Научная статья на тему 'Педагогические аспекты развития художественного восприятия и мышления детей и юношества средствами декоративно-прикладного искусства'

Педагогические аспекты развития художественного восприятия и мышления детей и юношества средствами декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА / ARTISTIC PERCEPTION / ARTISTIC THINKING / ARTS AND CRAFTS / PEDAGOGY OF ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боякова Е.В., Радомская О.И.

Эффективным средством развития художественного восприятия и мышления у детей и юношества является декоративно-прикладное искусство. Данная статья охватывает вопросы выявления представлений детей и молодежи о декоративно-прикладном искусстве, развития художественной одаренности, художественного творчества, внедрения интегрированных педагогических технологий преподавания декоративно-прикладного искусства с учетом региональных особенностей. Статья содержит совокупность научно-обоснованных разработок, направленных на развитие социокультурного развития обучающихся средствами народного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боякова Е.В., Радомская О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Рedagogical aspects of development of artistic perception and thinking of children and youth by means of arts and crafts

An effective means of developing artistic perception and thinking in children and young people is arts and crafts. This article covers the issues of identifying the views of children and young people about the arts and crafts, the development of artistic giftedness, artistic creativity, the introduction of integrated pedagogical technologies of teaching arts and crafts, taking into account regional characteristics. The article contains a set of science-based developments aimed at the development of socio-cultural development of students by means of folk art.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты развития художественного восприятия и мышления детей и юношества средствами декоративно-прикладного искусства»

Педагогические аспекты развития художественного

восприятия и мышления детей и юношества средствами

*

декоративно-прикладного искусства Е.В. Боякова1, О.И. Радомская2

1,2ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии

Российской академии образования

119121, Москва, Погодинская ул., дом 8, корп.1

The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and

Cultural Studies of the Russian Academy of Education»

Pogodinskaya str., 8, build. 1, Moscow 119121 Russia

1e-mail: ekatvb-dissovet@yandex.ru; e_boyakova@ural-press.ru

2e-mail: olgaradomskaia@mail.ru

Ключевые слова: художественное восприятие, художественное мышление, декоративно-прикладное искусство, педагогика искусства. Key words: artistic perception, artistic thinking, arts and crafts, pedagogy of art. Резюме: Эффективным средством развития художественного восприятия и мышления у детей и юношества является декоративно-прикладное искусство. Данная статья охватывает вопросы выявления представлений детей и молодежи о декоративно-прикладном искусстве, развития художественной одаренности, художественного творчества, внедрения интегрированных педагогических технологий преподавания декоративно-прикладного искусства с учетом региональных особенностей. Статья содержит совокупность научно-обоснованных разработок, направленных на развитие социокультурного развития обучающихся средствами народного искусства.

Abstract: An effective means of developing artistic perception and thinking in children and young people is arts and crafts. This article covers the issues of identifying the views of children and young people about the arts and crafts, the development of artistic giftedness, artistic creativity, the introduction of integrated pedagogical technologies of teaching arts and crafts, taking into account regional characteristics. The article contains a set of science-based developments aimed at the development of socio-cultural development of students by means of folk art. [Boyakova E.V.1, Radomskaya O.I.2 Pedagogical aspects of development of artistic perception and thinking of children and youth by means of arts and crafts]

Вопросы развития художественного восприятия и мышления детей и юношества у детей на занятиях декоративным рисованием сегодня становятся все более

* Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (номер для публикаций: 27.7452.2017/8.9).

актуальными. По словам Б.П. Юсова (2004; 2012), региональный компонент является важнейшим компонентом эстетического воспитания обучающихся в школе.

Социокультурная среда дает возможность детям познакомиться с традициями своего региона, в том числе с народными промыслами, памятниками культуры, знаменитыми земляками (Савенкова, Олесина, 2016; Савенкова, Радомская, 2016). Распространение декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни людей, условно-декоративное образное решение, выразительность являются доступными для понимания обучающихся.

Существуют программы для детей дошкольного и школьного возраста, направленные на приобщение детей к декоративно-прикладному искусству (Соломенникова, 2006; Тихонова, Смирнова, 2005; Шпикалова, 1974).

Мы считаем, что декоративно-прикладное искусство, декоративное рисование дают возможность детям развивать художественное мышление, восприятие цвета, формы, способствует умению различать стили в народном искусстве.

Декоративно-прикладное искусство в дошкольной образовательной организации и в общеобразовательной школе решает следующие задачи:

- развивать чувство композиции;

- развивать чувство ритма;

- развивать чувство цвета;

- развивать способность различать стили декоративного искусства и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

- совершенствовать технические умения и навыки в художественном творчестве.

Педагогическими условиями формирования у детей и юношества художественного восприятия и мышления, а также приобретения начальных знаний о композиции, жанровом разнообразии и средствах выразительности декоративно-прикладного искусства являются:

- использование разнообразных вариативных образцов декоративно-прикладного искусства;

- создание положительного эмоционального отношения к

результату своей деятельности;

- разработка и применение специально разработанной методики формирования художественного восприятия и мышления средствами декоративно-прикладного искусства.

Для развития художественного восприятия и мышления необходимо разработать серии интегрированных занятий декоративным рисованием и детей дошкольного возраста, младших и средних школьников, которые могут использоваться в практике образовательных организаций и учреждений дополнительного образования с учетом региональных особенностей.

Система занятий позволит познакомиться с народными промыслами и освоить изображение элементов разных народных промыслов (Жостово, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Богородская игрушка, Шемогодская прорезная береста, Мезенская роспись и др.). Особый акцент следует сделать на региональных особенностях декоративно-прикладного искусства, но также важно организовать ознакомление обучающихся с народным творчеством мастеров из разных субъектов РФ.

В организации процесса знакомства детей с произведениями декоративного искусства из различных областей нашей страны, педагог должен воспитывать у них чувство любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эти произведения искусства. Дети учатся понимать то, как изменяется украшающий предмет орнамент в зависимости от его формы и назначения, таким образом, они познают связь формы и содержания предмета.

У дошкольников процесс восприятия декоративно-прикладного искусства необходимо организовывать с элементами игры: например, предложить найти в узоре одинаковые элементы и указать их. Для дошкольных образовательных организаций эффективной формой формирования художественного восприятия декоративно-прикладного искусства является выставка художественных изделий разных промыслов.

На начальном этапе детей знакомят со знаковой системой народного искусства. Ими осваиваются наиболее известные

символы и знаки, например, солярные знаки, знаки воды, древа жизни, вспаханного поля и др.

Со школьниками проводятся экскурсии в музеи декоративно-прикладного искусства для просмотра наглядного материала по изучаемой теме, отобранного в зависимости от возраста детей.

В общеобразовательной школе на уроках и в системе внеурочной деятельности обучающиеся знакомятся с историей и особенностями народных промыслов. Основной задачей учителя является попытка донести до детей основное значение народного искусства, его универсальность и общность. В различных предметах декоративно-прикладного искусства прослеживается история народа, его жизненный уклад.

Важная педагогическая задача, успешно решаемая на материале декоративно-прикладного искусства -преемственность между всеми ступенями общего образования, заложенная в содержании федеральных государственных образовательных стандартов (Боякова, 2017). Разнообразие народных промыслов, изобилие элементов росписи и орнаментов разной сложности позволяют подрастающему поколению осваивать народное художественное искусство на протяжении всего периода обучения.

В результате организованной работы у детей развивается художественное восприятие, чувство цвета, ритма и композиции. В процессе освоения декоративно-прикладного искусства дети приобретают способность к самостоятельному художественному творчеству, созданию оригинального творческого продукта.

ЛИТЕРАТУРА

Боякова Е.В. 2017. Преемственность стандартов дошкольного и начального образования (на материале музыкального воспитания). - Начальная школа. 10: 38-44.

Савенкова Л.Г., Олесина Е.П. 2016. Развитие художественного восприятия школьниками современного искусства с использованием социокультурной среды региона. Сс. 33-38. - В сб.: Интеграция в образовании. Художественное развитие поколения информационной эпохи: Сб. науч. статей по материалам I Междунар. науч.-практич. сетевой конф. «Интеграция в образовании», 21-25 декабря 2015 г. Под

науч. ред. Е.П. Олесиной, О.В. Стукаловой. М.: ИХОиК РАО. 376 с.

Савенкова Л.Г., Радомская О.И. 2016. Интегрированный подход к преподаванию искусства в педагогической науке. Cc. 3-10. - В сб.: Социокультурный портрет современного ребенка в контексте непрерывного образования: Юсовские чтения XVI: Сб. науч. статей по материалам XVI Всерос. конф. «Юсовские чтения», 10-12 ноября 2016 г. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО». 338 с.

Соломенникова О.А. 2006. Радость творчества. Ознакомление детей 4-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. М.: Академия.

Тихонова, М.В., Смирнова, Н.С. 2005. Красна изба... Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: Детство-Пресс.

Шпикалова Т.Я. 1974. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение. 160 с.

Юсов, Б.П. 2004. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М.: Компания Спутник+. 253 с.

Юсов, Б.П. 2012. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Монография. М.: ФГНУ ИХО РАО. 308 с.

Получена /Received: 23.08.2018 Принята / Accepted: 30.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.