Список литературы /References
1. Бинарный урок в системе современного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-binarniy-urok-v-sisteme-sovremennogo-obrazovaniya-738991.html/ (дата обращения: 06.03.2019).
2. Исламова Руслана. Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Искусство вокального ансамбля» для студентов 1-2 курса магистратуры кафедры «эстрадного пения», отдельно для каждого курса. Ташкент, 2011.
3. Исламова Руслана. О расширении области использования интерактивных методов и инновационных образовательных технологий в дисциплине «Искусство вокального ансамбля». Магистратура. 1-2 курсы: учебное пособие для Магистратуры и высших учебных заведений культуры и искусства. Ташкент. Издательство журнала <^А№АТ», 2012.
4. Исламова Руслана. Эстрадный вокальный ансамбль: учебник для студентов 1-го курса и преподавателей консерватории и высших учебных заведений культуры и искусства отделений эстрадного пения и эстрадного исполнительства. Ташкент. Издательство «Musiqa», 2018.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОЛЛЕГИ (К 70-ЛЕТИЮ А.Х. РАИМДЖАНОВА) Овчинников Д.П. Email: [email protected]
Овчинников Дмитрий Петрович - заведующий кафедрой, кафедра оркестровых инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается исполнительское искусство и педагогическое мастерство известного узбекского виолончелиста, заслуженного артиста Республики Узбекистан Анвара Раимджанова. Исполнение произведений европейской и узбекской виолончельной классики в интерпретации А. Раимджанова представляют собой неоценимый вклад в культурное наследие Узбекистана. Особый интерес представляет педагогическая деятельность Анвара Раимджанова, его воспитанники на высоком уровне представляют квартетную и виолончельную школу Узбекистана на престижных международных конкурсах и концертных площадках. Ключевые слова: Анвар Раимджанов, Узбекистан, виолончель, камерный оркестр, квартет, исполнитель, музыка, произведения.
CREATIVE PORTRAIT OF THE COLLEAGUE (TO 70 YEAR A.H. RAIMJANOV) Ovchinnikov D.P.
Ovchinnikov Dmitriy Petrovich - Head of Department, DEPARTMENT ORCHESTRAL INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the performing arts and pedagogical mastery of the well-known uzbek cellist, the Honored artist of the Republic of Uzbekistan Anvar Raimjanov is revealed in the article. The performance of the european and uzbek cello music in the A. Raimjanov interpretation presents itself the immeasurable contribution to the cultural heritage of Uzbekistan. The Anvar Raimjanov pedagogical activity presents special interest, his students provide the
quartet and cello schools of Uzbekistan on prestigious international contests and concert platforms at a high level.
Keywords: Anvar Raimjanov, Uzbekistan, cello, chamber orchestra, quartette, performer, music, product.
УДК 078.7
Для меня большая честь называть себя коллегой Анвара Хусаиновича Раимджанова, будучи еще студентом Ташкентской консерватории мне посчастливилось познакомиться с этим поистине творческим, находящимся в постоянном поиске музыкантом и педагогом. Его достижения в исполнительской и педагогической работе всегда вдохновляли молодых музыкантов на путь творческого поиска и достижений.
Виолончелист Анвар Раимджанов по праву занимает свое достойное место в плеяде звезд современного музыкального искусства Узбекистана. Ныне он Заслуженный артист республики, преподаватель консерватории, лауреат нескольких международных конкурсов [1, 87]. Такая солидная внешняя атрибутика свидетельствует о признании его на самых разных уровнях. Однако сегодня в Узбекистане немало исполнителей, отмеченных дипломами многих престижных международных конкурсов, академическими званиями и правительственными наградами. Многие обратили на себя внимание первым исполнением редких по сложности произведений, своеобразием интерпретации классики. При индивидуальности каждого, все они составляют элитный отряд, высоко несущий традиции сильной исполнительской школы, сложившейся в Ташкенте.
Анвар Раимджанов - полноправный член этого отряда и в то же время — противопоставление ему. Присущие ему энергия и сила убеждения, настойчивость в своем призвании не дают ему возможности довольствоваться существующими условиями и условностями пресловутого отряда, с его иерархией и жанровой определенностью — тем, что называется амплуа. Его индивидуальность все время стремится вырваться за общепринятые границы стилей, традиционного понимания хорошо известной музыки. Талант делает это стремление ярким и во многом убедительным, заставляя говорить о себе. Анвар Хусаинович постоянно продолжает идти вперед, искать новые грани в музыке и новые пути к слушателю, не только к своим коллегам по кафедре, избранному кругу посетителей консерваторских залов, но и к тем, кого принято называть широкой аудиторией. Для Анвара Хусаиновича эта категория конкретизируется, прежде всего, понятием соотечественники. Он ощущает себя современным узбекским музыкантом, наследником национальной культуры и ее строителем в новых условиях. Внутреннюю наполненность Раимджанова составляют по западному глубокий профессионализм, живой интерес ко всему творческому, что происходит в мире, преданность своей земле, ее искусству и стремление внести в него свой вклад.
Многогранная творческая жизнь словно была предсказана молодому А.Раимджанову - представителю третьего поколения музыкантов в семье. Его отец Хусаин Раимджанов - Народный артист Восточного Туркестана макомист, исполнитель на гиджаке, певец, один из основателей школы макома в Урумчи, вместе с коллегами создал ансамбль уйгурских инструментов при теле-радио компании Узбекистана. Анвар Хусаинович является не только носителем, но и продолжателем семейных музыкальных профессиональных традиций его дочери Амина и Элеонора талантливые скрипачки.
Музыкальные способности Анвара Хусаиновича проявились очень рано. В 1957 году он поступил в Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу имени К. Байсеитовой в класс виолончели, Заслуженного деятеля искуств профессора Жакеева Сафиаллы Мулдагалиевича. Большой мастер сразу же выявил яркие способности юного виолончелиста. Обучаясь ещё в младших классах, Анвар уже много выступает на сцене. В том числе юному Анвару посчастливилось выступать перед
Д. Кабалевским и А. Хачатуряном [2, 53].
В годы обучения в ЦМШ и Ташкентской консерватории (1966-1971), его педагог в ЦМШ профессор И.И. Ибрагимов содействовал организации незабываемых уроков у выдающихся виолончелистов ХХ века - Д. Шафрана и М. Растраповича. Консультации, занятия, общение с ними помогли ему в раскрытии глубинной структуры процессов исполнительского мастерства. Профессор И.И. Ибрагимов добивался у него высокой требовательности к каждой ноте, к фразировке, архитектонике изучаемого исполнения. Сокурсник А. Раимджанова, ныне заслуженной наставник молодежи, заведующий секцией виолончели лицея им. Р.Глиэра, Джахонгир Ибрагимов высоко отмечает его достижения как одного из первых исполнителей современной виолончельной музыки композиторов Узбекистана.
С 1971 года А.Раимджанов, будучи солистом государственной филармонии имени К. Якубова, успешно исполнял произведения западноевропейской виолончельной классики, что снискало ему широкую известность. Среди его любимых композиторов
- А. Вивальди, А. Корелли, И.С. Бах, Дж. Витали, К. Сен-Санс, К. Дебюсси, П.И. Чайковский, К. Давыдов. А. Раимджанов является ярким пропагандистом узбекской виолончельной музыки. Благодаря его подходу, направленному на сохранение узбекского классического наследия, многие произведения композиторов Узбекистана сегодня звучат на концертной эстраде.
В 1972 году Анвар Раимджанов принимает участие в IV зональном конкурсе молодых исполнителей Средней Азии и Казахстана, где его исполнительский уровень был высоко оценен членами жюри. Он стал лауреатом 1 премии этого конкурса. В творческом облике Анвара Раимджанова композиторы республики обрели профессионального виолончелиста, понимающего образно-эмоциональный строй узбекской музыкальной культуры и способного тонко раскрыть стиль исполняемой музыки. А. Раимджанов является первым исполнителем и редактором виолончельной партии Концерта для виолончели с оркестром Сайфи Джалила, (прямая трансляция исполнения этого концерта состаялась в январе 1973года по централному телевидению СССР), Концерта для виолончели с оркестром Латиф Заде, пьесы Б. Гиенко, Т. Курбанова, Г. Кадырова, Х. Рахимова, М. Атаджанова и многих других. В его игре отточенная фразировка передает тончайшие нюансы узбекской мелодики, а богатая тембровая палитра А. Раимджанова ассоциируется с многообразием узбекской песенной лирики.
В 70-80-е годы ХХ века А. Раимджановым были записаны многочисленные концерты и пьесы композиторов Узбекистана в сопровождении оркестра радио и телевидения Узбекистана под управлением заслуженного артиста РУз Э. Азимова. В «золотом» фонде радио и телевидения Узбекистана хранятся более 50 аудио-видео записей произведений европейской и узбекской виолончельной классики в исполнении Анвара Раимджанова. Его высокое мастерство вдохновляло отечественных композиторов к созданию новых произведений для виолончели. Так, в знак восхищения талантом музыканта и в благодарность за плодотворное сотрудничество, в 1980 году М. Атаджанов ему посвятил «Пьесу» для виолончели с оркестром.
Запоминающиеся концертные выступления А.Раимджанова связаны с Государственным камерным оркестром «Солисты Узбекистана», художественным руководителем и дирижером которого, в последствии стал А. Раимджанов.
А.Х. Раимджанов, как яркий пропагандист узбекской виолончельной музыки, вносит свое видение в прочтении авторского замысла посредством использования собственных штриховых вариантов. В разные годы А.Х. Раимджанов работал в жюри различных международных конкурсов
В настоящее время своей концертно-педагогической деятельностью Анвар Хусаинович Раимджанов вносит большую лепту в развитие исполнительского искусства Узбекистана.
Концерты коллектива под руководством Анвара Хусаиновича всегда проходят с большим успехом. Коллектив выступает как с известными солистами, так и с молодыми начинающими талантами. Только в этом году в списке солистов коллектива такие известные музыканты как виолончелисты Рамон Яффе, Даниэль Вайс, скрипачи Чен Ши, Магнетизм личности Анвара Раимджанова, его неиссякаемая творческая энергия дает мощный импульс для развития нового поколения талантливых музыкантов, ученики его класса не однократно становились победителями престижных международных конкурсов и фестивалей. В ноябре 2018 года студенческий струнный квартет Государственной консерватории Узбекистана под руководством Анвара Раимджанова был удостоен первой премии на 21 международном конкурсе-фестивале творческой молодёжи «Шабыт». Эта победа еще раз подтвердила высокое педагогическое мастерство и стремление передать свой творческий опыт новому поколению узбекских музыкантов.
О творчестве Анвара Раимджанова можно говорить очень много, тем более что его биография постоянно пополняется все новыми творческими достижениями, но думаю что это уже тема для следующей статьи.
Список литературы /References
1. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь, М.: «Советская Энциклопедия», 1990.
2. Гофурбеков Т. Мусина лугати, <^афур Fулом нашриёти». Т., 1987.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХОРЕЗМА В ПЕРИОД С ХVШ
ДО НАЧАЛО ХХ ВЕКА Рахимов Б.М. Email: [email protected]
Рахимов Ботир Матякубович - заведуюший кафедрой, кафедра музыкального образования, Ургенчский государственный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: содержание этой статьи посвящено музыкальному искусству Хорезма в период с ХУШ до начала ХХ века.
В последней четверти XIX века самостоятельно развивающееся и являющееся составной частью узбекской государственности Хивинское ханство претерпевает наисложнейшие социально-политические процессы. Начавшая захватнический поход на Среднюю Азию и захватившая Кокандское ханство и Бухарский эмират Российская империя в 1873 году с большими военными силами начала поход на Хиву. В конце XVIII - начале XX века в связи с приходом к власти династии Кунгиратов в Хорезме наблюдается культурно-просветительский прогресс, в результате которого зарождаются корни искусства маком. Последовательное развитие и высшая точка расцвета идей искусства макома, процесс создания нотных записей для него упирается в период национального подъёма в конце XVIII- начале XIX века, последовавшего за случившимся в Хорезме в XVII - XVIII веках политического, экономического и просветительского упадка.
Ключевые слова: искусство, маком, шашмаком, дутор, танбур, танбурная нотация, хафиз, Рост, Наво, Дугох, Сегох, Бузрук, Ирок.