Научная статья на тему 'Важность творческого развития детей для их социализации и развития'

Важность творческого развития детей для их социализации и развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / социализация / процесс социализации / социализация детей / влияние современных устройств / creativity / socialization / the process of socialization / socialization of children / the influence of modern devices

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сытников Евгений Александрович

В статье исследуется решающая взаимосвязь между творческим развитием детей и процессом их социализации, подчеркивая важность творчества в содействии эффективному взаимодействию со сверстниками, общению и позитивным навыкам межличностного общения. Поскольку цифровые развлечения все больше привлекают внимание детей, задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы сбалансировать цифровые и традиционные развивающие занятия для содействия творческому росту. В статье подчеркивается роль творчества в повышении культурной толерантности и открытости к многообразию, тем самым способствуя социальной интеграции детей. Опираясь на богатую научную литературу и результаты предыдущих исследований, исследование подчеркивает многогранные преимущества вовлечения детей в творческую деятельность. Эти преимущества включают в себя улучшение навыков решения проблем, воспитание сочувствия посредством художественного выражения и общий вклад творческой деятельности в целостное развитие личности детей. Путем интеграции разнообразных творческих занятий в распорядок дня детей статья пропагандирует структурированный подход к развитию основных социальных навыков и воспитанию толерантного и инклюзивного мышления с раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF CHILDREN’S CREATIVE DEVELOPMENT FOR THEIR SOCIALIZATION AND DEVELOPMENT

This article explores the critical interplay between children’s creative development and their socialization process, emphasizing the importance of creativity in fostering effective peer interaction, communication, and positive interpersonal skills. As digital entertainment increasingly captivates children’s attention, the challenge for educators and parents is to balance digital and traditional developmental activities to promote creative growth. The article underscores the role of creativity in enhancing cultural tolerance and open-mindedness towards diversity, thereby enriching children’s social integration. Drawing upon a wealth of scientific literature and previous research findings, the study highlights the multifaceted benefits of engaging children in creative endeavors. These benefits include the enhancement of problem-solving skills, the nurturing of empathy through artistic expression, and the overall contribution of creative activities to the holistic development of children’s personalities. By integrating diverse creative activities into children’s routines, the article advocates for a structured approach to developing essential social skills and fostering a tolerant and inclusive mindset from an early age.

Текст научной работы на тему «Важность творческого развития детей для их социализации и развития»

Важность творческого развития детей для их социализации и развития

Сытников Евгений Александрович,

предприниматель в сфере детских проектов, организатор детского досуга и творчества, детских праздников E-mail: evgenii_sitnikov@list.ru

В статье исследуется решающая взаимосвязь между творческим развитием детей и процессом их социализации, подчеркивая важность творчества в содействии эффективному взаимодействию со сверстниками, общению и позитивным навыкам межличностного общения. Поскольку цифровые развлечения все больше привлекают внимание детей, задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы сбалансировать цифровые и традиционные развивающие занятия для содействия творческому росту. В статье подчеркивается роль творчества в повышении культурной толерантности и открытости к многообразию, тем самым способствуя социальной интеграции детей. Опираясь на богатую научную литературу и результаты предыдущих исследований, исследование подчеркивает многогранные преимущества вовлечения детей в творческую деятельность. Эти преимущества включают в себя улучшение навыков решения проблем, воспитание сочувствия посредством художественного выражения и общий вклад творческой деятельности в целостное развитие личности детей. Путем интеграции разнообразных творческих занятий в распорядок дня детей статья пропагандирует структурированный подход к развитию основных социальных навыков и воспитанию толерантного и инклюзивного мышления с раннего возраста.

Ключевые слова: творчество, социализация, процесс социализации, социализация детей, влияние современных устройств.

о с

U "Я1

см о см

со

Введение

Растущее влияние технологий на процессы социализации детей является актуальной проблемой в современном обществе. Поскольку дети все чаще взаимодействуют с экранами через мобильные устройства, планшеты и компьютеры, их участие в деятельности, способствующей развитию посредством творчества, уменьшается. Однако именно эти творческие усилия закладывают основу для успешной социальной интеграции. Участие в творческом мышлении дает детям возможность эффективно взаимодействовать со своими сверстниками - навык, который имеет решающее значение для установления дружеских отношений и участия в групповых мероприятиях. Творчество способствует общению и помогает в развитии позитивных навыков межличностного общения.

Привлекательность цифровых развлечений, хотя и завораживает, может ограничивать возможности для творческого роста. Это представляет собой проблему для родителей и органов образования, перед которыми стоит задача поддерживать баланс между цифровыми и традиционными практиками развития.

В мире, где все больше прославляется разнообразие, воспитание культурной толерантности у детей имеет первостепенное значение. Творческое развитие открывает детям возможности для изучения новых культур. Участие в творческих проектах, основанных на разнообразии, способствует непредвзятому взгляду на мир и воспитывает уважение к различиям.

Целью статьи является рассмотрение важности творческого развития детей на социализацию. В качестве методологической базы использовались результаты ранее проведенных исследований, а также научные статьи и специализированная литература.

Формирование в обществе

Социализация - это уникальный путь, благодаря которому люди становятся полноценными членами общества, наделенными навыками критического мышления и способностью воспринимать различные точки зрения, адаптироваться к различным обстоятельствам и придерживаться социальных норм [1]. С рождения дети наследуют от своих родителей статус, который изначально неизменен, но со временем может обогащаться новыми ролями. Способность эффективно социализироваться в обществе во многом влияет на будущее ребенка, включая его социальный статус, достижения, финансовое благополучие и семейную жизнь. Три ключевых фак-

тора, влияющих на способность человека быстро адаптироваться к обществу, включают микро-, ме-зо- и макрофакторы (табл. 1).

Это переосмысленное обсуждение отходит от структуры и формулировок оригинального текста, предлагая свежий взгляд на влияние технологий на развитие ребенка, важность творчества в социализации и роль культурной толерантности в формировании открытого общества.

Таблица 1. Общая характеристика факторов, оказывающих влияние на процесс социализации

Наименования факторов, воздействующих на процесс социализации Описание

Микрофакторы включают в себя общество, в котором ребенок находится с самого рождения: семья, дошкольные и образовательные учреждения, а также сверстники. С возрастом круг общения ребенка постепенно расширяется, обогащая его опытом.

Мезофакторы оказывают влияние на процесс формирования общественного кругозора и осознание происходящего. К ним относятся такие широкие понятия, как место проживания, воздействие средств массовой информации и этнические установки.

Макрофакторы способствуют развитию более глобальных мыслительных процессов. Экологическая обстановка, политические события, экономические условия и структура мирового порядка - лишь несколько примеров факторов, оказывающих влияние на этот процесс [2].

Развитие ребенка в социальном контексте проходит через несколько основных этапов: младенчество, дошкольный возраст, раннее школьное обучение, подростковый возраст и юношеский возраст. Эти этапы служат решающими периодами для формирования индивидуальной личности, требуя направленного развития для обеспечения продуктивной траектории.

В младенчестве важно развивать черты, которые способствуют развитию личности, уделяя особое внимание созданию позитивной эмоциональной среды. Для детей в возрасте от трех до шести лет игра выступает как фундаментальный механизм познания мира в дошкольном возрасте. Школьный период вносит существенные сдвиги в процесс социализации. Подростковый возраст знаменует собой критический переходный период, характеризующийся стремлением к независимости и формированию идентичности. В это время влияние родителей уменьшается, и ребенок проводит больше времени в группах сверстников и друзей [3]. Юность означает завершение подросткового возраста и начало нового жизненного этапа, на котором люди укрепляют свои социальные убеждения и жизненные перспективы, осно-

ванные на окружающей среде. К 16-17 годам люди начинают ощущать себя взрослыми, самостоятельно решая проблемы и принимая решения [4].

Соответственно, развитие творческих способностей играет решающую роль в интеллектуальном развитии дошкольников посредством занимательной деятельности. Такая деятельность влияет на социальное развитие детей, расширяет их социальные перспективы и предоставляет пространство для выражения индивидуальности и свободы в социальном контексте. В ФГОС дошкольного образования неоднократно подчеркивается важность позитивной социализации, воспитания положительного самовосприятия, благоприятного отношения к деятельности человека и окружающей среде.

Несомненно, эстетическое воспитание имеет значительный потенциал в социализации дошкольников, создавая условия для развития гуманного и доброго мировоззрения, уважения к культурным традициям, умения вести конструктивный диалог. В соответствии с требованиями современности эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс, направленный на поддержку формирования личности. Основное внимание уделяется эмоциональному вовлечению детей в искусство, приобщению их к духовным ценностям культуры, поощрению самостоятельной творческой деятельности [5,6].

Таким образом, различные формы творческой деятельности играют существенную роль в формировании личности дошкольников, выступая механизмом совершенствования и прогресса в различных областях. Творческие занятия учат детей трудолюбию, терпению, наблюдательности, доброму отношению к сверстникам. Творческая деятельность развивает воображение, творческое мышление и фантазию. Занятие творчеством в игровой атмосфере делает процесс социализации более естественным и быстрым, способствует погружению детей в творческие процессы и облегчает социальную адаптацию детей. У детей, занимающихся творческой деятельностью, укрепляется чувство собственного достоинства, формируются социальные контакты, улучшается саморегуляция. Творческие занятия также снижают уровень тревоги и личного стресса, позволяя создавать более выразительные визуальные представления. В рамках коллективной творческой деятельности воспитываются необходимые человеческие качества, развивается взаимопомощь, толерантность, положительное отношение к результатам труда других детей в группе.

Развитию социальных навыков и овладению базовыми межличностными отношениями способствуют различные виды деятельности. Они могут варьироваться от индивидуальных независимых задач до участия в интегрированных процессах и организации досуга или мероприятий в свободное время [7].

Интернет играет важную роль в социализации подростков, предоставляя им платформу, позволяющую им научиться взаимодействовать с дру-

сз о со "О

1=1 А -1 о

сз т; о т

О от

З

и о со

гими людьми и адаптироваться к социальным нормам. Оно предлагает широкий доступ к информации, каналам связи и различным социальным сетям, влияя на их личностное развитие и формирование идентичности. Более того, Интернет меняет способы общения и общения подростков, позволяя им оставаться на связи с друзьями и знакомыми через приложения для обмена сообщениями, социальные сети, форумы и онлайн-игры. Эта постоянная связь позволяет обмениваться информацией и поддерживать социальные связи. Кроме того, Интернет способствует формированию социальных норм среди подростков, поскольку они наблюдают и участвуют в различных онлайн-сообществах, каждое из которых имеет свой собственный набор правил и ценностей.

Однако крайне важно осознавать опасности и риски, связанные с использованием Интернета, такие как киберзапугивание, негативное влияние и неприятные онлайн-встречи. Крайне важно обучать подростков безопасным методам работы в Интернете и развивать у них навыки критического мышления.

Все это связано с рядом концепций, которые в основном изучаются учеными в области образования, философии, политологии, психологами и многими другими специалистами. Однако идея толерантности впервые нашла свои корни в очень давние времена как ответ на притеснение и несправедливость религиозных меньшинств. Исходя из этого исторического опыта, определение идеи по-разному распространялось в разных культурах.

В настоящее время толерантность и нетерпимость превратились в два базовых элемента, причем первый постепенно приобретает характер основополагающего не только в межличностных, но и в общественных и государственных институтах. Исследования в области толерантности использовали подход из таких областей, как ее ценность в мультикультурных обществах, функции в рамках либеральных мировоззрений, а также от чего-то, что важно для цели простого выживания, кличным чертам.

Творчество как деятельность, выходящая за рамки повседневной жизни, имеет личностное значение для развития личности. Художественно-творческая деятельность - это деятельность процесса, направленная на создание чего-то нового, как материально, так и духовно ценного, или создание чего-то объективно нового. Культуру толерантности нельзя навязать извне. История, этнография, этнология и культурология показывают, что в традиционной, национальной культуре заложен огромный потенциал развития социокультурной толерантности среди новых поколений. Традиционные методы поддержания мира и разрешения „ конфликтов, такие как посредничество, включают = в себя много искусства и несут с собой институт ~ гостеприимства.

о Е.И. Григорьева утверждал, что средствами со художественно-творческого процесса являют-г ся средства, материалы и технические средства,

психолого-педагогические подходы и искусство, подобранные с учетом целевой аудитории и возрастных групп учащихся. Форма художественно-творческой деятельности развивающе связана с толерантным складом ума, так как увеличивает ролевой репертуар, внутренний опыт, сопереживание, самосознание. Форма и методы деятельности - учебно-познавательные, форма и методы -стимулирование деятельности, методы социологического исследования - формирование общественного сознания и вовлечение в социокультурную деятельность.

Технологии в процессе социализации детей

Онлайн-общение открывает пространство для подростков, которые чувствуют себя застенчивыми и испытывают трудности в отношениях один на один. В каком-то смысле это действительно дает этим молодым людям свободное и открытое пространство, чтобы они могли чувствовать себя свободно в том, что они выражают, и в то же время не подвергаться осуждению за это. Необходимо признать потенциальный недостаток Интернета в общении подростков. Чрезмерное увлечение Интернетом может легко сократить личные встречи с семьей и друзьями, что сделает ребенка довольно изолированным. Более того, это может способствовать гораздо более пассивным способам социального взаимодействия, когда через социальные сети подростки предпочтут следить за жизнью других людей, чем фактически участвовать в таких взаимодействиях. Такие тенденции приведут к изменению коммуникативных навыков и эмоциональной привязанности, испытываемых в реальной жизни.

Таблица 2. Роль современных технологий в процессе социализации детей

Тема Описание Особенности

Интернет Глобальная сеть компьютеров, позволяющая обмениваться информацией и взаимодействовать друг с другом. Повышает доступность информации и социальное взаимодействие между широким кругом пользователей.

Обмен информацией Процесс передачи данных между пользователями интернета. Обеспечивает быстрый доступ к информации, ускоряя коммуникацию и распространение знаний.

Социализация Процесс, в ходе которого человек усваивает социальные нормы, ценности и формирует личность. Важен для интеграции индивида в общество и развития социальных навыков.

Онлайн-социальные сети Платформы в интернете, где пользователи могут создавать профили, общаться и устанавливать контакты с другими. Способствуют созданию виртуальной личности и укреплению социальных связей через постоянное взаимодействие.

В свою очередь воспитание социокультурной толерантности у детей путем систематического и организованного развития социокультурной толерантности у детей посредством художественной и творческой деятельности представляет собой системный и хорошо организованный процесс. Крайне важно не упускать из виду фундаментальные принципы воспитания социокультурной толерантности у детей посредством этих занятий. Художественные и творческие занятия в значительной степени способствуют развитию социокультурной толерантности у детей. Знакомство с искусством, в том числе произведениями разных этнических культур, обогащает внутренний мир детей и позволяет им выражать художественное видение в своих творческих начинаниях.

Таблица 3. Принципы формирования социально-культурной толерантности у детей в процессе художественно-творческой деятельности

Наименование принципа Общая характеристика

Принцип плюрализма Выдвижение ценности индивидуальности и особенности, создание условий для самобытного мышления и творчества.

Принцип приоритета общечеловеческих интересов Признание личности ребенка как высшей социальной и культурной ценности, уважение уникальности каждой личности и признание их прав и свобод в социально-культурной сфере.

Принцип всеобщего массового культурного творчества Внедрение гуманистического подхода в межличностные отношения в процессе досуга и творчества, рациональное использование содержания социально-культурной деятельности.

Принцип дифференцированного подхода Изучение индивидуальных особенностей личности для выявления критериев дифференциации.

Принцип гуманизации содержания Создание условий для активного творческого и практического освоения.

Таким образом, художественно-творческая деятельность играет важную роль в формировании социально-культурных толерантных отношений удетей. Знакомство с произведениями искусства, включая этнокультурные творения, обогащают внутренний мир ребенка, помогая ему выразить художественные образы в собственных творческих работах [9,10]

Заключение

В заключение, отсутствие родительского внимания и качественного проведения времени с родителями может привести к тому, что дети заменяют планшеты и компьютеры реальным социальным взаимодействием, постепенно дистанцируясь от общества. Длительное пребывание у экрана может привести к нарушениям коммуникации, проблемам со здоровьем (связанным со сном, зрением и здоровьем позвоночника), подмене реальной жизни

виртуальной и даже развитию «компьютерной зависимости» [11].

И наоборот, творческое развитие детей может улучшить эту ситуацию, формируя их личность и ускоряя процесс социализации. Это не только обогащает их внутреннюю жизнь, но и позиционирует их как активных членов мирового сообщества, способных ценить и уважать разнообразие.

Литература

1. Глубоцкая Е.В. Сущностная характеристика социализации детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 2.С.1-9.

2. Влияние социума на развитие ребёнка [Электронный ресурс] Режим доступа: ИНрв:// www.defectologiya.pro/zhurnal/vliyanie_socziu-та_па_гагуШе_геЬуопка/. - (дата обращения 29.01.2024).

3. Социализация детей: ключевые аспекты и важность в формировании личности. [Электронный ресурс] Режим доступа: ИКрв^/паисЬ-niestati.ru/spravka/soczializacziya-detej/. - (дата обращения 29.01.2024).

4. Первушин В.В., Майнгардт А.О. Влияние социума на детскую психику// Международный студенческий научный вестник. 2020. № 4.[Элек-тронный ресурс] Режим доступа: ЬИрБУ^иИег-ald.ru/article/view?id=20260. - (дата обращения 29.01.2024).

5. Пардаев Б.У. Компоненты и факторы социализации школьников II ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2020. № 9(87). Часть 3. С. 73-76.

6. Кондаурова И.В. Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста II Молодой ученый. 2018. № 46.2 (232.2). С. 65-68.

7. Творческая деятельность как средство социализации и личности ребенка. [Электронный ресурс] Режим доступа: ЬКрвУ/пврог^. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/05/06/ tvorcheskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-80181аНга181н. - (дата обращения 29.01.2024).

8. Как интернет влияет на социализацию подростков: роль и последствия. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nauchniestati.ru/spravka/ rol-interneta-v-soczializaczii-podrostkov/. - (дата обращения 29.01.2024).

9. Яшная И.В., Харьковская Е.В., Товолжан-ская Н.В. Формирование социально-культурной толерантности детей средствами художественно-творческой деятельности II Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/arti-с1е/2018003219. - (дата обращения 29.01.2024).

10. Бондарева П.Г. Творчество как способ всестороннего развития детей II Вестник науки и творчества. 2020. С. 16-19.

сз о со "О

1=1 А -1 о

сз т; о

т О

от

З

и о со

11. Власюк И.А., Ветвицкая С.M. Влияние компьютеризации на социализацию ребенка и формирование жизненных ценностей и моральных принципов молодежи // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eduher-ald.ru/ru/article/view?id=17857. - (дата обращения 29.01.2024).

THE IMPORTANCE OF CHILDREN'S CREATIVE DEVELOPMENT FOR THEIR SOCIALIZATION AND DEVELOPMENT

Sytnikov E.A.

This article explores the critical interplay between children's creative development and their socialization process, emphasizing the importance of creativity in fostering effective peer interaction, communication, and positive interpersonal skills. As digital entertainment increasingly captivates children's attention, the challenge for educators and parents is to balance digital and traditional developmental activities to promote creative growth. The article underscores the role of creativity in enhancing cultural tolerance and open-minded-ness towards diversity, thereby enriching children's social integration. Drawing upon a wealth of scientific literature and previous research findings, the study highlights the multifaceted benefits of engaging children in creative endeavors. These benefits include the enhancement of problem-solving skills, the nurturing of empathy through artistic expression, and the overall contribution of creative activities to the holistic development of children's personalities. By integrating diverse creative activities into children's routines, the article advocates for a structured approach to developing essential social skills and fostering a tolerant and inclusive mindset from an early age.

Keywords: creativity, socialization, the process of socialization, socialization of children, the influence of modern devices.

References

1. Glubotskaya E.V. Essential characteristics of socialization of preschool children // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2020. No. 2.Pp.1-9.

2. The influence of society on the development of a child [Electronic resource] Access mode: https://www.defectologiya.pro/ zhurnal/vliyanie_socziuma_na_razvitie_rebyonka /. - (accessed 29.01.2024).

3. Socialization of children: key aspects and importance in personality formation. [Electronic resource] Access mode: https:// nauchniestati.ru/spravka/soczializacziya-detej /. - (accessed 29.01.2024).

4. Pervushin V.V., Meingardt A.O. The influence of society on the child's psyche // International Student Scientific Bulletin. 2020. No. 4.[Electronic resource] Access mode: https://eduherald.ru/ article/view?id=20260 . - (accessed 29.01.2024).

5. Pardaev B.U. Components and factors of socialization of schoolchildren // BULLETIN OF SCIENCE AND EDUCATION. 2020. № 9(87). Part 3. pp.73-76.

6. Kondaurova I.V. Productive activity as a factor of socialization of older preschool children // Young scientist. 2018. No. 46.2 (232.2). pp. 65-68.

7. Creative activity as a means of socialization and personality of the child. [Electronic resource] Access mode: https:// nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/05/06/ tvorcheskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sotsializatsii-i. - (accessed 29.01.2024).

8. How the Internet affects the socialization of adolescents: the role and consequences. [Electronic resource] Access mode: https://nauchniestati.ru/spravka/rol-interneta-v-soczializaczii-podrostkov /. - (accessed 29.01.2024).

9. Yashnaya I.V., Harkovskaya E.V., Tovolzhanskaya N.V. Formation of socio-cultural tolerance of children by means of artistic and creative activity // Materials of the X International student scientific conference "Student Scientific Forum". [Electronic resource] Access mode: https://scienceforum.ru/2018/arti-cle/2018003219 . - (date of address 29.01.2024).

10. Bondareva P.G. Creativity as a way of comprehensive development of children // Bulletin of Science and Creativity. 2020. pp.16-19.

11. Vlasyuk I.A., Vetvitskaya S.M. The influence of computerization on the socialization of a child and the formation of life values and moral principles of youth // International Student Scientific Bulletin. 2017. No. 6. [Electronic resource] Access mode: https://edu-herald.ru/ru/article/view?id=17857 . - (accessed 29.01.2024).

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.