Выводы. В результате анализа стало ясно, что в нашей публицистике проблеме социальной защиты детей - инвалидов, воздействию общественных факторов на их развитие уделено мало внимания. В изучении этой проблемы самым слабым местом является то, что нет работ, которые по системе изучают данную проблему совместно с всевозможными аспектами общественного развития. В трудах, которые существуют, описываются только кое-какие случаи из жизни отстающих в развитии детей.
Дети с отклонениями в развитии, находятся под опекой нашего государства. Важнейшей социальной функцией общества в целом является социальная защита детей - инвалидов.
Сейчас социальная защита детей с ограниченными возможностями превращается из категории социально-медицинских проблем в общесоциальную задачу.
Можно сказать, что во многих отношениях по тому, как общество относится к детям-инвалидам, как организована система социальной защиты этой социальной группы, мы можем судить о государстве и социальном здоровье общества в целом.
Недостаточна научная разработанность проблемы, слабо изучена и проблема усовершенствования технологии социальной защиты детей-инвалидов, в общем.
Важность получения знаний из многих дисциплин в отношении развития ребенка и как это осуществляется в семейной и общественной жизни, хорошо известна. В конце концов, специалисты по формированию ребенка, здоровью и раннему вмешательству согласны, что экология, которая обладает влиянием многочисленных биосоциальных факторов, имеет большое значение для развития ребенка и разрабатывают мероприятия, приносящие пользу детям и семьям.
Литература:
1. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2002. - 276 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
3. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющим тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа . - 2003. №6. - С. 59-63.
4. Дмитриев А.В. Проблемы инвалидов. - СПб.: Питер, 2004. - 245 с.
5. Гришина Л.Г., Талалаева Н.Д., Амирова Э.К. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970 -1999 гг. и ее прогноз до 2015 года / Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - М., 2001. - 244 с.
6. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М: ВЛАДОС, 2002. - 345 с.
7. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья".
8. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.И. Панова, Е. И. Холстовой. - М.: Институт социальной работы, 2001. - 364 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Гогоберидзе Зураб Меджидович
Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент Джукаев Мурат Халитович
Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск) РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Двигательная активность в жизни человека является наиболее важным условием, которое определяет его здоровье, способность физической и умственной работы, а также период творческой деятельности.
Двигательная активность в дошкольном возрасте помогает ребёнку приспосабливается к тому, что его окружает, ускоряет познания мира.
Повышенный режим двигательной активности оказывает многостороннее лечебное воздействие на детский организм. Активный образ жизни формирует систему мышц и способствует укреплению центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, упражняет и улучшает работоспособность организма в физиологическом плане, способствует усвоение движений ребенком, доступных ему по возрасту.
Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные навыки, спортивная игра, умение и навык, педагогические основы воспитания, интеллектуальный, эмоциональный, сфера.
Annotation. Motor activity in human life is the most important condition that determines health, physical and mental performance, as well as creative longevity. In preschool age, with the help of motor activity, the child adapts to the environment, learns the world. An increased mode of motor activity has a multilateral therapeutic effect on the child's body: it develops the muscular and central nervous system, musculoskeletal system, exercises and improves the physiological functions of the body; provides the child with the assimilation of movements that are available to him by age.
Keywords: physical education, motor skills, sports, skill, pedagogical foundations of education, intellectual, emotional, sphere.
Введение. Для своевременного формирования двигательных навыков у детей - дошкольников в детском саду большое внимание уделяется физическому воспитанию. С ростом ребенка диапазон доступных движений быстро расширяется. В то же время появление и дальнейшее улучшение двигательных навыков зависят от уровня развития качества движения, без которого невозможно обойтись. Моторные навыки тесно связаны с моторными способностями, основными из которых являются ловкость, скорость, сила и выносливость. Эта связь взаимна. Если у ребенка широкий, богатый арсенал движений, то ему легче преуспеть в двигательной активности. Социально определенные задачи разрешаются с развитием и воспитанием двигательных способностей. Они способствуют всестороннему и гармоничному развитию
личности, достижению большей стабильности организма к социальным и экологическим условиям, повышению адаптационных свойств организма.
Результативность обучения активным движениям связана с тем, как в них соблюдаются объективная последовательность действий и соответствующие компоненты функциональной системы в целом.
Изложение основного материала статьи. Выявление физических устройств регуляции движения очень важно чтобы развить естественнонаучную и педагогическую базу воспитания и для обучения детей движениям. Развивая двигательную активность у дошкольников необходимо учесть ее взаимосвязанность в определенной степени с формированием двигательных навыков.
В научных трудах ученых последних лет, посвященных проблеме формирования двигательных умений и навыков, раскрывается, что с развитием этих способностей у старших дошкольников вырабатываются умение анализировать движения сверстников, самоанализ, самообладание. Они получают удовлетворение не только от потребности в активных движениях, они хотят быть сильными, ловкими, смелыми (Н.Е. Анкудинова, Л.А. Венгер, М.П. Голощекина, Г.П. Лескова, Н.Н. Поддьяков). Эти желания являются неоспоримым свидетельством возможностей дошкольника в развитии различных видов движений, они также способствуют экономному использованию энергии.
Главный фактор, который определяет результативность обучения детей двигательным действиям, является визуальное восприятие изучаемого движения - стандарт, которым ребенок должен руководствоваться. В этом случае метод отображения играет большую роль в начальном обучении движениям.
Главное содержание этого метода состоит в способности подражать (имитация), воспроизводить происходящее в окружающей среде. Различные движения, подражания взрослым выполняется ребёнком постоянно.
М.А. Рунова в своих научных работах указывает, что недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на физическое состояние, она замедляет физический рост, повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, умственные способности ослабевают, задерживается формирование двигательных навыков [4].
Таким образом, принимая во внимание тот факт, что двигательная активность детей составляет в одно и то же время условие и стимулирующий фактор развития интеллекта, сфер различных эмоций, возникает необходимость научной разработки проблем улучшения двигательной активности у дошкольников.
Развитие базовых движений является важной задачей физического процесса воспитания. Успешная реализация данной проблемы зависит от существенных, структурных, функциональных модификаций, которые ориентированы на поиск условий, приспособлений и орудий формирования такой среды развития, способствующая физическому развитию детей в дошкольном возрасте. Обучая детей движению по методике Ю.Ф. Луури, необходимо это проводит в соответствии с законами развития навыков этого направления. Их условно можно представить как последовательный переход от знаний и представлений о действиях к способности выполнять их, а затем от умения к навыкам [8, с. 55].
По словам В.И. Филимонова, в созданий двигательных навыков сначала формируется начальная двигательная активность. Это действие, которое не было доведено до значительной степени автоматизации [7, с. 12].
Для развития начального навыка, отмечает М.И. Фонарева характерно наличие следующих факторов [6, с. 63]:
- постоянная концентрация внимания в процессе действия;
- относительно низкая степень участия моторных автоматизмов в управлении движением;
- относительная изменчивость техники движений, а иногда и ее нарушение;
- слабо выраженная сплоченность движений и вытекающая из них растянутость во времени.
Двигательный навык является одной из форм двигательных действий ребенка. На основе знаний и опыта
он приобретает способность выполнять определенное двигательное действие, изучает практические приемы его использования. При многократных повторениях умение переходит в навык. Двигательный навык - это такая форма двигательных действий ребенка, которая характеризуется явлениями автоматизации и приобретается в результате обучения или жизненной практики.
Таким образом, двигательный навык является автоматизированной формой приобретенного двигательного действия, и, согласно А.И. Пуни - это автоматизированное действие - «реализовано словом», то есть ребенок должен объяснить последовательность упражнений. Он приобретает эту способность при правильном методическом обучении в дошкольном возрасте. Навык возникает на основе умения и в то же время сам является основой для появления новых умений [3, с. 92].
Н.А. Бернштейн доказал, что двигательные действия под воздействием тело становятся сильнее, выносливее, подвижнее, умелее. Это свойство тела было названо концепт «упражняемость». Упражнения, которые связаны с движениями, необходимы для того, чтобы снова и снова, каждый раз более успешно, решать поставленную моторную задачу и тем самым находить наилучшие способы ее реализации. Любое повторение двигательных упражнений, по Н.А. Бернштейну, «есть повторение без повторения» [1, с. 49]. Ребенку необходимо приобрести опыт в отношении разнообразно измененной двигательной задачи, поставленной перед ним и его внешней средой, и, прежде всего, всего разнообразия тех впечатлений, с помощью которых производятся сенсорные коррекции этого движения. Это необходимо для того, чтобы адаптироваться даже к незначительным и неожиданным изменениям ситуации или самой задачи двигателя.
В формировании двигательных навыков нервная система играет решающую роль. Для развития двигательных навыков мозг нуждается в довольно длительных упражнениях. Моторные умения и моторные навыки являются последовательными ситуациями на пути к формированию двигательных действий. В результате многократного повторения моторное умение автоматизируется и превращается в моторный навык.
На данный момент существует множество средств для улучшения двигательных навыков, такие как: подвижные игры, физические занятия, физкультминутки, прогулки и экскурсии за пределами зоны дошкольного учреждения, праздники со спортивными играми, развлечения, связанные с занятием спорта.
Подвижные игры, по словам Ю.Г. Травина являются основными средствами физического воспитания детей. Подвижные игры улучшают у детей движения, развивают такие качества, как инициативность и независимость, уверенность и настойчивость. Они привыкают к координацию своих действий, к соблюдению определенных (изначально, конечно, примитивных) правил [5].
Игры на свежем воздухе, утверждает Н.Н. Кожухова, является сложной физически активной, эмоционально окрашенной деятельностью. Она обусловлена точными правилами, помогающими определить конечный или количественный результат. Подвижные игры совершенствуют двигательные умения, и после они превращаются в навыки [2]. Во время игры необходимо двигаться и действовать во внезапно меняющихся ситуациях и решать моторные задачи в кроткое время. Они способствуют проявлению таких физических качеств, как скорость, ловкость, инициативность. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, содействуют повторения игры ребенком с большим интересом. Он выполняет физические упражнения в течение более длительного времени, что усиливает их воздействие на организм, которые способствуют развитию выносливости. Игра в игры с правилами приводит к взаимозависимости детей в поведении, что способствует развитию этических качеств. Игра дает возможность быть независимым в выборе метода выполнения действия, находчивости, изобретательности, выносливости и т.д.
Игра в подвижные игры является формой развития способностей, склонностей и естественных наклонностей ребенка. В играх у детей развиваются инициативность, способности по организации какой-либо деятельности, самостоятельность, творческие умения, правила поведения (соблюдение правил игры, уважение к сопернику, подчинение личного успеха интересам команды). Это особенно полезно для бесконтактных детей с подавленной речью, повышенной тревожностью, устраняется психологический барьер, расширяется общее мировоззрение (игра роли расширяет, обогащает, углубляет личность ребенка).
Обучающие детские спортивные игры, пишет Ю.К. Холодов могут решить задачи по укреплению здоровья, привитию спортивных навыков, которые определенно понадобятся в зрелом возрасте, формированию моральных качеств, таких как способность достигать цели и сотрудничать, проявлять выносливость и настойчивость, действовать в команде, в коллективе. Поэтому физическое воспитание является основой дошкольного воспитания [10, с. 100].
Физические упражнения, спортивные состязания и развлечения, по анализу В.Н. Шебеко, создают благополучие, «заряжают» ребенка силой и энергичностью. Дошкольник сознательно совершенствует свои двигательные навыки, различные физические качества, необходимые в дальнейшей жизни, развивает волевое поведение [11, с. 18].
Ю.Г. Травин в своей работе отмечает мероприятия разного типа, проводимые в детских садах. По содержанию и методике проводятся занятия с двигательными навыками, которые характеризуются как смешанные, игровые и сюжетные. Смешанные занятия проводятся в основном летом, когда все упражнения уже выучены, и задача состоит в том, чтобы укрепить двигательные навыки и развить физические качества в изменяющейся среде [5, с. 71].
Прогулки и экскурсии проводятся за пределами зоны детского сада, основным назначением которых является активный отдых. Это форма работы предназначена для закрепления двигательных навыков и развитию физических качеств в естественных условиях, подготовке навигации по местности.
Спортивные праздники, в программу которых входят физические упражнения, танцы также развивают двигательную активность. Обучение ведется на уроках физкультуры, музыки. Праздничная программа включает движения, которые знакомы детям и выполняются так, чтобы были интересны как самим детям, так и зрителям. Общие развивающие упражнения выполняются с красиво оформленным сопровождением. Подвижные игры отбираются с элементами соревнования, проводятся в праздники и очень популярны. Спортивные праздники проводят с целью улучшения моторики у дошкольников.
Моторные навыки, сформированные у детей в возрасте до 7 лет, создают основу для их дальнейшего совершенствования в школе, способствуют овладению более сложными движениями и впоследствии достижению высоких спортивных результатов. Навыки и умения, которые уже сформировались в двигательных играх, могут сохранить физическую силу. Если ребенок выполняет упражнение легко, без стресса, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Это создает возможность повторять упражнения больше раз и более эффективно воздействовать на его организм.
Выводы. Социально организованная, непрерывная и целенаправленная работа ведется дошкольным учреждением и семьей по методике развития двигательных умений и навыков. Логично и последовательно использовать все основные методы по формированию и развитию физических качеств детей дошкольного возраста является требованием самого времени для укрепления здоровья подрастающего поколения с малого возраста. Эти методы зарекомендовали себя на практике. К ним относятся распорядок дня, упражнения с физическими нагрузками, учитывая возраст, процедуры по закаливанию организма, правильное питание и личная гигиена. Спортивное развлечение является одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, которое способствует повышению интереса дошкольников к процессу выполнения упражнений.
Разрабатываются программы физических развлечений для детей 5-6 лет. Разработанные программы должны быть направлены на решение следующих задач: улучшение двигательных навыков, улучшение здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, физических способностей; гармоничное развитие всех частей опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; улучшение моторики, воспитание моторики; развитие умственных способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкальных и ритмических способностей, воспитание интереса и необходимости систематических физических упражнений.
Литература:
1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. - М., 2002. - С. 256.
2. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. Часть 1. Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
3. Пуни А.И. Волевая подготовка в спорте. - М.: «Физкультура и спорт», 1969. - 24 с.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: [5-7 лет]: Пособие для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 255 с.
5. Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников / Физическая культура в школе №6. -М., 1981. - 152 с.
6. Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях / Фонарева Т.А. - Ленинград: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1977. - 320 с.
7. Филимонов В.И. Общие основы силовой и функциональной физической подготовки. - Грозный 2001. - 139 с.
8. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю.Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.
9. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания / В.Е. Фолин. - М.: Физиология и спорт. -2008. - 421 с.
10. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Кузнецов B.C. - М.: Издательский центр. «Академия», 2000. - 480 с.
11. Щебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. Практикум / Н.Н Ермак, В.А. Шишкина. - М.: Академия, 1999. - 160 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Гогоберидзе Зураб Меджидович
Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент Джукаев Мурат Халитович
Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск)
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И СИСТЕМНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Физическое воспитание студентов в высшем учебном заведении имеет цель развития и формирования физической культуры личности. Работа педагога со студентами состоит в привитии студенту понимания роли физической культуры в развитии личности, также подготовке его к будущей профессиональной деятельности. Студенту необходимы знания научных и практических основ физической культуры и здорового образа жизни. Педагог формирует у студенческой молодежи культуру мотивационно-ценностного отношения, установления здорового образа жизни, самообразования. Студенту необходимы регулярные занятия, чтобы овладеть системой практических навыков и умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Психическое благополучие играет немаловажную роль для развития и совершенствования личностных качеств, которые обеспечивают общую и профессионально-прикладную физическую подготовку.
Ключевые слова: педагог, двигательная активность, преемственность, диалектический подход, физическое воспитание, позиция личности, профессионально-прикладная физическая подготовка.
Annotation. The physical education of students in higher education has the goal of developing and shaping the physical culture of the individual. The teacher's work with students is to instill in the student an understanding of the role of physical culture in personality development, as well as preparing him for future professional activities. The student needs knowledge of the scientific and practical foundations of physical education and a healthy lifestyle. The teacher forms a culture of motivational-value attitude, the establishment of a healthy lifestyle, and self-education among students. The student needs regular classes in order to master the system of practical skills and abilities that ensure the preservation and strengthening of health. Mental well-being plays an important role for the development and improvement of personal qualities that provide general and professionally applied physical training.
Keywords: teacher, motor activity, continuity, dialectical approach, physical education, personality position, professionally applied physical training.
Введение. Государственная программа физического воспитания определяет объем знаний и умений, необходимых для студентов всех вузов, а также уровень развития их физических качеств. Программа имеет теоретический, практический, контрольный разделы. В теоретическом разделе содержится материал, который обеспечивает студентам овладение системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования, для личного профессионального развития, совершенствование, организация здорового образа жизни при выполнении образовательных, профессиональных и социально-культурных мероприятий. Знания передаются в лекционной форме.
Практический раздел содержит учебный материал, который предусматривает повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых личностных качеств, овладение приемами и средствами физической культуры и занятий спортом. Практические занятия дают студентам возможность овладение основными приемами и методами формирования образовательных, профессиональных и жизненных навыков. Программа предусматривает практические занятия, связанные с методами освоения способов ходьбы, бега, плавания, катания на лыжах, индивидуальные программы физического воспитания и занятий оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности. Методы практического раздела направлены на обеспечение необходимой физической активности студентов.
Контрольный раздел направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Критериями оценки являются требования к тестированию и практические стандарты, а также дополнительные тесты, разработанные кафедрой физического воспитания университета с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении. В университетах контингент студентов составляет молодежь в возрасте от 19 до 28 лет. При проведении занятий необходимо учитывать возрастные особенности. В этот период биологического развития, в период завершения формирования тела молодого человека, его тело обладает пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам. Однако большинство молодых людей не заинтересованы в физической активности, поэтому формирование соответствующей мотивации рассматривается в качестве основной педагогической задачи в ВУЗе. Установлено, что динамика умственных способностей, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в ВУЗе зависят от объема физической активности в режиме буднего дня. Наиболее эффективный объем двигательной активности составляет 6-8 часов.
Изложение основного материала статьи. Преемственность является одной из сторон закона отрицания отрицания. Диалектический подход к решению социально-педагогических вопросов согласованности всех