Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА'

МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АЛГОРИТМ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / DESIGN / MODEL / PROFESSIONAL SKILLS / PRESCHOOL TEACHER / ALGORITHM / ART EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова А.Н., Боякова Е.В.

В статье сосредоточено внимание на некоторых аспектах внедрения модели совершенствования профессиональных умений воспитателей дошкольных образовательных организаций в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута для дошкольников средствами художественного образования. Внедрение данной модели рассматривается в контексте освоения слушателями курсов повышения квалификации модуля программы дополнительного профессионального образования. Модель состоит из ориентировочно-целевого, содержательно-практического и результативного блоков. Обоснованы этапы реализации модели, включающие конструирование вариативного блока программы повышения квалификации с учетом педагогического запроса, освоение алгоритма проектирования индивидуального образовательного маршрута слушателями, оценку результативности. Показан пример педагогической деятельности преподавателя по достижению целей модели, структурированный в виде пошаговых действий внутри каждого этапа. Раскрыто содержание критериев результативности (мотивационно-ценностного, познавательного, деятельностно-творческого, аналитического). Сделан вывод о том, что алгоритмизированное внедрение авторской модели разрешает профессиональные затруднения воспитателей, связанные с построением индивидуального образовательного маршрута для их воспитанников, формирует новые педагогические умения, позволяет представлять достигнутые результаты на конкурсах профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова А.Н., Боякова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR IMPROVING THE PRE-SCHOOL TEACHERS SKILLS IN THE DESIGN OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE

The article focuses on some aspects of introducing a model for improving the pre-school educators professional skills into the process of designing an individual educational route for pre-school children by means of art education. The implementation of this model is considered in the context of students’ mastering advanced training courses in the module of the supplementary professional education program. The model consists of approximate target, substantive, practical and effective blocks. The stages of the implementation of the model are substantiated, including the design of the continuing education program variable block taking into account the pedagogical request, the development of the algorithm for designing an individual educational route by students, the evaluation of performance. An example of the teacher’s pedagogical activity to achieve the goals of the model, structured in the form of step-by-step actions within each stage, is shown. The content of the performance criteria (motivational-value, cognitive, activity-creative, analytical) is disclosed. It is concluded that the algorithmized implementation of the author’s model solves the professional difficulties of educators associated with the their pupils’ individual educational route construction, forms new pedagogical skills, and makes it possible to present the results achieved at professional skills contests.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА»

УДК 378.046.4

Модель совершенствования умений педагогов дошкольного образования в проектировании индивидуального образовательного маршрута

A model for improving the pre-school teachers skills in the design of an individual educational route

Виноградова А.Н., ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования», ndo.grupp3@yandex.ru

Боякова Е.В., ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», ekaterinavb@inbox.ru

Vinogradova A., OGBU DPO «Ryazan Institute for Educational Development», ndo.grupp3@yandex.ru Boyakova E., Federal State Budget Scientific Institution « Institute of art education and Culturology of Russian Academy of Education», ekaterinavb@inbox.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.007

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2020 г. «Фестивально-конкурсное движение как форма социализации обучающихся».

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, проектирование, модель, профессиональные умения, педагог дошкольного образования, алгоритм, художественное образование, профессиональный конкурс.

Keywords: individual educational route, design, model, professional skills, pre-school teacher, algorithm, art education, professional competition.

Аннотация. В статье сосредоточено внимание на некоторых аспектах внедрения модели совершенствования профессиональных умений воспитателей дошкольных образовательных организаций в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута для дошкольников средствами художественного образования. Внедрение данной модели рассматривается в контексте освоения слушателями курсов повышения квалификации модуля программы дополнительного профессионального образования. Модель состоит из ориентировочно-целевого, содержательно-практического и результативного блоков. Обоснованы этапы реализации модели, включающие конструирование вариативного блока программы повышения квалификации с учетом педагогического запроса, освоение алгоритма проектирования индивидуального образовательного маршрута слушателями, оценку результативности. Показан пример педагогической деятельности преподавателя по достижению целей модели, структурированный в виде пошаговых действий внутри каждого этапа. Раскрыто содержание критериев результативности (мотивационно-ценностного, познавательного, деятельностно-творческого, аналитического). Сделан вывод о том, что алгоритмизированное внедрение авторской модели разрешает профессиональные затруднения воспитателей, связанные с построением индивидуального образовательного маршрута для их воспитанников, формирует новые педагогические умения, позволяет представлять достигнутые результаты на конкурсах профессионального мастерства.

Abstract. The article focuses on some aspects of introducing a model for improving the pre-school educators professional skills into the process of designing an individual educational route for pre-school children by means of art education. The implementation of this model is considered in the context of students' mastering advanced training courses in the module of the supplementary professional education program. The model consists of approximate target, substantive, practical and effective blocks. The stages of the implementation of the model are substantiated, including the design of the continuing education program variable block taking into account the pedagogical request, the development of the algorithm for designing an individual educational route by students, the evaluation ofperformance. An example of the teacher's pedagogical activity to achieve the goals of the model, structured in the form of step-by-step actions within each stage, is shown. The content of the performance criteria (motivational-value, cognitive,

activity-creative, analytical) is disclosed. It is concluded that the algorithmized implementation of the author's model solves the professional difficulties of educators associated with the their pupils' individual educational route construction, forms new pedagogical skills, and makes it possible to present the results achieved at professional skills contests.

Введение. Основным результатом

профессионального образования педагогов дошкольного образования на современном этапе выступает сформированное^ аналитико-диагностических, проектировочно-творческих и рефлексивно-оценочных умений. Данные практические умения способствуют реализации принципа индивидуализации и вариативности в современном дошкольном образовании, а также обеспечивают реализацию новых трудовых функций, необходимых воспитателям детских садов для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей. Изменения, наблюдаемые в профессиональной деятельности педагогов, обусловливаются повышением значимости применения средств

художественного воспитания и идей развивающего образования научной школы Б.П. Юсова в работе с детьми дошкольного возраста. Актуально в настоящее время и умение воспитателей представлять свои достижения на профессиональных конкурсах, фестивалях педагогического творчества.

В современных научных исследованиях доказано, что на всех уровнях образования востребованы развивающие возможности педагогики искусства [4;6;15;16]. Использование полихудожественного и интегрированного подходов рассматривается как качественно новый уровень работы педагога с подрастающим поколением в контексте приобщения обучающихся разных возрастов к культуре и раскрытия потенциала каждого ребенка в различных видах искусства и художественной деятельности [8;9;11]. Анализ учебно-методической литературы показал, что при обилии профильных изданий и методических рекомендаций по проектированию

индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют универсальные технологические средства и рекомендации по самостоятельному

проектированию воспитателями индивидуальных образовательных маршрутов средствами художественного образования для дошкольников, посещающих массовые группы детского сада.

В ходе изучения профессиональных затруднений педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации выявлено:

- воспитатели детских садов не обладают необходимыми знаниями и умениями для выстраивания индивидуального образовательного маршрута детей дошкольного возраста;

- не владеют способами аналитической деятельности, что препятствует эффективному выявлению индивидуальных особенностей дошкольников;

- воспитатели не могут ставить педагогические цели и задачи в динамике;

- недооценивают возможности разных видов искусств в построении индивидуального образовательного маршрута;

- у педагогов отсутствует ясное представление о преимуществах и возможностях средств художественного образования и внедрении идей развивающего образования в процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута детей в массовых группах детского сада;

- педагоги не владеют современными методами педагогической диагностики по выявлению интересов и способностей дошкольников;

- недостаточно сформированные проектировочные умения порождают трудности планирования педагогической деятельности [3].

Следовательно, необходимо формировать у воспитателей детских садов аналитико-диагностические, проектировочные и

рефлексивно-оценочные профессиональные умения, поскольку педагоги должны планировать профессиональную деятельность, ориентируясь на образовательные и индивидуальные потребности воспитанников, запросы социума и особенности, в том числе региональные, образовательной среды дошкольной образовательной организации.

Анализ теоретических позиций и педагогической практики по вопросам педагогического проектирования и развития индивидуальности дошкольников в процессе художественного образования, выявление имеющихся дефицитов в повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров выявил существование запроса на обучение воспитателей организации работы по индивидуализации образовательного процесса и приобщению дошкольников к миру культуры и искусства. Отсутствует модель по совершенствованию профессиональных умений

педагогов в проектировании индивидуального образовательного маршрута дошкольников на основе средств художественного воспитания и идей развивающего образования. Назрела необходимость в обосновании, разработке и внедрении такой модели в системе повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми в массовых дошкольных группах.

Материалы и методы исследования. Программы повышения квалификации для воспитателей дошкольных образовательных организаций в ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» предусматривают освоение слушателями курсов модуля учебной программы «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников на основе средств художественного воспитания». Его содержание ориентировано на внедрение разработанной авторской модели.

Модель базируется на культурологическом, деятельностном и интегрированном подходах, а также на принципе пролонгированной педагогической поддержки слушателей курсов повышения квалификации. Культурологический подход ориентирует педагогов на становление индивидуально-личностного развития ребенка в контексте культуры, искусства и разнообразных видов художественной деятельности [13]. Интегрированный подход рассматривается с позиций объединения содержания всех структурных элементов модели, а также комплексного применения в педагогической деятельности экологического, средового, регионального, полихудожественного подходов (Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов [10;17]) в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для реализации указанного подхода нами применяются методы: групповой дискуссии, ассоциативного погружения (адаптация метода Л.Г. Савенковой, Н.А. Новиковой [10]), моделирования педагогических ситуаций, а также методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля результатов педагогической деятельности.

Модель является прототипом

педагогического процесса, обеспечивающего целостность и гибкость совершенствования профессиональных умений педагогов в области проектирования индивидуального

образовательного маршрута детей дошкольного возраста с использованием средств искусства и художественного образования. Понятие «индивидуальность» в исследовании обосновано с точки зрения понимания его значения Б.П. Юсовым, Л.Г. Савенковой. Ученые утверждают,

что индивидуальность ребенка проявляется в авторском воображении, в образах-переживаниях, возникающих в процессе изучения образовательной предметно-пространственной среды, в активности психических процессов, в сенсорных ассоциациях, воплощаемых детьми в произведениях разных видов искусств и в художественной деятельности с помощью действий (движений, мимики, жестов), чувств (эмоции), понятий (слово, диалог), образов (представлений) [10;11].

Таким образом, сущность процесса педагогического проектирования

индивидуального образовательного маршрута дошкольников на основе средств художественного воспитания и развивающего образования рассматривается нами в модели как пошаговая деятельность педагога в условиях повышения квалификации, которая предполагает совершенствование аналитико-диагностических, проективно-творческих, рефлексивно-оценочных профессиональных умений воспитателей дошкольных образовательных организаций. Полученные компетенции педагоги смогут применять для создания эстетико-ориентированной среды развития воспитанников, вовлечения их в активный творческий процесс с учетом их индивидуальных особенностей, интересов, способностей, потребностей в условиях реализации требований

образовательных стандартов.

Структура авторской модели включает в себя три взаимодополняющих компонента: ориентировочно-целевой, содержательно-

практический и результативный.

Ориентировочно-целевой компонент учитывает социальный заказ, цель, задачи, принципы, методологические подходы, формы, методы и организационно-педагогические условия

процесса совершенствования профессиональных умений воспитателей дошкольных

образовательных организаций. Организационно-педагогические условия рассматриваются в модели с точки зрения обеспечения адресного подхода к образовательным потребностям слушателей и результативности процесса совершенствования практических умений педагогов, а также перспектив саморазвития и роста в профессиональной деятельности. Содержательно-практический компонент

включает освоение слушателями курсов повышения квалификации теоретической и практической части авторской модульной программы. Освоение учебного модуля педагогами выстраивается на основе трех взаимосвязанных этапов педагогического

проектирования (адаптация технологии В. С. Безруковой [1]), механизмом которых являются совместные шаги-действия преподавателя и педагогов по совершенствованию аналитико-диагностических, проектировочно-творческих и рефлексивно-оценочных профессиональных умений. Результативный компонент позволяет на основе анкетирования и тестирования педагогов увидеть результаты освоения модульной программы повышения

квалификации, оценить сформированность планируемых умений и готовность воспитателей к внедрению идей развивающего образования в практическую педагогическую деятельность, наметить вектор движения дальнейшей профессиональной самореализации.

Результаты исследования. Апробация модели позволила обосновать содержание каждого из этапов ее практической реализации. Реализация всех этапов осуществляется пошагово. «Шаги» предусматривают

определенные действия преподавателя и слушателей курсов - воспитателей детских садов.

Первый этап. Моделирование содержания программы повышения квалификации с учетом актуальных профессиональных умений педагогов и запросов образовательных организаций.

Шаг 1. Входное тестирование, определяющее образовательные потребности и

профессиональные дефициты воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Шаг 2. Вариативное наполнение преподавателем модуля программы.

Вариативность реализуется за счет тематического расширения модуля программы, уточнения теоретических и практических компетенций педагогов.

Второй этап. Творческое педагогическое проектирование. Этап реализуется за счет применения в учебном процессе комплекса методов в рамках интегрированного подхода.

Шаг 3. Знакомство слушателей с содержанием теоретической и практической частей программы повышения квалификации. Содержание модуля представлено тематическими лекциями и практическими занятиями. Тема «Нормативно-правовые основы и

концептуальные подходы к проектированию и анализу профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях» предполагает ознакомление слушателей с основными нормативно-правовыми документами, понятиями, концептуальными подходами и современными требованиями к проектированию и анализу профессиональной деятельности воспитателя.

Анализируются понятия: «образование», «индивидуализация», «индивидуальный подход», «индивидуальность», «индивидуальный

образовательный маршрут», «проектирование», «интегрированное обучение» и

«полихудожественное воспитание».

В содержании темы «Индивидуализация дошкольного образования на основе средств художественного воспитания и идей развивающего образования в условиях реализации требований современного образования» предусматривается освоение педагогами методов и приемов косвенного руководства образовательной и самостоятельной художественной деятельностью детей, учитывающих индивидуальные особенности воспитанников (Н.А. Ветлугина [12;14], Н.М. Крылова [7], Н.В. Микляева [5]). Изучаются педагогические диагностики, выявляющие интересы и способности дошкольников, выполняются практические задания на получение компетенций, ориентированных на анализ и интерпретацию результатов диагностики, с точки зрения индивидуализации воспитания и обучения.

В ходе освоения темы «Особенности проектирование индивидуального

образовательного маршрута на основе средств художественного воспитания детей дошкольного возраста» слушатели знакомятся с алгоритмом педагогического проектирования

индивидуального образовательного маршрута дошкольников на основе средств художественного воспитания, идей развивающего образования. Отличительной особенностью указанного алгоритма является то, что он, во-первых, имеет универсальную структуру, позволяющую выстраивать индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка по всем направлениям развития детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, физическому и художественно-эстетическому); учитывать возраст детей, темы планируемых мероприятий для детей; варьировать содержание педагогической работы, применять методы и технологии, независимо от реализуемой в дошкольной образовательной организации основной образовательной программы дошкольного образования. Во-вторых, маршруты, проектируемые при помощи авторского алгоритма, ориентированы на комплексное включение компонентов эстетико-

ориентированной среды (Е.В. Боякова [2]), создают условия для проявления индивидуальности каждого ребенка,

способствуют расширению детских интересов,

развитию психических процессов,

самовыражению в разных видах искусств и художественной деятельности. В-третьих, алгоритм способствует педагогическому творчеству по разработке педагогом на основе развивающих подходов творческих ситуаций (заданий), мероприятий для детей.

Шаг 4. Освоение педагогами алгоритма проектирования индивидуального

образовательного маршрута на основе средств художественного воспитания дошкольников и идей развивающего образования средствами моделирования педагогических ситуаций (заданий) и комплексного задействования компонентов эстетико-ориентированной среды в содержании разрабатываемых мероприятий для детей.

Алгоритм педагогического проектирования индивидуального образовательного маршрута на основе средств художественного воспитания дошкольников и идей развивающего образования имеет следующую последовательность:

1. Выбор темы, образовательных областей, видов искусств и художественной деятельности, форм образовательной работы с детьми, педагогической технологии, определение возраста детей и соотнесение результатов педагогической диагностики с содержанием образования, возможностями и уровнем развития детей, их интересами и предпочтениями.

2. Определение образовательных целей и задач работы с детьми на основе содержания программы, с учетом особенностей общего и индивидуального развития детей группы, уровня освоения детьми различных видов художественной деятельности.

3. Отбор художественного содержания на основе образовательных программ, определение участников (педагогов, родителей, детей, учреждений культуры, дополнительного образования, школы и др.) и форм их взаимодействия.

4. Выбор методов (репродуктивных, продуктивных, творческих).

5. Отбор материалов, обеспечивающих сенсорное насыщение, мобилизацию психических процессов, детских интересов, активизацию инициативности детей в импровизации с цветом, формой, звуком, движением в пространстве разных видов искусств, художественной деятельности по теме мероприятия.

6. Выбор формы организации детей на мероприятии (индивидуальной, подгрупповой, групповой).

7. Разработка содержания заданий, образовательных ситуаций для дошкольников по теме мероприятия.

8. Проведение мероприятия с детьми дошкольного возраста.

9. Самоанализ и самооценка педагогической деятельности.

10. Предварительное перспективное планирование дальнейшей педагогической деятельности.

Третий этап. Оценка и корректировка результатов педагогической деятельности. На заключительном этапе проводится анкетирование и тестирование полученных педагогических умений и контроль.

Шаг 5. Самоэкспертиза, взаимооценка и корректировка результатов педагогической деятельности по проектированию.

Шаг 6. Проведение тестирования, выявляющего степень сформированности профессиональных умений в процессе освоения содержания модуля программы повышения квалификации.

Четвертый этап. Перспективы

профессиональной реализации и роста.

Шаг 7. Подготовка «продуктов» проектирования к дальнейшему публичному представлению на уровне дошкольной образовательной организации и муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Данный шаг связан с оценкой результатов педагогического проектирования слушателей, выявлением затруднений, рефлексивным анализом их причин, исправлением, дополнением, уточнением. Данный шаг педагога подразумевает работу после завершения курсов повышения квалификации, связанную, в том числе, с участием в профессиональных конкурсах.

Шаг 8. Организация творческих групп внутри одного детского сада и между учреждениями, а также стажировочных площадок, объединяющих специалистов и дошкольные организации, заинтересованных в разработке и реализации проектов с использованием инновационных подходов. Осуществление педагогического наставничества, генерация новых идей, внедрение новаторских технологий.

Результативность реализации модели оценивается по критериям:

- мотивационно-ценностый критерий определяется сформированностью у воспитателей понимания значимости применения в профессиональной деятельности идей развивающего образования Б.П. Юсова и Л.Г. Савенковой, соответствующих современным

целям дошкольного образования; стремлением к профессиональному совершенствованию;

- познавательный критерий обусловливается наличием у педагогов знаний в области проектирования педагогической деятельности, создания эстетико-ориентированной среды и индивидуализации дошкольного образования на основе средств художественного воспитания, идей развивающего образования;

- деятельностно-творческий критерий предполагает готовность педагога применять алгоритм проектирования образовательного маршрута дошкольников, разработанный на основе средств художественного образования, с учетом индивидуально-возрастных особенностей детей; способность проектировать индивидуальный образовательный маршрут дошкольников на основе идей развивающего образования и компонентов эстетико-ориентированной среды;

- аналитический критерий связан с оценкой и самооценкой процесса и результатов педагогической деятельности по проектированию индивидуального образовательного маршрута дошкольников на основе средств художественного образования и идей развивающего образования, делать выводы, корректировать содержание педагогической работы, ставить новые задачи.

Заключение. Итогом апробации и внедрения модели являются: совершенствование у воспитателей детских садов и применение ими в практической деятельности профессиональных умений проектирования индивидуального образовательного маршрута дошкольников средствами художественного образования; ориентированность педагогов на дальнейшее публичное представление творческих разработок на конкурсах профессионального мастерства, в профессиональных творческих объединениях,

публикациях в педагогических журналах и методических сборниках.

Разработанный алгоритм педагогического проектирования индивидуального

образовательного маршрута на основе средств художественного воспитания дошкольников и идей развивающего образования оптимизирует содержание педагогической деятельности, делает процесс лаконичным и понятным каждому воспитателю.

Пошаговая реализация модели

совершенствования умений педагогов по проектированию индивидуального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательного маршрута детей дошкольного возраста средствами художественного образования снижает затраты времени на освоение новых профессиональных умений за счет структурирования образовательного процесса, открывает перспективы

профессионального роста.

Подготовленные педагогами авторские методические разработки поддерживают вариативность содержания дошкольного образования, позволяют выстраивать

воспитательно-образовательный процесс в зависимости от результатов педагогической диагностики детей, учитывать традиции и культурные особенности региона.

Модель может применяться для повышения квалификации всех категорий педагогических работников дошкольного образования с учетом содержания профессиональной деятельности.

Внедрение модели позволяет современным педагогам дошкольного образования разрешать профессиональные затруднения, связанные с проектированием индивидуального

образовательного маршрута для воспитанников на основе средств художественного образования и создает условия для самообразования в пространстве культуры как стратегического ориентира современного образования.

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник [Электронный ресурс] / В.С.Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -329 с. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/5/0249/5_0249-100.shtml

2. Боякова Е.В. Роль среды в эстетическом и музыкальном развитии детей дошкольного возраста: история и современность [Электронный ресурс] / Е.В. Боякова // Педагогика искусства. - 2015. - № 2. - Режим доступа: http://www.:http://www.art-education.ru

3. Виноградова А.Н. Представления воспитателей детских садов о проектировании индивидуального образовательного маршрута детей на основе

интеграции искусств [Электронный ресурс] / А.Н. Виноградова // Педагогика искусства. - 2019. - № 2. -Режим доступа: http://www.art-

education.ru/sites/default/ffles/journal_pdl7YinogradoYa_15 -20.pdf

4. Жгенти И.В. Дополнительное профессиональное образование педагогов искусства в условиях интеграционных процессов: автореф. дис. ... канд пед. наук / И.В. Жгенти. - М., 2018. - 25 с.

5. Инклюзивная дошкольная группа: Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями

здоровья; под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой. -М.: АРКТИК, 2018. - 112 с.

6. Кашекова И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства: монография / И.Э. Кашекова. - М.: ИД Российской академии образования. - 2006. - 332 с.

7. Крылова Н.М. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.

8. Радомская О.И. Пути эффективного внедрения в практику педагогического вуза инновационных форм обучения в области художественно-творческого развития с учетом социокультурной среды региона [Электронный ресурс] / О.И. Радомская // Педагогика искусства. - 2018. - № 3. - Режим доступа: http://www.art-education.ru

9. Савенкова Л.Г. Гуманитаризация образования и инновационные технологии обучения / Л.Г. Савенкова // Вестник государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 3. - С. 203-211.

10. Савенкова Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусств: новое знание / Л.Г. Савенкова. - М.: ИХО РАО, 2011. - 280 с.

11. Савенкова Л.Г. Художественное событие -современная составляющая интегрированного

полихудожественного обучения [Электронный ресурс] / Л.Г. Савенкова // Педагогика искусства. - 2017. - № 3. - Режим доступа: http://www.art-education.ru

12. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников; под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. - 208 с.

13. Селевко К.Г. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.1 [Электронный ресурс] / К.Г. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с. -Режим доступа: http://stavcvr.ru/metod-корНка/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образователь ных%о20технологий/о200/о2810/о20том°/о29^

14. Система эстетического воспитания в детском саду; под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. - М: Изд-во АПН РСФСР. - 1962. - 365 с.

15. Скворцова Т.П. К вопросу разработки педагогической диагностики художественной одаренности обучающихся [Электронный ресурс] / Т.П. Скворцова // Педагогика искусства. - 2019. - № 2. -Режим доступа: http://www.art-education.ru

16. Стукалова О.В., Олесина Е.П. Гуманитаризация образовательного процесса подготовки будущих педагогов: концептуальные положения и перспективы / О.В. Стукалова, Е.П. Олесина // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 3. - С. 124-129.

17. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» / Б.П. Юсов. - М.: Спутник+, 2004. - 252 с.

References:

1. Bezrukova V.S. Pedagogy. Projective pedagogy: textbook [Electronic resource] / V.S. Bezrukova. -Yekaterinburg: Business Book, 1999. - 329 p. - Access mode: http://pedlib.ru/Books/5Z0249/5_0249-100.shtml

2. Boyakova E.V. The role of the environment in the aesthetic and musical development of preschool children: history and modernity [Electronic resource] / E.V. Boyakova // Pedagogy of art. - 2015. - № 2. - Access mode: http://www:http://www.art-educationru

3. Vinogradova A.N. Representations of kindergarten teachers on the design of an individual educational route for children based on the integration of arts [Electronic resource] / A.N. Vinogradova // Pedagogy of art. - 2019. -№ 2. - Access mode: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/vinogradova_15 -20.pdf

4. Zhgenti I.V. Additional professional education of teachers of art in the context of integration processes: author. dis. ... cand ped. sciences / I.V. Zhgenti. - M., 2018. - 25 p.

5. Inclusive preschool group: Methodological recommendations for the development of individual educational routes and programs for children with disabilities; under the editorship of L.A. Golovchits, N.V. Miklyaeva. - M.: ARCTIC, 2018. - 112 p.

6. Kashekova I.E. Creation of the integration educational space of the school by means of art: monograph / I.E. Kashekova. - M.: Publishing House of the Russian Academy of Education. - 2006. - 332 p.

7. Krylova N.M. Kindergarten - House of joy. Sample educational program of preschool education of an innovative, holistic, integrated, integrative and competency-based approach to education, development and self-development of a preschool child as a unique individual / N.M. Krylova. - M.: SC Sphere, 2014. - 264 p.

8. Radomskaya O.I. Ways to effectively introduce innovative forms of teaching in the field of artistic and creative development into the practice of a pedagogical university taking into account the socio-cultural environment of the region [Electronic resource] / O.I. Radomskaya // Pedagogy of art. - 2018. - № 3. - Access mode: http://www.art-education.ru

9. Savenkova L.G. Humanitarianization of education and innovative teaching technologies / L.G. Savenkova // Bulletin of the State University of Culture and Arts. - 2015. - № 3. - P. 203-211.

10. Savenkova L.G. Didactics of art education as an integral part of art pedagogy: new knowledge / L.G. Savenkova. - M.: IHO RAO, 2011. - 280 p.

11. Savenkova L.G. Artistic event - a modern component of integrated poly-art education [Electronic resource] / L.G. Savenkova // Pedagogy of art. - 2017. - № 3. - Access mode: http://www.art-education.ru

12. Independent art activities of preschoolers; under the general. ed. ON THE. Vetlugina. - M.: Pedagogy, 1980. -208 p.

13. Selevko K.G. Encyclopedia of educational technologies: in 2 vols. T.1 [Electronic resource] / K.G. Selevko. - M.: Public education, 2005. - 556 p. - Access

mode: http://stavcvr.ru/metod-kopilka7G.%20Selevko_ Encyclopedia%20 of educational%20technologies%20% 281%20volume%29

14. The system of aesthetic education in kindergarten; under the general. ed. on the Vetlugina. - M: Publishing House of the APN of the RSFSR. - 1962. - 365 p.

15. Skvortsova T.P. To the question of the development of pedagogical diagnostics of artistic giftedness of students [Electronic resource] / TP Skvortsova // Pedagogy of art. - 2019. - № 2. - Access mode: http://www.art-education.ru

16. Stukalova O.V, Olesina E.P. Humanitarianization of the educational process of training future teachers: conceptual provisions and prospects / O.V. Stukalova, E.P. Olesina // Kazan Pedagogical Journal. - 2015. - № 3. - P. 124-129.

17. Yusov B.P. The relationship of cultural factors in the formation of modern artistic thinking of the teacher of the educational field "Art" / B.P. Yusov. - M.: Sputnik +, 2004. - 252 p.

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.