Научная статья на тему 'Интеграция в образовании детей дошкольного возраста'

Интеграция в образовании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION HUMANITARIZATION / КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMPLEX TRAINING / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOL CHILDREN / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER SCHOOL STUDENTS / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / INTEGRATED APPROACH / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLYART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заварина Светлана Юрьевна, Ермолинская Елена Александровна

В статье обозначены условия развития детей на занятиях искусством. Рассмотрена преемственность дошкольного и начального образования в процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заварина Светлана Юрьевна, Ермолинская Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION IN EDUCATION AND YOUNGER SCHOOL AGE

The article outlines the conditions for the development of children in the art classes. Considered the continuity of preschool and primary education in the process of artistic-aesthetic development of children of preschool and younger school age.

Текст научной работы на тему «Интеграция в образовании детей дошкольного возраста»

■ рабочие программы педагогов;

■ годовой календарный график;

■ расписание занятий.

Обучение ребенка с ОВЗ на дому по общеразвивающему направлению при наличии в ДОО и семье ребенка соответствующего необходимого оборудования может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий при учете индивидуальных психофизических особенностей, интересов детей, медицинских рекомендаций.

При распределении часов части, формируемой участниками образовательного процесса образовательной организации рекомендуется учитывать мнение родителей (законных представителей) обучающегося на дому.

Проведение занятий возможно индивидуально на дому, индивидуально в условиях образовательной организации, с частичным посещением образовательной организации. Занятия, включенные в часть, формируемую участниками образовательного процесса, могут проводиться в малых группах (до 4-х человек). Определение варианта проведения занятий осуществляется по желанию родителей (законных представителей) на основе заключения медицинской организации, отсутствия противопоказаний для занятий в группе, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся на дому.

При наличии возможности ДОО обеспечивает участие обучающихся на дому в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Выводы. Таким образом, в условиях инклюзивного образования сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов становится основой взаимодействия образовательной организации и семьи.

Литература:

1. Бабунова, Е.С. Социально-педагогическая защита детей в современном образовательном пространстве дошкольного учреждения / Наука и образование. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 23-25.

2. Бражицкая, А.А., Корнеева Е.В. Формы взаимодействия ДОУ с родителями // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 28-31.

3. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. - М.: Мозаика- Синтез, 2007. - 144 с.

4. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера. - 2007. - 80 с.

5. Инклюзивное образование: Учеб. пособие / Н.А. Борисова и др.; Науч. ред. О.А. Денисова; Сост. О.Л. Леханова. - Череповец: ЧГУ, 2016. - 149 с.

6. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. - http://topuch.ru/a-m-kazemin-l-v-kazemina-dnevnik-razvitiya-rebenka-ot-rojdeniy/index.htmI

7. Педагогическое взаимодействие в детском саду / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Заварина Светлана Юрьевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ермолинская Елена Александровна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье обозначены условия развития детей на занятиях искусством. Рассмотрена преемственность дошкольного и начального образования в процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: гуманитаризация образования, комплексное обучение, дошкольники, младшие школьники, интегрированный подход, полихудожественное образование.

Annotation. The article outlines the conditions for the development of children in the art classes. Considered the continuity of preschool and primary education in the process of artistic-aesthetic development of children of preschool and younger school age.

Keywords: education humanitarization, complex training, preschool children, younger school students, integrated approach, polyart education.

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), художественно-эстетическое развитие, рассматривается структурной единицей и образовательной областью, которая решает задачи «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы; становления эстетического отношения к миру; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [9, с. 5.]. Занятия искусством призваны решать не только задачи ознакомления ребенка с окружающим миром, но и развития и, в первую очередь, каналов восприятия - слухового, зрительного, кинетического, сенсорного, видов памяти -зрительной, моторной, ассоциативной и формируют навыки общения с произведениями искусства. Навыки творческой деятельности будут активно развиваться при условии осмысления художественного материала, соблюдение принципа нравственного выбора (что хорошо, что плохо), отказа от авторитарности, использования выполнения детьми работы по образцу и предоставление ребенку свободы самовыражения в творчестве. Результатом построения занятий на основе активизации субъективного переживания, рожденного в процессе восприятия или практической деятельности ребенка, становятся личностные изменения,

возрастание ребенка над самим собой, способность выражения собственной эстетической оценки происходящего (воспринимаемого) формирование созидательного отношения к миру.

Изложение основного материала статьи. Инновационные процессы в образовании опираются на образовательные стандарты и рождают новые образовательные концепции, идейная сущность интеллектуальная содержательность которых оптимально соответствует потребностям и уровню развития социума, а также требованиям к выпускнику школы или образовательного дошкольного учреждения. Одной из таких инновационных концепций, которые многими учеными оценивается в качестве ведущей, обладающей огромным обучающим потенциалом названа концепция полихудожественного развития ребенка. Во главу угла данная концепция ставить эстетическое и познавательно-творческое развитие ребенка, введения его в мир культуры и искусства, раскрытие познавательного потенциала и творческих задатков личности. Для реализации данной концепции, во главу которой ставится: своеобразие детского сознания, открытого восприятию разных видов искусства; возможность расширения образовательного пространства любого занятия с детьми по искусству (выход за рамки собственно искусства) информацией и других областей знаний; познание ребенком многогранности мира, в котором он живет средствами искусства; построение занятия на основе деятельного подхода и самостоятельного творчества ребенка, необходимо коренным образом изменить сознание педагога, образовательная парадигма которого, как правило, направлена на освоение детьми изобразительных навыков на занятиях изобразительным искусством и исполнительских навыков на занятиях музыкой.

Необходимость освоения навыков ни у кого не вызывает сомнения. Однако, ставить их во главу угла на занятиях искусством - не совсем целесообразно, понимая силу эмоционального воздействия искусства на человека, которая в детском возрасте значительно возрастает, т.е. ребенок дошкольник отличается наглядно-образной формой мышления (термин профессора Н.Н. Поддъякова), в то время как основе любого произведения искусства лежит художественный образ, воплощенный средствами и выразительного языка конкретного искусства. Говоря о познавательной доминанте детства, не следует забывать, всеобщей познавательной функции искусства и культуры в целом. С помощью искусства ребенок органично входит в жизнь, познает нравственные и этические законы, формирует эстетические представления, знакомится с разнообразными формами проявления. Искусство, как и педагогическая деятельность - это всегда исследование. Первое - не ограничивается единым верным решением, второе - имеет дело с постоянно растущими и развивающимися субъектами образовательного процесса, находящихся под влиянием активно изменяющейся социокультурной действительности.

На основе открытости ребенка разным видам искусства Б.П. Юсовым была предложена концепция полихудожественного (по принципу политехнического) развития ребенка средствами разных искусств, которые находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и способности к интеграции. Полихудожественный подход на занятиях с детьми искусством предполагает приобщение их к разным видам художественно-творческой деятельности, к формированию интереса к искусству, которое не ограничивается детскими стихами, рассказами, песнями, музыкальными текстами и любыми другими произведениями, созданными специально для детей, но в широком смысле этого слова.

В концепции полихудожественного развития ребенка, предложенной профессором Б.П. Юсовым в 80-х г. ХХ века и с успехом разрабатываемой в лаборатории ФГБНУ ИХО и К РАО (Федеральный государственный бюджетные научное учреждение Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования), одно из центральных мест занимает региональный подход в работе с детьми по искусству. Он предполагает построение занятий на основе произведений классического искусства, а также созданных творческими людьми конкретного региона, в котором проживает ребенок, на образцах народного искусства, традициях и культурном наследии народа. Культура региона формирует и подпитывает интересы, предпочтения ребенка, влияет на особенность восприятия произведений искусства и на качественное проявление психических процессов, таких как восприятие, внимание, эмоции, мышление, воля, память, а также вдохновенную интуицию, эстетические предпочтения и вкус, закрепленные в родовой памяти народа. Знание культуры и искусства своего народа является основой для освоения общечеловеческих культурных ценностей и уважительного отношения к культуре других народов.

Для таких наук как: эстетика, педагогика, культурология и уровня развития современного общества одинаково важно понятие «Экология культуры», введенное академиком Д.С. Лихачевым. Это понятие имеет смыслополагающее значение, которое не ограничено только необходимостью осознания культуры как наследие поколений, но является и гармоничной и всеобъемлющей системой с сохранением культурного наследия - памятников и культурных объектов и через них - сохранение культурной среды. Педагогической науке данное понятие открывает широкие возможности построения инновационных образовательных концепций с позиции формирования у подрастающего поколения представлений о культуре как целостном явлении, культурно-исторического значение педагогики искусства, формирующей культуру будущего через эстетическое развитие (подрастающего поколения). Фактически ребенок выступает связующим звеном между культурой прошлого, через современную культуру, плодами которой он пользуется сегодня к культуре будущего, создавать которую будет он.

Эстетическое развитие и художественное воспитание ребенка зиждется на знании психологических особенностях возраста и чувстве меры т.к. искусство, обладающее огромным эмоциональным напряжением, активно влияет на ребенка, а также на самостоятельную творческую деятельность, решает задачи перевода эмоциональных переживаний ребенка в конкретные зрительные образы. Профессор Л.Г. Савенкова ввела в педагогику искусства термин «экологическое воспитание» (по принципу «экология культуры» Д.С. Лихачева), которое предполагает, что любое воспитание должно «опираться на возрастные особенности детей, их интересы и предпочтения (сохранение природы ребенка в условиях сохранения его индивидуальных качеств) - общение на понятном для ребенка языке, приподнимая его над обыденностью и одухотворенностью содержания» [7, с. 14].

Для административно и профессорско-преподавательского состава данное понятие повышает значимость предметов искусства в образовательном пространстве учебного учреждения любого уровня-от дошкольного, школьного и профессионального образования. Понимание культуры «высшей формой организации элементов бытия» (Б.П. Юсов), а искусства - как одной из основополагающего компонента гуманитаризации образования (построение образования на основе идей гуманизма - понимания человека основной ценностью общества и бережного отношения к личности), выводит в ряд первостепенных вопросы создания

педагогического инструментария (методик, технологий, продуктивных практик, научно-методического сопровождения), а также подготовку современного педагога, сознающего всю ответственность за введение учащегося в пространство культуры, за уровень его духовно-нравственного, эстетического и художественного развития и способного реализовать все в собственной педагогической практике.

Интеграция и гуманитаризация образования с активным компонентом эстетического воспитания активно и успешно внедряется в общеобразовательную школу, в то время как, именно возраст дошкольника испытывает острую потребность в таких технологиях. Образовательные программы дошкольных учреждений, а дошкольные учреждения имеют статус первой образовательной ступени, отличаются разрозненностью, самодостаточностью, несогласованностью дисциплин, тем, видов работ, познавательной деятельности ребенка и оценки результатов. Это, в свою очередь, делает день детей в ДОО дробным, разрозненным на отдельные, логически не связанные между собой и занятия, что не позволяет конструировать (рассматривать, понимать, формировать) учебный день ребенка дошкольника как гармоничный и непрерывный процесс познания.

Создать иное, инновационное пространство дошкольного учреждения, отвечающее потребностям и самой природе детей, нуждающихся не в дискретном, но в целостном познании окружающего мира, возможно в результате построения образовательного процесса, на основе взаимодействия и интеграции всех видов занятий. Оптимальной основой построения такого пространства являются предметы искусства -изобразительная, музыкальная, театральная деятельность ввиду природы самого искусства. В произведениях искусства в художественных образах отражена действительность, жизнь, человек, его внутренний мир и мир, который он создает своими руками. А.В. Бакушинский определял произведения искусства «художественно организованной действительностью», самой жизнью, в которой есть место всему. Это делает занятия искусством универсальными, позволяющими в беседе с детьми рассматривать разнообразные жизненные ситуации, проблемы, поступки, действия, свойства и стороны жизни, все то, что волнует и интересует ребенка. Практика показала, что изучение и преподавание предметов искусства как разнородных образовательных элементов не приводит к построению целостного образовательного пространства. В педагогическом коллективе не рождается потребность построения, понимания образовательной эффективности образовательного пространства учреждения как целостной системы, решающей единые задачи развития, воспитания и образования. Целостность представляет собой единое смысловое поле, которое позволяет детям воспринимать, понимать, осмысливать и осваивать полученную информацию, знания и навыки, приобретенные на разных занятиях на уровне культурных явлений. Примером такого интегрированного построения занятий по разным дисциплинам с детьми старшей группы ДОО, может служить серия занятий, в которых искусство, литературный сюжет, игровая деятельность, самостоятельное детское творчество были объединены в единый блок под единым сюжетом. За основу интеграции и взаимодействия были взяты занятия по «математике», «развитию речи», «лепке», «изобразительному искусству», «аппликации», «окружающему миру», которые имели не связанные между собой темы и ученые задачи, а именно:

Математика - занятие предполагает освоение понятий «больше», «меньше».

Окружающий мир - сформировать знания о комнатных растениях.

Аппликация - выполнение украшения сосуда (предположительно, горшочка под комнатное растение).

Изобразительное искусство - изображение одежды.

Планирование интегрированных форм работы строилось на нескольких принципах:

• Приоритетности практической творческой деятельности.

• Использования результатов творческой деятельности для оформления класса.

• Реализации индивидуального подхода и формирования навыков общения.

• В основе интегрированного занятия ляжет сюжет, позволяющий объединить такие разные виды деятельности и области знаний.

• Связующим звеном, объединяющим разные виды деятельности детей будет коллективная композиция.

Работа была запланирована таким образом, что полученные результаты детского творчества каждого занятия собирались в единую коллективную композицию, которая была в постоянном доступе для детей и взрослых для восприятия в течение двух недель работы над ней. Это способствовало тому, что композиция работы обогащалась, знания, полученные на занятиях, повторялись, единый сюжет, положенный в основу коллективной работы не забывался, а обогащался с каждым занятием. Дети интересовались работой и постоянно пополняли ее не только в процессе занятий, проводимых в первой половине дня, но и «обживали» и пополняли продуктами детского творчества, созданными во второй его половине. Для объединения всех детских работ в единую композицию было соединено несколько ватманских листов бумаги. Для этой цели можно использовать обратную сторону обоев.

Занятия были объединены в единый блок, под рабочим названием «Праздник двух королевств». Детям был предложен сюжет о дружбе двух соседних королевств. На глазах детей основа для коллективной работы была поделена на две неравных части. Дети должны были ответить на вопрос - «площадь или размер какого королевства больше?». Далее детям было предложено вырезать две одинаковые по названию и разные по размеру геометрические фигуры. Педагог вместе с детьми вспоминал, какие геометрические фигуры они знают (после названия каждой фигуры педагог чертил ее на доске), как работать, какие правила безопасности должны быть соблюдены при работе с ножницами (демонстрация приемов). На этом занятии отрабатывался материал по математике, построенный на формировании навыков сравнения - больше, меньше - сравнение величин площадей двух государств и двух одинаковых фигур с помощью их наложения.

На занятии по аппликации из полученных геометрических фигур было сложено два замка. Работа была организована в малых группах где дети склеивали модули, из которых потом собирались замки. Этот вид работы позволял формировать навыки общения, умения работать в группе, договариваться, работать на общий результат. Обязательным условием, за которым следил педагог, сделать так, чтобы один из замков был большего размера, другой меньшего. Это давало возможность закрепить результаты занятий по математике. На другом занятии аппликацией детям было предложено вырезать из бумаги цветочный горшок, придумав ему свою форму, используя знания симметрии (сложение бумаги пополам и вырезывания

симметричного изделия), украсить его узорами, и наклеить на белый лист бумаги так, чтобы основание горшка находилось близко к нижнему краю листа.

На занятии по окружающему миру велся разговор о комнатных цветах, о том, что их надо поливать, о том, что они разные по названию, у них разные формы листьев и общее строение. Детям предлагалось объяснить почему цветы, растущие дома, называются комнатными, вспомнить название комнатных цветов, подумать, почему они так называются (декабрист - цветет зимой, душистая и цветущая герань). В качестве расширения общего кругозора детей познакомили с цветком «росянка», отметив, что он цветок хищный и может поедать насекомых, которые садятся на его листья. Диалоги на этом занятии отрабатывали задачи не только занятий окружающего мира, но и развития речи. Далее детям предлагалось нарисовать волшебный цветок, который вырос именно в их горшке. Работа выполнялась на листах, на которых уже были наклеены выполненные ранее цветочные горшки.

Поскольку государства дружественные, а границы обозначены мелкими цветочками, то в порядке вещей, что государства могут объявить и объявили праздник. К празднику усиленно готовились оба государства. Праздник не обходится без цветов, поэтому работы, созданные на прошлом занятии, крепятся по периметру коллективного панно, на клумбе возле дворца, на большом хрустальном мосту, соединяющим оба государства (место расположения цветов зависит от размера панно и количества детских работ).

На празднике жители двух государств, заказывали у портных праздничную одежду, поэтому в каждом государстве была своя швейная мастерская. В композиции коллективного панно она располагалась внизу под каждым из дворцов. На отведенном для швейной мастерской месте вклеивался конверт, в который в дальнейшем складываются праздничные наряды. Конверт маскировался под небольшое строение, выполненное из неиспользованных на прошлом занятии геометрически фигур. Также нужные геометрические фигуры и архитектурные строения под швейную мастерскую могли быть выполнены детьми во второй половине дня. Детям предлагалось придумать одежду для жителей одного или другого государства. Чтобы работы получились интересными, с детьми проводилась беседа о том, что такое праздничная одежда, как она отличается от повседневной, какой она будет по цвету. Затем дети выполняют работу на небольших форматах фломастерами или цветными карандашами и вырезают полученные изображения. В конце занятия можно посчитать количество юбочек, платьев, шляп, сравнить величину (размер) одежды, побеседовать о том, для какого персонажа (жителя) был придуман праздничный наряд. Идет активный обмен мнениями и обогащение словарного запаса на занятиях изобразительным искусством.

Когда к празднику готовы наряды, территория украшена цветами, готовятся праздничные угощения. Для того, чтобы их разложить, необходимо слепить сосуд, блюда и фрукты, которые будут на них лежать.

Необходимо отметить, что работа по «обживанию» панно может продолжаться еще некоторое время. Так, можно спланировать дорожки для прогулок и нарисовать на них гуляющих людей. Можно в обрывной аппликации сделать деревья и выложить ими аллеи. На границе двух государств может размещаться озеро, на котором плавают водоплавающие птицы. В целью повторения и обогащения знаний, полученных на занятиях по окружающему миру целесообразно спланировать скотный и птичий дворы и «заселить» их. И композиция, и сам сюжет таких коллективных интегрированных работ зависит от педагогических целей, образовательных, воспитательных и развивающих задач. Использовать подобные коллективные работы можно для оформления любого календарного праздника, проходящего в группе. На фоне панно могут разыгрываться сценки, проводиться праздники, разучиваться танцевальные движения. Главная составляющая таких видов работ -объединение в единый сценарий занятий с разными дисциплинами - нахождение единых или схожих познавательных областей, которые позволяют объединить их в интересный для ребенка познавательный сюжет и сделать обучение увлекательным, захватывающим, а запоминание и освоение материала и навыков -легким. Основная задача таких занятий - предоставлять детям возможность полного творческого раскрытия, знакомства с явлениями окружающей жизни, развитие потребности освоения культурной составляющей непосредственного окружения через разные аспекты ее проявления на основе собственного продуктивного творчества, а также сформировать в ребенке понятие взаимодействия и взаимосвязей явлений, навыки целостного восприятия жизненных событий.

Коллективные формы работы, совместная деятельность детей и работа педагога в режиме диалога, предоставляет ребенку возможность уже в возрасте детского сада вступать в субъект-субъектные отношения, выступать полноправным субъектом процесса обучения, раскрывать личностные качества, раскрываться эмоционально, получать и делиться жизненным опытом.

Такие открытые коллективные работы, позволяющие дополнять композицию ставят ребенка в позицию постоянного творческого поиска (а что еще может быть в этих королевствах, может транспорт?), активизируют процесс познания, желания и умения поделиться своими идеями со взрослыми и другими детьми. Обоснованность этого процесса определяется тем, что дети по природе своей - исследователи, во-первых, во-вторых, вся природа ребенка направлена к тому, чтобы как можно больше узнать о мире, в котором он живет, в-третьих, ребенок открыт разным видам искусства (полимодальный - термин Б.П. Юсова). Занятия искусством решают важнейшую задачу поли художественного образования - развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и заложенных в нем природой индивидуальных и неповторимых задатков.

Выводы. Фактически, искусство в большей степени, чем занятия другими видами деятельности, формирует личностные качества человека. Именно занятия искусством, реализованные на принципах взаимодействия разных видов искусства и направленные на полихудожественное воспитание ребенка позволяет органично вводить ребенка в современное культурное пространство.

Поэтому так востребованы и приносят удивительные результаты занятия, построенные на проблемном обучении. Детям интересно самим во всем разобраться, в то время, как взрослые, отдавая дань педагогике прошлого преподносить информацию в готовом виде, предлагают им готовые варианты решений задач, ограничивая, тем самым возможность догадаться, предположить, совершить самим ребенком важное для него «открытие» нового знания в самостоятельной практической деятельности. С позиций прогрессивной педагогики принцип проблемного обучения тесно смыкается с личностно-ориентированным подходом в образовании и принципом гуманной педагогики (по Амонашвили), актуальной на сегодня тенденции гуманитаризации в образовании), с принципом педагогики сотрудничества (субъект-объектные отношения), что позволяет выстраивать единое образовательное пространство и достигать основной цели работы с детьми в дошкольном учреждении - раскрытии внутреннего потенциала ребенка.

Роль педагога в таком процессе обучения очень правильно охарактеризовал А.В. Бакушинский, отмечая, что педагог выступает в качестве режиссера, управляющего процессом познания. С этой целью педагогу и воспитателю надо заранее определить к какой цели и с какими результатами должны прийти к ней дети на данном конкретном занятии. Продумать проблемные вопросы, позволяющие активизировать мыслительный процесс ребенка и способность к открытиям, рассчитать, определить, какими знаниями ребенок уже владеет, какие из них могут войти в зону ближайшего развития.

Литература:

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов, 1998.

3. Грачев Г.Д. Национальные образы мира. - М. 1995.

4. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л.: Наука, 1990.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.

6. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему: Статьи и очерки.- Наука, 1985.

7. Савенкова, Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание. Учебно-методическое пособие для педагогов средней и высшей школы - М.: ИХО РАО. 2011.

8. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М.: Советский художник, 1988.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014.

10. Школяр Л.В Концептуальные подходы к современному художественному образованию // ISSN 19974558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru /AE-magazine №.2 2014.

11. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М.: Спутник+, 2004.

Педагогика

УДК 371.2

кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Матвеев Юрий Александрович

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ОЦЕНКА СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОК-СПОРТСМЕНОК С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА

ДИСПЕРСИОННОГО КАРТИРОВАНИЯ ЭКГ

Аннотация. В статье рассматривается функциональное состояние деятельности сердечно-сосудистой системы до и после дозированной физической нагрузки (проба Руфье) у студенток спортивного вуза различных спортивных специализаций, оцененное с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ. В исследовании приняли участие 62 девушки в возрасте 18 - 20 лет. В результате обследования был выявлен прирост величины индикаторов сердечной деятельности, характеризующих состояние миокарда и вариабельности ритма в ответ на нагрузку во всех группах. Однако, наиболее выраженные изменения были отмечены в группе девушек, занимающихся видами спорта с аэробными нагрузками, особенно по показателям гипоксии миокарда. Сумма индексов детализации G3,G4,G7 у девушек этой группы увеличилась после нагрузки на 231%, а показатели вариабельности ритма на 12,4%. Наименьшие изменения отмечены у девушек, испытывающих анаэробные нагрузки, а у девушек со смешанными нагрузками параметр вариации увеличился на 29,1%, что больше, чем в других исследованных группах. Можно предположить, что у занимающихся игровыми видами спорта увеличивается риск нарушений ритма, а у занимающихся циклическими видами спорта повышается риск развития гипоксии миокарда. Требуется дальнейший мониторинг состояния сердечно-сосудистой системы студенток-спортсменок.

Ключевые слова: дисперсионное картирование ЭКГ, функциональные показатели сердечной деятельности, проба Руфье, спортсменки, студентки.

Annotation. The article deals with the functional state of the cardiovascular system before and after the dosed physical activity (Rufier test) in students of the sports University of various sports specializations using the method of dispersion mapping of ECG. The study involved 62 girls aged 18 - 20 years. The study revealed an increase in the value of cardiac activity indicators characterizing the state of myocardium and rhythm variability in response to stress in all groups. However, the most pronounced changes were noted in the group of girls engaged in sports with aerobic exercise, especially in terms of myocardial hypoxia. The sum of detail indices G3, G4, G7 in girls of this group increased after the load by 231%, and the variability of rhythm by 12.4%. The lowest changes were observed in girls experiencing anaerobic stress, and in girls with mixed loads the variation parameter increased by 29.1%, which is more than in other groups studied. We can assume that in competitive sports increases the risk of arrhythmias, and have engaged in cyclic kinds of sports increases the risk of hypoxia of the myocardium. Further monitoring of the cardiovascular system of female students is required.

Keywords: dispersion mapping of ECG, functional parameters of cardiac activity, Rufier test, athletes, students.

Введение. Показатели физического развития юношей и девушек, длительное время занимающихся спортом, превышают показатели их неспортивных сверстников по многим соматометрическим и физиометрическим параметрам. В то же время при оценке пропорциональности и гармоничности физического развития спортсменов часто выявляются большие отклонения от допустимых разбросов, что может привести к разбалансировке адаптивных систем организма [1].

Чрезмерное увеличение роста и (или) массы тела, которое может характеризовать физическое развитие молодого атлета, по всей видимости способно повлиять на объём и массу его сердца. При чрезмерно высоком и ускоренном физическом развитии, использовании несбалансированных нагрузок состояние такого «спортивного сердца» может в какой-то момент стать дезадаптивным, а параметры его деятельности будут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.