Научная статья на тему 'Условия повышения эффективности формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности в ДОУ'

Условия повышения эффективности формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ЦЕЛОСТНОСТЬ И СИСТЕМНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / СОЦИАЛЬНОЕ ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ / FORMATION OF NATIONAL SELF-IDENTIFICATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTEGRITY AND SYSTEMACY OF THE PEDAGOGICAL PROCESS / SOCIAL OPEN SPACE / INTEGRATION OF EDUCATIONAL FIELDS / PEDAGOGICAL GUIDING OF THE FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губенко Наталья Николаевна

В статье рассматриваются условия повышения эффективности формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Автором предлагаются рекомендации для создания благоприятных условий данного процесса, адресованные для администрации, педагогов и родителей воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR EFFICIENCY IMPROVEMENT OF THE FORMATION OF NATIONAL SELF-IDENTIFICATION OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOLERS BY MUSICAL ACTIVITY MEANS IN PSEI

The article elaborates on the conditions for efficiency improvement of the formation of national self-identification of children of the senior preschoolers by musical activity means in pre-school educational institution. Author offers guidelines for the administration, teachers and parents on creating auspicious conditions for that process.

Текст научной работы на тему «Условия повышения эффективности формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности в ДОУ»

картины мира (П.П. Блонский) [2]. Поэтому важно избегать усвоения ограниченной суммы предметных знаний и выстраивать информационно-познавательную структуру освоения действительности за счёт выхода за границы предмета с обогащением материалом других предметов.

Интегрированная форма организации занятия по изобразительному искусству должна быть построена на взаимодействии искусств и привлечении знаний из других областей для развития творческих способностей и творческого проявления(Л.С. Выготский, Г.В. Лабунская, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Г.Г. Рожкова, М.Н. Семенова, Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов, др.); «восприятия, исполнительского мастерства и свободы творчества свободы творческого проявления и творческой деятельности, творческого мышления» (Б.М. Теплов) [2, 6, 9].

Поэтому построение процесса на основе культурологической модели и концепции интеграции других предметов возможно при понимании роли и значения предметов художественного цикла, понимания потенциальных возможностей интеграции предметов, готовности к сотрудничеству, желании создать единое образовательное пространства, стремлении к сотрудничеству и проявлению интереса к содержанию программы.

Организация образовательного пространства создаст условия для освоения инновационных педагогических технологий, творческого проявления и самореализации, построении процесса художественного образования; моделирования интерактивной образовательной среды через самооценивание в творческих проявлениях, ситуации роста ответственности за качество выполнения творческих работ; повышение мотивации на творческую деятельность; создание мобильных творческих групп; проведении интегрированных занятий; интеграции подходов и открытости выражения творческих сил.

Выводы. В заключение мы делаем вывод о том, что современные тенденции развития отечественного художественного образования обусловлены целесообразностью, ролью и ответственностью в изменении его ландшафта, вне сомнения. Возможность создания альтернативной среды, культур- и изо-сферы будет конструированием новой художественной реальности, основа которой зиждется на неограниченном объёме ее скрытых ресурсов и творческого потенциала человека.

Литература:

1. ФЗ РФ от 01.12.2007. N 309-Ф3. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс] https://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения 10.08.2018.).

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., АСТ, 2015. - 98 с.

3. Ермолинская Е.А. Методико-педагогические основания интеграции предметов гуманитарного цикла и взаимодействия искусств. / «Художественная культура и образование». - М., Юсовские чтения, 2015. - 165 с.

4. Земляная С.И. Взаимодействие педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. - Ярославль, 2013. - 147 с.

5. Киященко Н.И. На пути к новой парадигме эстетического воспитания. // Современные подходы и теории эстетического воспитания. Материалы и тезисы буровских чтений. - М., ИХО РАО, 2017. - 127 с.

6. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания. - М., РАО, 2016. - 85 с.

7. Лернер Н.И. Дидактические основы методов обучения. - М., Педагогика, 2016. - 79 с.

8. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире. // Личность в современном мире. - Кемерово, 2014. - с. 3-34.

9. Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений. / Модернизация художественно эстетического образования. Проблемы и перспективы. // «Педагогика искусства интеграция культуры в образование будущего учителя. - М., Юсовские чтения, 2016. - 125 с.

10. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. - 3-е изд. - М., Просвещение, 2017. - 125 с.

11. Юсов Б.П. Концепция образовательной области «искусство». Альтернативный вариант. // Гуманитарно-художественное образование: проблемы и подходы. - Арзамас, АГПИ. - 214 с.

12. Институт культурной политики. [Электронный ресурс] ЦЯК-%'%гл'.сроНсу.ш. (дата обращения 10.08.2018.).

13. Неменский Б.М. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд". / Пояснительная записка [Электронный ресурс] ИRL:http://nsc.1september.ru/article.php?id=200203006 (дата обращения 09.08.2018.).

Педагогика

УДК 37.013.43

аспирант кафедры вокала и хорового дирижирования Губенко Наталья Николаевна

Институт культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Аннотация. В статье рассматриваются условия повышения эффективности формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Автором предлагаются рекомендации для создания благоприятных условий данного процесса, адресованные для администрации, педагогов и родителей воспитанников.

Ключевые слова: формирование национальной самоидентификации, воспитывающая среда, целостность и системность педагогического процесса, социальное открытое пространство, интеграция образовательных областей, педагогическое сопровождение семьи.

Annotation. The article elaborates on the conditions for efficiency improvement of the formation of national self-identification of children of the senior preschoolers by musical activity means in pre-school educational institution. Author offers guidelines for the administration, teachers and parents on creating auspicious conditions for

that process.

Keywords: formation of national self-identification, educational environment, integrity and systemacy of the pedagogical process, social open space, integration of educational fields, pedagogical guiding of the family.

Введение. В настоящее время одной из главных задач системы образования является разработка и внедрение современных подходов, способствующих формированию национальной идентичности личности. В основе процесса формирования национальных идентификационных качеств индивида лежит воспитание у него способности к осознанному соотнесению себя с определенной нацией, с определенным народом, принятию его национальных особенностей, исторической судьбы и национальной культуры. Становление первичной ценностной ориентации и социализации личности начинается с раннего детства, поэтому считаем необходимым формировать данные качества уже у детей старших групп детского сада.

Музыкальная деятельность, представляющая собой целостную систему принципов, методов и приемов педагогического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении, является одним из основных средств формирования национальной самоидентификации старших дошкольников. В процессе музыкальной деятельности у ребенка раскрываются потенциальные возможности самоактуализации личности, которые реализуются через эмоционально-ценностный, когнитивный и регулятивно-деятельностный компоненты. В целях повышения эффективности формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы определенные условия.

Проанализировав научную литературу на предмет формирования национальной самоидентификации личности, нами выявлены противоречия между:

- необходимостью сохранения национальных нравственных принципов российского общества и недостаточной разработанностью исследований проблемы формирования национальной самоидентификации личности;

- актуальностью проблемы формирования национальной самоидентификации детей в старшем дошкольном возрасте и неоднозначными подходами ученых к проблеме доступности и возможности формирования данного процесса в столь раннем возрасте;

- значимостью воздействия музыкальной деятельности на формирование национальной самоидентификации детей старших дошкольников и недостаточностью теоретических и практических материалов, касающихся вопросов данной проблемы.

Вышеизложенные противоречия позволили констатировать наличие научной проблемы и необходимость разработать и обосновать условия эффективности формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. В связи с тем, что изучение понятий и процессов, связанных с национальной самоидентификацией являются достаточно новыми для музыкальной дошкольной педагогики, мы, в целях выявления уровня владения знаниями педагогов в данной области, провели анкетирование, в котором приняло участие 18 педагогических сотрудников. (См. таблицу 1).

Таблица 1

Национальная самоидентификация - диагностика уровня знаний педагогов и практического применения в работе по данному направлению

Педагогический состав ДОУ № 4 Знания о национальной самоидентификации Практическое применение

полное частичное

1. Марина В. - + -

2. Нэлли В. + - +

3. Татьяна М. - - -

4. Тамара С. - + -

5. Евгения И. - + -

6. Яна Г. - + -

7. Елена Д. - - -

8. Елена С. - + -

9. Наталья Е. - - -

10. Ирина И. - - -

11. Оксана И. + - +

12. Вероника П. + - -

13. Инна О. + - +

14. Дарья И. - - -

15. Римма Ю. + - +

16. Клавдия Н. - - -

17. Надежда К. - - -

18. Ангелина В. - + -

Итого: 5 человек -28% 6 человек-33% 4 человека-22%

Согласно выявленным статистическим данным только 5 человек из 18 (28%) имеют представление о самоидентификационных процессах, 6 респондентов обладают частичными знаниями (33%), и лишь 4 человека (22%) применяют свои знания на практике.

Недостаточная компетентность педагогов по данным вопросам определяет необходимость организации методических мероприятий, направленных не только на расширение кругозора преподавателей в этой области, но и на понимание ими значимости процесса формирования национальной самоидентификации, играющего немаловажную роль в воспитании духовной нравственности ребенка.

Создание условий для тесного сотрудничества всех членов педагогического коллектива: музыкального руководителя, воспитателей, социологов, физинструкторов, психологов, логопедов и других специалистов, обеспечивает целостность и системность образовательного маршрута. В свою очередь, целостность педагогического процесса предопределяет интеграция образовательных областей, например, таких как МУЗЫКА-ИЗО, МУЗЫКА-ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА-ТЕАТР и др. Интеграция образовательных областей оказывает всестороннее воздействие на развитие ребенка, в частности, на формирование его национальной самоидентификации.

Целостность и системность формирующего процесса реализуется путем планирования работы музыкального руководителя методом постепенного наращивания знаний-процессов о многонациональной музыкальной культуре. Принцип транслируемого материала ребенку от простого - к сложному обеспечивает доступность программы в рамках возрастных особенностей детей старшего возраста, восприятие ребенком информации по таким критериям, как соответствие его жизненному и эмоциональному опыту. Причем обозначать возрастные границы и возможности восприятия ребенком информации необходимо совместно с психологом.

Создание воспитывающей среды - одно из главных условий, которое должен соблюдать педагог в учебно-образовательном процессе. Так как формирование национальной самоидентификации является составной частью воспитания духовно-нравственной личности [6, С. 58], а в рамках данной проблемы опирается на базовые национальные ценности, то педагогический процесс посредством музыкальной деятельности дошкольников должен основываться на формировании таких личностных качеств, как привитие любви к малой и большой Родине, приобщение к истокам русской культуры, понимание и принятие культуры других народов, межнациональная коммуникабельность.

На формирование нравственных понятий, чувств и переживаний, эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке значимую роль играет накопление детьми интонационного познавательно-оценочного опыта [5, С. 8] Накопленный опыт эмоционально-ценностных впечатлений реализуется в творческой активности ребенка, в его музыкально-творческой деятельности, что способствует становлению осознанной личности дошкольника. Наряду с этим использование высокохудожественных музыкальных произведений для работы с детьми на музыкальных занятиях обеспечит большую эффективность формирования национальной самоидентификации ребенка.

Немаловажным фактором в воспитании дошкольников является личная позиция самого педагога, который должен обладать не только высокими профессиональными качествами, но и быть высоконравственной личностью.

Мы разделяем точку зрения А.И. Ковалевой, в том, что национальная идентификация в значительной мере основывается на социализированной норме. Такая норма представляет собой многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик; устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. [2, С. 67]

В связи с этим воспитание этики межнационального общения ребенка в процессе музыкальной деятельности должно происходить с учетом сравнительно небольшого жизненного опыта ребенка. Вопросы в данном направлении педагогу-музыканту рекомендуется обсуждать во взаимодействии с воспитателем и социологом.

Индивидуальный подход к детям является следующим фактором положительной динамики формирующего процесса и заключается в выявлении музыкальным руководителем определенных (музыкальных, танцевальных, вокальных, артистических) способностей ребенка, и создании условий для их развития. Организация педагогом индивидуальной работы, распределение ролей детям для утренников, отбор определенных творческих заданий на музыкальных занятиях с учетом психологических особенностей и музыкальных способностей ребенка не только развивает его индивидуальные способности, но и создает условия для его самоутверждения и самоактуализации.

Достижение эффективности формирования национальной самоидентификации дошкольников в аспекте воспитания патриотических чувств, усиления эмоциональных впечатлений от звучания музыки в живом исполнении, активного участия самих детей в концертах перед публикой в немалой степени обусловливает организация социально открытого пространства. Контакты детского сада с другими социальными и образовательными учреждениями в целях творческого сотрудничества обеспечивают непосредственное общение воспитанников с представителями школы искусств, молодежных центров, совета Ветеранов, военных организаций и других социальных институтов, что благотворно сказывается на формирующем процессе дошкольников старшего возраста.

Немаловажную роль в получении детьми более ярких, эмоционально обогащенных запоминающихся впечатлений играет оснащение детских групповых комнат разнообразным музыкальным оборудованием, красочными музыкально-дидактическими играми и наглядными пособиями. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей старшего дошкольного возраста [1, С. 6], обеспечение детского сада современными музыкально-дидактическим материалом, техническими средствами оснащения для создания и показа презентаций, проектов, фото и видеосъемок являются необходимым условием для полноценного всестороннего развития дошкольников.

Организация педагогического сопровождения семьи является еще одним из условий достижения положительной динамики в формировании национальной самоидентификации детей. Семья, являясь основным фактором воспитания ребенка [3, С. 36], определяется как одна из базовых национальных ценностей. В связи с этим необходим серьезный подход к созданию условий в ДОУ для тесного взаимодействия союза: педагоги - родители - дети.

По причине недостаточной информированности многих родителей по вопросам воспитания в рамках

формирования самоидентификационных качеств ребенка необходима организация со стороны педагогического коллектива информационно-просветительских, консультативно-рекомендательных и практических форм взаимодействия с семьями. К таким формам относятся индивидуальные и групповые беседы, семинары, мастер-классы, информационные страницы на сайте детского сада и другие формы сотрудничества.

Что касается создания условий для триадного взаимодействия: педагог - родители - дети, то в музыкальной деятельности эта задача может решаться посредством организации совместных мероприятий, обеспечивающих активное участие всех членов семьи - на музыкальных конкурсах, утренниках в концертах, досуге. Развитие эстетических чувств и расширение кругозора при посещении выставок, музеев, экскурсий; совместное проживание эмоциональных чувств на концертах оказывают благотворное влияние на одухотворенную психологическую атмосферу в семье, выстраивание доброжелательной обстановки среди всех ее членов, формирование ценностного восприятия к образцу-идеалу семейных отношений.

Усиление роли семьи в воспитательном процессе создает оптимальные условия для процесса формирования самоидентификационных качеств ребенка: ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие личности. [4, С. 106] Но эффективность данного процесса зависит от культуры, высокой нравственности родителей, умения передать ценностные установки своим детям. Это вызывает необходимость посвящать родителей в «секреты» воспитания, направленного на формирование национальной самоидентификации детей, которые заключаются в следующем.

1. Создание семейных традиций; знакомство ребенка с историей своего рода и семьи.

2. Организация предметной среды и пространства, направленного на воспитание патриотизма в домашних условиях: семейные прогулки в значимые места воинской славы - памятники погибшим солдатам, площадки, где проходят военные парады и праздники, посвященные 9 мая, 23 февраля, 12 июня и др.

3. Воспитание уважения к символам нашей Родины: гимну, флагу, гербу; к ветеранам Великой Отечественной войны собственным личным примером.

4. Организация путешествий по достопримечательным местам родного края.

5. Приобщение к мировой музыкальной культуре: посещение музыкальных концертов с классическим репертуаром, в домашних условиях слушание шедевров мировой классической музыки.

6. Приобщение детей к культурным традициям русского народа через знакомство детей с музыкальным фольклором, русскими сказками, пословицами и поговорками; организация жизни семьи в ритме годовых народных праздников (посещение церкви, ярмарок, участие в традиционных обрядах и народных играх).

7. Организация культурных походов на международные выставки; туристических поездок в другие республики и страны с посещением их национальных достопримечательностей в целях ознакомления ребенка с культурой многонационального мира.

8. Активное участие детей и взрослых в совместной деятельности как в домашней обстановке, так и в мероприятиях детского сада.

Тесное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников обуславливает эффективность процесса формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста, развивая в них нравственные качества, основанные на базовых национальных ценностях, такие как любовь к родителям, к родному краю, патриотизм, толерантность и др.

Выводы. Таким образом, условия эффективности процесса формирования национальной самоидентификации детей старшего возраста средствами музыкальной деятельности можно обобщить следующим образом:

- повышение компетентности преподавателей в области понятий, касающихся национальной самоидентификации и процесса формирования самоидентификационных качеств личности;

- тесное сотрудничество музыкального руководителя со всеми участниками педагогического процесса;

- организация специальных воспитывающих ситуаций во время музыкальной деятельности детей;

- интеграция образовательных областей;

- целостность и системность образовательного процесса;

- доступность восприятия детьми старшего дошкольного возраста музыкального содержания программы;

- индивидуальный подход к воспитанникам, создание условий для развития одаренных детей;

- педагогическое сопровождение семьи в рамках информационно-теоретического обеспечения и деятельностно-практического взаимодействия;

- взаимодействие дошкольного учреждения с культурными и образовательными учреждениями города Москвы в рамках социально открытого пространства;

- использование педагогом высокохудожественных музыкальных произведений в работе с детьми;

- наличие современных средств технического оснащения в дошкольном учреждении.

На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что данные условия создают предпосылки для развития эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, его способности к межкультурной и многонациональной коммуникации, самореализации и самоактуализации в творчестве, а также национального самоопределения в полиэтническом мире, и являются движущим фактором в достижении положительного эффекта формирования национальной самоидентификации детей старшего возраста средствами музыкальной деятельности.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир. Программа. Методические рекомендации. Содержание занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 240 с.

2. Ковалева А.И. Лекции по социологии: Учебное пособие. Московская гуманитарно-социальная академия. Кафедра социологии. - М.: Социум, 2001. - 104 с.

3. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия / сост. Н.Г. Барсукова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 191 с.

4. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. По ред. Н.В. Микляевой. - М.; ТЦ Сфера, 2013. - 144 с.

5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с методическими рекомендациями. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 80 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. - 519 с.

Педагогика

УДК: 37.013

кандидат географических наук, доцент Дега Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск); кандидат философских наук, доцент Лайпанова Фатима Хутовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск); кандидат химических наук Оразова Найла Абдурасиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск)

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТНОГО КУРСА "ЭКОХИМИЯ"

Аннотация. Работа посвящена методологии проведения практико-ориентированного проекторного курса Экохимия" на базе Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева. Основной целью курса является формирование навыков исследовательской и природоохранной деятельности, направленной на развитие интереса к естественно-географическим наукам и практическому участию в сохранении природных экосистем, познанию истории, культуры, регионального этноса способствующих решению проблем экологического образования, нравственного воспитания и профессионального самоопределения молодежи.

Ключевые слова: экохимия, экологическое воспитание, экологическое образование, экологическое просвещение, эксперимент, полевые исследования, практико-ориентированный проектный курс.

Annotation. Work is devoted to methodology of carrying out the praktiko-focused projector course Ecochemistry" on the basis of the Karachay-Cherkess state university of U.D. Aliyev. A main objective of a course is formation of skills of the research and nature protection activity aimed at the development of interest in natural and geographical sciences and practical participation in preservation of natural ecosystems, to knowledge of history, culture, regional ethnos of the problems of ecological education, moral education and professional self-determination of youth promoting the decision.

Keywords: ecological chemistry, ecological education, ecological education, ecological education, experiment, field researches, the praktiko-focused design course.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Благотворительного фонда "Система " по программе "Лифт в будущее" в рамках грантового проекта №6563 "Экохимия"

Введение. Экологическое воспитание и образование молодежи Карачаево-Черкесской Республики сегодня - одна из важнейших задач общества и образования. Создание системы непрерывного экологического образования, на основе формирования теоретических знаний с практическими навыками является базой для поиска и разработки эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свою роль в многомерном эколого-географическом пространстве.

На сегодняшний день перед человечеством остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечение соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Карачаево-Черкесская Республика - горный регион, обладающий огромным природно-ресурсным потенциалом, это ледники, горные озера и реки, вечнозеленные леса, субальпийский луга, уникальная фауна и флора. Но на сегодняшний день, природа региона испытывает серьезные антропогенные нагрузки. Основная цель нашей деятельности это формирование навыков исследовательской и природоохранной деятельности у молодежи, направленной на развитие интереса к естественно-географическим наукам и практическому участию в сохранении природных экосистем.

Одной из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания является исследовательская деятельность учащегося. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающегося с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность и т.п. В связи с этим целесообразно внедрять практико-ориентированный проектный курс в обучение школьников и студентов по углубленным программа экологии, географии, химии и биологии. К практико-ориентированному проектному курсу можно отнести: проведение полевых и лабораторных наблюдений и исследований за объектами живой и неживой природы; знакомство молодежи с природно-культурным наследием республики; экологическое воспитание учащихся; формирование позитивного опыта взаимодействия молодежи с окружающим миром [1].

Авторы приняли участие во всероссийском конкурсе грантовых проектов "Люди будущего", который был организован Благотворительным фондом "Система" в рамках программы "Лифт в будущее". Проект "Экохимия" получил финансовую поддержку Фонда и был реализован в текущем году. Целевой аудиторией проекта были школьники 7, 8, 9 классов, которые приняли участие в весенней и летней школах, разработали исследовательские проекты эффективного использования и сохранения ресурсов региона.

Изложение основного материала статьи. В период весенней школы участники проекта прослушали лекции, посвященные современным экологическим проблемам, переработке коммунальных и промышленных отходов, рациональному природопользованию и охраны окружающей среды. На практических занятиях изучили приборную базу "Центра коллективного пользования приборами и оборудованием НИЛ геоэкологического мониторинга" и химической лаборатории. В рамках практико-ориентированного проектного курс составили аннотированные проекты, которые включали следующие составляющие:

• название команды;

• название проекта;

• география проекта;

• срок реализации проекта;

• краткая аннотация;

• описание проблемы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.