Научная статья на тему 'Изучение социально-педагогических особенностей формирования досуга курсантов вузов МВД России'

Изучение социально-педагогических особенностей формирования досуга курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ВУЗЫ МВД РОССИИ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Магомед Алиевич

В статье рассматриваются социально-педагогические особенности досуговой деятельности курсантов вузов МВД России, сопряженные с их будущей профессиональной деятельностью. Представлены основные преимущества и затруднения, возникающие при организации досуговых занятий спортивной направленности с будущими полицейскими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиев Магомед Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF FORMATION OF LEISURE OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the social and pedagogical features of leisure activities of students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia, associated with their future professional activities. The main advantages and difficulties arising in the organization of leisure sports activities with future police officers are presented.

Текст научной работы на тему «Изучение социально-педагогических особенностей формирования досуга курсантов вузов МВД России»

Анализируя показатели экспериментальной группы можно с уровнем достоверности р<0,05 утверждать, что статистически значимые изменения произошли в следующих показателях: окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия, а также всех используемых индексах и состоянии соматического здоровья по Апанасенко.

Выводы. Обязательными компонентами создания здоровьформирующей среды в образовательной организации являются: нормативно-правовое обеспечение, наличие «Службы здоровья», активная физкультурно-оздоровительная работа, проведение мониторингов по оценке здоровья учащихся и работников организации. Модель здоровьеформирующей среды сейчас находится та этапе внедрения, но уже дает значительные результаты в плане заинтересованности учащихся в соблюдении основных правил и канонов здорового образа жизни. Результатом экспериментального внедрения элементов здоровьеформирующей среды являются статистически достоверные изменения (р<0,05) в следующих показателях: окружность грудной клетки во время паузы, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия, жизненный индекс, силовой индекс, индекс Робинсона, индекс Руфье и уровень соматического здоровья по Апанасенко.

Литература:

1. Воронин Д.М. Корреляционные взаимосвязи между антропометрическими данными и уровнем физического развития у студентов педагогического профиля / Д. М. Воронин, К. Корнеева - Современные здоровьесберегающие технологии - Орехово-Зуево: ГГТУ - №1. - 2017. - С. 47-52.

2. Воронин Д.М. Модель инновационной здоровьесберегающей среды Государственного гуманитарно-технологического университета / Д.М. Воронин, Н.В. Привезенцева, А.В. Кузнецов // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. № 53-6. - С. 91-98.

3. Воронин Д.М. Методика оптимизации системы физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 52. - Ч. 5. - С. 118-126.

4. Воронин Д.М. Оценка физического развития студентов Государственного гуманитарно -технологического университета методом индексов / Д.М. Воронин, А. Муравьева // Современные здоровьесберегающие технологии - Орехово-Зуево: ГГТУ - №1(2). - 2016. - С. 14-20.

5. Воронин Д.М. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных организациях / Д.М. Воронин // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте : Материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. А.Ю. Фролова. - Тула: Тул. Производственное полиграф. предприятие, 2016. - С. 305-312.

6. Дочкина Н.Л. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов в образовательном учреждении / Профессиональное образование в России и за рубежом. - №5. - 2012. - С. 110-114.

7. Мысина Г.А. Формирование здоровьесберегающей образовательно-воспитательной среды ВУЗа / Научные проблемы гуманитарных исследований - №4. - 2011. - С. 133-139.

8. Нечаев А.В. Критерии здорового образа жизни студенческой молодежи в XXI веке // Материалы международной научно-практической конференции «Современные здоровье сберегающие технологии» - г. Орехово-Зуево, 2016 г. - С. 219-225.

9. Шуайбова М.О. Модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - №4 (29). - 2014. - С. 104-108.

Педагогика

УДК 378

преподаватель Гаджиев Магомед Алиевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГА

КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются социально-педагогические особенности досуговой деятельности курсантов вузов МВД России, сопряженные с их будущей профессиональной деятельностью. Представлены основные преимущества и затруднения, возникающие при организации досуговых занятий спортивной направленности с будущими полицейскими.

Ключевые слова: курсанты, вузы МВД России, досуговая деятельность, культура поведения, спортивный досуг.

Annotation The article deals with the social and pedagogical features of leisure activities of students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia, associated with their future professional activities. The main advantages and difficulties arising in the organization of leisure sports activities with future police officers are presented.

Keywords: cadets, universities of the Ministry of internal Affairs of Russia, leisure activity, culture of behavior, sports leisure.

Введение. Правоохранительная практика последних лет показывает, что качественное выполнение оперативно - служебных задач, эффективность деятельности органов и подразделений МВД России напрямую зависят не только от уровня профессиональной компетентности сотрудников, но и в значительной степени от их общей, и в том числе, досуговой культуры. Под культурой досуга с педагогической точки зрения правильнее будет понимать результаты образовательного процесса, охватывающего совокупность социально одобряемого человеческого опыта в сфере свободного времени, способствующего формированию гармонично развитой, творчески активной личности. Представляя собой совокупность опыта, культура досуга не может сформироваться одномоментно, поскольку освоение образцов социально одобряемого поведения в свободное время, принятие его норм, ценностей и идеалов, а тем более их дальнейшее распространение могут носить исключительно долговременный характер [4].

Изложение основного материала статьи. Организация эффективного и интересного досуга курсантов вузов МВД России, на сегодняшний день, является одной из самых значимых проблем в системе морально-психологической подготовки будущих полицейских. В педагогической практике, именно досуг выступает средством восстановления, как психологического состояния, так и физических сил сотрудников правоохранительных органов, профессиональная деятельность которых, в условиях отсутствия полноценного досуга, зачастую приводит к профессиональному синдрому эмоционального выгорания.

Неорганизованность свободного времени курсантов вузов МВД России, обусловленное особенностями их профессиональной деятельности, определяет потребность в проведении емкого, эмоционально и интеллектуально насыщенного досуга, что не всегда оказывается возможным. Что, ведет к ограничению досуговых интересов сотрудников полиции, предпочтению потребительских форм свободного времяпровождения, а вместе с тем и к снижению общей культуры досуга.

Высокие требования к уровню физической подготовленности будущих сотрудников полиции продиктованы возникновением экстремальных ситуаций, наличием больших психофизических перегрузок в процессе профессиональной деятельности. Сложилось противоречие между новыми условиями, в которых протекает служба современного полицейского, и традиционной организационно-содержательной составляющей учебно- воспитательного процесса, который не отвечает возросшим требованиям физической подготовленности выпускника высшего образовательного учреждения МВД России [3, с. 48]. В связи с вышесказанным, в последнее время возрастает интерес обучающихся в ВУЗах МВД РФ к спортивно-физкультурным досугам.

Следует заметить, что существующая система физической подготовки в системе МВД является научно обоснованной и проверенной практикой. Следовательно, резервы для повышения уровня физической подготовленности будущих работников полиции следует искать в организации внеучебной физкультурной деятельности и самоподготовке обучающихся. Речь идет о развитии в вузах МВД рекреационно-оздоровительной физической культуры, которая решает следующие задачи:

- укрепление организма и повышение его адаптационных возможностей к условиям существования в окружающей среде и выполнения задач в процессе профессиональной деятельности;

- комплексное развитие физических качеств;

- освоение широкого арсенала двигательных умений и формирование двигательных навыков;

- увеличение объема двигательной активности;

- повышение уровня физической подготовленности;

- удовлетворение потребностей в занятиях физическими упражнениями и спортом в соответствии с интересами индивидуума;

- вовлечение в систематические занятия физическими упражнениями и спортом;

- приобретение компетенций по основам физической культуры и спорта [10].

Кроме того, рекреационно-оздоровительная физическая культура выполняет следующие функции: коммуникативную, гедонистическую, организации активного досуга, отдыха, релаксации и отвлечения. Рекреационно-оздоровительная физическая культура предусматривает два направления: физкультурно-оздоровительные занятия и массовый спорт. Участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях обеспечивает у будущих сотрудников органов внутренних дел формирование психофизической готовности к профессиональной деятельности, выполнению служебных обязанностей [6, с. 263].

По-нашему мнению, средства рекреационно-оздоровительной физической культуры не должны повторять те, что используются в процессе базовой физической подготовки, а дополнять их. Исключения составляют виды спорта или физические упражнения, которые избраны обучающимся для совершенствования своих двигательных умений и формирования двигательных навыков в режиме внеучебной деятельности (виды борьбы, стрельба и т.п.).

В настоящее время одним из средств развития физических, нравственных, интеллектуальных и психологических качеств у курсантов и слушателей вузов МВД России являются спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол. Спортивные игры реализуют коммуникативные и рекреативные функции, способствуют гуманизации воспитательного процесса, в котором обучающийся из объекта социально-педагогического воздействия переходит в субъект активной творческой деятельности с формированием мотивов к самообучению, самосовершенствованию и развитию [7, с. 193].

Сегодня преподавателями кафедр физической подготовки накоплен значительный опыт руководства досуговыми объединениями курсантов спортивной направленности, обобщение которого находит свое выражение в соответствующей научной и методической литературе. Все это свидетельствует не только о популярности, но и о значимости спортивного досуга в образовательных организациях МВД России, роль которого в становлении будущих полицейских действительно трудно переоценить.

Тем не менее, далеко не все вопросы организации и методики проведения досуговых занятий спортивной направленности с курсантами вузов МВД России получили свое разрешение в педагогической науке. Достаточно часто такие занятия проходит в условиях отсутствия какой-либо программы, что с одной стороны соответствует принципу самодеятельности досуговой деятельности, а с другой - нарушает систематичность и преемственность физических упражнений, что имеет едва ли не приоритетное значение в данной сфере.

Не всегда в полной мере решаются и задачи формирования и развития мотивации курсантов к спортивным занятиям в свободное время, что негативно сказывается на массовости спортивного досуга. Есть и другие проблемы, решение которых позволит придать новый импульс любительскому спорту в стенах вузов МВД, и в тоже время более успешно решать задачи профессиональной подготовки будущих полицейских [11].

Согласно ст. 20 ФЗ «О полиции» [9] сотрудник правоохранительных органов может «...применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях: для пресечения преступлений и административных правонарушений; для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц; для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции».

Следовательно, культура поведения будущих сотрудников МВД РФ, от степени выраженности и проявления которой зависит успешность обучения в вузе и последующая профессиональная деятельность, может быть сформирована в комплексе с физическими качествами посредствам занятий служебно-прикладными видами спорта в рамках спортивно-физкультурной досуговой деятельности.

Рукопашный бой, самбо и другие виды спорта усиливают и положительно влияют на разностороннее развитие личности, качественно дополняют общую и специальную физическую подготовку курсантов ВУЗов МВД РФ, развивая не только физические качества (быстроту, ловкость, силу, выносливость), но и формируя морально-волевые качества.

В результате проведенного исследования мы приходим к выводу, что в настоящее время основным направлением досуговой деятельности курсантов ВУЗов МВД РФ является физкультурно-спортивное. Физическая культура и спорт являются значимыми для воспитания культуры поведения курсантов ВУЗов МВД РФ. Процесс физического воспитания оказывают большое влияние на взгляды, мировоззрение, настроение и поведение будущих сотрудников в области правоохранительной деятельности. В процессе занятий физической культурой и спортом созданы благоприятные условия для развития личности [8, с. 58].

Вузовская система физической подготовки будущих сотрудников полиции включает базовую подготовку, занятия физическими упражнениями и спортом в режиме внеучебной деятельности и физическую самоподготовку обучающихся. Базовая форма физической подготовки содержит средства развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости), строевую и профессионально-прикладную физическую подготовку. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов и слушателей состоит из огневой подготовки, основ единоборств (приемы борьбы, рукопашный бой, самбо, дзюдо), моделирования служебной деятельности, направленного на закрепление техники и тактики применения боевых приемов, спецсредств и огнестрельного оружия в различных условиях

Организация досуга в области физической культуры и спорта выступает как одно из основных средств социального становления духовно-нравственного воспитания курсантов МВД РФ, как средство развития их личностных и профессионально значимых качеств, как одно из важнейших средств воспитания их в духе коллективизма и взаимопомощи, как средство достижения физического совершенства.

Выводы. Итак, основным направлением процесса формирования культуры досуга курсантов вузов МВД России является спортивное. Систематические и регулярные тренировки будущих полицейских в свободное время позволяют многим из них развивать свою физическую культуру на уровне спортивных разрядов и званий.

Особенности процесса формирования культуры досуга курсантов вузов МВД России обусловлены как спецификой правоохранительной деятельности, так и ее ролью и значением в обществе, и выражаются в повышенных требованиях к досугу сотрудников полиции.

В системе физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России рекреационно-оздоровительная физическая культура и самоподготовка выполняют ряд важных социальных функций, и органично дополняют форму базового обучения.

Литература:

1. Агранат Д.Л., Истомин Ю.В. Феномен униформы (проблемы социологии моды) // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 10.

2. Беловолова С.П., Скворцов И.М., Бунин С.В., Беловолов В.А. Проблемные вопросы процесса адаптации курсантов первого курса к обучению в военных вузах внутренних войск МВД РФ // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. - С. 289-297.

3. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. — С. 333.

4. Кочнев И.Ю. Особенности и основные направления процесса формирования культуры досуга курсантов ВУЗов МВД РФ / И.Ю.Кочнев // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Изд-во Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2016. - С. 53-56.

5. Кустов П.В. Основные направления повышения качества обучения физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / П.В. Кустов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. - № 3(5). - М., Изд. «МЦНО», 2017. -С. 48-51.

6. Панов Е.В. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа как один из факторов совершенствования физической подготовки курсантов вузов правоохранительных органов / Е.В. Панов // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: сборник статей / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю. А. Матвейчев (отв. ред.) [и др.]. -Могилев: Могилев. институт МВД, 2016. - C. 260-263.

7. Тумасян Л.Л. Развитие физических качеств курсантов МВД / Л.Л. Тумасян // Историческая и социально-образовательная мысль. - Т. 9. - № 3/2. - 2017. - С. 191-196. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.histedu.ru/hist/article/view/2754.

8. Сиротинина Р.Л. Физическая культура как средство воспитания духовно-нравственных качеств современной молодежи / Р.Л.Сиротинина // Орловский государственный институт культуры как фундаментальный центр сохранения и развития отечественной культуры / Мат. межд научно-практ. конф. -Орел, - 2017. - 450 с.

9. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.

10. Д.А.Рыбалкин. Педагогические условия формирования культуры поведения курсантов вузов МВД РФ. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств №3 - 2017. - 135-137 с.

11. Кочнев И. Ю. Спорт как форма досуга курсантов образовательных организаций МВД России. Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Казань - С. 118-119.

Педагогика

УДК 796.894

кандидат педагогических наук, доцент Галимова Алена Геннадьевна

Восточно - Сибирский институт МВД России (г. Иркутск);

доцент Толстихин Александр Николаевич

Восточно - Сибирский институт МВД России (г. Иркутск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный педагогический университет

имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный

университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск),

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Панов Евгений Валентинович

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ СО СТРЕЛЬБОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы совершенствования методики подготовки к преодолению полосы препятствий со стрельбой. Одним из прогрессивных подходов, которые способствуют их разрешению, являются рекомендации высококвалифицированных специалистов М.П. Агафонова и С.Н. Архипова, считающих, что необходимо формировать определенные умения и навыки в преодолении полосы препятствий.

Ключевые слова: полоса препятствий со стрельбой, огневая подготовка, тренировка, сотрудники органов внутренних дел.

Annotation. The article deals with the problems of improving the methods of preparation to overcome the obstacle course with shooting. One of the progressive approaches that contribute to their resolution are the recommendations of highly qualified specialists M. p. Agafonov and S. N. Arkhipova, who believe that it is necessary to form certain skills in overcoming the obstacle.

Keywords: obstacle course shooting, shooting training, training of the staff of bodies of internal Affairs.

Введение. Во всех видах спорта рост мастерства тесно связан с совершенствованием методики спортивной тренировки. Спортивная тренировка, являясь педагогическим процессом, приводит к высокому результату, когда она организована в соответствии с теорией и методикой физического воспитания и учетом особенностей организма спортсмена, показателей его физического состояния, проводится по плану, в согласовании с поставленными целями и задачами.

С 2009 года в образовательных организациях МВД России развивается вид соревновательной деятельности: «Преодоление полосы препятствий со стрельбой». Этот вид двигательной активности включает в себя прохождение девяти препятствий, расположенных на 80-ти метровом участке местности, в служебной форме одежды и прицельную стрельбу по мишенным установкам из табельного оружия (пистолета Макарова или его модификаций). Показанный результат складывается из затраченного на прохождение дистанции времени и качества стрельбы, а именно - количества промахов. Практика проведенной подготовки и выступлений команды Восточно-Сибирского института МВД России в чемпионатах ведомства показала, что данный вид спорта, на современном этапе развития имеет большие перспективы. Однако, на настоящий момент не существует единого научно - методического подхода и традиционной (классической) методики подготовки спортсменов в этом сложном виде соревновательной деятельности, нельзя даже однозначно сказать, что здесь первостепенно скорость преодоления дистанции или точность и скорость ведения огня [3, 6, 7, 8]. Поэтому при построении учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать обязательность:

- изучения материальной части оружия, мер безопасности и правил обращения с ним;

- обучения и системного совершенствования техники стрельбы из пистолета;

- наличия высокого уровня общей физической подготовленности;

- обучения техничному, правильному и безопасному преодолению препятствий различными способами и в различных сочетаниях;

- психологической и тактической подготовленности к действиям в нестандартных ситуациях и в условиях соревнований.

Для того чтобы показывать высокие результаты, тренерам необходимо подобрать и подготовить спортсменов с развитым позитивным мышлением. Под этим термином С.Н. Архипов понимает такой образ мыслей и действий, в котором эти мысли и действия стрелка - спортсмена на полосе препятствий являются позитивными, то есть, направлены на эффективное выполнение двигательных действий, не содержат предлога «не» и направлены только вперед, на следующий точный выстрел, а не на удачный выстрел в прошлом. Следует уточнить, что прошлого никогда не вернешь, а вот такие мысли «не вернуть бы», «не качнуться бы», «следующий выстрел только в десятку» часто приводят к отрицательным последствиям. Хорошо подготовленный спортсмен в этой ситуации сосредоточит внимание на плавной обработке спуска курка и устойчивости тела, не думая о результатах действия и пуля в этом случае поразит самый центр мишени [2].

Подобная способность удерживать внимание на произвольно выбранном объекте или ощущении, в течение необходимого периода времени или до завершения действия нуждается в систематической тренировке. Это позволит оценивать обстановку, быстро и сноровисто действовать; наиболее выгодным путем преодолевать препятствия в сочетании с различными способами перемещений, вести надежную стрельбу на результат, уметь корректировать огонь, быстро, координированно устранять причины задержки при стрельбе. Кандидаты должны обладать такими физическими качествами, как: ловкость, быстрота и скоростная выносливость, сила, решительность, координация и активность в процессе выполнения различных напряженных действий, одно с другим постоянно сменяющих, а также уверенность в своих силах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.