Научная статья на тему 'Занятия вокалом с детьми с нарушением слуха'

Занятия вокалом с детьми с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1511
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
лица с ограниченными возможностями здоровья / слабослышащие / позднооглохшие / глухие / музыкальное искусство / арт терапия / people with disabilities / hard of hearing / late deafened / deaf / music art / art therapy

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буслаева Елена Николаевна, Доронина Мария Валерьевна

Статья посвящена коррекционно-развивающим возможностям музыкального искусства по отношению к детям с проблемами слуха. Занятия вокалом являются источником новых позитивных переживаний ребенка, рождают у него творческие потребности и способы их удовлетворения, активизируют потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивают всестороннее развитие ребенка, т. е. выполняют важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocal lessons with children with hearing loss

Тhe article is devoted remedial developmental possibilities of musical art in relation to children with hearing problems. Classes singing are a source of new positive experiences a child, give birth to his creative needs and ways of satisfying them, activate the potential in practical musical and artistic activities, provide all-round development of a child, that is perform essential functions: educative, educational, social.

Текст научной работы на тему «Занятия вокалом с детьми с нарушением слуха»

Vocal lessons with children with hearing loss Buslaeva E. , Doronina M. (Russian Federation)

Занятия вокалом с детьми с нарушением слуха Буслаева Е. Н. , Доронина М. В. (Российская Федерация)

]Буслаева Елена Николаевна /Buslaeva Elena - кандидат педагогических наук, доцент;

2Доронина Мария Валерьевна /Doronina Marija - магистрант, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, факультет «Институт социальных отношений»,

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация: статья посвящена коррекционно-развивающим возможностям музыкального искусства по отношению к детям с проблемами слуха. Занятия вокалом являются источником новых позитивных переживаний ребенка, рождают у него творческие потребности и способы их удовлетворения, активизируют потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивают всестороннее развитие ребенка, т. е. выполняют важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

Abstract: the article is devoted remedial developmental possibilities of musical art in relation to children with hearing problems. Classes singing are a source of new positive experiences a child, give birth to his creative needs and ways of satisfying them, activate the potential in practical musical and artistic activities, provide all-round development of a child, that is perform essential functions: educative, educational, social.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, слабослышащие, позднооглохшие, глухие, музыкальное искусство, арт терапия.

Keywords: people with disabilities, hard of hearing, late deafened, deaf, music art, art therapy.

В нашей стране до последнего времени основной задачей поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями являлось оказание социально-экономической и медицинской помощи. Несмотря на безусловную важность и необходимость поставленных проблем, роль нравственной и культурной составляющих в социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями оценена не в должной мере. По отношению к людям, имеющим проблемы со слухом, не в полной мере реализовано право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и в творческих процессах, относимое к основным правам личности и гарантируемое государством.

Помочь в решении вышеизложенных проблем должно инклюзивное образование, которое стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении, а также старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей, в том числе и развития творческого потенциала.

Многообразие проявлений нарушения слуха обуславливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи. В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.

Глухие (не слышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею [9].

Среди них выделяют рано оглохших детей, родившихся с нарушением слуха, либо потерявших слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки, и позднооглохших детей, сохранивших в той или иной мере речь, потерявших слух в том возрасте, когда она была уже сформирована [2, с. 4].

Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохраненной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения [10].

Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. К нарушениям слуха могут привести механические травмы - ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей. Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы [2, с. 2].

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к детям с проблемами слуха обусловлены, прежде всего, тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т. е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную [14].

Наряду с другими видами искусства, музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивает знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой [8].

Музыкальная деятельность формирует такие практические умения, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, одновременно обеспечивая развитие коммуникативных основ, способствуя развитию культуры.

Через музыкальное искусство слабослышащий ребенок осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженных в произведениях [8].

Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае, если решаются коррекционно-развивающие и психо-коррекционные задачи. Это обусловливает применение арт-терапии.

Арттерапия.

Синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии [5;

7].

Музыкотерапия.

Один из видов арт-терапии. Это своеобразное психо-коррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в психокоррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии [8].

Вокалотерапия.

Активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию [8].

Конечным результатом применения музыкотерапии и вокалотерапии в работе со слабослышащими детьми выступает социальная адаптация ребенка. Важное место в социальной среде отводится творческой деятельности, где ребенок может себя выражать определенным образом, поскольку среда творческого общения рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, инициативы и творческих проявлений [8]. В качестве основных диагностических компонентов в определении уровня музыкально-эстетического развития детей с проблемами слуха можно назвать:

- эмоционально-эстетическое отношение к музыке (эмоциональная отзывчивость на музыку, адекватное сопереживание содержанию музыкальных произведений, музыкальных образов, отражающих разнообразные эмоциональные проявления мира природы и человека);

- музыкально-образовательный компонент (представления об основных видах музыки (инструментальная, вокальная) и ее жанрах (песня, танец, марш); представления о музыкальных инструментах (ударные, духовые, струнные, клавишные); представления о разнообразных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах);

- музыкально-деятельностный компонент (восприятие музыки, различать характер музыки, отдельные средства музыкальной выразительности). Сюда можно отнести и пение (развитие голоса — у слабослышащих), умение петь естественным голосом, без напряжения, совместно с взрослым и самостоятельно, владеть основными вокальными и хоровыми навыками с учетом характера нарушения в развитии ребенка;

- музыкально-творческий компонент (предпосылки творчества и элементарные его проявления в разных видах музыкальной деятельности);

- ценностно-ориентационный компонент: умение вербально выражать музыкальные предпочтения, свое отношение к музыке, участвовать в творческом процессе, оценивать себя и других в различных видах музыкальной деятельности [5].

В процессе работы со слабослышащими детьми был определен круг проблем.

Нарушение тембра голоса.

1. Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепоту, с большой утечкой воздуха. Такой голос определяют еще как «глухой». Обычно такой голос встречается у глухих детей с очень малыми остатками слуха.

2. Хриплый голос. Сочетание огрубелости голоса и придыхания.

3. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Такое изменение голоса возникает в результате сильного напряжения мышц.

4. Гнусавый голос. Очень распространенное нарушение голоса.

У слабослышащих детей причиной расстройства голосового аппарата является несовершенное восприятие ребенком речи окружающих и своей собственной; и неспособность голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата такого ребенка точно и активно функционировать.

Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, которые и составляют основу речевого развития слышащего ребенка. Интонация позволяет выражать смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи. Она включает в себя ритм, темп, тембр и мелодику речи [11].

Мелодика речи - это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Тембр - эмоциональная окрашенность, придающая речи оттенки удивления, грусти, радости. Достигается это путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении текста [11].

Целенаправленное восприятие музыки детьми с нарушением слуха содействует формированию у них речевой функции, интонационной стороны устной речи. При декламации песен под музыку, выполнении специальных речевых упражнений под музыку дети легче овладевают высотными и динамическими модуляциями голоса, темпом речи, ее слитностью, ритмической организацией слов, фраз, что обусловлено близостью определенных интонационных структур в музыке и речи.

Чтобы правильно произносить различные звуки, необходима хорошая подвижность артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными [16].

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряженность исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированные.

Фонетическая ритмика является следующим этапом, после артикуляционной гимнастики, в работе по формированию произносительной стороны речи детей с нарушением слуха.

Основной целью фонетической ритмики является развитие у детей с нарушением слуха слухового восприятия, обогащение слухозрительными впечатлениями, активизация голосовых функций, формирование на слухокинестетической основе речевой деятельности, ее ритмоинтонационной и произносительной стороны [3].

Средствами фонетической ритмики являются упражнения, игры, сочетающие речь и движения, музыка, которая в совокупности с движениями способствует развитию и речи, и движений.

Нарушение естественной звуковысотности.

1. Слишком высокий или слишком низкий голос; несоответствующий возрасту ребенка, причем, чаще встречается более высокий (в сравнении со слышащими сверстниками) тон голоса.

2. Фальцетный голос - высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. Этот дефект относится к очень грубым, отрицательно влияющим на разборчивость речи.

3. Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках.

Стараясь не допустить перехода голосового аппарата в фальцетный режим, дефектологи опускают тон голоса вниз, в грудной регистр. Это оправдано с точки зрения физики и психоакустики, так как низкие частоты лучше передаются в тканях тела, не ослабляясь и лучше воспринимаясь. Однако при этом голос ребенка лишается мелодики, интонационно обедняется и обестембривается.

Для вокализиции голосового аппарата применяется фонопедический метод В. В. Емельянова. Этот метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении [4].

Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой.

Фонопедический комплекс состоит из нескольких групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

Пение развивает голосовой аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию. Врачи, логопеды используют пение при лечении заикания и наблюдают выраженную положительную динамику в коррекции данного дефекта речи [4].

У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители. При обучении таких детей широко используются средства наглядности: яркие картины, таблицы. Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха - главный источник представлений об окружающем мире. В процессе общения с другими людьми используются дактильная речь, мимика, жесты, положение рук, пальцев. Движение губ, лица и головы используется при восприятии устной речи [15].

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию движений. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. У детей с нарушением слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятий.

Из всех видов кожных ощущений для компенсации нарушений слуха наибольшее значение имеют вибрационные ощущения. Развитие вибрационной чувствительности имеет большое значение для овладения устной речью, ее восприятием и произношением. Некоторые из вибраций улавливаются ребенком при прикладывании ладони к шее говорящего, при поднесении ладони ко рту. Здесь очень хорошо помогает вибрационный массаж [15].

Нарушение дыхания.

Нарушение дыхательной функции во время голосообразования характеризуется укорочением фазы выдоха; частыми, слишком короткими вдохами; неравномерностью ритма дыхательных движений, отсутствием «опоры дыхания».

Для работы над дыханием можно использовать фониатрическую гимнастику с трехфазным дыханием. Эта гимнастика восстанавливает голосовые связки, а дыхание диафрагмой дает возможность успокоиться и снять напряжение или спазм мышц.

Также эффективна фонопедическая гимнастика. Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т. е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого [12].

На последнем этапе работы над дыханием можно использовать фоноритмику. Она включает в себя работу над звуками речи (гласными, согласными), их автоматизацию в сочетании с движениями; работу над регуляцией дыхания и слитности речи (в слоговых упражнениях, словах, коротких предложениях, стихах и текстах); над голосом (силой, высотой, чередованием низкой и высокой тесситуры); над ритмом (одно-, двух-, трех-, четырехсложным), над темпом речи (в слоговых упражнениях, скороговорках, стихах); над интонацией (логическими ударениями, интонацией в коротких словах, словосочетаниях, предложениях, коротких текстах, стихах, играх).

Участие слабослышащих детей в культурной жизни и в творческих проектах - необходимое условие для осознания своих и чужих эмоциональных состояний, обогащения мира эмоциональных переживаний и творческого роста.

Конечной целью всех представленных методик является формирование правильно оформленной, интонационно выразительной, тембрально окрашенной речи и психомоторики ребенка с нарушением слуха, обеспечивающих социальную адаптацию такого ребенка.

Литература

1. Барабанов Р. Е. Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха [Текст] / Р. Е. Барабанов // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 559-560.

2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2002. - с. 3-203.

3. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие -Ставрополь, 2008. - 224 с.

4. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В. В. Емельянов. СПб.: Лань, 2007. -194 с.

5. Игумнова Т. Т., Осеева, Н. А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения [Текст] / Т. Т. Игумнова, Н. А. Осеева // Психология, социология и педагогика. 2013. - № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/03/1927.

6. Лятифова Л. В. Инклюзивное образование [Текст] / Л. В. Лятифова // Молодой ученый. 2014. № 19. - С. 573-575.

7. Михальченко К. А. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / К. А. Михальченко // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 60-63.

8. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/mmv/mvm-001.htm].

9. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. - М.: Просвещение, 1999.

10. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2001. 224 с.

11. Носкова Л. П. Н84 Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 344 с. — (Коррекционная педагогика).

12. Охтярова Т. И. Значение речевой фонопедии в фониатрической практике [Текст] / Т. И. Охтярова // Здравоохранение Чувашии. 2012. - № 2. - С. 21-24.

13. Поддубная Е. А. Музыкальные пальчиковые игры [Текст] / Е. А. Поддубная. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 39 с.

14. Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях учреждений государственного воспитания: сборник материалов II педагогических чтений им. первого министра общего и профессионального образования Свердловской области Валерия Вениаминовича Нестерова. -Екатеринбург. СОПК, 2013.Часть 4. - 189 с.

15. Ткачева В. В. Труханова Ю. А. Технология психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников [Текст] / В. В. Ткачева, Ю. А. Труханова. М.: Национальный книжный центр, 2014. - 149 с.

16. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.