Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ'

ТВОРЧЕСКИЕ ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ФЕСТИВАЛИ / КОНКУРСЫ / ОЛИМПИАДЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА ЗРИТЕЛЯ / SOCIALIZATION / CREATIVE FESTIVALS / COMPETITIONS / STUDENTS / POLYARTISTIC EDUCATION / SPECTATOR CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радомская О.И., Боякова Е.В., Радомский А.И.

Статья посвящена анализу фестивально-конкурсного движения художественной направленности как приоритетного стратегического направления творческого развития и социализации обучающихся. Фестивали и конкурсы направлены не только на определение специальных способностей ребенка, но и на развитие волевых, коммуникативных и когнитивных качеств личности. Показаны перспективы полихудожественного и поликультурного воспитания обучающихся разных возрастных групп в интегрированной сотворческой школьной среде. В статье представлена система взаимодействия учебной и внеучебной деятельности обучающихся в едином пространстве общеобразовательной школы. Фестивали и конкурсы являются средством создания доступной среды общения, направленной на формирование художественного восприятия и мышления школьников. Доказано, что творческая активность детей на фестивалях и конкурсах возможна при возникновении интереса к самореализации и самовыражению средствами искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радомская О.И., Боякова Е.В., Радомский А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE FESTIVALS AND COMPETITIONS AS A MEANS ОF SOCIALIZING STUDENTS IN SCHOOLS

The article is devoted to the analysis of the festival and competition movement of artistic orientation as a priority strategic direction of creative development and socialization of students. Festivals and competitions are aimed not only at determining the special abilities of the child, but also at developing strong-willed, communicative and cognitive qualities of the individual. The prospects of poly-artistic and multicultural education of students of different age groups in an integrated school co-creation environment are shown. The article presents a system of interaction between educational and extracurricular activities of students in an integral space of a comprehensive school. Festivals and competitions are a means of creating an accessible communication environment aimed at shaping the artistic perception and thinking of schoolchildren. It is proved that creative activity of children at festivals and competitions is possible when there is an interest in self-realization and self-expression by the means of art.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ»

Общее образование

УДК 373

Творческие фестивали и конкурсы как средство социализации обучающихся в школе

Creative festivals and competitions as a means оf socializing students in schools

Радомская О.И., ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», olgaradomskaia@mail.ru

Боякова Е.В., ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», ekaterinavb@inbox.ru

Радомский А.И., кандидат философских наук, магистр социологии, radomsky_mega@mail.ru

Radomskaya O., Federal State Budget Scientific Institution "Institute of art education and Culturology of Russian Academy of Education", olgaradomskaia@mail. ru

Boyakova E., Federal State Budget Scientific Institution "Institute of art education and Culturology of Russian Academy of Education ", ekaterinavb@inbox. ru

Radomskiy A., candidate of philosophy, master of sociology, radomsky_mega@mail.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.026

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения на 2020 год «Фестивально-конкурсное движение как форма социализации обучающихся».

Ключевые слова: социализация, творческие фестивали, конкурсы, олимпиады, обучающиеся, полихудожественное воспитание, культура зрителя.

Keywords: socialization, creative festivals, competitions, students, poly-artistic education, spectator culture.

Аннотация. Статья посвящена анализу фестивально-конкурсного движения художественной направленности как приоритетного стратегического направления творческого развития и социализации обучающихся. Фестивали и конкурсы направлены не только на определение специальных способностей ребенка, но и на развитие волевых, коммуникативных и когнитивных качеств личности. Показаны перспективы полихудожественного и поликультурного воспитания обучающихся разных возрастных групп в интегрированной сотворческой школьной среде. В статье представлена система взаимодействия учебной и внеучебной деятельности обучающихся в едином пространстве общеобразовательной школы. Фестивали и конкурсы являются средством создания доступной среды общения, направленной на формирование художественного восприятия и мышления школьников. Доказано, что творческая активность детей на фестивалях и конкурсах возможна при возникновении интереса к самореализации и самовыражению средствами искусства.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the festival and competition movement of artistic orientation as a priority strategic direction of creative development and socialization of students. Festivals and competitions are aimed not only at determining the special abilities of the child, but also at developing strong-willed, communicative and cognitive qualities of the individual. The prospects of poly-artistic and multicultural education of students of different age groups in an integrated school co-creation environment are shown. The article presents a system of interaction between educational and extracurricular activities of students in an integral space of a comprehensive school. Festivals and competitions are a means of creating an accessible communication environment aimed at shaping the artistic perception and thinking of schoolchildren. It is proved that creative activity of children at festivals and competitions is possible when there is an interest in self-realization and self-expression by the means of art.

Введение. В отечественном образовании в них помогает педагогам выявлять специальные

выявление творчески одаренных детей является способности детей и юношества, обнаруживать

приоритетным стратегическим направлением. таланты, определять профориентационные

Фестивально-конкурсное движение перспективы. Проведение творческих конкурсов,

художественной направленности формирует фестивалей и других подобных мероприятий -

социальные компетенции обучающихся. Участие один их эффективных путей творческого

развития и социализации способных и одаренных школьников.

Цель исследования - определение педагогических условий социализации обучающихся средствами искусства и некоторых форм проведения фестивалей и конкурсов по искусству для обучающихся разных возрастных групп.

В современной России существует большой опыт проведения фестивально-конкурсных мероприятий в школах и дошкольных образовательных организациях. На фестивалях и конкурсах у детей расширяется круг привычного общения. Они получают возможность пообщаться во внеучебной обстановке с педагогами, а также с представителями мира культуры и искусства, входящими в жюри: художниками, писателями и др. По мнению Б.П. Юсова, детям необходимо соприкосновение с «живым» искусством и участие в разных видах художественно-творческой деятельности [11].

Участие в фестивалях и конкурсах влияет на положительную социализацию подрастающего поколения, т.к. формируются культурные способы проведения досуга, представляются возможности демонстрации достижений сверстникам и социально значимым для ребенка взрослым, проявляются профориентационные мотивы деятельности. Социальное созревание в детстве связано с самоопределением в социальной среде, развитием самосознания и имеет разные формы проявления. Актуализация собственного социального опыта детей происходит в непосредственном общении педагогов, обучающихся и родителей в процессе участия в школьных фестивалях и конкурсах художественной направленности, в том числе театральных, фестивалях искусств, неделях искусств, театральных марафонах,

художественных событиях. В процессе взаимодействия в сотворческой среде развиваются самосознание и самоопределение детей и юношества, проясняются перспективы выбора профессии. Но современные вопросы создания интегрированной среды сотворчества раскрыты в исследованиях Е.В. Бояковой, О.В. Бочкаревой, В.В. Кузнецовой, Л.Г. Савенковой, [2;3;5;10]. Проблема социального развития обучающихся средствами искусства исследована М.С. Бережной и О.Д. Никитиным. Ими обоснованы арт-терапевтические возможности занятий искусством, разработаны педагогические технологии формирования творческой личности [1]. В.И. Колякиной предложены инновационные формы организации коллективной деятельности при создании творческих продуктов [4].

На фестивалях и конкурсах особое значение играют организация художественного восприятия и мышления, развитие творческого воображения обучающихся. Перенос получаемой в процессе обучения художественной информации в фестивальную среду помогает целенаправленно использовать богатство культуры и эстетическое многообразие мира в собственных творческих находках и проектах [7;9].

Интегрированные формы проведения фестивалей и конкурсов в общеобразовательных школах предполагают интерактивное участие детей и подростков, создавая благоприятные условия организации коллективных мероприятий художественной направленности. Интеграция разных видов художественной деятельности опирается на научные позиции Б.П. Юсова:

- выход за пределы образности одного искусства;

- опора на творческое самовыражение детей;

- взаимосвязь с региональной, российской и мировой культурой [7;8;10; 11].

Мы поддерживаем идею о сочетании индивидуальной художественной деятельности с коллективной, синтезирующей культуру большого детского коллектива «с узкой и относительно высокой специализацией отдельных одаренных групп учащихся (хор, оркестр, изостудия, театральный коллектив, литературный кружок), что в целом обеспечит разнообразную культурную жизнь школьного коллектива» [11, с. 113]. Этой задаче наилучшим образом соответствуют именно школьные фестивали искусств: массовые мероприятия с разнообразной многопрофильной программой, большим количеством участников, проводимые на эмоциональном подъеме.

Материалы и методы исследования. Инновационной площадкой, на которой изучались формы фестивально-конкурсной работы и педагогические условия их проведения, а также внедрялись результаты, стала ГБОУ города Москвы «Школа № 875». В рамках исследовательской работы предложена возрастная адресованность предпочтительных форм проведения творческих фестивалей и конкурсов с целью социализации школьников средствами искусства.

В 1 - 4 классах социализация обучающихся средствами искусства и развитие художественного восприятия и мышления происходят в процессе создания общего комплексного продукта как итога сотворческой деятельности. Результатом совместного творческого исследования становится художественное событие, являющееся особым

видом коллективной творческой деятельности, организуемым в конце изучения какой-нибудь темы или выполнения творческого проекта [10]. Художественное событие - своего рода интегрированный фестиваль, в котором каждый участник может общаться на языке нескольких искусств, выбирая для себя индивидуальную траекторию воплощения творческой идеи. В нем индивидуальное участие лаконично сочетается с коллективными формами художественно-творческой деятельности. Участники

объединяются внутри своего класса с привлечением по необходимости сверстников из других классов. Чаще всего формами организации становятся театральный спектакль или театрализованное представление, мини-фестиваль, игра-путешествие.

Условия успешной организации

художественного события определены Л.Г. Савенковой:

- педагоги создают мотивирующую ситуацию для возникновения у обучающихся желания провести художественное событие;

- подготовка к художественному событию должна вызывать радость у всех участников;

- в празднике искусства и творчества принимают участие все дети [10].

По словам Б.П. Юсова, «дети должны участвовать в живом формообразовании: рисовать, строить, клеить, извлекать звук, двигаться в танце» [11, с.185]. Создавая коллективные проекты, следует избегать нездорового соперничества. «Более успешных дети выделяют сами, делают это уважительно и объективно и, нередко, лучше взрослых» [11, с.186].

Б.Т. Лихачев писал, что «для получения обратной информации о глубине освоения произведения большое значение имеет организация взаимодействия творческих самостоятельных работ, выполняемых при изучении разных видов искусства» [6, с.134]. По его мнению, комплексное взаимодействие искусств решает стержневую педагогическую задачу: всестороннее усвоение обучающимися художественной информации и получение учителем обратной связи о качестве овладения материалом, развитии способностей [6].

В 5 - 9 классах творческие фестивали и конкурсы организуются учителями предметной области «Искусство» в рамках предметных недель, марафонов искусств, внеурочной деятельности и занятий дополнительным образованием. Обучающиеся часто

подготавливают свои выступления

самостоятельно. Учителя выступают

консультантами и координаторами подготовки детей к конкурсам и выступлениям. Социализация происходит в процессе непосредственного общения подростков при подготовке спектаклей, конкурсных номеров и т.д. Коллективная деятельность в малых группах становится источником воспитания

обучающихся, влияя на формирование воспитательной мобильности, представляющей собой готовность к взаимодействовию с сверстниками с соблюдением культурных норм, восприятию требований педагога и адекватному на них реагированию. Каждый подросток находит свою роль в общей работе, у него формируются интерес к творческому самовыражению, вера в собственные силы, умение решать креативные задачи совместно с одноклассниками. В неформальной творческой среде фестиваля между обучающимися и учителями происходит воспитательный контакт, выстраиваются отношения взаимопонимания и доверия, поддерживающие прохождение успешной социализации.

В ранней юности на первый план выходит социальное, личностное и профессиональное самоопределение, заключающееся в

формулировании жизненных планов, идеалов, осознании своих интеллектуальных и творческих возможностей и осмыслении своего места в социуме. В 10 - 11 классах участие в творческих фестивалях и конкурсах становится источником профориентации, помогает старшеклассникам войти в социальные отношения нового жизненного этапа. Творческое самоопределение наилучшим образом происходит в развивающем интегрированном пространстве, где

старшеклассники знакомятся с технологиями презентации собственного технического и художественного творчества, осваивают новые художественные и технические знания и навыки, развивают коммуникативные компетенции. Одной из форм социализации обучающихся в старших классах является волонтерская деятельность, востребованная при проведении фестивалей и конкурсов любой направленности.

Результаты исследования. Каждая школа Москвы имеет свои культурные традиции, которые поддерживаются учениками и педагогами, передаются следующему поколению школьников. В ГБОУ города Москвы «Школа № 875» функционирует система учебно-воспитательной работы по социализации обучающихся средствами искусства, интеграции художественных видов деятельности и их встраивания в повседневную учебную и культурную жизнь образовательной организации.

Важной составляющей является взаимодействие базового и дополнительного образования.

Инновационные образовательная и воспитательная практики в школе реализуются путем взаимодействия руководства школы, педагогов, родителей и научных консультантов, создания пространства сотворчества, ориентированного на социализацию

обучающихся средствами искусства и формирование их художественной и коммуникативной культуры. В результате системной многолетней работы коллектив учителей школы успешно реализует интегрированные методы и технологии приобщения детей и юношества к культуре и искусству; внедрены социоигровые технологии организации уроков и внеурочной деятельности.

Ежегодно в школе проводится театральный фестиваль «Серебряная маска - 875», в котором участвуют обучающиеся 1 - 11 классов. Каждый класс является театральным коллективом, подготавливающим спектакль силами школьников. По желанию классы объединяются, если задуман масштабный по школьным меркам спектакль. Часто в постановках старшеклассников участвуют дети из младших классов и наоборот. Сценаристами, актерами, художниками сцены, звукорежиссерами, музыкантами становятся сами дети. Родители активно включаются в подготовку спектакля на равных с детьми. Классный руководитель является главным режиссером. Таким образом, на фестивале формируется уникальное детско-взрослое сообщество, в котором сплачиваются вокруг единой творческой идеи ученики, учителя, педагоги дополнительного образования и родители. Работа на результат организует школьный коллектив; детьми и подростками одновременно осваиваются реальные социальные роли и роли, задаваемые пространством

театрального спектакля и литературного произведения, побуждая к гибкости поведения, социальной адаптации к изменяющейся ситуации межличностного взаимодействия. Вживаясь в роли зрителей, актеров, художников, режиссеров, певцов, чтецов, все участники фестиваля объединяются вокруг общей художественной сверхзадачи.

В рамках фестиваля организуется «Галерея творчества - 875» (автор - педагог Н.В. Богданова). Это культурная площадка с особым интегрированным художественным

пространством для организации творческого диалога учителей и учеников. В галерее проходят художественные события, квесты, фестивали, недели искусств, выставки детских рисунков и декоративно-прикладного искусства, в том числе, персональные, мастер-классы, концерты. Педагоги организуют выставки своего творчества.

Во время проведения театральных фестивалей, фестивалей искусств,

художественных событий индивидуальность каждого обучающегося проявляется не в зрительном зале, а в процессе творческого самовыражения через искусство в пространстве повседневной жизни школы.

В общеобразовательной школе с комфортной, развивающей и динамичной интегрированной средой создаются детско-взрослые общности обучающихся, родителей и педагогов. Для обеспечения творческой коммуникации разработаны и внедрены в практику инновационные интегрированные формы организации воспитания и обучения средствами искусства, среди которых ключевое место занимают разнонаправленные фестивали и конкурсы. Взаимодействие участников детско-взрослой общности представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. - Построение детско-взрослой общности на творческих фестивалях

«Живое искусство» в полной мере существует в школах, реализующих в своей воспитательной и образовательной стратегии создание и успешное функционирование детско-взрослых общностей обучающихся и педагогов, ориентирующихся на приоритет совместной творческой работы в интегрированном развивающем пространстве фестивалей и конкурсов художественной направленности.

Заключение. Интегрированные формы проведения фестивалей и конкурсов становятся источником социализации и освоения культуры детьми и подростками. В исследовании определены педагогические условия

социализации обучающихся в

общеобразовательной школе средствами искусства:

- создание интегрированной творческой среды;

- общение на языке искусства;

- непрерывное освоение обучающимися разных видов искусства;

- постоянный поиск новых форм освоения искусства.

Обоснована форма проведения ежегодного школьного фестиваля, включающего помимо

традиционных детских вступлений,

функционирование синхронных художественных мероприятий, например, творческой галереи, мастер-классов. В рамках многолетней инновационной работы установлено, что в начальной школе предпочтительно

художественное событие как своеобразный интегрированный фестиваль, объединяющий деятельность в разных видах искусства одновременно. На следующих уровнях общего образования фестивали и конкурсы имеют характер демонстрации и выявления способностей, а также профориентации.

Высокая созидательная активность фестивально-конкурсного пространства

способствует социализации и самоопределению обучающихся, воспитанию уважения к творческим проявлениям сверстников, ориентации не на соперничество, а на дружеский интерес и взаимодействие. Формирование интереса детей и юношества к творчеству окружающих и стремление поделиться своими успехами осуществляется в образовательной организации при условии создания в них интегрированной творческой среды.

Литература:

1. Бережная М.С., Никитин О.Д. Здоровьесберегающие психолого-педагогические технологии, направленные на развитие творческой личности в процессе арт-терапии и освоения искусства [Электронный ресурс] / М.С. Бережная, О.Д. Никитин // Педагогика искусства. - 2017. - № 4. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/ íiles/journal_pd(/berezhnaya_nikitin_212-224.pdf.

2. Бочкарева О.В. Диалог с искусством как условие сотворения образа «Я»: сб. науч. статей / О.В. Бочкарева // Юсовские чтения. Интеграция искусств в практике работы образовательных организаций разного уровня / Материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф. «Интеграция искусств в практике работы образовательных организаций разного уровня: Юсовские чтения» (31.10-01.11.2018 г.); ФГБНУ «ИХОиК РАО», г. Москва; науч. ред. Е.П. Олесина; ред.-сост. О.И. Радомская; под общ. ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019. - С. 65-74.

3. Боякова Е.В. Роль среды в эстетическом и музыкальном развитии детей дошкольного возраста: история и современность [Электронный ресурс] / Е.В. Боякова // Педагогика искусства. - 2015. - № 2. -Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/íiles/journal_pd(7boyakova_141 -155.pdf.

4. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков

изобразительного искусства / В.И. Колякина - М.: ВЛАДОС. - 2002. - 176 с.

5. Кузнецова В.В. Интегрированный подход к организации урочной и внеурочной деятельности по предметам искусства: сб. науч. статей / В.В. Кузнецова // Юсовские чтения. Интеграция искусств в практике работы образовательных организаций разного уровня / Материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф. «Интеграция искусств в практике работы образовательных организаций разного уровня: Юсовские чтения» (31.10-01.11.2018 г.); ФГБНУ «ИХОиК РАО», г. Москва; науч. ред. Е.П. Олесина; ред.-сост. О.И. Радомская; под общ. ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019. - С. 88-95.

6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение. -1985. - 175 с.

7. Олесина Е.П., Мазанов А.И. Фестиваль как форма социализации подростков в поликультурном пространстве / Е.П. Олесина, А.И. Мазанов // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 1. - С. 157-167.

8. Радомская О.И., Савенкова Л.Г. Теоретическое основание комплексного интегрированного обучения [Электронный ресурс] / О.И. Радомская, Л.Г. Савенкова // Педагогика искусства. - 2015. - № 2. -Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/íiles/joш•nal_pdí7radomskaya_sa venkova_131-140.pdf.

9. Савенкова Л.Г. Театральное искусство в информационную эпоху: особенности художественного восприятия молодежной аудитории: сб. науч. тр. / Л.Г. Савенкова, Е.П. Олесина, О.И. Радомская, И.В. Жгенти // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019 / Междунар. науч.-практ. конф. (ЕЕ1А - 2019); под ред. С.В. Ивановой. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». - 2019. - С. 1278-1294.

10. Савенкова Л.Г. Художественное событие -современная составляющая интегрированного полихудожественного обучения [Электронный

ресурс] / Л.Г. Савенкова // Педагогика искусства. -2017. - № 3. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/iiles/journal_pdi/savenkova_48-54.pdf.

11. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей / Б.П. Юсов. - М.: Компания Спутник+, 2004. - 253 с.

References:

1. Berezhnaya M.S., Nikitin O.D. health-Saving psychological and pedagogical technologies aimed at the development of creative personality in the process of art therapy and the development of art [Electronic resource] / M.S. Berezhnaya, O.D. Nikitin // Pedagogy of art. - 2017. - № 4. - Access mode: http://www.art-education.ru/sites/default/files/ journal_pdfberezhnaya_ nikitin_212-224.pdf.

2. Bochkareva O.V. Dialog with art as a condition for creating the image of "I" / O.V. Bochkareva // Yusovsky readings. Integration of the arts in practice of work of educational institutions of different levels: collection of scientific works. articles based on the materials of the XIX International scientific and practical conference "Integration of arts in the practice of educational organizations of different levels: Yusovsky readings" (31.10-01.11.2018, IAEaCS RAE, Moscow) - M.: IAEaCS RAE, 2019. - P. 65-74.

3. Boyakova E.V. The role of the environment in the aesthetic and musical development of preschool children: history and modernity [Electronic resource] / E.V. Boyakova // Pedagogy of art. - 2015. - № 2. - Mode of access: http://www.art-education.ru/sites/default/ files/journal_pdfboyakova_141-155.pdf.

4. Kolyakina V.I. Method of organization of lessons of collective creativity: Plans and scenarios of lessons of fine art / V.I. Kolyakina. - M.: VLADOS. - 2002. - 176 p.

5. Kuznetsova V.V. Integrated approach to the organization of regular and extracurricular activities on the subjects of art / V.V. Kuznetsova // Yusovsky readings. Integration of the arts in practice of work of educational institutions of different levels: collection of scientific works. articles based on the materials of the XIX International scientific and practical conference "Integration of arts in the practice of educational

organizations of different levels: Yusovsky readings" (31.10-01.11.2018, IAEaCS RAE Moscow) - M.: IAEaCS RAE, 2019. - P. 88-95.

6. Likhachev B.T. Theory of aesthetic education of schoolchildren / B.T. Likhachev. - M.: Prosveshchenie. -1985. - 175 p.

7. Olesina E.P., Mazanov A.I. Festival as a form of self-realization of adolescents in a multicultural society / E.P. Olesina, A.I. Mazanov // Kazan pedagogical magazine. - 2020. - № 1. - C. 157-167.

8. Radomskaya O.I., Savenkova L.G. the Theoretical basis of integrated integrated training [Electronic resource] / O.I. Radomskaya, L.G. Savenkova // Pedagogy of art. - 2015. - № 2. - Access mode: http://www.art-education.ru/sites/ default/files/ journal_pdf radomskaya_savenkova_131-140.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Savenkova L.G. Theatrical art in the information age: features of artistic perception of the youth audience / L.G. Savenkova, E.P. Olesina, O.I. Radomskaya, I.V. Zhgenti // International scientific and practical conference "Educational environment for the Information age-2019" (EEIA - 2019): collection of scientific papers / ed. Ivanova. - Moscow: Institute of education development strategy of RAO. - 2019. - P. 1278-1294.

10. Savenkova L.G. Art event - a modern component of integrated poly-artistic training [Electronic resource] / L.G. Savenkova // Pedagogy of art. - 2017. - № 3. -Access mode: http://www.art-education.ru/ sites/default/files/journal_pdf savenkova_48-54.pdf.

11. Yusov B.P. Interrelation of cultural factors in the formation of modern artistic thinking of the teacher of the educational field "Art". Selected works on the history, theory and psychology of art education and poly-art education of children / B.P. Yusov. - Moscow: Sputnik+ Company, 2004. - 253 p.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.