Научная статья на тему 'Интегрированные технологии и гуманитаризации образования'

Интегрированные технологии и гуманитаризации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMPREHENSIVE TRAINING / ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЕ / CREATIVE DEVELOPMENT / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / COGNITIVE CREATIVITY / ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HUMANITARIAN AND ART EDUCATION / TECHNOLOGY INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савенкова Л.Г.

В статье раскрываются интегрированные технологии образования, играющие важную роль в общем гуманитарно-художественном образовании. Автор выделяет важность и значимость включения в образовательный процесс развивающих технологий, основанных на активном взаимодействии творческого и логического мышления, как условие полноценного формирования мыслительной деятельности обучающихся. Часть авторских технологий представленных в статье позволит педагогам, опираясь на алгоритм, создать свои оригинальные методики и технологии. Тематика данной статьи в журнале, посвященном памяти Д.И. Фельдштейна, не случайна, так как данное направление педагогике в последние годы ученым приветствовалось и поддерживалось им с особой внимательностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated technology humanitarization of education

The article describes the integrated technology education, play an important role in the overall humanitarian and art education. The author highlights the importance and relevance of including in educational process of educational technologies, based on active interaction between creative and logical thinking, as a condition of successful formation of cogitative activity of students. Part of the technologies presented in the paper in summary form will allow teachers, based on the algorithm, to create their own original techniques and technologies. The theme of this article in the journal, dedicated to the memory of D.I. Feldsteyn, is not accidental, since the direction of pedagogy in recent years scientists have welcomed and supported them with special care.

Текст научной работы на тему «Интегрированные технологии и гуманитаризации образования»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 1, 2018: 142-166

Интегрированные технологии и гуманитаризации образования

Л.Г. Cавенкова

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Federal State Budgetary Scientific Institution "The Institute of Pedagogy of Art and Cultural Studies of the Russian Academy of Education" 119121, Moscow, Pogodinskaya str., 8, building 1 e-mail: lgbloknot@mail.ru

Ключевые слова: технологии, интеграция, комплексное обучение, творческого развитие, познавательное творчество, гуманитарно-художественное образование.

Key words: technology integration, comprehensive training, creative development, cognitive creativity, humanitarian and art education.

Резюме: В статье раскрываются интегрированные технологии образования, играющие важную роль в общем гуманитарно-художественном образовании. Автор выделяет важность и значимость включения в образовательный процесс развивающих технологий, основанных на активном взаимодействии творческого и логического мышления, как условие полноценного формирования мыслительной деятельности обучающихся. Часть авторских технологий представленных в статье позволит педагогам, опираясь на алгоритм, создать свои оригинальные методики и технологии. Тематика данной статьи в журнале, посвященном памяти Д.И. Фельдштейна, не случайна, так как данное направление педагогике в последние годы ученым приветствовалось и поддерживалось им с особой внимательностью. Abstract: The article describes the integrated technology education, play an important role in the overall humanitarian and art education. The author highlights the importance and relevance of including in educational process of educational technologies, based on active interaction between creative and logical thinking, as a condition of successful formation of cogitative activity of students. Part of the technologies presented in the paper in summary form will allow teachers, based on the algorithm, to create their own original techniques and technologies. The theme of this article in the journal, dedicated to the memory of D.I. Feldsteyn, is not accidental, since the direction of pedagogy in recent years scientists have welcomed and supported them with special care.

[Savenkova L.G. Integrated technology humanitarization of education]

Термин «Педагогическая технология» появился в педагогической литературе относительно недавно. И сейчас много споров возникает именно по правомерности внедрения в педагогическую науку понятия «технология», заимствованного из точных наук, вместо устоявшихся: «методика, методы, формы». Целью данной статьи не стоит включаться в полемику и доказывать альтернативность данного термина, но его правомочность хотелось бы подчеркнуть, так как большая часть терминов гуманитарной сферы взята именно из естественных наук. это: дифференциация, интеграция, регионализация, др. Появилось много слов из сферы информационных технологий: алгоритм, база данных, матрицы и др. Множество терминов перешло из европейского и американского образования вместе с модными тенденциями, ставшими популярными в России: коучинг, тьютер, волонтер, перформанс, тренинг, педагогический дизайн и др.

В период 1950-х годов в США появился термин «Педагогическая технология» как способ обучения на основе технологической карты или «дорожной» карты - пошагового описания процесса учебной деятельности. С конца XX века понятие «педагогическая (образовательная) технология» активно входит в обиход российского образования и сегодня термин прочно утвердился в отечественной педагогике. Однако, широта трактовки понятия «технология» в теории обучения осложняет использование понятийного аппарата на практике. Множество определений «технология» и «методика» в образовании говорит о том, что педагогический процесс является живым организмом, который постоянно изменяется и совершенствуется. Проанализировав ряд исследований отечественных ученых (В.П. Беспалько, В.С. Безрукова, В.В. Гузеев, А.М. Воронин, И.Ф. Исаев, В.М. Монахов, Г. Селевко), наиболее близкое, на мой взгляд определение педагогической технологии принадлежит В.А. Сластенину «как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса».

Одной из проблем терминологии в образовании является путаница в применении понятий «методика» и «технология».

Например, понятие «методика» зачастую является синонимом «технологии обучения». Опираясь на источники можно сказать, что «методика» - это система (совокупность, комплекс) знаний о конкретных приемах, способах, формах и методах педагога в осуществлении какого-то отдельного процесса, а «технология» есть комплексная интегрированная система операций и действий обучаемого и обучающихся, ориентированных как на освоение взаимосвязанных знаний, так и на практическое их закрепление с учетом индивидуальных особенностей обучаемого. Отсюда можно сделать вывод, что для методики свойственны те или иные педагогические подходы, ориентированные на формирование представлений и закрепление знаний и умений ученика, а технология основана на алгоритме действий, направленных на усвоение их логики, позволяющей их осмысление с целью дальнейшего практического применения в других похожих ситуациях. Педагогическая технология легче тиражируется и адаптируется на личность педагога и позволяет добиваться высоких результов обучения.

Что же наиболее актуально для сферы художественного образования: технология или методика, также однозначно ответить нельзя. Методика предполагает индивидуальный, творческий подход педагога к работе с детьми, что, несомненно, важно в преподавании искусства, особенно в специальных образовательных организациях предпрофессионального направления, таких, как детская художественная или детская музыкальная школа. Здесь принята личная работа педагога с ребенком. Но совсем другое дело общеобразовательная школа, где индивидуальное художественное образование внедрить очень сложно. Причины разные: большая наполняемость класса, недостаточный профессионализм педагога, отсутствие в кабинете необходимых материалов или инструментов. Поэтому, в данном случае именно технологии помогут учителю справиться с целями занятия и задачами обучения, так как технология может тиражироваться и изменяться в соответствии с ситуацией, условиями обучения и индивидуальностью педагога и обучающихся.

Отдельного обсуждения заслуживает проблема

интегрированного обучения в условиях гуманитаризации образования, то есть переноса гуманитарных технологий в практику освоения предметов естественно-научного цикла. Именно это в последние годы рассматривается важнейшим фактором современного школьного образования.

Для внедрения гуманитаризации необходимы хорошо разработанные педагогические структуры, основанные на алгоритмах. Слово «алгоритм» происходит от имени ученого IX века Муххамеда бен Аль-Хорезми («аль-хорезми» -«алгоритм»), который описал правила выполнения арифметических действий в десятичной системе счисления. Словом «алгоритм» потом и стали обозначать эти правила вычислений. Однако с течением времени понятие алгоритма видоизменялось и в XX веке под ним стали понимать какую-либо последовательность действий, приводящую к решению поставленной задачи (http://gtmarket.ru/concepts/7178). Работа по алгоритмам понятна современным школьникам, которые уже хорошо адаптированы к восприятию визуальной информации. Они легко и естественно принимают новые технологии и способы работы с ними. Именно поэтому предпочтение технологиям в педагогике отстаивает Г.К. Селевко. В своих публикациях он определяет её как «совокупность методов и приемов, основанных на закономерностях», и как «алгоритмичность педагогической деятельности», то есть определенным образом выстроенную систему действий педагога по организации самого процесса обучения. Это словосочетание используют в своих публикациях также целый ряд других известных ученых: В.К. Гузеева, И.П. Иванов, Г.Л. Лозанов, А.Н. Тубельский, М.П. Щетинин и др.

Переходя к обозначенной в названии проблеме интегрированного обучения, следует сказать, что наиболее приемлемой терминологией здесь так же являются не методы обучения, а именно технологии. Это связано с тем, что интеграция в образовании предполагает соблюдение комплекса требований, как к организации непосредственно занятий, так и к модели деятельности всего коллектива образовательной организации. Интегрированное обучение основано на обязательном деловом и заинтересованном сотрудничестве ряда

учителей и опирается на смысловое объединение занятий базового цикла с многоуровневым дополнительным обучением.

Интегрированные педагогические технологии в свою очередь мотивируют самообразование и творческий рост учителя, что в современный период приобретает особую актуальность. Компонентами педагогического мастерства, по определению В.И. Загвязинского, носящими творческий характер, являются: «самостоятельность (в оценке педагогических ситуаций; в обосновании идеи разрешения возникающих проблем; в выборе, сочетании, конкретизации известных науке и практике форм, средств и методов обучения); умение предвидеть и направлять ход событий» (Загвязинский, 1987: 13). Применение интегрированных технологий является эффективным в профессиональном мастерстве, способствует перестройке сознания учителя и ученика, научает умению переносить знания и опыт с одной творческой деятельности на другую; делает избирательной содержательную часть; занятия становятся более насыщенными, концентрированными и разнообразными по видам включенности ученика в процесс творчества» (Савенкова, 2003).

Например, Л.П. Ильенко определяет следующие особенности структуры интегрированных уроков предметов искусств: предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрированных предметов на каждом этапе урока; большая информативная емкость учебного материала, используемого на уроке. Интеграция в образовании предполагает нетрадиционную, активную форму организации самого занятия (цикла занятий, следующих друг за другом), направленных на самосовершенствование структурного разнообразия уроков, на создание доброжелательной психологической атмосферы, способствующей максимальному включению каждого ученика в процесс творческого поиска, обобщения и переноса информации из разных источников в решение конкретных образовательных и воспитательных задач.

Обозначенные позиции оказывают существенное влияние на формирование пространства воображения растущей личности - объем и широту воображаемых действий и образов. Это

непосредственно связано с воспитанием способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, адаптироваться к любой ситуации, находить и решать нестандартные творческие задачи в разных областях деятельности. Поскольку осуществлять такой процесс одному педагогу достаточно сложно, необходимо находить возможности для взаимодействия с коллегами. Среда общения с единомышленниками внутри коллектива предполагает сотворчество не только между собой, но и с детьми. При необходимости усилия педагогов объединяются, например, при проведении совместных мероприятий, таких, как: «художественное событие», проектная и исследовательская деятельность, уроки-путешествия, круговая интеграция, занятия, объединенные одной сквозной темой, литературные гостиные и др. которые организуются коллективно. При таком обучении общение детей вокруг искусства происходит в реальной предметно-пространственной среде, в живом действии с окружающими предметами, людьми. Культура рассматривается как окно в мир познания и сотворения мира, как условие и возможность ПРО-СТРАН-СТВОВАТЬ по миру, по искусству разных стран и народов. Только в этом случае оно приобретает в жизни ребенка особый смысл, становится условием познания и совершенствования себя.

Перенос акцента на гуманитарно-художественную область обосновано еще и тем, что как показывают исследования Института художественного образования и культурологии, степень понимания искусства у 98% взрослого населения нашей страны находится на уровне учащихся начальной школы, редко на уровне 5-6 класса. А если обучают, например, изобразительному искусству учителя начальной школы (как показывает неутешительная статистика современного образования), которые обучаясь ( в вузе также не получили должного образования, то будущее обещает быть мало утешительным в данной области знаний. Кроме этого важно заметить, что специалистов (учителей изобразительного искусства) и в среднем звене крайне мало, так как остается мало часов на этот предмет (1 час в неделю в 5-6-7 кл.), поэтому они уходят из школ. Следует также заметить, что Россия сегодня

одна из немногих стран мира, где уровень преподавания искусства находится на самом низком уровне, то есть сведен к минимуму. Именно по этой причине все выдающиеся достижения в области искусства остаются для наших граждан не известным, оно им не понятно и не интересно. Наши соотечественники не знают своей культуры - отсюда и низкий уровень патриотизма, который на математике, химии и физики воспитать не возможно, поскольку патриотизм начинается с уважения своей культуры, своей истории и гордости за свой народ.

Уникальные концепции и программы, разрабатываемые выдающимися учеными и творческими людьми в 20-30 годы (золотой фонд нашего образования) в 40-е годы ХХ века были отброшены в дополнительное образование и до настоящего времени не могут занять достойное место в современном образовании. Именно их идеи лежат в основе интегрированного комплексного подхода к обучению и воспитанию (А.В. Бакушинский, Н.А. Сакулина, Е.А. Флерина, Г.В. Лабунская, Арбатов, Б.П. Юсов и др.).

Возвращаясь к современности стоит также сказать, что современные работодатели и производство ждут, что молодые люди, которые придут к ним на работу будут обладать не только определенными знаниями, но и демонстрировать способность творчески решать проблемы, проявляя свою гибкость и креативность мышления. Именно по-этому интегрированные технологии обучения позволят сделать образовательный процесс интересным и максимально эффективным даже при минимальном часовом режиме, поскольку направлены на: развитие эмоционально-чувственной сферы, умение общаться и быть коммуникативным, умение применять все свои знания в решении возникшей проблемы, развитие культуры визуального восприятия.

Технологии интегрированного обучения это не только дополнение одного предмета (или искусства) другим, а прежде всего - активное сотворчество коллег в коллективе. Внедрение в практику школы подобного обучения в первую очередь связано с желанием педагогов изменить свое отношения к организации учебного процесса (урока, занятия). Во-вторых, это требует

нестандартных решений в организации внутришкольного расписания уроков и дополнительных занятий таким образом, чтобы учителя могли проводить совместные уроки и мероприятия, могли посещать занятия друг друга и тем самым взаимообучаться. В-третьих, технологии интегрированного обучения рассматриваются как стимул для разработки педагогами авторских программ и своих педагогических технологий, методов и приемов работы. Можно сказать, что технологии интегрированного обучения являются фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива. Задача учителей, формирующих интегрированные блоки, - найти пути изменения (переработки) некоторых разделов учебных дисциплин для объединения их в комплекс (или специальный курс), согласование изучаемого содержания, последовательность осваиваемых тем на разных предметах, выделение и освоение одних и тех же понятий на разных уроках, в разных ситуациях и др. Это может быть связано, например, с процессом развития у детей исследовательских способностей, проектных форм деятельности, с расширением круга познавательных интересов, обучением конкретным мыслительным операциям, приемам обобщения и анализа, с формирования эмоционально-чувственной сферы. Естественно, все это требует и знания педагогами (хотя бы в общих чертах) изучаемого учебного материала других школьных предметов, осваиваемых параллельно, умения использовать эти знания на своих уроках, находить общие точки соприкосновения. Это научает школьников делать переносы знаний с одной области на другую, развивает их способность к анализу и обобщению информации. Отсюда вытекает задача - научить детей рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях, системах и направлениях, опираться на динамику и логику рассуждений. Наиболее полно интеграция предметов осуществляется тогда, когда между программами установлено смысловое соответствие, существует центральная идея, объединяющая весь блок тем и проблем, рассматриваемых на разных предметах. Смысл такого обучения направлен на гуманитаризацию образования в целом, что в первую очередь

связано внедрением гуманитарных технологий в практику освоения предметов естественнонаучного цикла, приближения изучаемых правил, понятий, законов, формул, открытий в науке к человеку. Это предполагает, что у школьников важно сформировать представление о том, что каждое явление открытое в науке изучалось не в открытом чистом виде, было тесным образом связано с общественным строем, историческими условиями, стилем эпохи, развитием искусства, политики, что и послужило теми причинно-следственными связями, которые стали той благодатной почвой для определенных и своевременных открытий человечества во всех областях знаний.

Гуманитаризация - как целостная система предполагает сущностное изменение всех его компонентов: целей, содержания, методов, моделей, технологий. Это подталкивает учителя на поиск особых проблематизирующих содержание предмета ситуаций, на формулировку таких вопросов, которые нельзя найти в учебнике или в Интернет, а требует индивидуального размышления, применения своего исследовательского подхода. Суть проблемы заключается в том, чтобы культура и наука стали осознаваться учениками как живое и целостное воплощение мира человеческих ценностей.

Безусловно, воплотить эти идеи в практике образовательного процесса в школе - задача очень сложная и вряд ли решаема полностью. В первую очередь это связано с изменением технологий управления образованием и сменой методов обучения в направлении не накопления знаний (как в копилке - чем больше, тем лучше), а на самообучение (умения осмысленно учиться), самовыражения в деятельности, самореализации индивидуальных интеллектуальных качеств (это относится как к ученику, так и к учителю). Это также: совокупность приемов и методов педагогического сопровождения образовательного процесса; комплексные интегрированные формы освоения новых знаний; атмосфера и уклад школы; заинтересованность учителей в индивидуальных успехах каждого ученика; доброжелательность и открытость учителей; коллегиальность в выстраивании задач и целей; сотворчество учителей и учащихся; эстетика предметно-

пространственного окружения, связь обучения с культурой и историей региона.

Основные позиции модели гуманитаризации и интегрированного обучения можно представить в следующих позициях:

- Сохранение и развитие качества современного образования возможно только при условии, что каждый предмет (каждая тема) осваиваются через три разнозначные в обучении сферы человеческой деятельности (по В.С. Соловьеву): сферу знания, сферу творчества, сферу практической деятельности (любое знание основано на его осознании, что проявляется в творческой деятельности и умения его применить в реальной практической жизни: понять, осознать, применить в действии).

- Сферы человеческой деятельности (знания, творчества, практика) важны для всех образовательных областей: естественнонаучной, гуманитарной, художественно-эстетической.

- Только системно-деятельностный подход позволяет осуществить предлагаемое направление в образовательной практике школы.

- Важнейшим условием изучения любого предмета (любой темы) является его освоение через художественный образ, взаимодействие (с коллегами), интеграцию (взаимодействие с другими областями знаний).

- Это возможно только тогда, когда в школе будет создана творческая среда общения между педагогами, творческая педагогическая образовательная среда, которая объединяет в себе школьную жизнь во всем ее многообразии, социокультурное пространство города, образовательные области знаний (СТАНДАРТЫ), внеучебную и дополнительную деятельность.

- Внедрение инновационных методик, технологий интегрированного обучения в условиях взаимодействия базового и дополнительного образования, когда дополнительное образование рассматривается не как «добавка к обучению», а как равноценное и равнозначное для развития человека (ученика) поле его общего формирования как личности.

- Комплексное образование предполагает в первую

очередь развитие у школьников когнитивного

функционирования, личностных установок, эстетического опыта, коммуникативности, интегрированного и диалогового мышления

- Компонентами такого образования являются: здоровая образовательная среда школы, социокультурное пространство города, педагогика искусства (понимаемая как творчески развивающая педагогика, охватывающая теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования каждого ученика - одна из составляющих общей педагогики), комплексные образовательные блоки, метапредметное содержание каждой осваиваемой темы, экология обучения и воспитания (сохранение индивидуальной природы каждого ребенка, его индивидуальных способностей и талантов), массовость такого обучения в школе (все учителя, а не единицы), системность комплексного интегрированного обучения на всех ступенях образования, сотворчество учителей в школе и между школами, системность работы.

Примеры интегрированных технологий обучения (Савенкова, 2001; 2010-2011):

«Цикл занятий, объединенных сквозной темой» (авторы Е.П. Кабкова, Л.Г. Савенкова, Т.И. Сухова). Комплексные занятия занимают обычно одну или две четверти. Это позволяет соединять цепь уроков и внеурочных занятий по одной теме -например, по освоению культуры, традиций, жизни людей какой-либо страны и др. Объединяющим началом организации таких блоков могут быть самые разнообразные, например: «Экспедиция в Древний Мир», «Жизнь на Земле», «Обитатели зоопарка», «Сказочная страна Китай», «Путешествие на батискафе в подводный мир», «Золотое кольцо России», «Лягушка-путешественница», «В гостях у героев русских сказок»; «Творчество художников-импрессионистов и композиторов-импрессионистов»; «Стили в искусстве»; «Автор и его художественное произведение»; «Археологические раскопки...»; «Жизнь под водой»; «Оригинальные архитектурные проекты» и многое другое.

Так, при изучении какой-либо страны, учащиеся осваивают и познают её культуру (изобразительное искусство,

музыку, театр); обряды, обычаи, церемонии; архитектуру; природу, климат; народную одежду, художественные предпочтения народа, народные игры; литературу, историю; определяют роль страны и ее народа в мировой истории и культуре и много других. Такое знакомство осуществляется не столько через чтение художественной литературы, слушание музыки, визуальные наблюдения, сколько через творческие, самостоятельные исследования детей (часто с участием родителей): музыкальные и поэтические импровизации; театральные режиссерские постановки своими силами; создание карты страны и путешествия по ней; игры-соревнования между группами или классами; организацию выступлений и художественных событий. В работе чаще всего бывают задействованы учителя, ведущие предметы гуманитарно-художественного блока.

Эта технология позволяет, например, учителю искусства согласовывать и свободно варьировать тематику занятий с основным педагогом, работающим в начальной школе, и с учителями, «ведущими» другие виды искусств. Для реализации данной педагогической интегрированной технологии можно объединить занятия по искусству и мировой художественной культуре (это дает возможность ввести учащихся уже с младших классов в мировую художественную культуру). Организовать их можно таким образом, чтобы они не только дополняли друг друга, но и образовывали своеобразный блок взаимосвязанных между собой уроков и дополнительных занятий. Завершением длительного коллективного исследования бывают художественные события, посвященные той стране (людям, событиям, искусству, традициям и др.), которую они изучали. Это событие может проходить только для учащихся, которые непосредственно участвовали в исследовательской работе, или иметь характер выступления-отчета в зале перед большой аудиторией детей и учителей школы. Этот вид работы позволяет педагогам находить темы и формы работы с учащимися, в том числе по объединению самостоятельную дополнительную работу с основными занятиями по изучаемым предметам.

Технология «Художественное событие» (авторы Т.И.

Сухова, Л.Г. Савенкова, Е.П. Кабкова). Данное словосочетание не следует рассматривать как синоним слов «праздник», «спектакль», «представление». Это особый жанр завершения процесса длительного освоения какой-либо темы, цикла уроков, объединенных одной сквозной темой, проектной деятельности, цикла экскурсий, блоков занятий по музейной педагогике, уроков-путешествий, серии интегрированных уроков и др. К художественному событию активно готовятся все: учащиеся, педагоги, родители. Сообща создается сценарий проведения события, разрабатываются эскизы оформления того помещения, где планируется проводить художественное событие, создаются элементы его украшения, цветовое оформление. При необходимости изготавливаются костюмы и многое другое. Главное условие - все должно делаться самостоятельно. Если планируется какие-то отдельные выступления, то они готовятся каждым выступающим самостоятельно или при содружестве с педагогом (в тайне от остальных). Проект события создается коллективно, коллективно и обсуждаются его детали. Отдельно выбирается режиссерский состав из детей, который разрабатывает сценарий действия, план подготовки того или иного мероприятия и тщательно следит за его выполнением.

Все представления, показы, игры, индивидуальные выступления школьников, должны быть подчинены теме длительного коллективного исследования, которое велось непосредственно учащимися, которые заняты в организации и проведении художественного события. Это значит, что все участники события хорошо осведомлены в происходящем. Они должны быть всегда готовы к тому, что от них в какой-то момент потребуется в действие (игру) и они могли бы свободно импровизировать на любую тему, продолжить или изменить ход ведения представления. Художественное событие - это вид образовательного процесса, основанный на коллективном сотворчестве.

Цель технологии - индивидуальные творческое проявление каждого участника в процессе коллективного сотворчества.

Задачи: Взаимодействие учащихся, родителей и учителей. Закрепление материала в нетрадиционной форме. Проявление

каждого в комплексном сотворчестве. Перенос знаний в реальное действие. Умение представить свое творческое лицо в коллективном процессе.

Особые условия: 1. Желание участвовать в Х.С.; 2. Готовность участвовать и взаимодействовать друг с другом. 3. Положительный эмоциональный настрой. 4. Никакого заучивания и репетиций общего события. 5. Свободное проживание в среде в соответствии с темой и сценарием.

Мотивация к проведению Х.С.: Занятия, объединенные одной сквозной темой; Уроки-путешествия; Музейная педагогика Комплексные проекты; Погружение в эпоху на основе цикла интегрированных уроков; Прочитанная вместе книга; Придумывание ситуаций, в которых могли бы оказаться (исторические герои, путешественники, мореплаватели и др.).

Комплексное взаимодействие: разных видов искусства, учащихся и учителей, планируемых действий в сценарии и режиссуре.

Роль учителя (доброжелательная помощь; учитель-фасилитатор); учащиеся (сценаристы и помощники, режиссер и помощники режиссера, главный художник и помощники художника, музыкальный руководитель и помощники музыкального руководителя, литераторы и поэты, фантазеры, декораторы, художник по костюмам, гримеры.

Друзья - помощники - учащиеся др. классов.

Родители - сотворчество на равных условиях по всем направлениям работы, в процессе организации

художественного события и его завершении.

ЭТАПЫ:

1. Придумывание темы художественного события;

2. Написание сценария художественного события с общей

темой;

3. Режиссура сценария с общими детьми;

4. Подготовка сюрпризов (индивидуальных и коллективных);

5. Организация и проведение художественного события;

6. Завершающая часть художественного события.

Технология «Уроки-путешествия» (автор Л.Г.

Савенкова).

Данная технология характерна для младшего и среднего школьного возраста), предполагает продуманные маршруты по карте, по книге, по стране, по картине, музею, фильму, периоду истории, морскому дну и т.д. Поэтапное проживание маршрута каждым учеником в коллективном путешествии, которое может длиться 1 урок или блок уроков следующих друг за другом. Возможно объединение классной и внеклассной работы. Уроки-путешествия предполагают активную работу воображения, так как связаны не с реальными, а заочными путешествиями. Поскольку педагогическая практика часто сопряжена не столько с процессом передачи знаний от учителя к ученику (наиболее традиционному и устоявшемуся методу обучения), сколько с фактом общего развития детей (владение разнообразными источниками информации, развитием их образного мышления, интуиции, импровизации), уроки - путешествия служат одним из условий реализации этого развития. Они позволяют активно включать в занятия игровые моменты, планировать нестандартные ситуации, способствуют вовлечению в процесс творческого, заинтересованного обучения возможно большего количества детей. Технология путешествий позволяет осмыслить вместе с детьми возникающие проблемы, ситуации, накопить опыт из разных областей в решении одной конкретной цели, поставленной в самом начале путешествия. Все действия коллектива детей подчинены достижению этой цели. Такая форма работы позволяет развивать системное логическое мышление. Следует подчеркнуть, что в данном случае работа движется не от простого - к сложному, не от частного - к общему, а наоборот. И именно это позволяет развивать образное мышление детей, дает возможность совершать открытия, самостоятельно осмысливать происходящее. Главным является выделенная с самого начала единая развивающая цель, направленная на решение множества возникающих перед всем коллективом задач (проблем).

Технология уроков-путешествий связана с соблюдением правил:

- Вымышленное путешествие необходимо выстраивать по логике игры.

- Реализация на практике выдуманного путешествия

требует разработки специальных правил, придерживаясь которых, коллектив «путешественников» движется к цели (нарушать правила нельзя).

- Необходимо предусмотреть возможные исключения из правил (если этого потребует ситуация), которые также оговариваются заранее и их придерживаются все играющие.

- Разнообразие условий и правил (от этого зависит интерес и увлекательность игры).

- Распределение обязанностей между всеми игроками (в противном случае могут возникнуть конфликтные ситуации).

- Максимальное использование индивидуальных способностей и интересов всех играющих.

- Разработка плана действий для достижения поставленной цели.

- Опора на интересы детей.

- Поощрение и наказание (как одно из условий любой

игры).

- Учителю необходимо выделить пункты контроля и определить условия наблюдения за игрой.

При умелом руководстве учителя организованная таким образом игра-путешествие позволяет развивать воображение школьников и самостоятельное творчество.

Технология «Ученический проект».

Проектирование в современной педагогической деятельности рассматривается как способ активизации деятельности самостоятельного познания детей, развития самостоятельной творческой деятельности и мышления. Проектная деятельность в образовательной области «Искусство» чаще всего связана с созданием оригинального художественного продукта (рисунка, конструкции, эскиза оформления сцены, проекта дома, игрушки, интерьера комнаты, костюма, элементов оформления интерьера, предметов декоративно-прикладного искусства, кукол, музыкального или литературного произведения и др.). Главным в этой работе является процесс самостоятельного исследования, посильного для ученика, эффективность которого во многом зависит от действий учителя, его педагогического сопровождения. Важно не только грамотно и в соответствии с возрастными

особенностями дать какое-либо задание, предполагающее процесс самостоятельного поиска, самостоятельной разработки, сколько незаметно для ученика направлять и корректировать его поиск, чтобы у обучающегося сложилось впечатление самостоятельной работы. Чтобы эффект от такой работы был очевиден, важно предусмотреть такое распределение обязанностей между учащимися в группе или классе, чтобы в процессе их выполнения каждый участник проекта мог продемонстрировать свои качества, свою особенность и значимость в коллективном творчестве. В группе участников нужно распределить и организаторские должности (ответственных за какие-то этапы), что позволит почувствовать ответственность каждого за качество результата. Одной из основных и ответственных этапов проектной деятельности является процесс защиты творческой работы (умение представить свой продукт, объяснить его особенности и назначение - то есть защитить его перед аудиторией -учащимися класса, родителями, учителями).

Практический аспект - включает в себя три направления деятельности: 1. Практика исследования. 2. Творчество (включает исследовательский аспект с практическим результатом). 3. Социальная практика.

Темы исследований, как правило, интегративны. Они направлены на освоение, понимание художественных взаимосвязей, нацелены на целостный охват»

«Социоигровые, театральные технологии» (авторы технологии А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко).

Это направление технологий предполагает, говоря словами одного из его авторов, В.М. Букатова, «охват вариативности игрового действия» и «функции в игре». Эта методика (технология) вносит, по его мнению, «в устойчивость урока стихию алогического становления, необходимую для осуществления «живой становящейся реальности». То есть она позволяет «выдумывать детали, «оживляющие» учебное задание, «подхлестывать и интриговать» учащихся в процессе урока для активизации их деятельности и заинтересованности в работе, проводить, так называемые «игро-дидактические импровизации», используя перечень «игровой комбинаторики и

список вариативности основных игровых действий». Список вариативности основных игровых действий включает в себя: 1. Опережение, соревнование, обгон; 2. Передача эстафеты; 3. Преследование; 4. Подбрасывание, подпрыгивание; 5. Вытеснение, изгнание; 6. Нарушение целостности или устойчивого равновесия; 7. Сбивание, сваливание; 8. Преодоление препятствия; 9. Распределение, выбор пары; 10. Бросание жребия; 11. Поиск, угадывание; 12. Имитация действия; 13. Сохранение целостности или устойчивого равновесия; 14. Движение по заданной траектории; 15. Кружение, верчение; 16. Движение по сложной траектории (Букатов, 1997).

Благодаря данной технологии организации учебного процесса - по другому - технологии создания ситуации на занятии, учащиеся научаются слушать и слышать друг друга, их действия на уроке получают осмысленный характер, все ученики в классе постоянно находятся в атмосфере творческой деятельности (не зависимо от предмета и осваиваемой темы). А.П. Ершова называет эту технологию «Нескучная школа».

Уроки учителей, взявших данную технологию на вооружение конструируются по принципам социо-игровых ситуаций. Это значит, что на каждом уроке учитель выполняет следующее: объединяет детей в малые группы, даёт детям критерии для оценивания детьми работы каждой из групп, активизирует сравнение и углубление результатов работы в каждой из групп (Букатов, Ершова, 2008: 8).

Развитие художественно-образного мышления (автор Л.Г. Савенкова)

Данная технология ориентирована на формирование у обучающихся образного символического мышления - выход в творчестве на символ - обобщенные знаки и образы. Для того, чтобы процесс формирования символического мышления проходил естественно, желательно, чтобы он проходил поэтапно:

1) от действия (со словами, образами, формами, красками, звуками, сюжетом и др.), через эмоционально-чувственную сферу (на основе впечатлений, сравнений, интуиции, слушания, движения и др.),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) посредством осмысления понятий (информации, знаний, памяти, мышления, логики), на базе сформированного в результате проделанной работы художественного образа -создание своего символического изображения по теме предложенной для размышлений.

Например, ведущий (учитель, ученик, др.) предлагает обучающимся свой знак (символическое изображение), в который заложена определенная мысль, тема, которую учащиеся должны распознать (логически сформулировать, определить, угадать). Далее работа идет индивидуально или в малых группах следующим образом:

- В ответ на предложенный ведущим знак учащиеся (индивидуально или в группе - по договоренности) создают свой знак продолжая логику мышления ведущего (так как поняли мысль ведущего ).

- Готовыми знаками учащиеся обмениваются друг с другом, пытаясь угадать мысли и логику размышления создателей знака и пишут свои комментарии.

- Все «знаки- символы» переходят по кругу от одной группы к другой (от одного ученика к другому) и каждая группа пишет свои комментарии. Так происходит до тех пор, пока каждый не получит свой знак-символ с пояснения учащихся обратно.

- Корректируется своя первоначальная версия с учетом всех комментарий (уточняется изображение символа).

- Уточняется тема с темой ведущего.

Одним из вариантов работы по данной технологии может быть создание графического символического «словаря» настроений (впечатлений, вкусов, глаголов, прилагательных и др.) «Слово-знак» (например: печаль, торжество, трагедия, слезливость, радость, восторг, волнение, усталость, стыдливость, наглость, безжалостность, злость) - работа в технике графики или аппликации на небольших одинаковых форматах.

«Фасилитированная дискуссия» (автор Л.Г. Савенкова).

Данная технология развития интегрированного полихудожественого мышления рассматривается как вариант проведения «Игры - дискуссии», она рассчитана на учащихся

средней и старшей школы. Включение такой технологии в начальной школе требует коррекции ее структуры. Предполагается использовать на уроках мировой художественной культуры, на занятиях музыкой, изобразительным искусством, театральной деятельностью.

Фасилитатором в данной технологии выступает учитель или 2 учителя, которые ведут дискуссию. Наводящими вопросами, комментариями, рассуждениями они стараются создать непринужденную атмосферу обсуждения, в процессе которой учитываются все мнения (но которые ни в коем случае не оцениваются не учителем, не учащимися) - все в равных условиях. Для наибольшей убедительности и учителю и учащимся желательно приводить примеры музыкальных отрывков, Интернет-иллюстраций, фрагменты видео записей, картин, творческих работ детей и др. Главное, что бы в данной «Игре» каждый почувствовал себя участником события, соавтором коллективного открытия. Ведущему нужно стараться «вытащить» на арену каждого, поддержать его, выделить его взгляд из общего разговора (не насмехаясь, находя оригинальное, полезное, индивидуальное, необычное). Для тех участников «Игры», которые никак не идут на открытый разговор, стараться находить другие варианты их участия, например: изобразить что-то в рисунке, рассчитать математически какие то данные, собрать ответы (если таковые письменные работы предполагались), записать мнения участников, разложить их по темам, помочь в демонстрации иллюстрированного материала, показа фильма, показе актерских зарисовок и многое другое. Для наибольшего азарта в размышлениях желательно, чтобы один ведущий вел одну логику рассуждений (например, положительные стороны проблемы), а другой утверждал обратное, тем самым создавая остроту в размышлениях.

Технология «Игры-дискуссии» выстроена с опорой на следующие позиции:

- В процессе дискуссии в размышлениях по заданной теме использование знаний из разных видов искусства из различных источников информации с опорой на конкретный период истории и рассматриваемую ситуацию.

- Содержание и тематика должны быть привязаны к изучаемой теме по предмету и созвучны с направлениями других предметов гуманитарно-художественного цикла (музыка, изобразительное искусство, литература, история и др.). Это предполагает согласованную деятельность между педагогами, работающих с одними и теми же учащимися (в параллели).

- Цель и задачи, на которые направлено обучение и задачи конкретного занятия так же должны быть скорректированы между учителями, а предполагаемая тематика размышлений на дискуссии затрагивалась учителями, которые работают в параллели с этими же детьми, на своих предметах. Отсюда вытекает, что тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы она была интересна разным педагогам.

- Тема «Игры» объявляется за несколько дней до ее проведения всем участникам, чтобы каждый мог подготовиться к обсуждению, отыскать какие-то интересные факты, собственные рассуждения, то есть быть в курсе проблемы.

- Самое главное, чтобы к данной работе подготовились и фасилитаторы: подготовили необходимый иллюстративный материал, заготовили оригинальные вопросы, реплики, цитаты «Великих» и не очень, в том числе участников «Игры», учителей школы и др.

- В процессе решения проблемы необходимо так строить обсуждение, чтобы у участников дискуссии максимально начинали работу: интуиция, память, воображение, ассоциации, восприятие, мышление. Для этого важно, чтобы разговор велся на языке искусства, то есть, чтобы учащиеся могли свободно апеллировать такими словами и понятиями в искусстве, как: художественный образ, мелодика произведения, ритм, динамика, форма, структура, пространство, композиция, цвет, тональность, выразительные средства искусства.

- Важно поощрять разнообразие комбинаций в объяснении и разъяснении своего мнения, своего представления проблемы; предложение своих вариаций решения заданной темы. При этом следить за тем, чтобы в предложениях, высказываниях была логика и динамика последовательного развертывания сюжетной линии.

- В результате коллективного общения (своеобразного «мозгового штурма») важно, чтобы были сделаны выводы и предложены темы для дальнейшего размышления вслух; выбраны темы для самостоятельного исследования в данном направлении или созвучным темам; выделены темы и предложены программы работы в данном контексте на будущее; запланированы фасилитированные дискуссии по смежным областям знаний.

- После проведения серии таких «Игр», темы которых были созвучны и вырастали одна из другой проводится «Художественное событие» (технологию такого художественного события см. выше). Примерные темы для обсуждения: «Произведение А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

- что хотел сказать нам автор»; «Ритмы в сказках, песнях, танцах

- общее и различие»; «Сонатная форма музыкального произведения и ее прототипы в литературе»; «Символика в живописи, музыке, театре 16 века»; «Бах и Моцарт - Рембрандт и ?»; «В. Кандинский и Скрябин - общее и различие»; «К. Малевич, В. Кандинский, В. Татлин, А. Родченко - общее во взглядах и творчестве»; «Созвучные мотивы в музыке, кино, в театре»; «Синтез искусств в театре и в кино - общее и различие»; «Тема любви в творчестве художников, музыкантов, поэтов в 18 и 21 веке, что объединяет, что потеряно»; «Сказка сказок в мультипликации - фильмы вечности - почему?»; «Временное искусство и искусство вне времени»; «Лики настроений в искусстве, его влияние на мироздание»; «Что было бы или чего не было бы, если б не было искусства»; «Как и что нужно сделать, чтобы искусство в жизни школы стало главным и нужно ли это?»; «Нужно ли искусство в школе, чему учит искусство, почему оно не оценено в системе образования»; «Чему буду я учить своего ребенка?»; «Школа будущего: с искусством или вне его?» и др.

«Интегрированная разминка» (автор Л.Г. Савенкова).

Технология интегрированной разминки опирается на способности учащихся применять знания из различных областей, умение использовать художественно-выразительные средства разных видов искусства и знаний об искусстве в решении конкретной творческой задачи. Данная технология не

должна занимать на уроке много времени, а тема ее направлена на закреплением пройденного материала или, наоборот, предполагает подготовку к восприятию новых знаний. Тема, предлагаемая учителем изначально должна предполагать и опираться на работу и логического и эмоционально-образного мышления.

Поэтапно технология выстраивается следующим образом:

1 этап. Учителем задается тема разминки, связанная с изучаемой проблемой (например: «Направления в искусстве и развитие науки в ХУШ века»; «Выразительные средства музыки и изобразительного искусства: общее и различие», «Бах - время - вечные темы в искусстве», «Пространство в искусстве: музыка, поэзия, изобразительное искусство, архитектура», «Ритм в сказке и музыкальном фольклоре», др. (в зависимости от возраста, изучаемого раздела программы).

Примечание. Если предполагается работа в малых группах, то весь класс делится на небольшие группы по 3-5 человек (группы лучше формировать не по желанию, а по случаю, то есть разделить класс, например, на красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, белый, оранжевый, коричневый цвета и соединить учащихся в группы по цветовому признаку. Такое объединение в группы учит учащихся грамотно общаться со всеми детьми в классе, а не по предпочтению).

Далее работа развивается по принципу сонатной формы музыкального произведения и состоит из этапов.

2. Этап. Экспозиция. Каждая группа (или каждый ученик, если работа будет вестись индивидуально каждый учеником в классе) вслух предлагает свое раскрытие сюжета (темы) с максимальным привлечением знаний из различных областей наук и искусства («Главная партия»).

Примечание: повторы сюжетных линий не разрешаются. При возникновении такового, предлагается быстро заменять логику своего сюжета и изложить новую версию. Все учащиеся класса внимательно следят за линями развития сюжетов всех групп (учащихся).

3 Этап. Разработка. После прослушивания всех сюжетных линий, происходит проработка и коррекция своих тем (сюжетов) в каждой группе (каждого участника) и их развитие до

кульминации (по принципу выстраивания сюжета в театре, романе, симфонии) с учетом «побочной партии» (других видов искусства, данных науки, различного рода информации, высказываний участников «игры»).

4 Этап. Реприза. Продолжение развития сюжета (линии размышлений).

5 Этап. Подведение итогов. Выслушиваются мнения всех групп (участников) по работе каждой группы (минусы и плюсы в развитии темы, ошибки, оригинальность). Оценивание работы всех групп (каждая группа выставляет свою отметку по 10 бальной шкале каждой группы с обоснованием по 4 параметрам: оригинальность, логика развития сюжета, применение знаний из других предметов, умение грамотно обосновать свою точку зрения).

6 Этап. Озвучивание отметок с обоснованием, если есть совпадения в оценке, то их выставляют всем участникам группы; в случае не совпадения мнения решается коллективно и выставляется отметка в журнал.

Учителем может быть выбрана и другая схема проведения разминки, взяв в основу, например, правила какой-то игры (шашки, лапта, домино, прятки, пятнашки, классики и др.), в этом случае учителю заранее нужно выделить для себя последовательность предлагаемых форм работы, чтобы без труда объяснить из учащимся, а лучше записать на доске или специально изготовленном плакате.

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова К.А. 2009. Сознание как жизненная способность личности. -

Психологический журнал. 30(1): 32-43. Бахтин М.М. 1979. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. Бондаревская Е.В. 1999. Педагогическая культура как общественная и личная

ценность. - Педагогика. № 3(1): 37-43. Букатова В.М. 1997. Педагогические таинства дидактических игр. М.:

Московский психолого-социальный институт; Флинта. 96 с. Букатов В.М., Ершова А.П. 2008. Нескучные уроки.- Петрозаводск: VERSO 2008. 187 с.

Гуманитарные технологии: Информационно-аналитический портал

[Электронный ресурс]. - URL: http://gtmarket.ru/concepts/7178 Загвязинский В.И. 1987. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика.

160 c.

Ильенко Л.П. 2000. Интегрированный эстетический курс для начальной школы: Пособие для учителя. М.: Аркти. 62 с.

Инновационные формы работы в практике образовательных учреждений г. Москвы. Интегрированные и бинарные уроки: сборник научных статей. М.: Интеллект-Центр, 2014. 416 с.

Каган М.С. 1988. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат. 319 с.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. 2000. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия». 176 с.

Лазарев М.А., Курбатова Н.В. 2013. Педагогическая технология творческого развития студентов. - Инициативы XXI века. № 3. 42-44.

Лазарев М.А. 2016. Формирование художественной культуры в профессиональном становлении современного педагога. Монография. Москва: МАО; Даугавпилс: ДУ. 180 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл. 2004.

Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

Савенкова Л.Г. 2001. Технологии интегрированного полихудожественного обучения. - Педагогика искусства. № 3. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova-10-09-2011.pdf

Савенкова Л.Г. 2010. Педагогические условия внедрения в практику обучения школы интегрированного направления работы. - Педагогика искусства. № 4. - URL: http://www.art-

education.ru/sites/default/files/j ournal_pdf/savenkova12-12-2010 .pdf

Савенкова Л.Г. 2011. Технологии интегрированного полихудожественного обучения. - Педагогика искусства: электронный научный журнал. № 4. - URL: http://www.art-

education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova-10-09-2011.pdf

Селевко Г.К. 1998. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 256 с.

Фельдштейн Д.И. 2009. Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2 т. - 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК. Т. 1. 600 с.

Фельдштейн, Д.И. 2013. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 336 с.

Эльконин Д.Б. 1999. Психология игры. М. ВЛАДОС. 360 с.

Юсов Б.П. 2004. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории. Ред-составитель Л.Г. Савенкова. М.: «Спутник +». 252 c.

Получена /Received: 10.01.2018 Принята/Accepted: 25.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.