Научная статья на тему 'Коммуникативное развитие дошкольников в условиях педагогического взаимодействия'

Коммуникативное развитие дошкольников в условиях педагогического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN'S COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / PEDAGOGICAL INTERACTION / FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Гречко Наталья Владимировна, Бардюг Ольга Сергеевна

В статье обоснована значимость организации педагогического взаимодействия педагогов детских дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников для обеспечения коммуникативного развития дошкольников. Отдельно подчеркнута его актуальность для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведен ряд причин неэффективного коммуникативного развития детей, связанных с недейственностью семейного воспитания и недостаточной педагогической компетентностью родителей. Представлены эмпирические данные, полученные с помощью тестирования и анкетирования педагогов дошкольного образования и родителей воспитанников. Диагностировались тип семейного воспитания, семейный микроклимат, педагогическая компетентность родителей, коммуникативная культура родителей, образ жизни семьи. На основе их анализа и интерпретации определены ориентировочные направления взаимодействия детских дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников, ориентированные на обеспечение эффективного коммуникативного развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Гречко Наталья Владимировна, Бардюг Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The communicative development of preschoolers in the context of pedagogical interaction

The article substantiates the importance of the organization of pedagogical interaction of teachers of preschool educational institutions and parents of pupils to ensure the communicative development of preschool children. Its relevance for children with disabilities is separately emphasized. A number of reasons for the ineffective communicative development of children related to the inadequacy of family education and insufficient pedagogical competence of parents are given. Empirical data obtained by testing and questioning preschool educators and parents of pupils are presented. They diagnosed the type of family education, family climate, pedagogical competence of parents, the communicative culture of parents, family lifestyle. Based on their analysis and interpretation, the indicative directions of interaction between preschool educational institutions and families of pupils are determined, aimed at ensuring effective communicative development of children.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное развитие дошкольников в условиях педагогического взаимодействия»

Теории и технологии инклюзивного образования Theories and Technologies Inclusive Education

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-97-102

УДК 372

ХАЗОВА Снежана Александровна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

ГРЕЧКО Наталья Владимировна

МБДОУ г. Краснодара «Детский сад № 76» г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

БАРДЮГ Ольга Сергеевна

МБДОУ г. Краснодара «Детский сад № 76» г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В статье обоснована значимость организации педагогического взаимодействия педагогов детских дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников для обеспечения коммуникативного развития дошкольников. Отдельно подчеркнута его актуальность для детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведен ряд причин неэффективного коммуникативного развития детей, связанных с недейственностью семейного воспитания и недостаточной педагогической компетентностью родителей. Представлены эмпирические данные, полученные с помощью тестирования и анкетирования педагогов дошкольного образования и родителей воспитанников. Диагностировались тип семейного воспитания, семейный микроклимат, педагогическая компетентность родителей, коммуникативная культура родителей, образ жизни семьи. На основе их анализа и интерпретации определены ориентировочные направления взаимодействия детских дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников, ориентированные на обеспечение эффективного коммуникативного развития детей.

Ключевые слова: коммуникативное развитие детей, дошкольное образовательное учреждение, педагогическое взаимодействие, семейное воспитание

Для цитирования: Хазова С.А., Гречко Н.В., Бардюг О.С. Коммуникативное развитие дошкольников в условиях педагогического взаимодействия. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6 - 1 С. 97-102. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-97-102.

- 97

Snezhana A. KHAZOVA

Kuban State University

Krasnodar, Russia snkhazova@gmail.com

Natalya V. GRECHKO

Krasnodar Kindergarten No. 76 Krasnodar, Russia snkhazova@gmail.com

Olga S. BARDYUG

Krasnodar Kindergarten No. 76 Krasnodar, Russia snkhazova@gmail.com

THE COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL INTERACTION

Abstract. The article substantiates the importance of the organization of pedagogical interaction of teachers of preschool educational institutions and parents of pupils to ensure the communicative development of preschool children. Its relevance for children with disabilities is separately emphasized. A number of reasons for the ineffective communicative development of children related to the inadequacy of family education and insufficient pedagogical competence of parents are given. Empirical data obtained by testing and questioning preschool educators and parents of pupils are presented. They diagnosed the type of family education, family climate, pedagogical competence of parents, the communicative culture of parents, family lifestyle. Based on their analysis and interpretation, the indicative directions of interaction between preschool educational institutions and families of pupils are determined, aimed at ensuring effective communicative development of children.

Keywords: children's communicative development, preschool educational institution, pedagogical interaction, family education

For citation: Khazova S.A., Grechko N.V., Bardyug O.S. The communicative development of preschoolers in the context of pedagogical interaction. Historical and Social Educational Idea. 2019. Vol. 11. No.6- 1. PP. 97-102.

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-97-102. (In Russ., abstract in Eng.).

Формирование и развитие коммуникативных способностей и умений детей выступает одной из важных педагогических задач дошкольных образовательных учреждений [1]. Именно в дошкольном возрасте закладываются первые представления о способах конструктивного взаимодействия в социуме, об основных правилах и нормах общения [2; 3; 4]. Но при современной гетерогенности групп воспитанников ДОУ в единый процесс дошкольного образования включены дети с разными возможностями здоровья, что может препятствовать эффективному коммуникативному развитию каждого ребенка. Педагогическое руководство данным процессом обеспечит усвоение детьми именно социально одобряемых образцов коммуникативного поведения, что станет существенным фактором их дальнейшей успешности.

Указанная задача особенно актуализирована сегодня, что связано с несколькими причинами. Во-первых, отмечается тенденция постоянного снижения возраста «ухода» детей из мира реального в виртуальный мир, замены реального общения виртуальным. Во-вторых, все чаще педагогическая общественность сталкивается с тем, что в семьях дети не получают позитивных образцов межличностного общения. В-третьих, наблюдается массовая некомпетентность и немотивированность родителей в области реализации воспитательных функций; родители, преимущественно, делают акцент на раннем обучении и развитии детей, игнорируя вопросы формирования ценностных ориентаций, нравственных качеств, элементарных понятий вежливости и т.д. [5; 6; 7].

Нивелирование названных (и иных) негативных факторов, препятствующих коммуникативному развитию детей, возможно, на наш взгляд, посредством организации целенаправленной работы педагогического коллектива ДОУ с родителями воспитанников по повышению их воспитательной активности [8; 9]. В свою очередь, определение необходимых направлений и содержания данной работы требует выявления реальных проблем семейного воспитания, педагогической компетентности и мотивированности родителей.

Вышесказанное инициировало проведение констатирующего исследования, направленного на диагностику следующих показателей: тип семейного воспитания, семейный микроклимат, педагогическая компетентность родителей, коммуникативная культура родителей, образ жизни семьи. Были использованы следующие методики: тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (для родителей детей в возрасте 3-10 лет) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), опросники на определение педагогической компетентности родителей (Е.П. Арнаутова, С.В. Глебова), коммуникативные тесты (В.Б.Бойко), анкета по изучению досуга семьи (А.К. Хашханок). Исследование проводилось на базе МБДОУ г.Краснодара «Детский сад № 76», контингент испытуемых составили 42 человека - родители воспитанников.

Обработка результатов исследования позволила заключить следующее: для большинства семей (63,5%) характерны недостаточная заинтересованность жизнью ребенка, стремление «отмахнуться» от его забот и интересов, отсутствие внимания к психологическому комфорту. В семьях преобладает либо повышенный (32,3%), либо пониженный (42,6%) дисциплинарный контроль за ребенком. Детские увлечения, мысли и чувства либо игнорируются (28,6%), либо воспринимаются как сиюминутные и учитываются ситуативно (37,1%). С точки зрения стилей воспитания, в семьях преобладают либо гиперпротекция (33,4%), либо потворствование (38,5%); нередко встречается также игнорирование (29,6%). Кроме того, выражена недостаточность обязанностей (28,6%) и требований-запретов (28,1%). Подавляющему большинству семей свойственны неустойчивость стиля воспитания (84,3%) и склонность выносить конфликты между супругами в сферу воспитания (67,6%). Далее, была диагностирована, преимущественно, низкая педагогическая компетентность родителей (69,7%) - как по когнитивным, так и по мотивационным критериям. Анализ особенностей проведения свободного времени свидетельствовал о том, что в большинстве семей (82,6%) отсутствуют традиции совместного проведения досуга.

Таким образом, в настоящее время представляется важным организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, ориентированное на обеспечение эффективного коммуникативного развития детей. Исходя из выявленных в констатирующем исследовании негативных факторов семейного воспитания, данный процесс должен включать:

1. Образовательно-просветительскую работу, ориентированную на формирование у родителей системы знаний и представлений по вопросам:

- воспитательных задач и функций семьи;

- родительский пример как фактор воспитания;

- культура общения, внутрисемейное общение;

- особенности общения с детьми дошкольного возраста;

- коммуникативные конфликты и способы их разрешения;

- способы воспитания и коммуникативного развития детей в семье;

- совместный отдых как сфера семейного общения и др.

2. Мотивационную работу, направленную на стимулирование родителей:

- к более тесному реальному общению с детьми, к коллективному внутрисемейному общению;

- к реальному целенаправленному участию в воспитании детей, в их коммуникативном развитии;

- к повышению собственной культуры общении;

- к проведению активного семейного досуга.

3. Тренинговую работу, обеспечивающую практическое формирование и «отработку» умений в области:

- эффективного внутрисемейного общения;

- предупреждения и конструктивного разрешения семейных конфликтов;

- организации семейного отдыха;

- воспитания у детей установок на вежливое общение, стремления к реальному взаимодействию со сверстниками;

- обучения детей устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками;

- обучения детей конструктивному общению и игровому взаимодействию со сверстниками и т.д.

4. Практическую работу по организации общения между субъектами педагогического взаимодействия (детьми, родителями, педагогами ДОУ):

- организация коммуникативных ролевых игр;

- совместная подготовка и проведение праздничных мероприятий;

- совместная подготовка и проведение родительских собраний, тематических бесед и встреч и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. г. Москва. «Об утверждении 262 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.

2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. С. 276.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2-е изд., испр.и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.

4. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / / Дошкольное воспитание. 1999. № 9. С. 10-29.

5. Кравченко Т.А., Фокина И.М. Особенности социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М.: ООО Мозаика-Синтез ,2015. С.158-165.

6. Смолонская А.Н. Особенности развития и формирования коммуникативных компетенций у детей // Сибирский педагогический вестник. 2014. № 2. 45-50.

7. Фельдштейн Д.И. Современное детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. №2. С.28-32.

8. Галигузова Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С. 111-113; С. 118-120.

9. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002. С. 34.

REFERENCES

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [The Federal State Educational Standard For Preschool Education]. Order of the Russian Ministry of Education and Science (Minobrnauki of Russia) dated by October 17, 2013. No. 1155. Moscow. "On The Approval Of 262 Federal State Educational Standards Of Preschool Education" [Electronic Resource]. Access mode: http://www.rq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm. (In Russ).

2. Lisina M.I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii [The Formation Of The Personality Of The Child In Communication]. 2nd ed., revised and add. St. Petersburg: Peter, 2009. P. 276. (In Russ).

3. Mukhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otroch-estvo [Age Psychology: Developmental Phenomenology, Childhood, Adolescence]. 2nd ed., revised. Moscow: Publishing Center "Academy", 2006. 608 p. (In Russ).

4. Yudina E. Kommunikativnoe razvitie rebenka i ego pedagogicheskaya ocenka v gruppe detskogo sada [Communicative Development Of The Child And His Pedagogical Assessment In The Kindergarten Group]. Preschool Education. 1999. No. 9. Pp. 10-29. (In Russ).

5. Kravchenko T.A., Fokina I.M. Osobennosti social'no-kommunikativnogo razvitiya rebenka-doshkol'nika [Features Of The Social-Communicative Development Of A Preschooler]. Collection Of Materials Of The Annual International Scientific-Practical Conference "Education And Training Of Young Children". Moscow: OOO Mosaic-Synthesis, 2015. Pp.158-165. (In Russ).

6. Smolonskaya A.N. Osobennosti razvitiya i formirovaniya kommunikativnyh kom-petencij u detej [Features Of The Development And Formation Of Communicative Competencies In Children]. Siberian Pedagogical Bulletin. 2014. No. 2. Pp. 45-50. (In Russ).

7. Feldstein D.I. Sovremennoe detstvo: problemy i puti ih resheniya [Modern Childhood: Problems And Solutions]. Bulletin Of The Practical Psychology Of Education. 2009. No. 2. Pp. 28-32. (In Russ).

8. Galiguzova L.N. Kak pomoch' naladit' obshchenie so sverstnikami [How To Help Establish Communication With Peers]. Preschool Education. 2006. No. 1. Pp. 111113; pp. 118-120. (In Russ).

9. Doronova T.N. Vzaimodejstvie doshkol'nogo uchrezhdeniya s roditelyami [Preschool Interaction With Parents]. Moscow, 2002. P. 34. (In Russ).

Информация об авторах: Хазова Снежана Александровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

Гречко Наталья Владимировна, учитель-логопед, МБДОУ г. Краснодара «Детский сад № 76», г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

Бардюг Ольга Сергеевна, учитель-логопед, МБДОУ г. Краснодара «Детский сад № 76»,

г. Краснодар, Россия snkhazova@gmail.com

Статья поступила в редакцию 07.11.2019 После доработки: 20.11.2019 Принята к публикации: 27.12.2019

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Snezhana A. Khazova, Dr. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Professor of Department of General and Social Pedagogy, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia snkhazova@gmail.com

Natalya V. Grechko, Teacher - Speech Therapist, Krasnodar Kindergarten No. 76,

Krasnodar, Russia

snkhazova@gmail.com

Olga S. Bardyug, Teacher - Speech Therapist, Krasnodar Kindergarten No. 76,

Krasnodar, Russia

snkhazova@gmail.com

Received: 07.11.2019

Received after reworking: 20.11.2019

Accepted for publication : 27.12.2019

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.