Научная статья на тему 'Социальная педагогика и художественное образование'

Социальная педагогика и художественное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИОЛОГИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ СФЕРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / SOCIAL PEDAGOGY / POLYODONTIDAE / EDUCATION / PHYSIOLOGY / EMOTIONAL-IMAGINATIVE SPHERE / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заварина Светлана Юрьевна, Ермолинская Елена Александровна

В данной статье авторами выделены особенности современной социокультурной ситуации как фактора появления потребности в инклюзивном образовании, рассматривается роль и значение видов искусства в образовательном процессе как инструмент снятия негативных влияний среды и потенциальных возможностей искусства, взаимодействия разных видов художественной деятельности в области общего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, как условия сохранения индивидуальности каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PEDAGOGY AND ART EDUCATION

In this article, the author highlights the peculiarities of interaction between different types of artistic activities in the field of overall development of children of preschool and younger school age as a condition of maintaining the individuality of each child, features of the current sociocultural situation as a factor in the emergence of the need for inclusive education, the role and importance of arts in the educational process as an instrument for removing negative environmental influences and the potential of art. The preservation of this author is because of how and how organized the process and conditions of training and education.

Текст научной работы на тему «Социальная педагогика и художественное образование»

моторика и моторика рук находятся в прямой зависимости (доказана связь учёными), поэтому развитие движений и правильное их использование у детей, имеет важное значение в обучении произношению.

Итак, фонетическая ритмика - один из эффективных методов психомоторной коррекции нарушений звукопроизношения. Процесс совмещает в себе воздействие ритма движения, дыхания и специально подобранных фоноритмических упражнений. На занятиях реализуется принцип взаимосвязи телесного и психического - через движения, выполняемые ребенком, осуществляется целенаправленное воздействие на развитие его конкретных физических качеств и психических функций. Этот метод коррекции всегда является комплексным, даже когда идет упор на тренировку моторики.

Положительное влияние достигается с помощью ритмически упорядоченной моторной и сенсорной нагрузки на ребенка. Разнообразие движений обеспечивает развитие звуковой стороны речи дошкольника. Фонетическая ритмика - один из эффективных приёмов, входящих в работу по формированию произношения и играет существенную роль, как в коррекции речи детей, так и в развитии у них естественности движений, а также тренировки памяти. Раскованность и непринуждённость , приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства артикуляционных органов.

Выводы. Эффективность занятий фонетической ритмики, способствующей развитию звуковой стороны речи у дошкольников, выявлена. Итак, можно сделать следующие выводы:

1. Занятия фонетической ритмикой дают возможность максимально приблизить речь дошкольников с нарушением речи к нормально развивающейся. Речевое дыхание нормализуется. Темп речи приближается к нормальному. Сила и высота голоса устанавливается . Речь становится интонационно и эмоционально окрашенной. Занятия фонетической ритмикой расширяют кругозор учащихся с нарушением речи, обогащают их словарь. На каждом занятии тренируется слуховое внимание, идёт развитие фонематического восприятия.

2. Также положительно влияют двигательные упражнения на физическое развитие детей.

3. Занятия способствуют творческому и эстетическому развитию. У детей зарождается умение работать коллективно, а также дети учатся относиться друг к другу внимательно, с уважением. Развивается память дошкольников.

Литература:

1. Современное состояние и тенденции развития специальной педагогике и психологии: Материалы Всероссийской научной конференции молодых учёных (28-30 марта 2016 г., дефектологический факультет МШУ): сборник статей / под ред. А.В.Кротковой, И.Н.Нурлыгоянова, Т.А.Соловьёвой. - М. - Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 337 с.

2. Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец.образования, - Екатеринбург, 2013, - №2 (30). - 132 с.

3. Ступак Л. А., Огородова И. С., Челышева А. А., Кимяева С. А. Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 371-374.

4. Формирование личностных универсальных учебных действий во внеурочное время: сборник учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской, И.Н. Нурлыгоянова, Л.И. Руленковой. - М. - Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 145 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Заварина Светлана Юрьевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ермолинская Елена Александровна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. В данной статье авторами выделены особенности современной социокультурной ситуации как фактора появления потребности в инклюзивном образовании, рассматривается роль и значение видов искусства в образовательном процессе как инструмент снятия негативных влияний среды и потенциальных возможностей искусства, взаимодействия разных видов художественной деятельности в области общего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, как условия сохранения индивидуальности каждого ребенка.

Ключевые слова: социальная педагогика, инклюзивное образование, полихудожественность, обучение, воспитание, физиология, эмоционально-образная сфера, художественное воспитание.

Annotation. In this article, the author highlights the peculiarities of interaction between different types of artistic activities in the field of overall development of children of preschool and younger school age as a condition of maintaining the individuality of each child, features of the current sociocultural situation as a factor in the emergence of the need for inclusive education, the role and importance of arts in the educational process as an instrument for removing negative environmental influences and the potential of art. The preservation of this author is because of how and how organized the process and conditions of training and education.

Keywords: inclusive education, social pedagogy, polyodontidae, education, physiology, emotional-imaginative sphere, art education.

Введение. Современный мир настолько динамично развивается, изменяется, эволюционирует, что маленькому ребенку надо сильно постараться, чтобы органично вписаться в этот сложный, многогранный, многоликий мир взрослого. Данные усилия требуют от него напряжения всех жизненных сил. Результаты гармоничного вхождения в мир взрослых у каждого индивида будут свои. Различие способности познания мира, освоения окружающей действительности во многом зависит от уровня психолого-физиологического потенциала конкретного ребенка. Учитывая природные задатки индивида и то, что человек-существо социальное, а также то, что он является продуктом определенных социальных и экономических условий, «маршрут» развития каждого ребенка может разительно отличаться и отличается один от другого, что делает каждого из них неповторимым, уникальным. Под «маршрутом» развития или становления личности

индивида мы понимаем траекторию развития, обусловленную уровнем здоровья каждого ребенка как физического так и психического, особенностью работы психофизиологических и высших функций организма, условиями его проживания в семье, а также характер и уровень педагогических, социальных, экономических и других факторов воздействия на личность, которые не только способствуют индивидуализации каждого ребенка, но настолько разнообразны, что приводят к большому расхождению у детей одного возраста, одного классного коллектива уровня психического и нравственного здоровья.

Появившиеся в последние десятилетия такие области педагогики, как социальная педагогика и инклюзивная форма образования были на рубеже 80-х-90-х гг. прошлого столетия, были инициированы по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации, в результате которой открылась школа инклюзивного образования «Ковчег» за № 1321. Потребность в разработке инклюзивных программ воспитания и обучения во многом определялась социально-экономическими потрясениями этого исторического периода развития государства, в результате которых отчетливо проявились различия в потребностях, возможностях детей в обучении и воспитании, в требованиях и взглядах родителей на образование в целом, которое должно стать более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Появление инклюзивной и коррекционной педагогики можно назвать лакмусовой бумажкой, определяющей уровень гармоничного отношения к периоду детства того или иного государства, народа, семьи, школы, взрослого человека.

Изложение основного материала статьи. Раскрывая педагогическую составляющую социальной педагогики и области инклюзивного аспекта образования в области разных видов искусства, мы будем рассматривать её с точки зрения социогенных и психогенных факторов развития, которые отвечают, первые за коммуникативные навыки, вторые - за подвижность психики, внимание, активность реакции на происходящее, оставляют за рамками нашего интереса и компетенций детей, которые не имеют серьезных отклонений по медицинским показателям или биогенным факторам. Группа таких учащихся, находящихся, по определению Л.С. Выготского, в области «пограничных недостатках психического развития составляет более 90-92% от всех детей, требующих особого подхода в воспитании и образовании, в то время как дети, отягощенные биогенными факторами как источником отклонения и требующие медицинского сопровождения развитии составляют не более 5-8% всех детей.

Под социальной педагогикой понимается область педагогики, решающая задачи образования детей с определенными отклонениями в физическом и психическом развитии, а также с учащимися, имеющими определенные трудности в обучении, для которых образование в обычных педагогических условиях, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно. Социальная педагогика как наука объединяет теоретические и практические области педагогически знаний, оснащена специальными методиками и технологиями для оказания педагогической помощи детям имеющими проблемы в развитии и в обучении.

Ведущие психологи и педагогики современности, среди которых: Л.С. Выготский, В.П. Киященко, П.П. Блонский, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий особенности социальной среды в которой растет ребенок, рассматривают основными факторами, отвечающими за душевное здоровье ребенка. Наибольшее воздействие неблагоприятные жизненные условия и обстоятельства, в которых растет ребенок, а также другие дестабилизирующие факторы оказывают на детей дошкольного и младшего школьного возраста, в силу обостренного отношения возраста к внешним воздействиям и открытости влияния взрослого. Поэтому с уверенностью можно говорить, что дети, входящие в 92% с неблагоприятным уровнем развития - это, в основном педагогически запущенные дети, и, следовательно, преодоление определенного отставания в развитии и становлении личности ребенка решается путем обеспечения такой среды проживания, воспитания и обучения, которая способна обеспечить надлежащий уровень развития, учитывая их интересы, потребности, предпочтения, экологию возраста.

Под экологией возраста мы понимаем такое отношение к ребенку, построение педагогического воздействия на ребенка и учет в процессе обучения и воспитания таких факторов как: возможности возраста (уровень развития психических познавательных процессов). Потребностей ребенка, в первую очередь в информативном, интеллектуальном, эмоционально-чувственном плане, учете его интересов и предпочтений, существовании индивидуальных взглядов, мнений на происходящее и собственный житейский опыт, скорости освоения материала, особенностей его темпо ритма и других индивидуально-личностных характеристик, понимание того, что ребенок обладает вектором развития, который может, как реализоваться на уроке стараниями и усилиями педагога, так и не реализоваться. Поэтому современная педагогика обязана перейти от унифицированной формы обучения и воспитания, которая требует единообразной системы или форм воспитания к дифференцированному, индивидуальному подходу и адаптивности в работе с детьми разного возраста.

Основная задача детских учебных заведений - подготовка детей к жизни в социуме и успешная их социализация. Под этим подразумевается не только освоение детьми определенной суммы знаний в разных областях наук, владение навыками и умениями, но и освоение нравственных, эстетических, этических законов, определяемых существующей культурой, формирование элементарного уровня миропонимания как основы мировоззрения и умения видеть и воспринимать мир целостно, понимать взаимосвязь явлений и действий между собой. Решение этих широких по своей значимости педагогических задач возложено на предметы образовательной области «Искусство». Именно искусство, как форма отражения мира в художественных образах, как форма фиксации специфики царящих в обществе идеалов и ценностей, как особый, заостренный и ярко выраженный взгляд автора произведения и оценка действительности, являющаяся результатом размышлений, переживаний, познаний и личных открытий позволяет решать задачу гуманистического и естественного введения ребенка в мир, раскрытия многообразных сторон его проявления.

Эмоционально-образная форма произведения искусства и средства его выражения, единые для всех его видов - ритм, интонация или экспрессия, форма, композиция или сюжет, динамика и протяженность, гармония частей и целого, пластика относительно легко прочитывается маленьким ребенком на уровне эмоций и чувств, имеет определенную силу воздействия на него. Художественный образ, лежащий в основе произведения любого вида искусства, представляет собой органичную форму подачи знаний о мире и развития эмоционально-образного мышления ребенка периода дошкольного детства и возраста начальной школы.

Если взрослый живет в рукотворном мире, все предметы и объекты которого ведут свое начало из области воображения, т.к. ни одна из них не возникает сама по себе без предварительного осмысления ее в идеальном плане - в сознании, в представлении, то и ребенок входит в жизнь рука в об руку с искусством: ритмическое покачивание, убаюкивание под детские песенки, окружение детей игрушками, книжками с картинками, развивающими играми, дизайнерского решения и т.п. Все окружение ребенка, так же как и игры и забавы решают задачи его развития. Та же игра «Поехали-поскакали» когда, посадив ребенка на колени, взрослый имитирует езду на ухабистой дороге, на самом деле призвана развивать реакцию ребенка, внимание, вестибулярный аппарат, группу мышц, позволяющих удерживать равновесие, что, в свою очередь подготавливает его к ходьбе. Детские песенки или книжки с красочными иллюстрациями, мультфильмы или театр (кукольный, музыкальный, драматический) в символически-знаковой и эмоционально-образной форме раскрывают перед ним нравственные, моральные, эстетические, национальные и культурные основы, (достаточно сравнить колыбельные разных народов), варианты взаимоотношений между героями (формируют коммуникативные навыки), социальный опыт, оценку через отношение социума к тем или иным поступками персонажей. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что через искусство и средствами искусства можно снимать многие проблемы детей, входящих в группу педагогически запущенных и создавать или значительно корректировать в лучшую сторону условия для развития, воспитания и обучения детей с трудностями в развитии и личностном росте. И, во-вторых, предметы искусства жизненно необходимы в дошкольный период или период начальной школы, если мы хотим решить задачи, стоящие перед социальной педагогикой или инклюзивным образованием.

Современность отмечена значительным ограничением детей в общении с искусством в силу сложившихся приоритетов общества потребителей, переноса акцента в образовании на отработку познавательного компонента в обучении, и сохранившийся стереотип деления предметов на главные и второстепенные. В этом делении искусство поставлено на ступень ниже, чем предмет физической культуры. Заметим, что в сетке часов начальной школы уроков физкультуры в два раза больше, чем уроков изобразительного искусства или музыки. В дошкольном детстве, в силу того, что детские сады получили статус перовой образовательной ступени и, переняли методики работы с детьми, свойственную начальной школе, во многом напоминает раннюю специализацию по отдельным областям знаний-математике, родному языку. Научно-технический прогресс подминает под себя ребенка, не давая ему окрепнуть в плане душевного здоровья.

Недооценка педагогического потенциала занятий искусством отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. Отметим некоторые моменты, раскрывающие это утверждение. Широкое использование в педагогике медицинского термина «депривация», когда речь заходит о социальной или инклюзивной педагогике, обозначает такое психическое состояние личности, которое возникает в результате ограничения, в том числе в образовательных потребностей ребенка, в самовыражении, в образовательной деятельности. Все эти вопросы - и потребность детей в продуктивной познавательной, образовательной деятельности и в самовыражении снимаются, если в достаточной мере с детьми заниматься изобразительным искусством. Рисунок - «графическая речь» ребенка, позволяющая решать проблему самовыражения, самостоятельная творческая продуктивная деятельность (если занятия строятся без работы по образцу и шаблону), познавательная т.к. для создания рисунка ребенок должен накопить зрительные образы, понаблюдать, сравнить, сопоставить, проявить собственную оценочную деятельность. Занятия музыкой, хоровым пением и театрализацией формируют в ребенке навыки общения, проживания в коллективе, сотворчества и выстраивания деятельности на уровни взаимопомощи, уважение к другим.

Помимо общих вопросов развития, каждое искусство вносит свой вклад в развитие тех или иных познавательных психических процессов. Психология закрепила за восприятием роль ведущей функции жизнедеятельности человека. Так П.П. Блонский определяет за зрительной системой роль синтезатора всех ощущений и разнообразных впечатлений о мире [2]. Психологическая основа художественного восприятия -восприятия искусства формирует не только отношение и явлениям культуры, но и художественное мышление, отличающееся оперативностью, многоходностью, образностью, объемностью и обобщенностью (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Н.Ю. Вергилес, Р.Л. Грегори, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Г.И. Лернер, А.Р. Лурия и другие), художественного и эстетического развития (М.А. Вебера, Г.Г. Давдамяна, Д.Б. Дондурей, М.С. Кагана, Б.С. Мейлаха, Ю.У. Фохт-Бабушкина и другие).

В.Г. Ананьев, рассматривая вопросы значения роли зрительной системы в общем развитии человека, теснейшим образом связывал две тенденции: развитие обобщенной функции речи посредством абстрагирующей обобщающей функции работы мысли и перевод всех образов любой модальности на зрительные схемы. Зрение в данном случае является самым мощным источником информации для человека и выполняет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторными системами и представляет собой преобразователь сигналов [1].

Принципиальным для концепции «экологического восприятия», Дж. Гибслона то, что в отличие от знаковой, символической (А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьев, П.Я. Гальперин, В.Г.Ананьев) теорий, которые рассматривают изобразительную деятельность ребёнка как деятельность по формированию объекта изображения и его реализации в рисунке как символа (ребенок рисует символами, усваивая при этом устойчивую форму знакового изображения отдельно взятых предметов), он стоит на позициях, что для развития и совершенствования зрительной системы личности, способной адекватно воспринимать произведения искусства окружающую действительность и изображать ее, необходимо предоставлять её спектральную множественность таких символов, что, собственно и создаёт (формирует) процесс развития, движения, изменения, совершенствования процесса восприятия. По мнению Дж. Гибсона, художественное восприятие опирается на жизненный опыт ребенка, в основе такого опыта лежит огромных ряд зрительных образов, большая насмотренность «бесчисленного множества натуры в динамике и движении». Динамика, дающая множественность инвариантных по времени, характеристик формы определенного объекта или семейства форм, формирует в сознании ребенка определенный зрительных опыт, от которого и зависит содержательность, богатство и качество восприятия. (Дж. Гибсон. с. 380). В памяти индивида складывается багаж, своеобразная копилка зрительных образов. Успешность воспринимаемых объектов напрямую зависит от успешности обнаружения инвариантов, их узнавания, а не от восприятия формы. Ученый поясняет это на таком примере. Ребенок смотрит на играющих котят - он не видит вида спереди, вида сбоку, но он воспринимает инвариантного котенка, то есть он видит много вариантов, их запоминает и, если после этого,

видит один вариант, котёнка - рисунок котенка, то из его «копилки» инвариантов котёнка, ребёнок «обнаруживает» нужный вариант движения котёнка. В данном случае ребенок «уже подготовлен к тому, чтобы извлекать инварианты, и не будет обращать внимание на застывшую перспективу картины или жизни, рисунка или фотографии, что, в данном случае одно и то же» [4, с. 382].

Еще интереснее обстоит дело с музыкой. Если изобразительная деятельность (восприятие искусства по убеждению психологов и эстетиков -деятельность творческого порядка) развивает способность к различению оттенков цветов, зрительную память, воображение, фантазию, умение видеть необычное, прекрасное в окружающей действительности, эмоциональную сферу, то занятия музыкой (мы не имеем ввиду освоение муз. инструмента и профессиональные занятия), то музыкальные занятия меняют структуру мозга! (Т.В. Черниговская- профессор СПбГУ, доктор филологии и биологии, лицо и посол современной науки в Петербурге, Д. Кирнадская - профессор, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных). Благодаря занятиям музыкой (слушание музыки, пению, хоровому пению) увеличивается на 25% больше через год всего занятий музыкой «corpus callosum» или "мозолистое тело" по-русски которое представляет собой соединительную ленту между правым и левым полушарием мозга. Ребенок, занимающийся музыкой или имеющий активный контакт с ней, становится физиологически умнее. Каждому ребенку необходимы занятия музыкой чтобы он получил «бонус от музыкального образования, то есть получил вот эти потрясающие умственные качества, которые непременно возникнут. Ну, естественно, что это не только эти умственные качества. Тут и эстетическое воспитание, и художественный вкус, и эмоциональность. Музыка сама просто как музыка - величайшая ценность» (Дина Кирнарская).

«Что значит, соединение между левым и правым полушарием? - продолжает ученый,- все ваши творческие силы реализуются и сразу же перекладываются на общепонятные языки. Есть такое как бы понятие пластичности мозга. Ну, может быть, до 12 лет максимум мы можем об этом говорить. И если ребенок начал заниматься и занимается музыкой, то вот это усиление коммуникации, что ли, между полушариями мозга, оно просто гарантировано» [6].

Активное взаимоотношение в работе обоих полушарий - гарант успешности самореализации человека в социуме и освоения знаний, навыков в любой области деятельности. М.М. Кольцова и И.П. Павлов считали, что гармонично человек развивается только тогда, когда оба полушария находятся в активном развитии и взаимодействии. Т.В. Черниговская говорит о том, что мозолистое тело гениального человека в несколько раз толще (шире, больше) чем у человека одаренного в какой- либо области среднестатистического человека в частности.

Таким образом, ограничение общения с искусством или недостаточность его в жизни маленького человека, ограничение в разных видах художественной деятельности не позволяет в полной мере развивать когнитивные способности личности, органов чувств и создает условия для возникновения нервных и психических расстройств, неразвитости коммуникативных способностей и замкнутости, закомплексованности, подавлению познавательных интересов, недооценка своих возможностей и сил и др.).

Можно с убежденностью говорить о том, что построение образовательной среды, комфортной для ученика начальной школы и дошкольника и оптимальной для решения целого ряда педагогических задач, а также выстраивание социальных отношений в продуктивных форматах творческой и развивающей деятельности возможно с помощью занятий разными видами искусства. Решение этих задач и гармонизация образовательной среды получит качественный скачек, если включить в образовательный процесс инновационные педагогические технологии. Научно-педагогическое сообщество называет среди наиболее эффективных технологий современности с высоким уровнем потенциальных возможностей технологию интегрированного обучения и поли художественного (по аналогии с политехническим - термин профессора Б.П. Юсова) воспитания. Понятие интеграции в Большой Советской Энциклопедии имеет несколько трактовок: во-первых, - «восстановление, восполнение целого, объединение в целое каких-либо частей, элементов», во-вторых, - «процесс, ведущий к такому состоянию», а также как «процесс взаимного приспособления и объединения», имея в виду упорядоченные отношения личностей, групп, общества, государства и др. Применительно к науке термин «интеграция» раскрывается как процесс сближения и связи наук наряду с процессом их дифференциации, в разнообразных сферах, том числе в социальной сфере, искусстве, обществе, педагогике. Интегрированное преподавание - это такая форма построения занятий с детьми искусством, когда гармонично взаимодействуют разные его виды и виды творческой деятельности, подчиняя это взаимодействие решению общей для разных искусств образовательной задачи. Она, задача, должна выходить за рамки учебной задачи отдельно взятого предмета или науки, т.е. она должна быть уровня - «сверх задачи». Потенциал воздействия и педагогический эффект каждого из предметов искусства в этом случае многократно увеличивается.

Б.П. Юсов, автор концепции интеграции в образовании и поли художественного воспитания указывал на то, что такая форма работы с детьми по искусству представляет собой способ организации воспитания в полном единстве с умственным, нравственным, общественно-политическим, трудовым, физическим развитием детской личности. При этом в процессе обучения и получения навыков пения, рисования, актерского мастерства, художественного движения, у детей формируется способность восприятия мира в полноте звуков, цвета, движения, ароматов и форм, живой природы и мира людей, миропонимание и готовность к жизни в социуме, способность осваивать культурное наследие поколений, они возрастают духовно, приобретают потребность менять к лучшему условия бытия.

Занятия искусством, реализованные на уровне поли художественного подхода и интегрированных форм обучения (базой для них является единая категория - художественный образ, а также средства выразительности - ритм, форма, пространство, композиция и т.д.) предполагают отказ от авторитарного преподавания, работы по образцу и репродуктивные формы деятельности в противовес занимательным проблемным и игровым формам обучения, свободе проявления ребенка в творчестве и радости от неё, созиданию и восприятию прекрасного в искусстве и жизни, освоению нового и свершению личностных открытий.

Л.Г. Савенкова обращает внимание на «мощный гуманистический потенциал искусства и прекрасную технологическую оснащенность интегрированных форм обучения, которые позволяют решать такие проблемы, которые не под силу медицине или общей педагогике» и приводит опыт школы № 13 г. Арзамаса Нижегородской области (ныне гимназия), директор Данилина Р.А. В этой школе, в течение целого ряда лет, осуществлялся эксперимент по внедрению в практику работы с детьми поли художественных форм обучения.

Выводы. По результатам мониторинга влияния разных технологий обучения на состояние здоровья учащихся, степень напряжения центральных регуляторных механизмов и процессы морфо-функциональной адаптации учащихся младших классов снятые в начале и конце каждой четверти учебного года, выявлению уровня напряженности и утомляемости детей в школе в течение дня в классах, работающих по:

• художественно-эстетическому полихудожественному направлению (по Б.П. Юсову, термин Юсова Б.П.);

• традиционным программам и формам образования;

• методикам развивающего обучения (Л.В. Занков);

• по программе "Сообщество".

Наиболее высокие показатели по сохранению здоровья учащихся были выявлены в классах художественно-эстетического поли художественного направления. «Именно в этих классах, - пишет Л.Г. Савенкова, -выявлен уровень снижения утомляемости школьников в течение дня почти на 25 %, хотя именно в этих класса дети гораздо больше других были вовлечены в разные виды художественной деятельности (помимо всех других обязательных предметов и часов обучения)» [10, 18].

Литература:

1. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968

2. Блонский П.П. Избранные педагог. и психолог. сочинения в 2-х томах. М., 1979

3. Выготский Л.С. Психология искусства, Ростов н/Д: Феникс, 1998.

4. Гибсон Дж. с.382 Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс. 1988

5. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. - М.: Языки славянских культур. - 2010.

6. Кирнадская Д. Музыкальные занятия меняют структуру мозга. По материалам программы «Правда» Общественного телевидения России.

7. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В., Концептуальные основания культуросообраного образования // Известия РАО, № 6, 2000. - М.: Издательский Дом Магистр-ПРЕСС. С. 6 - 20.

8. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. - М.: Смысл, 2002.

9. Савенкова Л.Г. Педагогические условия внедрения в практику обучения школы интегрированного направления работы. // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - № 3, 4 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE- magazine/new-magazine-1-2008.htm

10. Савенкова Л.Г. Арт-терапия и полихудожественное образование / Сб.Художественно-эстетическое развитие в контексте национальных и региональных моделей образования: Юсовские чтения. Сборник научных статей по материалам XVII Международной конференции «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития: Юсовские чтения» (31.10. - 03.11.2016 г.)

11. Ханнафорд К. Мудрое движение: мы учимся не только головой / пер. А.В. Самаровой и С.К. Мазгутовой. - М., 1995.

12. Черниговская Т.В. По материалам лекции, прошедшей в октябре в Петербургской филармонии имени Шостаковича в рамках проекта «Музыка+лhttp://www.sobaka.ru/city/science/81388?fЪclid=IwAR373idBUDB2mjAQk5zOCN5rP0YP5Iyhyj-Hso2icj VruunMby 1FVzj RFBQ#vk

13. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М.: Спутник+, 2004.

Педагогика

УДК 378

аспирант Завгородняя Елена Артёмовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор)

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СТУДЕНТАМИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В ВЫСШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о том, какими критериями руководствуются студенты, обучающиеся в сегменте высшего профессионального образования в Республике Корея, при выборе учебных программ. Как показывает практика, в последнее время наблюдается расхождение между содержанием учебных программ, предлагаемых высшими профессиональными учебными заведениями Республики Корея, и реальными потребностями рынка труда. В этой связи в статье также делается акцент на мерах, предпринимаемых руководством страны для преодоления данного расхождения.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, Республика Корея, учебная программа, рынок труда, младший колледж, трудоустройство, научная степень.

Annotation. The present article raises the issue of criterions used by students receiving higher vocational education in Republic of Korea while choosing study programs. According to recent practice, there is a certain discrepancy between contents of study programs offered by higher vocational institutions of Republic of Korea and real labor market needs. In this regard the article also describes measures taken by the Government of Republic of Korea to overcome this discrepancy.

Keywords: higher vocational education, Republic of Korea, study program, labor market, junior college, employment, academic degree.

Введение. В Республике Корея уделяется большое внимание проведению политики, направленной на то, чтобы высшее профессиональное образование более четко отвечало реальным потребностям рынка труда именно в следующих аспектах:

1) дальнейшее повышение доступности актуальной информации о карьере для будущих студентов;

2) управление выбором учащегося с помощью требований работодателя на уровне младших колледжей. Изложение основного материала статьи. Прежде всего, рассмотрим ситуацию в т.н. младших

колледжах, являющихся одними из наиболее распространенных высших учебных заведений системы профессионального образования в Республике Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.