Научная статья на тему 'Физическая культура студентов как здоровьесберегающая технология социокультурной деятельности в вузе'

Физическая культура студентов как здоровьесберегающая технология социокультурной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / HEALTH SAVING TECHNOLOGY / СТУДЕНТ / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеев Искандер Шамильевич, Минигалеева Альбина Зуфаровна, Усманова Елена Александровна

В статье обозначены противоречия образовательного процесса в вузе и социокультурной деятельности студентов спортивной направленности, детерминирующие низкий уровень физического развития будущих специалистов. Предложенная здоровьесберегающая технология социокультурной деятельности разрешает данные противоречия путем интеграции теоретических и практических аспектов физической культуры и позволяет студентам приобретать реальный опыт здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галеев Искандер Шамильевич, Минигалеева Альбина Зуфаровна, Усманова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS AS A HEALTH SAVING TECHNOLOGY OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN THE UNIVERSITY

In article the contradictions of educational process in higher education institution and sociocultural activity of students of sports orientation determining the low level of physical development of future experts are designated. The offered health saving technology of sociocultural activity resolves these contradictions by integration of theoretical and practical aspects of physical culture and allows students to gain real experience of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Физическая культура студентов как здоровьесберегающая технология социокультурной деятельности в вузе»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Галеев Искандер Шамильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский

национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева-КАИ» (г. Казань);

старший преподаватель Минигалеева Альбина Зуфаровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»» (г. Казань);

старший преподаватель Усманова Елена Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»» (г. Казань)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье обозначены противоречия образовательного процесса в вузе и социокультурной деятельности студентов спортивной направленности, детерминирующие низкий уровень физического развития будущих специалистов. Предложенная здоровьесберегающая технология социокультурной деятельности разрешает данные противоречия путем интеграции теоретических и практических аспектов физической культуры и позволяет студентам приобретать реальный опыт здорового образа жизни.

Ключевые слова: физическая культура, здоровьесберегающая технология, студент.

Annotation. In article the contradictions of educational process in higher education institution and socioculturel activity of students of sports orientation determining the low level of physical development of future experts are designated. The offered health saving technology of sociocultural activity resolves these contradictions by integration of theoretical and practical aspects of physical culture and allows students to gain real experience of a healthy lifestyle.

Keywords: physical culture, health saving technology, student.

Введение. Вот уже на протяжении нескольких десятков тысячелетий физическая культура и спорт являются не только обязательными компонентами социокультурной деятельности, но и одним из важнейших условий существования человечества, вынужденного, вследствие развития цивилизации, компенсировать недостаток своей двигательной активности. В те или иные исторические периоды этим компонентам уделялось различное внимание, от идеологии в Древней Спарте, до безразличия в Средние века и Новое время. Примечательно, что в наши дни физическая культура и спорт вновь обрели статус значимых явлений в развитии человека и заняли свое место в учебно-воспитательном процессе на всех этапах образовательной системы.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день уже все Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают обязательную физическую подготовку, призванную сформировать комплекс знаний, умений и навыков обучаемых в данной предметной области, а также овладеть современными технологиями сохранения и укрепления здоровья. В 2010 году в общеобразовательной школе приказом Минобрнауки России был введен третий обязательный еженедельный час физической культуры, что свидетельствует достаточной озабоченности данного ведомства вопросами физического здоровья и развития школьников.

В рамках высшей профессиональной школы эта тенденция также прослеживается, где физическая культура, вне зависимости от направления подготовки, выступает одним из базовых циклов профессиональной подготовки студентов, направленных на овладение соответствующими общекультурными компетенциями. Однако если для программ бакалавриата количество часов физической подготовки студентов четко зафиксировано и составляет 400 часов, то в магистратуре данная дисциплина носит факультативный характер. Тем не менее, можно утверждать, что система профессиональной подготовки студентов сегодня обладает достаточными ресурсами для осуществления физического развития будущих специалистов. К таким ресурсам, прежде всего, относятся кадровое, материально-техническое, методическое и другие виды обеспечения физической подготовки студентов, выражающиеся в различных компонентах учебно-воспитательного процесса в вузе.

В тоже время наряду с использованием данных ресурсов и использованием потенциала образовательного процесса в целом, значительная роль в физическом становлении и укреплении здоровья студентов отводится их социокультурной деятельности. В отличие от школьника, студент обладает существенно большей социальной активностью, коммуникативностью, самостоятельностью и т.д., что позволяет ему более эффективно решать задачи приобщения к физической культуре и спорту внутри своего социокультурного пространства.

На наш взгляд сущность социокультурной деятельности в спорте довольно четко подмечена Хурамшиной А.З., Шашкиным Н.Г. и Сайфуллиным И.И., которые полагают, что она представляет собой системно организованный и общественно обусловленный социальными институтами целенаправленный процесс интеграции и активного взаимодействия человека в социуме как социокультурного субъекта спортивной деятельности с целью гуманистического присвоения личностью материальных и духовных ценностей спортивной культуры общества [6]. И в этом смысле социокультурная деятельность спортивного направления, по сути, близка образовательному процессу, имеющему в качестве своей цели развитие человека.

Но, несмотря на значимость социокультурной деятельности в аспекте физического развития человека, многие вопросы соотношения, взаимообусловленности и взаимосвязи данных понятий пока остаются открытыми. Физическая культура и спорт, как уже было сказано выше, являются сегодня компонентами общеобразовательной и профессиональной подготовки и включены в структуру учебно-воспитательного процесса. Данные явления имеют место и в социокультурной деятельности, реализуясь в виде любительских занятий различными видами спорта в групповой или индивидуальной форме. Более того, физическая культура и спорт многими известными учеными прямо и однозначно относятся к социокультурной сфере. Так, например, видный ученый в области социально-культурной и культурно-досуговой деятельности

А.Д. Жарков считает, что в целом сфера культурно-досуговой деятельности включает в себя ряд параллельно функционирующих направлений, одним из которых выступает физическая культура и спорт, включающие сеть стадионов; спортзалов, спортплощадок, бассейнов и т.п. [4]. Эту точку зрения разделяют и многие другие исследователи социокультурной деятельности: Г.И. Шипиловская, Т.А. Андриянова, В.Ю. Романова, Л.Н. Рютина, П.В. Чернобровкина, И.В. Цветкова, С.П. Иваненков, А.Ж. Кусжанова и ряд других авторов.

Таким образом, статус физической культуры и спорта сегодня неоднозначен и противоречив и данные явления в равной степени относятся как к образовательному процессу, так и к сфере свободного времени человека. Наряду с этим для спортсменов и тренеров это также сфера их профессиональной деятельности, выходящая за пределы образования и досуга. В этот список также можно включить и массу других людей так, или иначе связанных со спортом и физической культурой, таких как сотрудников спортивно-оздоровительных центров, медиаресуров освещающих соответствующие вопросы, врачей, ученых и т.д. Все это позволяет говорить не только о многогранности изучаемых явлений, но и об их включенности практически во все аспекты общественной жизни: в политику, экономику, право, образование и т.д. В связи с этим характеристика спорта и физической культуры в рамках лишь одного из этих аспектов является недостаточной, ввиду масштабности данных явлений. Спорт и физическая культура не ограничиваются досугом, образованием, профессиональной деятельностью и т.д., а лишь распространяются в них, как в возможных областях своей реализации.

Как справедливо отмечают И.В. Барсагаева, В.Н. Курысь, при раскрытии сущности понятий «физическая культура» и «физическая культура личности», видимо, целесообразно говорить о жизнедеятельности, поскольку таким образом подчеркивается онтогенетическая сущность формирования культуры человека и целенаправленность на это от периода жизни, характерного осознанием собственного «я», до ухода в мир иной, что мы напрямую связываем и с телесно-двигательной культурой [1].

Но, с другой стороны ясно, что каждая область научного знания вынуждена рассматривать спорт и физическую культуру сквозь призму своей специфической методологии, отсекающей иные точки зрения по тому или иному вопросу. Поэтому, с позиций теории социально-культурной деятельности, значение спорта и физической культуры как структурного элемента досуга оказывается более важным, нежели представление об этих явлениях как сферы труда, образования и т.д. В свою очередь другие науки, в соответствии со своим предметом и объектом изучения, преимущественно видят в спорте и физической культуре педагогический процесс, трудовую деятельность, круг определенных заболеваний, исследовательскую область и т.д. При этом наибольшие затруднения и научный интерес представляют возможные варианты сочетаний различных областей научного знания, где точка зрения одной науки должна находить контакты с другой, что порождает принципиально новые варианты решения имеющихся вопросов.

Эта ситуация, например, имеет место со студенческой молодежью, физическая культура и спорт которой в одинаковой мере могут соотноситься как с образовательным процессом, так и с социокультурной деятельностью. И в этом случае свести рассматриваемые явления к какому-либо одному варианту интерпретации представляется достаточно затруднительным, поскольку всегда будет возникать противоречие. Так, если считать физическую культуру и спорт студентов составляющей образовательного процесса, то неохваченным остается целый массив спортивных занятий, осуществляемых бакалаврами и магистрами в свободное время и свойственных именно молодым людям. Напротив, если же считать физическую культуру и спорт лишь разновидностью социокультурной деятельности, то такое видение данного термина исключает многолетнюю подготовку студентов по соответствующей учебной дисциплине. Поэтому понимание и трактовку физической культуры и спорта для обучающихся, и, в частности, для студенческой молодежи необходимо расширить путем, интеграции понятий представленных в смежных областях научного знания.

Эта работа в свою очередь требует проведения дополнительного анализа сущности рассматриваемых явлений, таких как физическая культура, социокультурная деятельность, образовательный процесс и др., с целью выявления их ключевых признаков.

Рассматривая физическую культуру в рамках образовательного процесса, прежде всего, необходимо определить педагогические цели данного явления, закрепленные, например, в примерной программе по данному курсу и рекомендованной Научно-методическим советом по физической культуре при Минобразовании России. Согласно данного документа, целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Из этого следует, что целью занятий физической культурой в вузе является не собственно физическое развитие студентов, а, преимущественным образом, овладение ими различными способами физкультурно-оздоровительных занятий. При этом физическое развитие и укрепление здоровья студентов не представлены даже в качестве одной из задач данного учебной дисциплины. Иначе говоря, данная учебная дисциплина, в соответствии со своим наименованием предназначается сугубо для ознакомления студентов со сложившейся культурой в сфере физического развития человека, а именно с ценностями здорового образа жизни, эффективными способами сохранения и крепления здоровья, изучения различных упражнений и т.д. И в таких условиях неудивительно, что физическое развитие будущих специалистов, являющееся даже не второстепенной целью преподавания физической культуры, оставляет желать лучшего. Более того, по оценкам некоторых исследователей (Гилев Г.А., Плешаков А.А., Попков А.И.) у 82% московских студентов в период учебы состояние здоровья ухудшается, поскольку согласно отчетам вузов, принявших участие в смотрах-конкурсах, на лучшую постановку учебной, физкультурно-массовой и спортивной работы в вузах г. Москвы, ежегодно проводимым с 2006 по настоящее время, уровень физической подготовленности за время прохождения курса физического воспитания в среднем повышают только около 18% студентов [3]. К сожалению, приходится констатировать, что образовательный процесс в вузах не является сегодня площадкой для физической развития студентов, а выступает лишь как средство стимулирования мотивационно-потребностной сферы будущих специалистов и расширения их знаниевой базы в области физической культуры и спорта.

И в этом смысле роль социокультурной деятельности в значении физического развития и укрепления здоровья студентов сложно переоценить, поскольку именно свободное время обладает тем необходимым ресурсом, позволяющим овладеть необходимым опытом физической культуры. Основанная на принципах

добровольности и интереса, социокультурная деятельность спортивной направленности как в массовой, групповой, так и в индивидуальной форме, уделяет приоритет практическим аспектам физической культуры, в ходе тренировочного процесса, игр и т.д. Поэтому досуговые студенческие объединения спортивной направленности - организованные секции, отдельные коллективы и даже спортклубы, это, прежде всего, средство осуществления реальной двигательной активности, приводящей к поддержке и укреплению здоровья. Наши исследования, в том числе показывают, что студенты, являющие участниками спортивных секций, и регулярно посещающие спортивные спортивно-оздоровительные центры реже страдают различными заболеваниями, имеют высокие показатели учебной деятельности, более социально активны.

В тоже время физкультурно-оздоровительные досуговые объединения студентов, действующие на принципах самоуправления, в ходе своей деятельности испытывают теоретические затруднения, сказывающиеся на результатах спортивных занятий. Такие занятия отличаются бессистемностью, спонтанностью упражнений и отсутствием методики их проведения, организационными проблемами и в большинстве случаев сводятся исключительно к проведению разнообразных спортивных игр.

Таким образом, как учебно-воспитательный процесс студентов по физической культуре, так и их социокультурная деятельность спортивной направленности, характеризуются односторонностью и неполнотой, препятствующими успешному развитию физических качеств будущих специалистов. Мы пришли к выводу о том, что преодолеть данную проблему возможно путем интеграции элементов образовательного процесса и спортивного досуга студентов, тем более что занятия физической культурой располагают к такому объединению, итогом которого может выступать целостная здоровьесберегающая технология социокультурной деятельности.

Использование технологического подхода в отношении организации спортивных занятий студентов оптимально по нескольким соображениям, отвечающим сущности физкультурно-оздоровительной деятельности. Прежде всего, технологичной является структура занятий и порядок выполнения физических упражнений, предусматривающие этапы разминки, собственно самой тренировки и заключительная часть, направленная на расслабление, восстановление дыхания и т.д. Также обязательно технологичным должен быть и план этих занятий, предусматривающий постепенное наращивание нагрузок и содержательное усложнение занятий, что является залогом развития физических качеств студентов. Наконец, практика показывает, что для спортсменов-профессионалов такие технологии уже давно успешно реализуются в их индивидуальных программах физических занятий, где четко указаны виды, порядок и количественно-качественные показатели выполняемых упражнений.

Важно отметить, что технологический подход уже давно применяется в педагогической практике. По мнению авторитетного исследователя в данной области В.П. Беспалько, педагогическая технологию представляет собой «систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса», т.е. технология является «проектом определенной педагогической системы, реализуемой на практике» [2]. В тоже время, понятие здоровьесберегающих технологий на сегодняшний день дискусионно, и к ним, кроме мер физкультурного характера, некоторые авторы относят медико-профилактические, психологические, коррекционные методики. Достаточно убедительной выглядит трактовка Т.Н. Леван, и Н.Н. Нежкиной которые под здоровьесберегающей технологией понимают научно обоснованный и воспроизводимый в соответствующих условиях алгоритм реализации образовательной программы, ведущий к достижению субъектами образовательного процесса конкретных образовательных результатов в области своего здоровья [5]. Здесь четко обозначены сущность технологии, представляющей собой последовательность действий и ее конкретные результаты, связанные с теми или иными показателями здоровья. Кроме того, здоровьесберегающая технология применяется к реализации образовательной программы, что обеспечивает целенаправленность и систематичность соответствующей деятельности.

Данная трактовка также не противоречит изложенным идеям интеграции теоретической подготовки и отработки спортивных практик в рамках образовательного процесса и социокультурной деятельности студентов. Более того, только такое широкое видение здоровьесберегающей технологии позволяет вести речь о полноценном процессе формирования физической культуры студента, пронизывающем практически всю жизнедеятельность будущего специалиста. Точно спланированное в здоровьесберегающей технологии сочетание учебных компонентов и элементов социокультурной деятельности спортивной направленности позволит также создать логичные и последовательные предпосылки укрепления здоровья и реализации идеи здорового образа жизни студентов.

Выводы. Таким образом, можно сделать ряд выводов:

- в современных условиях образовательный процесс и социокультурная деятельность студентов спортивной направленности не представляют собой единой целостности и функционируют разобщенно;

- разработка и внедрение целостной здоровьесберегающей технологии социокультурной деятельности в вузе позволит реализовать основное предназначение физической культуры, заключающееся в сохранении и укреплении здоровья студентов.

Литература:

1. Барсагаева И.В., Курысь В.Н. Физическая культура личности студента: состояние проблемы формирования и характеристика компонентов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 8. С. 62-66.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М.: Изд-во Института профессионального образования МО России, 1995. - 342 с.

3. Гилев Г.А., Плешаков А.А., Попков А.И. Физическую культуру и спорт в повседневную жизнь каждого студента // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. 2016. С. 82-85.

4. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - с. 54.

5. Леван Т.Н., Нежкина Н.Н. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 10. С. 91-95.

6. Хурамшина А.З., Шашкин Н.Г., Сайфуллин И.И. Спортивная культура как сфера социокультурной деятельности личности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 285-291.

Педагогика

УДК 378. 4

кандидат педагогических наук Галимова Алена Геннадьевна

Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «Восточно - Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск); кандидат педагогических наук Дагбаев Батор Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Бурятский государственный университет» (г. Улан-Удэ);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный педагогический университет имени

В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный

университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

(г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)

АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ НА ПЕРВОМ КУРСЕ

ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты решения одной из актуальных проблем высшего образования - повышение уровня адаптационных процессов курсантов образовательных организаций МВД России. Анализируются возможности высокоинтенсивного многофункционального тренинга — кроссфит. Исследование данной проблематики направлено в русло педагогической науки научной специальности 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Ключевые слова: Кроссфит, тренинг, адаптация, курсанты образовательных организаций МВД России.

Annotation. The article discusses the theoretical and methodological aspects of solving one of the urgent problems of higher education - improving the adaptation processes of cadets of educational institutions of the MIA of Russia. The possibilities of multifunctional high — intensity training crossfit. The study of this problem are aimed in the direction of pedagogical Sciences, specialty 13.00.04 — theory and methodology of physical education, sports training, improving and adaptive physical culture.

Keywords: Crossfit, training, adaptation, cadets of educational institutions of the MIA of Russia.

Введение. Модернизация высшего образования в Российской Федерации зависит от изменений, которые происходят во всех сферах общественно - экономической жизни. Образовательные организации страны призваны обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности. В этой связи проблема адаптации студентов (курсантов) в образовательной среде вузов приобретает особую значимость [5].

Изложение основного материала статьи. Давно известно, что процесс адаптации (приспособление) организма к меняющимся условиям жизнедеятельности происходит в течение всей жизни.

Особую значимость она приобретает на начальном этапе обучения курсантов образовательных организаций МВД России [11]. При адаптации вчерашних старшеклассников к курсантской жизни ученые выделяют психофизиологические, психологические и социальные факторы [2]. Следует заметить, что адаптация требует включения психофизиологических резервов, что характерно при не вполне сформировавшемся организме и сопряжение с кризисом юношеского возраста. Типичными трудностями адаптации курсантов - первокурсников являются как внешние (объективные), так и внутренние условия, которые зависят от уровня довузовской подготовленности, индивидуальные особенности курсантов как субъекты адаптационного процесса, среда и особенности обучения в вузе, реалии, связанные с условиями жизни [11]. Вузовская адаптация является непассивным приспособлением обучающихся к условиям образовательной среды, в которой происходит изменение личности, а её формированием.

В психолого - педагогических исследованиях различают три вида компонентов процесса вузовской адаптации. Так, А.Г. Маклаков, И.Д. Головешкин (2011) в своих исследованиях выделяют психологические и личностные свойства обучающихся, а социальные и профессиональные способности характеризуются Ю.М. Забродиным, Т.А. Жуковой, С.А. Руновой (2012). Дидактические аспекты вузовской адаптации подробно рассматривались в трудах Т.Д. Дубровицкой, А.Я. Крыловой (2010).

В монографии А.А. Смирнова и Н.Г. Жижаева обращается внимание на следующие виды адаптационных процессов: дидактические, социальные и профессиональные, где интегративным звеньям этой системы выступает функциональное состояние организма [12]. Подобная дефиниция, как научная категория, изначально сложилась в физиологии и использовалась для характеристики деятельности живых организмов. В.И. Медведев [10] и А.Б. Леонова это понятие стали применять также и в психологической литературе [8]. Они отмечали, что она (адаптация) — это такой комплекс характеристик функций и качеств человека, который указывает на возможности жизнедеятельности в меняющихся условиях. По их мнению, это постоянный процесс, осуществляющийся на двух уровнях: социально - психологическом и физиологическом.

Следует заметить, что подобные взаимодействия рассматриваются в данном случае как «Человек— среда», который является системообразующим фактором, определяющим функциональное состояние организма, что напрямую связано с особенностями процесса приспособления к жизненным условиям.

Важно отметить, что философское определение категории "функциональное состояние" как специфическая форма осуществления бытия, характеризуется стабильными изменениями и развитием новых материальных объектов. При определенных условиях, как отмечает Л.А. Федотова и др. (2015), функциональное состояние — это итог межсистемного взаимодействия психологической деятельности и сфер по саморегуляции психологического состояния [1]. И.С. Юркина отмечает, что процессы управления в живых системах можно рассматривать как организацию целенаправленных взаимодействий, результатом которых является переход из одного состояния в другое [13].

Однако в настоящее время единая классификация функциональных состояний отсутствует. Различные авторы определяют разнообразные критерии оценки функциональных состояний, которые являются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.