Научная статья на тему 'Принцип преемственности и системности в системе физического воспитания студенческой молодежи'

Принцип преемственности и системности в системе физического воспитания студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TEACHER / MOTOR ACTIVITY / CONTINUITY / DIALECTICAL APPROACH / PHYSICAL EDUCATION / PERSONALITY POSITION / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогоберидзе Зураб Меджидович, Джукаев Мурат Халитович

Физическое воспитание студентов в высшем учебном заведении имеет цель развития и формирования физической культуры личности. Работа педагога со студентами состоит в привитии студенту понимания роли физической культуры в развитии личности, также подготовке его к будущей профессиональной деятельности. Студенту необходимы знания научных и практических основ физической культуры и здорового образа жизни. Педагог формирует у студенческой молодежи культуру мотивационно-ценностного отношения, установления здорового образа жизни, самообразования. Студенту необходимы регулярные занятия, чтобы овладеть системой практических навыков и умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Психическое благополучие играет немаловажную роль для развития и совершенствования личностных качеств, которые обеспечивают общую и профессионально-прикладную физическую подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогоберидзе Зураб Меджидович, Джукаев Мурат Халитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF CONTINUITY AND CONSISTENCY IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The physical education of students in higher education has the goal of developing and shaping the physical culture of the individual. The teacher’s work with students is to instill in the student an understanding of the role of physical culture in personality development, as well as preparing him for future professional activities. The student needs knowledge of the scientific and practical foundations of physical education and a healthy lifestyle. The teacher forms a culture of motivational-value attitude, the establishment of a healthy lifestyle, and self-education among students. The student needs regular classes in order to master the system of practical skills and abilities that ensure the preservation and strengthening of health. Mental well-being plays an important role for the development and improvement of personal qualities that provide general and professionally applied physical training.

Текст научной работы на тему «Принцип преемственности и системности в системе физического воспитания студенческой молодежи»

7. Филимонов В.И. Общие основы силовой и функциональной физической подготовки. - Грозный 2001. - 139 с.

8. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю.Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.

9. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания / В.Е. Фолин. - М.: Физиология и спорт. -2008. - 421 с.

10. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Кузнецов B.C. - М.: Издательский центр. «Академия», 2000. - 480 с.

11. Щебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. Практикум / Н.Н Ермак, В.А. Шишкина. - М.: Академия, 1999. - 160 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Гогоберидзе Зураб Меджидович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент Джукаев Мурат Халитович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск)

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И СИСТЕМНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Физическое воспитание студентов в высшем учебном заведении имеет цель развития и формирования физической культуры личности. Работа педагога со студентами состоит в привитии студенту понимания роли физической культуры в развитии личности, также подготовке его к будущей профессиональной деятельности. Студенту необходимы знания научных и практических основ физической культуры и здорового образа жизни. Педагог формирует у студенческой молодежи культуру мотивационно-ценностного отношения, установления здорового образа жизни, самообразования. Студенту необходимы регулярные занятия, чтобы овладеть системой практических навыков и умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Психическое благополучие играет немаловажную роль для развития и совершенствования личностных качеств, которые обеспечивают общую и профессионально-прикладную физическую подготовку.

Ключевые слова: педагог, двигательная активность, преемственность, диалектический подход, физическое воспитание, позиция личности, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Annotation. The physical education of students in higher education has the goal of developing and shaping the physical culture of the individual. The teacher's work with students is to instill in the student an understanding of the role of physical culture in personality development, as well as preparing him for future professional activities. The student needs knowledge of the scientific and practical foundations of physical education and a healthy lifestyle. The teacher forms a culture of motivational-value attitude, the establishment of a healthy lifestyle, and self-education among students. The student needs regular classes in order to master the system of practical skills and abilities that ensure the preservation and strengthening of health. Mental well-being plays an important role for the development and improvement of personal qualities that provide general and professionally applied physical training.

Keywords: teacher, motor activity, continuity, dialectical approach, physical education, personality position, professionally applied physical training.

Введение. Государственная программа физического воспитания определяет объем знаний и умений, необходимых для студентов всех вузов, а также уровень развития их физических качеств. Программа имеет теоретический, практический, контрольный разделы. В теоретическом разделе содержится материал, который обеспечивает студентам овладение системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования, для личного профессионального развития, совершенствование, организация здорового образа жизни при выполнении образовательных, профессиональных и социально-культурных мероприятий. Знания передаются в лекционной форме.

Практический раздел содержит учебный материал, который предусматривает повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых личностных качеств, овладение приемами и средствами физической культуры и занятий спортом. Практические занятия дают студентам возможность овладение основными приемами и методами формирования образовательных, профессиональных и жизненных навыков. Программа предусматривает практические занятия, связанные с методами освоения способов ходьбы, бега, плавания, катания на лыжах, индивидуальные программы физического воспитания и занятий оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленности. Методы практического раздела направлены на обеспечение необходимой физической активности студентов.

Контрольный раздел направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Критериями оценки являются требования к тестированию и практические стандарты, а также дополнительные тесты, разработанные кафедрой физического воспитания университета с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении. В университетах контингент студентов составляет молодежь в возрасте от 19 до 28 лет. При проведении занятий необходимо учитывать возрастные особенности. В этот период биологического развития, в период завершения формирования тела молодого человека, его тело обладает пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам. Однако большинство молодых людей не заинтересованы в физической активности, поэтому формирование соответствующей мотивации рассматривается в качестве основной педагогической задачи в ВУЗе. Установлено, что динамика умственных способностей, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в ВУЗе зависят от объема физической активности в режиме буднего дня. Наиболее эффективный объем двигательной активности составляет 6-8 часов.

Изложение основного материала статьи. Преемственность является одной из сторон закона отрицания отрицания. Диалектический подход к решению социально-педагогических вопросов согласованности всех

взаимосвязанных частей системы постоянного физического воспитания является единственно приемлемым и необходимым. Создание социальных, социально-экономических, социально-психологических условий, при которых человек субъективно проявляет интерес к регулярным физическим упражнениям, фактически является обращением к человеку, к развитию человеческого фактора в целенаправленном формировании соответствующей внутренней позиции личности.

Как показали исследования различных категорий обучающихся, одной из неотложных задач образовательного процесса в школах и университетах является побуждение учащихся и студентов к занятиям, которые им нравятся.

Диалектическое мышление ориентировано, в частности, на анализ существующих несоответствий между социальным порядком гармонично развитой личности и возможностями его реализации в современной школе; между потребностями современного общества в высококвалифицированных, здоровых специалистах и возможностями их удовлетворения в современных школах и университетах; между организационно последовательной системой физического воспитания и реализацией преемственности в педагогической практике.

Поскольку система непрерывного физического воспитания является социальным институтом, эффективные изменения в ней невозможны без фундаментальных социальных, социально-экономических, социально-педагогических предпосылок. Социальной по своей природе является преемственность поколений, когда индивид на протяжении всей своей жизни выступает в основном в трех ролях: будучи ребенком, является объектом преемственности; будучи школьником и студентом, он выполняет в этом процессе и субъективные функции; после окончания обучения, будучи уже в основном субъектом преемственности, продолжает наследовать передовые традиции общества как объект.

С этой точки зрения преемственность физического воспитания приобретает важный социальный контекст. Таким образом, преемственность физического воспитания студенческой молодежи является не только психолого-педагогическим, но и социальным процессом. В непрерывности как в социальном процессе есть две стороны: передача определенных ценностей и их усвоение. Это подразумевает двусторонний характер процесса, наличие в нем субъекта (субъектов) и объекта (объектов). Материальная сторона преемственности определяется характером тех ценностей, которые передаются.

Непрерывность рассматривается как закон функционирования всех социально организованных, контролируемых процессов. Прогрессивное развитие невозможно без преемственности.

В педагогической литературе роль категории непрерывности физического воспитания в совершенствовании образовательного процесса, в разрешении его противоречий и внедрении логики в практическую деятельность еще недостаточно изучена. С. Годник в своей монографии пишет, что «для практики очень важно выявить содержание категории преемственности по отношению к специфике педагогических процессов и явлений» [7, с. 67].

И. Ганчар в своей диссертационной работе подчеркивает, что «с педагогической точки зрения преемственность является оперативной концепцией: педагогам по физическому воспитанию нужна эффективная технология практической работы» [5, с. 34].

Суть преемственности, выражающей важный аспект закона отрицания отрицания по отношению к системе физического воспитания студенческой молодежи, заключается в сохранении определенных форм и методов обучения при переходе от одного образовательного уровня к другой, от средней до старшей школы [4, с. 67].

Об этой категории писал известный специалист в области теории физического воспитания Л. Матвеев: «Физкультурная деятельность в обществе обеспечивает преемственность в развитии физической культуры, являясь своеобразным каналом передачи достижений в этой области из поколения в поколение» [11, с. 16].

Анализ литературных источников [1, 2, 4, 8] доказывает, что категория «преемственность» является многокомпонентной. Феномен преемственности является основным фактором непрерывного физического воспитания студентов, суть системы физического воспитания заключается в личностно-деятельностном подходе к физическому развитию личности на протяжении всего курса среднего и высшего образования.

За последнее десятилетие в сфере физического воспитания появляются тенденции в гуманистической направленности, то есть на первый план выдвигаются человеческие ценности, такие как здоровый образ жизни, основанный на единстве, партнерстве, сотрудничестве, гармонии между природным и социально сформированным человеком; новая культура досуга; растущая потребность в самореализации, в позитивной самооценке, в развитии творческих способностей личности, в духовном общении [3].

Эти ценности потенциально становятся решающими при выборе новых подходов к решению проблем со здоровьем, возникающих у студентов, средствами физической культуры и спорта.

Гуманистические ценности, таким образом, приобретают полный статус в образовательном процессе среднего и высшего образования. Из декларативных установок они превращаются в реальные, что существенно меняет функции субъектов учебного занятия, аргументирует достижение целей и задач физического воспитания, усиливает и обеспечивает формирование мотивационного отношения студентов тренироваться. Что особенно ценно в новой педагогической ситуации, так это то, студент изначально рассматривается как инициативный элемент образовательного процесса. Будучи активной частью этого процесса, он может открыть для себя новые аспекты процесса физической подготовки, которые уже соответствуют его возможностям. Это приводит к формированию новых целей физической культуры и трансформации физической активности и занятий спортом, вовлеченных как в рамки рациональной организации учебного процесса, так и в рамки самостоятельной физической культуры.

Таким образом, организация педагогического процесса физического воспитания на основе гуманистической идеи имеет очевидные перспективы в решении проблемы укрепления здоровья учащихся, поскольку активный ученик, являющийся субъектом образовательного процесса, является ключевым элемент в этом процессе. Своей физической активностью он вносит конструктивные изменения в учебный процесс и одновременно осуществляет самореализацию позитивной самооценки. Его культура, мышление, интеллектуальная и мотивационная сфера выступают в качестве механизмов реализации личных интересов в физкультурно-спортивной деятельности, что является залогом эффективности новых подходов в организации физического воспитания в образовательном учреждении.

Непрерывность является в то же время ведущим фактором взаимосвязи образования и воспитания в учебном процессе во всех сферах образования. Именно из-за непрерывности все детали в этом процессе

завоевывают логическую согласованность, неделимость и вливаются в интегративное взаимодействие друг с другом для достижения исходного полезного результата. Технология обеспечения преемственности достигает конечной цели, стоящей перед субъектами образовательного процесса и предопределяющей характер взаимодействия мотивационной сферы личности старшеклассника, студента с реальной педагогической ситуацией. Технология обеспечения непрерывности физической активности, таким образом, одновременно служит технологией формирования мотивации школьников и студентов [4].

Реализация многокомпонентного содержания непрерывности физического воспитания школьной и студенческой молодежи с его теоретическим, методическим и технологическим потенциалом приобретает большую значимость в становлении личности на всех этапах процесса образования. Педагог обязан выявить и отрегулировать действия внешних внутренних факторов, которые характеризуют деятельность молодежи в спортивной жизни. С помощью механизмов мотивации на каждом этапе физического воспитания личность приобретает специальные знания, двигательные навыки и навыки в области физической культуры и занятий спортом. Он поддерживает эмоциональный контроль и свою физическую активность, создает для себя подходящие условия для осуществления образовательных целей.

Существуют основные подходы и оптимальное число взаимосвязанных принципов, оказывающих большое влияние на результативность процесса непрерывности физического воспитания студента и студенческой молодежи и разрешение таких фундаментальных факторов:

- доступность и индивидуальность являются ключом к эффекту физического воспитания, в то же время это одна из необходимых предпосылок для деятельности школьников и студентов и ускоренного достижения их целей;

- обеспечение систематичности, она подразумевает регулярность физических упражнений и систему чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательность упражнений и последовательную взаимосвязь между различными аспектами их содержания;

- постепенный рост требований, заключается в постановке и выполнении все более сложных задач, в постепенном увеличении объема и интенсивности сопутствующих нагрузок. Переход от одной формы двигательной активности к другой, все более и более сложной, необходим, прежде всего, для выполнения учебных задач и как условие дальнейшего улучшения двигательных навыков и способностей.

Следующим важным принципом воспитания физически и нравственно здоровой молодежи является принцип систематичности. Принцип систематичности включает в себе регулярное посещение занятий, рациональное смена нагрузок и отдыха. Систематические занятия предполагают рациональную смену психофизического стресса и отдыха. Физическая нагрузка протекает через четыре этапа: энергия расходуется, восстанавливается, происходит супер восстановление и возвращение к исходному состоянию. Занятия по физическому воспитанию никогда не проводится два дня подряд. Кроме того, именно необходимость соблюдения принципа систематичности объясняет требования программы к дисциплине «Физическое воспитание» - регулярное посещение всех занятий, предусмотренных в графике обучения.

Разработка учебного материала строится на принципе систематичности проведения учебных занятий, это обеспечивает преемственность и последовательность в воспитательном процессе.

Принцип систематичности обеспечивает непрерывность тренировочного процесса с оптимальным чередованием нагрузок и отдыха.

Дж. Ламарк (1809) и другие ученые после него отметили способность живых систем, которая заключается в том, что они не просто возмещает израсходованные силы, но и компенсируют их «в избытке». За счет чрезмерного восстановления отработанных энергетических веществ и обновления белковых структур создается основа для отсроченного эффекта выполняемой работы. Это положение и раскрывает сущность совершенствования функциональных систем организма (улучшения физической формы) под влиянием систематических (регулярных) целевых тренировок. Тем не менее, необходимо учитывать, что если после тренировки будет слишком длинный перерыв, то этот эффект будет постепенно до некоторой степени утрачен (фаза сокращения).

Это относится, прежде всего, к уровню производительности (сформированные навыки и привычки сохраняются в течение определенного длительного времени). Поэтому интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем фаза восстановления. В этом положении подчеркивается важность принципа системности и одной из его сторон - непрерывности процесса обучения. Повторяемость и изменчивость при применении различных упражнений и заданий в оптимальные промежутки времени также являются обязательными компонентами принципа преемственности.

Выводы. Физическое воспитание требует соблюдения преемственности и системности в этом виде воспитания, чем в других видах. Это связано с особыми законами приобретения и закрепления навыков и способностей, совершенствования форм и функций организма. Не менее важна изменчивость, то есть изменение упражнений, динамических нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, уменьшает психологические перегрузки, возникающие при выполнении единых заданий.

Непрерывность физического воспитания является одним из важнейших педагогических компонентов в системе физического воспитания студенческой молодежи, эффективность которого основана на системном, аксиологическом, компетентностном, синергетическом, личностно-деятельностном подходах и дидактических принципах.

Последовательность в разработке учебных задач и учебного материала на одном уроке и в долгосрочном процессе физического воспитания также является одной из сторон принципа систематичности. Общая последовательность (в многомесячном и многолетнем аспектах) определяется логикой перехода от широкого общего физического воспитания к более углубленным специализированным исследованиям.

Таким образом, при работе со студенческой молодежью необходимо учитывать тесную взаимозависимость методологических принципов, которые были рассмотрены как ведущие и отражающие отдельные аспекты и законы развития процесса физического воспитания студенческой молодежи.

Принципы преемственности и системности также могут быть реализованы при условии учета других принципов в образовательном процессе.

Литература:

1. Антонов А.М. Преемственность и возникновение нового знания в науке. - М.: Мысль, 1985. - 345 с.

2. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294 с.

3. Бернс Н. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 367 с.

4. Вовк В.М. Преемственность физического воспитания учащейся и студенческой молодежи. - Луганск: СНУ им. В. Даля, 2004. - 336 с.

5. Ганчар И.Л. Технология преемственного изучения плавания как учебной, спортивной и педагогической дисциплины: автореф. дисс. на соискание учен. степени д-ра пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры». - М., 2000. - 50 с.

6. Гегель Г.В. Наука логики. - М., 1937. - Т. 5. - 599 с.

7. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж: ВГУ, 1981. - 207 с.

8. Кустов Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. - Саратов: Саратов. гос. ун-т, 1982. - 273 с.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

10. Преемственность в системе и методах коммунистического воспитания молодёжи в образовательной и высшей школе // Труды респуб. науч.-теорет. конф. / отв. ред. В.И. Брудный. - Одесса, 1975. - 145 с.

11. Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физической культуры / под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - Т. 1. - М.: ФиС, 1976. - 304 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению ряда концептуальных аспектов, касающихся моделирования как метода реализации психолого-педагогических исследований. В статье обосновывается сущность моделирования как метода, а также понятие модели. В работе приведены основные классификации моделей, определены их функции и требования к их созданию. В статье обоснован потенциал метода моделирования относительно реализации психолого-педагогических исследований.

Ключевые слова: моделирование, метод, методология, психолого-педагогическое исследование, педагогическое моделирование, модель, классификация моделей, иерархичность моделей.

Annotation. The article is devoted to the consideration of a number of conceptual aspects related to modeling as a method of implementation of psychological and pedagogical research. The article substantiates the essence of modeling as a method, as well as the concept of the model. The paper presents the basic classification of models, their functions and requirements for their creation. The article substantiates the potential of the modeling method in relation to the implementation of psychological and pedagogical research.

Keywords: modeling, method, methodology, psychological and pedagogical research, pedagogical modeling, model, classification of models, hierarchy of models.

Введение. Проблема качества научных исследований - одна из кардинальных методологических проблем педагогической науки. В современных условиях она приобретает первостепенное значение.

Осуществление любого исследования строиться на определенной методологии, то есть применении ряда принципов и определенного метода или комплекса отобранных методов.

При реализации психолого-педагогических исследований применяется, как правило, не один отдельный метод, а их совокупность. В широком смысле осуществление указанных исследований требует применения двух типов методов: эмпирических и теоретических. Данные типы методов отличаются задачами использования, фикциями и тем, на что направлен их результат.

Среди эмпирических методов одним из эффективных и популярных в современных психолого-педагогических исследованиях является метод моделирования.

Моделирование является, в то же время, одним из сложнейших по содержанию и структуре методов, так как в каждой создаваемой модели своеобразно синтезированный опыт прошлого, перенесены из известных образцов черты современности, предусмотрена эффективность нововведения (направленность на будущее). Кроме того, метод моделирования является комплексным образованием, поскольку включает в себя и другие методы научного познания, такие как индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование.

Учитывая актуальность применения метода моделирования в современных психолого-педагогических исследованиях, а также его сложную природу, возникает потребность в детальном изучении его теоретических основ.

Изложение основного материала статьи. В научной литературе моделирование понимается в значении опосредованного метода познания объектов или явлений. Данный метод применяется тогда, когда прямое изучение объектов или явлений вызывает сложности или является невозможным.

По словам И.В. Непрокиной, «Моделирование в качестве универсальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности, это наиболее распространенный метод исследования объектов различной природы, в том числе и объектов сложной социальной системы, поэтому этим методом широко пользуются студенты, магистранты, аспиранты, докторанты при проведении научных исследований» [6, с. 61].

Моделирование, по мнению В.А. Веникова, это «осуществление определенным способом отражения или воспроизведения действительности для изучения имеющихся в ней объективных закономерностей» [3, с. 30].

Моделирование как «универсальная форма познания применяется в исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности» [8, с. 434]. Целью моделирования является создание модели реального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.