Научная статья на тему 'РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ ИСКУССТВА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ДЕТСТВА'

РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ ИСКУССТВА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ / СОТВОРЧЕСТВО / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОБЫТИЕ / INTERACTION OF TEACHERS / POLY-ARTISTIC EDUCATION / ARTISTIC EVENT / CO-CREATION / INTEGRATED TECHNOLOGIES / PEDAGOGY OF ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савенкова Л. Г., Комлева В. В., Харитонова О. М.

В статье раскрываются особенности организации интегрированного обучения в процессе освоения разных видов искусства, получившего название «полихудожественное образование» в современной педагогике искусства. Данное направление раскрывается авторами как структурно выстроенная учебная деятельность, организованная работа педагогов и учащихся на основе сотворчества. В статье представлены развивающие полихудожественные технологии и направления творческого развития детей в динамике их внедрения в практику работы с детьми разного возраста. Дошкольники. В основном, работа в малых группах в самых разных видах творчества: изобразительном, музыкальном, танцевальном, театральном. Опора на природные способности ребенка к смене видов деятельности. Выявление единичных характеристик предмета, звука, формы, интонации через внимание, наблюдение, подражание. Начальная школа. Опора на эмоциональную и чувственную сферу, на фантазию и воображение детей в освоении разных видов искусства: настроение и цвет; музыка и интонация; звук и линия; штрихи и динамика; форма предмета в жилом пространстве; форма объекта в природе; природный ландшафт и архитектура. Формирование представлений о вымышленном и реальном. Создание предметно-пространственной среды для общения и творчества. Основная школа. Осознанный перевод наблюдений, чувств, переживаний школьников в художественный выразительный язык. Представление о смысловом и стилевом единстве элементов композиции в разных видах искусства. Разные искусства через освоение традиций и инноваций; пространство традиционной и современной архитектуры; пространство и время в искусстве и реальности. Совершенство мира в вечных формах искусства. Взаимосвязь: искусство - человек - среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING MULTI-ART TECHNOLOGY IN MASTERING ART AT DIFFERENT STAGES OF CHILDHOOD

The article reveals the features of the organization of integrated learning in the process of mastering different types of art, which is called in modern art pedagogy - poly-art education. This direction is revealed by the authors as a complex, structured educational activity, well-organized work of colleagues and students on the basis of co-creation. the article presents developing poly-artistic technologies and directions of creative development of children in the dynamics of their implementation in the practice of working with children of different ages. Preschoolers: Mostly works in small groups in various types of creativity: visual, musical, dance, theater. Reliance on the child's natural ability to change activities. Identification of individual characteristics of an object, sound, form, intonation through attention, observation, imitation. Elementary school: Relying on the emotional and sensory sphere, on the imagination and imagination of children in the development of different types of art: mood and color; music and intonation; sound and line, strokes and dynamics the shape of an object in a residential space and the shape of an object in nature; natural landscape and architecture. Formation of ideas about fictional and reality. Creating a subject-spatial environment for communication and creativity. Basic school: Conscious translation of observations, feelings, and experiences of schoolchildren into an artistic and expressive language. Representation of the semantic and stylistic unity of elements of composition in different types of art. Folk art through mastering: traditions and innovations; the space of traditional and modern architecture; space and time in art and reality. The perfection of the world in eternal art forms. Relationship: the art of man-environment.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ ИСКУССТВА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ДЕТСТВА»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 373.235 DOI: 10.24411/2071-6427-2020-10049

Л. Г. Савенкова

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии РАО, г. Москва E-mail: lgbloknot@mail.ru

Lyubov G. Savenkova

Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dr. Sc. (Education), Professor, Leading Researcher, the Institute of Art Education and Cultural Studies of Russian Academy of Education, Moscow, Russia

В. В. Комлева

Кандидат педагогических наук, заведующая центром детского рисунка лаборатории музыки и изобразительного искусства Института художественного образования и культурологии РАО, г. Москва

E-mail: mikh-komlev@yandex.ru

Veronika V. Komleva

PhD (Education), Head of the Children's Drawing Centre, the Institute of Art Education and Cultural Studies of Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Развивающие полихудожественные технологии в освоении искусства на разных этапах детства*

В статье раскрываются особенности организации интегрированного обучения в процессе освоения разных видов искусства, получившего название «полихудожественное образование» в современной педагогике искусства. Данное направление раскрывается авторами как структурно выстроенная учебная деятельность, организованная работа педагогов и учащихся на основе сотворчества. В статье представлены развивающие полихудожественные технологии и направления творческого развития детей в динамике их внедрения в практику работы с детьми разного возраста.

Дошкольники. В основном, работа в малых группах в самых разных видах творчества: изобразительном, музыкальном, танцевальном, театральном. Опора на природные способности ребенка к смене видов деятельности. Выявление единичных характеристик предмета, звука, формы, интонации через внимание, наблюдение, подражание.

Начальная школа. Опора на эмоциональную и чувственную сферу, на фантазию и воображение детей в освоении разных видов искусства: настроение и цвет; музыка и интонация; звук и линия; штрихи и динамика; форма предмета в жилом пространстве; форма объекта в природе; природный ландшафт и архитектура.

* Статья выполнена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2020 год «Фестивально-конкурсное движение как условие социализации обучающихся».

Как цитировать статью: Савенкова Л. Г., Комлева В. В., Харитонова О. М. Развивающие полихудожественные технологии в освоении искусства на разных этапах детства // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 122-136.

Формирование представлений о вымышленном и реальном. Создание предметно-пространственной среды для общения и творчества.

Основная школа. Осознанный перевод наблюдений, чувств, переживаний школьников в художественный выразительный язык. Представление о смысловом и стилевом единстве элементов композиции в разных видах искусства. Разные искусства через освоение традиций и инноваций; пространство традиционной и современной архитектуры; пространство и время в искусстве и реальности. Совершенство мира в вечных формах искусства. Взаимосвязь: искусство — человек — среда.

Ключевые слова: взаимодействие педагогов, сотворчество, интегрированные технологии, педагогика искусства, полихудожественное образование, художественное событие.

О. М. Харитонова

Аспирант Института художественного образования и культурологии РАО, учитель изобразительного искусства «Хорошкола», г. Москва E-mail: zimatvoya@gmail.com

Olga M. Kharitonova

Postgraduate Student, the Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education, Art Teacher in "A Good School", Moscow, Russia

Введение. В отличие от подходов в обучении, которые носят стихийный характер, интегрированное обучение отличает организованная, согласованная форма работы учителей, сотворчество педагогов и детей. Это прежде всего активное включение в работу образного и логического мышления, направленного на развитие у обучающихся способности переносить информацию из одной области знаний в другую, анализировать, обобщать знания, исследовать и делать выводы, использовать в решении проблемы (понятия, вопроса) знания разных школьных предметов. Это связано с созданием условий освоения содержания, в том числе грамотно организованной предметно-пространственной образовательной среды, внедрением в практику творческих обучающих интегрированных технологий, позволяющих формировать у детей представления о единой картине мира. Одно из основных направлений работы — это творчество в разных видах художественной деятельности, уча-

стие в разнообразных формах коллективной художественно-творческой деятельности, фестивалях искусств и конкурсах [13].

В условиях интегрированного обучения чаще можно слышать термин «технология», нежели «метод». Это связано с тем, что процесс организации интегрированного обучения предполагает взаимодействие с коллегами, работающими в одной параллели классов, и опирается на ряд требований, например, к школьному расписанию, которое нужно составить так, чтобы была возможность проводить бинарные уроки, посещать занятия друг друга, проводить уроки сразу в нескольких классах и др. В современной педагогике проблема технологий обучения не является новой, пример этому — книги Г. К. Селевко [10], посвященные технологиям обучения. Однако область художественного образования в них не затрагивается.

Принципы и направления педагогической работы в условиях интегрированного полихудожественного образования, по определению Б. П. Юсова (автора полихудожественного направления), выглядят следующим образом: «Соединение обучения с гуманитарными и научно-естественными основами общего образования, общечеловеческими основами культуры; центральным выступает не логика информации, а понятие образа; опора на все виды художественной деятельности, как они представлены в культурной жизни общества; основой художественного образования является общение с носителями культуры; акцент занятий должен переместиться на развитие собственной творческой деятельности, ее разные виды» [11, с 35].

Цель статьи

Раскрыть характер и направления внедрения полихудожественных интегрированных направлений работы в практику образовательных организаций. В зависимости от возраста детей технологии и методики обучения принимают различный характер. Интегрированный полихудожественный подход предполагает обязательное взаимодействие всех видов художественной деятельности, сотворчество педагогов, работающих с одним и тем же коллективом детей, включение детей в разнообразную деятельность, основанную на сотворчестве [8].

Методология и методы исследования

В работе с дошкольниками, как доказывает практика, желательно

активно задействовать театрально-фестивальные формы обучения и активизировать образное познание ребенка, в котором можно выделить ряд ступеней, названия которых говорят сами за себя. 1) Музыкально-звуковая, составляющими которой являются: пение — мелодия, ритм, благодаря им в сознании возникает музыкальный образ. 2) Ритмико-двигательная, соединяет мимику, движение и жест, выраженные в танце, что формирует эмоционально-динамический художественный образ. 3) Знаково-речевая, объединяет живое слово и речь, отраженные в поэзии и художественной прозе, способствует развитию образного восприятия действительности. 4) Символическая — визуально-художественная, опирается на цветовую гамму, линию, пятно, обогащает визуальное восприятие и осмысление художественного музыкального образа. 5) Эстетико-полифоническая, рассматривается как обобщающая все полученные переживания в общую картину познаваемого и фиксируется (закрепляется) в «художественном событии» [4].

Благодаря проживанию ребенком всех ступеней образного познания происходит его насыщение эмоциями и чувствами, что оказывает влияние на общее сенсорное развитие — важнейшее в дошкольном возрасте [12].

Эффективными в работе с дошкольниками являются театрализованные сюжетно-ролевые игры в созданной предметно-пространственной среде, что является исходной точкой в формировании и развитии восприятия и освоении ребенком окружающего мира. Каждое занятие должно быть построено по принципу рефрена и включать четыре взаимосвязанных между собой комплексных блока.

1) Целевой — познание себя через художественное освоение окружающего мира и его эстетическое восприятие.

2) Содержательный — познание мира в процессе творческой исследовательской деятельности (история, природа, климат, регион, искусство), которая отражает содержание и формы мироосвоения дошкольника.

3) Технологический — разнообразие форм сюжетно-ролевых игр, основанных на образовательно-познавательной деятельности в условиях взаимодействия детей между собой и детей и педагога через систему комфортных приемов, методов, «препятствий», игр.

4) Аналитико-результативный — выявление полихудожественного и эстетического развития ребенка. Состоит из: а) критериев: деятель-ностного, познавательного и диагностического; б) тестов на выявление уровня художественной развитости ребенка.

Моделирование системы занятий с детьми дошкольного возраста на основе таких блоков позволяет расширять круг показателей уровня развитости ребенка и его индивидуальный диапазон. Для этого важно учитывать уровни развитости: желание обучаться; интерес к художественной деятельности; эмоциональная отзывчивость (мимика, жест, интонация); удовлетворенность процессом творческой деятельности; сопереживание созданному образу.

В качестве примера можно привести воображаемые занятия в этнографическом музее, организованные как театрализованные путешествия по географической карте, сопровождаемые различными видами изобразительной деятельности, поисковыми культурно-историческими проектами. Завершающим аккордом может стать театральная музыкальная игра на тему времен года, в которой присутствуют танцевально-ритмические коллективные композиции, а также индивидуальные сольные выступления: пение, стихи, танец, картина. Действие художественно оформляется с помощью декораций, костюмов с использованием простых художественных материалов и готовых простых форм (коробки, упаковки и др.). В конце спектакля все творческие работы детей демонстрируются на выставке.

Содержание музыкально-театральных занятий с дошкольниками выстраивается по схеме: восприятие — творчество — знание — развитие, в которой каждое звено является взаимодополняемым. Темы занятий подбираются с учетом возраста детей и их интересов. Цель работы — поэтапное развитие культурно-исторического опыта дошкольника через его знакомство с мировым культурным наследием, представленным в доступной для этого возраста форме, например мифы Древнего мира, народные сказки, авторские сказки, стихи и др.

Так, педагоги г. Егорьевска придумали свои оригинальные круги развития:

1) «Ближний круг» творческих занятий. Включает: круг наблюдений; круг семейных исследований, основан на изучении истории своей семьи под общим названием «Сундук моей бабушки». В исследованиях участвует вся семья: бабушки, дедушки, мамы, папы, братья и сестры, родственники, друзья;

2) «Среднее поле». Знакомство с регионом, где живут дети: особенности края, природа, местные умельцы и мастера (игрушечники, кулинары, писатели, поэты, художники, актеры, др.); мифы и легенды. Завершением

знакомства с регионом могут стать: театральная гостиная, заочное путешествие в старину, фестиваль искусств, именины города, спектакль и др.;

3) «Широкое поле». Художественно-эстетическое наследие и культура страны: 1) развитие традиций региона в радуге этноса; 2) многообразие национальных культурных традиций разных народов России; 3) развитие художественной культуры страны в контексте мировой культуры; 4) продолжение культурных традиций региона сегодня.

Содержание занятий с детьми опирается на образные художественные формы: подражание, импровизация; арт-модальности через цвет, звук, движение, предмет, объект в пространстве. Тематика выстраивается по многоступенчатой системе или по спирали, путешествия в: Сказку; Былину, Легенду, Миф. Каждое путешествие завершается спектаклем — музыкальным, театрализованным. Для детей спектакль является красивым завершением изученной темы, а для педагога способом диагностики творческого художественного развития детей. Период подготовки спектакля (репетиции) — тестирование не только творческого роста детей, но и педагогов. Такая системная традиционная работа является уникальным способом включения в совместную работу с детьми их родителей и родственников.

Следует подчеркнуть следующие факты общего развития всей системы творческого познания и художественного восприятия ребенка, опираясь на ряд исследований ученых в этой области:

1) интересный опыт занятий с младшими школьниками по развитию вкусовых навыков и форм обоняния, описанный С. Кожохиной [3];

2) доказано, что ребенок способен слышать музыку, осязать и видеть ее. В его восприятии звуки, цвета, слова воплощаются в образах. Ученые утверждают, что музыка порождает движение и природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее [1; 2];

3) важнейшими составляющими всего нашего существа, как пишет В. Оклендер, являются эмоции, которые необходимо развивать в ребенке и использовать во всей их полноте, потому что благодаря слуху, зрению, осязанию, вкусу и обонянию человек осознает самого себя и с их помощью контактирует с миром [5];

4) психологические исследования в области идеологии образования К. Роджерса и Дж. Фрейберга — человекоцентрированное обучение и воспитание детей разного возраста — «Свобода учиться», подтверждают сказанное [7].

В работе с учащимися младших классов наиболее адекватная технология — «Цикл занятий, объединенных одной сквозной темой», в основе которого лежат интеграция изучаемых предметов и взаимодействие основного и дополнительного образования вокруг какой-то одной темы. Тема может появиться в результате экскурсии в музей, чтения книги, рассказа гостя, заинтересовавшего детей события, фильма. Например, такие, как «Флора и фауна своего региона», «В гостях у героев русских сказок», «Тайны пещеры», «Путешествие по морскому дну», «Удивительная Индия». Каждая из них требует длительного заинтересованного освоения, а именно серьезного погружения в проблему, основанного на коллективном изучении-исследовании через совместные чтения, рассуждения, встречи с удивительными людьми, сочинения рассказов-путешествий, создание к ним эскизов, рисунков, макетов, костюмов, конструкций, сочинение музыки, танца, поэтических импровизаций, выставки и др. Такая работа строится на интересе детей, их самостоятельном выборе того или иного вида деятельности — они инициаторы. Серьезным помощником в осуществление задуманного являются родители [8, с. 89-96].

Такая блочная система организации занятий позволяет соединять уроки и внеурочные занятия. Например, «путешествие» в незнакомую страну происходит через освоение культуры и искусства проживающего там народа, знакомство с архитектурой природой, климатом, традиционными церемониями, играми, литературой, историей, изучение роли страны и народа в мировой истории и культуре. Подобная форма включения детей в творчество позволяет им осознанно участвовать в фестивалях, посвященных искусству.

При организации такого вида работ не следует переживать, что это негативно отразится на изучении предметов. Чаще бывает наоборот — осваиваемые темы уроков можно обогатить за счет включения сюжетов коллективного исследования: сочинения оригинальных математических задач, расширения внеклассного чтения, мотивов для создания индивидуальных и коллективных картин, когда скучные «академические» натюрморты, пейзажи могут получить новое оригинальное звучание: «Лунный пейзаж», «Африканский натюрморт», «Интерьер комнаты известного путешественника», то есть предлагаемые изменения тематики традиционных уроков будут привносить разнообразие в школьную жизнь [6].

При этом при планировании и проведении «путешествий» следует

выделить обязательное условие — важно находить возможность постоянно соотносить, сравнивать изучаемое с особенностями своего города (села, деревни, страны) с традициями, культурой, окружающей природой — находить общее и оригинальное в архитектуре, ландшафте, праздниках, мелодиях, колорите. Чтобы поставить завершающую точку в коллективном труде, проводится «художественное событие» [9]. Эта технология была придумана нами на одной из инновационных площадок (с. Теряево Волоколамского района) в процессе исследования проблемы полихудожественного образования. Наиболее интересными темами были «Погружение в сказки Г.-Х. Андерсена», «Моя любимая игрушка», «Путешествие на батискафе по дну океана», «Волшебная страна Китай».

Немного про путешествие в страну. В этой школе мы выбрали Китай, в других были: Великобритания, страны африканского континента, Вьетнам, Германия, Австралия. Натолкнуло на тему Китая чтение народной сказки «Цветок цан-зы». Удивила неожиданная цветовая структура самого текста, он оказался очень изобразительно-выразительным, ярко отмечены особенности языка, культура общения и жизни, особенности природы, где человек — «мера всех вещей».

Две четверти все четыре класса (с первого по четвертый) начальной школы были погружены в мир Древнего Китая через разнообразные виды художественно-творческой деятельности: сочиняли «музыкальные кляксы», слушая лютню; создавали объемно-пространственные архитектурные композиции; придумывали стихи, используя поэтические строки из сказки; шили кукол-китаянок для спектакля; изготавливали диковинных животных; изучали иероглифы и придумывали свои; переписывались друг с другом с помощью своей изобретенной формы письменности. Все это мы находили в сказках, книгах, фильмах [8, с. 89-96]. Направления работы по классам распределялись следующим образом:

1 класс. Игры: диалоги между игрушками, придумай сказку про предмет, расскажи историю с помощью мимики и движения, игра с красками, формами, словами и др. Все было направлено на максимальное погружение в волшебство окружающего мира, раскрытие сенсорной и чувственной сферы ребенка через выразительность цвета, слова, формы, движения, фантазии и воображения.

2 класс. Подражание китайским художникам, создание объемных композиций, отображающих жизнь и культуру страны; размышления о том, как с помощью слов и цвета создать настроение в музыке, в поэзии,

в сказке; коллективное сочинение музыки через игру на простейших инструментах и др. Главное в этом возрасте — осмыслить разнообразие выразительности жизни народа в сказке и в реальности.

3 класс. Многообразие жизненных ситуаций в сказке. Размышления вслух; создание небольших кукольных спектаклей; изготовление кукольных персонажей в национальной одежде в технике бумажной пластики (костюм, характер, декор) и сказочной среды; импровизации на темы сюжетов сказок с помощью звуков, движений, мимики, цвета и графики; сравнение сказок Китая и России.

4 класс. Пространство и среда. Композиции в произведениях живописи, графики, поэзии, музыки, литературы. Размышления на тему, как с помощью композиции творец передает основной замысел, мир фантазий. Изучение китайских иероглифов и придумывание своих; создание сказочной среды (волшебства, необычности) в классе; работа в группах по изготовлению архитектурных построек. Осмысление культуры страны, ее самобытности [8, с. 89-96].

Завершением длительной работы стало «художественное событие», задача которого — позволить всем вместе осмыслить пережитое, сравнить, что же есть общего в культурах двух стран: Китая и России. Почему, например, на стенах Иосифо-Волоколамского монастыря есть изображения львов и драконов?

Какие традиционные архитектурные украшения существуют в России и Китае; какие традиции есть у этих народов. Все это происходило в большом зале, который украшал восход солнца, созданный из цветных работ детей; большие сказочные существа свисали с потолка, картины «китайских» художников на стенах, огромные бумажные цветы наполнили весь интерьер духом сказочности и волшебства, который дополняли звуки лютни. Дети, одетые в традиционные одежды, входя в зал, приветливо кланялись и усаживались. Каждый класс готовил свои небольшие выступления: танец с драконами, танец с цветами, борьба сил добра и зла, народные игры и состязания. А в конце — коллективные рассуждения и размышления о смысле жизни, о добре и зле. Завершили вечер чаепитием [9].

В старшем подростковом возрасте важно сохранить свежесть восприятия окружающей жизни и искреннее желание выразить себя в творчестве. Подросток начинает отчетливо понимать, что он еще не умеет рисовать так, как бы ему хотелось. Есть желание учиться заново. В этот

период важно не сломать детскую руку.

Важны ли навыки профессионального владения академическим рисунком и живописью в общеобразовательной школе, ведь это заставляет постоянно сомневаться в собственных способностях? Такие рассуждения навели на мысль, что для старшеклассников возможны несколько путей творческого роста с учетом их интересов и предпочтений. У подростков зачастую смещается ориентир с образовательных целей на персональные, но это отнюдь не характеризует их интересы как чуждые образовательному процессу. Скорее, наоборот, подростков необходимо включать в этот процесс и увлекать им. Один из способов — проектная деятельность, включенная в рамки школьного расписания, и фестивальная деятельность внутри школы. Тему проектной деятельности, связанной с искусством, учащийся выбирает сам, поэтому в процессе реализации проекта возможно развивать и совершенствовать самые разные виды и формы деятельности. Для подростка важно обращать внимание на осознанный перевод своих чувств, переживаний в художественный выразительный язык, на стилистическое единство всех элементов композиции. Наиболее актуальными в данном возрасте становятся темы, связанные с осмыслением жизни: «Время в искусстве»; «Историческое пространство в искусстве»; «Искусство — человек — среда». Погружаясь в незнакомое искусство XX века, ребята знакомились с его яркими представителями, узнавали что-то характерное для каждой эпохи, старались проследить не только художественную взаимосвязь, но и связи социальные, экономические, политические, выявляли предпосылки появления стилей и движений. Итоговой работой стал огромный мо-биль, как у Александра Колдера [«мобили» — кинетические скульптуры которые приводятся в движение электричеством или ветром].

Со стороны педагога важно помочь планировать эту деятельность и одновременно учитывать весь образовательный процесс. Примером этому являются интегрированные художественные события во время фестиваля и театральная игра, в которые легко включаются учащиеся с различными интересами — литературными, художественными, музыкальными. Так в «Хорошколе» (г. Москва) было создано представление-вербатим под условным названием: «Запреще, но...». Вербатим (от лат. verbatim — дословно) — вид театрального зрелища, „документальный театр". Такой вид деятельности был популярен в конце ХХ — начале XXI в. Такие спектакли состоят из монологов или диалогов обычных

людей, произносимых актерами.

Наш сюжет выстроился из реальных историй одноклассников и сотрудников школы о правилах и свободе, об ограничениях и их необходимости, о ролевых моделях и их последствиях. Темой для заключительного спектакля были выбраны запреты, правила, табу — то, с чем мы сталкиваемся ежедневно в школе, в профессиональной деятельности, в быту. Какие из них действительно важны, необходимы, а какие — наоборот, мешают и усложняют жизнь?

В итоге представление стало ярким примером отклика на реально существующие проблемы современных подростков — приглашение к диалогу. После него была дискуссия со взрослыми, чтобы выяснить, какие эмоции у них вызвал спектакль, какие вопросы были принципиально новыми и какие они не замечали прежде. В спектакле участвовали старшеклассники: кто-то играл свои роли на сцене; кто-то помогал подбирать и записывать фонограмму; кто-то принимал участие в создании сценографии, афиши и программы мероприятия; кто-то собирал и оцифровывал интервью — были задействованы практически все.

Работая с детьми в средней и старшей школе, педагоги сталкиваются с вопросами мотивации. Подростков достаточно сложно увлечь, научить и в то же время не потерять их доверия и сохранить их интерес к искусству. В этом случае очень помогает интеграция — работа, построенная на сотворчестве учителя и ученика, учеников между собой. Например, перед учащимися 5-х — 8-х классов «Хорошколы» была поставлена проектная задача воссоздать эпоху Возрождения. Это позволило увидеть реальный результат, созданный в совместной деятельности детей, объединенных одним устремлением и желанием — погрузиться в различные виды искусства, где каждый может выбрать себе интересное направление. Школьники, погрузившись в историю искусства, создавали дневники Леонардо, привлекали учителей истории, географии, проводили множество мастер-классов, совершили образовательные «поездки-путешествия» в Германию и Италию. Таким образом удалось виртуально обойти всю Европу дорогами Возрождения.

В итоге учителя с детьми пришли к нескольким адекватным и реальным продуктам деятельности — скульптурам из глины и песка по мотивам живописных полотен эпохи Возрождения (создание современных портретов в стилистике эпохи); книгам и скетчбукам «Леонардо»; афишам ярмарки Средневековья и декорациям к ней; масштабным витражам на

окнах арт-лаборатории, которые были не просто коллективной работой, а настоящим коллективным сотворчеством, где каждый мог приложить свою руку и свои идеи, вписывая вид из окна в наш средневековый мир. В процессе выполнения этого проекта каждый учащийся получал поддержку на всех этапах работы, имел возможность принимать на себя различные роли, проделать большую творческую работу и тем самым понять принцип художественных явлений.

Заключение. Словосочетание «художественное событие», которое читатель встретил в разных вариациях в тексте, как уже было сказано выше, возникло в результате многолетнего исследования, суть которого заключается в том, чтобы донести до детей мысль о том, что все искусства объединяет художественно-выразительный язык: цвет, форма, пространство, мелодика, художественный образ, которые в разных искусствах имеют свою специфику. Через погружение в искусство, в широком смысле слова, происходит закрепление того, что длительно изучалось, исследовалось всеми вместе. Такое художественное событие не должно быть подготовлено взрослыми, оно готовится всеми вместе, взрослые могут подсказать, что-то сделать, но главное — сценарий события, его художественное оформление, выступления — готовят сами дети. А потом все вместе проживают его при умном сопровождении взрослых (педагогов и родителей) — соучастников коллективного события.

Цель выделенных в статье развивающих полихудожественных технологий — максимальное приобщение детей к творческим коллективным видам деятельности в разных видах искусства в условиях сотворчества. Приобщить детей и взрослых к совместной продуктивной интегрированной полихудожественной деятельности, где дети и взрослые соучастники и организаторы, где нет руководителей и инструкторов.

Литература

1. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке... М.: Линка-пресс, 1997. 124 с.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 414 с.

3. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. М., 2002. 189 с.

4. Комлева В. В. Музыкальная театрализация как основной художественный опыт детей в современной школе // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.art-educa-tion.ru/sites/default/files/journal _pdf/komleva_334-345.pdf_(дата обращения: 10 06. 2020).

5. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.: Класс, 2005. 214 с.

6. Олесина Е. П., Радомская О. И. Закономерности формирования художественного восприятия и мышления у школьников // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/olesina_0.pdf (дата обращения: 10.06.2020).

7. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 528 с.

8. Савенкова Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры. М.: МАГМУ-РАНХ.иГС, 2014. 156 с.

9. Савенкова Л. Г., Никитина А. Б. Возможности метода художественного события в процессе интеграции общего и дополнительного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 7 (34). С. 120-126.

10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

11. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» // Избранные труды по истории, теории / ред.-сост. Л. Г. Савенкова. М.: Спутник +, 2004. С. 41-47.

12. Akishina E. M., Sudakova Yu. E., ProkopyevA. I., et al. System of cultural experience development of humanities students in modern information media conditions // Man in India. 2017. Vol. 97, No. 14. P. 115-127 [Электронный ресурс]. URL: https://serialsjournals.com/abstract/92346_10.pdf (дата обращения: 10.06.2020).

13. Fomina N., Savenkova L. Object-spatial Approach to Studying Fine Art: Development of Three-dimensional and Spatial Perception among Students // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2017. Vol. IX, No. 2 [Электронный ресурс]. DOI: https://dx.doi.org/10.21659/rupkatha.v9n2.29.

DEVELOPING MULTI-ART TECHNOLOGY IN MASTERING ART AT DIFFERENT STAGES OF CHILDHOOD

The article reveals the features of the organization of integrated learning in the process of mastering different types of art, which is called in modern art pedagogy — poly-art education. This direction is revealed by the authors as a complex, structured educational activity, well-organized work of colleagues and students on the basis of co-creation. the article presents developing poly-artistic technologies and directions of creative development of children in the dynamics of their implementation in the practice of working with children of different ages. Preschoolers: Mostly works in small groups in various types of creativity: visual, musical, dance, theater. Reliance on the child's natural ability to change activities. Identification of individual characteristics of an object, sound, form, intonation through attention, observation, imitation. Elementary school: Relying on the emotional and sensory sphere, on the imagination and imagination of children in the development of different types of art: mood and color; music and intonation; sound and line, strokes and dynamics the shape of an object in a residential space and the shape of an

object in nature; natural landscape and architecture. Formation of ideas about fictional and reality. Creating a subject-spatial environment for communication and creativity. Basic school: Conscious translation of observations, feelings, and experiences of schoolchildren into an artistic and expressive language. Representation of the semantic and stylistic unity of elements of composition in different types of art. Folk art through mastering: traditions and innovations; the space of traditional and modern architecture; space and time in art and reality. The perfection of the world in eternal art forms. Relationship: the art of man-environment.

Keywords: Interaction of teachers, co-creation, integrated technologies, pedagogy of art; poly-artistic education; artistic event.

References

• Akishina E. M., Sudakova Yu. E., Prokopyev A. I., et al. System of cultural experience development of humanities students in modern information media conditions // Man in India. 2017. Vol. 97, No. 14. P. 115-127 [Elektronnyj resurs]. URL: https://serialsjournals. com/abstract/92346_10.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2020).

• Basina N., Suslova O. S kistochkoj i muzykoj v ladoshke... M.: Linka-press, 1997. 124 s. [In Rus].

• Fomina N., Savenkova L. Object-spatial Approach to Studying Fine Art: Development of Three-dimensional and Spatial Perception among Students // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2017. Vol. IX, No. 2 [Elektronnyj resurs]. DOI: https://dx.doi.org/10.21659/rupkatha.v9n2.29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Komleva V V Muzykal'naya teatralizaciya kak osnovnoj hudozhestvennyj opyt detej v sovremennoj shkole // Pedagogika iskusstva: setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2015. № 2 [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.art-education.ru/sites/default/files/ journal _pdf/komleva_334-345.pdf (data obrashcheniya: 10 06. 2020). [In Rus].

• Kozhohina S. K. Puteshestvie v mir iskusstva. M., 2002. 189 s. [In Rus].

• Oklender V. Okna v mir rebenka. M.: Klass, 2005. 214 s. [In Rus].

• Olesina E. P., Radomskaya O. I. Zakonomernosti formirovaniya hudozhestvennogo vospriyatiya i myshleniya u shkol'nikov // Pedagogika iskusstva: setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2014. № 4 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.art-education.ru/ sites/default/files/journal_pdf/olesina_0.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2020). [In Rus].

• Rodzhers K., FreibergDzh. Svoboda uchit'sya. M.: Smysl, 2002. 528 s. [In Rus].

• Savenkova L. G. Vospitanie cheloveka v prostranstve mira i kul'tury. M.: MAGMU-RANH.iGS, 2014. 156 s. [In Rus].

• Savenkova L. G., Nikitina A. B. Vozmozhnosti metoda hudozhestvennogo sobytiya v processe integracii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya // Otechestvennaya i za-rubezhnaya pedagogika. 2016. № 7 (34). S. 120-126. [In Rus].

• Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 s. [In Rus].

• Vetlugina N. A. Muzykal'noe razvitie rebenka. M.: Prosveshchenie, 1968. 414 s. [In Rus].

• Yusov B. P. Vzaimosvyaz' kul'turogennyh faktorov v formirovanii sovremennogo hu-dozhestvennogo myshleniya uchitelya obrazovatel'noj oblasti «Iskusstvo» // Izbrannye trudy po istorii, teorii / red.-sost. L. G. Savenkova. M.: Sputnik +, 2004. S. 41-47. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.