Научная статья на тему 'Спортивный праздник как средство развития культуры досуга курсантов вузов МВД России'

Спортивный праздник как средство развития культуры досуга курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE OF LEISURE / CADETS / КУЛЬТУРА ДОСУГА / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочнев И.Ю.

В статье рассматриваются вопросы развития культуры досуга курсантов вузов МВД России. Отмечается приоритетная роль спортивного праздника в этом процессе, описываются его преимущества. Раскрыты ключевые принципы организации и проведения спортивного праздника свойственные культурно-досуговой деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS FESTIVAL AS A TOOL OF LEISURE CULTURE DEVELOPMENT AMONG THE RUSSIAN FEDERATION MIA UNIVERSITY CADETS

The article deals with the problem of leisure culture development among the Russian Federation MIA university cadets. The priority role of a sports festival in this process is noted, and its advantages are described. The article defines the key principles of the organization and holding a sports festival are typical to cultural and leisure activity in general.

Текст научной работы на тему «Спортивный праздник как средство развития культуры досуга курсантов вузов МВД России»

Наконец, еще одним средством социально культурной деятельности способствующим формированию профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России можно считать и художественную самодеятельность, участие в которой всегда положительно характеризует будущего полицейского. Безусловно, само исполнение песен, музыки либо участие в театральных постановках в соответствующих ансамблях или труппах, не способствует усилению профессиональной подготовленности. Однако содержание большинства этих номеров, как правило, носит профессиональный характер, заставляя участников художественной самодеятельности и аудиторию вести соответствующую мыслительную работу по решению этических, нравственных вопросов сопровождающих многие произведения.

Таким образом, изучение средств социально-культурной деятельности, выявило их значительный потенциал в развитии профессиональной компетентности курсантов, позволяющий совершенствовать как интеллектуальные, так и морально-волевые, а также нравственные качества будущих полицейских.

Литература

1. Букланс Д.Г. Коммуникативное пространство игры КВН // Вестник Вятского государственного университета. 2009. Т. 4. № 3. - С. 189-192.

2. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие. - Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.

3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - С.240.

References

1. Bouclans D. G. Communicative space of CFI games // Bulletin of Vyatka state University. 2009. Vol. 4. No. 3. - P. 189-192.

2. Grigoriev E. I. Modern technologies of socio-cultural activities: a training manual. - Tambov: Pershina, 2004. - 512 p.

3. Zharkov A. D. Theory and technology of cultural and leisure activities: the Textbook for students of universities of culture and arts. - M.: Publishing House of Moscow state University, 2007. - P. 240.

УДК: 378

И.Ю.Кочнев

СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы развития культуры досуга курсантов вузов МВД России. Отмечается приоритетная роль спортивного праздника в этом процессе, описываются его преимущества. Раскрыты ключевые принципы организации и проведения спортивного праздника свойственные культурно-досуговой деятельности в целом.

Ключевые слова: культура досуга, курсанты

Ivan Yu.Kochnev SPORTS FESTIVAL AS A TOOL OF LEISURE CULTURE DEVELOPMENT AMONG THE RUSSIAN FEDERATION MIA UNIVERSITY CADETS

The article deals with the problem of leisure culture development among the Russian Federation MIA university cadets. The priority role of a sports festival in this process is noted, and its advantages are described. The article defines the key principles of the organization and holding a sports festival are typical to cultural and leisure activity in general.

Keywords: culture of leisure, cadets

Проблема организации интересного и эффективного досуга курсантов вузов МВД России является одной из значимых в системе морально-психологической подготовки будущих полицейских. Как показывает педагогическая практика, а также личные наблюдения автора, именно культурно-досу-говая деятельность выступает важнейшим средством восстановления, как физических сил, так и душевного состояния сотрудников правоохранительных органов, профессиональная деятельность которых, в условиях отсутствия полноценного досуга, может привести к личностным деформациям и синдрому эмоционального выгорания. В тоже время недостаточность, дискретность и неорганизованность свободного времени полицейского, обусловленные особенностями их профессиональной деятельности, детерминируют потребность в проведении емкого, эмоционально и интеллектуально насыщенного досуга, что не всегда оказывается возможным. Это, в свою очередь, приводит к ограничению досуговых интересов сотрудников полиции, предпочтению потребительских форм свободного времяпровождения, а вместе с тем и к снижению общей культуры досуга.

Необходимо отметить, что эти проблемы возникают у будущих полицейских уже в период профессиональной подготовки, когда учебная деятельность, предполагающая значительные умственные нагрузки, несение службы в суточных нарядах, распорядок дня накладывают свой след на психическое состояние курсантов, существенно повышая значение рекреационной функции досуга.

Укреплению слабой мотивации курсантов к культурно-досуговой деятельности также способ-

ствуют стереотипы образа полицейского, бытующие в общественном мнении, аттитюдами которого выступают низкий уровень общекультурного развития личности, неразвитость интересов в сфере досуга, избегание активных форм свободного времяпровождения и т.д. Нежелание преодолевать рамки сложившихся стереотипов и сталкиваться с возможным неодобрением лиц близкого окружения и сослуживцев, постепенно ведут утрате возникающих желаний у будущих полицейских заняться тем или иным видом культурно-досуговой деятельности. Постепенное исчезновение существующих мотивов к интересному досугу и невозможность формирования новых, приводят к закреплению в поведении курсантов вузов МВД России стойких убеждений неприятия, а некоторых случаях и отторжения куль-турно-досуговой деятельности, воспринимаемой как нечто неприемлемое для блюстителя закона. В дальнейшем, не имея устойчивых мотивов к культурно-досуговой деятельности, сотрудник полиции в ходе своей профессиональной деятельности, характеризующейся частыми стрессовыми ситуациями и сложным графиком работы, еще больше отдаляется от вопросов выбора и реализации культурных форм досуга. Таким образом, слабая мотивация к культурно-досуговой деятельности будущих полицейских, обусловленная как внешними факторами, так и особенностями профессиональной деятельности, также является существенной предпосылкой снижения эффективности процесса формирования культуры досуга курсантов вузов МВД России.

В связи с острой необходимостью осуществления восстановительной функции и профилактики девиантного поведения курсантов в вузах МВД России реализуются различные виды культурно-досу-говой деятельности, важное место среди которых занимают празднично-игровые технологии. Именно в ходе праздничной игры, которая сочетает в себе ценности, идеи и предполагает определенные присущие празднику действия, человек дополняет свои представления о праздничном поведении, приобретает соответствующие навыки, осваивает различные роли, развивая свои физические и интеллектуальные способности и досуговую культуру в целом.

Проведенная ранее аналитическая работа [2 и др.], позволила определить особенности свободного времяпровождения курсантов и наиболее востребованные ими разновидности празднично-игровых технологий. На основе результатов опроса, проведенного среди курсантов вузов МВД России, был сделан вывод о существенном преобладании спортивного досуга над всеми другими его направлениями, поскольку около 40% курсантов, вне зависимости от года обучения, в различной степени периодичности и активности принимают участие в занятиях спортивных секций института.

Рассматривая вопрос о формах досуга, реализуемых в рамках данного направления, можно говорить о широком спектре досуговых занятий как массового и индивидуального характера. При этом организация курсантом индивидуальных тренировок, либо его участие в качестве отдельного претендента на тех или иных состязаниях являются менее трудоемким, чем осуществление этих же действий на уровне целой спортивной команды. Однако, учитывая безусловное значение и существенную роль в жизни отдельного человека индивидуальных форм досуга, важно отметить их слабую педагогическую насыщенность, а вместе с тем и эффективность ввиду отсутствия прямого участия преподавателя в таких занятиях. Индивидуальные формы досуга ценны сами по себе, а их участник далеко не всегда ставит перед собой цель совершенствования выполняемой деятельности и достижения каких бы то ни было значимых результатов. Поэтому в педагогическом смысле индивидуальные формы досуга можно считать малозначительными, когда их участник, следуя принципу «проб и ошибок» пытается самостоятельно решить задачи, ответы на которые уже давно найдены, а результаты его деятельности остаются лишь его личным достоянием. Поэтому досуговая культура такого человека, очерченная границами его индивидуальных занятий и не имеющая притока необходимой и объективной информации извне, в общем случае будет развиваться замедленными темпами и не всегда верно. В худшем случае результатом реализации сугубо индивидуальных форм досуга может явиться искаженная досуговая культура человека, когда им провозглашаются и активно используются, а иногда и пропагандируются ложные ценности и способы поведения в свободное время. Большинства этих проблем удается избежать при использовании массовых форм досуга, предполагающих гораздо более высокий уровень коммуникации курсантов в свободное время.

Анализ показал, что одним из наиболее эффективных способов стимулирования мотивации будущих полицейских к развитию культуры досуга является организация и проведение спортивных праздников различной направленности. Как справедливо отмечает О.В. Котова, спортивный праздник представляет собой интегративное мероприятие как культурного, так и спортивного характера, предполагающее разработку и реализацию соответствующего сценария, а также активное участие в действах как зрителей, так и организаторов [1].

Спортивные праздники занимают важное место в системе воспитательной работы образовательных учреждений любого вуза МВД России и являются одним из наиболее распространенных и эффективных видов организации спортивного досуга. Одновременно сочетая в себе элементы спортивных

соревнований, показательных выступлений, тренировок и т.д., спортивный праздник в большей мере основывается на культурно-досуговой деятельности его участников, а также на сотвествующих принципах добровольности и интереса. И в этом смысле спортивный праздник, будучи одной из разновидностей массовых форм досуга, выполняет в большей мере культуроформирующую и транслирующую функции, нежели решает задачи организации физкультурно-оздоровительной работы.

Важность данного мероприятия в плане развития досуговой культуры личности заключается в том, что в ходе спортивного праздника будущие полицейские не только выполняют те или иные физические упражнения, но и осваивают образцы социально одобряемого поведения в свободное время, перенимают ценности участия в его культурных формах проведения, устанавливают новые межличностные контакты и т.д. Этому способствует и расслабляющая атмосфера спортивного праздника, на некоторое время ослабляющая рамки служебной субординации, когда в праздничном действе принимают участие все сотрудники вне зависимости от званий и занимаемых должностей.

Как указывает Е.А Степанян, объектом воздействия спортивных праздников и выступлений на них является комплекс мировоззренческих, психологических, нравственных и эстетических качеств человека, а предметом - способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способ жизнедеятельности человека, его самоутверждение [3].

Поэтому можно утверждать, что спортивный праздник - это не только и не столько совокупность спортивных соревнований, организуемых и проводимых в массовом порядке. Главное значение таких мероприятий состоит в необходимости и возможности раскрыть себя с новой стороны в привычной многим сотрудникам форме спортивной подготовки, которая, в свою очередь, приобретя элементы развлечения, перестала быть скучным однообразным и утомительным занятием. Именно в спортивном празднике девиз «главное - участие, а не победа» более всего подходит к сущности такого события. Все участники спортивного праздника осознают его условность, когда основное предпочтение отдается не спортивной борьбе, а совместному интересному и веселому времяпровождению.

Однако, чтобы спортивный (как любой другой) праздник состоялся, от его организаторов требуется проведение значительной подготовительной работы, направленной на умелое сочетание физических упражнений с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов, аттракционов и т.д. В наши дни, чтобы быть интересным, спортивный праздник должен представлять собой яркое, запоминающее шоу, сопровождающееся спецэффектами светового и звукового характера, участием аниматоров, использованием соответствующих декораций и т.д. Именно включение этих элементов культурно-досуговой деятельности в структуру спортивных состязаний и является основой становления культуры досуга будущих полицейских, которые наглядно представляют возможности более интересного проведения своего свободного времени. Будучи зрелищным мероприятием, спортивный праздник надолго запоминается его участникам, поэтому становление культуры досуга осуществляется в таких условиях более эффективно, позволяя получить надежные результаты.

Как показывает практика, спортивные праздники наряду с решением задач развлекательного характера одновременно обеспечивают выполнение многих педагогических функций не только в сфере физкультурно-оздоровительной работы, но и способствуют проявлению личности будущих полицейских в области культурного досуга. Участвуя в спортивном празднике, курсанты вузов МВД России незаметно для себя развивают мотивацию и положительное отношение к культурно-досуговой деятельности в целом.

Таким образом, организация и проведение спортивного праздника является необходимым условием, которое способствует переходу данного вида мероприятий из простого развлекательного массового зрелища в одно из средств физического воспитания, способствующего развитию культуры досуга курсантов вузов МВД России.

Литература

1. Котова О.В. Спортивные праздники как средство социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - СПб., 2008. - N 12(86).-С.81-84.

2. Кочнев И.Ю. Особенности и основные направления процесса формирования культуры досуга курсантов вузов МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-10. - С. 53-60.

3. Степанян Е.А. Физкультурное образование школьников в условиях спортивных мероприятий-праздников //Омский научный вестник. 2008. № 1-63. - С. 122-126.

References

1. Kotova O.V. Sports festivals as means of the disabled people social intégration. Proceedings of Russiab state pedagogical university by A.I. Gerzen,- Saint-Petersburg, 2008, no 12(86), pp.81-84. [in Russian]

2. Kochnev I.J. Peculiarities and main directions of leisure culture development process of the Russian Federation MIA university cadets. Problems of modern pedagogical education, 2016, no 53-10, pp. 53-60. [in Russian]

3. Stepanjan E.A.Sports education of school students in the frames of sports events and holidays. Omskij nauchnyj vestn, 2008, no 1-63, pp. 122-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.