ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
БИНАРНЫЙ УРОК КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАГИСТРОВ-РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ Исламова Р.Р. Email: Islamova17136@scientifictext.ru
Исламова Руслана Руслановна - доцент, заведующая кафедрой, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье сделана попытка определить место бинарного урока как интерактивного метода образовательных педагогических технологий в учебном процессе обучения в магистратуре по специализации «Эстрадное пение» магистров -руководителей эстрадного вокального ансамбля в Государственной консерватории Узбекистана. А также определить значение интерактивного метода «Проведение бинарного урока» для раскрытия творческого потенциала будущих высококвалифицированных специалистов в сфере музыкального образования в Узбекистане.
Ключевые слова: интерактивный метод, бинарный урок, учебный процесс, «Эстрадное пение», магистры-руководители эстрадного вокального ансамбля, творческий потенциал, высококвалифицированные специалисты, музыкальное образование.
A BINARY LESSON AS AN INTERACTIVE METHOD OF EDUCATIONAL PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING MASTERS AS MANAGERS OF VARIETY VOCAL ENSEMBLE
Islamova R.R.
Islamova Ruslana Ruslanovna - Associate Professor, Heаd of Department, DEPARTMENT OF VARIETY VOCAL SINGING, STATE CONSERVATOIRE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article makes an attempt to determine a place of a Binary Lesson as an interactive method of educational pedagogical technologies in the educational process of Master's Course on the specialization "Variety vocal singing", teaching masters as managers of Variety Vocal Ensemble in the State conservatoire of Uzbekistan. And also to determine the significance of the interactive method a Binary Lesson for development of creative potential of the future highly qualified specialists in the sphere of musical education in Uzbekistan.
Keywords: an interactive method, a Binary Lesson, educational process, "Variety vocal singing", masters as managers of Variety Vocal Ensemble, creative potential, highly qualified specialists, musical education.
УДК 078
В Государственной консерватории Узбекистана большое значение придается подготовке будущих специалистов - эстрадных исполнителей (певцов) и руководителей эстрадного ансамбля. Практическое овладение певческими навыками, совершенствование вокально-исполнительского мастерства достигается в курсе
преподавания предмета «Эстрадный вокальный ансамбль» на 1 - 4 курсах бакалавриата. Осуществляется обучение работать в коллективе, ансамбле.
Педагогическая практика показывает, что необходимо дополнить перечень используемых нами интерактивных методов и инновационных образовательных технологий, применительно к обучению предмету «Искусство вокального ансамбля» студентов 1 и 2 курсов магистратуры и внести в него метод «Проведение бинарного урока».
Для формирования более полного представления о методе «Проведение Бинарного урока», нами изучены и обобщены существующие сведения о «Бинарном уроке», как интерактивном методе образовательных педагогических технологий, которые представлены в известных современных изданиях.
Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Такие уроки могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей.
Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение [1].
Проведение нами данного изучения научно обоснованно и имеет большое практическое значение. Проверим разработанные нами уроки по Работе с рабочей группой: Разложение репертуара на вокальные партии с использованием разных методов; организация ансамблей из исполнителей (трио, квартеты, квинтеты), представленные в УМК [2] и в учебном пособии [3], на соответствие определению Бинарный урок.
Для этого покажем результаты проделанной нами работы на примере проведения анализа урока по Теме 7 (2 курс).
Анализ урока по Теме 7 на соответствие определению Бинарный урок.
1) Обозначена Тема 7. Работа с рабочей группой: Разложение репертуара на вокальные партии с использованием разных методов, организация ансамблей из исполнителей (дуэты) «Миллий театр мадхдяси» («Гимн Национального театра»), музыка Д. Амануллаевой, слова У. Азима (работа под фортепиано).
2) На основании внедрения технологизации в процесс подготовки студента магистратуры как руководителя вокального ансамбля и согласно программным требованиям, изложенным в Учебной программе [4], нами составлен план занятия; спроектирована ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ 7, которые представлены в виде таблиц.
План урока 7:
1. Распевание.
2. Прослушивание репертуара.
3. Разложение репертуара на вокальные партии с использованием разных методов.
4. Организация ансамблей из исполнителей (дуэты, трио, квартеты).
5. Разучивание песни «Миллий театр мад^ияси» («Гимн Национального театра»), музыка Д. Амануллаевой, слова У. Азима (работа под фортепиано).
6. Обсуждение исполнения партий студентами.
3) На основании внедрения технологизации в процесс подготовки студента магистратуры как руководителя вокального ансамбля спроектирована ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 7, также представленная в виде таблицы.
Из анализа урока по Теме 7 на соответствие определению Бинарный урок следует, что в проведении данного урока участвует преподаватель предмета «Искусство вокального ансамбля» и студенты магистратуры как руководители эстрадного вокального ансамбля.
Обучение студентов магистратуры как руководителей эстрадного вокального ансамбля на уроке по Теме 7 по Работе с рабочей группой происходит не спонтанно. Педагог по предмету «Искусство вокального ансамбля» использует на данном уроке авторскую методику, придерживается подхода «от простого - к сложному». Своими знаниями и опытом он делится со студентом магистратуры, привлекая его к совместной подготовке плана и технологической карты рассматриваемого здесь урока, рекомендует обратиться к учебному пособию. Студент, как и педагог, готовится к проведению урока уже в качестве руководителя вокального ансамбля. Во время совместной подготовки к проведению урока студент магистратуры может привнести своё видение того или иного момента для обучения группы учащихся бакалавриата, приглашаемой обычно на уроки к студентам магистратуры в качестве рабочей группы певцов ансамбля.
На Информационном этапе 2 (15 мин.), согласно Заданию 2.1., с целью актуализировать знания студентов, преподаватель просит их пересказать содержание песен. Выполняя Задание 2.1., студенты-руководители показывают студентам рабочей группы, как пересказывать содержание песен методом «Кластер». При этом они используют методические указания и нотно-песенный материал песни «Миллий театр мадхдяси» («Гимн Национального театра»).
Для прослушивания песни «Миллий театр мад^ияси» необходимо прослушать аудио запись или проиграть нотно-песенный материал этой песни на фортепиано для дальнейшего разучивания и исполнения в ансамбле.
Далее, согласно Заданию 2.2., преподаватель просит студентов магистратуры как руководителей вокального ансамбля продемонстрировать их работу с привлечением аудиовизуальных материалов и системы фокусирующих вопросов, в том числе. Следуя Заданию 2.2., студенты демонстрируют аудиовизуальные материалы и систему фокусирующих вопросов для работы со студентами рабочей группы, чтобы из прослушивания аудио записей, проигрывания нотно-песенного материала этих песен на фортепиано, изучения рисунков и просмотра демонстрации Презентации Power Point получить представление о репертуаре, над которым придётся работать на занятиях по вокальному ансамблю.
С целью закрепления понимания терминологии, применяемой в дисциплине «Искусство вокального ансамбля», а также в продолжение отработки на практике обучения студентов обращению с интерактивными методами и следуя Заданию 2.3., преподаватель предлагает охарактеризовать понятие «Интерпретация» с помощью Техники «Синквейн». Выполняя Задание 2.3., студенты-руководители показывают студентам рабочей группы, как охарактеризовать понятие «Интерпретация» с помощью Техники «Синквейн».
На Практическом этапе 3 (55 мин.) студентом-руководителем рабочей группы певцов вокального ансамбля применяются знания по «Разложению репертуара на вокальные партии», получаемые от педагога на предыдущем уроке.
Следуя авторской методике преподавания [4], прежде, чем начать подбор исполнителей для организации ансамблей (дуэты, трио, квартеты), проводится индивидуальное прослушивание каждого учащегося, например, отслеживаются навыки гармонического слуха.
Для этого, согласно Заданию 3.1. преподаватель добивается от студентов магистратуры демонстрации их работы по распеванию студентов рабочей группы.
Согласно Заданию 3.1. студент-руководитель рабочей группы проводит распевание студентов рабочей группы (упражнения и задания к ним - самостоятельная работа №3). Выполняя Задания и указания для распевания, проводит распевание в течение 10 - 15 мин., используя упражнения для распевания №1, №3, №4, №8, №9 и задания к ним из Нотного приложения: упражнения для распевания студентов:
Подготавливает певческий аппарат студентов к пению. С помощью упражнений для распевания развивает гармонический слух и дикцию. Учит правильно дышать,
ощущая опору звука. Вырабатывает ясное, чёткое произношение гласных с согласными звуками. При этом студенты применяют навыки, полученные на уроках по предмету «Сольфеджио».
Согласно заданию 3.3. студенты делают разложение репертуара на вокальные партии, используя приобретаемый навык для самостоятельного выполнения разложения репертуара на вокальные партии разными методами (исполнение в терцию, квинту, октаву) (самостоятельная работа № 12), применяя знания, полученные по предметам «Сольфеджио» и «Теория музыки». При этом они опираются на авторскую методику преподавателя по предмету «Искусство вокального ансамбля». В соответствии с этой методикой разложение репертуара на вокальные партии осуществляется с учетом гармонии в соответствии с аккомпанементом. Если песни европейские или российские, то используется классическое построение разложения на вокальные партии - терция, квинта, секста, октава, что соответствует классической гармонизации. Национальная, восточная гармонизация - кварто-квинтовое разложение - придает восточный колорит. Но всё делается в рамках требуемого аккомпанемента. Резкая смена гармонии в определенных местах в аккомпанементе иногда не позволяет исполнить данный момент на несколько голосов. Тогда педагог рассматривает эти моменты как отдельно взятые. Они исполняются в унисон. После прохождения этих моментов опять исполняется многоголосье.
В результате проведенного нами в данной статье изучения мы можем сделать вывод о том, что разработанные нами и представленные в Учебно-Методических Комплексах для 1-2 курсов Магистратуры по предмету «Искусство вокального ансамбля» [2] уроки по Работе с рабочей группой: Разложение репертуара на вокальные партии с использованием разных методов, организация ансамблей из исполнителей (трио, квартеты, квинтеты), соответствуют определению Бинарный урок.
Бинарный Урок является неотъемлемой частью учебного процесса обучения в Магистратуре по специализации «Эстрадное пение» магистров-руководителей эстрадного вокального ансамбля как интерактивный метод образовательных педагогических технологий. Дополняет перечень тех методов обучения, техник, технологий и способов, которые отобраны нами ранее и представлены в учебном пособии [3] для возможного применения к обучению предмету «Искусство вокального ансамбля».
Данный урок отличает то, что он проводится преподавателем и студентом Магистратуры как руководителем эстрадного вокального ансамбля.
Целесообразность проведения бинарных уроков по работе с рабочей группой: Разложение репертуара на вокальные партии с использованием разных методов, организация ансамблей из исполнителей (трио, квартеты, квинтеты), состоит в том, что на таких уроках проявляются межпредметные связи с такими дисциплинами, как «Сольфеджио» и «Теория музыки», а так же внутри предметные связи с предметом «Эстрадный вокал» как специальность всех участников эстрадного вокального ансамбля. Это, в свою очередь, способствует практическому применению этих дисциплин.
Проведение данного изучения и включение Бинарного урока в учебный процесс обучения магистров-руководителей эстрадного вокального ансамбля открывает новые возможности для организации урока, улучшения качества обучения, профессионального развития автора данной работы, имеет большое практическое значение для раскрытия творческого потенциала будущих высококвалифицированных специалистов в сфере музыкального образования в Узбекистане.
Список литературы /References
1. Бинарный урок в системе современного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-binarniy-urok-v-sisteme-sovremennogo-obrazovaniya-738991.html/ (дата обращения: 06.03.2019).
2. Исламова Руслана. Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Искусство вокального ансамбля» для студентов 1 - 2 курса магистратуры кафедры «эстрадного пения», отдельно для каждого курса. Ташкент, 2011.
3. Исламова Руслана. О расширении области использования интерактивных методов и инновационных образовательных технологий в дисциплине «Искусство вокального ансамбля». Магистратура. 1-2 курсы: учебное пособие для Магистратуры и высших учебных заведений культуры и искусства. Ташкент. Издательство журнала <^А№АТ», 2012.
4. Исламова Руслана. Эстрадный вокальный ансамбль: учебник для студентов 1-го курса и преподавателей консерватории и высших учебных заведений культуры и искусства отделений эстрадного пения и эстрадного исполнительства. Ташкент. Издательство «Musiqa», 2018.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОЛЛЕГИ (К 70-ЛЕТИЮ А.Х. РАИМДЖАНОВА) Овчинников Д.П. Email: Ovchinnikov17136@scientifictext.ru
Овчинников Дмитрий Петрович - заведующий кафедрой, кафедра оркестровых инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается исполнительское искусство и педагогическое мастерство известного узбекского виолончелиста, заслуженного артиста Республики Узбекистан Анвара Раимджанова. Исполнение произведений европейской и узбекской виолончельной классики в интерпретации А. Раимджанова представляют собой неоценимый вклад в культурное наследие Узбекистана. Особый интерес представляет педагогическая деятельность Анвара Раимджанова, его воспитанники на высоком уровне представляют квартетную и виолончельную школу Узбекистана на престижных международных конкурсах и концертных площадках. Ключевые слова: Анвар Раимджанов, Узбекистан, виолончель, камерный оркестр, квартет, исполнитель, музыка, произведения.
CREATIVE PORTRAIT OF THE COLLEAGUE (TO 70 YEAR A.H. RAIMJANOV) Ovchinnikov D.P.
Ovchinnikov Dmitriy Petrovich - Head of Department, DEPARTMENT ORCHESTRAL INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the performing arts and pedagogical mastery of the well-known uzbek cellist, the Honored artist of the Republic of Uzbekistan Anvar Raimjanov is revealed in the article. The performance of the european and uzbek cello music in the A. Raimjanov interpretation presents itself the immeasurable contribution to the cultural heritage of Uzbekistan. The Anvar Raimjanov pedagogical activity presents special interest, his students provide the