Научная статья на тему 'Мой идеал исполнительства, женщина-чангистка - Фазилат Шукурова'

Мой идеал исполнительства, женщина-чангистка - Фазилат Шукурова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
272
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАНГ / CHANG / ИСПОЛНЕНИЕ / PERFORMANCE / ДУТАР / DUTAR / АНСАМБЛЬ / ENSEMBLE / КОНЦЕРТ / CONCERTO / КОМПОЗИТОР / COMPOSER / МАСТЕР / MASTER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ходжаева Рузиби

Фазилат Шукурова активно продолжает свою плодотворную педагогическую деятельность в стенах консерватории не только обучая новое поколение профессиональных музыкантов, но, что не менее важно, остаётся ведущим лидером, идеалом исполнительства для многих девушек-чангисток. За труд в педагогической сфере ей присвоена должность доцента. Фазилат Шукурова является автором многочисленных научных и журнальных статей, учебных пособий для средних и специальных музыкальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мой идеал исполнительства, женщина-чангистка - Фазилат Шукурова»

условии точного следования авторскому тексту, максимальному вниманию ко всем мельчайшим детальным указаниям, которыми изобилует данное сочинение. Исполнительская свобода не должна выходить за рамки хорошего вкуса и музыкальности. Как мудро заметил корифей концертмейстерского искусства Важа Чачава в одном из своих интервью: «Артист от природы - это человек, который «немножечко врёт», и ему это нравится. Это вымышленный мир ему ближе, чем тот, в котором он существует. Это своего рода игра, за которую ему приходится отвечать. Ещё нужно добавить, что настоящий артист живёт только на сцене» [2, с. 25]. Несомненно, что только при условии подлинного артистизма цикл «Anno Domini» может жить на сцене подлинной жизнью и по-настоящему волновать слушателей, вовлекать их во власть философских идей Ахматовой и Д. Янов-Яновского, открывать им в этом бездонно глубоком сочинении новые художественные миры.

Литература

1. Сборник. О работе концертмейстера. М., 1974.

2. Чачава Важа. Артистами рождаются // «Музыкальная жизнь», 2008. № 10.

My ideal perform, woman performance on chang - Fazilat Shukurova

Hodjaeva R.

Мой идеал исполнительства, женщина-чангистка - Фазилат Шукурова

Ходжаева Р.

Ходжаева Рузиби /Hodjaeva Ruzibi — доцент, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: Фазилат Шукурова активно продолжает свою плодотворную педагогическую деятельность в стенах консерватории не только обучая новое поколение профессиональных музыкантов, но, что не менее важно, остаётся ведущим лидером, идеалом исполнительства для многих девушек-чангисток. За труд в педагогической сфере ей присвоена должность доцента. Фазилат Шукурова является автором многочисленных научных и журнальных статей, учебных пособий для средних и специальных музыкальных учебных заведений. Abstract: Fazilat Shukurova actively continues its seminal pedagogical activity in wall of the conservatories not only training new generation professional musician, but that not less it is important remains the leadinging leader, ideal performance for many girl-chang 's. For labour in pedagogical to sphere to her is assigned job title of the assistant professor. Fazilat Shukurova is an author multiple scientific article, scholastic allowance for average and special music educational institutions.

Ключевые слова: чанг, исполнение, дутар, ансамбль, концерт, композитор, мастер. Keywords: chang, performance, dutar, ensemble, concerto, composer, master.

Из воспоминаний юности... Однажды мой брат Маъмуржон (который учился в школе имени Р. М. Глиэра) принёс в наш дом журнал «Саодат» на главной титульной обложке которого была фотография девушки в атласном платье, исполнительницы на узбекском народном инструменте - чанге. Обратившись ко мне он сказал: «Смотри, это первая девушка лауреат- чангистка. Ты тоже можешь стать такой как она!». Сказав это он протянул мне в руки этот журнал. Этот момент стал судьбаносным для меня и всей моей жизни.

Увидев эту красивую девушку, я, юная девочка загорелась музыкой и мне тотчас же захотелось заниматься на этом удивительном инструменте, однако, в нашей музыкальной школе не оказалось преподавателя по чангу и я стала обучаться по классу дутара. По окончании школы поступила в музыкальное училище имени Хамзы, стала студенткой Ташкентской Государственной консерватории имени М. Ашрафи, а затем осталась работать, и по сей день продолжаю свою педагогическую и творческую деятельность в должности доцента в стенах этого родного учреждения.

Все, что случилось со мной, заслуга Заслуженного работника культуры, доцента Фазилат Шукуровой, которая своим творчеством стала образцом для подражания не только для меня лично, но и для многих девушек-чангисток, полюбивших этот инструмент и выбравших для себя профессию музыканта.

Первая встреча с Фазилат Шукуровой оставила в моей памяти неизгладимый след. Будучи студенткой я увидела её, ту недосягаемую для меня звезду и мне посчастливилось работать с ней, как с коллегой уже в стенах консерватории. Она стала для мне как мать, добрая, чуткая, отзывчивая. Но чем ближе и теснее становилось наше общение с ней, тем больше понимала насколько мало я знаю её.

Родилась и выросла Фазилат Шукурова в городе Самарканде в районе Катта-Курган, в местечке под названием Пайшанба. Её отец Шукурилло Абдуллаев - знаток музыкального искусства играл на духовом инструменте - тубе, а дед слыл в своё время народным лекарем -табибом. И посему образованию девочки уделялось особое внимание. Мать - Тошой Хамидова занималась воспитанием детей и была очень трудолюбивой, волевой и чуткой женщиной, привив эти качества своей дочери.

Фазилат Шукурова получила начальное музыкальное образование в самаркандской музыкальной школе. В 1960 - 1961 годах в поисках молодой одарённой молодёжи творческая группа во главе с ректором Ташкентской консерватории, композитором, профессором Мухтаром Ашрафи прибыли в Самарканд. Целью этой поездки была кадровая политика, направленная на привлечение национальных кадров в развитие профессионального музыкального образования республики. В столицу была приглашена группа ребят, среди которых и оказалась 14-летняя Фазилат Шукурова. Сам Мухтар Ашрафи принимает её на подготовительные курсы при консерватории и своё дальнейшее образование она продолжает в классе педагога Фозила Харратова.

Высокая трудоспособность, ежедневные часовые занятия на инструменте, с первых шагов отличали эту одержимую музыкой студентку. Помниться как 1966 году когда случилось сильнейшее землетресение в Ташкенте, рано утром после случившегося она пришла в консерваторию для того чтобы в очередной раз позаниматься. А встретившие её возле парадной двери сторож в недоумении вынужден был отправить её домой.

По окончаниии консерватории она поступает на работу в Государственную филармонию как солист-чангистка и начинает свою творческую гастрольно-концертную деятельность по городам и областям республики.

Первая большая гастрольная поездка была в Белоруссию на «Дни литературы и искусста Узбекистана» (1967 г.). Вместе с известными деятелями музыкального искусства и литературы в числе которых были писатели и поэты: Тураб Тула, Зульфияханум, Азиз Каюмов, Хамид Гулям, Рамз Бобожон, Эркин Вохидов, Абдулла Орипов, композиторы: Муталь Бурханов, Манас Левиев, музыковед Ахмад Жабборов, Мамажон Рахмонов, певец Бахром Мавлонов, а также известный хореографический ансамбль «Бахор», наша героиня вместе со своим наставником исполнила на концерте «Белорусский народный танец», и этот дуэт был вознагражден бурными овациями зрительного зала. Для белорусской публики инструмент чанг по своему тембральному звучанию и конструкции напоминал цимбал - наиболее распространённый в данном регионе. Возможно впервые увидев там ансамбль цимбалистов , вдохновленная Фазилат Шукурова по приезду на родину, намеревается создать новый ансамбль. Причем опыт для этого уже был. Ещё в Москве на большом мероприятии впервые в сопровождении большого симфонического оркестра и квинтета чангистов под управлением Ф.Харратова прозвучал «Цыганский танец» из оперы «Кармен», удостоенный больших и нескончаемых аплодисментов искушенной публики.

Созданный новый ансамбль, в состав которого вошли пятёрка талантливых исполнителей на чанге - Ф. Харратов, А. Муталов, Ф. Шукурова, Б. Алиев, Р. Нигматов стал первым многоголосным ансамблем в республике начавший свою творческую деятельность. В дальнейшем, уже в Консерватории под руководством профессора Ахмад Одылова был сформирован ансамбль чангистов. Благодаря активной деятельности имеено Ф. Шукуровой в ансамбле ведущее место заняли девушки-чангистки. Особыми, незабываемыми днями в памяти исполнительницы остались и гастроли в Монголию вместе с Народной артисткой СССР Саодат Кабуловой.

Её педагог и наставник Фозил Харратов высоко ценил свою талантливую подопечную. Её исполнительский штрих, ударная техника, звукоизвлечение на чанге была похожа на манеру игры учителя. Даже выступать и исполнять на своём инструменте он доверял только ей [1, с. 96].

1968 год. Первая поездка за рубеж в Венгрию. Во многих городах с успехом проходят её выступления. Поразила её тогда красота и чистота городов, доброжелательность и гостеприимство народа, высокая культура. В том же год было организовано концертное турне по городам Прибалтики.

Работая в Узбекской государственной Филармонии, ей довелось близко познакомиться с легендарными музыкантами страны. Это была большая школа, огромный опыт творческого общения: руководитель народного танцевального ансамбля «Бахор», Народная артистка СССР Мукаррама Тургунбаева, Народная артистка Узбекистана Кундуз Миркаримова, Народная артистка СССР Тамара Ханум, Халима Насырова, Батыр Закиров, Луиза Закирова, Юнус Тураев, Бахром Мавлонов. С теплотой и гордостью вспоминает гастрольные совместные концерты с такими звёздами и мэтрами как Комилжон Отаниязов, Ортик Отаджанов, Бахтиёр Юлдашев, Клара Юсупова, Кувондик Искандаров, ровесницами по сцене, цветом узбекской хореографии - Маъмурой Эргашевой, Кизлархон Дустмухаммедовой, Диляфруз Джаббаровой, Маликой Ахмедовой, Каримой Узаковой. Под руководством дирижера, Народного артиста Узбекистана Саида Алиева в гастрольном турне по России в её исполнении впервые прозвучал концерт с оркестром, написанный Ибрагимом Хамраевым, специально для чанга Ф. Шукуровой. Именно в тот период (в 1972 году) ректор ташкентской государственной консерватории Узбекистана Мухтар Ашрафи и Ахмад Одилов сообщили в гастрольной поездке исполнительнице о кончине на родине её педагога Ф. Харатова. Это была большая потеря и невосполнимая утрата.

Помимо гастрольных поездок за рубежом были и многочисленные концерты по городам республики. В состав « Поющего поезда» колесившего по всем городам Узбекистана, куда вошли известные музыканты и деятели искусств, эстрадные артисты, любимые народные певцы - Олмахон Хаитова, Кувондик Искандаров, Шерали Жураев, ансамбли «Шодлик» и «Лязги» успешно выступали на сценических площадках больших и малых городов.

Фазилат Шукурова в 1971 году становится Лауреатом, заняв первое место на 1 смотре конкурсе молодых исполнителей. 1975-76 годах при Узбекской гостелерадиокомпании был создан ансамбль дутаристок, где она вместе со своми подругами сверстницами: Гулшан Хасановой, Хотиро и Фатимой, старшими сестрами по сцене Халимой и Файзинисо с концертными выступлениями выходили на экранах узбекского телевидения. Лично я всегда смотрела эти концерты с большим ожиданием и трепетом .В дальнейшем эту инициативу подхватил Народнвй артист Узбекистана Ганижон Тошматов, который создал «Ансамбль дутаристок» творческая деятельность которой продолжается вот уже многие годы.

В последующие годы, когда в консерватории ввели дисциплину по дирижированию на нашей кафедре, Ф. Шукуровой было поручено создать многоголосный оркестр чангистов и руководить ими [2, с. 77]. .Вместе со знатоком и мастером музыкальных инструментов Саки Кадировым были собраны нуждающие в ремонте, а также нерабочие инструменты, которые были заново отреставрированы. Первый концерт оркестра прошёл с большим успехом, о чем свидетельствуют положительные и высокие отзывы членов кафедры и профессионалов данной области таких как А. Левиев, Ф. Абдурахимова, Р. Ходжиев, К. Азимов.

Прекрасный исполнитель, опытный педагог Фазилат Шукурова также хорошая мать и отличная во всех отношениях хозяйка. Воспитав двух сыновей и дочь, она стала для них во всём эталоном подражания. Все они получили высшее образование и сегодня успешно работают в своих отраслях деятельности. Сейчас Фазилат Шукурова является бабушкой четырёх внуков.

Её супруг, композитор и бастакор, скрипичный дел мастер (гиджак) Кахрамон Комилов стал опорой Фазилат Шукуровой во всех её начинаниях, рука об руку по жизни исколесив иместе с ней многие отдалённые уголки республики, помогая Ф.Шукуровой в создании ансамбля, в поисках молодой талантливой молодёжи, в изучении и пропаганде музыкального инструмента - чанга.

Несмотря на свой 70-летний юбилей, который отпраздновала Фазилат Шукурова, она и сегодня активно продолжает свою плодотворную педагогическую деятельность в стенах консерватории, не только обучая новое поколение профессиональных музыкантов, но, что не менее важно, остаётся ведущим лидером, идеалом исполнительства для многих девушек-чангисток. За труд в педагогической сфере ей присвоена должность доцента. Фазилат Шукурова является автором многочисленных научных и журнальных статей, учебных пособий для средних и специальных музыкальных учебных заведений. Правительство нашей страны, по достоинству оценив её труд в развитии и в пропаганде музыкального искусства Узбекистана, удостоило её почётного звания «Заслуженный работник культуры Узбекистана».

Литература

1. Лутфуллаев А. История исполнительства на узбекских народных музыкальных инструментах. Т., «Musiqa», 2010.

2. Ergasheva Gulchehra. Chang cholg'usida ijrochilik san'ati. T. «Musiqa», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.