УДК. 373.1
DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-43-52
ДЕТСКИЙ САД ШКОДА ВУЗ
Индивидуальный образовательный маршрут как фактор социально-коммуникативного развития ребенка младшего дошкольного возраста
Карпова Светлана Ивановна, Тарасова Марианна Энверовна
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, г. Москва, Российская Федерация, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592,
e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8617-8325, е-mail: [email protected]
Аннотация. Представлена модель образовательной работы по проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута социально-коммуникативного развития ребенка младшего дошкольного возраста, включающая три взаимосвязанных этапа: первый этап - информационно-диагностический, его цель - собрать первичные данные об особенностях развития ребенка; второй этап основной, развивающий, предполагает проектирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и программой дошкольного образования; третий этап заключительный (оценочно-рефлексивный) - выявление эффективности индивидуального образовательного маршрута на основе результатов повторной педагогической диагностики социально-коммуникативного развития ребенка; анализ и совместное с семьей обсуждение результатов, планирование по необходимости дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Проведенные исследования с целью изучения представлений родителей об уровне социально-коммуникативного развития детей и результатов диагностики, проведенной педагогами дошкольного учреждения, показали большую разницу в оценках родителями и педагогами уровня социально-коммуникативного развития детей, что свидетельствует о несформированности системы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. В качестве основных условий успешной реализации модели в образовательной практике определены: выстраивание системы сотрудничества воспитателей, профильных специалистов (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и др.) с семьями воспитанников на уровне педагогического партнерства и организация в дошкольном учреждении методического сопровождения образовательного процесса в области социально-коммуникативного развития дошкольников.
Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста; социально-коммуникативное развитие; позитивная социализация; индивидуальный образовательный маршрут; педагогическое партнерство
Для цитирования: Карпова С.И., Тарасова М.Э. Индивидуальный образовательный маршрут как фактор социально-коммуникативного развития ребенка младшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 1 (43). C. 43-52. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-43-52.
Для контактов: Карпова Светлана Ивановна, e-mail: [email protected]
© Карпова С.И., Тарасова М.Э., 2020
Individual educational route as a factor of social and communicative development of a child of early childhood
Svetlana I. Karpova, Marianna E. Tarasova
Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8617-8325, e-mail: [email protected]
Аннотация. We described the model of educational work on the design and implementation of an individual educational route of social and communicative development of a child of young pre-school age, including three interrelated stages: the 1st stage - information and diagnostic, its purpose - to collect primary data on the peculiarities of child development; the 2nd stage - the main, developing, involves the design and implementation of an individual educational route in accordance with Federal State Educational Standard and the preschool education program; the 3rd stage - final (assessment-reflexive) - identification of the effectiveness of the individual educational route on the basis of the results of repeated pedagogical diagnosis of the child's social and communicative development; analysis and joint discussion of results with the family, planning for further corrective and development work as necessary. Carried out studies to study parents' perceptions of the level of social and communicative development of children and the results of the diagnosis carried out by pre-school teachers showed a large difference in the assessment of the level of social and communicative development of children by parents and teachers, which indicates that the system of interaction between teachers and families of pupils is not formed. As the main conditions for successful implementation of the model in educational practice, we defined: building a system of cooperation of educators, specialized specialists (teacher-psychologist, music manager, instructor on physical culture, etc.) with pupils' families at the level of pedagogical partnership, and organization in pre-school institution of methodological support of educational process in the field of social and communicative development of pre-school children.
Keywords: early childhood; social and communicative development; positive socialization; individual educational route; pedagogical partnership
For citation: Karpova S.I., Tarasova M.E. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut kak faktor sotsial'no-kommunikativnogo razvitiya rebenka mladshego doshkol'nogo vozrasta [Individual educational route as a factor of social and communicative development of a child of early childhood]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 1 (43), pp. 43-52. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-43-52. (In Russian, Abstr. in Engl.)
Corresponding author: Svetlana I. Karpova, e-mail: [email protected]
Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как важнейшая образовательная область федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования включает широкий спектр задач, таких как: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми1.
В условиях семейного воспитания ребенок приобретает первые навыки социального поведения, уровень развития которых во многом определяется характером взаимоотношений с близкими людьми и методами семейного воспитания. Согласно данным зарубежных исследований [1-4], раннее проявление у детей просоциального поведения (то есть поведения, ориентированного на по-
1 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
мощь другим людям), впервые возникает в начале второго года жизни у тех детей, у которых в период младенчества сформировалась устойчивая эмоциональная привязанность к близкому взрослому. Именно эмоциональная привязанность ребенка к родителям (близким членам семьи) является предиктором эмоционального и социального развития в целом. Поэтому воспитание детей раннего возраста в семье является первой значимой ступенью социализации. В качестве второй ступени можно рассматривать процесс социализации в дошкольном учреждении, куда большая часть детей поступает примерно в трехлетнем возрасте. И на этом этапе педагоги встречаются с целым комплексом проблем в личностном развитии современных детей, таких как: упрямство, эгоизм, неспособность к сопереживанию, проявление агрессии к сверстникам, безразличное отношение к просьбам воспитателя, несформированность навыков самообслуживания, недостаточный для продуктивного общения уровень речевого развития и др. В связи с этим существует необходимость индивидуализации образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка на основе выстраивании партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников.
Одним из эффективных способов реализации задач индивидуализации образования,
по мнению отечественных специалистов (М.В. Жигоревой, И.А. Лыковой, Л.В. Свир-ской, А.В. Слепухина, А.П. Тряпицыной и др.), является проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) ребенка, который рассматривается как:
- персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка (интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностно-го, нравственно-духовного);
- специфическая последовательность и способ освоения основной образовательной программы [5].
Специалисты рекомендуют в структуру ИОМ детей дошкольного возраста включать следующие разделы: целевой, диагностический, организационный, содержательный, итоговый.
Все разделы ИОМ взаимосвязаны, в то же время каждый имеет свои задачи и направления деятельности специалистов, осуществляющих педагогическое сопровождение ИОМ и обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку ребенку в достижении результатов усвоения основной образовательной программы дошкольного образования. Общая схема структуры ИОМ ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения представлена на рис. 1.
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и основной образовательной программы дошкольного образования
РАЗДЕЛЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Рис. 1. Структура индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения Fig. 1. Structure of individual educational route of pre-school children in pre-school settings
Основываясь на данной схеме, педагоги дошкольного образования могут спроектировать ИОМ для каждого ребенка в соответствии с содержанием образовательных областей, представленных в ФГОС ДО. ИОМ социально-коммуникативного развития дошкольников проектируется с опорой на данные педагогической диагностики каждого ребенка с целью выявления зон актуального и ближайшего развития, а также анализа социальной ситуации развития ребенка в семье.
Основная цель ИОМ в области социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста - создание условий для формирования у него гибких навыков социального поведения (soft skills), способствующих развитию эмоционального и социального интеллекта, во многом обеспечивающих ребенку благоприятное вхождение в социум и успешную самореализацию в жизни [6].
На основе данных научных исследований в области индивидуализации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста была спроектирована модель образовательной работы по проектированию и реализации ИОМ социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Модель включает следующие взаимосвязанные этапы образовательной работы:
- первый этап - информационно-диагностический, его цель - собрать первичные данные о ребенке; содержание работы включает: наблюдение за ребенком в процессе адаптации к условиям дошкольного учреждения, анамнез развития (ознакомление с медицинскими картами для получения информация о здоровье ребенка; беседа с родителями, выявление их мнения о способностях ребенка, его интересах, методах воспитания в семье; взаимодействие с педагогами и т. д.); проведение педагогической диагностики социально-коммуникативного развития каждого ребенка;
- второй этап - основной (развивающий), его цель - проектирование и реализация ИОМ социально-коммуникативного развития младших дошкольников в соответствии с содержанием ФГОС и основной образовательной программой дошкольного образования;
- третий этап - заключительный (оценочно-рефлексивный), его цель - выявление эффективности ИОМ на основе результатов повторной педагогической диагно-
стики социально-коммуникативного развития ребенка; анализ и совместное с семьей обсуждение результатов, планирование по необходимости дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Модель проектирования и реализации ИОМ социально-коммуникативного развития младших дошкольников представлена на рис. 2.
В качестве основного условия, обеспечивающего успешную реализацию модели в образовательной практике, определена система сотрудничества воспитателей, профильных специалистов дошкольного учреждения (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и др.) с семьями воспитанников на уровне педагогического партнерства.
В научных исследованиях (Н.Л. Бабкина, Г.В. Глушкова, И.В. Голенкова, Т.А. Маркова, И.В. Кощиенко и др.) педагогическое партнерство рассматривается как особый тип совместной деятельности педагогов образовательной организации с семьями воспитанников, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат всех участников образовательных отношений [71.
Прогнозируемые результаты реализации модели: наличие положительной динамики в уровне социально-коммуникативного развития младших дошкольников; удовлетворенность родителей взаимодействием с дошкольным учреждением, повышение уровня их педагогических компетенций в области развития и образования детей, создание системы сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
С целью проектирования содержания взаимодействия с семьями воспитанников было проведено исследование, включающее изучение представлений родителей об уровне социально-коммуникативного развития своего ребенка и мнений специалистов дошкольного учреждения, работающих с детьми данной группы, об уровне социально-коммуникативного развития каждого ребенка в группе.
В исследовании приняли участие 30 родителей и 30 детей младшего дошкольного возраста (4-й год жизни, вторая младшая группа) дошкольного отделения № 8 ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы».
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Цель: создание условий для социально-коммуникативного развития ребенка в дошкольной образовательной организации, формирования гибких навыков социального поведения, развития эмоционального и социального интеллекта
ЭТАПЫ
ПЕРВЫЙ ЭТАП (информационно-диагностический) ЦЕЛЬ: собрать первичные данные о ребенке.
Содержание работы: наблюдение за ребенком в период адаптации к дошкольной образовательной организации; анамнез развития ребенка (ознакомление с медицинскими картами для получения информации о здоровье ребенка; беседа с родителями способностях и интересах ребенка, методах воспитания в семье; формах сотрудничества с дошкольной образовательной организацией и др.); проведение педагогической диагностики социально-коммуникативного развития каждого ребенка
ВТОРОЙ ЭТАП (основной, развивающий) ЦЕЛЬ: проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута социально-коммуникативного развития ребенка в соответствии с содержанием федерального государственного образовательного стандарта и основной образовательной программы дошкольного образования.
Содержание работы: в режимных моментах и разных видах совместной детской деятельности формировать доброжелательное отношение к сверстникам, навыки совместной игровой деятельности, соблюдать правила поведения в группе и т. д.
ТРЕТИЙ ЭТАП (заключительный, оценочно-рефлексивный) ЦЕЛЬ: выявление эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута на основе повторной диагностики социально-коммуникативного развития каждого ребенка младшего дошкольного возраста; анализ и совместное с семьей ребенка обсуждение результатов, планирование по необходимости дальнейшей кор-рекционно-развивающей работы с целью формирования у ребенка социально-коммуникативных навыков
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
Система сотрудничества воспитателей, профильных специалистов дошкольной образовательной организации (педагог-психолог, муз. руководитель, инструктор по физической культуре и др.) с семьями воспитанников на уровне педагогического партнерства
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Наличие положительной динамики в уровне социально-коммуникативного развития дошкольников; удовлетворенность родителей взаимодействием с педагогами дошкольной образовательной организации; создание системы сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
Рис. 2. Модель образовательной работы по проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута социально-коммуникативного развития младших дошкольников в дошкольном учреждении Fig. 2. Model of educational work on the design and implementation of individual educational route social and communicative development of junior pre-school children in pre-school institution
С родителями было проведено анкетирование и индивидуальная беседа с целью выявления их представления об особенностях и способностях ребенка в сфере социальной
коммуникации. Затем по тем же показателем произведена оценка специалистами дошкольного учреждения. Результаты представлены на рис. 3-6.
Результаты анкетирования и беседы с родителями детей 2-й младшей группы
Можетпрсчитать наизучть небольшое стихотворение при небольшой помощи... Называетпроизведете в произвольном изложении, прослушав отрывок из нет о Перессказывает содержание произведения с опор ой на рисунки в книге, отвечает на вопросы Отвечает на вопросы взрослого касающиеся ближнего окружения
Рассматривает сюжетные картинки Помогает сервировать стол
Р8;
т
тяг
■лг
93,90%
10 0,00 W.
0%
20%
40%
60%
80%
100%
120%
Помогает сервировать стол Рассматривает сюжетные картинки Отвечает на вопросы взрослого ка сающнеся ближнего окружения Перессказыва е т содержание произведения с опорой на рИСуНКНЕ книге, отвечает на вопросы Называет произведение в произвольном изложении, прослушав отрывок из него Может прочитать наизучть небольшое стихотворение при небольшой помощи взрослого
■Высокий 80% 93,00% 100,00% 84% 50,00% 100%
■ Средний 20% 7% 16% 50,00%
■ Низкий
Рис. 3. Результаты анкетирования и беседы с родителями воспитанников об уровне социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы Fig. 3. Results of questionnaires and talks with parents of pupils on the level of social and communicative development of children of the 2nd junior group
Результаты лзкетнровлапл п беселыс педагогами 1-й млад men группы
_ J
Может пр о читать наизучть не о ольшо е Называет пр оизведенне в пр онзвольном. Пер есска зыва ет содержание пр о извел ения.
Отвечает на Еопросывзросл ого Рассматривает сюжетныекартинки Помогает сервировать стол
J1N - 20%
2Ш
6,70 >4,
JA.
¡тяга
т
70% 70%
70%
70%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Помогает сервировать стол Ра ссматрива ет сюжетные картинки Отвечает на вопросы взрослого касающиеся ближнего окружения Пер есска зыва е т содержание произведения с опоройна рисунки в книге, отвеча ет на вопросы Называет tip оизведенне в пр онзвольном изложении, пр о слушав отрывок из него Может прочитать наизучть небольшое стнхо те о р ение при небольшой помощи взрослого
■ Высокий 10% 6,70% 23^0% 10% 1330% 15%
■ Ср едннй 70% 70% 70% 20% 26,70% 20%
■ Низкий 20% 23,30% 6,70% 70% 60% 65%
Рис. 4. Результаты анкетирования и беседы с педагогами об уровне социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы Fig. 4. Results of questionnaires and talks with teachers on the level of social and communicative development of children of the 2nd junior group
С о олю да эл амангарны ^пр а вил а Спосо оансл а лить за р а шкгкам.
ИшНГНрТГеТ ЛЕ-IL:! МИМИЕЛ-. .
Разы^ыва атпо просьа а взр ослого п ЫожэтпришпатьнЕ сааяроль.. CnocoaeHiipjoap:=jmaib£K правил е. Унеат о5ьалин.тЕъна££олы;о тровых.
Результаты анкетирования и Зегедыс родителями летен 2-й «шдшекгруппы
--- 74%
TFW
%
-г--
8040%
-im -60%
100%
100,00%
ПК
20%
40 И
БАК
30 К
1гок
Умеет 0 оъ егтшт ять несколько НГрОЕЫХ действии Может ттртгнтг.п гь Способен на себя придержиЕа роль, ться правил непр одолжи е телънп лила кгичесн ь за им о д=ш г и?: играя. ЕОьатьЕ игре с партнером Разыгрывае тпо просьбе ЕЗр ОСЛОГ О И сам о ст ош ел ьно небольшие отрывки И 2 сказок 1-Ьшшрует ДЕНЖЙННЯ. мимику, ннг онапию изображаем ьж персонажей Способен следить за развитием театра льног о д ействия: и з мо шина ль но на него отзываться Соблюдает злеменгарн ыв правила е за им о денет ЕИЯС р а ст ениами и животными
■ Высокий 60% 50:00% 100:00% 66% 66,00% 100% 74%
■ Средний 4 0% 14% 34% 34,00% 26%
■ Низкий
Рис. 5. Результаты анкетирования родителей воспитанников об уровне социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы Fig. 5. Results of the questionnaire of parents of pupils on the level of social and communicative development of children of the 2nd junior group
Рис. 6. Результаты анкетирования родителей воспитанников об уровне социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы Fig. 6. Results of the questionnaire of parents of pupils on the level of social and communicative development of children of the 2nd junior group
Данные, представленные на рис. 3-6, свидетельствуют о том, что родители и педагоги оценивают по-разному уровень социально-коммуникативного развития детей. В оценках всех родителей группы отсутствует низкий уровень, в анкете родители ставили детям только высокие и средние баллы. В то же время результаты анкетирования и беседы с воспитателями и профильными специалистами дошкольного учреждения показали, что низкий уровень превалирует у детей по многим значимым показателям социально-коммуникативного развития, таким как: пересказать сказку с опорой на иллюстрации в книге и наводящие вопросы педагога; придерживаться игровых правил; рассказать наизусть маленькое стихотворение и др. Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что система взаимодействия педагогов с семьями воспитанников не выстроена, родители не знакомы с возрастными особенностями детского развития, сензитив-ными периодами, предоставляющими возможность наиболее легко усвоить знания, сформировать необходимые у детей компетенции в разных видах деятельности, о роли самих родителей в образовательном процессе.
Роль близких ребенку взрослых в формировании социально-коммуникативных навыков особенно значима в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок сосредотачивается на социальном окружении, а не только на мире предметов. В этом возрасте у ребенка возникает внеситуативно-познавательная форма общения (М.И. Лисина), в силу развивающейся любознательности он за-
дает много вопросов познавательного характера, взрослый выступает источником информации [8]. Четкость и правильность ответов взрослого, их доступность для понимания ребенка непосредственно влияет на становление системы представлений об окружающем мире, на осознание себя в нем.
Велика роль совместной деятельности ребенка разной предметной направленности (познавательной, игровой, художественной и др.) со сверстниками и взрослыми, в ходе которой формируются социально-коммуникативные навыки и модели социального поведения, активно развивается эмоциональный интеллект и социальная компетентность [10].
В соответствии с полученными результатами нами был сделан вывод о необходимости включения в перечень условий, способствующих эффективности модели образовательной работы по проектированию и реализации ИОМ детей младшего дошкольного возраста, еще одного - организации методического сопровождения образовательного процесса в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Методическое сопровождение включает перечень мероприятий (семинаров, групповых и индивидуальных консультаций, мастер-классов и др.), организованных старшим воспитателем дошкольного учреждения, направленных на обогащение знаний и совершенствование педагогических компетенций субъектов образовательного процесса (воспитателей, детей, родителей воспитанников) в области социально-коммуникативного развития детей.
Литература
1. Liszkowski U., Carpenter M., Striano T., Tomasello M. 12-and 18-month-olds point to provide information for others // Journal of Cognition and Development. 2006. Vol. 7. № 2. P. 173-187.
2. Warneken F., Tomasello M. Helping and cooperation at 14 months of age // Infancy. 2007. Vol. 11. № 3. P. 271-294.
3. Zaki J., Mitchell J.P. Intuitive prosociality // Current Directions of Psychological Science. 2013. Vol. 22. P. 466-470.
4. Rheingold H.L. Little children's participation in the work of adults, a nascent prosocial behavior // Child Development. 1982. Vol. 53. № 1. P. 114-125.
5. Слепухин А.В. Возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов педагогического вуза // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 29-37.
6. Савенкова Т.Д., Карпова С.И. Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 128-136.
7. Кощиенко И.В. Тенденции государственной и региональной образовательной политики в развитии системы взаимодействия детского сада и семьи // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 132. М.: Изд-во МосГУ, 2011. С. 141-144.
8. ЛисинаМ.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
9. Карпова С.И., Савенкова Т.Д., Пархимович З.В. Модель развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 4 (174). С. 99-106.
References
1. Liszkowski U., Carpenter M., Striano T., Tomasello M. 12-and 18-month-olds point to provide information for others. Journal of Cognition and Development. 2006, vol. 7, no. 2, pp. 173-187.
2. Warneken F., Tomasello M. Helping and cooperation at 14 months of age. Infancy. 2007, vol. 11, no. 3, pp. 271-294.
3. Zaki J., Mitchell J.P. Intuitive prosociality. Current Directions of Psychological Science. 2013, vol. 22, pp. 466-470.
4. Rheingold H.L. Little children's participation in the work of adults, a nascent prosocial behavior. Child Development. 1982, vol. 53, no. 1, pp. 114-125.
5. Slepukhin А.У. Vozmozhnosti informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologij v realizatsii individu-al'nykh obrazovatel'nykh marshrutov studentov pedagogicheskogo vuza [Opportunities of information and communication technologies in the implementation of individual educational routes of students of pedagogical university]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. - Pedagogical Education in Russia. 2011, no. 2, pp. 29-37. (In Russian).
6. Savenkova T.D., Karpova S.I. Model' razvitiya sotsial'nogo intellekta u starshikh doshkol'nikov v protsesse sovmestnoj deyatel'nosti [Model of development of social intelligence in senior pre-school children in the process of joint activity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. - Tambov University Review. Series Humanities. 2019, vol. 24, no. 183, pp. 128-136. (In Russian).
7. Koshchienko I.V. Tendentsii gosudarstvennoj i regional'noj obrazovatel'noj politiki v razvitii sistemy vzai-modejstviya detskogo sada i sem'I [Trends in state and regional educational policy in the development of the system of interaction between kindergarten and family]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. - Scientific works of the Moscow Humanitarian University. Moscow: MosGU Publ., 2011, issue 132, pp. 141-144. (In Russian).
8. Lisina M.I. Formirovaniye lichnosti rebenka v obshchenii [Formation of a Child 'S Personality in Communication]. St. Petersburg: Piter Publ., 2009, 320 p. (In Russian).
9. Karpova S.I., Savenkova T.D., Parkhimovich Z.V. Model' razvitiya emotsional'nogo intellekta i sotsial'noj kompetentnosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta v kollektivnoj izobrazitel'noj deyatel'nosti [Model of development of emotional intelligence and social competence in children of older pre-school age in collective visual activity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. - Tambov University Review. Series Humanities. 2018, vol. 23, no. 4 (174), pp. 99-106. (In Russian).
Информация об авторах
Карпова Светлана Ивановна - доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
ORCГО: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592
Вклад в статью: общая концепция статьи, написание и оформление статьи.
Тарасова Марианна Энверовна - магистрант по направлению подготовки «Дошкольное образование». Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
ORCГО: https://orcid.org/0000-0001-8617-8325
Вклад в статью: выполнение эксперимента, анализ и статистическая обработка результатов исследования.
Конфликт интересов отсутствует.
Поступила в редакцию 15.01.2020 г.
Поступила после рецензирования 14.02.2020 г.
Принята к публикации 04.03.2020 г.
Information about the authors
Svetlana I. Karpova - Doctor of Pedagogics, Professor of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation.
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-9663-1592 Contribution: general concept of the article, presentation and design of the article.
Marianna E. Tarasova -Master's Degree Student of "Pre-school Education" Programme, Moscow City University, Moscow, Russian Federation.
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-8617-8325 Contribution: experimental execution, analysis and statistical processing of the results of the study.
There is no conflict of interests.
Received 15 January 2020 Reviewed 14 February 2020 Accepted for press 4 March 2020