Научная статья на тему 'Композитор яркого творчества'

Композитор яркого творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
505
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / ТВОРЧЕСКИЙ / МУЗЫКИ / ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамиров Мансур Мамирович

Статья посвящена композитору, педагогу, наставнику Фахриддину Садыкову. Рассматривается жизнь и творческий путь этого талантливого, “народного” композитора. Он великолепно владел инструментом, был талантливым педагогом, мастером своего дела. Его произведения живут в сердце народа. Думаем, статья будет интересна для педагогов и студентов творческих вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композитор яркого творчества»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КОМПОЗИТОР ЯРКОГО ТВОРЧЕСТВА Мамиров М.М.

Мамиров Мансур Мамирович - доцент, кафедра национального пения, Институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена композитору, педагогу, наставнику Фахриддину Садыкову. Рассматривается жизнь и творческий путь этого талантливого, "народного " композитора. Он великолепно владел инструментом, был талантливым педагогом, мастером своего дела. Его произведения живут в сердце народа. Думаем, статья будет интересна для педагогов и студентов творческих вузов. Ключевые слова: композитор, творческий, музыки, творческих вузов.

Стремительным развитием науки в республике Узбекистан происходят коренные изменения в сфере культуры и искусства, литературы и музыки. На сегодняшний день её влияние на искусство огромно. Освобождаясь от идеологического прессинга вредоносных идей в искусстве, появляются новые направления, обретая новую сущность. Следует подчеркнуть, что, не изучая прошлое, невозможно достигнуть будущего. Тем не менее, развитие национальной музыки неразрывно связано с именами великих композиторов и музыкантов, которые достойно внесли свою лепту. Развитие узбекской национальной музыки органически связано с общественным событиями и строем прошлого века.

По историческим данным, узбекское композиторское искусство насчитывает 15002000 лет. Показать и изучить этот долгий исторический отрезок задача музыковедов и искусствоведов Узбекистана.

В частности, на протяжении 20 века узбекская национальная музыка на стыке сложных идеологических и политических событий, не потеряла свою самобытность и традиционность и нашла свою дорогу развития. В этой стезе узбекские композиторы плодотворно работали, сохранили национальную музыку, пропагандировали, приумножали её, мастерски исполняли. Была создана великолепная школа исполнительства и певческого искусства.

Следует подчеркнуть имена известных деятелей искусств и музыкантов, которые плодотворно работали и внесли весомый вклад в развитие музыкального искусства; Хожи Абдулазиз Абдурасулов, Тухтасин Джалилов, Юнус Раджабий, Имомжон Икрамов, Журахон Султанов, Камилжан Жаббаров, Саиджон Калонов, Набижон Хасанов, Ганижон Тошматов, КомилжонОтаниязов, Мухторжон Муртазаев, Мухаммаджон Мирзаев, Орифхан Хатамов.

В этой статье мы бы хотели рассказать об известном композиторе и исполнителе, который внес весомый вклад в развитие национальной музыки, - Фахриддин Садыков.

Фахриддин Садыков родился в 1914 году 14 мая в Ташкенте, в семье железнодорожного рабочего Садыкхужа Туражанова. Мать Турасайибхоная не была безразлична искусству, и воспитывала в детях любовь к прекрасному. В семье было трое детей. Родители воспитывали их трудолюбивыми, умными, интеллигентными. После смерти отца семья осталась в затруднительном положении. Все заботы по воспитанию и содержанию семьи взял на себя старший брат Шамсиддинхон. Немного повзрослевший Фахриддин иногда брал на руки дутар, который висел на стене. Появилось желание играть и слушать бесконечно эти напевы. Звук дутара воодушевлял и вдохновлял его.

В 1926 году Фахриддин начал учиться музыке в кружке, созданном при школе. А первым педагогом его был Нуманкори Муминзаде. Старательный Фахриддин делал успехи в игре на чанге и вскоре стал солирующим испонителем кружка. Ф. Садыков в 1972 - 1976 годах во время встречи со студентами Ташкентской Государственной

Консерватории с теплотой вспоминал о своих великих учителях и исполнителях, таких как: дутарист Мухиддинхожи Нажмиддинов, флейтист Абдукадыр Исмаилов, Ахмаджан Умурзаков, чангист и бубнист Уста Олим Камилов, Уста Рузматхан, Матюсуф Харратов.

Музыковед Х. Гафурбеков подчеркивал: «По стопам великих композиторов таких как, Х.Х. Ниёзий, Т. Жалилов и Ю. Раджабий, шли уверенными шагами Ф. Садыков, К. Жаббаров, Н. Хасанов, С. Калонов которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие национальной музыки, прославляя новый век, новую жизнь и нового человека в своих композициях». Ф. Садыков успешно прошел свой испытательный срок перед своими великими учителями, такими как Хожи Абдулазиз Абдурасулов, домла Халим Ибодов, Сафо Муганний, Мадрахим Шерозий, Мамат бобо Саттаров, Абдукадыр Исмаилов, Ахмаджон Умурзаков, Юсуфжанкизик Шакаржанов, Уста Олим Комилов, Журахон Султанов, МамуржанУзаков.

Ф. Садыков в 1937 году стал солистом оркестр народных инструментов. Оркестр под руководством Т. Жалилова успешно гастролировала в Москве, Азербайджане, Белоруссии. Первая песня Ф. Садыкова «Эй чехраси табоним» стала поистине народной. Простая, незатейливая мелодия песни полюбилась многим певцам и по сей день песня звучит в праздниках и мероприятиях. В 1939 году по инициативе Ю. Раджабий Л. Сарымсаковой при Узбекской Государственной филармонии был создан ансамбль девушек - дутаристок. Руководил ансамблем Ф. Садыков. В эти же годы он участвовал в концертах открытию Большого Ферганского канала и стал участником конкурса музыкантов - исполнителей в Москве и получил диплом второй степени и приз.

Прекрасная плеяда исполнителей - инструменталистов, таких как Закиржон Садыков, ОрифКасымов (дутар), Махмуджан Мухамедов (флейта), Якубжан Давыдов (танбур), Ильхам Тураев (гижжак), Тургун Алиматов, Дадахужа Саттихужаев (дойра).

Ф. Садыков в своих воспоминаниях с теплотой говорит о том, что, его студенты консерватории за короткое время выучили труднейшие части макома. В 1964 году за заслуги в подготовке и воспитании кадров, научную работу был награжден правительством званием <Заслуженный деятель искусств Узбекистана». В годы независимости объединение «Союза композиторов» переименовали на новое название <Объединение композиторов Узбекистана»

В 1972 году Ф. Садыков заведовал кафедрой восточной музыки и преподавал традиционное исполнительство. Руководил также ансамблем макомистов студентов. Он великолепно учил владению разным стилям исполнительства макомов. Известный музыковед Т. С. Вызго высоко оценил заслуги Ф. Садыкова в исполнении и обучении студентов. В частности он говорил так: «Добиться колоритного звучания монодического макома заслуга Ф. Садыкова. Врожденное чувство слушать и правильно распределять голоса по тембру и звучанию дано не каждому».

За заслуги в развитии искусства Ф. Садыкову в 1950, 1952 и 1975 годах и связи 60 - летием правительство награждает «Почетной грамотой» Верховного Совета Узбекистана. Ф. Садыков последние годы работал старшим преподавателем кафедры восточной музыки Ташкентской консерватории. Скончался после продолжительной болезни в 1977 году 28 октября. Прошло более 40 лет со дня его смерти, но народ не забыл творчество и заслуги талантливого композитора, педагога, исполнителя. Его музыка живет в сердцах поклонников и будет воспитывать молодежь и будущее поколение и не потеряет актуальность.

Список литературы

1. Гофурбеков Х., Бастакор С. Калонов. Мусина ижодиёти масалалари. 1-Туплам. "Катортол Камолот", 1997. 68 бет.

2. Ражабий Ю. Мусина меросимизга бир назар. F.Fулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти. Тошкент, 1978 йил, 11бет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.