другой - о появлении, к сожалению, тенденции к нарушению их орнаментального строя и колористического решения. Но, в целом, ремесла кунгратов сохранили в значительной мере своебразие и уникальность вековых традиций, которые не теряют своей историко-культурной и художественной ценности и на современном этапе.
Список литературы /References
1. Ситняковский Н.Ф. К генеалогической таблице узбекского рода Кунград // ИТОРГО, т. VII, 1907. С.; Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М.: Наука, 1976. 324 с.
2. Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата: Онер, 1982. 144 с.
3. Хакимов А., Гюль Э. Байсун. Атлас художественных ремесел. Ташкент. 2006. 208 с.
4. Фелькерзам А. Старинные ковры Средней Азии (окончание) // Старые годы, Петроград: 1915.
5. Нодир Б. Традиционная одежда кашкадарьинских женщин первой половины XX в. // San'at, 2005, № 2.
6. Fitz Gibbon K., Hale A. Uzbek embroidery in the nomadic tradition (The Jack A. and Aviva Robinson collection at the Minneapolis Institute of Arts). Singapore: 2007. 208 с.
ОБ ОРКЕСТРАХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УЗБЕКИСТАНА Абдуллаев У.С. Email: Abdullaev17128@scientifictext.ru
Абдуллаев Уткир Саъдуллаевич - преподаватель, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в годы независимости произошло обновление форм работы старейших профессиональных оркестровых коллективов. Государственный академический оркестр народных инструментов Узбекистана имени Т.Джалилова, бессменным художественным руководителем и дирижером которого является народный артист Узбекистана, профессор Ф.Садыков, ведет разнообразную концертно-исполнительскую деятельность, расширяет репертуар, совершенствует исполнительское мастерство. Репертуар коллектива составляют произведения композиторов Узбекистана, мировая классика, обработки среднеазиатских народных песен и мелодий.
Ключевые слова: оркестр, музыка, форма, музыкант, исполнитель, инструмент, деятель.
ABOUT ORCHESTRA PUBLIC INSTRUMENT UZBEKISTAN
Abdullaev U.S.
Abdullaev Utkir Sadullaevich - Teacher, DEPARTMENT OFPOP INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: at years of independence has occurred the renovation of the forms of the work the most old professional orchestral group. The State academic orchestra public instrument Uzbekistan name T.Djalilov, permanent artistic leader and дирижером which is a public actor Uzbekistan, professor F.Sadykov, leads varied concert-performance activity, increases
the repertoire, improves the исполнительское skill. The Repertoire of the group form product a composer Uzbekistan, amicable agreement classics, processing fair asian public song and tune.
Keywords: orchestra, music, the form, musician, performer, instrument, figure.
УДК 078
ХХ век с его тенденцией унаследовать вес прошлый опыт даёт нам чрезвычайно широкий разброс типов программности: от конкретизирующей до вуалирующей или просто задающей загадку, интригующей. И здесь современное творчество предстаёт во всей своей многоплановости творческих устремлений. Вот почему современное бытие программности заслуживает специального рассмотрения как в плане её преемственных связей, так и в плане её новых экспериментальных типов [1, 124].
Памятники материальной культуры, произведения изобразительного искусства: настенные росписи, терракотовые статуэтки, разнообразные миниатюры подтверждают сведения о существовании двух видов ансамблей народных инструментов еще в VII веке н.э. Один из них состоял из духовых и ударных, другой -из струнных и других плекторных инструментов. Бытовало и сольное исполнительство на нае, сурнае, чанге, уде, гиджаке и на струнно-плекторных инструментах. Репертуар составлялся из народных мелодий и сочинений музыкантов. Исполнительство развивалось в тесном контакте с устным народным творчеством и классической литературой (способ записи музыки появился значительно позже). В эпоху средневековья была широко развита бесписьменная традиция народного музыкального творчества, охватывающего различные формы и жанры инструментальной музыки.
Исторически важным событием в культурной жизни независимого Узбекистана стало создание в 1992 году узбекского камерного оркестра народных инструментов «Согдиана», бессменным художественным руководителем и дирижером которого является заслуженная артистка Узбекистана, профессор Ф.Абдурахимова. В созданный ею коллектив вошли молодые перспективные музыканты, лауреаты республиканских и международных конкурсов. Главным в своей деятельности «Согдиана» считает взаимодействие музыкальных традиций Востока и Запада. Данный творческий коллектив является участником различных международных форумов в России (1993), Казахстане (1994), Германии (1995, 1998, 1999), Франции, Египте (1997, 1998), Южной Корее (1996, 1997), США (2002). «Согдиана» является лауреатом международного фестиваля в Испании (1996). В 2001 году Ф.Абдурахимова организовала и провела Первый международный фестиваль ансамблей и оркестров народных инструментов «Тошкент бахори - 2001», также ставший традиционным ежегодный республиканский фестиваль оркестров народных инструментов. «Согдиана» является участником международных музыкальных фестивалей «Шарк тароналари» в Самарканде.
Оркестром «Согдиана» выпущено ряд дисков - CD «Созлар навоси», «Узбекско-баварский диалог в Германии», «Интерфолик» совместно с шотландской рок-фольк группой «Iron Horse», «Узбекистан. Oidr» - США, «Узбекистон тароналари», «Музыка народов мира». «Согдиана» является организатором нескольких международных творческих проектов, осуществленных с музыкальными группами Германии, Франции, Египта, Индии, Японии, Южной Кореи, США. Для этого коллектива специально создаются сочинения самых разных жанров: пьесы, поэмы, концерты, причем не только узбекскими но и зарубежными композиторами.
Значительным событием в культурной жизни республики стало создание в 2001 году оркестра народных инструментов при творческом объединении «Узбекракс», который возглавил художественный руководитель и дирижер М.Бафоев. репертуар этого коллектива составили произведения композиторов Узбекистана - пьесы, поэмы,
увертюры, концерты, симфонии, балеты, мировая классика. Оркестр принимал участие в различных концертах и фестивалях.
Большое внимание уделяет оркестр имени Т.Джалилова духовному развитию подрастающего поколения, приобщению молодежи к искусству. Работа с детьми, воспитание музыкальной культуры молодежи - одно из приоритетных направлений деятельности коллектива. К концертам для детей, где их знакомят с самой разнообразной музыкой, оркестр относится серьезно, тщательно составляет программу, лекции. Таков, в частности, цикл «Родники духовности», содержащий широкий круг произведений разных эпох и стилевых направлений, народную музыку и сочинения современных узбекских композиторов, мировую классику. Концерты проходят увлекательно и познавательно. Целенаправленная духовно-просветительская деятельность коллектива имеет огромное значение в формировании гармонично развитой личности, в утверждении высоких художественно-эстетических ценностей.
Оркестр имени Д.Закирова, художественным руководителем и главным дирижером которого является Х.Раджабов, более полувека существует при телерадиокомпании. За последние 15 лет оркестр расширил свой репертуар за счет крупных форм отечественных мастеров. Его программы составляют увертюры, сюиты, концерты, симфонии, оратории из опер. Коллектив успешно и плодотворно работает в национальной исполнительской манере.
Независимость внесла новые элементы и в систему музыкального образования. Реализация Национальной программы по подготовке кадров, не имеющей аналогов в мире, позволила поднять подготовку специалистов в области исполнительского искусства на качественно новый уровень. В реорганизованной Государственной консерватории Узбекистана разработана стройная система подготовки квалифицированных кадров музыкантов-исполнителей и дирижеров, растет исполнительский уровень учебных оркестров. Развивается музыкальная наука, о чем свидетельствует появление ряда монографий, учебных пособий, школ игры на узбекских народных инструментах, методической литературы, проведение научно-практических конференций. Последние выпуски магистров в консерватории показывают большую заинтересованность молодых музыкантов в изучении проблем, связанных с национальной исполнительской школой, народной музыкальной культурой.
Список литературы /References
1. Нам Н.А. Программность инструментальной музыки Узбекистана как коммуникативное средство//Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.
2. Ташматова Азатгул. Дони Зокиров номидаги давлат халк чолгулари оркестри. Т., 2015.