятся примеры из жизни ярких представителей данной школы.

Ключевые слова: гиджак, школа исполнительства, Ферганская долина, наставничество, исполнитель.

THE FERGANA SCHOOL OF PERFORMANCE ON THE GIJJAK AND ITS REPRESENTATIVES Makhmudov V.V.

Makhmudov Vozidzhon Valizhonovich — Associate Dean, FACULTY ART OF UZBEKMAKOM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: gijjak is one of the favorite instruments of the uzbek people, for more than a thousand years it serves as a spiritual heritage for people. Its origin dates back to the X-XI centuries. In the Fergana valley, taking full advantage of the opportunities of gijjak, skilled craftsmen demonstrated their talent to the people and showed their style. Their peculiar way of execution, skill, experience remain today school of skill for youth. The study and transfer of this performing school to the future generation is one of the topical issues of today. This article is about the performing school of Fergana valley. And also provides examples from the life of the brightest representatives of the school. Keywords: gijjak, school of performance, Fergana valley, mentoring, performer.

УДК 787.8

Когда наше музыкальное наследие дошло до наших дней, наши предки не только выполняли функцию «мост»а, но и являлись образцами своего творчества и стилей исполнения. Национальное исполнительское искусство, основанное на традициях учитель - ученик, развивалось с давних времен и, особенно в наше время, демонстрирует высокое художественное искусство. Вместе с тем, одним из актуальных вопросов сегодняшнего дня является изучение новых форм и методов исполнения, обогащенных традиционными интерпретациями, конкретными достижениями в современном процессе.

Сложившаяся на основе традиций учитель-ученик национальная музыка олицетворяет собой красочные методы и способы исполнения, а точнее, исполнительские стили в различных регионах Узбекистана. В исполнении узбекских классических произведений присутствуют специфические аспекты наставничества. Кроме того, отношения учителя и ученика в направлениях Бухара, Хорезм и Фергана, Ташкент являются более заметными [1]. Несмотря на то, что их основа одна, исполнительская интерпретация отличается друг от друга своей оригинальностью. Это связано с тем, что исполнительское искусство развивалось в музыкальном составе, музыкальной и певческой

практике, а также в направлении, характерном для оазисов. В то же время такой фактор нашел свое отражение в каждом музыкальном исполнении. Также не исключено исполнительство на гиджаке.

Мастера исполнительского искусства на гиджаке ХХ века: Тухтасин Джалилов, Уста Рузиматхон Исабоев, Маматазиз Ниёзов, Мухторжон Муртазоев, Набижон Хасанов, Ганижон Тошматов, Комилжон Жаббаров, Дони Закиров, Сайфи Джалил, Салахиддин Тухтасинов, Юнускори Юсупов, Каримжон Мансуров, Оллоназар Хасанов. Кроме того, Гуломжон Хожикулов, Кахрамон Камилов, Ульмас Расулов, Абдухошим Исмоилов, Турсунбой Жураев, Зиевуддин Касимов, Ахмаджон Дадаев, Мухаммаджон Марахимов, Мирхосил Азизов, Шарифжон Мамажонов, Муроджон Норкузиев, Уткир Кадыров, Абдулла Шомагрупов, Салахиддин Азизбоев, Кахраман Умаров, Маъруфжон Халилов своим искусством и творчеством являются примером для молодого поколения. Следует особо отметить, что созданные мастерами исполнителями стили исполнения на гиджаке являются весомым вкладом в развитие исполнительских школ.

Как сказал наш наставник, народный артист Узбекистана, лауреат ордена великих заслуг Тургун Алиматов: «На изучение одного произведения требуется не так много времени, но для ее профессионального исполнения потребуется много лет» [2].

Одной из важных задач, стоящих перед нами, является обучение методам исполнения этих мастеров подрастающего поколения, обучающегося в данной сфере. Есть два важных аспекта этого вопроса:

Во-первых, в исполнительском стиле ряда ведущих музыкантов заметны общие черты, и в этом плане необходимо провести аналитические работы и научные выводы. Например, стиль исполнения Комилжона Джаббарова широко распространен в исполнении Ферганского-Ташкентского гиджака, традицию продолжают Гуломжон Ходжикулов, Юнусори Юсупов, Абдухошим Исмоилов, Ульмас Расулов, Ахмаджон Дадаев, Зиевуддин Касимов, Равшан и Улугбек Ходжикулов, а также ряд ведущих музыкантов, такие как Уткир Кадыров. Изучение научно-теоретических основ этого явления, его исследование и, главное, внедрение в образовательный процесс-это очень актуальный вопрос.

Во-вторых, некоторые известные и знаменитые исполнители проистекают из памяти. Например, печалит человека то, что исполнительные школы Тухтасина Джалилова, Ганижона Ташматова и Маматазиза Ниезова почти забываются. Еще одна очень важная задача, стоящая перед нами является восстановление, продвижение и обучение молодёж данных исполнительских стилей на гиджаке. Мы считаем, что необходимо сделать следующее для решения этих проблем:

Прежде всего, необходимо максимально глубоко изучать специалистами научно-теоретические и практические основы исполнительской деятельности и подробно освещать в учебниках, учебно-методических пособиях и других научных источниках, написанных на их основе;

На основе этих письменных научных источников студентам и студентам, обучающимся на всех этапах музыкальных учебных заведений, преподавать методы исполнения мастеров на гиджаке;

Составление нотных текстов произведений в исполнении мастеров. При этом необходимо четко выражать особенности их стиля, исполнительскую красоту, исполнительно-технические и другие аспекты;

Широкое и эффективное использование мастерских стилей в обучении молодых ведущих музыкантов;

Особое внимание уделить составлению исполнительских программ учащихся и студентов с включением в них образцов произведений разных стилей.

Самый большой долг учителя - подготовить умных, грамотных и способных учеников, способных внести свой достойный вклад в развитие страны. Для того, чтобы учитель подготовил хорошего ученика, он должен прежде всего обладать профессиональным потенциалом, духовно развитым, широким мировоззрением и здоровым мышлением [3].

В процессе занаятий срвнение и анализ особенностей исполнительских возможностей обучающегося со стилем исполнения мастеров помогает формировать программу исполнения и появляются возможности создания новых направлений. То есть обучение студента сравнительному анализу стили исполнения мастеров с эмоциональной, исполнительской и психологической стороной, служит основой для формирования его личного (индувидуального) стиля.

Список литературы / References

1. Тошева М.Р. «Традиции наставничества в традиционной музыке Узбекистана /Mentoring

traditions in traditional music of Uzbekistan». «Проблемы современной науки и образования».

№ 2 (135), 2019.

2. Досимбетов Б.Х. «Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи / The role of modern music in the development of youth worldview». «Проблемы современной науки и образования». № 8 (141), 2019.

3. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРОВ И СТИЛЕЙ УЗБЕКСКОЙ

ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ Аманова Н.А. Email: Amanova17143@scientifictext.ru

Аманова Нодира Аллабергановна - старший преподаватель, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: период активного формирования узбекской эстрадной музыки начался со второй половины ХХ века. На ее развитие большое влияние оказывали как тенденции мировой эстрадной музыки, так и творчество мастеров искусства узбекского музыкального фольклора. Эстрадная музыка, будучи самой массовой формой музыкального творчества, конечно же не может не отражать процессы, происходящие в обществе. Исторические этапы развития жанрово-стилевых особенностей узбекской эстрадной музыки неразрывно связаны с культурными, социальными и экономическими изменениями, происходившими в стране. К началу 90-х годов узбекская эстрада смогла приобрести свои специфические, особенные и многогранные черты, которые заложили основу для дальнейшего и плодотворного ее развития на современном этапе.

Традиционные описательно-исторические методы не в состоянии полноценно и объективно отразить современные тенденции популярной музыки, что требует дальнейшего теоретического обоснования и разработки новых методологических подходов к изучению и систематизации современной эстрадной музыки.

Ключевые слова: эстрадная песня, музыкальный фольклор, композиторское творчество, жанры и стили эстрадной музыки, джаз, диско, рок-музыка.

ON THE FORMATION OF GENRES AND STYLES OF UZBEK

POP MUSIC Amanova NA.

Amanova Nadira Allaberganovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF VARIETY SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the period of active formation of Uzbek variety music began with the second half of the 20th century. Its development was greatly influenced both by the trends of world variety music and by the creativity of art masters of Uzbek musical folklore.

Variety music, being the most massive form of musical creativity, certainly cannot but reflect the processes taking place in society. The historical stages of the development of genre-style features of Uzbek variety music are inextricably linked to the cultural, social and economic changes that have taken place in the country.

By the early 1990s, Uzbek variety music was able to acquire its specific, special and multifaceted features, which laid the foundation for its further and fruitful development at the present stage. Traditional descriptive-historical methods are unable to fully and objectively reflect modern trends in popular music, which requires further theoretical justification and the development of new methodological approaches to the study and systematization of modern variety music. Keywords: variety song, musical folklore, composer creativity, genres and styles of variety music, jazz, disco, rock music.

УДК 078

Узбекская эстрадная музыка складывалась и развивалась под воздействием мировой эстрадной музыки. Предметом подражания были и джаз, и рок 60-х, и диско 70-х годов ХХ века, и искусство знаменитых французских шансонье, и мастерство русского эстрадного вокала, и, конечно же, бесценный пласт талантливых мастеров искусства узбекского фольклора. «В историю узбекского и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.